Меню

Помощь детям с ограниченной возможностями здоровья

Консультация «Психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья»

Анна Корчагина
Консультация «Психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья»

Аннотация: в статье рассматриваются основные направления помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, психолого-педагогическая помощь, особые образовательные потребности.

В настоящее время в Российской Федерации наблюдается большое увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) это особенный вид детей, которые нуждаются в разработке особых критериев обучения и воспитания. В следствии этого, данным детям нужно предоставлять помощь на неизменной основе, и начинать нужно от самой малой поддержки в рамках обыденных занятий в кабинете и разрабатывания дополнительных учебных вспомогательных программ в пределах школы и до жизненной адаптации в целом. Анализ литературы демонстрирует, что специфичность обучения ориентируется тем, что малыши с ОВЗ имеют все шансы воплотить собственный потенциал только при условии правильного организованного обучения и воспитания, которое учитывает определенные образовательные потребности, которые заданы характером нарушения их становления (дети с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития и другое) [4].

Психолого-педагогическая помощь ребятам с ограниченными возможностями здоровья – это постоянный педагогически целеноправленный, организованный процесс общественного воспитания с учетом специфичности становления личности человека с особенными потребностями на различных этапах его жизни, и при участии всех субъектов воспитания и общественной помощи.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – особенные дети, которым нужно оказывать общественно-педагогическую помощь.

Большой труд в решение данной проблемы, определение основ практической работы с данным детьми внесли почти все российские ученые, такие как Н. П. Вайзман, Л. С. Выготский, И. И. Мамайчук, С. Я Рубенштейн, Е. И. Холостова и др.

Если говорить о педагогических критериях получения образования данных детей, то можно выделить тот факт, что они являются интегральным описанием совокупности критерий, которые нужны для становления предназначенных специализированных образовательных программ. На первом месте находится правовое обеспечивание процесса выбора ребенком (или его родителями) варианта образования, реализации особенных критериев образования и вероятность при надобности перехода на иной вариант. Иной критерий, который обеспечивает результативность работы, важное обеспечение сотрудников, описание нужной квалификации кадров педагогов (в области общей и коррекционной педагогики, а также сотрудников, которые осуществляют медико-психологическое и педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в системе школьного образования. Не стоит забывать и о финансово-экономическом обеспечении процесса образования данных детей, параметры надлежащих нормативов и механизмы их выполнения [3].

Отсюда можно сделать вывод, что нужно учитывать тот факт, когда, любому человеку, независимо от того, в какой он находится физической форме, присутствуют ли у него умственные нарушения, в любом случае он имеет право на получение образования. При этом качество его образования не должно отличаться от качества образования, которое получает здоровый человек.Для этого нужно следующее:

— обеспечивать ребенку удовлетворение особенных образовательных потребностей, сделать подходящие условия реализации его реабилитационного потенциала, то есть любому ребенку должно быть представлено право обучаться в собственном персональном темпе.

— гарантировать на практике вероятность выбора варианта образования, адекватного возможностям ребенка, которые отвечают рекомендациям педагогов, при этом специальный класс должен быть обеспечен нужным оборудованием для полноценного осуществления общеобразовательного процесса;

— сформировать для детей с особыми образовательными потребностями педагогические условия и стимулировать модернизацию специального образования в его структурно-функциональном, содержательном и технологическом аспектах.

Читайте также:  Чача полезна для здоровья

— формировать адекватное отношение общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья посредством объединения усилий широких слоев общественности, образования.

1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 368с.

2. Алехина С. В. Организация образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации. // МГПУ – М, 2012.

3. Бондаренко Г. И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей //Дефектология. 2014. №3.

4. Лятифова Л. В. Инклюзивное образование / Л. В. Лятифова // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 573-575.

5. Маллер А. Р. Новое в оказании помощи детям — инвалидам. // Дефектология. – 2010.- №1. — с. 83-85.

Консультация по физической культуре «Движение — потребность для детей с ограниченными возможностями здоровья» «Движение – это жизненно необходимая потребность для разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья» С. А. Обухов, учитель.

Игра в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья В настоящее время 4,5 процента детей, проживающих в России, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются.

Использование компьютерных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Содержание Эффективные педагогические технологии. Информационные технологии. Мультимедийные презентации. Слайд–шоу. Проектная деятельность.

Организация дистанционной поддержки для детей с ограниченными возможностями здоровья Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети с особыми образовательными потребностями. На сегодняшний день Правительством РФ созданы.

Организация театрализованной деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в ДОО Матвеева Галина Геннадьевна, воспитатель 1 квалификационной категории Содержание Введение Организация театрализованной деятельности воспитанников.

Применение метода М. Монтессори в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Педагогика Марии Монтессори – замечательный пример свободного воспитания. Эта система подходит для детей с особенностями в физическом, эмоциональном.

Психологическая помощь семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья Как вы уже знаете отделение в «Мать и дитя» существует для предоставление помощи детям раннего возраста, а так же детям имеющих сложные.

Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья Семья – это особый мир, внутри которого разворачиваются индивидуальные счастливые и несчастливые истории человеческих взаимоотношений, развивается.

Работа с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья в сенсорной комнате «Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы» Томас Карлейль Представьте себе, что вы стоите перед дверью, ведущей в неведомое.

Ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям в России Семья с ребёнком-инвалидом — это семья с особым статусом. Особенности и проблемы данной семьи определяются не только личностными особенностями.

Источник

Ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям в России

Марина Мачехина
Ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям в России

Семья с ребёнком-инвалидом — это семья с особым статусом. Особенности и проблемы данной семьи определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но и большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работы у матери, но главное — специфическим положением в семье ребёнка-инвалида, которое обусловлено его болезнью.

Читайте также:  Почему высокий этаж вреден для здоровья

На современном этапе развития системы образования взаимодействию с семьями воспитанников уделяется большое внимание. Это обусловлено проблемами в межличностных отношениях между детьми с ОВЗ и их родителями, неадекватным оцениванием своего ребенка, имеющего проблемы в развитии, жестоким обращением с ним. Поэтому помощь детям с ограниченными возможностями здоровья требует социально-психологической поддержки их семей. Развитие ребенка с особыми образовательными потребностями в большой степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от адекватного участия родителей в его физическом и нравственном становлении, правильности их воспитательных воздействий.

Одним из самых актуальных направлений специальной (коррекционной) педагогики на современном этапе как в России, так и во всем мире является ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям.

Ранняя комплексная помощь — это новая, быстро развивающаяся область междисциплинарного знания, рассматривающая теоретические и практические основы комплексного обслуживания детей первых месяцев и лет жизни из групп медицинского, генетического и социального риска отставания в развитии.

Ранняя комплексная помощь формируется как часть системы, специального образования, призванная влиять на улучшение условий для развития детей с ограниченным потенциалом возможностей а также детей, чье развитие обусловлено действием множественных факторов риска.

От эффективной организации ранней комплексной помощи в определяющей степени зависят предупреждение инвалидности и (или) снижение степени ограничения жизнедеятельности и трудоспособности.

Особенности развития ребенка в раннем возрасте пластичность центральной нервной системы и способность к компенсации нарушенных функций обуславливает важность ранней комплексной помощи, позволяющей путем целенаправленного воздействия исправлять первично нарушенные психические и моторные функции при обратимых дефектах и предупреждать возникновение вторичных отклонений в развитии.

Ранняя комплексная помощь предполагает широкий спектр долгосрочных медико-психолого-социально-педагогических услуг, ориентированных на семью и осуществляемых в процессе согласованной («командной») работы специалистов разного профиля.

Она представляет собой систему специально организованных мероприятий, каждый элемент которой может рассматриваться как самостоятельное направление деятельности учреждений, находящихся в ведении органов здравоохранения,образования и социальной защиты населения:

1. Обнаружение младенца с отставанием или риском отставания в развитии, предполагающее единство ранней диагностики, идентификации, скрининга и направления в соответствующую территориальную службу ранней помощи.

2. Определение уровня развития ребенка’ и проектирование индивидуальных программ раннего образования.

3. Обучение и консультирование семьи.

4. Оказание первичной помощи в реализации развивающих программ как в условиях семьи, так и в условиях специально организованной педагогической среды, отвечающей особым образовательным потребностям младенца (группы развития).

5. Целевая работа по развитию сенсомоторной сферы ребенка.

6. Психологическая и правовая поддержка семьи.

7. Ранняя плановая и (или) экстренная медицинская коррекция.

8. Координация деятельности всех социальных институтов и служб в оказании полного комплекса услуг семье и ребенка в рамках индивидуальной программы развития.

Создание системы профилактики, ранней диагностике и коррекции отклонений в развитии детей предполагает анализ и оценку опыта, накопленного на протяжении 30 лет за рубежом, сделанных Россией на этом пути в настоящее время.

Важность предоставление качественных услуг на самых ранних этапах развития ребенка с особыми потребностями на сегодняшний день не оставляет сомнения и является неотъемлемым правом детей, а тех семей, в которых они воспитываются. Это право закреплено как в международных конвенциях, так и в национальных законах уже в целом ряде стран. Как подчеркивают рассмотренные страны, реализация этого права и создание системы Раннего вмешательства стало возможным не только благодаря усилиям профессионалов и специалистов, непосредственно предоставляющих услуги Раннего вмешательства, но и государственных и общественных деятелей, представителей различных ведомств как на местном, так и на региональном и национальном уровнях. Важно отметить, что не смотря на различный исторический, культурный и экономический контекст, формирование и развитие систем Раннего вмешательства имеет в рассмотренных странах ряд общих черт,а именно:

Читайте также:  Общественное здоровье схема изучения

— переход от медицинской к социальной модели инвалидности;

— создание общих концептуальных рамок Раннего вмешательства на стыке различных дисциплин;

— налаживание взаимодействия между различными ведомствами, создание межведомственных комиссий на различных уровнях для развития и координации услуг Раннего вмешательства;

— создание нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность служб раннего вмешательства, а также принятие соответствующих законов на национальном или федеральном уровнях (хотя в Российской Федерации закон о Раннем вмешательстве еще не принят, в настоящее время идет его обсуждение);

— обеспечение механизмов финансирования Раннего вмешательства, как правило из различных источников, с вовлечением различных министерств;

— широкое информирование общественности, политических деятелей и специалистов о важности Раннего вмешательства и основных механизмах функционирования системы Раннего вмешательства;

— внедрение протоколов раннего выявления и диагностики с максимальным использованием уже существующих ресурсов;

— создание сети служб Раннего вмешательства, отвечающих принципам доступности (финансовой и географической, междисциплинарности, семейно-центрированности, работы в естественной среде развития ребенка, а также научности и доказательности;

— создание профессиональных ассоциаций, определение критериев и стандартов качества услуг Раннего вмешательства;

— развитие системы подготовки кадров как в высших учебных заведениях так и на рабочих местах, разработка тренингов и курсов повышения квалификации.

Рассмотренные нами примеры развития и организации системы Раннего вмешательства в различных странах подтверждают, что на сегодняшний день Раннее вмешательство в силу своих значительных преимуществ является важной социально- экономической стратегией развития общества и таким образом неотъемлемой частью государственной политики.

1. Галкина Е. В. Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [Текст] //Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). —Уфа: Лето, 2012.

2. Емелина О. И. Становление системы помощи детям раннего возраста за 2. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, Дефектология №3, 1999, с 30-36.

3. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, Дефектология №3, 1999, с 30-36.

4. Малофеев Н. Н., Разенкова Ю. А., Урядницкая Н. А. О развитии службы ранней помощи детям с отклонениями в развитии и детям-инвалидам в Российской Федерации [Текст] // Дефектология. 2007. No 6. С. 6068.

5. Морозова Е. И. Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста, Дефектология №3, 1998, с 49 — 57.

6. Назарова Н. М. — Том 3. Педагогические системы специального образования — файл n1.doc

7. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений специальной (коррекционной) педагогики, Дефектология №3, 2002. с 11-13.

8. Разенкова Ю. А. Региональная политика в области ранней помощи: проблемы и перспективы // Дефектология. 2003. No 4. С. 7278.

Источник

Adblock
detector