Конспект занятия по познавательному развитию «Береги свое здоровье» (старшая группа)
Рушана Сакара
Конспект занятия по познавательному развитию «Береги свое здоровье» (старшая группа)
Конспект занятия (здоровьесберегающие технологии)
Тема: «Береги свое здоровье»
Программное содержание:
— систематизировать знания детей о бережном отношении к своему здоровью, о том, как нужно заботиться о нем, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.
— помочь детям в занимательной форме, играх усвоить понятие “здоровый образ жизни”, “охрана здоровья”
— прививать навыки здорового образа жизни, учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем.
— развивать социальные чувства (эмоции): сопереживание, доброжелательное отношение,
— развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека,
— развивать выразительность движений
— побуждать дошкольников к добрым поступкам, — развивать познавательный интерес мыслительную активность, воображение.
Предварительная работа: Чтение и заучивание стихов о здоровье, о занятии спортом; загадывание загадок на данную тему; беседы о гигиене, о здоровом образе жизни, о продуктах питания, о правильном питании; выполнение физкультурных разминок, точечного массажа; чтение сказок К. И. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе».
Материал: театр – лесная полянка, квартира; куклы – заяц, лиса, волк, медведь; подарки – муляж – морковь, сок морковный, гантели, зубная паста, щетка, дудочка; дидактическая игра «Хорошо, плохо»; бабочка на палочке – упражнение для глаз; для опыта – расческа, вата, зубная щетка.
Ход занятия:
— Здравствуйте, ребята. Как вы думаете, почему люди, когда встречаются, здороваются друг с другом? (приветствуют друг друга)
— Дети, а ведь слово «здравствуйте» не только вежливое слово — приветствие, но и слово пожелание. Пожелания здоровья!
— Здравствуйте! – Значит, будьте здоровы!
— У нас сегодня много гостей, давайте с ними поздороваемся и пожелаем всем здоровья.
«Я здороваюсь везде киваем головой
Дома и на улице, ставим руки на пояс по очереди
Даже «Здравствуй» говорю машем руками, как
Я соседней курице, крылышками
Здравствуй, солнце золотое, лучики вперед
Здравствуй, небо голубое, руки вверх
Здравствуй, вольный ветерок, качаем руками наверху
Здравствуй, миленький дружок, руки кладем друг другу на
Здравствуй, ночь, протягиваем друг другу руки
Нам здороваться не лень! качаем руками внизу
2. — Ребята, я сегодня пришла к вам с чемоданчиком. Хотите узнать, что там лежит? (воспитатель открывает чемоданчик). Вы, наверное, догадались, кому принадлежат эти вещи.
— Скажите, а могу ли я работать врачом и почему? (нет, надо учиться). А каким врачом я могу быть? (сказочным, доктором Айболитом). Что делает доктор? (лечит людей)
— А знаете, ребята, врачи говорят, что болезнь лучше предупредить, чем лечить. Что это значит? Чтобы ответить на этот вопрос, хочу пригласить вас в сказку.
Показ театра, сопровождает рассказ воспитателя:
В одном красивом, густом лесу жили 4 друга: зайчонок, лисенок, волчонок, медвежонок. Жили они дружно, играли всегда вместе и во всем помогали друг другу, никогда не ссорились. А еще друзья очень любили путешествовать. Вот они как-то раз решили отправиться в путь. Долго ли коротко, оказались они в городе, в городской квартире. И вот что с ними случилось.
(воспитатель рассказывает, а выбранный ребенок выполняет действия)
(зайчонок весь день сидел перед телевизором, смотрел все передачи подряд, а потом стал все ближе и ближе стал придвигаться к экрану телевизора; лисенок устроился возле магнитофона, из наушников доносилась громкая музыка, он никого и ничего не слышал, о чем бы его не спрашивали. медвежонок очень любил поспать, поэтому он устроился на диване, ему было лень перевернуться с боку на бок а волчонка я нашла на кухне. Что же он там делал? Посмотрите волчонку понравился холодильник. А там полно конфет, пирожных, тортов, рулетиков, потом он все время держался за щеки)
3. Беседа с детьми:
а) Что случилось с зайчонком? Почему? Как еще можно испортить зрение? Чего нельзя делать? Что может помочь в охране зрения?
Резь и боль, течет слеза,
Заболели вдруг глаза.
Помни! Вреден телевизор
Коли глаз к экрану близок.
Давайте научим зайчонка делать зарядку для глаз:
(встали в круг, работают только глаза)
Поведи глазами влево, незаметно, не спеши,
Кто сидит с тобою рядом, мне потом ты расскажи,
А теперь глазами вправо, ты внимательно смотри,
Кто сидит с тобою рядом, хорошенько рассмотри,
А теперь посмотрим вверх – там высокий потолок,
А сейчас опустим глазки и посмотрим на носок.
(дети выполняют движения в соответствии с текстом)
В лесу летает много бабочек, а ведь за ними тоже можно понаблюдать, только надо соблюдать правило: работают только глазки, голову держим прямо. Посмотрите, к нам в группу залетела бабочка. Давайте посмотрим, как она летает.
Давайте отдадим зайчонку бабочку, пусть он выпустит ее в лесу. А еще я приготовила для него подарок: это морковку и морковный сок.
Помни истину простую,
Лучше видит только тот
Кто жует морковь сырую
Или пьет морковный сок.
б) Кто скажет что случилось с лисенком? Почему он ничего не слышит? Как можно испортить слух? Как его сохранить?
В лесу можно услышать разные звуки, сможете вы узнать?
Музыкально-дидактическая игра «Угадай, что звучит?».
Подарим лисенку дудочку, пусть учиться играть на ней, а птички в лесу будут ей подпевать
в) Мишка, мишка лежебока
Спит он много и глубоко,
Целый день медведь проспал
И здоровье потерял.
Что случилось с медвежонком? Что нужно делать, чтобы снова стать сильным, ловким, умелым? Научим медвежонка нашей зарядке.
Музыкальная зарядка «Зарядка для зверят»
Подарим мишке – гантели
г) Что случилось с волчонком? Почему он держится за щеки? Как ему помочь?
Если нет в еде порядка
Увлекаться если сладким,
То запомнить надо впредь,
Могут зубы заболеть!
Чего нельзя еще делать? Что нужно делать, чтобы зубы не болели? Как правильно чистить зубы?
(показ и объяснение ребенка)
А вы знаете, почему надо чистить зубы сверху вниз?
(опыт с расческой и ватой – показ воспитателя)
Как вы думаете, что я приготовила в подарок, волчонку. Конечно, зубную пасту и щетку.
Я думаю, что зверята поняли свои ошибки, и дальше будут поступать правильно. Им пора возвращаться домой.
— Ну, теперь думаю, что вы знаете, что значит предупредить болезнь?
— А что мы делаем в детском саду, для того чтобы укрепить свое здоровье?
(зарядку, побудку, физ. занятия, ходим по массажным дорожкам, по солевым дорожкам, пальчиковые игры, прогулки, пьем сок, едим фрукты, моем руки перед едой и т. п.).
Но чтоб еще раз вспомнить все поиграем в игру «Хорошо – плохо»
Дидактическая игра «Хорошо – плохо»
(воспитатель показывает картинки, а дети выполняют движения. Если это можно делать кивают головой сверху вниз – «да», если этого делать нельзя – машут головой из стороны в сторону – «нет»)
4. Ну вот, ребята, мы с вами помогли зверятам, сделали хорошее дело.
5. Раздается стук в дверь. Пришел почтальон, принес посылку.
Воспитатель открывает посылку и читает письмо.
Письмо от зверят из леса: «Дорогие, ребята, большое спасибо вам за помощь и за подарки. Теперь у нас ничего не болит, мы здоровы. И про все мы рассказали своим друзьям, они хотят с вами познакомиться. А еще посылаем вам в ответ свой подарок свои игрушки – шишки. Мы придумали много игр, которые помогут вам укрепить здоровье. Надеемся, что они вам понравятся.»
Воспитатель предлагает детям сыграть одну игру:
Игра «Собери шишки в корзинку»
(игра на профилактику плоскостопия – шишки собираем ногами)
«Будем беречь свое здоровье» — конспект занятия для старшей группы Цель: Формировать ответственность в деле сохранения собственного здоровья. Задачи: Развивать координацию движений, закреплять навыки ходьбы.
«Сохрани свое здоровье сам». Конспект оздоровительного занятия в подготовительной группе Цель: — -формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни. -Учить самостоятельно, следить за своим здоровьем. -Закрепить.
Игра-развлечение в старшей группе «Береги свое здоровье» МБДОУ Детский сад № 110 Игра-развлечение в старшей группе «Звездочка» «Береги свое здоровье» Воспитатель – Федотова М. С. Цель: Закрепить.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по валеологии «Живи-здоровье береги» (старшая группа) КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по коммуникации (старшая группа) НА ТЕМУ : «ЖИВИ -ЗДОРОВЬЕ БЕРЕГИ» (поможем Мишке.
Конспект НОД по познавательному развитию «Государственная символика России — флаг, герб, гимн» (старшая группа) Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Государственная символика России — флаг,герб, гимн».
Конспект НОД по познавательному развитию «В гости к бабушке» (старшая группа) Цель: актуализировать представления детей о лесе. Задачи: • расширять представления детей о лесе (растут деревья, кустарники, цветы, грибы.
Конспект занятия по познавательному развитию «Зимнее путешествие» (старшая группа) Программное содержание: закреплять представления детей о зиме, и изменениях происходящих с природным и животным миром;.
Конспект занятия с применением здоровьесберегающих технологий «Береги свое здоровье!» Образовательная область: познавательное развитие Вид деятельности: непосредственно образовательная Возрастная группа: старшая группа Тема:.
НОД «Береги себя и свое здоровье» (на основе познавательно-исследовательской, игровой и коммуникативной деятельности) Цель:формирование у детей сознательного отношения к вопросам личной безопасности. Задачи:Помочь детям в овладении понятием «здоровье»,.
НОД по познавательному развитию «Поможем доктору Айболиту» (старшая группа) Цель: развитие познавательных способностей детей средствами занимательного материала. Задачи: — Развить познавательные и интеллектуальные.
Источник
Особенности формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста
Елена Владимировна Воронина
Особенности формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста
При воспитании детей старшего дошкольного возраста необходимо решить многие задачи, среди которых особое место имеют проблемы охраны здоровья детей и их физического воспитания, ведь от эффективности решения этих проблем зависит полноценное развитие ребенка. Дети старшего дошкольного возраста имеют все предпосылки для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни:
— происходит активное развитие психических процессов, при этом растет самооценка, чувство ответственности;
— умение детей сохранять и демонстрировать правильную осанку;
— дошкольники старшего возраста самостоятельно выполняют бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания, способны прилагать волевые усилия для того чтобы достичь поставленную цель в игре, в проявлении физической активности [3,100].
Каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать в работе по формированию ЗОЖ.
Дети младшего дошкольного возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут. Вследствие этого никакого отношения к нему у маленьких детей практически не складывается.
В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как «не болезни». Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что значит «быть здоровым» и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым — значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т. д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк, а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т. д.).
В старшем дошкольном возрасте, благодаря возрастанию личного опыта, отношение к здоровью существенно меняется. Но, при этом наблюдается смешение понятий «здоровый» — как «большой, хороший» и «здоровый» — как не больной. Дети, по-прежнему, соотносят здоровье с болезнью, но уже более отчетливо определяют угрозы здоровью как от своих собственных действии («нельзя есть грязные фрукты», «нельзя брать еду грязными руками» и пр., так и от внешней среды. При определенной воспитательной работе дети соотносят понятие «здоровье» с выполнением правил гигиены.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья и в его определении (как, собственно, и взрослые) на первое место ставят физическую составляющую. В этом возрасте дети, хотя еще интуитивно, начинают выделять и психическую, и социальную компоненты здоровья («там все так кричали, ругались, и у меня голова заболела»). Но, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему у детей старшего дошкольного возраста остается достаточно пассивным. Причины такого отношения кроются в недостатке у детей необходимых знаний о способах сохранения здоровья, а также неосознании опасностей нездорового поведения человека для сохранения здоровья. Нездоровое поведение в ряде случаев приносит удовольствие (как приятно съесть холодное мороженое, выпить целую бутылку охлажденного лимонада, пробежать по луже, поваляться подольше в постели и т. п., а долговременные негативные последствия таких поступков кажутся ребенку далекими и маловероятными.
Значительная часть самосохранительного поведения детей старшего дошкольного возраста определяется их представлениями о здоровье. При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации занятий физкультурой отношение детей к своему здоровью существенно меняется. Сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни [1,32].
Анализ всех программ воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста показывает, что ведущее место в воспитательном процессе занимает физическое воспитание, а затем идет формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни.
Задачи и содержание воспитания детей дошкольного возраста многогранны. Особое место среди них занимают проблемы формирования здорового образа жизни, т. к. от эффективности решения этих проблем зависит полноценное развитие ребенка[1,73].
Для каждой возрастной группы в процессе формирования здорового образа жизни ставятся свои задачи. [2,14].
1. Формировать представление о себе как отдельном человеке; знакомить со способами заботы о себе и окружающем мире; показать модели социального поведения.
2. Знакомить с правилами выполнения физических упражнений (внимательно слушать сигнал, ждать друг друга, не толкаться, согласовывать свои действия с действиями партнера, контролировать и координировать движения).
3.Рассказывать о правилах поведения на улице города: переходить улицу на зеленый цвет светофора только за руку с взрослым, двигаться по правой стороне тротуара, не наталкиваться на прохожих, внимательно смотреть под ноги и вперед.
4. Рассказывать об источниках опасности в квартире и групповой комнате; разъяснить правило «нельзя».
5. Рассказывать о правилах поведения за столом; познакомить с предметами и действиями,связанными с выполнением гигиенических процессов: умывание, купание, уход за телом, внешним видом, чистотой жилища.
1. Продолжить идентифицировать свое имя с собой; знакомить с внешними частями тела; дать представление о способах выражения своих состояний с помощью мимики и жестов; ценить свое тело; знать основные правила заботы о нем; устанавливать связи между строением органа и его назначением, между своим состоянием и способами заботы о себе и окружающем мире. Учить одеваться и раздеваться самостоятельно, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки, аккуратно складывать и убирать одежду на место; вежливо обращаться за помощью к сверстнику или взрослому.
2. Продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности; рассказать, что человек — живой организм, чтобы жить, необходимо активно двигаться, для этого и предназначены органы человека: ноги, руки, туловище, голова. Рассказать о здоровье (как можно познать и изменить себя, как найти свою тропинку к здоровью);познакомить с профилактикой заболеваний: самомассаж, закаливание, правильное дыхание, чередование активного движения и отдыха.
3. С помощью взрослого устанавливать связь между совершаемыми действиями, привычками и состоянием организма, настроением, самочувствием. «Я буду заниматься бегом, как папа, чтобы стать здоровым и сильным». «Я каждый день правильно чищу зубы, значит, они у меня не будут болеть».
4. Развивать настойчивость, целеустремленность в уходе за своим телом, физкультурно-оздоровительной деятельности.
5. Рассказывать о Правилах дорожного движения.
6.Рассказывать о правилах первой помощи при травмах и обморожениях: замерзло лицо на морозе — разотри легко шарфом, но не снегом; озябли ноги — попрыгай, пошевели пальцами; промочил ноги — переоденься в сухое.
7. Рассказывать о культуре еды, правилах поведения за столом, о последовательности одевания, умывания, правил гигиены; учить рациональным способам самообслуживания. Учить самостоятельно мыть руки, лицо, шею; после умывания смывать мыльную пену с раковины, крана.
8. Рассказывать, как садиться за стол, правильно пользоваться вилкой, ложкой, есть аккуратно, не спешить, не отвлекаться, не играть столовыми приборами, не набивать рот, не разговаривать с полным ртом, не чавкать брать хлеб, печенье с общей тарелки, но не менять взятое; не мешать другим детям; пользоваться салфеткой, спокойно выходить из-за стола, говорить «спасибо».
9. Рассказывать о микробах, доказать необходимость использования мыла и воды. Научить заботиться о здоровье окружающих: при чихании и кашле прикрывать рот и нос платком, если заболел, не ходить в садик.
Старшая группа.
1. Расширять знания ребенка о себе, своем имени, фамилии, возрасте, наследственных особенностях организма, телосложении, походке, реакции на некоторые продукты питания; рассказать, для чего нужно сердце, почему оно стучит, для чего нужны уши, глаза, как мы двигаемся, дышим, общаемся с другими людьми. Представлять в общих чертах развитие человека; младенец, дошкольник, школьник, мама (папа, бабушка (дедушка, различать половую принадлежность по внешнему облику (черты лица, особенности телосложения).
2. Бережно относиться к своему организму, осознавать назначение отдельных органов, условия их нормального функционирования. «У меня есть замечательный помощник — скелет, он помогает мне стоять,сидеть и защищает внутренние органы: сердце, печень, легкие от повреждений, поэтому нужно его беречь, учиться правильно падать на лыжах, на коньках. Тренироваться, заниматься гимнастикой и физическими упражнениями».
3. Ответственно относиться к внутренним органам,выполнять основные валеологические правила: помоги своему сердцу работой всех мышц, занимайся ежедневно физическими упражнениями; помоги своим легким дышать свежим воздухом, не ленись ежедневно гулять в парке, на участке, сон с открытой форточкой; помоги работе желудка и кишечника, пережевывай «33 раза» каждый кусочек пищи; помоги своему мозгу мыслить, думать, береги от ушибов свою умную голову, совершай добрые поступки.
4. Знакомить с разными видами закаливания, дыхательной, коррекционной гимнастикой. На примерах литературных героев показать способы заботы о своем здоровье, организме. Беседовать о режиме активности и отдыха, необходимости планировать свое время, об оздоровительной гимнастике, прогулке при любых Погодных условиях, приеме пищи, сне с открытой форточкой. Осознанно выполнять физические упражнения, понимая их значимость для здоровья. [2,14]
1. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века / сост. Ю. Е. Антонов, М. Н. Кузнецова и др. — М. : Гардарики, 2008. — 164 с.
2. Нежина, Н. В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н. В. Нежина // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 4. — С. 14-17.
3. Соловьев, Г. М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры / Г. М. Соловьев. –Ставрополь: СГУ, 2007. – 111 с.
Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Надежда Лозинская Аппликация, как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).
Конспект беседы «О здоровом образе жизни» Традиционно в апреле проходят дни здоровья. Проводятся различные мероприятия — беседы, развлечения, спортивные праздники и т. п. Предлагаю.
Диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования экологических представлений детей дошкольного возраста. Ч. 1 Проведение диагностики: -проводится индивидуально с каждым ребенком -помимо диагностики, в течение года педагог производит систематические.
Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни во время летней оздоровительной кампании Цель: Организовать во время летней оздоровительной компании укрепление здоровья детей средствами физической культуры. Развивать навыки направленной.
Формирование знаний дошкольников о здоровом образе жизни Проблема здоровья человека, его сохранения и укрепления остаётся особенно острой, требующей серьёзного педагогического осмысления и решения.
Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.
Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.
Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.
Сценарий театрализованного представления для детей о здоровом образе жизни «Сказка «Как овощи и фрукты вылечили царевну» Цель. Пропаганда здорового образа жизни среди детей. Ход театрализованного представления Здравствуйте, ребята! Я хочу поговорить с вами.
Стенгазета «Я здоровым быть могу, сам себе я помогу» о здоровом образе жизни детей старшей группы Итогом образовательной и воспитательной деятельности с детьми старшей группы о здорово образе жизни стала стенгазета «Я здоровым быть.
Источник