Показатели психологического здоровья педагога
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА
Высокая эмоциональная напряженность педагогического труда вызывается наличием большого числа факторов стресса: высокий динамизм, нехватка времени, рабочие перегрузки, сложность возникающих педагогических ситуаций, социальная оценка, необходимость осуществления частых и интенсивных контактов, взаимодействие с различными социальными группами и т.д.
Занимаясь изучением профессиональной дезадаптации учителей, Л.С. Шафранова сформулировала характеристики учительского труда:
· постоянно присущее рабочим ситуациям состояние новизны;
· специфика трудового процесса определяется не столько характером «предмета» труда, сколько особенностями и свойствами самого «производителя»;
· необходимость постоянного саморазвития, так как иначе «возникает ощущение насилия над психикой, приводящее к подавленности и раздражительности»;
· эмоциональная насыщенность межличностных контактов;
· ответственность за подопечных;
· постоянное включение в деятельность волевых процессов
Педагог постоянно включен в разнообразные быстроменяющиеся социальные ситуации, на которые должен мобильно и конструктивно реагировать. При встрече с непредвиденными ситуациями, он должен думать, прежде всего, о том, как разрешить проблему с наименьшими последствиями для детей, которые находятся под его ответственностью.
Факторы напряженности педагогического труда оказывают влияние на эмоциональное и физическое самочувствие педагога: появляется нервозность, раздражительность, усталость, разного рода недомогания. В отдельных случаях эмоциональное напряжение достигает критического момента, когда педагог теряет самообладание и проявляет себя в агрессивной форме (окрики, проявление гнева, раздражительности). Но профессиональный долг обязывает принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, возмущения, недовольства, отчаяния.
Внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье. А между тем, требуемая от педагога образования выносливость, терпимость, выдержка, активность, оптимизм и ряд других профессионально важных качеств, во многом обусловлены его здоровьем.
В последние годы традиционно основное внимание уделяется вопросам сохранения физического здоровья: закаливанию, физической активности, рациональному питанию, режиму и т.п. Между тем, современные представления о здоровье выходят далеко за рамки медицины и предполагают немалые усилия и в другом направлении. Так, всё более широкое признание получают взгляды на здоровье как на источник повседневной жизни, заключающий в себе как социальные и личные ресурсы, так и физические возможности. Значимой характеристикой здоровья выступают психологические аспекты.
Психологическое здоровье (эмоциональное благополучие, внутренний душевный комфорт, чувство защищенности) – основной критерий успешности образовательной среды, профессионального долголетия педагогов. Но как достичь этого? Как обеспечить профессиональное долголетие, укрепить здоровье педагогов?
Сохранению и восстановлению психологического здоровья педагога в значительной степени способствует формирование положительного самовосприятия, самопринятия, самоуважения, т.е. позитивной оценки себя как способного человека, достойного уважения.
Позитивное восприятие педагогом самого себя является одним из важнейших факторов эффективности его деятельности.
Высокий уровень самопринятия (принятие себя как уникальной индивидуальности, обладающей не только достоинствами, но и слабостями, недостатками) обусловливает положительное отношение к другим. Педагог, принимающий себя как личность, индивидуальность, стремится к самореализации. Она предполагает определение своих положительных качеств и перспектив, осознание себя творческой индивидуальностью, определение индивидуальных путей профессионального самосовершенствования. Осознанная потребность в самоанализе, саморазвитии и самосовершенствовании своей личности является одним из условий развития сохранения психологического здоровья педагога.
Обладая адекватной самооценкой и позитивным самоотношением, педагог оказывает позитивное воздействие на самооценку и самоотношение детей, стимулирует у них стремление к успехам в деятельности, содействует развитию у них таких личностных качеств как доброжелательность, отзывчивость, уверенность в себе.
Развитию гибкости педагога способствует использование следующих методов и приемов:
· при обсуждении педагогических проблем в дискуссиях с коллегами применение приемов мозгового штурма
· самоанализ педагогических ситуаций — подбор нескольких решений к определенной ситуации (развитие вариативности поведенческих реакций в нестандартных условиях, рефлексивный анализ собственного поведения);
· самоанализ поведения в сложных жизненных ситуациях, осознание нерациональности импульсивных поведенческих реакций, переоценка значимости событий, интеллектуальный анализ эмоций.
· упражнения на развитие мыслительной гибкости
Педагогическая гибкость является таким психологическим феноменом, который, проявляясь в условиях проблемной ситуации, заставляет педагога произвести перестройку сформированных у него умственных операций, в зависимости от требований ситуации, дает возможность приспособиться к неблагоприятным факторам деятельности, проявляя подвижность, нестандартность мышления и поведения.
Важным аспектом работы по сохранению психологического здоровья педагога является овладение приемами саморегуляции. Необходимость саморегуляции возникает, когда профессионал сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения; находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям, находится в ситуации оценивания со стороны коллег, других людей, администрации. В настоящее время для саморегуляции психических состояний используются разнообразные методы: дыхательная гимнастика, концентрация и визуализация, релаксация, аутогенная тренировка и др.
Для ситуативной саморегуляции эмоционального состояния во время действия эмоциогенных факторов могут использоваться:
· Дыхательные упражнения успокаивающей направленности (характеризуются постепенным удлинением выдоха до продолжительности удвоенного вдоха).
· Сосредоточение внимания и воображения на определенном объекте (зрительных, звуковых, телесных и других ощущениях). Например, при первых признаках напряжения представить внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающую отрицательную энергию и внутреннее напряжение, связанное с нею.
· Сочетание приемов концентрации внимания, актуализации воображения и дыхательных упражнений. Например, можно использовать следующий прием перед предстоящей неприятной беседой: глубоко вдохнуть, во время выдоха резким движением в воображении, как бы сорвать напряжённую маску со своего лица. После этого начинать беседу.
· Активизация чувства юмора, – попытаться увидеть комическое даже в сложной, серьёзной ситуации, простить партнеру его ошибку, несообразительность, эмоциональность.
· Отвлечение – постараться, как можно ярче представить ситуацию, в которой обычно чувствуете себя наиболее спокойно и уютно, поставить себя в эту ситуацию.
· Переключение на интересную деятельность, любимое занятие – создать новую доминанту. При перевозбуждении в коре головного мозга образуется доминантный очаг возбуждения, который обладает способностью тормозить все остальные очаги, подчиняет себе всю деятельность организма, все поступки и помыслы человека. Значит, для успокоения надо ликвидировать, разрядить эту доминанту или же создать новую, конкурирующую. Чем увлекательнее дело, тем легче создать конкурирующую доминанту.
Для профилактики и преодоления негативных эмоциональных состояний иррациональные убеждения могут быть переработаны в рациональные. Для этого их необходимо вовремя выявлять и систематически замещать на рациональные убеждения.
Необходимо провести самоанализ внутреннего диалога и устранить из него все деструктивные речевые обороты, обращения к себе, в которых сквозят обреченность, самообвинения, отсутствие веры и надежды на успех. Например, «я ничего не могу изменить», «меня никто не понимает». Необходимо заменить их на конструктивные, позитивные, способствующие мобилизации внутренних психологических ресурсов и укрепляющие уверенность в собственных силах.
Полезно заручиться позитивными высказываниями про запас, научиться думать конструктивным образом, чтобы не «застревать» на негативных переживаниях и не препятствовать своему творческому поиску новых путей преодоления жизненных и профессиональных стрессов.
Каждому педагогу совершенно необходимо и вполне реально построить свою индивидуальную программу профессионального самосохранения. Результатом и показателем ее эффективности будет физическое и профессиональное творческое долголетие.
Программа профессионального психологического самосохранения может иметь следующие пункты:
· активная позиция в профессиональной жизни (перестать чувствовать себя жертвой обстоятельств), а именно реализация себя как активной личности в активной профессиональной среде;
· готовность к постоянному самоизменению, лабильность установок, которую наблюдают у многих долгожителей;
· укрепление в своей личности тех ее качеств, которые особенно необходимы и востребованы в современном обществе (готовность к включению в новые проекты, укрепление у себя ресурса «успеха» и уверенности в своих силах);
· создание оптимистической профессиональной перспективы, усиление авторства своей жизни даже в сложных обстоятельствах;
· поддержание у себя позитивной Я-концепции себя как профессионала, акцент на своих достижениях, усиление своих положительных качеств;
· внутренняя личностная ответственность за свое психическое и физическое здоровье;
· способность жить в ладу с самим собой, внутренняя гармония, принятие реальных факторов своей профессиональной жизни;
· умение понять себя как индивидуальность, самобытность, действуя не вопреки своей индивидуальности, а в союзе с ней;
· установка на творчество даже в малоподходящих для этого условиях («выживание через творчество»);
· владение приемами самовосстановления (физического и психического) после перегрузок, нормализации уровня работоспособности;
· исключение из своей жизни саморазрушающих и самопоражающих стратегий поведения, усиление своего жизненного потенциала и жизнестойкости;
Использование педагогом предложенных рекомендаций в повседневной деятельности поможет сохранять «рабочее» самочувствие, снизит вероятность развития профессионального «выгорания», позволит «быть на дружеской ноге» со своей работой.
Источник
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Рудаков А. Л. ст. преподаватель кафедры МПОО ИПК и ППРО
1 Современная дидактика и качество образования: материалы научнометодической конференции, Красноярск, января 2009: в 2 ч. Ч. 2/ ред.-сост. И.Г. Литвинская. Красноярск, с. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Рудаков А. Л. ст. преподаватель кафедры МПОО ИПК и ППРО Эффективность профессиональной деятельности педагога зависит от многих факторов, прежде всего от самого учителя, для которого на современном этапе развития образования недостаточно функционального исполнения внешне заданных норм и обязанностей. Современная школа предъявляет значительные требования ко всем аспектам деятельности учителя: знаниям, педагогическим умениям, способам деятельности и, конечно, к здоровью педагога. Учитель в своей деятельности может стремиться к успешному решению поставленных перед ним задач независимо от воздействующих на него негативных факторов, сохранять самообладание и оставаться для учеников примером в личностном плане. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье. Следы нервных стрессовых переживаний педагога проявляются в негативном отношении к работе, постоянной усталости, рассеянности, снижении результатов труда, неудовлетворенностью профессиональной деятельностью. Во многом профессиональный и личностный потенциалы, успешность труда учителя могут быть раскрыты через его, прежде всего психологическое здоровье. Обозначая его значимость Митина Л. М. говорит о том, что профессиональное здоровье учителя основа эффективной работы современной школы и ее стратегическая проблема. Своевременность решения проблемы сохранения и укрепления профессионального здоровья учителя отмечается В. Э. Чудновским. Ухудшение психологического здоровья педагога снижает эффективность обучения и воспитания, повышает конфликтность во взаимоотношениях с классом и с коллегами, способствует возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт. Поэтому знание закономерностей сохранения и укрепления психологического здоровья в педагогической деятельности, умение управлять собственными негативными эмоциями и состояниями, а также овладение приемами и способами психической саморегуляции являются важными компонентами успеха учителя. Во второй половине прошлого века, главным образом в рамках гуманистической и трансперсональной психологии усилиями крупнейших ученых (Г. Олпорт, А. Маслоу, В Франкл, К Роджерс, С. Грофф и др.) началась систематизированная разработка психологических концепций
2 здоровья. Понятие «психологическое здоровье» связано также и с именами отечественных психологов (Эйдемиллер Э. Г. 1990; Казначеев В. П., 1991; Гройсман А. Л., 1996; Дубровина И.В., 1998; Васильева О. С., 1999; Шувалов А. В., 2000; Никифоров Г. С., 2003 и др.). По мнению некоторых ученых, поддержание психологического здоровья одно из главных профессиональных составляющих здоровья учителя. Существует разница между, казалось бы, схожими понятиями «психическое» и «психологическое здоровье». Если термин «психическое здоровье» имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и представляет собственно психологический аспект проблем психического здоровья в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов [1]. В этой статье мы не будем затрагивать понятие психического здоровья, так как первоосновой профессионального здоровья, мы считаем именно психологическое здоровье. Известно, что психологическое здоровье в целом определяется двумя признаками [6]. Первый — соблюдение в основных формах проявления жизнедеятельности, принципа оптимума или, в соответствии с известной метафорой, стремление придерживаться золотой середины. Одно важное уточнение: эта зона оптимума для каждого человека своя и в нахождении ее в части психологических констант, поведения, образа жизни — состоит одна из задач психологии здоровья. Этот признак находит свое отражение и в критериях здоровья личности, и во многих высказываниях философов, писателей, человековедов от древности до наших дней. Второй признак психологического здоровья: эффективная адаптация, в первую очередь социальная, социально-психологическая и интрапсихическая. В этом случае достигается то, что в других подходах называется гармонией с природой, с людьми и с самим собой [6]. Конкретизацией этих признаков могут служить различные критерии, позволяющие с разных сторон провести качественную и количественную оценку уровня психологического здоровья личности. Выделяют следующие критерии психологического здоровья: хорошо развитая рефлексия, стрессоустойчивость, умение находить собственные ресурсы в трудной ситуации (И. В. Дубровина), полнота эмоциональных и поведенческих проявлений личности (В. С. Хомик), опора на собственную внутреннюю сущность (А. Е. Созонов), самоприятие и умение справляться со своими эмоциональными трудностями без ущерба для окружающих, «самообъективность» как четкое представление о своих сильных и слабых сторонах, наличие системы ценностей, содержащих главную цель и придающей смысл всему, что делает человек (Г. У. Олпорт). Важным критерием психологического здоровья является характер и динамика основных процессов, определяющих душевную жизнь индивида (Л. М. Аболин), в частности, изменение ее свойств и особенностей на разных возрастных этапах (К. А. Альбуханова, Б. С. Братусь, С. Л. Рубинштейн, Э. Эриксон).
3 Опираясь на содержание, соответствующее специфике педагогической деятельности [2] мы выделили динамические характеристики-дихотомии, влияющие на психологическое здоровье учителя: 1) гибкость (учитель быстро реагирует на изменение ситуации, быстро переключается с одного вида работы на другой, часто изменяет первоначальный план урока) традиционность (учитель с трудом приспосабливается к изменяющейся ситуации, строго придерживается заранее составленного плана урока); 2) импульсивность (учитель часто импровизирует на уроке, многое делает аффективно) осторожность (учитель заранее продумывает свои действия на уроке, тщательно анализирует их результат); 3) устойчивость по отношению к изменяющейся ситуации (учитель в своей деятельности ориентируется не на ситуацию, возникающую на уроке, а на собственные цели) неустойчивость по отношению к изменяющейся ситуации (поведение учителя в большой степени зависит от ситуации, возникающей на уроке: настроения и подготовленности всего класса и отдельных учащихся); 4) стабильное эмоционально-положительное отношение к учащимся (учитель ровен, доброжелателен, терпим, у него отсутствуют резкие спады и подъемы настроения) неустойчивое эмоциональное отношение к учащимся (учитель легко выходит из равновесия, отличается ситуативностью в оценке деятельности и свойств личности учеников); 5) наличие личностной тревожности (учителя характеризуют эмоциональная напряженность, беспокойство, повышенная чувствительность к неудачам и ошибкам) отсутствие личностной тревожности (перечисленных выше симптомов нет); 6) в неблагоприятной ситуации: направленность рефлексии на себя (при анализе неудачного урока учитель берет вину за случившееся и ответственность за исправление положения на себя) направленность рефлексии на обстоятельства (учитель рассматривает неудачу таким образом: «Бывает. Обойдется») направленность рефлексии на других (за неудачу учитель винит учащихся, коллег, перекладывает ответственность за исправление положения на других). Рефлексия рассматриваемая нами как умение или неумение учителя адекватно анализировать особенности и результативность своей деятельности, влияющие на психологическое здоровье, определяется также и как саногенная патогенная, о которой мы будем говорить ниже. Обобщая взгляды многих авторов на проблему психологического здоровья можно сказать, что оно представляет собой интегральную характеристику личностного благополучия, включающую в себя несколько компонентов: социальный, эмоциональный и интеллектуальный аспекты личностного развития. Таким образом, задача сохранения и укрепления профессионального здоровья педагогов является одной из первоочередных. Всё вышесказанное позволяет говорить о необходимости психологической помощи и поддержки педагогов как профессиональной группы с низкими показателями психологического и физического здоровья. Приоритетным направлением в
4 решении этой задачи должна стать актуализация восприятия педагогами своего профессионального здоровья как важнейшей личностной ценности. Другим важным направлением должно стать изменение отношения к проблеме и активная позиция в отношении здоровья у каждого учителя, направленная на повышение стрессовоустойчивости педагога, его самооценки, уровня самопринятия, снижения тревожности, самоагрессии и самодеструкции. По нашим наблюдениям большинство учителей, считает, что их здоровье зависит от питания, медицины, экологии и др. факторов. Но мало кто знает, что здоровье и благополучие зависит от жизненной философии, которая складывается из принципов мышления. Принято считать, что нравственное здоровье человека зависит от того, какой философией он владеет [4]. Философия обыденной жизни в той или иной форме есть у каждого человека. Эта философия создается, к сожалению, стихийно бессознательно, пока не научно. У каждого учителя имеется своя философия профессиональной деятельности, которая отражается в ее результатах. С виду преуспевающий учитель может быть нравственно болен (как правило, в кризисные годы, когда задумывается о смысле жизни или находится в состоянии стресса). Эмоциональный стресс продукт нашего ума, нашего мышления. Это ответ ума на социальную ситуацию, когда психика обнаруживает, что средств для преодоления этой ситуации у организма недостаточно [5]. Невротик не может воспринимать реальность настолько же ясно и эффективно, как воспринимает ее здоровый человек. Невротик болен не только эмоционально — он болен когнитивно! Если мы определяем здоровье и невроз соответственно как верное и неверное восприятие реальности, то перед нами со всей неизбежностью встанет проблема факта и его значения, или оценки, или, иначе говоря, проблема единства реального и ценностного [3]. Любое мышление можно рассматривать как cаногенное (от греческого «санос» — здоровье, «генос» — порождать, т. е. мышление рождающее здоровье) и патогенное («патос» — болезнь, искажение) или нейтральное (обычное), в зависимости от его влияния на здоровье субъекта поведения. Обычное мышление становится патогенным с изменением обстоятельств, к которым учитель не может приспособиться. В данной ситуации, когда происходит серьезное реформирование образования, учителю очень трудно адаптироваться к новым условиям и требованиям ситуации. Ю. М. Орлов считает, что основная функция мышления информационное выживание человека, дающее возможность производить мысленные эксперименты, анализ, обобщение, сравнение. По его мнению мышление может выступать и как источник либо болезни, либо здоровья. «Болезнь это неадекватное поведение или организма, или его отдельной функциональной системы, а лечение изменение этого поведения в нужном для выживания организма направлении»[5]. Выздоровление наступает не просто от одиночной мысли, а от процесса мышления, направленного на достижение цели выздоровления, формирования другого умственного
5 поведения. В качестве одной из конкретных иллюстраций возможности повысить уровень психологического здоровья учителя может быть взят курс «Развитие оздоравливающего мышления педагога», в основе которого лежит теория и практика саногенной рефлексии (СГР) Ю. М. Орлова и С. Н. Морозюк. Система прошла проверку опытом в исследовательских лабораториях и в обучении, вошла в диссертации. СГР согласуется со многими видами психотерапии и системами самооздоровления. Это и есть, по нашему мнению, один из перспективных подходов к решению вышеназванной научно и социально значимой проблемы. Все сказанное позволяет утверждать, что наиболее важным моментом в модернизации современного образования является внедрение психологической культуры в работу педагогов школ. Необходимо разработать реальный план мероприятий, связанных с повышением психологической осведомленности в сфере повышения психологического здоровья и возможностями постоянного обогащения теми технологиями, которые повышают их уровень здоровья. Это может быть организация курсов повышения квалификации, мастер-классов, семинаров, постоянно действующих объединений психологов, педагогов и методистов, которые на деле бы обеспечили содержательные контакты культуры педагогической практики и культуры психолого-педагогических исследований. Список литературы: 1. Дубровина И.В. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. — М., Издательский центр Академия, С Маркова А. К., Никонова А. Я., Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя./ Вопросы психологии, 5, С Маслоу А. Самоактуализированные люди: Исследование психологического здоровья (Мотивация и личность, гл. 11) /Перевод А. М. Татлыбаевой., СПб., Орлов Ю.М. Исцеление философией. Основные умственные операции / Составитель А. В. Ребенок. Серия: Управление поведением, кн. 2. М.: Слайдинг, с. 5. Орлов Ю.М. Поведение, его структура и функции. М., «Импринт- Гольфстрим», с. 6. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Питер, с.
Источник