Показатели здоровья студенческой молодежи
Студенчество представляет особую группу населения, находящуюся в зоне действия многих факторов риска: постоянно увеличивающийся объем информации, высокое нервно-эмоциональное напряжение в период зачетных занятий и экзаменационных сессий, особенности быта и образа жизни. Особый социальный статус студентов, специфические условия учебного процесса существенно отличают их от всех других категорий населения и делают эту группу уязвимой в плане формирования хронических заболеваний [8, 10, 13].
В связи с этим назрела необходимость оптимизации деятельности вузов по созданию здоровьесберегающей среды в учебном заведении. Решение такой сложной проблемы возможно только при объединении усилий всех участников образовательного процесса. Критериями оценки здоровья студентов являются заболеваемость, образ и качество жизни. Наиболее объективную характеристику заболеваемости обеспечивает всестороннее изучение ее структуры, распространенности по данным обращаемости и результатам профилактических осмотров [4].
В структуре общей заболеваемости студентов-медиков Воронежской медицинской академии на первом месте были болезни глаз и придаточного аппарата (37,9 %), на втором – болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (15,8 %), а на третьем и четвертом месте – болезни органов дыхания (9,4 %) и мочеполовой системы (6,9 %). Через 5 лет структура общей заболеваемости изменилась: большая часть приходилась на болезни органов дыхания 17,0 %, далее – на болезни костно-мышечной и пищеварительной систем – 16,6 и 10,6 % соответственно [5].
Исследование В.Г. Бегиева и А.Н. Москвиной (2010) показало, что первое место в структуре общей заболеваемости студенческой молодёжи занимают болезни органов дыхания (439,4 ‰), второе – болезни системы пищеварения (164,4 ‰), третье – болезни нервной системы (117,7 ‰). Авторы подчёркивают, что студенты, проживающие в квартире, имеют лучшие показатели состояния здоровья, чем студенты, проживающие в общежитии.
Наибольшее увеличение заболеваемости у студентов-медиков Ульяновского государственного университета [3] зарегистрировано по следующим классам болезней с 2007 по 2012 гг: костно-мышечной системы – в 7 раз (с 11,9 до 85,2), нервной системы – на 28 % (с 11,2 до 15,7), эндокринной системы в – 2 раза (с 11,2 до 22,2), глаза и придаточного аппарата – на 83,4 % (с 14,5 до 26,6).
По мониторингу О.И. Фоменко (2013), в структуре заболеваний студентов медицинского вуза г. Астрахани превалировали болезни костно-мышечной системы (26,7 %), болезни глаз и придаточного аппарата (20,8 %) и болезни системы кровообращения (19,9 %) [12].
Среди соматической патологии студентов Института гражданской защиты Удмуртского государственного университета у 9,6 % выявлен хронический гастрит, миопия разной степени тяжести, псориаз, ожирение I степени, хронический гайморит по 3,2 % [7].
Обследования И.Ю. Гальковой (2011) показывают, что из 1700 студентов первого курса Ставропольской государственной медицинской академии здоровыми можно считать только около 40,0 % респондентов. Ухудшается здоровье студентов старших курсов. У них (25,2 %) чаще отмечаются заболевания ЖКТ (хронический гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки), чем у студентов младших курсов (6,6 %), опорно-двигательного аппарата (сколиоз, дорсопатия – 20,0 % и 7,5 % соответственно), нервной системы – 34,0 и 10,2 % соответственно.
По анализу состояния здоровья студентов Ижевской государственной медицинской академии наибольшая доля (65,7 %) приходится на болезни органов дыхания, пищеварения (9,8 %) и нервной системы (6,0 %) [9].
Тенденция ухудшения состояния здоровья выявлена и у студентов Республики Беларусь [11]. Изучение заболеваемости студентов Белорусского государственного медицинского университета показало, что первое место в структуре заболеваемости занимают болезни органов дыхания (33,4 %), второе – нервной системы и органов чувств (27,4 %), третье – мочеполовой системы (10,3 %). На долю болезней органов пищеварения, костно-мышечной системы и соединительной ткани приходится по 5,0 % [6].
Таким образом, ухудшение состояния здоровья приводит, в первую очередь, к формированию у студентов патологии органов дыхания, костно-мышечной и пищеварительной систем и болезням глаза и его придаточного аппарата, в меньшей степени – к заболеваниям нервной системы и системы кровообращения. Это может послужить основой для разработки и внедрения здоровьесберегающих программ для студенческой молодёжи как на уровне отдельных высших учебных заведений, так и регионов в целом.
Источник
Студенческая молодежь: состояние здоровья и медико-социальные проблемы (стр. 1 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 |
IV. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы состояния здоровья и медико-социальные проблемы студенческой молодежи. Проведен анализ структуры заболеваемости. Рассмотрено значение рационально организованного физического воспитания в вузе.
Ключевые слова: здоровье, негативные тенденции, состояние здоровья .
FGBU FNTS VNIIFK
STUDENT YOUTH : HEALTH AND MEDICAL SOCIAL PROBLEMS
Abstract . The article deals with issues of health and medical and social problems of students . The analysis of patterns of disease . Discusses the importance of rationally organized physical education in high school.
Keywords : health, negative trends , health status.
Здоровье – одна из важнейших человеческих ценностей. Хорошее здоровье является предпосылкой к творческой активности и наиболее полному самовыражению личности.
Негативные тенденции состояния здоровья населения Российской Федерации постоянно отмечаются в государственных докладах последних лет. Тревогу вызывает состояние здоровья детей, подростков и молодежи. Особенно актуальной является проблема здоровья студенческой молодежи. Студенты относятся к числу наименее социально защищенных групп населения, в то время как специфика учебного процесса и возрастные особенности предъявляют повышенные требования практически ко всем органам и системам их организма. Анализ научной литературы, посвященной здоровью студенческой молодежи, показывает, что за время обучения в вузе здоровье студентов не только не улучшается, но и в ряде случаев ухудшается [2, 3, 6, 7].
Существенный спад в состоянии здоровья наблюдается в возрасте 18–25 лет, когда только и начинается тот сложный, самостоятельный период жизни, требующий активности всех внутренних резервов личности, к которому шла подготовка все предыдущие годы. По оценкам специалистов (медиков, психологов, педагогов), состояние физического и психического здоровья молодежи вызывает серьезные опасения. Более 50% юношей и девушек, окончивших школу, уже имеют по 2–3 хронических заболевания. Лишь 15% выпускников можно считать здоровыми. Более 30% юношей не могут быть призваны в армию [2, 3, 5, 6].
Оказывается, что к этому моменту у большинства молодых людей здоровье сильно подорвано, причем треть из них имеет затяжные, хронические заболевания и даже инвалидность. Поэтому не удивительно, что у студентов в процессе обучения учащаются болезни органов пищеварения, системы кровообращения, нарушение рефракции зрения (миопия), снижается двигательная активность, ухудшается работоспособность.
По данным многих авторов, сами студенты практически не предпринимают никаких мер к укреплению своего здоровья, хотя в рейтинге ценностей ставят здоровье на второе место после образования, вполне понимая, что высокий уровень здоровья дает конкурентные преимущества на рынке труда. По данным (2011), ко второму курсу обучения количество случаев заболеваний увеличивается на 23%, а к четвертому – на 43%. Четверть студентов при определении групп здоровья для занятий физической подготовкой переходит в более низкую медицинскую группу.
Ежегодно увеличивается число учащихся и студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. К окончанию учебного заведения число молодых людей, относящихся к специальной медицинской группе, может достигнуть 30–40%. На данный момент в Москве обучается около миллиона студентов, 30% которых имеют различные отклонения в состоянии здоровья, заболевания временного или постоянного характера (, 2005).
Анализ структуры заболеваемости также выявляет широкий спектр заболеваний и тенденцию к увеличению числа студентов с хроническими заболеваниями. Наиболее высокие среднегодовые темпы прироста по заболеваемости и обращаемости молодежи отмечаются по болезням нервной (34,8%) и мочеполовой (30,4%) систем. Следующие ранговые места по среднегодовым темпам прироста занимают миопия (20%), заболевания органов пищеварения (17,8%), костно-мышечной системы, соединительной ткани (8,5%) и системы кровообращения (8,3%). Существенный рост заболеваемости по обращаемости с болезнями органов пищеварения, мочеполовой и нервной систем отмечается при ее изучении в динамике обучения с I по IV курс [2, 3, 6, 7].
Молодое поколение, особенно студенты, относятся в социальном плане к наиболее незащищенной части населения. Изучение и охрана здоровья обучающихся – это одно из основных мероприятий для снижения заболеваемости в последующих возрастных группах.
Анализ состояния здоровья студентов
% от всей группы студентов
% от студентов с заболеваниями
1. Нейроциркуляторная дистония
2. Вегетососудистая дистония
Окончание табл. 1
3. Заболевания желудочно-кишечного тракта
а) хронический гастрит
в) хронический энтероколит
г) язвенная болезнь 12-перстной кишки
д) хронический панкреатит
е) дискинезия желчевыводящих путей
ж) хронический гепатит
5. Врожденные пороки сердца
6. Пролапс митрального клапана
8. Аллергические заболевания
10. Заболевания почек
11. Эутиреоидный зоб 1 ст
Примечание: n – число случаев.
Первое место среди заболеваний занимала нейроциркуляторная дистония (37,5%). Студенты жаловались на колющие боли в области сердца, головные боли, головокружения. Студенты, страдающие вегетососудистой дистонией (20,0%), жаловались на головные боли, головокружения. На 3-м месте стоят заболевания желудочно-кишечного тракта (21,66%), причём у 18 студентов – хронический гастрит. Они жаловались на умеренные боли в эпигастральной области, возникающие почти сразу после приема пищи; тошноту, вздутие живота, запоры, сменяющиеся поносами. Хронический гастродуоденит встречался у 3 студентов. Характерны были жалобы на боли в эпигастрии, тошноту, изжогу. Язвенная болезнь 12-перстной кишки, хронический энтероколит, хронический панкреатит, дискинезия желчевыводящих путей и хронический гепатит встречались соответственно в единственном случае.
Врожденные пороки сердца (незаращение овального отверстия, митральный порок и др.) наблюдались у 7 студентов. Эти пороки сформировались в эмбриональный период и вызывают различные нарушения гемодинамики. Основные жалобы – одышка при физической нагрузке, утомляемость, боли в области сердца. Пролапс митрального клапана встречался в 3,33% случаев. Основные жалобы: боль в области сердца колющая, ноющая, неприятные ощущения в области сердца, повышенная утомляемость. Нарушения зрения встречались в 20,0% случаев.
Здоровье и болезнь являются социально обусловленными категориями, на которые влияют факторы риска, условия жизни, внешняя среда, нарушение экологии. Эмоциональное напряжение в процессе учёбы, гиподинамия, нерациональное питание – всё это неблагоприятно сказывается на здоровье студентов. У студентов возникают физиологические изменения, связанные с процессом созревания, умственной нагрузкой, приспособлением к новым условиям проживания, связанным с отрывом от родителей, дома. Значительное число студентов вынуждено работать, по причине неудовлетворительного материального положения, что создает дополнительную нагрузку на организм.
Наиболее часто студенты обращаются с острыми респираторно-вирусными инфекциями (73,1%). При анализе заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ВУТ) частота выдачи справок составляет 25–35%. Отмечается сезонная направленность заболеваемости с наибольшими показателями в сентябре, марте и апреле. Уровень заболеваемости с утратой трудоспособности в среднем составляет 32,8 случая (на 100 студентов). При этом около 60% заболеваний приходится на студентов I и II курсов.
У старшекурсников рост числа заболеваний обусловлен болезнями органов пищеварения, костно-мышечной системы и травмами, что, вероятнее всего, объясняется нарушениями питания, перенапряжением и срывом адаптационных систем из-за более продолжительного обучения в вузе. Второе место по обращаемости занимают ангина и острый бронхит, меньшее количество старшекурсников идет с заболеваниями мочеполовой системы.
Анализ функционального состояния позволил выявить, что состояние здоровья студентов характеризуется следующими показателями:
Ø высокий уровень здоровья отмечается у 1,8%;
Ø очень низкий – 69%.
Существенный вклад в формирование высокого уровня хронической заболеваемости и морфофункциональных отклонений вносят болезни костно-мышечной и соединительной ткани, системы кровообращения и нервной системы, среднегодовые темпы прироста по которым составляют 18–24,8%. Причем, как показывают результаты исследований, наблюдается тенденция к росту заболеваемости, как в целом, так и по отдельным видам заболеваний [2, 3].
По мнению (2012), в настоящее время психосоматическое здоровье влияет на успешность учебной и трудовой деятельности, на отношение в семье и коллективе, на стабильность настроения и жизнеспособность личности.
Основным занятием студентов является умственный труд. Знание того, как влияет умственный труд на физическое состояние молодежи, имеет большое значение для профилактики возможных отклонений физического и психофизиологического развития для повышения работоспособности студентов. Умственный труд влияет на сердечно-сосудистую систему, что выражается в учащении сердечного ритма и повышении артериального давления, а умственные перегрузки вызывают неблагоприятные сдвиги в работе сердца и гемодинамике, что может оказать отрицательное влияние на здоровье студентов (, 1975; , 1982). Этот факт подтверждается тем, что артериальная гипертония имеет довольно широкое распространение среди студентов вузов (от 5% до 10%) и может достигать к концу учебного года у 25% студентов (,1977; , 1979; , 1982).
По другим данным (, 1981), отмечается разнонаправленность изменений артериального давления: значительное увеличение артериального давления к концу первого семестра сменяется резким понижением к концу года. Студенты с повышенным артериальным давлением характеризуются более быстрой утомляемостью, головными болями, что сказывается на их работоспособности и успеваемости. В то же время при отсутствии перегрузки неблагоприятные функциональные изменения в деятельности сердечно-сосудистой системы не превышают в среднем у 2% студентов. Иная картина наблюдается в период экзаменов. По мнению ряда авторов, повышение работоспособности студентов в период экзаменационной сессии идет за счет активизации высшей нервной деятельности.
Постоянное усложнение программ обучения в вузах, применение разнообразных технических средств обучения и контроля уровня знаний приводит к интенсификации процесса обучения и, естественно, предъявляет повышенные требования к организму студентов. Установлено, что учебная нагрузка на младших курсах составляет 42–45 часов в неделю. С увеличением срока обучения, число студентов затрачивающих на подготовку к занятиям время еще более нормируется: с 10% на первом до 17% на третьем курсе. Продолжительность сна от 1 до 5 курса уменьшается. Режим питания с увеличением продолжительности обучения в вузе изменяется. Начиная с 3 курса, только 4–6% студентов получают один раз в день горячую пищу. Двигательная активность студентов ниже физической потребности и составляет 11–12 тысяч шагов в сутки. При этом существующие формы физического воспитания не способствуют улучшению морфофункциональных показателей физического развития [1, 4, 5, 6, 7].
В свете современных представлений о здоровье человека возрастает значение рационально организованного физического воспитания в вузе, которое становится важнейшим фактором обеспечения высокого функционального состояния организма и оптимальной умственной работоспособности студентов.
Так в ходе научного эксперимента (, , и др., 2012) пришли к выводу, что студенты не мотивированны на укрепление своего здоровья. Хотя, в ходе социологического исследования ценности здоровье ставят на второе место после образования, мотивируя это тем, что хорошее здоровье обеспечивает их конкурентным преимуществом на рынке труда.
Ежегодно увеличивается число молодых людей, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Так, в Москве количество студентов с ослабленным здоровьем, не позволяющим им заниматься физической культурой по общевузовской программе, составляет 16,5%.
Картину состояния здоровья студенческой молодежи подтверждают проведенные совместные исследования отдела «Психолого-педагогических проблем физической культуры» ФГБУ ФНЦ ВНИИФК и Российского государственного университета нефти и газа им. ( и др., 2012 г.). Результаты медицинского обследования показали, что безопасный уровень здоровья (БУЗ) имеют лишь 7% студентов; 30% – средний; 27% – ниже среднего; 36% – низкий.
Источник