Меню

Понятие физическое здоровье человека включает

Понятие о физическом здоровье.

Физическое (соматическое) здоровье отражает текущее состояние органов и систем органов человеческого организма; уровень их развития и функциональных возможностей, степень адаптации к различным факторам внешней среды. Оно представляет основу пирамидальной системы структурной организации человека.

Физическое здоровье — это состояние организма, при котором показатели основных физиологических систем лежат в пределах физиологической нормы и адекватно изменяются при взаимодействии человека с внешней средой.

Основу физического здоровья составляет биологическая программа индивидуального развития человека, которая опосредована базовыми потребностями (питание, дыхание, движение, познание окружающего мира, сексуальное удовлетворение и т.д.), доминирующими у него на различных этапах.

Забота о физическом здоровье человека должна начинаться с доэмбрионального периода и продолжаться на протяжении всей жизни, особенно на ранних этапах жизни и в критические периоды (половое созревание, климактерий и др.)

Основными принципами формирования физического здоровья считают:

На внутриутробном этапе развития:

профилактика нарушений в половых клетках родителей;

оздоровление будущей матери;

защита матери и плода во время беременности от вредных факторов (образ жизни матери, влияние окружающей среды и др.)

На раннем и последующих этапах жизни ребенка

обеспечение оптимальных условий жизни (физическая защищенность ребенка, отсутствие стрессов, адекватное питание, достаточный сон);

здоровый образ жизни ребенка;

грамотное формирование соматической конституции (до 5-6-летнего возраста, когда возможны какие-либо корректирующие влияния на процесс формирования); одним из важнейших моментов при этом является своевременная коррекция осанки;

своевременное и адекватное применение развивающих, гармонизирующих, тренирующих воздействий, обеспечивающих неуклонное повышение уровня здоровья;

специфическая и неспецифическая профилактика заболеваний.

Для характеристики и изучения физического здоровья применяются различные многочисленные исследования. Число и характер определяемых при этом показателей (генетических, биохимических, метаболических, морфологических, функциональных) зависит от цели исследования, возрастных категорий и др. Естественно, чем больше показателей, тем достоверней суждение о состоянии физического здоровья конкретного человека.

В настоящее время для определения уровня здоровья при массовых обследованиях людей рекомендуется использование быстрых, нетрудоемких скрининговых методов.

Скрининг (англ. screening-просеивание, отбор) — активное массовое обследование населения с целью выявления признаков нарушения здоровья или факторов риска для здоровья, что позволяет отобрать людей, нуждающихся в соответствующих лечебно-профилактических мероприятиях.

5. Факторы риска для здоровья. Гиподинамия, ее влияние на организм.

Физическое здоровье человека зависит от:

биологических факторов (наследственность, изменчивость);

сложного комплекса социальных условий ( образ жизни, факторы внешней среды, питание и др.)

Одни из этих факторов ухудшают здоровье, вызывают заболевания и укорачивают жизнь, другие, наоборот, способствуют укреплению и восстановлению здоровья.

В современной науке прочно укоренилось понятие о факторах риска.

Факторы риска — доказанные или предполагаемые факторы внешней и внутренней среды организма, поведенческие факторы, предрасполагающие к какому-либо заболеванию. Следует учитывать, что они не являются непосредственной причиной определенной болезни, но способствуют увеличению вероятности ее возникновения и развития, ее прогрессированию и неблагоприятному исходу.

биологические факторы (утяжеленная наследственность, пороки развития)

факторы окружающей среды (загрязнение среды, неблагоприятные климато — географические условия);

отсутствие гигиенических навыков;

нарушение режима сна, учебных занятий, труда и отдыха;

неблагополучный психологический климат в коллективе, семье;

недостаточная двигательная активность (гипокинезия) и др.

В настоящее время наиболее существенным и распространенным фактором риска является гипокинезия (греч. hypo -ниже; kinesis-движение), частый спутник людей умственного труда.

Тело человека создано для движения ( опорно-двигательный аппарат составляет около 80% массы тела, до 80-90 % структур головного мозга в той или иной степени связаны с функцией движения). В процессе формирования человека как вида ему приходилось много двигаться, чтобы обеспечить себе минимальные условия выживания. Эта зависимость сохранения жизни от двигательной активности закрепилась в генетическом коде человека, поэтому потребность в движении не уменьшилась и сегодня, несмотря на изменившиеся условия жизни. Но достижения цивилизации привели к резкому снижению двигательной активности современного человека — гипокинезии.

физиологическую — при аномалиях развития, наличии моторной неполноценности;

Читайте также:  Признак здоровья хорошего настроения

бытовую — из-за привыкания к малоподвижному образу жизни, пренебрежения физической культурой;

профессиональную как следствие ограничения объема движений из-за производственной необходимости;

клиническую — при заболеваниях, требующих длительного постельного режима;

школьную — при неправильной организации учебно-воспитательного процесса, перегрузке учебными занятиями и игнорировании физического воспитания;

климатогеографическую — при неблагоприятных климатических условиях, ограничивающих двигательную активность;

экспериментальную— искусственно создаваемую при проведении медико-биологических исследований.

Однако независимо от вида гипокинезия вызывает целый комплекс изменений в функционировании организма, который принято обозначать как гиподинамию

Гиподинамия (греч. hypo-под, ниже; dynamis-сила) — нарушение функций организма при ограничении двигательной активности.

По заключению ВОЗ гиподинамия бывает у взрослых при сидячей работе (не менее 5 часов в день) и недостаточной (менее 10 часов в неделю) физической активности во внерабочее время (активный досуг, ходьба, в том числе на работу и обратно, физические упражнения, физический труд на даче, велосипед и т.п.). У школьников и студентов гиподинамия возникает при отсутствии внешкольных, внеуниверситетских занятий спортом или другими видами двигательной активности.

Многочисленными клиническими и экспериментальными исследованиями установлено, что при гиподинамии

сокращается объем мышечной массы (атрофия мышц, в том числе и сердечной уже в 17-35 лет — “сердце деятельного бездельника” , по словам американского ученого В.Рааба), снижается тонус мышц, их работоспособность;

уменьшается масса и плотность костей, повышается выделение минеральных веществ (в том числе кальция) из них в кровь, поэтому кости становятся более хрупкими, а из-за увеличения кальция в крови появляется наклонность к образованию камней в почках;

снижается эластичность сухожилий и связок, уменьшается объем движений в суставах, ухудшается координация движений;

перестраиваются все виды обмена веществ в организме, в том числе и жировой, что способствует развитию избыточного веса и ожирения; кроме того, растет уровень холестерина и липопротеидов в крови, а следовательно быстрее развивается атеросклероз (заболевание, которое среди причин смерти людей стоит на 1 месте);

повышается артериальное давление, что способствует развитию гипертонической болезни, повышается нагрузка на сердце;

снижается интенсивность кроветворения ( прежде всего уменьшается количество эритроцитов и гемоглобина, общее количество белка в крови);

ухудшается работа дыхательной системы, снижается ЖЕЛ, резервы вдоха и выдоха, что приводит к недостаточному обеспечению тканей кислородом, чаще возникают простудные заболевания;

нарушается пищеварение, появляется наклонность к запорам, чаще развивается кариес и парадонтоз;

снижается иммунитет (уменьшается количество гамма — глобулинов крови), возникают изменения в терморегуляции организма со смещением в сторону теплоотдачи;

выключается конечное звено стрессовой реакции — движение, поэтому в организме накапливаются гормоны стресса и нарастает состояние психического напряжения, что закономерно ведет к переходу стресса в дистресс и развитию так называемых болезней цивилизации (ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка, диабет, неврозы, психические расстройства и др.);

снижается функциональная активность ЦНС и желез внутренней секреции (из-за уменьшения потока тонизирующих ЦНС импульсов от рецепторов мышц, связок и сухожилий);

происходят изменения и в психической сфере: ухудшается логическое мышление, ослабевает память, появляется раздражительность, плохое настроение, чувство тревоги, бессонница, снижается умственная работоспособность, развивается утомление и т.д.

В сложившейся ситуации выход может быть только в целенаправленной работе самого человека по уменьшению факторов риска и усилению факторов защиты здоровья.

Рекомендуемая литература по теме, рассмотренной в лекции:

Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. — М, 1987.

Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология.- Київ,”Здоров’я”,1998

Брехман И.И. Введение в валеологию — науку о здоровье._Л.,1987.

Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов — М.: Флинта: Наука, 2002. -стр. 3- 81, 111-174

Валеологія: Навч. посібник для студентів вищих закладів освіти:/ за редакцією В.І.Бобрицької (ч.1). — Полтава: “Скайтек”, 2000. — стр. 3-66, 94-136.

Гарбузов В.И. Человек, жизнь, здоровье: древние и новые каноны медицины. — СПб.,1995.

Грибан В.Г. Валеологія: Навчальнийпосібник. — К.: Центр навчальной літератури, 2005, стр.6 — 48.

Читайте также:  Здоровье препараты для разжижения крови

Колбанов В.В. Валеология. СПб,1998.

Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактики болезней: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — стр.139-162.

Медико-біологічні основи валеології. Навчальний посібник для студентів вищих навчальних закладів /Під ред.П.Д.Плахтія.-Кам’янець-Подільський, 2000.

Проработав эту лекцию и рекомендованную литературу, студент должен уметь:

Проработав лекцию и рекомендованную литературу, студент должен уметь:

Дать определение валеологии.

Назвать определяющие признаки валеологии как самостоятельной науки.

Охарактеризовать взаимосвязь валеологии с другими науками.

Дать характеристику основных направлений (ветвей) валеологии.

Объяснить необходимость создания валеологической службы школы.

Назвать основные состояния человека, дать их определение.

Сформулировать понятие здорового образа жизни, перечислить его компоненты.

Дать характеристику физического здоровья как основы пирамидальной системы организации человека.

Назвать факторы, определяющие физическое здоровье.

Перечислить основные принципы формирования физического здоровья.

Охарактеризовать основные факторы риска для здоровья.

Объяснить смысл терминов «гипокинезия» и «гиподинамия».

Описать изменения в организме человека при недостаточной двигательной активности.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

Понятие физического здоровья. Факторы физического здоровья. Адаптационные резервы организма. Оценка и самооценка физического здоровья.

Физическое здоровье — текущее состояние структурных элементов целостного организма (клеток, тканей, органов и систем органов человеческого тела), характер их взаимодействия и взаимосодействия между собой. Материальную основу формирования физического здоровья составляет биологическая программа индивидуального развития организма человека. Она опосредована базовыми потребностями, доминирующими у человека на различных этапах индивидуального развития организма (онтогенеза). Базовые потребности, с одной стороны, служат пусковым механизмом биологического развития человека (формирование его физического здоровья), а с другой — обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

физическое здоровье — это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок.

К основным факторам физического здоровья человека относятся:

1) уровень физического развития,

2) уровень физической подготовленности,

3) уровень функциональной подготовленности организма к выполнению физических нагрузок,

4) уровень и способность к мобилизации адаптационных резервов организма, обеспечивающие его приспособление к воздействию различных факторов среды обитания.

Адаптационные резервы в общем виде представляют собой возможности клеток, тканей, органов, систем органов и целостного организма противостоять воздействию различного вида нагрузок, адаптироваться к этим нагрузкам, минимизируя их воздействие на организм и обеспечивая должный уровень эффективности деятельности человека. Адаптационные резервы организма — это, по существу, критерий физического здоровья.

Следует выделять структурные (морфологические) и функциональные резервы.

Структурные резервы — особенности строения отдельных элементов организма (клеток, тканей, органов и систем органов), проявляющиеся в развитии и прочности мышечной и костной ткани, в особенностях строения миофибрилл и мышечных волокон, в прочности связочного и подвижности суставного аппарата, в характере васкуляризации скелетных и сердечной мышц, в развитии межнейронных связей и т. д., которые, в свою очередь, оказывают существенное влияние на функциональные возможности организма.

В качестве структурных резервов организма выступает парность ряда органов, обеспечивающая викарное замещение функций (почки, легкие, уши, глаза, некоторые железы внутренней секреции и т. п.). Каждый из этих органов при выходе из строя своего «напарника» может обеспечить нормальное функционирование организма в обычных условиях, а в ряде случаев и при выраженных нагрузках. Для эндокринной системы эти возможности особенно выражены: даже небольшая часть одной из парных желез внутренней секреции может полностью обеспечить нормальное состояние организма. К глубоким и мощным структурным резервам организма относится резистентность его клеток и тканей к различным внутренним изменениям условий их функционирования.

Функциональные резервы представляют собой возможности изменения функциональной активности структурных элементов организма, возможности взаимодействия их, используемые организмом для достижения результата деятельности человека, для адаптации к физическим, психоэмоциональным нагрузкам и воздействию на организм различных факторов внешней среды. Эти возможности проявляются в изменении интенсивности и объема протекания энергетических и пластических процессов обмена на клеточном и тканевом уровнях, в изменении интенсивности протекания физиологических процессов на уровне органов, систем органов и организма в целом, в повышении физических (сила, быстрота, выносливость) и улучшении психических (осознание цели, готовность бороться за ее достижение и т. д.) качеств, в способности к выработке новых и совершенствованию уже имеющихся двигательных и тактических навыков и т. д. Функциональные резервы организма включают три относительно самостоятельных вида резервов: биохимические, физиологические и психические, интегрирующиеся в систему резервов адаптации организма.

Читайте также:  За здоровьем всей семьей плакат

Биохимические резервы — это возможности увеличения скорости протекания и объема биохимических процессов, связанных с экономичностью и интенсивностью энергетического и пластического обмена и их регуляцией.

Физиологические резервы представляют собой возможности органов и систем органов изменять свою функциональную активность и взаимодействовать между собой с целью достижения оптимального функционирования организма в конкретных условиях.

Психические резервы могут быть представлены как возможности психики, связанные с проявлением таких качеств, как память, внимание, мышление и т. д., с волей и мотивацией деятельности человека и определяющие тактику его поведения, особенности психологической и социальной адаптации.

Физиологические резервы можно классифицировать по разным признакам (классификаторам).

1. По соответствующим уровням организма могут быть выделены клеточные, тканевые, органные, системные, межсистемные резервы и резервы целостного организма, т. е. можно говорить о физиологических резервах клеток (мышечных, нервных и т. д.), тканей (нервной, мышечной, железистой и т. д.), органов (сердца, легких, почек и т. д.), систем органов (сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной и т. д.) и о приспособительных (адаптивных) резервах целостного организма.

2. По физическим качествам:

· физиологические резервы силы

· 2) физиологические резервы быстроты (скорости)

· 3) физиологические резервы выносливости

3. По характеру (мощности, длительности) выполняемой мышечной работы:

· физиологические резервы работы максимальной мощности

· физиологические резервы работы субмаксимальной мощности

· физиологические резервы работы большой мощности

· физиологические резервы работы умеренной мощности:

4. По очередности мобилизации

· Первый эшелон резервов мобилизуется сразу же при переходе от состояния покоя к привычной деятельности до появления чувства усталости.

· Второй эшелон — в экстремальной ситуации,

· третий — в борьбе за жизнь, в агональном состоянии.

5. По степени специфичности

· Неспецифические реализуются через общие для всех видов деятельности качества и являются определяющими для физического здоровья

· специальныечерез навыки в специфической деятельности.

Оценка здоровья- при помощи различных тестов и индексов

· Измерение жизненной емкости легких (ЖЕЛ)

· Ортостатическая проба (по Морхаузу)

· Оценка аэробной выносливости (сит-тест)

· Проба Мартинета-Проба позволяет оценивать способность сердечно-сосудистой системы к восстановлению после физической нагрузки.

· Стоваттная проба-Проба выявляет скрытые формы сердечной недостаточности.

· Гарвардский степ-тест- помощью степ-теста количественно оценивается физическая работоспособность.

Для самооценки состояния здоровья применяется специальная анкета (табл. 3.5), состоящая из 28 вопросов; на 27 вопросов предусмотрены ответы «да — нет», на последний вопрос — выбор ответа из четырех предложенных.Подсчитывается число неблагоприятных для анкетируемого ответов на 27 вопросов, в дальнейшем прибавляется 1, если на последний вопрос дан ответ «плохое», «очень плохое». Итоговая оценка дает количественную самооценку здоровья, равную 0 при «идеальном» и 28 — при «очень плохом» самочувствии.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Источник

Adblock
detector