Меню

Помощь детям с нарушениями здоровья

Ранняя помощь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья.
статья (младшая группа) на тему

Из всех групп детей с ограниченными возможностями здоровья, дети с нарушением зрения и слуха занимают особое положение. Рождаясь слепым или глухим, или с ослабленным зрением или слухом, ребенок изначально лишен полноценного восприятия окружающего мира. Главная задача взрослых — как можно раньше диагностировать нарушения и принять соответствующие меры по коррекции и реабилитации состояния ребенка.

Скачать:

Вложение Размер
rannyaya_pomoshch_rebyonku_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya.docx 28.53 КБ

Предварительный просмотр:

Ранняя помощь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья (нарушение зрения, слуха) в образовательном пространстве

Можно сказать, что образовательное пространство в рамках нашего Дома Ребёнка предполагает, подразумевает сотрудничество между педагогами ; медиками на протяжении всего детства наших детей (находящихся в нашем учреждении)создание оптимальных условий для их полноценного развития и совместное решение всех проблем возникающих в связи с этим.

Человек получает информацию об окружающем мире посредством шести основных органов чувств:

— кожи (осязание, ощущение боли, температуры)

— вестибулярный аппарат (чувство равновесия и положение в пространстве, ускорение, ощущение веса)

Первые пять из них были впервые перечислены ещё Аристотелем. Вестибулярный аппарат находится в полости внутреннего уха, его отнесли к шестому органу чувств значительно позднее.

Теперь представим на мгновение, что одно из органов чувств у нас перестаёт функционировать (выключается зрение, пропадает слух). Вы сразу почувствуете себя беспомощным, ущербным, зависимым от обстоятельств. Но у взрослого человека есть опыт прежней жизни. Он имеет понятие об окружающем мире и может адаптироваться к новым условиям существования, направляя и усиливая работу оставшихся здоровых органов чувств.

А теперь представим маленького ребёнка который родился с такой патологией (слепота, глухота, или снижение слухового восприятия, или ослабление зрения). Тем более, что у ребёнка нет опыта прежней жизни, он входит в этот мир, неспособный воспринимать его в полной мере. Причины рождения детей с нарушением зрения и слуха многообразны. Это внутриутробное неблагоприятное развитие (факторы, влияющие на развитие плода), инфекция, курение матери, неблагоприятные внешние условия жизни будущей матери, экология. Но в большинстве случаев причиной является наследственная предрасположенность.

Большое значение имеет ранняя диагностика нарушений здоровья ребёнка. Внешне вроде обычный, но что то с ним не так — говорим мы. Специалисты тоже не всегда сразу могут поставить точный диагноз. Что это — умственная отсталость или причина в нарушении органов зрения и слуха? Если ребёнок рождается слепым и глухим это самый тяжелый вариант из всех патологий, что могут произойти при рождении ребёнка. Слепота и глухота — это самое плохое, что может случиться в его жизни. В данном случае он вообще закрыт от мира. И то, что ему осталось — это воспринимать мир через обоняние, вкус, прикосновения. Это тоже целый мир (мир запахов, вкусов).

Работа педагога с такими детьми – это, конечно, полноценный уход за таким ребёнком. Ребёнок, живущий в полной темноте и тишине, должен чувствовать, что он не одинок. Он чувствует вокруг себя телом большой мир ласковых добрых рук, которые за ним ухаживают, кормят, купают, гладят, лелеют. В этом для него своя радость и жизнь. В нашей группе были дети, и сейчас есть, с тяжелым поражением органов зрения и слуха

Поражение органов зрения сохранением слуха

Н. Егор поступил в нашу группу в возрасте семи месяцев. У него с рождения отсутствовали глазные яблоки и, таким образом, у нас была уникальная возможность наблюдать за развитием слепого ребёнка. Н. Егор рос, лицо его изменялось и приобреталось характерное выражение. Надбровные дуги опускались к щекам, крылья носа поднимались и расширялись. В движениях Егор постоянно раскачивался. Сначала на МПС мы говорили, что это особенность его развития. Оказывается, все слепые дети раскачивается, совершают однообразные движения, таким образом, они осознают окружающее пространство и отрабатывают вестибулярный аппарат. Н. Егор покинул нашу группу возрасте 4 лет 11 месяцев, он был переведён в дом инвалидов по возрасту. К этому времени Егор полностью изучил всю группу (по периметру). Причём, в какой бы точке группы мы его не помещали, он всегда стремился сместиться к периметру, какой-то опоре, чтобы от неё начать движение. Сначала Егор раскачивался лёжа на спине, потом раскачивался на четвереньках, затем стоя на коленях. Действия воспитателя – не надо препятствовать слепому ребёнку познавать мир самостоятельно («Ой , давай я тебе помогу, ой, давай я сама это сделаю и так далее). Мы предоставляли Егору полную свободу в действиях и передвижениях, только наблюдали и корректировали его движения словами (так как у Егора был сохранён слух). Раскачиваясь и обхлопывая все руками, мальчик знал всех нас по ногам, рукам, обуви, знал все игрушки, столы, стулья, манеж и все двери. В результате Егор покинул нашу группу полностью адаптированным. И в дальнейшей своей жизни, мы уверены, точно знает с чего и как надо начинать (т.е. как начинать своё движение ).

Ребёнок с сохранённым зрением, но выраженной глухотой открыт для мира, он видит все вокруг себя, оценивает, общается, играет, но глухой ребёнок никогда не заговорит, хотя у него нормальный голосовой аппарат. Он не заговорит по той причине, что не знает, как говорить, как это делается, не слышит речь, звуки. Эти дети нуждаются в помощи сурдопедагога, который учит их общаться жестами, где каждый жест соответствует слову. Соответственно, воспитатель работая с такими детьми в раннем возрасте, использует те же приемы. Традиционно, ещё с 16-го века различали два метода обучения глухих: жестовой и чистый устный метод.

Жестовой способ – предполагает обучения глухих на основе жестового языка (определённый жест – является эквивалентом слова) и дактилологии (пальцевая азбука) – пальцевые знак — буква алфавита.

Чистый устный метод – суть учить говорить «без рук», используя только устную и письменную речь. В наше время изменились методики и техники, оснащенность процесса воспитания и обучения детей с нарушением слуха, но методика осталась в основном прежней.

Привожу пример занятия с жестами:

В своей работе я неоднократно использовала жестовый метод,

который считаю очень эффективным для установления контакта с ребёнком, общения с ним и проведения занятий.

Занятия с ребёнком – «синдром дауна» 3,6 года, соотв. развитию 1 год 6месяцев. Занятие по развитию речи (С. Саша) Стих про дом:

На горе высокий дом,

Дом гном

В нем живет веселый гном

Гном дом

Он кормит белок

Шишками, за столом садится

такими шалунишками

Для занятий с детьми с поражением мозга, умственно отсталыми, с ослабленным зрением и ослабленным слухом, считаю наиболее эффективной методику Глена Домана (1920 года рождения) американского профессора — нейрофизиолога, из Штата Филадельфия, который в течение 20 лет разрабатывал свою методику, работая по 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Это работа по карточкам с различными изображениями. Желательно относящихся и объединённых по одной теме. Для мальчиков «машины , роботы», для девочек «одежда, посуда или что близкое по интересам ребёнка. Обычно карточки размером 28х28 см. Для слабовидящих детей Доман использовал чуть меньшие размеры.

Сначала на карточке изображен предмет, под ним название его по слогам, на другой стороне карточки воспитатель пишет слово карандашом для себя для удобства проведения занятия. Работая с совсем маленькими детьми: с одного месяца по методике Домана воспитатель проговаривает все свои действия ,беря малыша на руки, буквально все, что делает, сам докладывает малышу. Лучше если ребёнок будет находиться в «кенгуру» на животе лицом вперёд или в рюкзачке за спиной тоже лицом вперёд. Не надо бояться часто менять игровой и познавательный материал : «Ах, он ещё маленький, ах это ему сложно» Дети умнее и способнее, чем мы думаем и не надо делать упор на их возраст. Их мозг изначально от природы подготовлен принимать больше материала и информации. Доман по методике учит детей читать с 3-6 месяцев (читать раньше, чем говорить). По методике Глена

Домана надо часто менять игровой и познавательный материал. Материал должен быть разнообразным, обильным, красочным.

Заключение: дети – инвалиды, как никакие другие (нормальные дети) остро нуждаются в игре, общении со взрослыми. Подсознательно чувствуя свою ущербность, они стремятся её компенсировать своей активностью. То, чего достигают в своем развитии нормальные дети, дети — инвалиды достигают с большими усилиями, поэтому это не должно пройти незамеченным для воспитателя. Воспитатель поддерживает, стимулирует таких детей, хвалит и поощряет за их успехи, это необходимо в нашей работе.

Источник

Помощь детям с нарушениями здоровья

Малыши развивают общую и мелкую моторику, наблюдательность и внимание, эмоции, тактильные ощущения, обогащают словарный запас. Корректируются двигательные нарушения, зрительная координация и ориентировочные реакции.

Проект предоставляет помощь на самом первом этапе жизни малыша — в возрасте до трех лет. Комплексные услуги ранней помощи семьям с особенными детьми можно получить в организациях здравоохранения, в образовательных организациях, в организациях социальной защиты, в реабилитационных центрах, в других организациях — поставщиках услуг ранней помощи.

  • дети-инвалиды до трех лет, при наличии справки, подтверждающей статус;
  • дети до трех лет с ограниченными возможностями здоровья, что подтверждено заключением психолого-медико-педагогической комиссии;
  • дети до трех лет со стойким нарушением функций организма или заболеванием, приводящим к нарушениям функций организма, с задержкой развития. Нарушение функций, заболевание, задержка развития должны быть подтверждены справкой медицинской организации.

Чтобы получить раннюю помощь, родители или законные представители ребенка должны подать заявление в организацию, оказывающую услуги ранней помощи, по месту жительства. Заявление с пакетом документов рассмотрит межведомственный консилиум по ранней помощи.

При выявлении у ребенка до трех лет потенциальной необходимости в услугах ранней помощи специалист выдает родителям или законным представителям ребенка направление к организации-поставщику услуг ранней помощи.

В июле прошлого года была утверждена дорожная карта по реализации Концепции ранней помощи в Российской Федерации (на территории города Москвы) до 2020 года.

В детской городской клинической больнице имени Н.Ф. Филатова стартовал пилотный проект по оказанию ранней помощи совместно с органами образования и социальной защиты. Также услуги ранней помощи детям оказывают в территориальных отделениях Городского психолого-педагогического центра.

В организациях системы труда и социальной защиты населения города Москвы, в том числе в реабилитационных центрах, работают отделения ранней помощи. Специалисты отделений определяют, какой вид помощи нужен семье, консультируют родителей, разрабатывают индивидуальные программы ранней помощи ребенку и поддержки семьи.

Источник

Ранняя коррекционная помощь детям дошкольного возраста с ОВЗ

автор: Командирова Евгения Александровна

Учитель — дефектолог МКДОУ д/с №20 «Ягодка»

Ранняя коррекционная помощь детям дошкольного возраста с ОВЗ

МКДОУ д/с №20 «Ягодка»

Проект

«Ранняя коррекционная помощь детям дошкольного возраста с ОВЗ»

Проект на тему «Ранняя коррекционная помощь детям дошкольного возраста с ОВЗ»

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда закладываются базисные основы личности, активно развиваются различные виды его самостоятельной деятельности, возникает способность к произвольности поведения и инициативности как основа творчества, развивается воображение, речь, в ее коммуникативной и обобщающей знания ребенка функции. Эти и другие важнейшие качества формируются, прежде всего, в игре, специфической детской деятельности, приобретающей значение ведущей. Отечественные психологи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготавливающие переход к новой, высшей стадии развития.[1]

Детская психология. Методические указания. Автор-составитель Р. П. Ефимкина. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 2013

В нашем учреждении организована образовательная деятельность с детьми от 2 до 7 лет. Функционирует 6 групп, из них 1 комбинированной направленности (дети с тяжёлыми нарушениями речи, нарушением опорно двигательного аппарата, с легкой и тяжелой степенью умственной отсталости и 1 ребёнок с тяжёлыми нарушениями физического и психического развития обучается на дому). В ДОУ создан психолого – медико – педагогический консилиум, разработано положение о его деятельности, выработан алгоритм выявления детей с нарушениями в развитии, разработана адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ, индивидуальные программы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, установленными ПМПК Чкаловского района.

Анализ состояния образовательной системы ДОУ привел к выводу о необходимости создания службы ранней коррекционной помощи, которая бы при ранних проявлениях нарушений развития дошкольников, проводила профилактические и коррекционные мероприятия. В нашем городе есть семьи, имеющие детей с нарушениями развития, родители, которых не имеют возможности коррегировать имеющиеся недостатки до поступления ребёнка в детский сад. В связи с этим появилась необходимость изучения опыта коррекционной работы по преодолению нарушений у детей раннего возраста и создания в ДОУ группы раннего возраста от 1,5 до 3 лет комбинированной или компенсирующей направленности и Службы ранней помощи от 0 до 3 лет.

В России почти 400 тыс. детей нуждаются в инклюзивном образовании. По данным Федеральной службы государственной статистики, за последние 7 лет количество детей-инвалидов в России увеличилось и составляет около 2 процентов детского населения. В структуре причин инвалидности наиболее часто наблюдаются психические расстройства и расстройства поведения (22,8 процента), врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения (20,6 процента), болезни нервной системы (20 процентов).

Начиная с середины 90-х годов Министерством образования Российской Федерации в качестве приоритетной, выдвигается задача создания системы ранней диагностики и специальной помощи детям в возрасте от 0 до 3 лет с недостатками в развитии.

Актуальность проблемы обусловлена, прежде всего, тем, что более поздние периоды жизни ребенка, имеющего отклонения в развитии, дошкольный и школьный – уже освоены, созданы системы дошкольного и школьного воспитания и обучения детей с различными патологиями развития. Что же касается периода от рождения до 3-х лет, то он остается в основном введении медиков. Но врачи занимаются, прежде всего, здоровьем детей, а сенсорное, умственное и эмоциональное развитие отдаются пока что на откуп родителям.

Психокоррекционная работа с семьями детей с ограниченными возможностями – важное направление в психолого-педагогическом сопровождении семьи особого ребенка. Практика показывает, что семьи детей с ОВЗ, несмотря на свои скрытые реабилитационные возможности, не всегда способны их проявить без активной поддержки и направляющей психологической помощи специалистов. Факты свидетельствуют также и о том, что в таких семьях почти полностью отсутствует адекватная коррекционная-развивающая среда, что, безусловно, требует проведения психокоррекционной работы с родителями с ОВЗ для оптимизации внутрисемейных условий воспитания.[2]

Психоккоррекционная работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья: учеб.- методич. Пособие/ В.В. Ткачева, Е.В. Устинова, Н.П. Болотова; под ред. В.В. Ткачевой. – М: ИНФРА-М, 2019. – 191с.

Решающую роль в предупреждении нарушений умственного развития играет максимально ранняя коррекционно-воспитательная работа, позволяющая предотвратить вторичные отклонения в развитии ребенка.[3]

Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для педагога дефектолога/ Е.А. Стребелева. – М.: Издательство ВЛАДОС, 2019. – 256с.

Цель и задачи проекта.

Создание условий в дошкольной образовательной организации для оказания психолого-педагогической, коррекционно-развивающей поддержки и сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья или риском отставания в развитии в возрасте от 0 до 3 лет жизни, для содействия его оптимальному развитию и социализации в обществе.

В соответствии с поставленной целью обозначены следующие задачи:

— оборудование и оснащение кабинета ранней коррекционной помощи на базе МКДОУ №20 «Ягодка»;

— открытие группы раннего возраста от 1,5 до 3 лет комбинированной или компенсирующей направленности;

— информирование родительских, общественных и профессиональных организаций о работе службы ранней помощи в ДОУ, её миссии, целях и задачах;

— формирование позитивного отношения к ранней помощи семьям, имеющим детей от 0 до 3 лет с ограниченными возможностями здоровья;

— взаимодействие с учреждениями здравоохранения, социальной защиты, образования;

— формирование у ребенка с ограниченными возможностями здоровья или риском отставания в развитии ключевых образовательных компетенций в доступном объеме и надлежащего качества;

— оказание комплексной помощи родителям в создании необходимых условий для развития ребёнка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья или риском отставания в развитии, формирование специальных компетенций, необходимых для его воспитания и обучения;

— определение образовательного маршрута ребенка и обеспечение преемственности в психолого-педагогическом сопровождении детей целевой группы и их семей на дальнейших этапах развития, в других учреждениях.

Основная гипотеза проекта.

«Вмешаемся в проблему раньше, чем она вмешается в счастье ребенка»

Создание механизмов поддержки и развития детям раннего возраста, имеющим ограниченные возможности здоровья или риском отставания в развитии и их семьям, окажет содействие оптимальному развитию и адаптации в обществе ребёнка с особыми потребностями.

– дети от 0 до 3 лет, родители (их законные представители), воспитатели, узкие специалисты и администрация ДОУ.

семьи с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья от 0 до 3 лет: с выявленными отклонениями в развитии или риском отставания в развитии, которые могут приводить к проблемам в будущем.

Методологическая основа проекта.

С целью изучения психофизического развития детей раннего возраста применяются методики Г.В. Пантюхиной, К.Н. Печоры, Э.Л. Фрухт, О.В. Баженовой, Л.Т. Журбы, Е.М. Мастюковой; скрининг – методики А.М. Казьмин, Л.В. Казьмина «Дневник развития ребёнка от рождения до 3 лет».

Содержание и этапы реализации проекта.

Система ранней помощи детям с ОВЗ или риском нарушений в развитии и их семьям включает следующие этапы:

I этап выявления детей, нуждающихся в ранней помощи (скрининг):

— направление на ТПМПК.

II этап создания и реализации программ ранней помощи:

— точная междисциплинарная оценка развития;

— дифференциальная диагностика. Выявление (если это возможно) причин возникновения функциональных нарушений;

— работа с семьей и ребенком по индивидуальным программам;

— обеспечение перехода ребенка из программ службы ранней помощи в образовательные программы других учреждений.

III этап перехода ребенка в программу учреждения для детей дошкольного возраста (сопровождение ребенка и семьи).

— рекомендации команде профессионалов выбранного учреждения:

— передача технологий работы с семьей и ребенком;

— передача и комментирование необходимой документации из истории работы с семьей.

просвещение — передача родителям опыта педагогов по организации коррекционной работы с детьми раннего возраста, имеющими ограниченные возможности здоровья, информационно – психологическое сопровождение семьи;

развитие — коррекция имеющихся проблем развития ребёнка или риском отставания в развитии, развитие интеллекта, реализация программ индивидуального сопровождение ребёнка;

терапевтическая функция — умение использовать радость творческого ожидания, отвлечение детей от печальных, грустных событий, обид, снятие напряжения, страхов, обеспечение эмоционально-положительного состояния,;

сохранность здоровья — обеспечение здорового образа жизни воспитанников.

Консультативно – диагностическое направление:

— анализ особенностей социальной ситуации развития ребенка;

— максимально раннее выявление и психолого-педагогическая квалификация отклонений в развитии ребенка или риском отставания в развитии;

— определение уровня развития ребенка раннего возраста в соответствии с основными нормативными показателями данного возраста;

— создание соответствующей коррекционно-развивающей среды в домашних условиях ;

— обеспечение компенсации имеющихся отклонений и необходимых условий развития;

— реализация коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;

— консультирование родителей по вопросам коррекции и развития;

— консультирование педагогов, работающих с детьми раннего возраста.

— обучение родителей способам коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;

— разработка индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку и семье;

— проведение индивидуальных и групповых развивающих и коррекционных занятий с детьми раннего возраста;

— проведение психотерапевтических занятий с родителями.

— информирование о деятельности с помощью средств массовой информации, в том числе сайт учреждения Чкаловского района;

— повышение квалификации воспитателей групп раннего возраста и узких специалистов ДОУ;

— создание игр и игрушек, а также банка коррекционно-развивающих методик для детей раннего возраста;

— разработка и реализация индивидуальных программ сопровождения для детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и их семей.

— организация обобщения и распространения опыта работы по ранней психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья или риском отставания в развитии;

— координация деятельности специалистов разного профиля и родителей по реализации индивидуальной программы психолого-педагогической помощи.

открытость – способность к обмену информацией с социумом, специалистами, родителями;

командный междисциплинарный подход – совместной комплексной работы специалистов, разделяющих общую миссию, цель и задачи.

принцип активного сотрудничества с семьей – в ходе коррекционно-развивающей работы родители осваивают способы развивающего взаимодействия с ребенком, приемы коррекционной работы дома, а также создают в соответствии с рекомендациями специалистов коррекционно-развивающую среду для ребенка;

партнерство – установление партнерских отношений с организациями, родительскими комитетами, семьей, ребенком и его ближайшим окружением;

добровольности – выстраивание отношений с семьей и социальным окружением ребенка на добровольных началах при обоюдном желании;

конфиденциальности – неразглашение служебной профессиональной информации о ребенке и его семье;

Определение форм и методов практической деятельности.

Изучение интересов детей, выбор темы, цели и задачи, план деятельности, создание условий, развивающая среда.

— Деятельность участников проекта приобретает целесообразность, они усваивают знания не потому, что их запланировали педагоги, а потому что эти знания совершенно реально понадобятся им сегодня или в ближайшем будущем.

— Каждый модуль имеет сюжет, который развёртывается на протяжении долгого времени.

— В каждый модуль включаются занимательные дела по всем видам деятельности с семьёй и детьми .

Основные модули организации ранней коррекционой помощи

Родители

Педагоги

Основные участники Название модуля Цель деятельности по модулю Примечание
«Мы вместе »

Установление доверительных отношений с родителями начиная с дородового периода,

ознакомление с задачами, направлениями, условиями и специалистами .

Участие специалистов ДОУ.
«Не знаешь – научим»

Повышение компетентности родителей в вопросах развития, обучения и воспитания детей раннего возраста с ОВЗ.

В организации деятельности по данному модулю предусматри вается участие специалистов ДОУ
«Помоги себе сам» Формирование стремления родителей заниматься самообразованием по изучению технологий и методов общения и практической деятельности с ребёнком по определённым нарушениям развития. Согласование со специалистами при применении в практической деятельности.
«Привет, малыш!» Организация процесса диагностики, оказание помощи в создании коррекционно – развивающей среды дома. Участие специалистов ДОУ.
«Здоровей-ка»

Организация и проведение с детьми здоровьесберегающих и здоровьесохраняющих занимательных мероприятий, создание условий для самостоятельной двигательной деятельности. Все виды деятельности выполняются соответственно индивидуальной программе.
«Игралочка» Создание условий для развитие познавательной активности через игры, игровые упражнения, игровые ситуации. Соответственно возрасту и индивидуальным особенностям.
«Расскажи и покажи» Создание условий и организация мероприятий по коррекции речевого развития. Соответственно возрасту и индивидуальным особенностям.
«Маленькие фантазии» Формирование эстетических чувств, создание условий для развития детского художественного творчества. Соответственно возрасту и индивидуальным особенностям.
«Успех деятельности педагога определяется наличием педагогических способностей» Ознакомление с правовой документацией, разработка документации. В реализации данного модуля принимают участие все педагогические работники ДОУ

Этапы реализации проекта:

I этап — организационно – ознакомительный.

Цель: изучить проблему через научно – методическую литературу, определить участников проекта и формы работы и способы представления результатов работы, подготовить практический материал.

II этап — основной

Цель: системный подход к организации образовательного процесса с семьями, имеющими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья или риском отставания в развитии.

III — заключительный этап

Цель: обобщить итоги работы реализации проекта.

— оборудован кабинет, создана коррекционно – развивающая среда и организована деятельность с семьями, имеющими детей раннего возраста от 0 до 3 лет с ограниченными возможностями здоровья на базе МКДОУ № 20 «Ягодка»

— организована комплексная помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья или риском отставания в развитии по формированию ключевых образовательных компетенций в доступном объеме и надлежащего качества;

— родители получают информацию о создании ранней коррекционной помощи детям, сайт учреждения, консультативный пункт ДОУ;

— осуществляется целенаправленное сопровождение каждого ребёнка и его семьи соответственно индивидуальным программам развития;

— функционирует группа раннего возраста от 1,5 до 3 лет комбинированной или компенсирующей направленности;

Способы и критерии оценки эффективности реализации проекта:

При оценке эффективности проекта в течение года будут учитываться все аспекты его реализации:

— динамику участия ребенка в различных социальных ситуациях;

— динамические показатели, характеризующие прогресс в развитии ребенка;

— характер изменения семейного потенциала и других факторов окружающей среды;

— повышение компетентности членов семьи в развитии и воспитании ребенка;

— расширение доступа родителей и ребенка к необходимым услугам, проектам и мероприятиям;

— улучшение понимания членами семьи сильных сторон своего ребенка, его способностей и особых потребностей;

— улучшение знаний членов семьи о своих правах, правах ребенка и умения их эффективно отстаивать;

— улучшение поддержки членов семьи в плане социальных контактов.

Оценка эффективности реализации проекта осуществляться совместно со специалистами и родителями.

Статистические показатели, свидетельствующие

об эффективности реализации проекта:

Результат комплексной работы с семьями и детьми

(за 1 половину года, за год)

Наименование показателя Единица измерения

(человек, %)

Значение показателя к началу реализации проекта Плановое значение показателя по окончанию реализации проекта Фактическое значение показателя по окончанию реализации проекта
Численность детей раннего возраста, вовлечённых в проект
Первичный выход на инвалидность детей от 0 до 3 лет
Число родителей, принявших участие в реализации проекта
Число детей с ОВЗ, посещающих в ДОУ
Число детей, посещающих

в 2019-2020 учебном году (1 полугодие/ год)

Число детей,

учреждение

Число детей,

интегрированных в группу

компенсирующей или комбинированной

направленности

На 1 полугодие учебного года/ на учебный год

Результатом целенаправленной работы с родителями считаем повышение уровня родительской компетенции, социальной активности семей, применение знаний в игровом взаимодействии с детьми.

  1. Правовые основания организации

Реализуется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами международного и российского законодательства:

— Конвенция ООН о правах ребенка

— Конституция Российской Федерации

— Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155;

— Федеральный закон от 24 июля 1994 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

— Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»

— Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Список используемой литературы

  1. Детская психология. Методические указания. Автор-составитель Р. П. Ефимкина. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 2013 с. 2
  2. Психоккоррекционная работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья: учеб.- методич. Пособие/ В.В. Ткачева, Е.В. Устинова, Н.П. Болотова; под ред. В.В. Ткачевой. – М: ИНФРА-М, 2019. – 191с.
  3. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для педагога дефектолога/ Е.А. Стребелева. – М.: Издательство ВЛАДОС, 2019. – 256с.
  4. Янковская, Н. А. Профессиональное самоопределение детей с ограниченными возможностями здоровья / Н. А. Янковская, С. Е. Захарова // Педагогическая диагностика. — 2011. — №2. — С.32
  5. Щербакова, А. М. Дискуссионные вопросы развития личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью / А. М. Щербакова, А. Ю. Шеманов // Психологическая наука и образование. — 2010. — №2. — С.63-69.
  6. Шелкунова, О. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья / О. Шелкунова, А. Квасова // Дошкольное воспитание. — 2016. — №11. — С.110-117.
  7. Шандорова, З. Система ранней помощи в Чешской Республике / З. Шандорова // Дефектология. — 2015. — № 4. — С. 15-22
  8. Шабас, С. Алгоритм профессионального взаимодействия педагогов детского сада с семьей ребенка с ОВЗ / С. Шабас. – М. : Просвещение, 2017.
  9. Филиппова, Е. В. Исследование игры детей дошкольного возраста с проблемами в общении / Е. В. Филиппова, Т. В. Пивненко // Психологическая наука и образование. — 2010. — №3. — С.80-87.
  10. Феоктистова, Т. Духовно-нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья / Т. Феоктистова // Детский сад от А до Я. — 2013. — №6. — С.136-144.
  11. Ткачева, В. В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья в системе специального и инклюзивного образования / В. В. Ткачева // Коррекционная педагогика. — 2013. — №3. — С.21-22.
  12. Стефанова, Е. Е. Социальная поддержка семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии / Е. Е. Стефанова // Управление ДОУ. — 2013. — №6. — С.67-70.
  13. Сергеева, Л. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду детского сада / Л. Сергеева // Детский сад от А до Я. — 2013. — №5. — С.112-123.
  14. Разенкова, Ю. А. Ценностные основания системы ранней помощи семье с особым ребенком // Управление ДОУ.-2010. — №6. — С.23-35.
  15. Разненкова, Ю. А. Модели организации ранней помощи семьям детей с ОВЗ в образовании / Ю. А. Разненкова, С. С. Славин // Управление ДОУ. — 2016. — №6. — С.14-26.
  16. Разенкова, Ю. А. Научные исследования Института коррекционной педагогики в области ранней помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья и его семье / Ю. А. Разенкова // Дефектология. — 2015. — № 3. — С. 18-29.
  17. Почтарева, В. В. Принятие родителями и педагогами особенностей развития детей с ОВЗ : Опыт работы специалистов ГБУ Городской психолого-педагогический центр Департамента образования г. Москвы / В. В. Почтарева, А. В. Сидорович // Современное дошкольное образование. — 2017. — №5. — С.76-79.
  18. Пецка, М. В. Арттерапия в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья / М. В. Пецка // Коррекционная работа. — 2015. — №2. — С.53-56.
  19. Ноговицина, Л. П. Дифференциация и индивидуализация обучения как форма педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями / Л. П. Ноговицина // Инновационные проекты и программы. — 2010. — №5. — С.75-79.
  20. Неретина, Т. Г. Специальные условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья / Т. Г. Неретина, С. В. Клевесенкова // Начальная школа. — 2015. — №11. — С.38-44.
  21. Науменко, Ю. В. Психолого-педагогическая поддержка ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного образования / Ю. В. Науменко, О. В. Науменко // Начальное образование. — 2013. — №2. — С.36-
  22. Любимов, М. Л. Помощь детям с ограниченными возможностями здоровья / М. Л. Любимов // Народное образование (электронная версия). — 2012. — №4. — С.186-189.
  23. Лубовский, В. И. Задачи, принципы и возможности реконструирования системы психологической диагностики нарушений развития / В. И. Лубовский, И.А. Коробейников, С. М. Валявко // Дефектология. — 2015. — №6. — С.47-56.
  24. Лихоузова, Т. В. Социально-педагогическая работа с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья / Т. В. Лихоузова // Коррекционная педагогика. — 2015. — №2. — С.3-6.
  25. Лазуренко, С. Б. Раннее психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья как условие их социальной адаптации / С. Б. Лазуренко, Л.С. Намазова-Баранова, Е.А. Стребелева // Вестник образования. — 2015. — №9. — С.72-80.
  26. Лазарева, О. Р. Организация лекотеки для детей с ограниченными возможностями здоровья / О. Р. Лазарева // Управление ДОУ. — 2010. — №7. — С.86-91.
  27. Кузнецова, М. С. Сотрудничество специалистов и родителей: из опыта работы с семьями , воспитывающими детей раннего возраста с нарушениями в развитии / М. С. Кузнецова, А. В. Цатурян// Дефектология. — 2010. — №4. — С.42-50.
  28. Инденбаум, Е. Л. Взаимодействие специалистов образовательной организации в оценке успешности формирования сферы жизненной компетенции обучающихся с ОВЗ / Е. Л. Инденбаум, Л. А. Самойлюк // Дефектология. — 2017. — №4. — С.9-17.
  29. Емельянова, И. Специфика работы с детьми с ОВЗ в группах комбинированной направленности ДОО / И. Емельянова, С. Маркова // Дошкольное воспитание. — 2016. — №11. — С.77-81.
  30. Егорова, Т. А. Организация развивающей среды для интеграции детей с ОВЗ в образовательное пространство ДОО / Т. А. Егорова, А.Е. Максимова // Управление ДОУ. — 2015. — №2. — С.85-93.
  31. Дементьева, И. Ф. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы / И. Ф. Дементьева, С. А. Сопыряева // Социальная педагогика. — 2012. — №2. — С.43-47.
  32. Гузова, Л. П. Индивидуальный подход в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья / Л. П. Гузова // Методист. — 2016. — №8. — С.17-19.
  33. Выродова, И. Вариативные формы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья / И. Выродова // Дошкольное воспитание. — 2015. — №5. — С.86-92.

Источник

Читайте также:  Урок по теме здоровье наше богатство 2 класс
Adblock
detector