Меню

Показатели ограниченных возможностей здоровья

Инвалидность и здоровье

Основные факты

  • Более 1 миллиарда людей, около 15% населения мира, имеют какую-либо форму инвалидности.
  • Число людей с инвалидностью резко возрастает. Это связано, в частности, с демографическими тенденциями и увеличением бремени хронических нарушений здоровья.
  • Почти каждый человек, по всей вероятности, испытывает ту или иную форму инвалидности – временную или постоянную – в какой-либо момент своей жизни.
  • Люди с инвалидностью имеют ограниченный доступ к службам здравоохранения и значительные неудовлетворенные медико-санитарные потребности.
  • Там, где службы здравоохранения для людей с инвалидностью существуют, они неизменно имеют низкое качество или ограниченные ресурсы.
  • Необходимо срочно расширить медицинское обслуживание людей с инвалидностью в рамках первичной медико-санитарной помощи, особенно реабилитационные мероприятия.

Под инвалидностью понимается взаимодействие людей с нарушениями здоровья (например, с церебральным параличом, синдромом Дауна и депрессией) с личными и контекстовыми факторами (такими как негативное отношение, недоступность транспорта и общественных зданий и ограниченная социальная поддержка).

Инвалидность как проблема общественного здравоохранения

По оценкам, более 1 миллиарда людей имеют какую-либо форму инвалидности. Это соответствует примерно 15% населения мира, причем до 190 миллионов (3,8%) людей в возрасте 15 лет и старше испытывают значительные трудности в функционировании, часто нуждаясь в медицинских услугах. Число людей с инвалидностью возрастает отчасти в связи со старением населения и увеличением бремени хронических нарушений здоровья.

Формы инвалидности могут быть самыми разными. Некоторые нарушения здоровья, связанные с инвалидностью, приводят к плохому состоянию здоровья и значительным медико-санитарным потребностям, в то время как другие нарушения не приводят к этому. Вместе с тем все люди с инвалидностью имеют такие же общие медико-санитарные потребности, как и все другие люди, и поэтому им необходим доступ к основным службам здравоохранения. Статья 25 Конвенции ООН о правах инвалидов (КПИ) подтверждает право инвалидов на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации. Однако реальность такова, что лишь немногие страны обеспечивают надлежащие качественные услуги для людей с инвалидностью.

Кроме того, лишь немногие страны собирают данные, которые можно дезагрегировать с учетом инвалидности в секторе здравоохранения. Это со всей очевидностью проявилось во время пандемии COVID-19, когда страны не могли последовательно учитывать аспекты инвалидности в своих мерах по борьбе с пандемией. В этой связи люди с инвалидностью подвергались трем повышенным рискам, имеющим разрушительные последствия: риску заражения COVID-19, риску развития тяжелых симптомов COVID-19 или смерти от этой болезни, а также риску ухудшения здоровья во время пандемии и после нее независимо от наличия инфекции COVID-19.

Препятствия на пути к получению медико-санитарной помощи

При попытках получить доступ к медико-санитарной помощи люди с инвалидностью сталкиваются с целым рядом препятствий, которые включают следующие:

  • Непомерно высокая стоимость

Не доступные по стоимости службы здравоохранения и транспорт являются двумя основными причинами того, что люди с инвалидностью не получают столь необходимой им медико-санитарной помощи в странах с низким уровнем дохода. Медико-санитарная помощь остается не доступной по стоимости для немногим более половины людей с инвалидностью по сравнению с примерно одной третью людей без инвалидности.

  • Ограниченное наличие служб

Надлежащих служб для людей с инвалидностью не хватает. Многие исследования выявили высокие уровни неудовлетворенных медико-санитарных потребностей людей с инвалидностью в связи с отсутствием служб, особенно в сельских и отдаленных районах.

  • Физические препятствия

Отсутствие выровненного доступа к зданиям (больницам, центрам здравоохранения), недосягаемое медицинское оборудование, ненадлежащие указатели, узкие дверные проемы, ступеньки внутри помещений, ненадлежащее оборудование в туалетах и недоступные места для парковки создают препятствия на пути к медицинским учреждениям. Например, женщины с трудностями в передвижении часто не имеют доступа к скринингу на рак молочной железы и шейки матки из-за того, что диагностические столы не регулируются по высоте, а оборудование для маммографии подходит только для женщин, которые могут стоять.

  • Ненадлежащие навыки и знания работников здравоохранения

Люди с инвалидностью более чем в два раза чаще сообщают о том, что квалификация работников здравоохранения не достаточна для удовлетворения их потребностей, в четыре раза чаще сообщают о плохом лечении и почти в три раза чаще сообщают о полученном отказе в медицинской помощи.

  • Учет проблемы инвалидности в секторе здравоохранения

Очень часто инвалидность не воспринимается как проблема общественного здравоохранения. Поэтому не принимаются меры для учета проблемы инвалидности в секторе здравоохранения, который также часто упускается из виду в национальных стратегиях в области инвалидности и в планах действий по осуществлению и мониторингу КПИ. Таким образом, учет проблемы инвалидности в секторе здравоохранения по-прежнему не интегрирован в программы стран в области здравоохранения.

Министерства здравоохранения должны принять меры для обеспечения учета проблемы инвалидности. Это подразумевает меры по достижению справедливости в отношении людей с инвалидностью в трех областях:

  • доступ к эффективным службам здравоохранения,
  • защита во время чрезвычайных ситуаций в области здравоохранения, и
  • доступ к межсекторальным мерам в сфере общественного здравоохранения, таким как услуги в области водоснабжения, санитарии и гигиены, для достижения наивысшего достижимого уровня здоровья.

Правительства могут улучшить показатели здоровья людей с инвалидностью путем улучшения доступа к качественным, доступным по стоимости службам здравоохранения, наилучшим образом использующим имеющиеся ресурсы. В связи с тем, что препятствия на пути к получению медико-санитарной помощи возникают в результате взаимодействия нескольких факторов, необходимо проведение реформ во всех взаимодействующих компонентах системы здравоохранения.

Политика и законодательство

Произвести оценку существующей политики и служб, определить приоритеты для уменьшения неравенств в отношении здоровья и обеспечить учет проблемы инвалидности в секторе здравоохранения. Осуществить изменения в соответствии с КПИ. Разработать стандарты в области оказания медико-санитарной помощи людям с инвалидностью и механизмы обеспечения их соблюдения.

Финансирование

Там, где в области финансирования здравоохранения преобладает частное медицинское страхование, обеспечить охват людей с инвалидностью и предусмотреть меры, обеспечивающие доступность страховых взносов. Обеспечить, чтобы люди с инвалидностью получали равные преимущества от программ общественного здравоохранения. Использовать финансовые стимулы для провайдеров медицинских услуг с тем, чтобы они обеспечивали доступность услуг и проводили всесторонние оценки состояния здоровья, лечение и последующее наблюдение. Предусмотреть возможные пути сокращения или отмены платежей из собственных средств для людей с инвалидностью, не имеющих других финансовых средств для оплаты медико-санитарных услуг.

Предоставление услуг

Обеспечить доступ к эффективным услугам по укреплению здоровья и оказанию профилактической, лечебной, реабилитационной и паллиативной помощи. Обеспечить широкий спектр модификаций и корректировок (целесообразных приспособлений) в окружающей среде для облегчения доступа к службам здравоохранения. Например, изменить планировку клиник для обеспечения доступа людей с трудностями в передвижении. Обеспечить доступность любой информации в области общественного здравоохранения. Предоставить людям с инвалидностью возможности для максимального улучшения их здоровья путем информирования, обучения и поддержки со стороны лиц аналогичного профиля. Способствовать реабилитации на уровне общин для облегчения доступа людей с инвалидностью к существующим службам. Определить группы, которым требуются альтернативные модели предоставления услуг, например целевые услуги или координация помощи, с целью улучшения доступа к здравоохранению.

Читайте также:  Расширенные зрачки для здоровья

Кадровые ресурсы

Обеспечить, чтобы работники здравоохранения имели необходимую квалификацию и навыки для удовлетворения индивидуальных потребностей людей с инвалидностью. Включить подготовку по вопросам инвалидности в программы обучения студентов и повышения квалификации для всех специалистов здравоохранения. Осуществлять подготовку общинных работников с тем, чтобы они могли принимать участие в профилактической работе служб здравоохранения. Предоставить основанные на фактических данных руководящие принципы для оценки состояния здоровья и лечения.

Данные и научные исследования

Обеспечить дезагрегирование данных с учетом инвалидности. Учитывать людей с инвалидностью при осуществлении надзора в сфере здравоохранения. Проводить дополнительные исследования в области потребностей людей с инвалидностью, препятствий на пути получения медико-санитарной помощи и показателей их здоровья.

Деятельность ВОЗ

Для улучшения доступа людей с инвалидностью к службам здравоохранения ВОЗ:

  • направляет и поддерживает государства-члены в области расширения осведомленности по вопросам инвалидности и способствует включению проблемы инвалидности в качестве компонента в национальные политику и программы здравоохранения;
  • способствует сбору и распространению данных и информации об инвалидности;
  • разрабатывает нормативные методики, включая руководящие принципы укрепления служб здравоохранения;
  • расширяет потенциал лиц, формирующих политику в области здравоохранения, и провайдеров услуг;
  • способствует расширению масштабов реабилитации на уровне общин;
  • способствует проведению стратегий по обеспечению того, чтобы люди с инвалидностью были информированы о своем состоянии здоровья и чтобы персонал здравоохранения поддерживал и защищал их права и достоинство.

Стратегия Организации Объединенных Наций по интеграции инвалидов

В июне 2019 г. Генеральный секретарь ООН провозгласил Стратегию ООН по интеграции инвалидов в целях содействия «устойчивому и преобразующему прогрессу в деле учета вопроса интеграции инвалидов в рамках всех компонентов работы Организации Объединенных Наций». В соответствии с этой стратегией все учреждения Организации Объединенных Наций должны обеспечивать последовательный и систематический учет проблемы инвалидности во всех аспектах своей работы.

ВОЗ приветствует эту стратегию и в настоящее время разрабатывает всеобъемлющую политику и план действий в отношении инвалидности, согласно которым ВОЗ должна стать организацией, которая учитывает интересы и проблемы людей с инвалидностью во всем их многообразии и систематически включает аспекты инвалидности во все программные области, в том числе на страновом уровне.

Источник

Показатели ограниченных возможностей здоровья

Библиографическая ссылка на статью:
Каштанова С.Н., Фильченкова И.Ф. Критериальная база для проведения мониторинга деятельности вузов и региональных ресурсных центров по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/10/72157 (дата обращения: 21.05.2021).

В последнее десятилетие в России достаточно активно обсуждается проблема доступности получения высшего образования лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью [1]. На основе сравнительного изучения отечественного и зарубежного опыта проектируется система инклюзивного высшего образования в России [2]. Реальные достижения в этой области и перспективы развития доступности высшего образования для лиц с ОВЗ и инвалидностью невозможны без системного контроля и измерения результатов. Мониторинг деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью в полной мере обеспечивает возможность создания гибкой системы инклюзивного высшего образования.

Цель сбора мониторинговых результатов продиктована необходимостью создания общей базы данных, характеризующих деятельность образовательных организаций и региональных ресурсных центров по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью, а также прогнозирования развития системы инклюзивного высшего образования в России на уровне мировых трендов.

Организация доступного качественного высшего образования должна строиться с учетом единого понимания критериев, показателей и индикаторов, которые заложены в модель мониторинга. Для того чтобы решить основные задачи мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью, необходима разработка критериальной базы, включающей совокупность критериев, целевых показателей и индикаторов оценки системы инклюзивного высшего образования. Наиболее унифицированной и удобной для использования версией является группировка критериев, целевых показателей и индикаторов в единый базовый комплекс. При этом важно, чтобы получаемые в ходе мониторинга количественные результаты имели прогностические решения и давали возможность для разработки аналитических материалов по оптимизации системы инклюзивного высшего образования.

Разработка комплекса критериев, показателей должна опираться на четкие, понятные в расчете индикаторы, имеющие в первую очередь количественную основу. Производными видами деятельности будут создание форм для проведения мониторинга деятельности образовательных организаций и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью и опросных листов по трудоустройству выпускников разных нозологических групп.

В рамках реализации Госконтракта от 7 июня 2016 г. № 05.020.11.0007 по проекту «Мониторинг и информационно-аналитическое сопровождение деятельности региональных ресурсных центров высшего образования для инвалидов» коллективом авторов Мининского университета была разработана модель мониторинга. При опоре на основные принципы и функции проведения мониторинга были предложены критерии и целевые показатели мониторинга.

Исходя из логики системного содержания деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью, структурными компонентами модели мониторинга выступили условия, процесс и результаты инклюзивного высшего образования. Внутри каждого сегмента были определены критерии, индикаторы и целевые показатели с дальнейшей проработкой форм и описанием методики проведения мониторинга (таблица 1). В итоге каждый критерий анализируется через ряд выделенных показателей, которые в свою очередь подкрепляются индикаторами с четким алгоритмом. Данный подход составляет основу механизма оценки качества обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью в системе высшего образования.

Комплекс критериев, индикаторов и показателей был разработан с учетом положений статьи 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, а также согласно методическим рекомендациям по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утверждены 8 апреля 2014 года № АК-44/05вн) [3], причем пакет методических рекомендаций является деятельностным инструментом развития системы инклюзивного высшего образования в вузах [4].

Условия реализации системы инклюзивного высшего образования

Шифр

Критерий

Целевые показатели и индикаторы

Финансово-экономическое обеспечение

Обеспеченность деятельности вузов по обучению студентов с ОВЗ и инвалидностью нормативно-правовой документацией

Обеспеченность процесса обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью в вузе кадрами

Создание безбарьерной среды для лиц с ОВЗ и инвалидностью

Обеспечение процесса обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью техническими средствами

Профориентация в системе инклюзивного высшего образования

Таблица 1 – Комплекс критериев и показателей мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью
Общие расходы вуза на обеспечение доступной среды по следующим статьям за календарный год:
технические средства обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью
кадровое сопровождение обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью
специализированное учебно-методическое сопровождение
Наличие на сайте вуза специального раздела для лиц с ОВЗ и инвалидностью
Положения, регламентирующие работу с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью, размещены на официальном сайте вуза
Утвержден паспорт доступности зданий
Утвержден план мероприятий по развитию инклюзивного образования в вузе
Наличие отдела (структурного подразделения) по сопровождению студентов с ОВЗ и инвалидностью
Ответственный за организацию сопровождения студентов с ОВЗ и инвалидностью в вузе
Численность специалистов в штате вуза, обеспечивающих сопровождение студентов с ОВЗ и инвалидностью:
социальный педагог (социальный работник)
специалист по техническим и программным средствам
переводчик русского жестового языка (сурдопереводчик)
Удельный вес ППС и учебно-вспомогательного персонала вуза, повысившего квалификацию по вопросам работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью в течение 3-х лет (%)
Число корпусов в ВУЗе, в которых создана безбарьерная среда для обучающихся:
с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Удельный вес учебных корпусов, в которых создана безбарьерная среда для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью (отдельно по видам нозологии) в общем числе учебных корпусов (%)
Численность студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата, приходящихся на одно специализированное санитарно-гигиеническое помещение
Численность студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата, приходящихся на одно специализированное место в общежитии
Обеспечение условий проживания в общежитии обучающихся с нарушениями зрения
Функционирование на сайте вуза раздела с версией для слабовидящих
Доступность библиотечного фонда для обучающихся:
с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Количество аудиторий, обеспеченных стационарными техническими средствами для лиц:
с нарушениями зрения
Из них обеспеченных:
Программами невизуального доступа к информации
с нарушениями слуха
Из них обеспеченных:
мультимедийными средствами для обучающихся с нарушениями слуха
с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Из них обеспеченных:
специализированной компьютерной техникой
специальным программным обеспечением
альтернативными устройствами ввода информации
других нозологических групп
Количество мобильных адаптирующих устройств для лиц
с нарушениями опорно-двигательного аппарата (мобильные)
с нарушениями опорно-двигательного аппарата (на кресле-коляске)
Общее число семинаров/вебинаров для педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся-инвалидов по вопросам профориентации и получения услуг высшего образования для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью
Общее число участников семинаров/вебинаров
Использование форм трудового и профессионального ориентирования абитуриентов и студентов из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью
Наличие программы трудового и профессионального ориентирования абитуриентов и студентов из числа лиц ОВЗ и инвалидностью по нозологиям, в том числе:
для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Наличие специалистов по профессиональной ориентации студентов из числа лиц ОВЗ и инвалидностью
Потребность в подготовке таких специалистов
Читайте также:  Здоровье без лекарств вам поможем

Процессы реализации системы инклюзивного высшего образования

Шифр

Целевые показатели

Адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью

Реализация адаптированных образовательных программ

Качество организации процесса обучения и сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью

Результаты реализации системы инклюзивного высшего образования

Шифр

Критерий

Целевые показатели

Р.1.

Результаты инклюзивного высшего образования

Р.2.1.

Трудоустройство выпускников с ОВЗ и инвалидностью

Обеспеченность постдипломного сопровождения

Наличие в адаптированной образовательной программе элементов, учитывающих форму нозологии:
выбор методов обучения, доступных для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в соответствии с нозологией
включение индивидуальных учебных планов и графиков для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью
наличие адаптированной программы практики
наличие адаптированной программы промежуточной и итоговой аттестации
Адаптированная образовательная программа обеспечена учебниками и учебно-методическими пособиями, в т.ч. библиотечными ресурсами, в соответствии с формой нозологии
Общее число УГСН, по которым обучаются студенты с ОВЗ и инвалидностью
Общее число направлений подготовки, по которым обучаются студенты с ОВЗ и инвалидностью
Численность студентов с ОВЗ и инвалидностью в вузе
Численность студентов с ОВЗ и инвалидностью в вузе, обучающихся по адаптированным образовательным программам
Удельный вес студентов с ОВЗ и инвалидностью в вузе, обучающихся по адаптированным образовательным программам, в общей численности обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в вузе (%)
Удельный вес студентов с ОВЗ и инвалидностью, получающих:
П.3.1. психолого-педагогическое сопровождение
П.3.2. медицинское сопровождение
социально-реабилитационное сопровождение
Наличие соглашений (договоров) о взаимодействии с региональными учебно-методическими центрами по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью
Удельный вес студентов с ОВЗ и инвалидностью, получающих дополнительную финансовую поддержку (специальные стипендии, льготы, гранты и т.п.), в общем числе обучающихся с ОВЗ и инвалидностью (%)
Наличие действующего волонтерского движения по работе со студентами с ОВЗ и инвалидностью
Количество досуговых, спортивных и культурно-массовых мероприятий, проводимых с участием студентов с ОВЗ и инвалидностью в вузе
Общая численность студентов с ОВЗ и инвалидностью, завершивших освоение образовательных программ
В том числе с отличием (из выпускников п.Р.1)
Удельный вес студентов с ОВЗ и инвалидностью, завершивших освоение образовательных программ, от числа поступивших с ОВЗ и инвалидностью
Удельный вес студентов с ОВЗ и инвалидностью, завершивших освоение образовательных программ с отличием, в общем числе выпускников с ОВЗ и инвалидностью
Создан и функционирует отдел по трудоустройству студентов с ОВЗ и инвалидностью
Утверждена программа(ы) содействия трудоустройству выпускников с ОВЗ и инвалидностью
Удельный вес выпускников вуза, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общем числе выпускников предыдущего года (%)
Удельный вес выпускников с ОВЗ и инвалидностью, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общем числе выпускников предыдущего года с ОВЗ и инвалидностью (%)
Удельный вес выпускников с ОВЗ и инвалидностью, трудоустроившихся по специальности в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общем числе выпускников предыдущего года с ОВЗ и инвалидностью (%)
Удельный вес выпускников с ОВЗ и инвалидностью, продолживших обучение на следующем уровне образования, в общем численности выпускников предыдущего года с ОВЗ и инвалидностью (%)
Утверждена программа постдипломного сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью, завершивших обучение по программам высшего образования (не менее 3-х лет после окончания вуза)
Удельный вес выпускников с ОВЗ и инвалидностью, использующих программы постдипломного сопровождения, в общем числе выпускников с ОВЗ и инвалидностью (%)
Общее число членов с ОВЗ и инвалидностью в ассоциации выпускников

Документальное сопровождение деятельности образовательной организации высшего образования по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью является неотъемлемой частью ее функционирования. Отсюда – критерий «Обеспеченность деятельности вузов по обучению студентов с ОВЗ и инвалидностью нормативно-правовой документацией» в части наличия положений, регламентирующих работу с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью и утвержденного плана мероприятий по развитию инклюзивного образования в вузе.

Согласно предложенным рекомендациям Министерства образования и науки РФ, в части кадрового обеспечения в штате образовательных организаций высшего образования должны быть выделены должности тьютора, педагога-психолога, социального педагога (социального работника), специалиста по специальным техническим и программным средствам обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью, а при необходимости сурдопедагога, сурдопереводчика, тифлопедагога и др. с целью комплексного сопровождения образовательного процесса [5]. Организационные рекомендации к образовательным организациям высшего образования предписывают создание структурного подразделения по сопровождению студентов с ОВЗ и инвалидностью. В случаях, если не создается отдельное структурное подразделение, то его функции должны быть переданы существующим структурным подразделениям. В связи с этим в мониторинге был выделен критерий «Обеспеченность процесса обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью кадрами». Через количественные индикаторы можно получить информацию о наличии отдельного структурного подразделения и конкретных единиц штата (ответственных), обеспечивающих сопровождение студентов с ОВЗ и инвалидностью.

Рекомендации по кадровой политике ориентируют на дополнительную подготовку преподавателей с целью получения знаний о психофизиологических особенностях студентов с ОВЗ и инвалидностью, специфике приема-передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учетом разных нозологий. В мониторинге это нашло отражение в показателе «Численность ППС и учебно-вспомогательного персонала в вузе, прошедшего повышение квалификации по вопросам работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью (в течение последних 3-х лет) [6].

Условиями стабильности развития системы инклюзивного высшего образования является финансовая устойчивость образовательной организации в целом и выделение расходов на обеспечение доступности получения образования обучающимися с ОВЗ и инвалидностью. Критерий «Финансово-экономическое обеспечение» позволяет в полной мере проанализировать затраты конкретных вузов.

В части рекомендаций по работе с абитуриентами с ОВЗ и инвалидностью представлены требования к системе довузовской подготовки в образовательных организациях и профориентационной работы с последующим сопровождением вступительных испытаний. Поэтому в комплекс критериев, индикаторов и целевых показателей был включен критерий «Обеспечение востребованности программ обучения для лиц с ОВЗ и инвалидностью». Интерес представляет численность абитуриентов из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью, а также их удельный вес в общей численности абитуриентов в текущем учебном году.

Успешность довузовской подготовки определяется через критерий «Профориентация в системе инклюзивного высшего образования». Интерес для последующего сравнительного анализа представляет комплекс реализуемых профориентационных мероприятий для лиц с ОВЗ и инвалидностью. Важно проанализировать количественные показатели, демонстрирующие общее число семинаров (вебинаров) для разных субъектов процесса профориентации, а также наличие программ профориентации для абитуриентов разных нозологических групп.

Требования доступности и безопасности среды рассматриваются в числе значимых рекомендаций для образовательных организаций согласно нозологическим группам, что и было отражено в критерии мониторинга «Обеспечение процесса обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью техническими средствами». Как в России, так и за рубежом важными показателями и индикаторами выступает перечень аудиторного фонда, оснащенного стационарными техническими средствами, а также мобильных адаптирующих устройств для лиц с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата. Вузы, претендующие на статус инклюзивных организаций, должны быть доступными, и в первую очередь это касается инфраструктуры с позиции безбарьерной среды.

Критерий «Создание безбарьерной среды для лиц с ОВЗ и инвалидностью» сконструирован согласно трем нозологическим группам. Внимание было сосредоточено на количественных показателях учебных корпусов, в которых создана безбарьерная среда, и обеспеченности обучающихся с ОВЗ и инвалидностью специализированными санитарно-гигиеническими помещениями, условиями проживания в общежитии и доступным форматом пользования библиотекой. Такое наполнение показателей и индикаторов согласуется с рекомендациями, которые были сформулированы Министерством образования и науки РФ на федеральном уровне.

Актуальными решениями большинства образовательных организаций выступают соблюдение рекомендаций по адаптации образовательных программ для лиц с ОВЗ и инвалидностью. Данные инициативы согласуются с критериями «Адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью» и «Реализация адаптированных программ», где важнейшими показателями выступают «Наличие в адаптированной образовательной программе элементов, учитывающих форму нозологии» и количественные характеристики по числу УГСН, направлений подготовки студентов с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся по адаптированным образовательным программам.

Подготовка к трудоустройству и содействие трудоустройству выпускников с ОВЗ и инвалидностью – в настоящее время актуальные индикаторы оценки качества образовательных организаций. В связи с этим в комплекс критериев, индикаторов и целевых показателей были включен критерий «Трудоустройство выпускников с ОВЗ и инвалидностью», что достаточно серьезно отслеживается при оценке деятельности зарубежных вузов.

Отвечает требованиям времени и критерий «Результаты инклюзивного высшего образования». К сожалению, большинство студентов, поступивших в вузы, не завершают обучение по программам высшего образования в силу состояния здоровья, отсутствия безбарьерной среды, малодейственной психолого-педагогической поддержки и других обстоятельств. Поэтому важно установить численность лиц с ОВЗ и инвалидностью, завершивших в отчетном году обучение по образовательным программам, а также получивших диплом с отличием.

Руководствуясь идеями современной специальной андрагогики, в мониторинг был включен критерий «Обеспеченность постдипломного сопровождения». В вузах должны быть разработаны программы постдипломного сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью с учетом типа нозологии [7]. При этом рубеж «три года после окончания вуза» является тем необходимым сроком сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью, который необходим для полноценного вхождения в профессиональное и социокультурное пространство.

Безусловно, работает на перспективу развития инклюзивного высшего образования критерий «Качество организации процесса обучения и сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью». При этом количество соглашений с региональными учебно-методическими центрами по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью является гарантией оказания специальной психолого-педагогической поддержки, правильного понимания для разработки адаптированных образовательных программ. Кроме этого, не каждый вуз может самостоятельно решить весь перечень реабилитационных и адаптационных задач.

Таким образом, содержательный контент комплекса критериев, индикаторов и целевых показателей, составляющих критериальную базу для проведения мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью, концептуально отвечает современным требованиям федерального и международного законодательства в сфере инклюзивного высшего образования.

Источник

Adblock
detector