Спортивная электронная библиотека
Сейчас: журналов – 3298, газет – 7023, книг – 547
Популярное
Вестник Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России «Русская зима»
Планета Баскетбол
Олимпийский вестник Юга России
Мир дзюдо
PRO Баскет
Спортивно-образовательные государственные услуги: классификация, паспортизация и стандартизация
Первая вокруг света
Дзюдо. Система и борьба: учебник
Новая энциклопедия бодибилдинга. Книга 1. Введение в бодибилдинг
Боевая школа Брюса Ли. Философия и дух бойца
Диагностика готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий
Анализ результатов экспериментальной работы по подготовке будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий
Как убивали омский волейбол
Чемпионат Европы 2016 по латиноамериканским танцам среди профессионалов
Спортивные сооружения в эпоху Нового времени
Понятие «биологический возраст» как показатель уровня здоровья и необходимость его изучения студентами-медиками
Ключевые слова: здоровье, биологический возраст, физическая культура студентов.
Аннотация. В статье рассматривается проблема коррекции биологического возраста студентов медицинских вузов, как возможность улучшения функционального состояния организма, с учетом формирования знаний в этой области, в рамках преподавания дисциплины «Физическая культура».
За последнее десятилетие было проведено множество исследований о состоянии здоровья человека, сохранении и укреплении как индивидуального, так и общественного здоровья населения. Однако на сегодняшний день, содержание понятия здоровье, его философская, социальная и методологическая интерпретации остаются до конца неясными и трудными в понимании.
Анализируя современную научную литературу, следует отметить, что здоровье представляет собой целостное многомерное динамическое состояние организма, которое обеспечивает определенный уровень жизнеспособности и жизнедеятельности за счет фундаментальных свойств -саморегуляции и адаптивности. Следовательно, степень развития у человека способности к адаптации определяет уровень его стабильности, в конечном итоге — здоровье.
Г. Л. Апанасенко, Л. А. Попова утверждают, что сохранение и укрепление здоровья индивида определяется расширением его возможностей приспосабливаться к изменяющимся факторам среды, совершенствованием механизмов адаптации.
Учитывая вышесказанное, можно предположить, что здоровье — это реализация человеком в данный временной период возможности удовлетворять свои потребности, обеспечивая адаптацию организма к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды. Нарушение здоровья, это, прежде всего, снижение возможности к функционированию, снижение уровня жизнеспособности и ожидаемой продолжительности жизни.
В качестве общей оценки здоровья человека используется такое понятие, как «биологический возраст», который определяет совокупность обменных, структурных, функциональных, регуляторных особенностей и приспособительных возможностей организма. В традиционном понимании биологический возраст отражает рост, развитие, созревание и старение организма. Попытки оценить уровень здоровья по критериям биологического возраста нашли широкую поддержку у геронтологов как показателя «износа» функциональных и морфологических структур в организме в единицу биологического времени (Белозерова Л. М., 2000).
Введение понятия «биологический возраст» объясняется тем, что календарный (паспортный) возраст не является достаточным критерием состояния здоровья и трудоспособности человека. Иногда встречается несоответствие внешнего вида человека и его возраста. Биологический возраст показывает возраст тела человека (насколько действительно состарилось тело, организм). Жизнеспособность нашего тела определяется не прожитыми годами, а степенью износа организма. Следовательно, появляется потребность оценки степени износа (старения) или уровня жизнеспособности организма и его элементов, поскольку это позволит объективно и рационально применять средства и методы лечебных или профилактических воздействий на организм человека.
Коррекция возрастных нарушений должна строиться на комплексной и этапной основе с учетом индивидуальных особенностей старения и включать влияния на все известные типы и конкретные механизмы старения. Важную роль в этом играют общие влияния — экологии жилища, питания, воды и воздуха, личной (питание, физическая активность) и социальной гигиены (социальная защита, направленность на активное долголетие). Всё это составляет в целом стиль жизни, направленный на сохранение высокой физической, психической и социальной активности человека вплоть до последних лет его жизни (А. Г. Зайцев, 2004).
Результаты ряда исследований показывают, что в медицинские вузы поступают юноши и девушки, имеющие белее низкий уровень физической и функциональной подготовленности, чем во многие другие (В. Б. Мандриков в соавт. Л. В. Салазникова, М. П. Мицулина, И. А. Миронова, 2001). Постоянно растущая тенденция ухудшения состояния здоровья студентов-медиков подвержена влиянию различных факторов, ведущим из которых является образ жизни, обусловленный в первую очередь, недостаточной активностью личности, направленной на сохранение и укрепление индивидуального здоровья. Основная часть студенчества мало задумывается, а тем более заботятся о своём здоровье.
Современных студентов медицинского вуза, условно, можно отнести к числу людей с ограниченными возможностями здоровья. На первый взгляд это может показаться странным, но, проанализировав данные медицинских осмотров, результаты определения функционального состояния организма студентов, можно сделать вывод, что более 70% обучающихся имеют хронические заболевания, слабую физическую подготовленность, низкий уровень здоровья и, как следствие, заметную деградацию функциональных систем организма к завершению обучения. Причиной этого, чаще всего является малоподвижный образ жизни студентов, обусловленный современным техническим прогрессом, компьютеризацией учебного процесса, не соблюдением правил здорового образа жизни, несформированной потребностью в сохранении и укреплении собственного здоровья, продления активной жизнеспособности.
Многие исследователи подтверждают негативную динамику в состоянии здоровья студентов в процессе обучения в вузе (Н. А. Агаджанян, 1995; В. Ю. Батясов, 2001; А. В. Шаханова, К. Д. Чермит, 2004, и др.). Каждый третий студент имеет сочетание функциональной и хронической патологии, а каждый пятый — сочетание нескольких хронических заболеваний (В. П. Голомолзина, С. П. Ле-вушкин, 2008).
Кроме того, функциональный возраст студентов не соответствует паспортному возрасту и находится в диапазоне 30-40 лет; более 50% студентов относятся к подготовительной и специальной медицинской группе, часто болеют простудными, психосоматическими и даже хроническими заболеваниями (В. В. Пономарева, 2006).
Запоздалое осознание ценности собственного здоровья продиктовано низким уровнем осведомленности студентов о критериях оценки своего здоровья и методах его укрепления. Преследуя системную цель обучения — формирование у обучающихся профессиональной компетентности на современном уровне, преподавателям по физической культуре необходимо превращать полученные студентами знания в элементы сознания, т. е. сознательного и ответственного отношения к своему здоровью.
Имея социальную потребность в профессиональном здоровье, студенты-медики должны обладать высокими функциональными возможностями своего организма и психоэмоциональной устойчивостью к будущей трудовой деятельности. При этом иметь огромный запас знаний в области коррекции биологического возраста человека, обладать практическими умениями по формированию здорового образа жизни и владеть ценностями и технологиями физической культуры, с целью применения в изменении собственного функционального состояния и при работе с будущими пациентами.
Оценка биологического возраста необходима для решения социально-гигиенических задач, диагностики заболеваний, суждения о здоровье и эффективности мероприятий по замедлению темпов старения и продлению активной старости. Определение биологического возраста используется для разработки средств увеличения продолжительности жизни, об эффективности которых можно судить по изменениям биовозраста.
Между тем применение показателя биологического возраста человека еще не стало повседневным делом медиков, которые, в основном, занимаются больными, а не здоровыми людьми. К сожалению, практически не используются такие средства немедикаментозного лечения и профилактики различных заболеваний как: рациональный двигательный режим, специальные физические упражнения, дыхательные упражнения, правильное питание, защитные и восстанавливающие средства — средства психокоррекции, релаксации и т. д. Эти простые и доступные средства оздоровления достаточно редко назначают пациентам врачи, в особенности в качестве противодействия преждевременному старению организма и продления активной жизнедеятельности, что свидетельствует о существенных изъянах в овладении знаниями в области физической культуры студентами-медиками.
Уже с первых курсов обучения в медицинском вузе необходимо давать студентам знания о влиянии на биологический возраст факторов долголетия и факторов риска. Понимание и осознание проблемы изменения модели медицинского образования в сфере биологического возраста, даст возможность влиять на подготовку студентов-медиков к оказанию профессиональной и эффективной помощи людям на разных этапах жизнедеятельности.
Существует мнение, об обязательном сопутствии многих заболеваний (таких как гипертоническая болезнь, артриты, близорукость и т. д.) в пожилом возрасте, которое на наш взгляд, является ошибочным. Не все заболевания людей данного возраста являются неизбежным следствием возрастного ослабления организма, чаще всего — результатом неправильного образа жизни и недостаточной двигательной активности.
Например, современные представления о патогенезе гипертонической болезни, гастрите, язве желудка и др. в значительной мере связываются с нервно-эмоциональным перенапряжением, гипокинезией, нарушением режима питания (Л. Д. Батищева, 2007).
Из онтогенетической модели возникновения болезней следует, что их развитие можно затормозить, если стабилизировать состояние гомеостата на уровне, достигаемом к окончанию развития организма, около 25 лет (В. Н. Анисимов, 2008 г.)
К решению такой важной и интересной задачи необходимо привлекать современных студентов медицинских вузов. Оценка «истинного», биологического возраста человека и направленных влияний на него заставит задуматься современных студентов, что только от каждого конкретного человека зависит, какой будет его старость: деградацией или активным, интересным, творческим этапом жизни с оптимальным приспособлением к возрастным изменениям.
Для достижения максимальной продолжительности активной жизни без возрастной деградации необходимо как можно ранее начинать профилактические мероприятия ведения здорового образа жизни, используя специальные средства и методы физической культуры.
Таким образом, физическая культура должна стать основным средством профилактической медицины. Занятия физической культурой не только положительно влияют на развитие физических качеств (быстроты, силы, выносливости, координации движений), но и способствуют улучшению интегративной деятельности мозга, улучшают мобильность нервных процессов, регуляцию гомеостазиса, уменьшают биологический возраст и препятствуют возрастной деградации организма студентов.
Специфика работы кафедр физического воспитания, содержание рабочих программ по физической культуре и вся совокупность физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий системы физического воспитания в медицинских вузах должны быть направлены на решение актуальной проблемы уменьшения биологического возраста, увеличения ожидаемой продолжительности жизни без возрастной деградации.
Литература
- Анисимов В. Н. Современные представления о природе старения /Научно-практическая конференция «Горячие точки геронтологии»/ Ярославль, март 2008.
- Апанасенко Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология. /Серия «Гиппократ». — Ростов-на-Дону: Феникс,2000. — 248 с.
- Батищева Л. Д. Предупреждение преждевременного старения женщин зрелого возраста на основе комплекса средств оздоровительной физической культуры: Автореф. дис. канд. пед. наук (13.00.04) /Батищева Л. Д. / Ставрополь, 2007. 23 с.
- Батясов В. 10. Комплексное социально-гигиеническое исследование состояния здоровья студентов технического вуза: Автореф. дис. канд. мед. наук /В. Ю. Батясов/ Казань,2001. — 173 с.
- Белозерова Л. М. Методы определения биологического возраста по умственной и физической работоспособности. Пермская гос. медицинская академия — Пермь 2000 (Монография).
- Голомолзина В. П. Влияние нагрузок различной направленности на физическое состояние и заболеваемость студенток специальной медицинской группы / В. П. Голомолзина, С. П. Ле-вушкин // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2008. — № 6 (40). — С. 24-28.
- Зайцев А. Г. Формирование здорового образа жизни молодого поколения / А. Г. Зайцев // Гигиена и санитария // 2004. — № 1. — С. 54-55.
- Мандриков В. Б. в соавт. Салазникова Л. В., Мицулина М. П., Миронова И. А. О проблемах оценки функционального состояния студентов специального учебного отделения //Современные научно-метод. разработки в физическом воспитании студентов, имеющих отклонение в состоянии здоровья. Сборник научно-практ. конф. -СПб. 2001 — С. 36-38.
- Пономарева В. В. Физическая культура и здоровье /В. В. Пономарева. М.: ГОУ ВУНМЦ, 2006. — 352 с.
- Шаханова А. В. Внутренняя гармония организма человека / А. В. Шаханова, К. Д. Чермит // Новые исследования: Междунар. науч. конф. «Физиология развития человека» посвящён-ная 60-летию Института возрастной физиологии РАО: Матер. конф. — М., 22-26 ноября 2004, — № 1-2. — 2004. — С. 412.
Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.
Источник
Биологический возраст: что это и как его определить
- Биологический возраст человека – что это такое?
- Зачем рассчитывать биологический возраст
- Проверка возраста
- Краткие выводы
- Список использованной литературы
Люди стареют с разной скоростью, и теперь это научный факт. Исследователи из университета Дьюка (США) наблюдали за группой добровольцев и выяснили: процессы старения их организмов протекают с неодинаковой интенсивностью. Как вычислить свой биологический возраст, а главное – зачем?
Биологический возраст человека – что это такое?
Биологический возраст организма отражает его состояние, показывая скорость метаболических процессов. К примеру, тело может быть на 10-20 лет старше или моложе своего «паспортного» возраста. Даже два человека, родившиеся в один день, могут выглядеть совершенно по-разному и иметь заметно отличающиеся физические возможности. Также это касается памяти и интеллектуальных способностей, которые могут стареть «не по годам» быстро.
Во многом это зависит от генетики и образа жизни человека. Так, у тех, кто регулярно занимается спортом и имеет хорошую мышечную массу, метаболический возраст обычно ниже фактического.
Но при негативных факторах организм изнашивается гораздо быстрее. Например, старение ускоряют:
- Постоянные стрессы;
- Нарушения сна;
- Питание с преобладанием «быстрых» углеводов;
- Курение;
- Загрязнение окружающей среды;
- Сидячий образ жизни.
Все это может «расшатать» важные обменные процессы и сделать человека старше изнутри. Однако биологический возраст поддается коррекции. Антивозрастная медицина как раз занимается тем, что «притормаживает» старение организма и поворачивает его вспять.
Зачем рассчитывать биологический возраст
Чтобы рассчитать метаболический возраст, обычно оценивается состояние важнейших функций организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, неврологической, почечной и мышечной.
Для этого предлагаются различные тесты и методы. По данным американского исследования 2018 года, самыми показательными являются физиологические измерения:
- сила захвата;
- измерения пульса;
- упражнения на равновесие;
- тесты на память и когнитивные функции.
Для максимально объективных выводов подобные тесты дополняются лабораторными анализами.
Что дает определение биологического возраста?
Если он больше реального, это повышает риск возникновения «возрастных» заболеваний и раннего их проявления. В основном, это сердечно-сосудистые и нейродегенеративные заболевания, сахарный диабет и рак.
Однако эти коварные недуги можно предотвратить, изменив образ жизни и, тем самым, сократив возраст своего тела.
Проверка возраста
Критериев биологического возраста довольно много. Определить его можно разными способами.
Оценка физических параметров тела. Она может выглядеть так:
- Оценка гибкости позвоночника.В зависимости от того, как низко человек может наклониться, можно сделать предварительные выводы об истинном возрасте его тела.
- Тест на скорость реакции.Для этого необходимо, например, поймать предмет в полете. То, насколько быстро удается это сделать, может рассказать о функциональном состоянии нервных центров.
- Проверка вестибулярного аппарата.Обычно это задания на удержание равновесия. Чем моложе организм, тем дольше человеку удается балансировать, к примеру, на одной ноге.
- Определение объема легких.Для этого может использоваться спирометрия – процедура, во время которой оценивается способность дыхательной системы проводить воздух внутрь и обратно. Это, по сути, тест, показывающий объем легких и их возраст.
- Проверка состояния суставов.Некоторые упражнения на гибкость позволяют понять, насколько сохранились их функции.
- Определение силы мышцы.Как правило, это силовые упражнения, а точнее, количество их повторов, которые может сделать человек.
- Пульс до и после физической нагрузки.Чем сильнее повышается частота сердечных ударов после нагрузки, тем выше реальный возраст.
- Анализ состава тела.Оценить его способна безболезненная процедура биоимпедансометрии. Обследование выявляет целый ряд физических параметров: индекс массы тела, количество жировой ткани, общее количество жидкости, активная клеточная масса, мышечная масса и основной обмен веществ. Все эти параметры позволяют довольно точно рассчитать метаболический возраст мужчины или женщины.
Лабораторные анализы для борьбы с преждевременным старением:
- Уровень витаминов и минералов.От того, есть ли дефициты определенных микроэлементов, серьезно зависит функционирование важнейших систем организма.
- Статус жирных кислот.Анализ крови также может показать содержание «плохих» жирных кислот и, наоборот, жизненно необходимых – например, омега-3.
- Оценка оксидативного (окислительного стресса).Некоторые тесты способны показать уровень свободных радикалов в крови и состояние антиоксидантной защиты.
- Кишечная флора.Важно и то, сбалансированы ли различные типы бактерий в кишечнике и нет ли аномального роста патогенных организмов, дрожжевых инфекций или паразитов.
Биологические маркеры возраста. Их аномальные уровни указывают на стремительное старение организма и повышенные риски заболеваний.
- Инсулинорезистентность.Ее выявляют несколько анализов, определяющих уровень глюкозы в крови. Дело в том, что старение тесно связано с дисбалансом метаболизма глюкозы. И, в частности, установлена взаимосвязь высоких уровней глюкозы натощак или гликированного гемоглобина с сердечно-сосудистыми и когнитивными расстройствами, а также с деменцией у недиабетиков.
- Уровень витаминов и минералов.Прежде всего, для выяснения возраста тела врачи выясняют, хватает ли пациенту витаминов D и B12, а также кальция и цинка.
- Хроническое воспаление.С возрастом оно только усиливается и тесно связано с ослаблением иммунной защиты. Среди показателей хронического воспаления – ферритин, интерлейкин и С-реактивный белок.
Гормональный баланс. C возрастом значительно меняется соотношение гормонов. Если их «перекос» обнаружить вовремя, это может замедлить старение и предотвратить развитие многих заболеваний. Для выяснения биологического возраста важны такие гормоны:
- Тестостерон. Его уровень неуклонно падает с возрастом, что, как полагают некоторые исследователи, связано с риском преждевременной смертности.
- Инсулиноподобный фактор роста (ИФР). В идеале он должен оставаться на хорошем среднем уровне, поскольку и его уменьшение, и повышение связаны со старением и с возникновением, в частности, онкозаболеваний.
- ГСПГ. С возрастом уровень глобулина, связывающего половые гормоны, увеличивается примерно на 1% в год. Чем выше циркулирующий ГСПГ, тем ниже доля активного тестостерона. ГСПГ также увеличивается при гипертиреозе или из-за диеты с низким содержанием жиров.
- Кортизол. Уровни гормона стресса коррелируют с возрастными заболеваниями. Если его секреция ненормальна, нарушается метаболизм глюкозы. Считается, что повышенные уровни кортизола связаны с заболеванием коронарной артерии.
- ДГЭА. Он отвечает, в том числе, за поддержание половой функции и начинает снижаться у мужчин, и женщин уже после 30 лет.
- Прегненолон. Этот гормон обеспечивает лучшую устойчивость к стрессу и активно участвует в когнитивных функциях и памяти. Но его уровень может заметно упасть между 35 и 50 годами.
Липиды и жирные кислоты. Нарушения липидов крови (особенно если они связаны со слишком высоким кровяным давлением) являются одними из самых надежных маркеров сердечно-сосудистого риска.
- Триглицериды и холестерин. Это классические маркеры при наблюдении за процессами старения.
- Липопротеины низкой плотности (ЛПНП). Они – хороший показатель общего окисления. Если ЛПНП окисляются в стенке сосуда, это ведет к атеросклерозу.
- Омега-3 и омега-6. Их дисбаланс в организме приводит к метаболическим нарушениям и повышенному риску сердечно-сосудистых и нейродегенеративных заболеваний. Если омега-3 снижен, а омега-6, наоборот, повышен, это провоцирует воспаление.
Дополнительные тесты. Для объективной оценки метаболического возраста могут использоваться и другие исследования. Например, для оценки функций, которые с возрастом ухудшаются в первую очередь:
- электрокардиограмма и УЗИ сердца,
- стресс-тесты,
- обследование сетчатки глаза,
- тесты слуха, зрения, умственных способностей и т. д.
Это лишь часть возможных исследований для «расчета» биологического возраста. И даже если он не такой, как хотелось бы, можно кардинально изменить свой образ жизни и стать моложе изнутри.
Кроме того, скорректировать возраст тела помогают врачи антивозрастной медицины – после тщательной диагностики они дадут рекомендации, как восполнить дефицит питательных веществ и что именно изменить в своих привычках, чтобы гораздо лучше себя чувствовать и выглядеть значительно моложе своих паспортных данных.
Краткие выводы
- Биологический возраст может быть на 10-20 лет выше или ниже реального;
- Он во многом зависит от образа жизни человека и от его среды обитания;
- Расчет метаболического возраста и его коррекция могут предотвратить многие «возрастные» заболевания или облегчить течение хронических болезней;
- Для оценки реального состояния тела используются различные тесты – от лабораторных до физических упражнений или заданий на память.
- Врачи anti-age успешно «уменьшают» биологический возраст своих пациентов.
«Биологический возраст – это характеристика нашего здоровья, которая определяет качество нашей жизни. Неважно, какого человек возраста, поскольку старение начинается с рождения. Но крайне важно входить в здоровом биологическом возрасте в беременность и важно удерживать его качество и даже останавливать, несмотря на растущий паспортный, как можно дольше. Благодаря школе Anti-Age Expert мы умеем это делать, например, убирая метаболические ловушки: окислительный стресс, гликация, инсулинорезистентность. На этом фоне мы можем подобрать минимальную, но эффективную дозу гормонов. А мы знаем, что гормоны – это основные регуляторы биологического возраста.
Сегодня, когда человек живет в состоянии постоянного стресса, терапия по остановке биологического возраста очень актуальна. Потому что даже молодые люди, у которых должен быть гормональный расцвет, приходят с эмоциональным выгоранием. Это как раз связано с хроническим социальным стрессом. Хорошо, если каждый пациент сможет найти своего, думающего доктора, который в идеале прошел школу Anti-Age Expert».
Ольга Полянина, врач акушер-гинеколог, гинеколог-эндокринолог, врач УЗ-диагностики, врач антивозрастной медицины.
врач акушер-гинеколог, гинеколог-эндокринолог, врач УЗ-диагностики, врач антивозрастной медицины.
Источник