Меню

Показатели психологического здоровья участников образовательной среды

Психологическая безопасность образовательной среды как условие психологического здоровья личности

В современной практической психологии образования одной из актуальных является проблема психологического здоровья учащихся разных возрастов. В связи с этим в последние годы в центр психологической службы выдвигается работа по сохранению и воспроизведению психологического здоровья детей. Психологическое здоровье – это та психологическая реальность, которая делает личность самодостаточной, когда она все больше ориентируется в своем поведении и отношениях не только на извне задаваемые нормы, но и на внутренние самоориентиры.

Таким образом, психологическое здоровье детей и школьников можно рассматривать как цель, и как критерий эффективности психологической службы образования на современном этапе ее развития.

Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни, как таковой.

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни. [2, 8]

Психологизация образовательной среды в целях сохранения и укрепления здоровья ее участников, создание безопасных условий труда и учебы в образовательном учреждении, защита от всех форм дискриминации могут выступать альтернативой агрессивной социальной среде, психоэмоциональному напряжению. Важным условием является обеспечение психологической безопасности во взаимодействии участников образовательной среды.

Необходимо создать условия, в которых бы все участники образовательной среды чувствовали защищенность и удовлетворенность основных потребностей, сохраняли и развивали психическое здоровье. Психологически здоровой личность может быть только в определенных условиях. Одним из важнейших условий является психологическая безопасность образовательной среды. [1, 6].

Основной угрозой во взаимодействии участников образовательной среды является получение психологической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психологическому здоровью, отсутствует базовое удовлетворение основных потребностей, т. е. возникает препятствие на пути самоактуализации. Могут быть следующие проявления психологического насилия: публичное унижение, оскорбление, высмеивание, угрозы, принуждение сделать что-либо против своего желания, игнорирование, неуважительное отношение, недоброжелательное отношение. Угрозой психологической безопасности является непризнание референтной значимости образовательной среды ее участниками и, как следствие, реализация намерения ее покинуть или отрицание ее ценностей и норм.

Угрозой психологической безопасности будет и отсутствие удовлетворенности основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников образовательной среды, так как именно в нем содержатся возможности и условия, обеспечивающие личностное развитие. Эмпирическими проявлениями здесь служат: эмоциональный комфорт, возможность высказать свою точку зрения, уважительное отношение к себе, сохранение личного достоинства, возможность обратиться за помощью, учет личных проблем и затруднений, внимание к просьбам и предложениям. [1, 85].

Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в своей практической деятельности педагоги и психологи сталкиваются с теми или иными нарушениями психологического здоровья детей. В то время как постоянный мониторинг психологической безопасности образовательной среды на основе экспресс-диагностики позволяет контролировать качество психологических условий, в которых осуществляется обучение и воспитание.

В МАОУ «Гимназия № 6» педагогом-психологом создана система изучения основных параметров психологической безопасности образовательной среды. Психологические исследования проводятся среди учащихся 6-8 классов, родителей и педагогов гимназии.

Цель: Изучение параметров психологической безопасности образовательной среды как условия психологического здоровья личности.

Читайте также:  Чем доказать легкий вред здоровью

Задачи:

  1. Оценить интегральный показатель отношения к среде учащихся, их родителей, педагогов;
  2. Оценить индекс психологической безопасности образовательного пространства;
  3. Оценить индекс удовлетворенности учащихся, их родителей и педагогов образовательной средой гимназии.
  4. Обобщение полученных результатов, разработка рекомендаций.

Методика исследования: «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы». Автор Баева И.А. (Приложение 1).

Обработка и обобщение результатов: на основе полученных данных можно сделать вывод о том, какие существуют отличия в оценке образовательной среды гимназии учащимися, родителями и педагогами.

Результаты, полученные после обработки, дают обратную связь от всех субъектов образовательного процесса, позволяют выявить позитивные и негативные тенденции в образовательной среде гимназии.

Литература:

  1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. — СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. — 271 с.
  2. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.

Приложение 1. Анкета-опросник «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы».

Источник

Психологическое здоровье как показатель психологической безопасности образовательной среды (ДОУ и ОУ)
статья по теме

В материале достаточно подробно раскрываются такие понятия как; безопасность образовательной среды, психологическое здоровье, образовательная среда и психологическая безопасность. Обоснованы факторы риска, внешние и внутренние угрозы образовательной среды.

Скачать:

Вложение Размер
psih_zdorove.docx 49.11 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое здоровье как показатель психологической безопасности образовательной среды (ДОУ и ОУ)

Педагог-психолог МБДОУ №85 «Радуга»

г. Симферополь РК

Хохоля Александра Николаевна

Стратегическим курсом модернизации образования в современных условиях является его гуманизация, которая предполагает обновление содержания образовательного процесса на основе идей признания самоценности человека, его права на свободное самоопределение, наиболее полную реализацию способностей и удовлетворение образовательных потребностей . Ни для кого не секрет, что для свободного проявления своих индивидуальных особенностей человек должен чувствовать себя в безопасности .

Потребность в безопасности и защите считается первичной по шкале потребностей, разработанной А. Маслоу, известным американским психологом.

Проблема безопасности образовательной среды имеет различные аспекты:

— безопасности физического здоровья детей (санитарно-гигиенические условия, медицинское сопровождение, двигательная активность и т. д.,

Остановимся на психологическом здоровье детей , так как оно является показателем психологической безопасности образовательной среды .

В современной педагогической психологии условия, в которых осуществляется обучение и воспитание, определяются как образовательная среда.

Образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно–предметном окружении.

Образовательная среда – это совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности, причем возможностей как позитивных, так и негативных.

Т.о. образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса, межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования и специально организованных психолого–педагогических условий для формирования и развития личности.

Понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества от внутренних и внешних угроз.

Психологическая безопасность — это состояние психологической защищённости, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой.

Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья.

Психологическое здоровье — условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни.

Основными понятиями области изучения психологической безопасности в образовательной среде являются «опасность», «риск», «угроза».

Опасность – вероятность нанесения вреда, определяемая наличием объективных и субъективных факторов, обладающих поражающими свойствами;

Риск – возможность возникновения неблагоприятных и нежелательных последствий деятельности самого субъекта;

Угроза – совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества.

Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности ребенка от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию.

По данным социологических исследований, достаточно большой процент родителей — до 75% — озабочены проблемами безопасности ребенка в образовательной среде. Родителей волнует, что не всегда в детском саду или в школе обеспечена защита прав и достоинств ребенка, их волнует проблема конфликтности отношений детей между собой и школьников с педагогами. Родителей беспокоит, чувствует ли ребенок себя в образовательной среде понятым, принятым, позитивно оцененным, уважаемым вне зависимости от его академических успехов. Еще в большей мере родителей волнует возможность деструктивных влияний на психику ребенка со стороны сверстников и старших детей.

Одной из существенных психологических опасностей в образовательной среде является неудовлетворение важной базовой потребности в личностно-доверительном общении, и как следствие — склонность к деструктивному поведению, негативное отношение к образовательным учреждениям и нарушения психического и физического здоровья.

Могут быть в образовательной среде следующие факторы риска : низкая активность педагогов и учащихся, недостаточное обеспечение материально-технической базы школы, а также кадрового состава, несформированность практических и социальных навыков, опыта и умений, уровень культуры и воспитания, особенности личности участников образовательного процесса, недостаточность профилактики физического и психического нездоровья. Объединяя все это, можно выделить такие факторы риска .

1. Фактор учебной нагрузки (он представляет собой информационную сторону организация обучения: объем заданий, уроков. распределение учебной нагрузки во время учебного года, четверти, недели, учебного дня);

2. Фактор условий обучения (сюда входят реальные условия учебного процесса: размеры учебной мебели, освещение, полиграфические параметры учебников, вентиляция учебных помещений и т. д. — все, что подлежит нормированию в аспекте гигиены);

3. Фактор взаимоотношений (он обобщает стили взаимоотношений учащегося и педагога, включая оценку результатов педагогом учебной деятельности ученика, а также взаимоотношения школьника с родителями). Нарушения в системе этих взаимоотношений будут отражаться на психическом состоянии учеников.

Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников.

Образовательная среда школы и ее участники могут подвергаться как внешним, так и внутренним угрозам . На уровне личности к основным внутренним угрозам относят: внутренний дисбаланс и психологическое напряжение личности, психологическое неблагополучие, нестабильность и нарушение психического развития и здоровья, к внешним — неудовлетворенность психологическими характеристиками среды и неустойчивость к воздействиям со стороны людей и групп.

На уровне образовательной среды к основным внутренним угрозам относят: негативное отношение к образовательной среде ее участников, нарушение спокойствия и порядка в образовательном учреждении, трудности в общении участников среды, к внешним — чрезвычайные ситуации в социальной, технической и экологической сферах, криминализация общественных отношений.

Таким образом, определяя психологическую безопасность, как состояние устойчивости психики, психологи предполагают поддержание некоторого баланса между устойчивостью человека и негативными воздействиями на него окружающей среды. Психологическая безопасность среды и личности неотделимы друг от друга, они представляют собой модель нормального функционирования и устойчивого развития человека во взаимодействии со средой.

К психологическим характеристикам образовательной среды образовательного учреждения, способствующим сохранению и обеспечению психологической безопасности, относят :

— высокий уровень вовлеченности в школьную среду и обучение социальным навыкам взаимодействия,

— повышение родительского и общественного участия,

— поддержку учащихся в период возрастных кризисов,

— удовлетворенность взаимоотношениями между участниками образовательной среды школы,

— уважительное отношение и др.

Любое усилие по сохранению и обеспечению психологической безопасности образовательной среды образовательного учреждения должно поддерживаться самими учащимися, преподавателями, администрацией и родителями.

Обеспечение психологической безопасности в образовательной среде образовательного учреждения возможно через совместную деятельность педагога и учащегося. В процессе общения с учителем на примере его системы отношений к обществу, другим людям на примере его отношений к самому себе формируется система отношений, черты характера учащихся.

Педагог может обучать учащихся решению конфликтных ситуаций через использование ненасильственных средств, к которым относятся

— возможность выслушать с уважением друг друга,

— выразить свою точку зрения и перспективу решения проблемы,

— узнать различные точки зрения,

— рассмотреть в группе трудные ситуации, прошлый опыт,

— умение справляться с чувствами.

Как уже говорилось, Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья.

Психологическое здоровье — основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я».

Здоровье ребенка можно трактовать как интегрирующую часть заказа на качественное современное образование со стороны государства, общества, и индивида. Это означает, что современная школа должна всерьез и по-настоящему становится не только местом, где детей учат, но и пространством их полноценного взросления.

Что может свидетельствовать о психологическом здоровье детей ? Конечно же положительное эмоциональное состояние, наличие настроения.

К критериям благоприятного состояния психики относится положительное эмоциональное состояние, наличие настроения, которое включает: эмоциональную устойчивость (самообладание); зрелость чувств, соответственно возрасту; управление негативными эмоциями (страхом, гневом, завистью и т. д.); свободное естественное проявление чувств и эмоций.

Соответственно неблагоприятное состояние психики – деструктивные эмоциональные состояния (тревога, страх, злость, отсутствие настроения.

Таким образом, можно сказать, что существует два основных признака, по которым можно судить о психологическом здоровье человека:

Первый признак – это позитивное настроение, в котором находится человек.

Второй признак – это высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций, связанных с переживанием тревоги, страха, неудачи и других подобных состояний.

Уровень психических возможностей, с одной стороны, связан с наследственными факторами – с особенностями нервной системы человека. Так, одни люди по своей природе очень возбудимы и поэтому сильно подвержены нервным срывам, а другие, наоборот, мало волнуются и быстро выходят из негативного психического состояния.

С другой стороны, психические возможности зависят от умения человека управлять своими состояниями и поведением, несмотря на различные отрицательные воздействия. Способность управлять своей психикой является ведущим показателем психического здоровья.

Итак, психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, в которой большинство участников имеют положительное к ней отношение, высокий уровень удовлетворённости характеристиками образовательной среды и защищённости от психологического насилия во взаимодействии.

Источник

Adblock
detector