Меню

Понятие культура здоровья школьников

Культура здоровья школьников

Культура здоровья — неотъемлемая часть общей культуры человечества. Многие это понимают, но не многим удается воплотить это понимание в действительности. Современные дети ведут малоподвижный образ жизни. Движение подменяют многочасовым сидением у телевизора, компьютера. Многие педагоги и родители учеников не обращают внимания на эту серьезную проблему, не считая гиподинамию угрозой для здоровья. Гиподинамия — это не просто недостаток движения, это своеобразная болезнь, определение которой звучит так: «Нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности».

Дети и дома, и в школе большую часть времени проводят в статическом положении, что увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Поэтому снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости, силы. Гиподинамия, вызывая развитие обменных нарушений, способствует заболеванию детей ожирением. Так, по данным большинства исследователей,70% детей страдают от последствий гиподинамии, 30-40% — имеют избыточный вес. У таких детей чаще регистрируются травмы, в 3-5 раз выше заболеваемость ОРВИ, у 43% обнаружена близорукость, у 24% — повышение артериального давления и т.д.

В то же время на развитие организма негативно влияют и чрезмерные физические нагрузки, особенно у ослабленных детей, что приводит к перенапряжению всех систем организма, понижению сопротивляемости инфекциям. Следовательно, специалистам в области здравоохранения, физической культуры и спорта необходимо учитывать индивидуальный двигательный режим школьника, способствующий повышению функционирования его организма как источника индивидуализации здорового образа жизни. Отсутствие индивидуального подхода к обучению учащихся на уроках физкультуры и во внеклассных формах спортивно-массовой работы, «втискивание» всех детей в рамки единых требований без учета предела их физических возможностей наносит колоссальный ущерб развитию личности школьника, дисгармонируют ее. У некоторых ребят на фоне неудач формируются защитные реакции протеста или избегания занятий физкультурой. Зайдите в спортивные залы, посмотрите, сколько детей сидят на лавочках, «случайно» забыв спортивную форму! Ребенок попадает в замкнутый круг: он не развивается гармонично физически, не накапливает собственное здоровье, часто подвергается насмешкам со стороны сверстников, что понижает его самооценку. Ребенок болезненно переживает коллективные формы соревнований (кроссы, «Веселые старты» и. т.д.), в которых из-за своих слабых физических возможностей подводит весь класс и видит крайне негативное к себе отношение одноклассников. Усугубляет страдания ребенка негативное отношение родителей к отсутствию у него спортивных достижений, особенно на фоне нереализованных собственных родительских амбиций или неоправданных ожиданий от своего ребенка. Помочь такому школьнику обязаны прежде всего учителя физкультуры, родители, педагог-валеолог, психологи, классный руководитель. Их задача -научить ребенка помогать самому себе, найти ту социально -психологическую нишу, в которой он чувствовал бы себя комфортно и гармонично, не забывая при этом про культуру движения. Необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка появился аппетит заниматься физической культурой, спортом, чтобы он понимал полезность движения для своего здоровья. Движение — это жизнь. Еще в XVIII в. известный французский врач Тиссо писал: «Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все лечебные средства мира не в состоянии заменить действие движения».

К сожалению, мы не часто видим заинтересованность родителей в решении проблемы гиподинамии, развития физической культуры ребенка. Родители не используют своих резервов и воспитательных возможностей семьи, сами ведут нездоровый образ жизни: не занимаются спортом, имеют вредные привычки (табакокурение, употребление алкоголя и т.д.), не делают утренней зарядки и не требуют этого от своих детей, предпочитают сидеть дома, вместо того чтобы пробежаться или просто пойти на прогулку перед сном, выехать на природу, встать на лыжи.

Анализ массовой практики физического воспитания в образовательных учреждениях позволяет сделать вывод: физическое воспитание сводится лишь к развитию физических кондиций учащихся (ловкости, силы, гибкости и т.д.) и компенсации недостаточной двигательной активности. Человек является инициатором собственного поведения в отношении здоровья и эти процессы носят глубоко субъективный характер, поэтому педагог-наставник и должен целенаправленно создавать такие условия обучения, в которых каждый ученик может стать субъектом своего развития, созидания своего здоровья.

Практика убеждает в том, что целенаправленная работа по формированию у школьников мотивации укрепления собственного здоровья через все формы учебной и внеучебной работы обеспечивается следующими составляющими этого процесса:

Читайте также:  Репродуктивное здоровье это реферат

— установкой на ценность собственного здоровья;

— приобретением знаний о своем здоровье и технологиях его индивидуального накопления;

— овладением способами поведения, сохраняющими и приумножающими здоровье;

— умением применить общие формы накопления здоровья к особенностям своего организма;

— созданием ситуации успеха в овладении навыками накопления собственного здоровья.

Определен механизм приобщения детей как субъектов этой деятельности к созиданию, проектированию своего собственного здоровья. Он заключается в следующем:

· Интериоризация ценности собственного здоровья как уникальной и непреходящей.

· Самостоятельный поиск школьником средств для достижения поставленной цели — сохранить и улучшить собственное здоровье.

· Определение препятствий при реализации поставленной цели.

· Самостоятельный поиск резервов для преодоления препятствий на пути созидания здоровья, включая стимулирование, и т.д.

Осознание школьниками необходимости самостоятельного накопления, сохранения здоровья и создание наставниками всех необходимых условий для этого дают действенный, стойкий положительный эффект в формировании культуры здоровья детей и подростков.

В 4 школе созданы благоприятные условия для обучения и повышения физической культуры детей на уровне технологий, подходов к организации образовательного процесса, направленных на саморазвитие и формирование здорового образа жизни, накопление и сохранение здоровья посредством таких компонентов:

o образовательного процесса, который обеспечивает индивидуальный подход к особенностям каждого ученика путем дифференциации учебных нормативов в соответствии с уровнем его развития;

o формирования мотивации физического самосовершенствования, накопления собственного здоровья через систему внешкольных и внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту, пропаганду спортивных достижений учащихся нашей школы, культивирование совершенствования физического развития;

o получения удовольствия и удовлетворения от процесса ведения здорового образа жизни, занятий физкультурой и спортом;

o создания оздоровительной системы физического воспитания с использованием

— уроков физической культуры;

— выполнения домашних заданий по физкультуре;

— самостоятельных тренировок любимым видом спорта;

— занятий ежедневной утренней гимнастикой.

и вариативных форм физического воспитания:

— динамического часа на свежем воздухе;

­- проведения подвижных игр на переменах;

— занятий в спортивных секциях в школе или учреждениях дополнительного образования;

— семейных занятий спортивными увлечениями (походы, походы на лыжах, рыбалка, вечерние пробежки, езда на велосипеде, семейные соревнования, подтягивания на перекладине и т.д).

Интегративным показателем результата здоровьесберегающей и здоровьеохранной деятельности школьников является культура здоровья, под которой мы понимаем ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, стремление не только сохранить природный потенциал, но и приумножить его за счет волевых качеств, направленных на созидание своего организма, гармонии с самим собой и окружающим миром, способности создавать душевное равновесие у себя и окружающих, способности воспринимать и создавать прекрасное вокруг себя. «Никакое фантастическое лечение не дает плодов, если у человека нет культуры здоровья. Чтобы победить болезни и недуги, вначале надо одолеть врага более сильного и коварного — самого себя, свою леность и стереотипное мышление, изменить в себе потребительское отношение: если я буду болеть, то общество пусть меня лечит. Молодым людям, вступающим в жизнь, нужно показать путь к здоровью, но бороться за него человек должен сам».

Источник

Статья «Состояние культуры здоровья школьников»

Статья является отчет по прменению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитателном процессе

Просмотр содержимого документа
«Статья «Состояние культуры здоровья школьников»»

Состояние КУЛЬТУРы здоровья школьников

В эпоху бурного развития общества культура здоровья приобретает важную роль среди глобальных проблем, определяющих будущее человечеств. Культуру здоровья можно отнести в области общечеловеческой культуры, в которой формирование ценностей начинается с рождения ребенка и продолжается на всех этапах его развития и обучения.

Культура здоровья – это интегративное личностное образование, являющееся выражением гармоничности, богатства и целостности личности, универсальности ее связей с окружающим миром и людьми, а также способности к творческой и активной жизнедеятельности.

Важное значение для формирования культуры здоровья имеет школьный период. Малоподвижный образ жизни учащихся, проблемы питания, психоэмоциональное напряжение, обусловленное учебным процессом, а в ряде случаев и наличием вредных привычек, являются факторами, оказывающими неблагоприятное влияние на детский организм и способствующими возникновению заболеваний. Высокий уровень патологии у школьников указывает на актуальность проблемы здоровья детей и подростков [2, 3]. Специалисты выделяют две группы факторов, влияющих на здоровье ребенка: эндогенные, или внутреннего происхождения (возрастные, половые, наследственные) и экзогенные, или внешние. Среди последних выделяются внешкольные (экологические, экономические, социальные условия жизни) и внутришкольные (учебная нагрузка, педагогические методики, организация физического воспитания, психологический климат в школе и т.д.[5,6]. Следует указать также на низкий уровень знаний о здоровье у детей и подростков.

Читайте также:  Семейное благополучие как фактор здоровья

+ Цель работы – изучить состояние здоровья у учащихся общеобразовательной школы и на основании результатов исследования разработать мероприятия

по формированию их культуры здоровья.

Исследования по изучению культуры здоровья у учащихся средних (195 чел.) и старших (154 чел.) общеобразовательной школы №84 г. проведены методом анкетирования.

Анализ результатов анкетирования старших школьников показал, что из числа опрошенных школьников только 27% систематически следят за своим здоровьем, а большинство (72%) в этом возрасте мало обращают на него внимание и редко обращаются в лечебные учреждения. Утреннюю зарядку постоянно делают менее 2 % опрошенных, а совершенно ее не делают 46%. Несмотря на то, что 87,4% лиц положительно относятся к занятиям физической культурой и спортом, в момент обследования всего лишь 8,6% опрошенных постоянно занимались физической культурой и 14,4% — спортом. Выявлено, что хотя подавляющее большинство подростков знает о вредном влиянии различных факторов (курения, алкоголя и др.) на организм, но не реализуют эти знания в практической деятельности. Как показал мониторинг здоровья (по результатам медицинских осмотров) в течение 5-летнего наблюдения, изменения основных показателей (индекса здоровья, уровня общей заболеваемости, показателей школьной патологии и т.д.) были незначительными. На наш взгляд, незначительный прирост отдельных форм патологии обусловлен уровнем диагностики и условиями проведения медицинского осмотра. Результаты медицинского осмотра выпускников школ, проведенного нами в последние годы, показали, что основными формами нарушений со стороны здоровья школьников являются: близорукость (до 45%), эндемический зоб (23,6%) и болезни опорно-двигательного аппарата (до 25%).

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, среди учащихся число абсолютно здоровых не превышает 10-12%. Несмотря на многочисленность статистических сведений по вопросам здоровья, их достоверность нередко вызывает сомнения, так как цифры часто противоречат друг другу, не говоря об их интерпретации [1,3].

Без грамотного, целенаправленного решения проблемы формирования культуры здоровья учащихся школа не может выполнить свою задачу по охране их здоровья.

+ К трудностям формирования культуры здоровья можно отнести:

1) отсутствие целенаправленной системы обучения здоровью;

2) отсутствие интегративности, межведомственного подхода к решению проблем, связанных со здоровьем;

3) низкий уровень знаний по формированию здоровья у педагогов и родителей;

4) низкий уровень формирования мотивации на здоровье у всех субъектов образования и воспитания.

В школьной системе современного образования не формируется должной мотивации культуры здоровья. Но именно школа должна способствовать воспитанию у детей потребностей в формировании культуры здоровья, а также навыков принятия самостоятельных решений в поддержании здорового образа жизни. Деятельность школьников должна быть направлена на решение следующих задач:

— осознание учащихся необходимости формирования здоровьесберегающей культуры;

— умение учащихся планировать и организовывать свою деятельность по укреплению здоровья;

— наличие у учащихся знаний о своем организме и способах поддержания своего психического и физического здоровья;

— овладение системой способов и средств самостоятельной деятельности по психическому и физическому оздоровлению своего организма и психики.

Первоочередного внимания требуют дети младшего школьного возраста. Поступление в школу приводит к существенным изменениям в социально-физиологической ситуации и развитии детей и требует большого напряжения для всех систем организма, так как морфофункциональное формирование детей в этом возрасте происходит более интенсивно, чем в стабильные возрастные периоды [7,8].

Базовая часть образования обеспечивает обязательные знания, необходимые для каждого культурного человека (образ жизни, личная гигиена, физическое воспитание). Однако она не дает целостного представления о здоровье и путях его формирования. Знания, умения и навыки, направленные на охрану здоровья детей, были определены как цель преподавания биологических дисциплин, среди которых особое место занимает курс «Человек и его здоровье». Изменения, которые были внесены в последние годы в программу этого курса, носили в основном прикладной характер гигиенического содержания. К сожалению, современная система образования ориентирована, главным образом, на изучение окружающего мира, но не воспитывает грамотного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

В последние десятилетия общество сверстников стало одним из решающих микрофакторов формирования культуры здоровья. Урбанизация привела к тому, что дети, живущие в городах, все больше времени проводят вне школы и семьи. Это приводит к тому, что возрастает удельный вес общества сверстников, которое во многих случаях перевешивает влияние учителей и родителей. Чем старше школьник, тем настоятельнее у него потребность в таких группах, где он получает возможность реализовать себя, ощутить себя ценным. Группы «равных» объединяет общность культуры здоровья. Особенностью такой молодежной среды является то, что она формируется, как правило, не на основе учебной деятельности, а на основе разнообразных занятий по интересам (спорт, музыка, тусовка и т.д.). Влияние на формирование культуры детей и подростков общество и государство могут осуществлять через систему образования и воспитания, которая включает в себя большой спектр различных учреждений и организаций (учреждения дошкольного, общеобразовательного и дополнительного образования, вузы, учреждения культуры, спортивные и клубные организации и т.д.).

Читайте также:  Желаю чтобы здоровье не подводило

Основным звеном в решении этой проблемы является внедрение в педагогический процесс образовательных учреждений оздоровительных программ и технологий. В качестве примера может служить МБУ СОШ №84 г. Тольятти, в которой в течение ряда лет работает комплексная оздоровительная программа «Здоровая школа – здоровая нация», включающая наряду с общими вопросами узконаправленные оздоровительные технологии:

— технология формирования, сохранения и укрепления здоровья школьников начальных классов;

— оздоровительная технология воспитательной деятельности;

— оздоровительная деятельность учителей физической культуры;

— здоровьесберегающая технология обучения школьников средних и старших классов.

Каждый вид технологии включает конкретные мероприятия по воспитанию и обучению школьников с учетом возрастно-половых особенностей организма и состояния здоровья. Для учителей разработаны конкретные планы и методические пособия по реализации технологий: в начальных классах внедрена программа «Мое здоровье», в средних и старших классах учебно-методические пособия по физике «Здоровьесберегающие аспекты в процессе изучения физики» (уроки здоровья для учителей и учащихся) и химии «Химия и здоровье» (уроки здоровья для учителей и учащихся).

На основании анализа результатов исследования в учебный процесс были внедрены следующие мероприятия:

+ Исходя из вышеуказанного, перед школой стоят следующие задачи:

Организация учебного процесса в соответствии с гигиеническим нормативами (учебная нагрузка, расписание, мебель, освещение и т.д.).

Разработка и внедрение в учебный процесс научно обоснованных здоровьесберегающих педагогических технологий.

Обеспечение учебного процесса необходимой методической литературой в соответствии с утвержденной программой.

Организация методических семинаров для учителей и родителей по вопросам здоровья и здорового образа жизни.

Мониторинг здоровья свидетельствует об ухудшении здоровья подрастающего поколения со школьной скамьи и до окончания среднего или высшего учебного учреждения.

Значительное большинство школьников не обладают необходимыми здоровьесберегающими знаниями по сохранению и укреплению своего здоровья.

Как свидетельствуют результаты анкетирования, знания о формировании здоровья носят в большинстве случаев пассивный характер.

+ На основании результатов проведенных исследований были внедрены в учебный процесс следующие мероприятия:

В учебный процесс внедрена комплексная оздоровительная программа «Здоровая школа – здоровая нация».

Проведены семинары по основным вопросам здоровьесберегающей организации учебного процесса.

В начальных классах введен предмет «Мое здоровье».

Учащиеся средних и старших классов обеспечены методическими пособиями (уроки здоровья) по физике, химии, биологии и физической культуре.

Баранов, А.А. Здоровье детей России: научные и организационные приоритеты /А.А.Баранов // Педиатрия. – 1999. — №3. – С. 4-6.

2. Бурханов ,А.И. Здоровье современных школьников и факторы его формирования / А.И.Бурханов, Т.А.Хорошева,Г.А.Кропотова. – Уфа: из-во «Восточный университет», 2006. – 236 с.

3. Кучма,В.Р. Показатели здоровья детей и подростков в современной системе социально-экономического мониторинга // Гигиена и санитария. – 2004. — №6. – С. 14-18.

4. Поляков,С. Не ходите, дети, в школу / С.Поляков // Основы Безопасности Жизнедеятельности. – 2006. — №1. – С.34-37.

5. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К.Смирнов. – М.: изд-во «АРКТИ», 2005. – 32о с.

6. Сухарев, А.Г. Научные основы концепции укрепления здоровья детей и подростков /А.Г.Сухарев // Гигиена и санитария. – 2000. — №32. — — С. 32-34.

7. Щедрина,А.Г. Онтогенез и теория здоровья. Методологические аспекты /А.Г.Щедрина. – Новосибирск: Наука, 1989.

8. Ямпольская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С.Якиманская. – М., 1996.

Источник

Adblock
detector