Польза и вред поста для здоровья и организма
Согласно церковному календарю, в течение года постных дней бывает от 178 до 212 в зависимости от дня празднования Пасхи и, соответственно, длительности Петрова поста (это единственный многодневный пост, длительность которого может различаться). Получается, что как минимум половину календарного года православный христианин призван исключать из своего рациона пищу животного происхождения.
С духовной точки зрения основной целью поста является духовное очищение, а не ограничение пищи как таковое. Напротив, составление рациона только из растительных продуктов облегчает духовные подвиги, в которых и лежит весь основной смысл любого поста. Тем не менее, телесная человеческая природа часто берет верх, и невозможно не обращать внимание на свое тело во время поста. Эта статья посвящена питанию и тому эффекту, который оказывает растительная пища на наш организм.
Пост — это вегетарианство?
Довольно часто можно услышать сравнение православного воздержания в пище с модным сегодня вегетарианством. Несмотря на совершенно разные духовные аспекты и цели, с точки зрения составления рациона вегетарианство действительно наиболее точно характеризует способ питания во время православного поста.
Важно! В полной мере сравнивать пост и вегетарианством некорректно, поскольку православное воздержание преследует духовные цели, а особенное питание — это лишь способ облегчить духовный труд.
Если рассматривать только телесную форму воздержания, то во время православного поста человек призван отказываться о продуктов животного происхождения и питаться только растительной пищей. Именно такого рациона придерживаются вегетарианцы, а точнее — веганы.
Ещё о православном посте:
По мере ограничения употребления животных продуктов, Устав нашей церкви выделяет такие степени поста:
- Исключение только блюд из мяса (практикуется при подготовке к Великому посту во время масленицы).
- Исключение из рациона мяса, всех молочных блюд и яиц, но с разрешением использовать рыбу. Если разрешена рыба, то можно употреблять и растительное масло, вино, а продукты можно подвергать тепловой обработке.
- Полное исключение всех животных продуктов, включая рыбу, но с разрешением тепловой обработки с использованием масла и вина.
- Исключение животной пищи, растительного масла и вина. Продукты можно варить, запекать.
- Практика сухоядения. Исключается животная пища, масло и вино, также запрещается тепловая обработка продуктов. Вкушать можно сырые овощи и фрукты, хлеб, воду. Также можно добавить в рацион орехи, сухофрукты, маслины.
- Полный запрет на вкушение пищи.
Естественно, современный человек, живущий в миру, зачастую не может соблюдать воздержание строго по Уставу. Не стоит этого смущаться, опускать руки и полностью прекращать пощение — степень воздержания может быть у каждого своя, согласно состоянию здоровья, духовному развитию, тяжести повседневного труда и т.д.
Святые отцы о пользе поста
Несмотря на то, что все святые отцы всегда во главу угла ставили именно духовную значимость практике воздержания в пище, не обходили они вниманием и пользу для здоровья. Конечно, нельзя рассматривать пост как способ оздоровления или омоложения организма — это, мягко говоря, очень умаляет истинный смысл.
Интересно! Многовековая практика периодического исключения животной пищи из рациона подтверждает, что при правильном подходе к ограничению очищается не только душа, но и тело.
Так, святой Василий Великий предупреждает, чтобы христиане избегали излишне строгого воздержания, которое ослабляет тело. Подвижник подчеркивает, что человек должен оставаться в силе, не терять активность и бодрость, не впадать в лень и ослабление. Для борьбы с духовными страстями нужно очень много сил, поэтому важно подобрать такую меру воздержания, которая не будет приводить к слабости и потере здоровья.
Подтверждает эту же мысль и святитель Игнатий Брянчанинов, которой в одном из писем ко своей больной сестре прямо указывал ей во время поста есть мясо, если ей это необходимо по своей болезни. Святитель писал, что сам факт поедания мяса ни в коей мере не может считаться грехом, а воздержание нужно только лишь для облегчения тела и препятствию телесным разжиганиям. Но если болезнь сама по себе приводит к немощи, организм необходимо подпитывать той пищей, в которой он нуждается.
Об этом же говорит нам и 69-е Апостольское правило, которое разрешает послабление степени воздержания для тех, кто болен.
Святитель Феофан Затворник писал, что по состоянию здоровья можно включать в свой рацион животную пищу, если это делается не по прихоти, а по необходимости поддержать страждущее тело. Более того, он говорил, что даже монахи могут есть мясо, если впадают в такую немощь, что не могут выполнять своих положенных духовных трудов.
Как видим, святые отцы нашей церкви никогда не настаивали на строжайшем соблюдении Устава в отношении воздержания в пище. Безусловно, здоровому человеку, который способен понести такой подвиг, не нужно лениться и выдумывать себе отговорки. Но если есть реальная необходимость — нужно корректировать рацион так, чтобы пост ни в коем случае не вредил здоровью не отбирал последние силы.
Кроме того, не нужно забывать, что послабление в пище не означает послабления духовного. Съесть кусочек мяса можно, если того требует состояние здоровья, но никто не отменял воздержания в словах, делах, мыслях. Даже болящий человек может отказаться от неуместных увеселений, постараться сдерживать свой гнев и раздражительность, обращать больше внимания на просьбы ближних, больше молиться.
Аргументы «против»
Позиция Православной Церкви четкая и понятная — говение не должно приносить вреда физическому здоровью. Но все равно находятся противники пощения . Чаще всего для критики практики исключения животной пищи приводятся такие аргументы:
- Резкое изменение рациона вредно для здоровья. Действительно, если человек за всю жизнь привык есть много жирного мяса, тяжелой пищи в больших объемах — резко «сесть» на сухоядение для него будет не только сложно, но и опасно. Для этого и существуют постные дни в среду и пятницу на каждой неделе, отдельные постные дни в церковные праздники — чтобы человек в течение всего года воспитывал в себе воздержание. Тогда и длительное говение не будет таким стрессом для организма.
Нет добродетели без рассуждения — об этом должны помнить все верующие христиане. Люди иногда сами возлагают на себя «бремена тяжелые и неудобоносимые» (Матфея, 24:3), с которыми не могут справится, и разочаровываются полностью в церковной жизни и в вере. К вопросам воздержания, как ни к каким иным, нужно подходить разумно и взвешенно.
Что говорят врачи
Поскольку постное православное меню очень похоже на вегетарианскую еду, существует много исследований влияния такого рациона на здоровье человека.
Так, Американская диетологическая ассоциация полагает, что правильно и грамотно организованное вегетарианское питание является здоровым и обладает такими преимуществами:
- уменьшает риск заболеваний сердца и сосудов;
- уменьшает риск внезапной смерти;
- увеличивает общую продолжительность жизни и период активности;
- уменьшает риски онкологических заболеваний;
- уменьшает развитие ожирения, особенно во второй половине жизни;
- уменьшает риск заболевания диабетом второго типа, облегчает его протекание.
Следует заметить, что подобные исследования проводились с изучением рациона так называемых умеренных вегетарианцев — это люди, которые полностью не исключают пищу животного происхождения, но основу их питания составляет растительная пища. Именно такое питание наиболее полно характеризует меню православных христиан, которые стараются придерживаться практики соблюдения многодневных и однодневных постов.
Отдельно стоит рассмотреть такую практику, как лечебное голодание. Наиболее распространены методики по П. Бреггу и Г. Шелтону. Православная аскетика никаким образом не связана с такими радикальными практиками. Известны примеры святых, которые на длительное время полностью отказывались от какой-либо пищи, но это единичный опыт личного подвига, а не общее предписание. Мнения врачей относительно полного воздержания от еды на длительный срок также различны, поэтому эта практика не может восприниматься однозначно.
С точки зрения медицины, питание современного среднестатистического человека, живущего в большом городе, никак нельзя назвать полезным. Избыток вредных жиров, быстрых углеводов, консервантов, химических добавок делает еду удобной и вкусной, но очень вредной. Польза православного поста для здоровья заключается уже в том, что человек, как минимум, начинает анализировать, чем же он питается.
Зачастую такой анализ вызывает шок у человека, который вдруг осознает, насколько неполезным оказалось его привычное меню. Даже если не ставить перед собой высоких целей, а просто попытаться на несколько недель исключить из рациона вредные и тяжелые продукты — польза для здоровья будет неоценимая.
Важно! Православие учит умеренности во всем и всегда. Конечно, ни о какой пользе поста для здоровья не приходится и говорить, если человек в течение нескольких недель героически терпит ограничения, а на праздник впадает в обжорство и прочие страсти с новой силой. Пожалуй, в таком случае вреда будет только больше, нежели пользы, поскольку организм испытает колоссальный стресс.
Но если хотя бы постараться приблизиться к тому календарю постных дней, который предлагает нам наша церковь, мы сможем не только духовно возвыситься, но и оздоровить свое тело. Многим православным людям хорошо знакомо то чувство легкости, которое дарит правильно и качественно организованное постное питание.
Источник
Пост и телесное здоровье
Отрывок из книги «Православный пост», изданной Сретенским монастырем в 2005 г.
|
Православный пост. Сретенский монастырь, 2005 г. Переплет – мягкий, 96 с. |
Цель воздержания в пище, телесного поста – укротить чувственность плоти, чтобы она меньше влияла на духовную жизнь человека и не отягощала его страстями. Вместе с тем, как уже говорилось, «поститься должно благоразумно, рассудительно, соображаясь с телесными силами, памятуя мудрое изречение святых отцов, что мы не телоубийцы, а страстоубийцы» (преподобный Амвросий Оптинский). Каждый должен определить себе меру поста, советуясь со своим духовным наставником, учитывая свою телесную крепость и состояние здоровья.
Согласно 69-му Правилу Апостолов для «немощных», то есть слабых здоровьем, разрешается послабление поста. Как поясняет святитель Филарет, митрополит Московский, это дозволительно, потому что «немощь сама собою доставляет то, что ищется посредством поста, то есть укрощение чувственности и бездействие плотских страстей. И, следовательно, для немощного не то нужно, чтобы усмирять плоть постом, а то, чтобы оно не сделалось вовсе неспособным служить душе».
Многое зависит от степени болезни и крепости здоровья человека. Вот какие советы дает святитель Феофан Затворник: «Кушайте рыбу, когда немощны. Бог благословит. Тут нет греха, когда делается по необходимости, а не по прихоти. А когда станете говеть, тогда воздержитесь, если будете крепки. А если нет, то воздержитесь день-другой перед самым причастием; даже и без этого можно, когда немощь». «Никаких нет законов убивать себя, коль скоро известно, что постное расстраивает здоровье. И святой Пахомий в уставе написал монахам больным есть мясо, если то нужно для здоровья».
В книге «Древние иноческие уставы» описывается следующий случай. В монастыре преподобного Пахомия два монаха, по болезни, дошли до истощения и попросили мяса. Ухаживающие отказали им по той причине, что монахи не должны есть мясо. Когда преподобный Пахомий узнал об этом, то отругал ухаживающих и для восстановления телесных сил больных накормил их мясом.
Если пост сильно истощает организм больного человека, то, конечно же, необходимо поддержать его пищею. Если достаточно употребление в пищу рыбы, или, скажем, молочных продуктов, то дальше не нужно послаблять. Если необходимо мясо, тогда оно будет уже лекарство. «Относительно поста, когда нет здоровья, –говорит святитель Феофан Затворник, – терпение болезни и благодушие во время ее, заменяют пост. Потому извольте употреблять пищу, какая требуется по свойству лечения, хотя она и не постная». Но при этом надо обязательно посоветоваться с духовником и, даже если он благословит ослабить пост, каяться пред Богом в своей немощи.
Известно, что великие подвижники и Божии угодники относились к посту не по-фарисейски и не как к самоцели. Они пользовались им, как средством. Суббота для человека, а не человек для субботы (Мк. 2, 27), – сказал и Сам Спаситель, что применительно к посту означает: «пост для человека, а не человек для поста».
Нарушение поста – это когда человек может поститься, но не прилагает к этому усилия. Если человек болеет и ему для поддержки телесных сил необходима рыба или скоромная пища, – то принятие их не будет нарушением поста. Если поставляется целью чисто внешнее, буквенное его соблюдение, не учитывающее состояния здоровья, – то это ложное понятие о посте, фарисейское. Нужно не буквально, по-книжнически и фарисейски, исполнять церковные постановления, а постигать их дух.
Бывает, что люди не постятся, слушая то, что внушает им лукавый: «Вы заболеете, произойдет истощение организма, особенно сейчас, при недостатке витаминов, при ослаблении сил». Враг всевает такой ложный страх, а причина этого – наше маловерие. Из «Житий святых» мы знаем, что подвижники питались пищей самой скудной: порой один хлеб и вода. Несмотря на это, «святые постники, к удивлению других, не знали расслабления, но всегда были бодры, сильны и готовы к делу, – пишет преподобный Серафим Саровский. – Болезни между ними были редки, и жизнь их текла чрезвычайно продолжительно». Так, например, преподобные Антоний Великий жил 105 лет, Павел Фивейский – 113 лет, Сергий Радонежский – 78 лет, Кирилл Белозерский – 90 лет, Макарий Желтоводский – 95 лет… Как видно, строгие посты и умерщвление плоти не сокращают жизнь человека.
«Удивительная вещь, – пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский, – сколько мы ни хлопочем о своем здоровье, как ни бережем себя, каких самых здоровых и приятных кушаньев ни едим, каких здоровых напитков ни пьем, сколько ни отгуливаемся на свежем воздухе, а все в конце концов выходит то, что подвергаемся болезням и тлению. Святые же, презиравшие плоть, умерщвлявшие ее беспрестанным воздержанием и постом, лежанием на голой земле, бдением, трудом, молитвою непрестанною, обессмертили и душу, и плоть свою; наши тела, много питаемые и сластопитаемые, издают смрад по смерти, а иногда и при жизни, а их тела благоухают и цветут, как при жизни, так и по смерти. Удивительное дело: мы, созидая, разрушаем свое тело, а они, разрушая, созидали; мы, обливая его благоуханиями, не избегаем смрада его, а они, не заботясь о благоухании тела, а о том, чтобы душа была благоуханием для Бога, – облагоухали свои тела».
То, что пост вреден, могут говорить только те люди, которые сами не постятся. А те, кто соблюдают посты, по личному опыту знают, какую пользу он несет в себе и душе и телу, а главное – делу спасения.
Источник