Физические качества и их характеристика
статья
Физическими качествами человеками обычно называют его отдельными двигательными возможностями, например: сила, ловкость, быстрота, выносливость гибкость и другие. Это все природная и генетическая сила движения, которой люди владеют с рождения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Физические качества | 15.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Физические качества, их характеристика.
Введение : Физическими качествами человеками обычно называют его отдельными двигательными возможностями, например: сила, ловкость, быстрота, выносливость гибкость и другие. Это все природная и генетическая сила движения, которой люди владеют с рождения.
Актуальность : Развитие своих физических качеств всегда будут актуальны для любого возраста. Кто-то перенял эти черты через своих родителей, а кто-то трудиться до получения желаемого результата. Некоторые их этих качеств могут помочь человеку в жизни и даже в непредвиденной ситуации.
Цель : Рассмотрение и понятия физических и двигательных качеств человека. Так же рассмотрим их характеристики и методы развития.
1. Рассмотреть и проанализировать литературу на эту тему.
2. Рассмотреть все возможные качеств человека.
3. Показать каким образом можно развить в себе то или иное качество.
Методы: Была проведена консультация с преподавателем физической культуры, рассмотрена литература и статьи на данную тему.
Основная часть : У человека физические качества притерпевают естественные изменения с возрастом и развитием организма. В спорте, люди, которые хотят достичь каких-либо вершин или заниматься этим спортом на профессиональном уровне, повышают свой уровень физических качеств на максимальный уровень. И делают это постоянно В спорте надо обладать всеми видами физических качеств и развивать их на постоянной основе. В основе всего этого лежит способность человеческого организма отвечать на повторные физические нагрузки, которые превышают исходный уровень своей работоспособности. В результате постоянных тренировочных нагрузок в организме человека происходит очень много изменений. Определенный сдвиг в сторону увеличения его физических возможностей. Деятельность человека на производстве, в быту, в спорте требует определенного уровня развития физических двигательных качеств. О способностях человека судят не только как он быстро может достигнуть каких-либо целей, но и потому, как он легко приобретает эти умения и навыки. Эти все способности результат совместных действий наследственных и средовых факторов. Для того чтобы развивать двигательные способности человека необходимо использовать соответствующие физические упражнения, такие как на скорость, на силу и тд.
Теория физического воспитания выделяет 5 основных физических качеств:
Сила – это способность человека преодолевать внешние сопротивления либо противостоять ему за счет мышечных напряжений. Развитие силы происходит в процессе его жизнедеятельности, либо при занятиях физической культурой.
Для повышения силы в организме используют силовые упражнения. Рассмотрим несколько:
1. Упражнения с добавлением веса: гири, штанги, гантели.
2. Спарринг с партнерами
3. Природные ресурсы: Бег по песку, воде, снегу.
Так же не стоит забывать о разминке перед силовыми упражнениями. Для повышения силы используют три метода:
1. Повторные усилия В этом методе обычно используют простую схему повторения упражнений с тяжелыми и легкими весами.
2. Динамический Ее так же называют скоростной силой. Обычно эти тренировки короткие, но включают в себя тяжелый вес и быструю скорость. В эти виды входят: Прыжки и разные виды метания.
3. Максимальный В этом виде обычно работают на максимальном уровне с большими весами: гантели, гири и т.д.
Этот метод дает очень много силы. С детьми этот метод лучше не использовать, либо при контроле тренера.
Быстрота – это качество человека которое позволяет ему выполнять движения с максимальной частотой (скоростью) за минимальное короткое время без утомления. Все это зависит от многих наследственных факторов: физической природы сигнала (свет, звук), возраста, профессии, от состояния мышечного аппарата и двигательных центров коры головного мозга. Тренировка двигательной реакции очень сложная и занимает очень много времени.
Для повышения быстроты есть несколько правил:
1. Работа и техника движений должна быть не сложной и хорошо изученной.
2. Скорость выполнения упражнения должна быть низкая, а тем быстрым. Повторять это до усталости.
3. Отдых между упражнениями для полного восстановления сил.
4. С маленькой скоростью упражнения лучше закончить.
Лучше использовать упражнения с максимальной скорости до желаемого результата. Есть ряд требований к этому:
1. Скорость по окончанию занятия не должна падать.
2. Упражнение должно быть хорошо понято и освоено.
Гибкость — зависит от состояния позвоночника, суставов, связок и эластичности мышц. Гибкость развивается при физических упражнениях с большой амплитудой, такие как: наклоны вперед, махи назад и в сторону. Практически все виды спорта в той или иной мере улучшают подвижность в суставах. Спортивная художественная ритмическая гимнастика, спортивная аэробика фигурное катание, спортивное и синхронное плавание, восточное
Для развития гибкости чаще всего используют повторяющиеся упражнения в виде наклонов сторону, вперед и назад.
Выносливость – это физическое качество, которое позволяет человеку очень долго осуществлять какую-либо деятельность без снижения ее эффективности. Выносливость не может существовать сама по себе, человек ее приобретает после длительных тренировок, организм адаптируется к подобному состоянию.
Ловкость – это физическое качество человека, которое позволяет ему очень быстро ориентироваться в пространстве, овладевать повышенными движениями перестраиваться в соответствие с внезапно меняющейся обстановкой Способности ловкости так же развиты у многих к ориентации в пространстве и различению динамических усилий. Для повышения уровня ловкости используют разные методы тренировок
2. Повороты и вращение телом в быстром темпе
Заключение: Иметь развитые физические качества для человека является неотъемлемой частью. Особенно для тех, кто занимается или планирует заняться спортом. На развитие так же влияют два фактора: Генетическая предрасположенность или же ваша собственная инициатива вырабатывать в себе эти качества если природа не дала вам этого.
Развивать их можно так же простой утренней зарядкой, закаливанием, перестать иметь вредные привычки, прогулки перед сном и в течении дня. Все это поможет нам сохранить свое здоровье на долгие годы.
Вывод : Мы узнали, что развитие своих физических и личных качеств в спорте всегда положительно влияет на наш организм. Он будет благодарен вам за ваше трудолюбие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жизнь требует улучшения физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ. Упражнения комплексов круговой тренировки, как правило, хорошо увязываются с материалом уроков, учебных тем, спос.
В презентации рассматриваются определение, виды и характеристика физических качеств.
Теоретический материал :Характеристика круговой тренировки как организационно методическая форма развития физических качеств.
Данные методические рекомендации предназначены для преподавателей и обучающихся.
Дано определение ОФП, задачи, виды двигательных навыков, формируемых на занятиях по ОФП.
Физическое качество – сила. Сила — способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Наилучшим временем для .
Источник
Физические качества человека: быстрота, ловкость, сила, гибкость и выносливость
Всем добрый день. Извините, что долго не писал (ездил к любимой). Сегодня мы поговорим про физические качества человека, а именно о том, что такое сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Развивая их, вы будете прокладывать себе дорогу к физическому совершенству.
Начнем с того, что такое физическое качество.
Физическое качество — это совокупность биологических и психических свойств личности человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активные двигательные действия.
Физические способности — это задатки человека. Они заложены природой в каждом, но проявляются в конкретном двигательном действии, у каждого человека по-разному.
Одна физическая способность может выражаться в разных физических качествах. И наоборот, одно физическое качество может выражаться в разных физических способностях.
Все знают, что организм человека развивается неравномерно (гетерохромно).
У ребенка есть периоды, в которых отдельные физические качества развиваются лучше, чем в другие. Их называют сенситивными.
Сенситивный период — это чувствительный период развития организма ребенка.
Если в эти периоды оказать опережающее педагогическое воздействие, то эффект будет значительно выше, чем в другие.
И так, приступим к пяти физическим качествам:
Быстрота
Быстрота — это способность человека выполнять двигательные действия в минимальное для данных условий время, без снижения эффективности техники, выполняемого двигательного действия.
делиться на 2 группы:
a) быстрота одиночного движения (например бег)
b) быстрота двигательных реакций — это процесс, который начинается с восприятия информации побуждающих действия и заканчивается с началом ответных реакций.
У каждого человека существует такое явление, когда он не может «побить» свой результат.
Скоростной барьер — это привычка преодолевать расстояния с определенной скоростью.
Мы не будем говорить про него. Я думаю вы сами поняли, что от этой привычки надо избавляться. =)
Сенситивные периоды развития быстроты: 10 — 11 лет и 14 — 15
Ловкость
Ловкость — это способность человека решать двигательную задачу за короткий период обучения, а также перестраивать свои двигательные действия, в изменяющихся внешних условиях.
делиться на две группы:
a) статическое равновесие (без перемещения)
b) динамическое равновесие (с перемещением)
Ловкость развивается в необычных положениях, которые выполняются при изменении внешних условий выполнения упражнения.
Очень хорошо развивают ловкость подвижные и спортивные игры.
Сенситивные периоды развития ловкости: 8 и 14 лет.
А сложная координация: 9 — 10 и 12 — 13 лет.
Сила — это способность человека преодолевать внешние и внутренние сопротивления, по средству мышечных напряжений.
a) абсолютная сила — это величина максимальных усилий
b) относительная сила — это величина абсолютной силы отнесенная на килограмм массы тела
Градиент силы — это способность человека приращивать усилия в единицу времени (например подтягивание на время)
Средства развития силы
- упражнения с внешним отягощением (штанги, гири)
- упражнения отягощенные весом собственного тела
- упражнения на тренажерах (механотерапия)
- статические упражнения в изометрическом режиме
- силовые упражнения в усложненных условиях (бег по рыхлому снегу)
Методы развития силы
- метод максимальных усилий (1 -2 повторений с максимальным весом)
- флэшинг: суть его заключаться в том, что на конкретную группу мышц делается не одно упражнение, а несколько последовательно идущих (например жмем штангу, потом выполняем разводку)
- метод малых усилий (большое количество подходов с малым весом)
- читинг
думаю со временем мы поговорим о них подробнее, в отдельных статьях
Сенситивные периоды развития силы: у юношей (13 -14 лет и 17 -18), у девушек (11 — 12 и 15 — 16)
Естественным путем развивается до 25 лет.
Гибкость
Гибкость — это способность человека выполнять движения с максимальной амплитудой.
- эластичности и податливости мышц связок
- от температуры внешней среды
- от суточной периодики (утром, вечером)
- от строения суставов
- от общего состояния организма
a) активная гибкость — увеличение амплитуды за счет напряжения мышц
b) пассивная гибкость — амплитуда достигается за счет внешних растягивающих сил
разница между активной и пассивной гибкостью называется «запас гибкости»
Средства развития гибкости
- упражнения на растягивания с постепенным увеличением амплитуды
- маховые упражнения в медленном темпе (не должно быть болевых ощущений)
Не забывайте! Прежде чем приступить к выполнению упражнения на развитие гибкости обязательно нужно провести разминку. В связи с этим, упражнения на растяжку обычно выполняются в заключительной части.
Сенситивные периоды развития гибкости: 5 — 6 и 9 — 14 лет
активная гибкость развивается: 10 — 14 лет
пассивная гибкость: 9 — 11 лет
Выносливость
Выносливость — это способность человека противостоять утомлению, выполнять работу без ее эффективности.
Утомление — это временное снижение работоспособности, вызванное умственной или физической нагрузкой.
Фазы утомления
a) усталость: это субъективное ощущение утомления.
Эта фаза защищает организм от утомления.
b) компенсированное утомление: при этой фазе возможно поддержание мощности работы за счет дополнительных волевых усилий.
Но при этом наблюдаются некоторые изменения в биохимической структуре движения.
c) некомпенсированное утомление: это снижение общей мощности работы, вплоть до ее прекращения.
Основным средством развития выносливости является упражнения, достаточно длительной нагрузки.
Методы развития выносливости
- метод круговой тренировки
- повторно-интервальный
- игровой
Сенситивные периоды развития выносливости: аэробная выносливость (14 — 16 лет), у женского пола в (12 — 13 лет).
Источник
Основные физические качества: показатели, особенности
- 21 Июля, 2018
- Здоровье
- Катерина Пчельникова
Под физическими качествами человека понимают совокупность его биологических и психических особенностей, которые обеспечивают активную, целесообразную деятельность. Они заложены природой, но имеют свойство развиваться. У каждого человека проявляются по-разному и только при решении двигательных задач. В данной статье разберемся в том, что такое физические качества человека, каковы их показатели и особенности развития.
Организм человека, как известно, развивается неравномерно (или гетерохромно). Так, в детский период некоторые физические качества проявляются более интенсивно, нежели другие. Специалисты называют это сенситивным временем, когда для гармоничного развития необходимо грамотное педагогическое воздействие.
Выделяют всего 5 физических качеств человека. К ним относятся: быстрота, ловкость, сила, выносливость и гибкость. Они обусловлены аспектами наследственности и развития. Первый сопряжен с физиологией человека, работой его нервной системы и энергетическими возможностями. Второй требует внимания со стороны самого человека и связан с его стремлением к развитию физических возможностей. Рассмотрим подробнее каждое качество.
Быстрота
Быстротой называют способность человека выполнять определенные двигательные действия в минимальный период времени для данных условий. При этом эффективность техники не должна страдать.
Быстроту делят на два вида:
- Одиночного действия (например, бег).
- Двигательных реакций (предполагает процесс получения мотивации и начало ответных действий).
Нередко у человека наступает период, когда он не в состоянии побить личный рекорд. В спорте это явление называют скоростным барьером, и оно связано с быстротой. Возникает привычка выполнять определенные действия с определенной скоростью. Такой подход не ведет к развитию быстроты как основного физического качества.
Сенситивным временем здесь определяют возраст 10-11 и 14-15 лет.
Ловкость
Ловкость также относится к основным физическим качествам человека. Она предполагает его способность менять направление двигательных реакций в соответствии с изменением внешних условий. Различают два вида ловкости:
- статическое равновесие (без перемещения);
- динамическое равновесие (с перемещением).
Показателями этого физического качества являются точность выполнения движений и быстрота реакции. Развитие ловкости происходит при необычном положении тела в пространстве, например, во время активных спортивных игр, в единоборствах, боксе и т. п. На тренировках необходимо часто менять упражнения, повышая их сложность.
Сенситивный период здесь определяется возрастом 8-9 лет. Нередко ловкость сопряжена с координацией — способностью человека за короткий промежуток времени решать двигательные задачи. Однако в чистом виде она физическим качеством не является. Это более глубокое понятие, связанное с физиологией человека. Хотя координационные упражнения всегда входят в комплекс развития ловкости человека. То есть эта способность человека тоже подвержена развитию.
Сила — это основное физическое качество, которое предполагает внешнее и внутреннее сопротивление за счет активности мышечного аппарата. Это всегда произвольное усилие. И зависит оно от трех факторов: разминки, интенсивности напряжения и угла тяги мышц. Специалисты подразделяют силовые качества на виды:
- Абсолютные (или максимальные).
- Относительные (это отношение максимума усилий на килограмм веса).
Иногда говорят о специальной силе. Она характеризует показатель проявления действия в каком-то определенном виде спорта.
Средствами развития силы являются упражнения с отягощением (собственное тело или штанги и гири), упражнения на тренажерах (или механотерапия) и силовые упражнения в усложненных условиях (например, бег по песку или рыхлому снегу).
К методам развития силы относятся:
- максимальные усилия (до двух повторений с большим отягощением);
- малые усилия (частые подходы с малым отягощением, весом);
- флэшинг (несколько разных упражнений на одну группу мышц: например, жим штанги + разводка);
- градиент силы (увеличение в единицу времени).
Сенситивный период развития силы у юношей и девушек разный. В первом случае он определяется возрастом 13-14 и 17-18 лет, во втором — 11-12 и 15-16 лет. Естественным путем сила развивается примерно до 25 лет.
Гибкость
Гибкостью называют основное физическое качество человека, позволяющее ему совершать двигательные действия с максимальной амплитудой. Она зависит от многих факторов. Среди них:
- эластичность мышц и связок;
- строение суставов;
- общее состояние организма (в том числе возраст);
- внешняя температура;
- суточный период (утро, вечер).
Различают также два вида гибкости:
- активную (увеличение амплитуды за счет напряжения мышц);
- пассивную (увеличение амплитуды за счет внешнего воздействия).
К средствам развития гибкости относятся растягивающие упражнения (с постепенным увеличением амплитуды) и медленные маховые движения без болевых ощущений. Стоит помнить, что упражнения на гибкость совершаются только после разминки. Именно поэтому растяжка на тренировочных занятиях происходит в заключительной части.
Сенситивный период развития гибкости определен в 5-6 и 9-14 лет.
Выносливость
Замыкает список 5 физических качеств человека выносливость. Это способность организма противостоять усталости. Под последней понимается временное снижение работоспособности вследствие физической и умственной нагрузки.
Различают два вида усталости:
- Компенсированная (в этом случае возможно поддержать мощность работы за счет волевых усилий).
- Некомпенсированная (снижение мощности работы или полное прекращение ее).
Развитие выносливости возможно и необходимо. Оно требует немало терпения и времени, осуществляется за счет постепенного увеличения нагрузки. Помогут в этом три метода развития:
- круговая тренировка;
- повторно-интервальные занятия;
- игровой метод.
Лучше всего выносливость развивается в беге, в преодолении различных дистанций. Сенситивный период в зависимости от пола определяется 12-13 годами у девочек и 14-16 годами у мальчиков.
Заключение
Воспитание основных физических качеств человека взаимосвязано. Поэтому корректно говорить не об индивидуальных процессах, а о разных сторонах единого развития. Наиболее тесные взаимосвязи можно наблюдать между воспитанием силы и быстроты, ловкости и гибкости, выносливости и силы и т. д. Однако сегодня еще нет полного согласия между специалистами о единых критериях и оценках физических качеств. Это определение находится в обсуждении физиологов труда и спорта, так как зависит от нервной регуляции, энергетических возможностей и слаженной мышечной работы организма.
Люди же все чаще выбирают вид спорта не по желанию, а по успешности проявления отдельных сторон физического воспитания. Поэтому вопрос о всестороннем (равномерном) развитии сейчас особенно актуален. Дисгармония же ведет к отклонениям от нормы, диспропорции в телосложении.
Источник