Школьнику о пользе здорового образа жизни (рекомендации для учащихся)
Брошюра «Школьнику о пользе здорового образа жизни» (рекомедации для учащихся). Конкурсная работа по теме «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам». Работа заняла первое место на муниципальном уровне в номинации «Литературноу творчество».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_vybirayu_sport_kak_alternativu_pagubnym_privychkam_-_kopiya.doc | 465 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа посёлка Кневицы
Демянского муниципального района Новгородской области
VII Всероссийская акция «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам»
Номинация «Литературная работа»
Выполнил: Уланов Сергей, учащийся 4 класса
Кневицкой средней школы
Руководитель: Уланова Надежда Владимировна,
учитель русского языка и литературы
ПОЛЬЗЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
ПОЛЬЗЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Рекомендации для учащихся
Кневицы «КСШ» 2010
Мне десять лет. Многие считают, что в этом возрасте рано думать о здоровье. Я придерживаюсь иной точки зрения.
Во-первых, врачи с тревогой отмечают, как «молодеют» с каждым годом болезни.
Во-вторых, юный возраст, увы, дается нам не навсегда.
Несерьезное отношение к своему здоровью у сегодняшнего школьника может в будущем помешать ему занять то место в жизни, о котором он мечтает.
Здоровый образ жизни сегодня – это требование времени. Быть здоровым стало и модно, и престижно. Газеты пестрят заголовками статей о новых методах лечения самых разных болезней. В любом журнале обязательно найдется место разделу «Здоровье». На каждом канале есть своя передача, посвященная только вопросам здоровья и здорового образа жизни. Современный человек, строя свой день, свою жизнь, свое здоровье, обязан идти в ногу со временем.
Наукой доказано, что лишь 20% нашего здоровья формируют гены, остальные 80% мы создаем сами. Точнее, их создает наш образ жизни: то, что мы едим, как двигаемся и двигаемся ли вообще, насколько внимательно прислушиваемся к собственному организму.
«Хочешь быть здоровым – будь им!» — это не пустые слова. Мобилизовать защитные свойства организма способен каждый – хотя бы закаливаясь и занимаясь спортом. Известно, например, что Лев Николаевич Толстой, доживший до 82 лет, всю жизнь придерживался очень строгого режима: ранний подъем, работа над рукописью, затем обед и отдых, потом прогулка верхом, вечером чтение, общение с детьми и сон.
«Мышечный голод» опасен для нашего организма так же, как недостаток кислорода. Французскому врачу Тиссо, жившему в 18 веке, принадлежат слова: «Движение может по своему действию заменить любое лекарство, но все лечебные средства мира не в состоянии заменить действие движения».
Люди активные, тренированные в два раза реже ходят к врачу, чем те, кто ленится делать зарядку. Человек, регулярно нагружающий свои мышцы, и нервную систему тренирует, и мозгу поставляет необходимое количество кислорода. Неслучайно Аристотель проводил уроки со своими учениками, прогуливаясь по территории созданной им в Афинах школы.
Врачи подсчитали, что для сохранения здоровья человек должен не меньше 10 часов в неделю посвящать физическим упражнениям. Неважно, что это будет: коньки, бег, плаванье, велосипедная или лыжная прогулка, туристический поход или обычная ходьба. Важно, чтобы мы дали организму возможность активно работать. Активный образ жизни – это не просто подтянутый вид и тренированные мышцы. Это еще и нормальное давление, и обмен веществ. У человека с развитыми мышцами крепче становятся кости. Интенсивное обогащение крови кислородом положительно влияет на всю систему кровообращения и работу сердца. Тренированный организм лучше противостоит болезням, инфекциям, колебаниям температуры и влиянию радиации – у него повышается иммунитет.
Мышцы человека должны постоянно получать нагрузку, чтобы сохранить упругость и способность к сокращению. Присмотритесь к спортсменам. Видите, как выступают икроножные мышцы у бегунов,
какие развитые мускулы у пловцов и тяжелоатлетов. Их мышцы от постоянной тренировки увеличились, стали длиннее и могут теперь
выполнять работу в несколько раз большую, чем мышцы обычного человека.
Чемпионами всем становиться не обязательно, а вот заботиться о своем здоровье не помешает никому. И спорт – главный помощник в этом. Стала легендой история о великом русском полководце А.В.Суворове, которому гимнастика помогла преодолеть врожденную слабость и болезненность. Экс-чемпион мира по фигурному катанию, известный тренер Ирина Роднина пришла на каток по совету врача. А вот другой случай. Врачи не верили, что мальчик, не ходивший до 5 лет, сможет когда-нибудь вести нормальную жизнь, но тренировки и физическая нагрузка помогли А.И.Егорову стать чемпионом Европы по спортивной ходьбе. И таких примеров сотни.
Пусть «большой» спорт – дело избранных, в обычной жизни действует олимпийский принцип: «главное – участие». Занятия спортом – в секции по баскетболу, в бассейне – кроме спортивного азарта и восторга одноклассников, пришедших поболеть за вас на соревнованиях, подарят самое важное – необходимый запас энергии. Если же спорт не ваше призвание, подумайте хотя бы о минимуме, который может позволить себе каждый, — об утренней зарядке.
Кто-то считает, что тратить драгоценные минуты на зарядку, когда того и гляди опоздаешь в школу, — непростительная роскошь. И совершенно напрасно. Доказано, что именно зарядка помогает проснуться и заставить организм работать. Время, потраченное на ут-
ренние приседания, прыжки и наклоны, вернется к вам в виде энергии и бодрости. Опыты показали, что тому, кто начинает свое утро с
активной «подзарядки» организма, надо в два раза меньше времени,
чтобы собраться и настроиться на рабочий лад. Правда, тех, кто считает, что достаточно лениво помахать 5 раз руками над головой и сделать десяток приседаний, придется расстроить. Это мало похоже на зарядку. Для того чтобы утренняя гимнастика принесла хоть какую-то пользу, нужно посвятить физическим упражнениям не меньше 15 минут. Важно с чего-то начать, и, главное, помните: зарядку делают не для мамы и папы, а для себя!
Я очень люблю уроки физической культуры. «Почему?» — спросите вы. Физкультура лечит самые разные болезни и состояния, в том числе повышенное кровяное давление, депрессию, предотвращает развитие сердечно — сосудистых заболеваний и других «болезней цивилизации». Кроме того, постоянные физические упражнения значительно облегчают состояние человека, страдающего хроническими заболеваниями.
Регулярные занятия физкультурой необходимы для того, чтобы поддерживать себя в форме, быть бодрым даже в старости. Упражнения доставляют физическое удовольствие («мышечную радость»), улучшают сон и повышают эффективность работы органов кровообращения и дыхания. Если вы регулярно занимаетесь физкультурой, у вас обязательно будет хороший аппетит.
Энергичные физические упражнения тренируют сердце, его мышечные волокна становятся сильнее и с каждым ударом перекачивают больше крови. В результате пульс в состоянии покоя замедляется, и система кровообращения работает более эффективно.
«Силовые» упражнения, например поднятие тяжестей, поддерживают плотность и крепость костей, увеличивая их насыщение
кальцием. В результате снижается риск старческого ослабления костей и связанных с этим состоянием переломов и трещин.
У большинства школьников занятия спортом воспитывают не только силу, ловкость и смелость, но и положительно влияют на формирование волевых качеств. У таких ребят улучшается дисциплина, изменяется отношение к труду и учебе. Спорт полезен для здоровья, сохранения высокой работоспособности, продления жизни.
Человек, занимающийся спортом, очень скоро начинает понимать, насколько несовместимы пагубные привычки и спортивные достижения. Каждый спортсмен знает, как неумолимо сказывается прием даже небольшой дозы алкоголя на его спортивных результатах. Измеряют ли у спортсмена силу мышц, жизненную емкость легких, скорость бега, высоту прыжка, массу поднимаемой штанги – все изменяется в худшую сторону под влиянием алкоголя.
Радует, что в последнее время появляется больше молодых людей, отрицательно относящихся к спиртному и табаку. Они вводят в моду – хорошую моду – подтянутость, спортивный вид, ориентируются на здоровый образ жизни. И тем самым противостоят пагубным привычкам, которые ослабляют волю и отупляют интеллект.
21 век – время компьютеров и Интернета, однако сейчас не только не уменьшается, но, напротив, возрастает значение спорта, который является залогом здоровья и основой успеха в любой области науки, культуры и бизнеса. Как восклицал Пьер де Кубертен в своей «Оде спорту»:
«О спорт! Ты – плодотворность!
Ты преградой встаешь на пути пагубных недугов, извечно угрожающих людям.
Ты рекомендуешь страждущим, немощным, хворым лучшее из лекарств. Себя.
Ты примером своих сильных, здоровых, статных, мускулистых, закаленных, не поддающихся болезням приверженцев врачуешь отчаявшихся.
Ты горячишь кровь. Заставляешь учащенно биться сердце. Исцеляешь от недугов. Ты – красная строка в «Кодексе здоровья».
Ты утверждаешь: «В здоровом теле – здоровый дух!»
Какой бы путь вы не избрали, спорт всегда будет вашим добрым спутником, а многие герои спортивных состязаний, постоянно доказывающие, что нет предела человеческому совершенству, станут для вас маяком в жизненном океане. И каждый их новый рекорд, каждое новое достижение, каждая новая победа в мире спорта послужат для вас вдохновением для достижения успеха.
Источник
Здоровый образ жизни
Здоровый образ жизни – это разумное поведение человека
· оптимальный режим труда и отдыха
· достаточная физическая активность
· отказ от вредных привычек
· позитивное восприятие жизни
ЗОЖ для школьника
Здоровый образ жизни школьников. Здоровье человека зависит от многих факторов — внутренних и внешних, природных и социальных, космических и планетарных и т.п.
Для человека любой из них может является определяющим, но влияние факторов, определяющих уровень общественного здоровья распределяется следующим образом:
— Наследственность (биологические факторы) — определяет здоровье на 20%
— Условия внешней среды (природные и социальные)
— на 20% — Деятельность системы здравоохранения — на 10%
— Образ жизни человека — на 50%
Так или иначе, но наиболее значимым фактором, определяющим здоровье человека, является его образ жизни, т.е. режим труда и отдыха, культура движения, физическая и умственная активность, питание, закаливание, культура отношений и общения, нездоровые привычки и т.п.
Образ жизни закладывается с детства, отражает обычаи и традиции семьи, этноса и социума к которым ребенок принадлежит. Образ жизни может способствовать сохранению и развитию здоровья ребенка (в этом случае говорят о ЗДОРОВОМ ОБРАЗА ЖИЗНИ), а может не только провоцировать снижение потенциала здоровья человека, но и быть причиной сокращения генетически предопределенной продолжительности его ЖИЗНИ.
Здоровый образ жизни школьников
На заметку родителям:
— образ жизни должен соответствовать возрасту человека;
— образ жизни должен быть обеспечен энергетически;
— образ жизни должен быть укрепляющим;
— образ жизни должен быть ритмичным;
— образ жизни должен быть эстетичным;
— образ жизни должен быть нравственным;
— образ жизни должен быть волевым;
-образ жизни должен быть самоограничительным (аскетичным).
Основные направления деятельности педагогов и родителей по поддержанию здоровья учащихся должны быть направлены на:
-создание оптимальных внешнесредовых условий в школе и дома;
-рациональная организация труда и отдыха школьников;
-воспитание у школьников сознательного отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей, культуры поведения и здоровьесберегающей деятельности (умений и навыков здоровьесбережения).
ВИДЕОРОЛИКИ О ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Здоровый образ жизни школьников
Недостаточно осведомлены школьники о здоровом образе жизни. Например, на то, что здоровье человека в первую очередь зависит от образа жизни, указали лишь 44,4% мальчиков и 40,7% девочек старшего школьного возраста. Не случайно, по-видимому, только 35,4 % мальчиков и 28,4 % девочек свой уровень знаний о здоровом образе жизни оценивают положительно. Интересно отметить, что с возрастом повышается число учащихся, безразлично или даже положительно оценивающих своих сверстников, которым были свойственны такие вредные привычки, как курение, употребление алкоголя, разных наркотических веществ. Так же, как и в случае знаний о физической культуре и спорте, основными источниками знаний о здоровом образе жизни явились средства массовой коммуникации (на это указали 27,9% мальчиков и 25,9% девочек), родители (соответственно 17,1 и 18,9%), учителя биологии (13,6 и 11%) и физической культуры (6,1 и 4%). Хотя с возрастом число школьников, которых совсем не интересуют вопросы о здоровом образе жизни, снижается, процент их остается высоким (с 21,2% в младших классах до 10,4% в старших — среди мальчиков (р
Недостаточная физическая активность и негативное отношение взрослых (родителей и учителей) не позволяют им стать предметом для подражания. Роль последних в формировании положительного отношения учащихся к физкультурно-спортивной активности усугубляется еще и тем, что, по данным наших исследований, 40% учителей физической культуры свои знания в области здорового образа жизни оценивают как неудовлетворительные. Поэтому побуждение к здоровому образу жизни (так же, как и к физической активности) в школе пока является проблематичным. Имеет смысл пересмотреть содержание самих уроков физической культуры, ибо данный предмет психологически не удовлетворяет школьников, часть которых (35,2% мальчиков и 41,7% девочек) чувствуют себя на них недостаточно уверенно. Не случайно, по-видимому, 50% девочек и 29% мальчиков безразлично относятся к этому школьному предмету, что особенно заметно в старших классах. При этом физическая культура, по мнению учащихся, является единственным предметом в школьном обучении, по которому знания не являются столь важными (лишь одна треть опрошенных школьников положительно оценивает учебник по физической культуре). Вместе с тем учащиеся на уроках хотели бы заниматься теми видами физических упражнений, которые им нравятся. Развитие школы идёт по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребёнка.
По данным НИИ педиатрии: — 14% детей практически здоровы; — 50% детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата; — 35 – 40% детей страдают хроническими заболеваниями. Здоровый образ жизни школьников.
Цивилизованное общество строится здоровыми людьми. Мы говорим: “Будущее наших детей – в наших руках”. Значит, от нас зависит, каким будет здоровье наших детей через год, через десять лет. Станет ли физическая культура и спорт постоянным, надёжным спутником жизни нового поколения? Проблемы физического здоровья важны и актуальны в любом возрасте, поэтому любое учебное заведение первоочерёдной задачей ставит воспитание физически здорового ребёнка. Для этого у нас в школе определяется исходный уровень здоровья с первого класса. Мы сразу знакомим детей с базовыми понятиями здорового образа жизни. После прохождения ежегодного медицинского осмотра классные руководители получают анализ результатов обследования и ведут дальнейшую работу с родителями.
Физическое здоровье определяется не только наличием детских болезней, но и умением провести их профилактику. Для этого надо научить детей одеваться по погоде, следить за чистотой рабочего места, следить за телом и добиваться душевного комфорта.
С само начала ведём беседы о гигиене, о правильной осанке. Здоровый образ жизни играет решающую роль в предупреждении многих сердечно-сосудистых заболеваний. Он включает в себя такие компоненты, как достаточная двигательная активность, полноценный сон, рациональное питание, гармоничные отношения в семье и в коллективе, неприятие вредных привычек (курение, употребление алкоголя и наркотиков). Движение и сон. Правильно организованный режим позволяет сохранять высокую работоспособность организма ребёнка, способностей нормальному физическому развитию и укрепляет здоровье.
Напряжённые занятия в школе, трудные домашние задания, дополнительные занятия иностранным языком или музыкой, соблазн посмотреть телевизор, поиграть в компьютерные игры лишают школьников времени, необходимого для отдыха, прогулок, занятием физической культурой и спортом. Современный школьник перегружен информацией и это ведёт к развитию хронического умственного утомления. Для того, чтобы не допустить развития умственного перенапряжения у ребёнка, ему необходимо соблюдать режим дня. В режиме дня школьника должно быть отведено время для отдыха, прогулки, подвижных игр и т.д. Необходимо чередовать умственные нагрузки с физическими упражнениями, что позволит избежать переутомления и сохранить здоровье ребёнка. Нельзя перегружать его занятиями, жертвуя сном и отдыхом.
После активного дня, когда сердце ребёнка работает с максимальной нагрузкой, ему необходим отдых. Самый эффективный и полезный отдых для ребёнка – сон. Если ребёнок регулярно недосыпает полтора – часа, то это приводит к ухудшению деятельности сердечно-сосудистой системы, развитию утомления, снижению работоспособности и сопротивляемости организма. Основными моментами рациональной организации учебной деятельности школьника является: нормирование учебной нагрузке; регламентация длительности урока и перемен; время и продолжительность каникул; количественный регламент уроков в течении дня и недели и их оптимальное сочетание; разумное чередование работы и отдыха; обеспечение оптимальных условий для учёбы и отдыха. Одной из причин, способствующих возникновению многих заболеваний сердца и сосудов, является недостаток двигательной активности. Двигательная активность – один из основных факторов, который влияет на рост и развитие детского организма, его адаптационные возможности. Исследования, проведённые различными медиками в различные годы показали, что детская активность у большинства детей ниже физиологического минимума.
Двигательная активность детей складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, пешая ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме учебного дня) и периодической, которая может быть весьма разнообразной. Некоторые виды движений могут рассматриваться как взаимозаменяемые. Так, например, занятия в спортивных секциях и в некоторых кружках художественной самодеятельности (в частности, танцевальных) могут быть вполне сопоставимы по интенсивности и объёму физической нагрузки. Основная ответственность за формирования здорового образа жизни ребят в школе ложится на уроки физкультуры.
Рациональное питание. Для нормального развития сердца и профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы ребёнку необходимо правильное и рациональное питание. Необходимо приучать ребёнка обязательно завтракать. Завтрак всегда должен быть полноценным. Здоровый образ жизни школьников. Следует приучить ребёнка принимать пищу в определённое время, небольшими порциями, 4 – 5 раз в день. Соблюдение режима питания, приём пищи в одно и тоже установленное время благоприятно сказываются на состоянии организма. Повседневная пища должна содержать в достаточном количестве и оптимальном соотношении все необходимые организму вещества. Ребёнок получает их в том случае, если он питается разнообразно, ему необходимы белки, жиры и углеводы. Не менее важно для поддержания нормальной работы детского организма потребления достаточного количества витаминов. Овощи и фрукты – важный источник витаминов, калия, железа, а рыба и мясопродукты – полноценных белков. Важно, чтобы все они включались в рацион ребёнка в достаточном количестве и правильном соотношении, — это позволит на долгие годы сохранить его сердце здоровым.
Информационный материал для старшего школьного возраста (16-18 лет)
Источник