Положение текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся
О ТЕКУЩЕМ КОНТРОЛЕ ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Натальинский детский сад №4»
- Общие положения
- Разработано в соответствии со статьей 41 Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273, Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся и воспитанников, СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014) «Санитарно-эпидемиологические требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Положение принято в целях организации деятельности сотрудников ДОУ по сохранению и укреплению здоровья обучающихся (воспитанников), развитию культуры здорового образа жизни всех участников образовательного процесса, созданию оптимального материально-технического и научно-методического обеспечения и координации деятельности всех специалистов по вопросам здоровьесбережения.
- Положение представляет собой систему реализации необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников;
- Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся (воспитанников):
— социальные, экономические и экологические условия окружающей действительности;
— учитывает факторы риска, имеющие место в образовательном учреждении, которые могут привести к ухудшению здоровья воспитанников;
-опирается на систему знаний, умений, навыка, формируемых у воспитанников в процессе обучения и воспитания в ДОУ.
- Цели и задачи
- Основная цель — обеспечение оптимизации образовательного процесса, гарантирующего оптимальные условия для охраны, поддержания и сохранения здоровья воспитанников ДОУ.
- Задачи:
— разработка системы мониторинга состояния здоровья, физического и психологического развития дошкольников:
— создание системы коррекции физического, психологического, социального и нравственного развития воспитанников с использованием комплекса мероприятий;
— отслеживание организации образовательно-воспитательного процесса с учетом его психологического и физиологического воздействия на организм дошкольника и соблюдение санитарно-гигиенических норм организации образовательно-воспитательного процесса, нормирование учебной нагрузки и профилактики утомления детей;
— организация работы по повышению профессиональной компетентности педагогов по реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;
— информационное обеспечение всех участников образовательного процесса (воспитателей, обучающихся и их родителей) по вопросам здоровья и здорового образа жизни;
— активизация участия семьи в решении вопросов охраны и укрепления здоровья детей;
— обеспечение условий для практической реализации принципов здоровьесбережения в образовательно-воспитательном процессе;
— организация научно-методической работы, направленной на профессиональный рост педагогов через проведение практических занятий, тематических встреч, самообразование и т. п. по решению задач сохранения и развития здоровья детей, формирования здорового образа жизни коллектива воспитанников, культуры физического, психического и социального здоровья участников образовательного процесса.
- Основные направления деятельности
- Организационная работа, заключается в координации работы ДОУ по вопросам охраны и укрепления здоровья воспитанников и сотрудников, а также включает информационную работу, пропаганду и просвещение в области здорового образа жизни среди воспитателей, детей и их родителей;
3.2.Профилактическая работа, обеспечивающая формирование здорового образа жизни, и устойчивой мотивации на здоровье у сотрудников ДОУ, воспитанников и их родителей:
3.3.Работа, направленная на сохранение здоровья учащихся во время непосредственно образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания;
3.4.Работа с родителями, предполагающая использование индивидуальных и групповых методов работы, стимулирующих повышение внимания родителей дошкольников к вопросам питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.
4. Контроль условий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья воспитанников в ДОУ включают:
- Соответствие состояния и содержания территории, здания и помещений, а также и их оборудования (для водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения) требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения;
- Наличие и необходимое оснащение помещений для питания воспитанников, а также для хранения и приготовления пиши в соответствии с требованиями санитарных правил, соблюдение маркировки;
- Оснащение залов, кабинетов, групповых помещений, спортивных и групповых площадок необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарных правил, соблюдение маркировки в соответствии ростом детей, индивидуальными потребностями (мебель, постельные принадлежности, средства индивидуальной гигиены и.т.);
- Обеспечение залов, кабинетов, групповых, и других помещений для пребывания, воспитанников естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил;
- Оснащение в соответствии с требованиями санитарных правил помещений для работы медицинского персонала оборудованием для проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи;
- Наличие в групповых помещениях здоровьесберегающего оборудования, используемого в профилактических целях, информационного оборудования по безопасности жизнедеятельности в соответствии с требованиями санитарных правил;
- Наличие в образовательном учреждении квалифицированных специалистов, обеспечивающих проведение оздоровительной работы с обучающимися (медицинский работник, инструктор физической культуры, педагоги);
- Сформированность культуры здоровья педагогических работников образовательного учреждения (наличие знаний и умений по вопросам использования здоровьесберегающих методов и технологий; здоровьесберегающий стиль общения; образ жизни и наличие ответственного отношения к собственному здоровью).
5. Контроль в организационной деятельности :
- Текущая деятельность ДОУ определяется годовым планом ДОУ и планом профилактических и оздоровительных мероприятий в ДОУ. План работы составляется на начало учебного года и утверждается заведующей ДОУ.
- Обеспечение благоприятного течения адаптации (поэтапный приём детей в группу, постепенное увеличение времени пребывания, временное пребывание с родителями в группе, индивидуальный подход к ребенку).
- Проведение в течение учебного года медико-педагогических консилиумов по проблемам здоровья, по организации работы по выявлению детей нуждающихся в коррекционной помощи.
- Проведение санитарно-эпидемиологических, карантинных мероприятий.
5.5.Организация контроля за ведением установленной нормативным: правовыми актами в области охраны здоровья детей и сотрудников, медицинской документации и отчетности.
- Организация и проведение профилактических прививок воспитанников.
- Выполнение санитарно — гигиенического режима: температурного и питьевого, режима питания, режима дня в соответствии с возрастом.
- Соблюдение санитарных норм, предъявляемых к организации питания дошкольников: выполнение натуральных норм питания, контроль организации питания на пищеблоке и в группах, ведение необходимой документации (утвержденной СанПин, приказами и Положениями ДОУ).
- Соблюдение санитарных норм, предъявляемых к организации образовательного процесса (объем нагрузки по реализации основных и дополнительных образовательных программ, время на самостоятельную деятельность, соблюдение норм двигательной активности), в том числе при введении в образовательный процесс педагогических инноваций;
- Обеспечение благоприятных психологических условий (благоприятный эмоционально-психологический климат, содействие формированию у детей стремления к активности, познавательной мотивации).
- Учет индивидуальных особенностей развития воспитанников при организации воспитательно-образовательной деятельности;
- Организация физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися: система закаливающих процедур; организация динамических пауз, физкультминуток на занятиях, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности; организация физкультурных и спортивных мероприятий.
- Реализация дополнительных образовательных программ, ориентированных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые реализуются как в рамках утвержденной непосредственно образовательной деятельности, так и во время свободное от занятий;
- Проведение методической и просветительской работы по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни.
5.15. Осуществление взаимодействия образовательного учреждения с органами исполнительной власти, учреждениями дополнительного образования детей, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения и другими заинтересованными организациями по вопросам охраны и укрепления здоровья, безопасного образа жизни воспитанников;
-
- Проведение мониторинга сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников.
- Анализ ресурсного обеспечения:
- Кадровое обеспечение ( медицинский работник, инструктор физической культуры, воспитатели, педагог-психолог и др.).
- Информационные ресурсы — руководства по технологиям, программам, УМК, которые необходимы для поддержки образовательного учреждения в здоровьесберегающей деятельности.
- Материально-технические ресурсы обеспечивающие создание условий соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил, осуществление физкультурно-оздоровительной и медицинско-коррекционной деятельности.
- Финансовые ресурсы определяют степень и последовательность решения всех вопросов, связанных с планированием и реализацией ресурсной базы ДОУ, ориентированного на здоровьесберегающую деятельность. Они включают в себя материальное стимулирование педагогов, финансирование различных конкурсов, проводимых в ДОУ как для детей, так и для педагогических работников, и т. д.
- Мониторинг сформированности культуры здорового образа жизни детей дошкольного образа жизни.
7.1. Наличие аналитических данных о формировании ценности здорового и безопасного образа жизни воспитанников.
7.2. Отслеживание динамики показателей здоровья воспитанников, включение этих сведений в ежегодный отчет ДОУ, в публичный отчет, доступный широкой общественности.
7.3. Проведение социологических исследований на предмет удовлетворенности родителей комплексностью и системностью работы ДОУ по сохранению и укреплению здоровья, а также на предмет наличия благоприятного мнения о дошкольном учреждении.
Источник
ПОЛОЖЕНИЕ о мониторинге состояния здоровья школьников
специалист в области арт-терапии
о мониторинге состояния здоровья школьников
1. Общие положения:
Настоящее положение определяет порядок организации и проведения мониторинга состояния здоровья обучающихся.
Для проведения мониторинга состояния здоровья создается комиссия при совете здоровья, в который входят администрация школы, руководитель физ. воспитания, фельдшер школы, родители, представители комиссии «Юность».
Мониторинг состояния здоровья проводится в рамках реализации программы «Здоровый образ жизни школьника».
Мониторинг состояния здоровья проводится по этапам, определенным данным положением.
2. Цель мониторинга:
Создание системы наблюдения за состоянием здоровья ребенка на основе педагогических наблюдений, медицинских обследований, изучения медицинской документации.
3. Задачи проведения мониторинга:
Оценка состояния здоровья обучающихся по развитию функциональных отклонений и заболеваний.
Овладение обучающимися умениями и навыками самоконтроля показателей здоровья.
Первичная диагностика физического развития, определение уровней физической и функциональной подготовленности и их рейтинговых значений.
Принятие обоснованных управленческих решений по корректировке учебного процесса в школе.
Способствование формированию потребности в здоровом образе жизни.
Анализ реальной ситуации в области состояния здоровья обучающихся и факторов, которые позитивно и негативно влияют на здоровье.
4. Порядок проведения мониторинга:
4.1.Мониторинг состояния здоровья проводится в соответствии с реализуемой школьной программой «Здоровый образ жизни школьников». Определены следующие этапы проведения мониторинга:
1 этап – изучение рейтингового распределения хронических заболеваний и функциональных нарушений основных систем организма у школьников.
2 этап — анализ распределения обучающихся по физкультурным группам
3 этап — учет патологии у обучающихся, отнесенных к специальной медицинской группе.
4 этап- определение показателей физической подготовленности обучающихся
5 этап – анализ занятости обучающихся физкультурно-оздоровительной работой
6 этап — динамика оздоровления детей в летний период.
7 этап — динамика пропусков уроков обучающимися по болезни.
8 этап — результативность участия обучающихся в физкультурно – оздоровительных и военно – спортивных соревнований.
4.2. 1 этап — рейтинговое распределение хронических заболеваний и функциональных нарушений основных систем организма у обучающихся.
Рейтинговое распределение хронических заболеваний и функциональных нарушений основных систем организма у обучающихся проводится в целях оценивания состояния здоровья обучающихся, предупреждения распространения болезней.
Динамика состояния здоровья отслеживается по общим патологиям и по отдельным заболеваниям.
Данные о состоянии здоровья детей заносятся в рейтинг – лист и доводятся до сведения классных руководителей, обучающихся и родителей.
У педагогического коллектива появляется возможность целенаправленно работать с детьми, проводить беседы о тех нарушениях, каких более всего в классе, рекомендовать детям чтение литературы, занятия спортом, оздоровительные процедуры и т.д.
4.3. 2 этап — анализ распределения обучающихся по физкультурным группам
По результатам медицинского осмотра обучающиеся распределяются по физкультурным группам. Уроки физической культуры строятся в соответствии с требованиями к физкультурным группам (основная, подготовительная, специальная).
Данное распределение проводится с целью недопустимости дальнейших отклонений в здоровье.
Для обучающихся, отнесенных к подготовительной и специальной медицинской группам, подбор заданий на уроках физической культуры проводится, исходя из их заболеваний.
Распределение обучающихся по физкультурным группам позволяет использовать методы коррекции и реабилитации для детей с различными видами нарушений в физическом развитии.
4.4. 3 этап – определение патологии у обучающихся, отнесенных к специальной медицинской группе.
На данном этапе проводится работа с целью предупреждения и своевременного выявления отклонений в развитии и состоянии здоровья школьников, а при наличии каких-либо недугов – профилактики обострений.
Школьникам, отнесенным к специальной медицинской группе, предлагаются упражнения, которые рекомендованы врачом-педиатром, врачом-ортопедом.
4.5. 4 этап – учет показателей физической подготовленности обучающихся.
Тестирование физической подготовленности обучающихся проводится в целях формирования здорового образа жизни, повышения социальной активности и укрепления здоровья школьников, приобщения их к физической культуре и спорту.
Тесты физической подготовленности включают в себя шесть испытаний, отражающих силу, выносливость, быстроту и ловкость. Виды испытаний и нормативы тестов физической подготовленности для обучающихся 1- 11 классов и таблица оценки уровня физической подготовленности разработаны городским методическим объединением учителей физической культуры.
К сдаче тестов физической подготовленности допускаются обучающихся 1-11 классов, имеющие медицинское разрешение.
Соревнования по видам испытаний проводит судейская коллегия в соответствии с условиями выполнения упражнений и правилами соревнований по видам спорта.
Проверка физической подготовленности обучающихся по указанным тестам организуется в учебном году дважды: сентябрь (предварительный контроль) и май (итоговый).
Ответственность за практическую работу по тестам возлагается на учителей физической культуры, фельдшера школы.
4.6. 5 этап – анализ занятости обучающихся физкультурно-оздоровительной работой
Анализ занятости обучающихся физкультурно-оздоровительной работой проводится с целью:
а) оказания помощи обучающимся в формировании позиции личной ответственности за свое здоровье и здоровье своих будущих детей.
Поставленная цель реализуется через следующие задачи:
а) развитие жизненно важных двигательных умений и навыков
б) обеспечение способности адаптироваться к сложным ситуациям и противостоять стрессовым нагрузкам
4.7. 6 этап – динамика оздоровления детей в летний период.
Динамика оздоровления детей в летний период проводится с целью:
а) сохранения и укрепления здоровья обучающихся,
б) профилактики различных заболеваний через оздоровление организма детей,
в) организации детей в каникулярное время во избежание безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Поставленная цель реализуется через следующие задачи:
а) улучшение физического состояния ребенка, расширение круга общения со сверстниками.
б) приобретение новых навыков и знаний, полезных привычек и навыков, в том числе в области здорового образа жизни.
4.8. 7 этап — динамика пропусков уроков обучающимися по болезни.
Динамика пропусков уроков обучающимися по болезни проводится с целью а)воспитания у детей бережного отношения к своему здоровью, пробуждения желания следовать здоровому образу жизни,
б)выявления самых «болезненных» классов для проведения специфической профилактической работы.
4.9. 8 этап — результативность участия в физкультурно – оздоровительных и военно –спортивных соревнований обучающихся.
Динамика результативности участия обучающихся в физкультурно – оздоровительных и военно – спортивных соревнованиях проводится с целью увеличения двигательной активности обучающихся, повышения устойчивости ребенка к простудным и инфекционным заболеваниям, повышения интереса к спорту и здоровому образу жизни, коррекции здоровья.
В рамках реализации этого этапа проявляется интерес к истории олимпийского движения, видам спорта.
Источник