3.3. Индивидуальное и общественное здоровье населения
До сих пор речь шла о понятии здоровья вообще, здоровья человека. В жизни, однако, мы сталкиваемся с конкретными людьми и их здоровьем. Если речь идет об отдельных людях, мы имеем дело с индивидуальным здоровьем, а если имеем в виду несколько людей, их сообщества, то говорим о групповом здоровье; если речь идет о населении, проживающем на определенных территориях (в городах, на селе), или обо всем населении, используется понятие здоровье популяции.
Индивидуальное здоровье мы оцениваем по персональному самочувствию, наличию заболеваний, физическому состоянию, трудоспособности, личным ощущениям бытия, радости жизни и др. Наверное, никому не придет в голову оценивать индивидуальное здоровье в статистических показателях: заболеваемости, смертности, средней продолжительности предстоящей жизни и других, требующих достаточного числа единиц наблюдения, т.е. достаточного числа людей, здоровье которых мы оцениваем. Значит, как только мы переходим от индивидуума к сообществу (начиная с самой малой ячейки общества — семьи), мы абстрагируемся от отдельного, конкретного человека и переходим на язык медицинской и демографической статистики, на язык оценок группового и попу-ляционного здоровья, проще говоря — здоровья населения.
Предложено много показателей для оценки здоровья населения. В последние годы стали широко применяться сложные, сочетанные математические и математико-логические комплексные показатели (см. раздел 6.4). Такие показатели позволяют более полно подходить к оценке здоровья населения. Принято пользоваться следующей схемой медико-демографических показателей и показателей здоровья населения.
Показатели состояния здоровья населения 1
1. Демографические показатели
► Структура населения: по полу и возрасту, по месту проживания (сельское, городское) и др.
1 Определение показателей более подробно представлено в разделе 4.3.
► Воспроизводство населения: родившиеся, умершие, естественный прирост населения, суммарный коэффициент рождаемости.
► Ожидаемая продолжительность жизни при рождении.
► Браки и разводы.
► Смертность населения: общий коэффициент смертности, смертность по классам причин смерти, смертность в трудоспособном возрасте, младенческая смертность, средний возраст смерти по основным классам причин смерти.
► Миграция: иммиграция, эмиграция.
2. Собственно показатели здоровья населения
► Заболеваемость населения: первичная и общая, общая накопленная, заболеваемость по классам болезней, заболеваемость среди различных половозрастных групп (женщины, дети, подростки и др.).
► Инвалидность населения: общая численность инвалидов, численность лиц впервые признанными инвалидами, численность лиц инвалидов в трудоспособном возрасте, инвалидность вследствие отдельных заболеваний и их групп и др.
► Профессиональная заболеваемость и травматизм на производстве.
3. Показатели физического развития и образа жизни населения
► Распространенность ожирения и малоподвижного образа жизни среди населения.
Общественное здоровье — следующий уровень здоровья, одна из важнейших характеристик общества как социального организма, без которого не может создаваться вся совокупность материальных и духовных ценностей в обществе.
Пока общепризнанные показатели и критерии общественного здоровья четко не разработаны. Эксперты ВОЗ пытались конкретизировать это понятие, рассмотрев сотни критериев и показателей и остановившись на следующей группе: удельный вес затрат на здравоохранение по отношению к валовому национальному продукту, доступность первичной медико-санитарной помощи (ПМСП); численность населения, пользующегося безопасным в гигиеническом смысле водоснабжением; процент вакцинированных при профилактике инфекционных болезней; состояние питания детей; процент родившихся с низкой массой тела (менее 2500 г); детская смертность и средняя продолжительность предстоящей жизни и др. Более подробно эти показатели рассматриваются в главах 4-6.
Дополнительными критериями для определения общественного здоровья представляются понятия «образ жизни», «здоровый образ жизни», соответственно их показателями могут быть: «потенциал общественного здоровья» (ПОЗ), «индекс общественного здоровья» (ИОЗ), «индекс здорового образа жизни» (ИЗОЖ).
ИОЗ можно представить как соотношение удельного веса факторов здорового и нездорового образа жизни; ИЗОЖ — как процент лиц, ведущих здоровый образ жизни. Потенциал общественного здоровья — это мера здоровья людей, накопленного обществом, и его резервов, создаваемых активным, здоровым образом жизни. Его можно определить удельным весом здоровых людей. ПОЗ можно рассчитать по численности населения в группах здоровья. Например, в 1-й группе (здоровые) таких потерь за год нет, условно считается, что в них ПОЗ равен 100%; во 2-й группе (практически здоровые, но с факторами риска для здоровья) потеря здоровья оценивается в 5-10%; в 3-й группе (больные) — потери составляют 10-20%. Таким образом, в популяции потери здоровья достигают 30% и более, а ПОЗ равен примерно 70%.
Общественное здоровье определяется государственной политикой в области охраны и улучшения здоровья народа, в том числе деятельностью системы здравоохранения.
Прежде чем говорить о факторах, которые определяют здоровье, целесообразно остановиться на так называемом третьем состоянии — между здоровьем и болезнью, о котором писал еще Клавдий Гален. Его называют также предболезнью преморбидным, доно-зологическим состоянием. И хотя имеются некоторые отличия в толковании значений этих понятий, все они объединяются мыслью о существовании «моста», переходного состояния между болезнью и здоровьем. В медицинской статистике это состояние не регистрируется, но важно знать о доле «третьего состояния» в общественном здоровье. Легче и экономически эффективнее не допускать возникновения и развития заболевания, нежели преодолевать уже развившуюся болезнь.
Различия в понимании «третьего состояния» здоровья сказываются на численности этой группы, которая в среднем колеблется от 20 до 30% численности всего населения. Некоторые современные авторы полагают, что «третье состояние» охватывает не менее половины населения.
Источник
Конспект урока по теме «Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Здоровый образ жизни и его составляющие»
специалист в области арт-терапии
ОБЖ 9 класс Учитель Федорова О.В.
Урок № 23 Дата
Тема урока: Здоровье человека как индивидуальная, так и об щественная ценность. Здоровый образ жизни и его составляющие.
Цель урока: Систематизировать знания учащихся о здоровье человека как об индивидуальной и общественной ценности, об основных составляющих здоровья и факторах, на него влияющих. Сформировать убеждение, что каждый человек, сохраняя и укрепляя свое личное здоровье, вносит вклад в укрепление общественного здоровья.
— освоить основные понятия: здоровье индивидуальное и общественное.
— способствовать развитию творческих способностей.
— сформировать убеждение, что каждый человек, сохраняя и укрепляя свое личное здоровье, вносит вклад в укрепление общественного здоровья.
— знать основные составляющие здоровья и факторах, влияющих на здоровье человека;
— знать составляющиеся здорового образа жизни.
— понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— развитие информационной и коммуникативной компетентности обучающихся.
— формировать готовность и способность вести диалог и достигать в нём
— формировать потребность соблюдать нормы здорового образа жизни.
Ход урока
I Организационный момент
II Актуализация опорных знаний учащихся
Тестирование по теме «Профилактика наркоза висимости».
1. Заболевание социального характера, связанное с употреблением психотропных веществ и приводящее практически в 100% случаев к летальному исходу, называется
2. Срок жизни наркомана с момента первого приема наркотика составляет не более
3. Какое действие будет наиболее правильным, если вам в руки попадет доза наркотического вещества?
б) отдать товарищу;
4. Верны ли следующие суждения?
А) Наркомания – исключительно личная проблема человека, принимающего наркотики.
Б) В России борьба с распространением наркотиков является общегосударственной задачей.
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верны оба суждения;
г) оба суждения неверны.
5.Выберите три верных ответа из шести. Какие симптомы свидетельствуют о начале развития болезненного пристрастия к наркотикам?
а) непреодолимое желание принять наркотик;
б) постоянное чувство голода;
в) потребность в дополнительном сне;
г) потребность испытать состояние эйфории;
д) повышение температуры тела;
е) желание добыть наркотик любыми способами.
Правильные ответы: 1 в, 2 б, 3 г, 4 б, 5 а, г, е.
III Мотивация учебной деятельности
Здоровье человека, несомненно, среди жизненных ценностей занимает верхнюю ступень. Здоровье — это непременное условие благополучия человека и его счастья.
Определения здоровья человека :
— нормальное функционирование организма человека в системе человек — окружающая среда;
— способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде;
— способность к полноценному выполнению основных социальных функций и др.
В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) дано более полное и объективное определение здоровья: «Здоровье — это состояние полного духовного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Как вы считаете, здоровье человека индивидуальная или об щественная ценность?
IV Изложение учебного материала
1.Цельное представление о здоровье человека
Здоровье каждого человека является не только его индивидуальной, но и общественной ценностью, так как общественное здоровье в конечном итоге основная составляющая здоровья членов общества. Общественное здоровье и индивидуальное здоровье каждого человека взаимосвязаны, и одно зависит от другого.
Чтобы получить цельное представление о здоровье человека, необходимо взять во внимание его духовные, физические и социальные качества и возможности.
А) Духовное здоровье — это способность человека анализировать происходящие в окружающем мире различные события и явления, определять ход их развития и возможные последствия для личного благополучия от общения с окружающим миром в процессе жизнедеятельности.
Духовную составляющую здоровья человека можно определить, как его способность познавать окружающий мир в динамике развития, свои возможности и пути самореализации и формировать нравственные ориентиры для жизнедеятельности.
Духовное здоровье всегда имеет нравственный акцент. Отметим, что высшая нравственность для человека — это поиск путей сохранения человечества как вида на Земле. А в настоящее время можно сказать так: нравственность — это поиск путей сохранения человека от самоуничтожения. (Напомним, что отрицательное влияние человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства составляет 80—90%.)
Уровень духовного здоровья обеспечивается системой мышления человека, постоянным стремлением его к самовоспитанию, самообучению и совершенствованию духовных, физических и социальных качеств.
Для формирования духовного благополучия необходимо:
— научиться, прежде всего, жить с собой в согласии и управлять своими эмоциями, адекватно реагировать на стрессовые нагрузки:
— сформировать психологическую уравновешенность и сохранить ее в любых жизненных ситуациях;
— иметь четко сформулированную цель жизни, выработать у себя положительное отношение к жизни, ставить перед собой достижимые задачи;
— не драматизировать неудачи, помнить, что совершенство в принципе недостижимая вещь;
— развивать в себе чувство самоуважения, осознание того, что вы не зря живете, что все задачи, стоящие перед вами, вы в состоянии решить и знаете, как это сделать;
— воспринимать каждый день как маленькую жизнь;
— научиться каждый день получать от жизни хоть маленькие радости;
— стремиться быть хозяином своей жизни, радоваться успехам, так как во всех человеческих начинаниях успех порождает успех;
— постоянно совершенствовать свой образ жизни, создавая свою индивидуальную систему здорового образа жизни;
— выработать у себя отрицательное отношение к употреблению алкоголя, наркотиков и курению табака.
Б) Физическая составляющая здоровья человека характеризуется:
— совершенством состояния тела человека;
— способностью обеспечивать постоянное духовное самосовершенствование и жизнедеятельность в реальной окружающей среде — природной, техногенной и социальной;
— способностью, направленной на обеспечение благополучной жизни и безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, на обеспечение долголетия функционирования всех органов человека без отклонений.
Для формирования физического благополучия необходимо:
— выработать в себе постоянную привычку к занятиям физической культурой и спортом с учетом своих возможностей и потребностей. Тренированные люди меньше подвержены стрессу, лучше справляются с беспокойством, тревогой, угнетенностью, гневом и страхом. Они лучше спят, сон у них крепче, их организм легче сопротивляется болезням. Физическая тренированность придает человеку уверенности в себе, улучшает внешний облик, повышает умственную и физическую работоспособность. Люди, постоянно занимающиеся физической культурой и спортом, свободно ориентируются в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, они имеют больше шансов выйти из опасной ситуации;
— выработать в себе привычку к систематическому выполнению закаливающих процедур. У закаленных людей вырабатывается устойчивость к низким температурам, теплообразование в организме происходит более интенсивно, а это уменьшает вероятность развития инфекционных болезней. Закаливание способствует повышению активности и мощности всех защитных сил организма. Закаливание формирует у человека силу воли;
— выработать наиболее приемлемый режим дня, в котором рациональное сочетание: труд и отдых, физическая и умственная нагрузка, занятия физической культурой и спортом, режим питания и сна;
— придерживаться системы рационального питания. Пища обеспечивает организм человека всеми питательными веществами, которые требуются для выработки энергии. Необходимо отметить, что нет таких пищевых продуктов, которые сами по себе были бы хорошими или плохими. Питательной ценностью в определенной степени обладают все пищевые продукты, но не существует и какой-то идеальной пищи. Вероятно, важно не только то, что мы едим, а то, сколько едим, когда едим и в каких сочетаниях съедаем те или иные продукты;
— выработать привычку в соблюдении правил личной гигиены. Их должен соблюдать ежедневно каждый человек, учитывая при этом свои индивидуальные особенности (возраст, профессиональную деятельность), условия окружающей среды и свои возможности;
— выработать привычку к самоконтролю за своим состоянием (самочувствие, работоспособность, сон, аппетит, определение появления переутомления, меры его профилактики);
— выработать умение в оказании первой медицинской помощи и самопомощи при неотложных состояниях.
Укрепляется физическое здоровье с помощью:
-рационального сочетания умственного и физического труда;
-умения сочетать нагрузки и отдых;
-исключения из употребления алкоголя, наркотиков и курения табака;
— умений и навыков оказывать медицинскую самопомощь.
В) Социальная составляющая здоровья характеризуется уровнем общей культуры человека в области безопасности.
Укрепляется социальное здоровье с помощью:
— умения предвидеть опасности, возникающие в процессе жизнедеятельности, и по возможности избегать их;
— знания существующих нормативно-правовых актов и требований в области безопасности и умения соблюдать их, чтобы не спровоцировать опасную или чрезвычайную ситуацию по собственной вине;
— знания рекомендаций специалистов в области безопасности и умения применять их с учетом своих особенностей.
Для формирования социального благополучия необходимо:
— уметь жить в согласии с окружающими вас людьми (сверстниками, родными и близкими и со взрослыми — знакомыми и незнакомыми), находить с ними компромиссы в спорных вопросах, спокойно разрешать возникающие конфликтные ситуации;
— формировать умение предвидеть возникновение опасной ситуации в процессе жизнедеятельности;
— анализировать складывающуюся обстановку и находить наиболее безопасный выход из опасной ситуации;
стремиться изучать необходимые правовые акты в области безопасности жизнедеятельности и соблюдать их требования в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
— воспитывать в себе наиболее значимые человеческие качества — ответственность, исполнительность и силу воли;
— постоянно воспитывать в себе потребность в сохранении окружающей природной среды и личного здоровья как индивидуальной, так и общественной ценности;
— формировать чувство ответственности за обеспечение личной безопасности и безопасности общества и государства.
2. Факторы, которые оказывают существенное влияние на здоровье человека.
Первый фактор — это наследственность, которая оказывает влияние на все стороны здоровья человека. Наследственность определяет предрасположенность человека к некоторым заболеваниям, предопределяет в известной степени и стиль его поведения в жизни, склонности к тем или иным поступкам и т. д.
Степень влияния наследственности на здоровье человека, по мнению специалистов, может составлять 20%.
Второй фактор — влияние окружающей среды в местах проживания. Степень ее влияния на здоровье может составить также до 20%.
Третий фактор — влияние медицинского обслуживания на здоровье человека. Этот фактор может составлять до 10%.
Четвертый фактор — влияние образа жизни человека на его здоровье. Этот фактор составляет 50%!
Следовательно, мы снова приходим к выводу: соблюдение норм здорового образа жизни — это надежная гарантия укрепления и сохранения здоровья.
В заключение отметим, что индивидуальное здоровье человека во многом зависит от его образа жизни, умения предвидеть и избегать различные опасные ситуации, строить свое благополучие.
Сохраняя и укрепляя свое личное здоровье, каждый человек вносит свой вклад в общественное здоровье, которое в конечном итоге является основой национальной безопасности России. Путь к этому один — соблюдение норм здорового образа жизни.
Вывод: соблюдение норм здорового образа жизни — это надежная гарантия укрепления и сохранения здоровья.
1. Что понимается под здоровьем человека, и какое содержание вкладывается в это понятие?
2. Какое определение здоровью дано в Уставе Всемирной организации здравоохранения?
3. Какие взаимосвязи существуют между духовной, физической и социальной составляющими здоровья человека?
4. Какие основные факторы оказывают существенное влияние на здоровье человека?
5. Почему индивидуальное здоровье каждого человека является не только индивидуальной, но и общественной ценностью?
VI Домашнее задание
Изучите § 9.1, 9.2 учебника, выполните задание практикума на стр. 167 учебника.
1.Я узнал (а) много нового.
2.Мне это пригодится в жизни.
3.На уроке было над, чем подумать.
4.На все возникшие у меня вопросы я получил (а) ответы.
Источник