Оценивая здоровье детей, мы руководствуемся такими принципами:
1) Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (определение ВОЗ, 1968). Это определение базируется на представлении, что организм целостен и он должен позволять личности удовлетворять свои биологические, духовные и социальные потребности, адаптироваться к внешним экологическим и социальным условиям. Основываясь на медико-биологических позициях, мы сформулировали следующее определение: «Здоровье – способность организма сохранять гомеостаз (приспособительные реакции) в условиях полной адаптации к внешним факторам» (Айзман Р.И., 2000). Такой подход позволяет оценивать здоровье с помощью доступных для исследования показателей.
2) Уровень здоровья можно оценить количественно, если принять за основу величину резервных возможностей организма, обеспечивающих сохранение гомеостаза его внутренней среды при адаптации к постоянно меняющимся условиям внешнего мира (или нагрузкам). В этой связи можно использовать различные нагрузочные пробы, позволяющие выявить объем резервных возможностей разных систем и всего организма в целом.
3). Организм и среда его обитания являются единым целым, что обусловливает взаимные влияния друг на друга. Модель такого подхода представлена на рис.
4) Детский организм находится в постоянном развитии, поэтому параметры, характеризующие его здоровье, все время меняются. При оценке здоровья детей и подростков необходимо учитывать не только наличие или отсутствие заболеваний, но в первую очередь динамику процессов.
5) При характеристике здоровья важен подход, учитывающий динамику физического развития, функционального, психоэмоционального состояния организма и индивидуально-типологический статус ребенка.
Эти принципы легли в основу разработанного нами мониторинга здоровья учащихся. Мониторинг здоровья – это динамическая скрининг—диагностика физического развития, функциональных резервов организма, нейродинамических показателей нервной системы, психического состояния, индивидуальных конституциональных особенностей, адаптивных (резервных) возможностей, образа жизни и наследственности, определяющих жизнеспособность организма, и морально-нравственных качеств личности.
Мониторинг здоровья подразумевает измерение и оценку разнообразных физических, психофизиологических и психологических параметров, которые могут быть количественно измерены, например, росто-весовое соотношение, артериальное давление и другие. Они имеют высокую диагностическую эффективность, так как объективно отражают состояние здоровья ребенка, позволяют сопоставлять показатели в динамике между разными группами, а также прогнозировать развитие ученика на перспективу.
– сохранение здоровья в процессе индивидуального развития и обучения;
Уровень личностной, реактивной и школьной тревожности, уровень стрессоустойчивости, мышление, интеллект, память и ее виды, внимание, личностные свойства
Состояние физического здоровья. Исполнители: медицинские работники, учителя физкультуры
Оценка здоровья по тесту-опроснику, группы здоровья, уровень физической подготовленности (скорость, сила, скоростно-силовые качества, выносливость, гибкость, координация)
Квалификационная характеристика школы здоровьесберегающего типа.
Исполнители: руководители ОУ
Материально-технические условия; кадровое обеспечение; медицинское обслуживание; организация питания; состояние здоровья и физическое развитие учащихся и педагогов; политика формирования ЗОЖ; взаимоотношения с родителями; внешние связи
Понятно, что перечень показателей, используемых для мониторинга, может быть адаптирован для каждого учебного заведения в зависимости от кадрового и материально-технического потенциала.
Важнейший критерий здоровья индивида – уровень его развития. Психическое и физическое развитие субъекта отражает полноценность генетической программы (генотипа) и условий, в которых эта программа реализовывалась.
Основным методом оценки физического развития является антропометрия, которая включает измерение длины тела и его отдельных частей и веса ребенка.
Функциональное состояние организма отражается в интенсивности и устойчивости работы его органов и систем, что очень важно для оценки здоровья. Практически любой физиологический показатель может быть использован для оценки функционального состояния и состояния здоровья ученика. Однако их информативность неодинакова.
Согласно теории адаптации сердечно-сосудистая система – индикатор адаптивных возможностей всего организма, поэтому показатели сердечно-сосудистой системы рассматриваются как основные при оценке уровня здоровья. Чаще всего измеряют частоту сердечных сокращений (ЧСС) и артериальное давление крови (АД) в покое и после выполнения стандартной физической нагрузки.
Оценка уровня здоровья человека по отдельным, пусть даже информативным, показателям не дает целостного представления. Необходимо отдельные параметры свести вместе и вывести «индекс» здоровья. Для этого может быть использован балльный вариант пересчета «сырых» показателей в стандартизованные с учетом возраста, пола, региона проживания, типа конституции и нормативных значений. Создание компьютерной базы таких показателей многих учащихся чрезвычайно важно для определения не только индивидуальной динамики, но и популяционных изменений. Это позволит прогнозировать демографическую ситуацию и здоровье будущих поколений.
Мы разработали компьютерный вариант методики комплексной оценки здоровья школьников и студентов.
Методика предназначена для быстрой диагностики физического и психического здоровья, а также физической подготовленности учащихся и позволяет сравнивать показатели между разными возрастными, половыми группами, учениками разных учреждений, районов, городов и т.д.
Методика включает следующие тесты:
– оценка физического развития (проводят медработники);
– оценка функционального состояния и физической подготовленности (проводят учителя физической культуры);
– оценка уровня социально-психологической адаптации к школе (проводят учителя начальных классов, для учащихся средних и старших классов – сами обследуемые под контролем психолога);
– отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни (проводят учителя начальных классов, для учащихся средних и старших классов – сами обследуемые под контролем психолога); – оценка уровня тревожности (проводят учителя начальных классов, для учащихся средних и старших классов – сами обследуемые под контролем психолога);
– оценка различных видов памяти (механической, смысловой, образной) (проводят сами обследуемые под контролем психолога);
– оценка нейродинамических свойств нервной системы, она позволяет судить о состоянии нервных процессов (соотношении возбудительных и тормозных процессов, скорости зрительно-моторных реакций) (проводят сами обследуемые под контролем психолога);
– квалификационная характеристика школы, характеризует уровень организации здоровьесберегающей деятельности учреждения (заполняется руководителем учреждения).
Все показатели переводятся в количественную матрицу и балльную оценку, что позволяет сравнивать результаты в динамике наблюдения и между разными группами обследуемых. На базе этой методики разработаны дополнительные программы для профориентации учащихся на основе их интересов и уровня развития физиологических и психических качеств, а также для прогнозирования риска развития асоциального поведения.
Для тех, кто заинтересовался этой методикой, наши координаты:
тел./факс (383) 268-05-81;
адрес: 630126, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28, НГПУ, кафедра анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности. Зав. каф. проф. Роман Игоревич Айзман.
Источник
Показатели индивидуального здоровья человека
Чтобы понять и оценить состояние здоровья человека следует учитывать как внутренние, так и внешние аспекты функционирования и жизнедеятельности его организма (табл. 1).
Таблица 1
Показатели индивидуального здоровья (по Р.И. Айзману, 1996 г.)
Название групп показателей
Характеристика показателей
Генетические
Генотип, отсутствие наследственных дефектов
Биохимические
Показатели биологических жидкостей и тканей
Метаболические
Уровень обмена веществ в покое и после нагрузок
Морфологические
Уровень физического развития, тип конституции
Функциональные
Функциональное состояние органов и систем а) норма покоя; б) норма реакции; в) резервные возможности, функциональный тип
Психологические
Эмоционально-волевая, мыслительная интеллектуальная сферы: доминантность полушария, тип ВНД; тип темперамента; и т.д.
Социально-духовные
Целевые установки, нравственные ценности, идеалы, уровень притязаний и реализации потребностей, степень признания
Клинические
Отсутствие болезней, различных повреждений и травм
Для оценки уровня физического или телесного здоровья обращается внимание на характер и особенности органов и систем органов, что находит свое отражение в различных показателях. Антропометрические данные (рост, вес, окружность груди, головы и т.п.) позволяют оценить степень физического развития. Величина артериального давления, сердечный пульс, характер дыхания, мышечная сила и т.д. отражают работу различных систем организма, т.е. представляют собой функциональные показатели. С помощью разнообразных психологических тестов можно получить информацию о темпераменте человека, его уровне тревожности, внимании, памяти и других психологических характеристиках. Важными также являются и социальные показатели: семья, социальный статус, уровень образования, жилищные условия и т.д.
Для решения конкретных практических задач, например, лечебных, профилактических, прогностических, используются определенные методики, которые включают отдельные показатели.
Источник
Индивидуальное здоровье
Индивидуальное здоровье – здоровье отдельного человека. Его оценивают по персональному самочувствию, наличию или отсутствию заболеваний, физическому состоянию и т.д.
В практической медицине для оценки индивидуального здоровья используют понятие нормы. Норма – есть биологический оптимум живой системы. Нормальная система – это всегда оптимально функционирующая система. Нормально для человека то, что является для него оптимальным.
Уровень здоровья индивида не должен сравниваться с уровнем здоровья других людей, а рассматриваться в динамике относительно исходных обследования. Для оценки индивидуального здоровья существует большое количество инструментальных и лабораторных методов. Так, для оценки с.с.с. применяются анализ ЭКГ, УЗИ, пробы с физической нагрузкой. Система дыхания оценивается с помощью дыхательной аппаратуры. Обмен веществ оценивается биохимическими методами. Система крови – приборами для анализа состава крови. Для оценки слуха и зрения используются аудиография и Snellen-карты. Для оценки психического и социального здоровья используются анкеты-опросники.
Показатели индивидуального здоровья
Показатели
Генетические
Генотип, отсутствие наследственных дефектов.
Биохимические
Показатели биологических жидкостей и тканей.
Метаболические
Уровень обмена веществ в покое и после нагрузки.
Морфологические
Уровень физического развития, тип конституции.
Функциональные
Функциональное состояние органов и систем: а) норма покоя; б) норма реакции; в) резервные возможности; г) функциональный тип.
Психологические
Эмоционально-волевая, мыслительная, интеллектуальная сферы: доминантность полушария, тип темперамента, тип доминирующего инстинкта.
Социально-духовные
Целевые установки, нравственные ценности, идеалы, уровень притязаний и реализации потребностей, степень признания и т.п.
Клинические
Отсутствие признаков болезни.
Самонаблюдение человека за определенными показателями своего организма в процессе жизнедеятельности называется самоконтролем. Эти показатели включают в себя:
1) субъективные данные – настроение, работоспособность, сон, аппетит;
2) объективные данные – рост, масса тела, частота сердечных сокращений и дыхания, некоторые другие величины.
Самоконтроль следует вести регулярно.
Субъективные показатели здоровья – относятся к самооценке человеком своего текущего состояния здоровья. К субъективным показателям относится все то, что определяется как жизненный тонус: самочувствие, сон, аппетит, бодрость, отсутствие или наличие болезненных ощущений, степень желания заниматься повседневной деятельностью и физической культурой, отношение к окружающему, желание работать, усталость и т.д. Субъективные показатели не всегда соответствуют объективному состоянию здоровья человека, т.к. во многом определяются его индивидуальными психофизиологическими качествами и складывающимися в настоящее время жизненными установками и обстоятельствами. Поэтому человек иногда может чувствовать себя хорошо при уже начинающихся болезненных изменениях.
1. Самочувствие, настроение человека – это своеобразный барометр состояния центральной нервной системы и многих функций внутренних органов. Обычное нормальное самочувствие человека – это ощущение бодрости, жизнерадостности, желание работать, учиться, высокая работоспособность.
2. Ночной сон – во время него человек отдыхает, восстанавливаются функции организма, прежде всего центральной нервной системы. Нормальным считается сон длительностью 7-8 часов. Многие отклонения в состоянии здоровья, еще не проявляющиеся другими симптомами, сразу же сказываются на сне. Плохой сон характеризуется длительным периодом засыпания или ранним пробуждением среди ночи.
3. Аппетит – здоровый человек на него не жалуется, потому что при хорошем функционировании всех органов и систем, при адекватных физических нагрузках обмен веществ происходит более активно. Наоборот, чаще даже приходится прибегать к разумному ограничению аппетита. Но аппетит не устойчив, он зависит от качества пищи, легко нарушается при перенапряжении, недомогании, болезнях.
4. Наличие болезненных ощущений – это сигналы предболезни или болезни (головокружение, головные боли, слабость, одышка, боли в мышцах и другие признаки).
Объективные показатели здоровья – выражаются в таких критериях, которые проявляются независимо от воли человека, могут быть определены другим человеком и сравнимы с предыдущим состоянием и с нормативными характеристиками. К объективным показателям относят рост, массу тела, окружности тела и его частей, динамометрию кисти, частоту и ритмичность пульса и дыхания, температуру тела, окраску кожи, характер потоотделения, устойчивость внимания, координацию движений и т.д.
Важным дополнением к объективной самооценке показателей здоровья является реакция и режим восстановления отмеченных показателей. Для этого чаще всего используется частота сердечных сокращений на дозированную физическую нагрузку (например, 20 приседаний за 30 секунд или переход из положения лежа на спине в положение стоя).
1. Длина тела (рост) – важный показатель физического развития человека. Измерение длины тела имеет большое значение для вычисления показателей, характеризующих правильность, пропорциональность телосложения. У мужчин рост продолжается до 25 лет, у женщин до 21-22 лет.
2. Масса тела – может изменяться в течение дня, поэтому желательно определять ее в одно и то же время. При анализе этого показателя имеет значение его соответствие «идеальному весу». Существует несколько способов расчета «идеального веса». Самый распространенный – вычитание из показателей длины тела (в см) условных величин: – при росте меньше 165 см вычитается цифра 100;
– при росте 165-175 см вычитается цифра 105;
– при росте свыше 175 см вычитается цифра 110.
В результате получается «идеальный вес» в килограммах. Превышение идеального веса на 10% говорит об избыточной массе тела, что является фактором риска для развития многих заболеваний. Если вес на 10% и более ниже идеального, говорят о пониженном питании.
3. Функциональные показатели деятельности сердечной и дыхательной систем – измеряются параметры и характеристики деятельности двух основных систем организма в состоянии покоя и после выполнения какой-либо нагрузки:
а) Пульс – важный показатель, отражающий деятельность сердечно-сосудистой системы. Частота пульса у здорового, но не тренированного мужчины равна 70-75 ударам в минуту, у женщин – 57-80 ударам.
У тренированных людей частота пульса в покое реже и составляет 50 ударов в минуту. Во время физической нагрузки частота пульса увеличивается.
б) Проба с 20 приседаниями – является стандартизованной нагрузкой, проста и показательна для определения степени тренированности.
Перед ее выполнением подсчитывается частота пульса в покое. Производятся 20 приседаний за 30 секунд. Определяется частота пульса сразу после нагрузки, через одну, две и три минуты после приседаний. Оценивают пробу по проценту учащения пульса по отношению к исходному и по длительности восстановления частоты пульса до исходной величины.
При учащении пульса на 25% состояние сердечно-сосудистой системы оценивается как хорошее; на 50-75% – удовлетворительное; более чем на 75% – неудовлетворительное.
Восстановление частоты пульса до исходной величины происходит в норме за 1-3 минуты.
в) Проба с задержкой дыхания – сначала подсчитывается число вдохов за 30 сек. и умножается на 2. В норме в состоянии покоя частота дыхания у взрослого человека от 9 до 12-16 вдохов в одну минуту.
Необходимо глубоко вдохнуть, задержать дыхание и заметить время в секундах максимально возможной задержки дыхания. После небольшого отдыха провести то же самое, сделав выдох. Результаты пробы оцениваются по трехбалльной шкале: на вдохе: 39 сек. – неудовлетворительно, 40-49 сек. – удовлетворительно, свыше 50 сек. – хорошо; на выдохе: 34 сек. – неудовлетворительно, 35-39 сек. — удовлетворительно, свыше 40 сек. – хорошо.
После оценки индивидуального здоровья взрослое население распределяется по группам здоровья:
1-я группа – здоровые– это лица, которые не имеют жалоб, хронических заболеваний в анамнезе, функциональных отклонений и органических изменений;
2-я группа – практически здоровые – лица, у которых имеются хронические заболевания в стадии стойкой ремиссии, функциональные изменения в органах и системах, не влияющие на их жизнедеятельность и трудоспособность;
3-я группа – больныехроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации и декомпенсации.