Меню

Помещение для школы здоровья

Оснащение «школы здоровья»

Порядок организации школ здоровья.

В лечебно-профилактических учреждениях, где организуются школы здоровья, инициатором, координатором, а так же исполнителем должны быть специалисты кабинета здорового образа жизни, т.е. валеологи.

При работе школ здоровья необходимо наличие следующих нормативных документов:

1.Программа – определяет цели (т.е. желаемый конечный результат работы), задачи (т.е. пути достижения цели), направления работы;

2.Приказ о создании и об организации работы школы здоровья — утверждаются ответственные лица, план и график работы школ, положение и программа, критерии оценки качества работы школы;

3.Положение о работе школы здоровья — включает общие положения, цели, задачи, порядок работы школы, оснащение;

4.Учебный план работы — включает темы, даты/сроки проведения занятий, количество часов на каждую тему, ответственный исполнитель по каждому занятию;

5.Материалы к каждому занятию – лекции и тезисы (могут утверждаться: главным врачом, заведующим профильного отделения, лекторской группой);

6.Журнал учета работы — указывается дата проведения занятия, тема, Ф.И.О. посещающего школу, подпись ответственного лица;

7.Анализ работы школы — (по итогам года) с учетом оценки эффективности проводимых мероприятий;

I. Программа. Работа «школы здоровья» начинается с разработки программы. В программе должны быть определены цели (т.е. желаемый конечный результат работы) и задачи школы здоровья (т.е. пути достижения цели), основные направления работы по данной программе (н-р: работа с детьми, работа с родителями, работа с сотрудниками, работа с больными и т.п.).

Например обучение в школе здорового образа жизни может решать следующие задачи:

формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, как к важнейшей социальной ценности;

выработку умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения;

закрепление гигиенических навыков и привычек;

приобщение к разумной физической активности;

обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.

II. Положение о работе.Следующим этапом в организации школы здоровья является разработка положения о школе здоровья, которое должно содержать следующие разделы:

1.Общее положение.Оговариваются следующие моменты:

На базе какого учреждения организуется работа школы здоровья (указывается полное название учреждения). Это могут быть подведомственные учреждения (ДДУ, школы, предприятия и т.п.), а так же поликлиника, ЦРБ (какое именно отделение);

Форма обучения: очная — образовательной работой занимаются только специалисты данного учреждения (врач, медицинская сестра) либо комбинированный вариант – в обучении принимают участи е специалисты других специальностей и учреждений (педагоги, психологи).

определяющие положения работы (так называемые этапы, направления). Например: 1)здоровый ребёнок – здоровая семья; 2) здоровая семья – здоровое общество; 3)здоровое общество – здоровое государство.

2. Задачи «школы здоровья».Например:

формирование мотивации здорового образа жизни, в т.ч. владение вопросами профилактики заболеваний и зависимостей;

выработка знаний, умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения, приобщение к физкультуре и спорту;

привитие и закрепление гигиенических навыков и привычек, обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.

Цели «школы здоровья»

Научить членов общества заботиться о сохранении и укреплении своего здоровья, безопасному и ответственному поведению, умению предупреждать вредные привычки;

Выработать у населения отношение к здоровью как к главной человеческой ценности. Здоровье и хорошее психофизическое состояние – стиль жизни.

4. Порядок работы «школы здоровья».В нем оговариваются следующие моменты.

Что занятия в школе проводятся согласно «Учебного плана занятий». (В «школе здоровья» проводится два вида занятий – теоретические и практические. На практических занятиях обучают навыкам самопомощи. Формы проведения занятий в «школе здоровья» различные: «вечера вопросов и ответов», «киновидеолектории», «семинары-практикумы», тренинговые занятия.

Оснащение «школы здоровья»

информационно – методические материалы (памятки, листовки, буклеты и др.);

наглядные пособия (в соответствии с тематикой учебного плана);

анкеты для определения направления работы;

информационный список литературы;

Читайте также:  Факторы риска здоровья первичные вторичные

III. Приказ.Школы организуются приказом руководителя медицинского учреждения. В приказе утверждаются ответственные лица, план и график работы школ, положение и программа, критерии оценки качества работы школы.

Руководитель учреждения обеспечивает подготовку специалистов для выполнения этой

работы, рассматривает возможность поощрения за работу, ее объем и качество.

IV. Учебный план работы.Вначале идет название. Н-р:учебный план занятий школы здоровья «Школа лиц третьего возраста» на 2005 год.

План мероприятий необходимо представлять в виде таблицы, содержащей следующие колонки.

Источник

Табель оснащения Школы здоровья

1. Обязательное оборудование Школы:

— помещение для занятий площадью 4 м 2 на 1 место, не менее 24 м 2 ;

— столы и стулья в количестве 15 штук;

— доска (большой блокнот – флипчарт), мелки, бумага, фломастеры, ручки, карандаши;

— информационные материалы для пациентов (дневники, памятки, буклеты, плакаты и пр.).

2. Дополнительное (желательное) оборудование Школы:

— проектор (мультимедиа или оверхед), компьютер, экран;

— программное обеспечение для создания и обновления базы данных на прошедших обучение пациентов;

— аудио- и видеоаппаратура и аудио- и видеоматериалы;

3. Обязательное оснащение в зависимости от профиля Школы:

Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией – тонометры – не менее 5 (желательно автоматические), фонендоскопы (при наличии механических или полуавтоматических тонометров); напольные весы, ростомер, сантиметр для измерения окружности талии; препараты для лечения гипертонического криза (каптоприл, клонидин) и приступа стенокардии (нитроглицерин).

Школа здоровья для пациентов с бронхиальной астмой – пикфлоуметры – не менее 5, мундштуки (загубники) картонные одноразовые; различные формы доставки лекарственных препаратов – дозированные аэрозольные ингаляторы, порошковые ингаляторы, спейсер, небулайзер.

Школа здоровья для пациентов с сахарным диабетом 2 типа – визуальные тест-полоски для определения сахара в крови и/или глюкометр с тест-полосками, скарификаторы (ланцеты) автоматические одноразовые стерильные, салфетки спиртовые для инъекций одноразовые, ватные шарики; тонометры – не менее 5 (желательно автоматические), фонендоскопы (при наличии механических или полуавтоматических тонометров); напольные весы, ростомер, сантиметр для измерения окружности талии; продукты (или упаковки от продуктов), содержащие легкоусвояемые углеводы (кусочки сахара, сладкие напитки, фруктовые соки), препарат, содержащий глюкагон.

Школа психологической подготовки семьи к рождению ребенка кукла, набор пеленок.

Школа для желающих бросить курить газоанализатор окиси углерода в выдыхаемом воздухе с определением карбоксигемоглобина или смокилайзер, загубники картонные одноразовые.

Перечень учетно-отчетной документации для Школ здоровья

1. Журнал регистрации пациентов, обучающихся в Школе здоровья.

2. Медицинская карта амбулаторного больного.

Приложение № 3 к приказу МЗ СО от 19.03.2012 г. № 250-п.

Методика проведения занятий в Школе здоровья для пациентов

С артериальной гипертонией

Обучение пациентов с артериальной гипертонией (АГ) в Школе здоровья является комплексной медицинской профилактической услугой (отраслевой классификатор «Сложные комплексные медицинские услуги» — 91500.09.0002-2001, приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001 г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации») и классифицируется 04.015.01:

04 – медицинские услуги по профилактике;

01 – Школа для больных с АГ.

Полный цикл состоит из 5 занятий по 90 минут, посвященных основным наиболее важным проблемам контроля АГ.

Занятие 1

Что надо знать об артериальной гипертонии?

Оснащение: мультимедийная презентация или слайды к оверхед-проектору по теме занятия – по возможности; тонометры – не менее 5 (желательно автоматические); напольные весы, ростомер, таблицы для определения индекса массы тела, калькулятор для подсчета индекса массы тела, сантиметр для измерения окружности талии; дневники самоконтроля для пациентов артериальной гипертонией (могут представлять собой обычную тетрадь), вопросники по оценке знаний пациентов; информационные материалы для пациентов по теме занятия (плакаты «Органы-мишени при АГ», «10-летний риск смерти от ССЗ в популяциях с высоким риском ССЗ (таблица SCORE)», памятки по факторам риска АГ и самопомощи при гипертоническом кризе); препараты для лечения гипертонического криза (каптоприл, клонидин) и приступа стенокардии (нитроглицерин).

Читайте также:  Здоровье семьи аделя кутуя

Структура и содержание занятия

1. Вводная часть

1.1. Знакомство, представление участников.

1.2. Описание целей обучения.

1.3.Оценка исходных знаний.

2. Информационная часть

2.1. Что такое артериальное давление и какой уровень артериального давления принято считать нормальным?

2.2. Что такое артериальная гипертония?

2.3. Факторы риска артериальной гипертонии.

2.4. Изменения в организме при артериальной гипертонии.

2.5. «Органы-мишени» при артериальной гипертонии.

3. Активная часть

Проверка усвоения материала.

4. Информационная часть

4.1. Проявления артериальной гипертонии.

4.2. Что такое гипертонический криз?

4.3. Осложнения артериальной гипертонии: инсульт и инфаркт миокарда.

5. Активная часть

Измерение роста, веса, окружности талии, подсчет индекса массы тела и определение должного веса каждого слушателя.

6. Информационная часть

Как правильно измерять артериальное давление?

7. Активная часть

Измерение артериального давления.

8. Заключительная часть

Ответы на вопросы, домашнее задание.

Занятие 2

Здоровое питание. Что надо знать пациенту о питании при артериальной гипертонии?

Оснащение:мультимедийная презентация или слайды к оверхед-проектору по теме занятия – по возможности; дневники для пациентов артериальной гипертонией, информационные материалы для пациентов по теме занятия (плакат «Пирамида здорового питания», памятки по правилам здорового питания, питанию при артериальной гипертонии); таблицы энерготрат при различных типах деятельности и калорийности основных продуктов питания, перечень продуктов, содержащих много натрия, образец рациона и пример суточного меню для каждого слушателя; разнообразные упаковки пищевых продуктов.

Структура и содержание занятия

1. Вводная часть

Описание цели занятия.

2. Информационная часть

2.1. Принципы здорового питания.

2.2. Пирамида рационального питания.

3. Активная часть

3.1. Оценка содержимого упаковок пищевых продуктов.

3.2. Подсчет суточных энерготрат и энергетической ценности пищевого рациона.

4. Информационная часть

4.1. Как влияет питание на артериальную гипертонию?

4.2. Особенности питания при артериальной гипертонии.

4.3. Особенности питания при избыточной массе тела.

5. Активная часть

5.1. Составление суточного меню для пациента с артериальной гипертонией.

Источник

ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЕ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ

Хронические неинфекционные заболевания (сердечно–сосудистые, онкологические, хронические бронхо-легочные заболевания, сахарный диабет) в России являются причиной 75% всех смертей взрослого населения. Эти заболевания тесно связаны с образом жизни и факторами риска (курение, неправильное питание, низкая физическая активность, артериальная гипертония, стресс и др.). В этих условиях возрастает роль профилактики заболеваний и их осложнений, что может существенно продлить жизнь пациента и повысить ее качество.

Решению указанных задач способствует создание в системе первичного звена здравоохранения Школ здоровья для пациентов (далее – Школа). Обучение в Школе определяется как помощь пациентам в приобретении и поддержании навыков, необходимых для максимального управления их жизнью в условиях хронического заболевания, либо в определенные периоды жизни (беременность, кормление новорожденного). Это лечебно-образовательный процесс, являющийся полноправной областью здравоохранения, составной и непрерывной частью ведения пациентов.

Терапевтическое обучение сориентировано на пациента, создано с целью оказания помощи пациентам и их семьям в понимании своего заболевания/состояния, эффективном лечении, ведении здорового образа жизни, обучении уходу за собой, сотрудничестве с медицинским персоналом, что, в конечном счете, ведет к улучшению качества жизни пациента.

Основная цель Школы – оптимизация, совершенствование доступности и улучшение качества оказания медицинской профилактической помощи населению. Результатом обучения в Школе является прогрессивное изменение представлений пациента о заболевании и его лечении, ведущее к изменению поведения, к умению управлять лечением заболевания в активном союзе с врачом.

1. Общие положения

1.1. Школа создается на базе медицинской организации приказом главного врача (для каждого вида Школ). В приказе утверждается руководитель Школы, порядок и формы направления пациентов на обучение в Школе, график проведения Школы на год.

1.2. Руководство Школой осуществляет врач, имеющий сертификат специалиста или удостоверение государственного образца о тематическом усовершенствовании.

1.3. Работа Школы осуществляется в соответствии с настоящим Положением.

Читайте также:  Выявление детей с ограниченными возможностями здоровья это цели деятельности

1.4. Занятия в Школе имеют право проводить медицинские работники, в т.ч. врач, фельдшер, инструктор по гигиеническому воспитанию, медицинская сестра.

1.5. Организационные модели Школы здоровья могут включать две схемы: 1 – обучение пациентов на всех занятиях курса проводит один специалист;

2 – обучение пациентов проводится различными специалистами в зависимости от их наличия и квалификации. В соответствии с тематикой Школы здоровья и конкретного занятия могут принимать участие участковый (семейный) врач, кардиолог, диетолог, врач или инструктор по ЛФК, пульмонолог, эндокринолог, акушер-гинеколог, психотерапевт или психолог и др.

1.6. В Школу направляются пациенты, не прошедшие обучение (первичный цикл) или пациенты, уже прошедшие обучение, – на повторный цикл (поддерживающий цикл).

1.7. Обучение проводится по унифицированной программе, разработанной Министерством здравоохранения Российской Федерации или главным внештатным специалистом министерства здравоохранения Волгоградской области.

1.8. Анализ деятельности и контроль качества обучения пациентов в Школе осуществляется руководителем Школы.

2. Основные цели и задачи Школы

2.1. Повышение информированности пациентов о заболевании и его фактах риска.

2.2. Повышение ответственности пациента за сохранение его здоровья.

2.3. Формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача.

2.4. Формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризисов.

2.5. Формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек).

2.6. Формирование у пациентов практических навыков по анализу причин, факторов, влияющих на здоровье и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления.

3. Организация занятий в Школе

3.1. Контингент слушателей для занятий в Школе здоровья отбирается врачом (фельдшером) на основании данных анамнеза, результатов клинико- инструментальных и биохимических исследований с учетом возраста, состояния здоровья и сопутствующих заболеваний;

3.2. Не привлекаются к занятиям в Школе пациенты с нарушением когнитивных функций, наличием острых заболеваний или хронических заболеваний в стадии обострения или декомпенсации;

3.3. Занятия в Школе носят цикличный характер и проводятся в интерактивной форме.

3.4. Численность пациентов в группе – 8–12 человек, в процессе обучения не рекомендуется присоединение новых пациентов;

3.5. Продолжительность обучения пациентов – 1–2 месяца, рекомендуемое число занятий 6–8, продолжительность занятия – 1–1,5 часа;

3.6. Структура занятия:

– 20-30% – лекционный материал;

– 30-50% – практические занятия;

– 20-30% – ответы на вопросы, обсуждение, дискуссия;

– 10% – индивидуальное консультирование.

3.7. Организация самоконтроля – во время занятий обучаемые ведут записи и Дневнике самоконтроля в соответствии с направлением Школы здоровья.

4. Оборудование помещения для проведения занятий

4.1. Обязательное оборудование Школы:

• помещение для занятий площадью 4 м2 на 1 место, не менее 24 м2 ;

• столы и стулья в количестве 15 штук;

• доска (большой блокнот – флипчарт), мелки, бумага, фломастеры, ручки, карандаши;

• информационные материалы для пациентов (муляжи, дневники, брошюры, памятки, буклеты, плакаты и пр.).

4.2. Дополнительное (желательное) оборудование Школы:

• проектор (мультимедиа или оверхед), компьютер, экран;

• принтер, ксерокс, программное обеспечение для создания и обновления базы данных на прошедших обучение пациентов;

• аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеоматериалы;

4.3. Специальное оборудование, необходимое для проведения занятий в Школе в зависимости от патологии: тонометры, пикфлуометры, глюкометры, сантиметровые ленты, гимнастические коврики, инвентарь для лечебной физкультуры.

5. Обязанности руководителя Школы здоровья

5.1. Обеспечение регулярной деятельности Школы.

5.2. Контроль уровня знаний, приобретенных пациентами в Школе.

5.3. Оценка организации и качества обучения в Школе.

5.4. Координация деятельности со специалистами других подразделений.

5.5. Ежегодное представление отчета о работе Школы.

Источник

Adblock
detector