Меню

Показатели здоровья подростков 2019

Минздрав России: общая заболеваемость детей за десять лет снизилась на 9%

Материал опубликован 06 декабря 2019 в 00:15.
Обновлён 07 декабря 2019 в 13:03.

При анализе заболеваемости детей до 14 лет по впервые выявленным заболеваниям, а этот показатель считается наиболее информативным методом анализа, выявляются позитивные тенденции.

Общая заболеваемость детей (то есть общее число болезней, которыми они заболевали в пересчете на 100 тыс. детей соответствующего возраста) с 2000 по 2009 нарастала, а за период с 2009 по 2018 года напротив, снизились на 9%.
Если анализировать заболеваемость отдельных классов заболеваний, то отмечается, что некоторые инфекционные и паразитарные заболевания, снизились больше чем на 30% с 2000 года. Безусловно, это связано с развитием вакцинации. За прошедшие 20 лет был значительно расширен национальный календарь профилактических прививок, введены новые вакцины, и это обусловило тот позитивный эффект, который наблюдается сегодня. Все это добавляет дополнительных аргументов в пользу вакцинации.
Что касается других классов заболеваний, то здесь наблюдалось нарастание в 2008 – 2011 годах, а затем снижение. Например – болезни нервной системы – с 2011 года снизилась заболеваемость на 18%, болезни мочеполовой системы – с 2008 года снизились на 16 %, врожденные аномалии развития – с 2011 года снизились на 16%. Эксперты отмечаю, что как именно перед годами начала тенденции к снижению заболеваемостью стартовал Приоритетный национальный проект «Здоровье».
В рамках реализации проекта строились новые перинатальные центры, с 2006 начат неонатальный скрининг новорожденных 5 заболеваний. Активное развитие получила пренатальная диагностика, начаты профилактические осмотры, при которых заболевания не только лучше выявлялись, но и сразу начиналось лечение.
Кроме того, за прошедшие годы были возрождены и профилактические осмотры всего детского населения (0 – 17 лет). За 9 месяцев текущего года профилактические осмотры прошли почти 19 млн. детей.
Результаты реализации проекта ясно видны сегодня и особенно при анализе за такой длительный промежуток времени.
Наиболее частые заболевания у детей – это, конечно же, болезни органов дыхания, куда входят и респираторные заболевания, фарингиты, бронхиты. Этими заболеваниями регулярно болеют и взрослые и дети. Однако заболеваемость этими болезнями с 2009 года также сократилась на 2 %.
Обеспокоенность Минздрава России вызывает отсутствие явного снижения (волнообразные колебания) заболеваемости травмами и отравлениями. Снижение детского травматизма – это междисциплинарная задача, к ее решению должно подключиться все общество.
Отмечается повышение заболеваемости детей новообразованиями, однако, из этих заболеваний злокачественные составляют всего 3 – 3,5 %, остальные – это доброкачественные заболевания.
В подростковом возрасте (15 – 17 лет) нарастает частота болезней глаз, что может быть связано с повышенной нагрузкой на зрение.
Мероприятия федерального проекта «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям» направлены на развитие профилактического направления в педиатрии, что будет способствовать дальнейшему снижению заболеваемости детей.

Источник

Новости Здоровье

15.08.2019

Новости , Кратко , Популярное

Минздрав о болезнях школьников: мальчики страдают ожирением, девочки – недостатком веса

Здоровье российских школьников постепенно ухудшается с 1-го по 11-й класс. Об этом свидетельствуют данные десятилетнего исследования Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей при Минздраве России.

По данным специалистов, абсолютно здоровыми в первом классе были признаны 4,3% наблюдаемых школьников, к концу обучения таких не осталось. При этом за 11 лет школьной жизни распространенность функциональных отклонений у детей возросла почти на 15%, а хронические заболевания стали диагностироваться на 52,8% чаще, передает RT.

Мальчики чаще всего страдают от язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, ожирения, плоскостопия, бронхиальной астмы и гипертонии.

Среди девочек больше распространены нарушения в области массы тела – дефицит веса, головные боли, неврозы, близорукость.

Самым напряженным периодом учебы для мальчиков стали 1-3-й и 11-й классы. Девочкам приходится психологически трудно в период с 9-го по 11-й класс.

Исследование проводилось в четырех школах Москвы. Врачи наблюдали 426 учеников с 2005 по 2015 год. В общей сложности было проведено более 25 тысяч медицинских осмотров.

Москва, Служба информации РИА «Новый День»

Москва. Другие новости 14.08.19

Перспектива России: в Европе появились «врачебные пустыни». / В тюменском депздраве рассказали, почему в регионе растет число психбольных. / В Сургуте разлив нефти, на место ЧП выехали чиновники, спасатели и полиция. Читать дальше

Источник

ВОЗ: здоровье российских школьников хуже, чем у их зарубежных сверстников

Будем равняться на опыт Пакистана

Здоровье наших учащихся тает на глазах, констатировали участники круглого стола «Формирование комплекса законодательных изменений, обеспечивающих сохранение здоровья школьников», прошедшего в Госдуме 19 июля. Чтобы исправить ситуацию, надо менять закон — с этим согласны все. Однако вместо логичной идеи вернуть в штат школ медиков, законодательные предложения в основном крутились вокруг запретов в школах на мобильники и ужесточения режима прививок.

Фото: Геннадий Черкасов

Первый зампред думского комитета по образованию и науке Геннадий Онищенко обозначил лишь основные угрозы здоровью школьников. Но и этот краткий экскурс впечатляет. Тут и чудовищные учебные перегрузки. И вредные привычки самих учащихся, вроде склонности к курению, которой, как оказалось, привержены сейчас 35,1% одиннадцатиклассников и 37,8% (!) их одноклассниц, причем, прямо на территории школы курят 78% юношей и 54% девушек. И плохое школьное питание (по данным Онищенко, оно должно составлять 40-60% суточного бюджета школьника, «а этого и близко нет даже в самых благополучных регионах»). Однако самой большой бедой, чреватой гибелью школьников, является отсутствие в образовательных организациях штатных медиков. И все это вместе объясняет, почему российские школьники имеют худшие показатель здоровья, чем их сверстники других стран, где проходили соответствующие исследования Всемирной организации здравоохранения.

Читайте также:  Что такое здоровье сберегающий потенциал

— Лишь за последние 3 года их состояние заметно ухудшилось, а хроническая заболеваемость выросла в 1,5 раза,- уточнила замдиректора Национального исследовательского медицинского центра здоровья детей Анна Седова. Причем, опасной для детей, по ее словам, является даже сама альма-матер: «Так, в 2018 году почти половина наших школ были отнесены исследователями к группам значительного, высокого или потенциального риска. Вдобавок идет пересмотр санитарных нормативов в сторону снижения требований».

Много вопросов у специалистов и к столь популярной ныне цифровой образовательной среде. Как оказалось, перед ее внедрением в школу, никаких санитарных экспертиз произведено не было, и мы, по словам Седовой, «до конца не знаем рисков ее внедрения». (К слову сказать, не менее популярные здоровьесберегающие образовательные технологии, по ее словам, также не проходили никакой экспертизы, и что уж они там сберегают, бог весть). Зато другой нынешний риск известен прекрасно — повышенная гиподинамия детей. Многим из них невозможно высидеть традиционный урок-сорокапятиминутку, а это значит, что пора менять учебные программы и методики. Но объемы школьной нагрузки только растут. А это — смертельно опасно: по данным ВОЗ, из-за дефицита двигательной активности в мире ежегодно происходит около 1 млн смертей.

Вызов страшнейший! Но в качестве ответа на него Общественная организация содействия здоровью в системе образования предлагает принять закон, жестко регламентирующий использование цифровых технологий (например, Российскую электронную школу) и полностью запретить использование в школе мобилов учащимся моложе 16 лет даже на переменках. Другой законопроект уже готов: он обязывает родителей предоставлять школе всю информацию о болячках ребенка, а на учителя возлагает миссию оказания первой помощи учащимся в чрезвычайной ситуации. И никаких намеков на возвращение в школу штатных медиков.

Правда, Минздрав дал добро на подготовку бакалавров-специалистов по школьной медицине (это, как разъяснили в ведомстве, будет нечто среднее между фельдшером и врачом). Но что от них толку, если медкабинеты, и сегодня имеющиеся в каждой школе, стоят пустыми, а приписанные к ним медработники по договорам разрываются между несколькими учебными заведениями, в каждое из которых входит до десятка отделений, относящихся из-за большой разбросанности, к разным районам?

— Давайте выделим эту проблему в разряд «Работа над ошибками»! Погорячились мы, убирая медиков из педагогических коллективов! — признал Онищенко. С ним, вроде, согласились,, но вместо предложения вернуть школьникам медиков прозвучала идея ужесточить режим прививок, введя ответственность родителей. Особенно порадовала ссылка на «опыт Пакистана, где за отказ от вакцинации дают 10 ударов палкой по пяткам, после чего все бодро бегут делать прививки». Похоже, битва за здоровье школьников выходит на новый уровень!

Источник

Проблемы здоровья подростков в Российской Федерации

Процесс развития общества во многом определяется уровнем популяционного здоровья подростков, который оказывает значимое влияние на здоровье нации в целом и формирует ее культурный, интеллектуальный, производственный и репродуктивный потенциал 1 . По определению Всемирной организации здравоохранения подростки – это молодые люди в возрасте от 10 до 19 лет 2 . В России окончанием детского возраста считается достижение совершеннолетия, то есть 18 лет, но некоторые демографические показатели рассчитываются для категорий от 10 до 14 лет и от 15 до 19 лет.

В настоящее время в России (на начало 2017 года) насчитывается 11293 тыс. детей в возрасте 10-17 лет, что составляет 8,1 % от общей численности населения страны. В сложившейся ситуации смертность населения подросткового возраста является актуальной социально-демографической проблемой, а ее тенденции, причины и возрастно-половая специфика – объектами пристального изучения. В РФ это, прежде всего, связано со сложившейся кризисной демографической ситуации, уменьшением численности населения и его плотности 3 . Потери жизни в подростковом возрасте сказываются на уровне средней продолжительности жизни, уменьшении числа лиц активного трудоспособного возраста и связанных с этим экономическими потерями государства. Главное экономическое последствие преждевременной смертности подростков – уменьшение численности трудового потенциала страны. В Российской Федерации за последних 10 лет показатель подростковой смертности сократился на 35,3 %. Однако более чем в 70 % случаев причинами смерти являются травмы и отравления 4 . Среди основных внешних причин смертности подростков особую тревогу вызывает уровень суицидов, на которые приходится около одной четверти травматической смертности в этом возрасте. Это самый высокий уровень в Европе. В России высока смертность от повреждений с неопределенными намерениями или повреждений без уточнений, которые маскируют значительную часть таких социально обусловленных причин, как убийства и отравления наркотиками 5 .

Читайте также:  Что считается средней тяжестью причинения вреда здоровью

На фоне положительных достижений в снижении подростковой смертности, неутешительными остаются показатели, характеризующие заболеваемость детей подросткового возраста, особенно 15-17 лет. Состояние здоровья российских подростков существенно хуже, чем у их сверстников в других странах.

Наибольший рост заболеваемости отмечается по классам так называемых «школьных» болезней наиболее зависимых от образа жизни: нарушения и заболевания опорно-двигательного аппарата (в основном – различные виды нарушения осанки), нарушения зрения, болезни органов пищеварения 6 . Причинами развития этих нарушений являются неправильный режим питания, сна и отдыха, снижение двигательной активности, неконтролируемое использование различных гаджетов. Унифицированный подход к занятиям физкультурой в школе, рассчитанный на «среднего» ученика, не вызывает интереса к таким урокам, скорее, отталкивает. Около 10 % подростков их не посещают. А неправильно подобранные одежда и обувь, тяжелые рюкзаки с учебниками усугубляют ситуацию 7 .

В 30 % случаев у детей обнаруживаются проблемы, вызванные несоответствием рациона питания потребностям стремительно растущего детского организма. Большинство школьников едят слишком мало белковой пищи, испытывают нехватку витаминов, растительной клетчатки, а вот углеводов в их рационе слишком много. В развитие болезней желудочно-кишечного тракта (гастритов и гастродуоденитов, дискинезии желчевыводящих путей, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки) вносят свой вклад отсутствие регулярного питания, постоянное изменение режима, высокий уровень эмоционального напряжения 8 .

При чем, показатели заболеваемости не отражают в полной мере реальную ситуацию, т.к. пациенты и их родители обращаются в медицинские учреждения только в случае возникновения острой клинической ситуации 9 . С проявлениями функциональных нарушений в работе органов и систем детского организма они пытаются справиться сами. Данное предположение было подтверждено в ходе многоцентрового исследования заболеваемости детского населения ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России. Полученные в результате показатели истинной заболеваемости в 1,5 раза превышают данные официальной статистики, а в больших городах – в 2 раза 10 .

В настоящее время особую обеспокоенность вызывает состояние нервно-психического здоровья подростков. За 10 лет общая заболеваемость психическими расстройствами и расстройствами поведения подростков в возрасте 15-17 лет увеличилась на 11,3 %. Нервно-психические расстройства (неврозы, проблемы в работе вегетативной нервной системы, астено-невротический синдром, синдром дефицита внимания и гиперактивности), нарушения работы сердечно-сосудистой системы (артериальная гипертензия, нарушения ритма сердца), болезни органов зрения (дальнозоркость, близорукость, астигматизм) чаще отмечаются у учащихся 8–11 классов 11 . В это время организм становится очень чувствителен и малоустойчив к высоким учебным нагрузкам, эмоциональному напряжению, вызванному сложными взаимоотношениями с преподавателями и сверстниками, неблагоприятной атмосферой в семье, нарушением режима дня, недосыпанием.

Еще одной социальной проблемой является тенденция все более частого использования в обучении электронных гаджетов. К сожалению, внедрение новых средств информационно-коммуникационных технологий в школах (интерактивные доски, ридеры, ноутбуки, мобильные планшеты, компьютерные программы, Wi-Fi и др.) далеко не всегда сопровождается соблюдением требований санитарного законодательства и безопасных условий их использования. Свободное время школьники-подростки также проводят перед телевизором и перед компьютером. Все это сказывается на самочувствии детей: около 65 % подростков жалуются на усталость, не меньше 55 % – на проблемы со зрением и головные боли 12 .

Часто встречающейся проблемой подросткового возраста, являются такие пищевые отклонения как анорексия, булимия, другие расстройства приема пищи; расстройства сна, ночные кошмары и др.), невротические расстройства, связанные со стрессом (например, приступы страха, тревоги, депрессии), и расстройства, которые проявляются разными жалобами при отсутствии реальных подтверждений болезни (специалисты называют их соматоформными нарушениями). По данным ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, у 60 % подростков обнаруживаются так называемые «предболезненные психические расстройства» (например, зависимости – игромания; церебрастения – быстрая утомляемость, проблемы с памятью, сосредоточенностью, головные боли). У значительной части подростков выявлена высокая предрасположенность к различным формам девиантного поведения (агрессивные наклонности были обнаружены у каждой третьей девушки и каждого шестого молодого человека, а склонность к саморазрушающему поведению – у 22 % девушек и 40 % юношей) 13 .

Важнейшей социальной проблемой, связанной с состоянием психического здоровья, являются случаи употребления подростками психоактивных веществ, что составляет более 30 % в структуре всех психических и поведенческих расстройств. В проведенном нами исследовании в ряде школ Московской области, где учатся дети из достаточно благополучных семей (дети инженерных и научных работников) более 66 % мальчиков и 80 (!)% девочек подтвердили опыт знакомства с алкоголем 14 .

Пробовали курить более 50 % опрошенных. Среди опрошенных подростков более 15 % мальчиков и 12 % девочек пробовали курить наркотические вещества, причем более 2 % респондентов делали это много раз. Почти 5% мальчиков и 0,6 % девочек (р≤0,05) пробовали вдыхать наркотические вещества через нос, 1,5 % подростков пробовали употреблять таблетки, содержащие наркотические вещества 15 .

С начала 90-х годов в России действует Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Он определяет гуманное отношение к пациентам, и в какой-то мере повышает доверие людей к специалистам, облегчая обращение за психиатрической помощью. И все же сложившаяся за долгие годы система психиатрической помощи отпугивает подростков и их родителей, заставляя скрывать имеющуюся проблему. По мнению экспертов и по данным многочисленных исследований, проведенных врачами и социологами, статистика не отражает реальное положение дел в этой области, поскольку в нашей стране по-прежнему принято обращаться к врачу-психиатру только в случае крайней необходимости.

Читайте также:  Всемирный день охраны здоровья рисунки

Последнее десятилетие ХХ века ВОЗ объявил десятилетием охраны репродуктивного здоровья подростков, поэтому во многих странах была проведена серия исследований, показавших основные социальные проблемы, с которыми сталкиваются юноши и девушки развитых стран, в том числе России:

  • раннее начало половой жизни;
  • пренебрежение средствами контрацепции;
  • высокая заболеваемость инфекциями, которые передаются половым путем.

Необходимо заметить, что частота регистрации инфекционных заболеваний, передающихся половым путем, среди 15–19-летних российских девушек снизилась за последние 15 лет в 4–6 раз, но при этом она по-прежнему остается высокой. Знания о том, как защититься от таких проблем, подростки черпают прежде всего из СМИ и Интернета. Опросы подростков показали, что данная тема на уроках биологии или основах безопасности жизнедеятельности обсуждается крайне редко и положительный ответ о том, что информация о личной гигиене подростков, в том числе о негативном влиянии инфекций на здоровье, была получена в школе, дали только 4 % опрошенных 16 .

Отсутствие знаний в области репродуктивного здоровья негативно влияет на поведение девочек-подростков. Так, опыт сексуальных отношений к возрасту 18 лет имеют 41,9 % девочек, больше половины девушек допускают возможность сделать аборт. Россия по-прежнему лидирует среди стран Европы по количеству рождений и абортов у матерей в возрасте до 20 лет, при чем в большинстве случаев девушки-подростки прерывают первую беременность, нанося тем самым непоправимый вред своему здоровью 17 .

Важным показателем здоровья детского населения является число детей с инвалидностью, т.е. стойким ограничением жизнедеятельности. Доля подростков среди детей-инвалидов приближается к 30 % и продолжает расти. Кроме того, по мнению ряда экспертов, значительная часть детей, нуждающихся в оформлении инвалидности остаются неучтенной официальной статистикой в силу ряда причин 18 .

Существующая структура проблем здоровья российских подростков показывает, что более 65 % из них имеют ограничения в выборе профессии и профиля обучения в средней и высшей школе. В связи с чем многие осваивают профессию, которая была выбрана вынужденно и не вызывает большого интереса. Опрос выпускников и их родителей показал, что решение о будущей профессии они принимали без профессиональной помощи психологов и педагогов (60 %), в том числе без учета рекомендаций врачей-педиатров (в 97 %). К сожалению, эта стратегия часто затрудняет полноценную профессиональную реализацию, приводит к появлению психологических проблем и обострению хронических болезней 19 .

Подавляющее большинство подростков считают себя здоровыми, однако, многие из них не доживают до взрослой жизни, умирая от негативного воздействия различных внешних причин или от болезней, которые можно было бы предотвратить или успешно контролировать Баранов А.А., Алексеева Е.И., Антонова Е.В. и др. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии, 2 изд. испр. и доп. Под ред. А.А. Баранова. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2009. — 592 с.»>20 .

Сегодня самыми серьезными проблемами подросткового возраста являются:

  • Ранние беременности и роды. Ежегодно на девушек 15–19 лет приходится более 10 % родов и более 20 % болезней, вызванных беременностью и родами. Более одной трети девушек сообщают, что их первый сексуальный опыт был принудительным.
  • Болезни, передающиеся половым путем, особенно ВИЧ/СПИД.
  • Неправильное питание (как недоедание, так и переедание).
  • Снижение показателей психического здоровья. Так, 20 % молодых людей страдают депрессиями, расстройствами настроения и питания, токсикоманией, склонны вести себя небезопасным образом (суицидальные формы поведения, в том числе увлечение экстремальными видами спорта). Среди подростков 15–19 лет самоубийство – вторая по значимости причина смерти.
  • Наличие вредных привычек: употребление табака, алкоголя и психоактивных веществ (в России средний возраст начала постоянного курения – 12 лет!).
  • Смерть от внешних причин: травмы, дорожно-транспортные происшествия, отравления, суициды.

На становление здоровья подростков большое влияние оказывают условия и образ жизни. Социальные изменения, произошедшие в России за последние 20 лет (миграция населения, материальное расслоение общества, высокое число разводов и гражданских браков) обострили такие проблемы, как увеличение числа детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, недостаточное количество структур, оказывающих медико-социальную помощь. По некоторым данным, около 20 % всего детского населения РФ находится в трудной жизненной ситуации. Поэтому современным подросткам так необходима своевременная комплексная медико-психолого-педагогическая помощь, неотъемлемой частью которой должно стать повышение педагогической компетенции родителей и их активное участие в реализации назначений специалистов. Формирование у подростков привычки ведения здорового образа жизни и принятие мер по лучшей защите молодых людей от рисков для здоровья имеют решающее значение для здоровья населения и социальной инфраструктуры стран в будущем, а также для предотвращения проблем со здоровьем в зрелые годы.

Источник

Adblock
detector