Показатели здоровья детей и подростков. Группы здоровья
Читайте также:
II. Основные цели и задачи Программы, срок и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели
III РАСШИРЕНИЕ ГРУППЫ И РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
III.2.2) Основные группы и виды преступлений.
L Запрещена перевозка детей на багажнике.
Nbsp; 7 Определение реакций опор для группы Ассура
VI. Меры обеспечения безопасности детей на воде
А) для определения уровня принятия решения в случае, когда другие компании группы не кредитуются в Сбербанке
Абсолютные показатели
Абсолютные показатели вариации
Абсолютные статистические показатели
Основу гигиенической оценки состояния здоровья детей и подростков составляют:
• отсутствие или наличие хронических заболеваний в момент обследования;
• уровень достигнутого физического и психического развития и степень его гармоничности;
• степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям;
• особенности функционирования основных физиологических систем организма.
В настоящее время на основании полученных в последние годы данных о состоянии здоровья детей, его особенностях, сведений о течении заболеваний, а также расширившихся диагностических возможностей определили необходимость внесения определенных изменений и дополнений в существующую методику. В соответствии с Приказом МЗ РФ от 30.12.2003 г. № 621 «О комплексной проверке состояния здоровья детей» не только обращают внимание на отсутствие или наличие заболеваний, но и определяют их донозологические и преморбидные формы.
В соответствии с изложенными критериями здоровья и методологическим подходом к их выявлению дети в зависимости от состояния здоровья могут быть отнесены к следующим группам здоровья:
1-я группа— здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений.
Исследования НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН показали, что наполняемость этой группы здоровья в Российской Федерации не превышает 10 %, а в некоторых регионах страны составляет лишь 3-6 %, что, несомненно, говорит о санитарно-эпидемиологическом неблагополучии в стране.
2-я группа— здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения.
Следует отметить, что за последние 10 лет во всех возрастных группах произошел стремительный рост (в 1,5 раза) числа функциональных нарушений и наполняемость этой группы здоровья возросла в среднем с 20 до 35 %.
3-я группа— больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации со сниженными функциональными возможностями организма.
В РФ отмечается стойкая тенденция к росту числа хронических заболеваний среди детей и подростков. Наполняемость 3-й группы здоровья возрастает у детей в дошкольном возрасте и становится сильно выраженной в школьном возрасте, достигая 70 %.
4-я группа— больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации со сниженными функциональными возможностями.
5-я группа— больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации со значительно сниженными функциональными возможностями организма, дети-инвалиды.
Дети 5-й группы, как правило, не посещают детские учреждения, поэтому они часто не охвачены массовыми профилактическими медицинскими осмотрами.
Предложенная классификация групп здоровья обращает внимание школьных врачей на детей 2-й группы. Имеющиеся у них незначительные функциональные отклонения в состоянии здоровья приводят к ошибкам в постановке диагноза, им не уделяется достаточного внимания. Вместе с тем неправильно дозированная учебная и физическая нагрузка может привести к перенапряжению функциональных систем организма и развитию патологического состояния.
Для определения группы здоровья детей врачу необходимо:
• Установить наличие или отсутствие хронического заболевания. При этом оценка состояния здоровья проводится на момент обследования. Острые заболевания, прошлые болезни, если они не приобрели хроническую форму, стадия реконвалесценции, вероятность возникновения заболевания, обусловленного наследственностью или условиями жизни, не учитываются. Наличие или отсутствие заболеваний определяется при врачебном осмотре с участием специалистов. Группу здоровья определяет по своей специальности каждый участвующий в осмотре врач, окончательную оценку состояния здоровья на основании заключения специалистов дают педиатр, школьный врач. Оценка состояния здоровья при нескольких заболеваниях у обследуемого проводится по самому тяжелому из них. При одном и том же заболевании дети могут быть отнесены к разным группам в зависимости от тяжести заболевания и функциональных возможностей. Так, ко 2-й группе здоровья относят детей:
— с функциональными и морфологическими изменениями;
— с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии;
— со значительным дефицитом или избытком массы тела;
— часто (4 раза и более в год) или длительно (более 25 календарных дней по одному заболеванию) болеющих;
— с функциональным шумом в сердце, тахикардией, экстрасистолией, пониженным артериальным давлением;
— с кариесом 6-8 зубов;
— с доброкачественной протеинурией;
— с увеличением щитовидной железы I-II степени;
— с аллергическими реакциями;
— с миопией слабой степени;
— с гипертрофией миндалин II степени;
— с плоскостопием I степени;
— с пониженным уровнем гемоглобина.
Выделение 3-й и 4-й групп здоровья детей проводят в зависимости от выраженности патологического процесса с учетом функциональных возможностей.
Отличительным и разграничительным признаком отнесения детей к 3-й или 4-й группе является распространение патологического процесса на другие органы и системы при тяжести заболевания, характерной для 3-й группы здоровья.
• Определить функциональное состояние организма при медицинском осмотре по систолическому и диастолическому артериальному давлению, частоте сердечных сокращений, жизненной емкости легких и показателям кистевой динамометрии — мышечной силы рук.
• Определить биологический возраст и гармоничность развития по региональным стандартам физического развития детей.
• Оценить сопротивляемость организма по подверженности заболеваниям — числу острых заболеваний (включая обострение хронических) в течение года, предшествующего осмотру.
Выявленные хронические заболевания, отклонения в функциональном состоянии органов и систем, установленный уровень физического развития сравнивают с оценочными таблицами групп здоровья и на основании этого относят ребенка к той или иной группе здоровья. В дальнейшем школьный врач осуществляет разработку индивидуальных оздоровительных мероприятий в отношении обследованного ребенка.
Основным методом, позволяющим получить показатели, на основании которых дается комплексная оценка состояния здоровья, является профилактический медицинский осмотр. Предусмотрены следующие сроки проведения осмотров: 3 года (перед поступлением в дошкольное общеобразовательное учреждение); 5 лет; 6 (7) лет; 7 (8) лет (по окончании 1-го класса школы); 10 лет (при переходе на предметное обучение); 12 лет; 14-15 лет.
Для оценки здоровья детей используют три группы показателей:
• Медицинские — заболеваемость по обращаемости, индекс здоровья, число часто болеющих детей, общая и детская смертность, физическое развитие, инвалидность.
• Социального благополучия — демографическая ситуация, показатели факторов окружающей среды, образ жизни, уровень медицинского обслуживания.
• Психического благополучия — заболеваемость психическими заболеваниями, частота невротических состояний и психопатий и др.
Дата добавления: 2015-01-29 ; просмотров: 14 ; Нарушение авторских прав
Источник
Показатели индивидуального здоровья.
Комплексная оценка состояния здоровья школьников дается на момент обследования и достигается с использованием как минимум 4-х критериев, предложенных НИИ гигиены детей и подростков (критерии оценки здоровья по С.М. Громбаху):
1. Наличие или отсутствие на момент обследования хронических заболеваний. Определяется при врачебном осмотре с участием специалистов.
2. Уровень функционального состояния основных систем организма. Выявляется клиническими методами с использованием в необходимых случаях функциональных проб.
3. Уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степень его гармоничности. Для детей и подростков этот критерий имеет особенно большое значение, так как организм их находится в процессе непрерывного роста и развития. Уровень и степень гармоничности физического развития определяется антропометрическими исследованиями с использованием региональных стандартов физического развития. Достигнутый уровень физического развития определяется путем сравнения со средними показателями биологического развития для данного возраста, а степень гармоничности — с использованием оценочных таблиц (шкал регрессии). Уровень достигнутого психического развития обычно устанавливается детским психоневрологом, принимающим участие в осмотре. Социальное благополучие детей зависит также от способности их организма приспосабливаться к меняющимся условиям жизни и сохранять определенную устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов. О сопротивляемости организма можно судить по количеству и длительности перенесенных заболеваний за предшествующий год.
4. Степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям — выявляется по подверженности заболеваниям. О ней судят по количеству и длительности перенесенных заболеваний (в том числе и обострений хронических болезней) за предыдущий год.
Эти критерии получили общее признание и широко используются в практической работе лечебно-профилактических учреждений. Педиатр при диспансеризации детей и подростков, прежде всего, обращает внимание на наличие хронических заболеваний.
Эффективность врачебных осмотров значительно возрастает при использовании так называемых скрининговых программ. Чаще всего используется:
1. Определение остроты зрения с помощью таблиц Головина — Сивцева.
2. Диагностика нарушений опорного свода стопы по данным плантографии.
3. Выявление при анкетировании и опросе субъективных признаков психоневрологических заболеваний, нарушений со стороны желудочно-кишечного тракта и мочевыводящих путей, наличие аллергических реакций и др.
4. Физическое и нервно-психическое развитие.
Освидетельствование физического развития (согласно приказу Минздрава №387) проводится:
детям 1-го года жизни ежемесячно;
детям раннего дошкольного возраста ежегодно;
перед поступлением в школу;
учащимся «декретированных» классов школы (3-го, 6-го, 8-го классов);
перед поступлением на учёбу, работу, перед призывом на воинскую службу и т.п. после окончания школы.
Источник
Группы здоровья у детей: комплексная оценка состояния здоровья
Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
Комплексную оценку состояния здоровья детей проводят с 3-летнего возраста.
Система комплексной оценки состояния здоровья основана на четырёх притих критериях:
наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учётом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);
уровень функционального состояния основных систем организма;
степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;
уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.
Основной метод получения характеристик, позволяющих комплексно оценить состояние здоровья, — профилактический медицинский осмотр.
Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребёнка или подростка с формализацией результата в виде определения группы здоровья происходит с обязательным учётом всех перечисленных критериев.
[1], [2], [3], [4]
Основные группы здоровья детей
В зависимости от состояния здоровья детей можно отнести к следующим группам:
1-я группа здоровья — здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;
2-я группа здоровья — дети, у которых нет хронических заболеваний, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, реконвалесценты, особенно перенёсшие тяжёлые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом массы тела (масса менее М-1σ) или избыточной массой тела (масса более М+2σ). Также в данную группу включают детей, часто и/или длительно болеющих острыми респираторными заболеваниями; детей с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранно соответствующих функций;
3-я группа здоровья — дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, сохранёнными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания. Так в эту группу относят детей с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, причём степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребёнка, в том числе подросткового возраста;
4-я группа здоровья — дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохранёнными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсации функциональных возможностей, с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии. Также в эту группу относят детей с физическими недостатками, последствиями травм операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что в определённой мере ограничивает возможность обучения или труда ребёнка;
5-я группа здоровья — дети, страдающие тяжёлыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличии осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.
Отнесение больного ребёнка или подростка ко 2-, 3-, 4- или 5-й групп здоровья осуществляет врач с учётом всех приведённых критериев и признаков. Врач-специалист на основании анализа данных, содержащихся в истории развития ребёнка, медицинской карте ребёнка для образовательных учреждений, результатов собственного осмотра, а также инструментальных и лабораторных исследований выносит (по своей специальности) точный клинический диагноз с указанием основного заболевания (функционального нарушения), его стадии, варианта течения, степени сохранности функций, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний либо заключение «здоров».
Комплексную оценку состояния здоровья ребёнка на основании заключений специалистов и результатов собственного обследования дает врач-педиатр, возглавляющий работу медицинской бригады, проводящей профилактический осмотр.
Детям с впервые заподозренными в момент осмотра заболеваниями или функциональными нарушениями (а также с подозрением на изменившийся характер течения болезни, уровень функциональных возможностей, (появление осложнений) по результатам профилактического медицинского осмотра комплексную оценку состояния здоровья не дают. В таких случаях необходимо проведение диагностического обследования в полном объёме. После получения результатов обследования выносят уточнённый диагноз и дают комплексную оценку состояния здоровья.
Все дети, независимо от группы здоровья, ежегодно проходят скрининговое исследование, по результатам которого уточняют необходимость дальнейшего педиатрического осмотра.
Дети, отнесённые к 1-й группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в полном объёме в сроки, определённые действующими нормативно-методическими документами.
Контроль состояния здоровья детей, отнесённых ко 2-й группе здоровья, осуществляет врач-педиатр при профилактических медицинских осмотрах и ежегодно.
Дети, отнесённые к 3-4-й группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в соответствующие возрастные периоды. Кроме того, контроль состояния их здоровья и оценку эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий осуществляют на основании результатов диспансерного наблюдения.
Результаты комплексной оценки состояния здоровья в качестве скрининга могут сыграть роль в решении прикладных задач поддержания здоровья детей — отнесение к определённым группам для занятия физической физкультурой, спортивный отбор, решение экспертных вопросов в отношении их профессионального выбора, военной службы и др.
Комплексная оценка состояния здоровья детей до 3 лет жизни происходит в соответствии с приказом М3 СССР № 60 от 19.01.1983 г. и дополнениями 2002-2003 гг. При этом учитывают:
особенности онтогенеза (данные генеалогического, биологического.
социального анамнеза);
физическое развитие;
нервно-психическое развитие;
уровень резистентности;
функциональное состояние организма;
аличие или отсутствие хронических заболеваний или врождёнж пороков развития.
Генеалогический метод — сбор родословных, т.е. прослеживание признака или болезни в семье, в роду с указанием типа родственных связей меж членами родословной.
Для скрининговой количественной оценки отягощённости генеалогического анамнеза используют показатель, называемый индексом отягощённости наследственного анамнеза (Jor), который можно рассчитать по формуле Jor = общее число больных родственников (о заболеваниях которых есть сведения, включая пробанда) / общее число родственников (о состоянии здоровья которых есть сведения, включая пробанда).
Дети с выраженной и высокой отягощённостью относятся к группе риска по предрасположенности к тем или иным заболеваниям.
Биологический анамнез включает сведения о развитии ребёнка в различные периоды онтогенеза.
Антенатальный период (раздельно течение 1-й и 2-й половины беременности):
токсикозы 1-й и 2-й половины беременности;
угроза выкидыша;
экстрагенитальные заболевания у матери;
о профессиональные вредности у родителей;
отрицательная резус-принадлежность матери с нарастанием титра антител;
хирургические вмешательства;
вирусные заболевания во время беременности;
посещение женщиной школы матерей по психопрофилактике родов.
Интранатальный и ранний неонатальный периоды (первая неделя жизни):
характер течения родов (длительный безводный период, стремительные роды);
пособие в родах;
оперативное родоразрешение (кесарево сечение и др.);
оценка по шкале Апгар;
крик ребёнка;
диагноз при рождении и выписке из родильного дома;
срок прикладывания к груди и характер лактации у матери;
срок вакцинации БЦЖ;
время отпадения пуповины;
состояние ребёнка при выписке из родильного дома;
состояние матери при выписке из родильного дома.
Поздний неонатальный период:
родовая травма;
асфиксия;
недоношенность;
гемолитическая болезнь новорождённого;
острые инфекционные и неинфекционые заболевания;
поздний перевод на искусственное вскармливание;
пограничные состояния и их длительность.
Постнатальный период:
повторные острые инфекционные заболевания; наличие рахита;
наличие анемии;
расстройства питания тканей в виде дистрофии (гипотрофия или паратрофия);
наличие диатезов.
Сведения о биологическом анамнезе участковый врач-педиатр получает из выписок родильного дома и других медицинских учреждений, бесед с родителями.
При наличии одного и более факторов риска в каждом из пяти перечисленных периодов онтогенеза следует говорить о высокой отягощённости биологического анамнеза. Наличие факторов риска в 3-4 периодах свидетельствует о выраженной отягощённости (группа высокого риска по биологическому анамнезу); в двух периодах — об умеренной отягощённости (группа риска по биологическому анамнезу); в одном периоде — о низкой отягощенности (группа внимания по биологическому анамнезу). Если факторы риска отсутствуют во всех периодах развития ребёнка, то биологически анамнез считают неотягощённым.
Степени неблагополучия в периодах внутриутробного развития ребёнка можно косвенно судить по уровню его стигматизации. К стигмам дизэмбриогенеза относятся малые аномалии развития соединительной ткани (МАР), не приводящие к органическим или функциональным нарушениям определенного органа. В норме количество стигм составляет 5-7. Превышение порога стигматизации следует расценивать как фактор риска ещё не проявившейся патологии.
полнота семьи;
возраст родителей;
образование и профессия родителей;
психологический микроклимат в семье, в том числе в отношении к ребёнку;
наличие или отсутствие в семье вредных привычек и асоциальных форм поведения;
жилищно-бытовые условия;
материальная обеспеченность семьи;
санитарно-гигиенические условия воспитания ребёнка.
Данные параметры могут быть использованы для выделения социально неблагополучных семей и детей групп социального риска.
В форме 112/у в случае благополучного анамнеза следует писать кратко «Социальный анамнез благополучный». В случае неблагополучного aнaмнеза следует указать параметры, имеющие отрицательную характеристику. Неблагополучный социальный анамнез негативно сказывается на нервно-психическом развитии ребёнка, в дальнейшем может привести к неправильному формированию личности человека.