Меню

Получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья

Получение качественного дошкольного образования детьми с ОВЗ
статья по теме

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

Скачать:

Вложение Размер
poluchenie_kachestvennogo_doshkolnogo_obrazovaniya_detmi_s_ovz_2.docx 19.98 КБ

Предварительный просмотр:

«Получение качественного дошкольного образования детьми с ОВЗ»

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком».

Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничено рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечение успешной социализации, сохранение здоровья, коррекцию нарушений.

Основной целью специального (коррекционного) детского сада для детей с ЗПР является создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление.

МБСКОУ (VII-VIII вида) «Детский сад № 18» относится к типу — специальное (коррекционное) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VII — VIII вида.

В наш сад направляются дети с ОВЗ, на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии ГОУ РА «Центр диагностики и консультирования». Центр диагностики в конце учебного года смотрит динамику развития детей. По решению медико-педагогической комиссии дети направляются в коррекционный класс или могут быть оставлены на повторное обучение.

В МБСКОУ (VII-VIII вида) «Детский сад №18» функционируют группы: 1 группа диагностическая (VIII вид); 3 группы (дети с задержкой психического развития (далее — ЗПР).

Детский сад ориентирован на всестороннее формирование личности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных особенностей и способностей.

Адаптированная образовательная программа – характеризует специфику содержания образования и особенности организации учебно – воспитательного процесса детей с ОВЗ.

В структуру коррекционно-педагогического процесса в специальном детском саду входят следующие блоки:

Каждый из перечисленных блоков имеет свои цели, задачи, содержание, которые реализуются с опорой на основные линии развития ребенка.

В МБСКОУ № 18 разработаны документы в которых отражается организация жизнедеятельности детей, их воспитание и обучение.

Эти документы регламентируют деятельность педагогов, так как в них отражаются основные нормативы по организации жизнедеятельности детей и проведению учебно-воспитательного процесса.

С целью выявления особых образовательных потребностей детей проводится психолого — педагогическое обследование, задача которого — выявить характер патологии, ее структуру, степень выраженности, индивидуальные особенности проявления.

В психолого-педагогическом исследовании участвуют все специалисты, включенные в процесс коррекционно-развивающего обучения.

Педагоги оценивают, анализируют, обобщают, полученную информацию о развитии ребенка.

Диагностика развития ребенка проводится в начале (сентябрь), середине (январь) и конце учебного года (апрель).

На основании данных, полученных каждым специалистом, на ПМПк ДОУ выносится коллегиальное заключение, составляются рекомендации об образовательном маршруте ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей, разрабатываются планы совместной коррекционной деятельности специалистов. В середине учебного года (январь) ПМП консилиум специалистов анализирует промежуточный мониторинг динамики развития детей. В конце учебного года (апрель) консилиум обсуждает результаты коррекционно-развивающего обучения каждого ребенка на основании динамического наблюдения и делает вывод об эффективности выбранного образовательного маршрута.

Включение родителей в совместную с педагогами и специалистами коррекционную работу позволяет значительно повысить её эффективность.

В целях улучшения качества образовательного процесса, реализации всестороннего развития личности и удовлетворения социального заказа родителей в МБСКОУ организована кружковая.

В МБСКОУ работают 3 кружка.

  • Логопедический кружок «Умелые пальчики»;
  • Физкультурно – оздоровительный кружок «Спортивная карусель»;
  • Кружок по развитию мелкой моторики «Волшебные ладошки».

На базе нашего ДОУ функционирует Консультативный пункт «Лекотека». Консультативный пункт создан в целях оказания психолого – педагогической помощи родителям, поддержки и всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.

МБСКОУ № 18 сотрудничает с образовательными учреждениями – МОУ СОШ № 15, МБОУ СОШ № 6; МОУ «СКОШ VIII вида», что создает условия для обеспечения преемственности в образовании.

Управление взаимодействием педагогов ДОУ и начальной школы осуществляется в рамках «Плана мероприятий по преемственности между ДОУ и начальной школой «.

Таким образом, коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ строится на основе теории интеграции образования, личностно ориентированного подхода, на принципах соблюдения интересов ребёнка, системности, непрерывности, рекомендательного характера оказания помощи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только дост.

Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка привело к постановке практической задачи максимального охвата образовани.

Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по организации инклюзивного образования и созданию специальных условий для получения общего образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными в.

Данная статья содержит краткий обзор о инклюзивном образовании в России.

Социализация детей с ОВЗ.

Презентация для педагогов о работе «Школы молодой мамы&quot.

Источник

Инклюзивные модели получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
статья по коррекционной педагогике по теме

Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья. Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики.

Скачать:

Вложение Размер
inklyuzivnye_modeli_polucheniya_doshkolnogo_obrazovaniya_detmi_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya.docx 57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад «Золотая рыбка»

д. 6 «а», 2-й микрорайон, г. Уварово Тамбовской области, 393460.

тел. (07558) 4-16-89

Инклюзивные модели получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Журавлёва Екатерина Владимировна

«Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним»

Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. (Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации).

Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья. Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики.

Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивной модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования детям с ограниченными возможностями здоровья.

Если спросить у любящего родителя “Что он желает для своего ребенка?”, то вероятнее всего, каждый пожелает крепкого здоровья, качественного образования, верных друзей, успешной карьеры, состояться в семье и быть просто счастливым. Осуществление этих благ зависит как от родителей, самих детей, так и от социума, в частности государства. Каким образом будет реализовываться данная “программа” в раннем и дошкольном возрасте, если первый пункт “ крепкое здоровье” вызывает не только озабоченность, а конкретное беспокойство у родителя? Где, каким образом ребенок получит образование, и какое это будет образование? С другой стороны — на данный момент Российское государство подготовило нормативную базу для реализации инклюзивного образования в образовательных учреждениях. Инклюзия реализуется в дошкольных организациях различного вида.

В свою очередь родитель, воспитывающий ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеет полное право выбирать согласно склонностям, потребностям своего ребенка образовательное учреждение (Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”). Что на данный момент и происходит в нашем обществе. В дошкольные образовательные организации общеразвивающего вида родители приводят детей с ограниченными возможностями здоровья: с синдромом Дауна, с интеллектуальной недостаточностью (ЗПР, ЗПРР), с серьезными ортопедическими проблемами (ДЦП). Родители желают видеть своих детей счастливыми, социализировано-принятыми в обществе, и это их право.

« Инклюзия» или включение – термины, которые толкуются за рубежом как изменение, реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех учащихся без исключения. Распространение данных терминов в мире произошло благодаря международным документам, ставшим руководством к действию для целого ряда развитых стран.

Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.

Понятие «инклюзивное образование» сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создает основу для более справедливого общества. Все дети имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств или проблем.

Обучаясь вместе, дети учатся жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми. Ведь причиной инвалидности являются не столько медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, сколько, то состояние развития общества, которое своими барьерами препятствует реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья. Разрушение барьеров при получении образования приводит к объединению общественного пространства инвалидов и здоровых людей, меняется отношение к инвалидности: она считается не пороком, а особенностью того или иного человека.

Мировое сообщество считает, что люди с инвалидностью имеют такие же права, как и все остальные граждане, и они должны иметь равные возможности в реализации этих прав. Сегодня задача государства и общества – сделать так, чтобы все дети могли получить образование и жить максимально полноценно, вне зависимости от возможностей здоровья. Система инклюзивного образования позволяет в полной мере реализовать образовательные права детей с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование строится на следующих принципах:

• Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.

• Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка. Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности. Когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая, что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возможности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ребенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным. То же может произойти с родителями детей с ОВЗ. Родители могут ожидать помощи или активно добиваться льгот от государства, игнорируя собственные возможности для участия в социальной жизни.

• Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, психолог, при участии старшего воспитателя), регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.

• Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогике.

• Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

• Принцип динамического развития образовательной модели детского сада. Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) создается для проведения психолого-педагогической оценки динамики развития ребенка и определения механизмов и конкретных способов реализации индивидуального образовательного маршрута (на основании результатов диагностики и рекомендаций, полученных от ПМПК) и, в частности, для разработки индивидуальной образовательной программы и оценки результативности выбранных методов и технологий помощи ребенку и его адаптации в ДОУ.

Наиболее эффективной формой педагогического сопровождения родителей детей с особыми образовательными способностями является организация консультативного центра.

Консультативный центр является интерактивной формой работы в детском саду, поскольку предполагает активное взаимодействие специалистов с семьей. Для семей, обратившихся в КЦ, открываются неожиданные возможности, которых они были раньше лишены: получения консультативной помощи и психологической поддержки, возможностей для раннего развития и социализации ребенка с особыми образовательными потребностями. В процессе непосредственного общения, которое строится на принципах доверия, диалога и взаимодействия, родителям оказывается действенная помощь с учетом интересов конкретной семьи, их опыта воспитания и индивидуальных особенностей ребенка.

С целью реализации идей социального воспитания детей, оказания всесторонней помощи родителям, повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями, на базе МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка»» было организовано педагогическое сопровождение семей имеющих детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра.

Прежде чем объявить об официальном открытии консультативного центра, были подготовлены локальные акты и документы, регламентирующие его деятельность:

  • положение о консультативном центре
  • график работы консультативного центра
  • годовые планы работы консультативного центра и каждого работника; журнал учета проведенной работы;
  • журнал посещаемости консультаций, мастер-классов, тренингов и других мероприятий;
  • аналитический отчет о работе за год; статистический отчет о работе за год и др.

Кроме того, для каждого ребенка, посещающего консультативный центр, были разработаны:

  • регистрационный лист (заполняется на первичной консультации);
  • план индивидуальной работы;
  • протоколы обследований с заключениями специалистов.

График работы консультативного центра, а так же режим работы специалистов определяется заведующей, исходя из режима работы МАДОУ с учетом запросов и потребностей родителей (законных представителей).

При комплектовании группы с целью посещения консультативного центра, выявлено, что оптимальное число детей и их родителей для одновременного посещения не более 10 человек.

Для работы с родителями подготовлены анкеты, договор об оказании консультативных услуг и книга отзывов и предложений.

На первичной консультации родители заполняли анкеты и беседовали со специалистами. Тогда же проводилась диагностика ребенка, выявлялись особенности его индивидуального развития. При необходимости назначаются дополнительные консультации.

С родителями, которые приняли решение посещать консультативный центр, был заключен договор об оказании консультационных услуг, проведена беседа о правилах поведения в учреждении, правах и обязанностях участников воспитательно-образовательного процесса. Затем в соответствии с рекомендациями специалистов и пожеланиями родителей был составлен план индивидуальной работы с ребенком. В процессе реализации в него вносились коррективы.

В рамках работы консультативного центра с родителями проводились фронтальные занятия и индивидуальные консультации. В центре работают все специалисты (учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре), медицинские сестры, старший воспитатель, воспитатели с большим педагогическим опытом. Родители знакомятся с системой работы ДОУ и здесь же получают знания и практические умения по самым разнообразным вопросам воспитания, обучения и развития детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями.

Целью КЦ является оказание консультативной и методической помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями, по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Основные задачи КЦ:

  1. О казание всесторонней помощи родителям детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями, в обеспечении единства и преемственности семейного и общественного воспитания.
  2. Оказание психолого-педагогической помощи родителям детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями.
  3. Поддержка всестороннего развития личности детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями.
  4. Оказание консультативной помощи родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка раннего возраста с особыми образовательными потребностями.
  5. Оказание содействия в социализации детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями.
  6. Проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями
  7. Обеспечение взаимодействия между государственным образовательным учреждением, реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования, и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей

В своей работе консультативный центр ориентируется на запрос семьи, он выясняется непосредственно при общении с родителями. Работа консультативного центра обычно осуществляется в нескольких направлениях:

1. Социально-правовая деятельность

2. Психо-коррекционная деятельность

3. Психолого-педагогическая деятельность

4. Информационно-просветительская деятельность.

Первое направление предполагает социально-правовую поддержку семей и включает такие виды деятельности, как: проведение тематических семинаров; индивидуальные юридические консультации семьи; составление письменных документов (обращений, заявлений, ходатайств и пр.); выпуск информационной литературы (буклеты, справочник, информационные листы и др.) для семей, воспитывающих детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями.

Психокоррекционная деятельность направлена, в первую очередь, на оказание психологической помощи родителям и членам семьи, имеющих детей с особыми образовательными потребностями. Кроме того, в целях дальнейшей психологической поддержки, по желанию родителей, обсуждаются специально отобранные темы. В рамках данного направления проводятся индивидуальные консультации родителей и членов семьи с психологом. Важную психотерапевтическую роль играют тематические встречи, на которых обсуждаются актуальные вопросы развития и социальной интеграции ребенка.

Таким образом, в МБДОУ «Золотая рыбка» активно используется инклюзивное образование. Это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей с проблемами развития. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания. Совместное обучение, совместный труд, совместное преодоление трудностей и празднование небольших побед смогут воспитать гармоничную всестороннее развитую личность.

Источник

Читайте также:  Ваше здоровье сеть салонов ортопедии
Adblock
detector