Профессионально важные качества спасателей
Методы саморегуляции
Самостоятельно | Методы саморегуляции функционального состояния: элементы аромотерапии, музыкотерапии, самомассаж, самовнушение, управление вниманием, здоровый образ жизни и т.д. | |
Совместно с другими специалистами | ||
Самостоятельно, после подготовки со специалистом | Только при участии другого специалиста | |
Руководитель, коллектив | Корпоративная культура; Формирование среды. | Организационное консультирование |
Психолог | Аутогенная тренировка (различные модификации); Медитация; Нервно-мышечная релаксация; Идеомоторная тренировка; Дибрифинг. | Психологическая и психофизиологическая диагностика; Психологическая подготовка; Психологическое консультирование. |
Медицинский работник | Диспансеризация; Медико-психологическая реабилитация. |
Профессиональная пригодность человека является необходимым условием для нормального профессионального развития и понимается как совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимая для достижения (при наличии специальных знаний, умений и навыков) общественно приемлемой эффективности труда. В процессе обучения и овладения профессией формируются профессионально важные качества и системы профессионально важных качеств.
В качестве профессионально важных качеств могут выступать индивидуально-психологические свойства личности (особенности восприятия и переработки информации, особенности внимания и памяти, мышления, психомоторные, эмоциональные, волевые особенности), отношения личности (к себе, другим людям, труду, своей профессии, профессиональным задачам, материальным и нравственным ценностям и др.).
Профессионально важные свойства и качества спасателей:
1. Свойства восприятия: устойчивость функций анализаторов и качества восприятия (зрительного, слухового, тактильного, восприятия формы, размеров, удаленности, скорости);
2. Особенности высших психических функций:
— хорошо развитое пространственное мышление;
— внимание характеризуется необходимостью большого объема, быстрого переключения и распределения в условиях отвлекающих воздействий и дефицита времени;
— способность быстро ориентироваться в новой и незнакомой обстановке, оценить степень важности поступающей информации;
3. Психомоторные свойства и физические качества: хорошая физическая выносливость, устойчивость к физической усталости; хорошая координация движений, устойчивость к тремору; способность использовать мускульную силу как взрывного, так и статического характера;
4. Личностные особенности:
— высокий уровень субъективного контроля;
— толерантность к стрессу и фрустрации;
— средний уровень личностной и ситуативной тревожности;
— стеничность реакций на сложности и опасность;
— умеренная склонность к риску;
— уверенность в себе;
— формирование основных задач и индивидуальных планов профессионального развития.
5. Социально-психологические качества: умение работать в команде.
Противопоказаниями к профессиональной деятельности являются следующие особенности:
— нервно-психическая и эмоциональная неустойчивость;
— выраженные акцентуации, психические отклонения;
— высокая склонность к риску;
— обостренная реакция на неудачи;
— алкогольная, лекарственная или наркотическая зависимость;
— плохая физическая подготовка.
Спасатели и пожарные отличаются повышенной активностью, достаточно высокой самооценкой. Принимая решения, они стараются тщательно проанализировать возможные варианты развития событий. Им присущи упорство, настойчивость, целеустремленность, внутреннее ощущение полезности своей деятельности.
В мышлении спасателей, их интересах, оценках (особенно у профессионалов с большим стажем и опытом аварийно-спасательных работ) отражается нестандартность подходов к решению стоящих перед ними задач. Специалистов, особенно зрелых, отличает повышенная чувствительность к опасности, осторожность, умение свести возможные риски при выполнении профессиональных задач к минимуму при быстром и четком выполнении поставленной задачи.
Высокоуспешным спасателям свойственен положительный фон настроения, эмоциональная стабильность, высокая активность и общительность. Они ориентированы на оценку окружающих, стремятся произвести благоприятное впечатление. Их отличает гибкость, способность менять точку зрения под влиянием обстоятельств. Успешные профессионалы отличаются высокой обучаемостью, умением ориентироваться в новых условиях и принимать правильные решения в условиях дефицита времени. Они обладают существенно более развитыми способностями к абстрактно-логическому мышлению, анализу и обобщению.
Мотивационная сфера успешных спасателей также имеет свои особенности. У наиболее успешных спасателей выше уровень мотивации стремления к успеху, мотив стремления к взаимодействию, установки на результат труда. Менее успешным специалистам свойственен высокий уровень мотивации избегания неудач, мотива стремления к общению, достижения карьерного роста и социального статуса.
С повышением классности у спасателей отмечается отчетливая тенденция к усилению таких качеств, как: низкий уровень тревоги, высокий уровень коммуникативности и эмпатии, настойчивость, целеустремленность, способность контролировать собственное поведение в трудных ситуациях. Кроме того, им свойственны такие черты характера, как жизненный оптимизм, умение планировать свои действия, а так же легкость принятия решения в ситуации выбора.
Источник
Профессиональные качества спасателя
1. Волевые качества – эмоционально-волевая устойчивость, связывающая интеллект и моральные структуры личности.
2. Целеустремлённость – способность личности подчинить свою деятельность и поведение высоким общественно значимым целям.
3. Решительность – это волевое качество человека, благодаря которому он способен своевременно принимать обоснованное решение и без лишних колебаний выполнять их.
4. Энергичность и настойчивость – черты, в которых проявляется степень волевой активности человека.
5. Выдержка и самообладание – способность человека сдерживать психическую и физическую активность, мешающую достижению цели.
6. Исполнительность – волевое качество, заключающееся в активности, старательном, систематическом и своевременном выполнении решений руководства.
7. Смелость и храбрость – выражаются в готовности человека бороться и преодолевать опасность. Храбрость проявляется только в борьбе с врагами. Храбрый человек может поддаться порыву, допустить безрассудство. Смелость – это храбрость, сочетаемая с учётом опасности.
8. Сознательная дисциплинированность.
9. Стойкость и мужество – это ядро воли. Стойкость – это духовная и физическая выносливость, бодрость духа. Эти волевые особенности проявляются в длительной борьбе с трудностями.
10. Реалистическое мышление, высокий уровень самоконтроля, эмоциональная стабильность, высокий уровень адаптационных возможностей.
11. Хорошо развитое пространственное мышление, координация движений.
12. Умение взять ответственность на себя.
13. Знания, профессионализм.
14. Согласованность в работе.
Психограмма профессии спасатель.
· особое значение имеет хорошо развитая память и внимание.
· способность быстро ориентироваться в новой и незнакомой обстановке, оценить степень важности поступающей информации;
· хорошо развитое пространственное мышление;
· способность к быстрой выработке и перестройке сенсомоторных и умственных навыков;
· хорошая дикция для ведения радиосвязи;
· хорошая физическая выносливость, устойчивость к физической усталости;
· хорошая координация движений, устойчивость к тремору;
· способность использовать мускульную силу как взрывного, так и статического характера;
· способность к быстрым двигательным реакциям;
· способность к резкой смене вида деятельности.
· высокий уровень субъективного контроля;
· толерантность к стрессу и фрустрации (хорошие адаптационные возможности);
· умение работать в команде;
· склонность к соблюдению общественных и групповых моральных норм;
· осознание социальной роли (понимание своих профессиональных функций, целей деятельности и отношение к их реализации);
· осознание социально-технических и социально-психологических взаимосвязей (логика операционально-технологического функционирования и особенностей работы каждого специалиста и их роль в надежности работы).
Противопоказаниями к профессиональной деятельности являются:
· нервно-психическая и эмоциональная неустойчивость;
· выраженные акцентуации, психические отклонения;
· высокая склонность к риску;
· обостренная реакция на неудачи;
· алкогольная, лекарственная или наркотическая зависимость;
· плохая физическая подготовка.
Психологические характеристики обобщенного психологического «портрета» спасателя по многим показателям весьма близки к средним. Однако, наличие ряда профессионально важных качеств у спасателей выделяют их из «золотой середины». Так, спасатели отличаются незначительно повышенной активностью, достаточно высокой самооценкой. Они не склонны уклонятся от контактов с окружающими, умеренно общительны. Принимая решения, они стараются тщательно проанализировать возможные варианты развития событий. Им присущи упорство, настойчивость, целеустремленность, внутреннее ощущение полезности своей деятельности.
Вопрос 2. Психологическая подготовка спасателей к действиям в ЧС.
Под психологической подготовкой пожарного и спасателя следует понимать систему мероприятий, направленных на активизацию способностей и обеспечение состояния психической готовности пожарного и спасателя к действиям в боевой обстановке тушения пожара. Психическая готовность — это способность мобилизовать психику, настроиться на целесообразные действия в конкретной деятельности.
Состояние психической готовности пожарного к боевой деятельности, как всякое психическое состояние, является сложным целостным проявлением личности. Оно характеризуется:
· стремлением выполнить свой профессиональный долг;
· убеждённостью в необходимости решения боевой задачи;
· уверенностью в своих силах, надёжности техники и поддержке товарищей по звену, боевому расчёту;
· стремлением активно, с полной отдачей сил и до конца бороться за правильное выполнение боевой задачи;
· высокой помехоустойчивостью при работе в неблагоприятных и угрожающих здоровью и жизни условиях;
· оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, позволяющим контролировать свои мысли, чувства, поведение и обеспечивающим высокую эффективность работы на пожаре.
Психическая готовность в сочетании с профессиональными навыками позволяет пожарному и спасателю умело и быстро выполнять боевые задачи в условиях пожара, способствует осуществлению активных, решительных и эффективных действий. Однако она не возникает у пожарного и спасателя сама по себе, а целенаправленно и систематически формируется и закрепляется в процессе всей его служебной деятельности, на учебных занятиях и тренировках. Различают два вида психологической подготовки пожарного и спасателя – общую и непосредственную.
Общая психологическая подготовка пожарных и спасателей неразрывно связана с морально-волевой, физической, пожарно-тактической, пожарно-строевой подготовкой. Задачами общей психологической подготовки являются:
· воспитание важнейших нравственных качеств: любви к своему народу, государственного отношения к общественному достоянию, любви к своей профессии, чувства долга, ответственности, чести;
· формирование характера, его стержневых черт – трудолюбия и добросовестности, аккуратности, чуткости и отзывчивости по отношению к своим товарищам по службе и другим людям;
· повышение интеллекта (развитие потребности постоянно приобретать и совершенствовать общие и специальные знания, выработка таких качеств как самостоятельность, критичность, быстрота и гибкость мышления);
· развитие профессиональных ощущений и восприятий (быстроты и правильности ориентировки в задымлённой среде, чувства пространства и времени, температурных ощущений и т.д.);
· развитие волевых качеств (целеустремлённости и инициативности, решительности и смелости, выдержки и самообладания, настойчивости и упорства);
· совершенствование профессиональных качеств: физических (силы, быстроты, выносливости, ловкости) и психологических (готовности к опасности и риску);
· выработка способности в нужный момент мобилизовать все силы для выполнения поставленной задачи;
· обучение приёмам саморегуляции эмоциональных психических состояний.
Непосредственная психологическая подготовка пожарных и спасателей направлена на подготовку к конкретной деятельности – тренировочному занятию, соревнованию, выполнению боевой задачи на пожаре. Она предусматривает:
· осознание особенностей и условий будущей деятельности;
· осознание задач, которые предстоит решать в данной деятельности;
· снятие излишнего нервно-психического напряжения перед работой и обеспечение состояния «боевая готовность»;
· организацию своего поведения в трудной обстановке;
· мобилизацию физических и духовных сил на выполнение поставленной задачи.
Непосредственная психологическая подготовка базируется на общей психологической подготовке и может осуществляться только на её основе.
На первом этапе непосредственной психологической подготовки пожарных и спасателей важно:
· знать информацию об объекте, на котором возник пожар или произошло происшествие;
· уметь настроиться на выполнение предстоящих действий (извлекать из памяти идеомоторные образы);
· уметь отвлекаться от навязчивых мыслей о предстоящей опасности («боюсь огня», «вдруг взрыв», «погибну» и т.д.), так как этим предупреждается неблагоприятное психическое состояние перед боевыми действиями.
На втором этапе непосредственной психологической подготовки пожарных и спасателей большое место занимают приёмы регулирования эмоционального состояния, которые пожарные и спасатели должны заранее овладеть.
Таким образом, непосредственная психологическая подготовка пожарных и спасателей имеет свои особенности и определяется конкретными условиями тушения пожара (на высоте, при ведении сильнодействующих ядовитых веществ, при сильном ветре и т.д.), пожарно-тактической характеристикой объекта (здания и массовым пребыванием людей, склады химикатов или взрывчатых веществ, предприятия нефтехимии и т.д.), индивидуально-психологическими особенностями пожарного и спасателя, командира, уровнем профессионального мастерства, возрастом.
При подготовке спасателей к работе в ЧС целесообразно уделять внимание психофизической тренировке. Психофизические упражнения – это такие упражнения, которые тренируют психику и одновременно с эти человек развивается физически.
Это тренировки в экстремальных погодных условиях, создание моделей чрезвычайных ситуаций, на учебно-тренировочных базах с применением комбинированного воздействия факторов огня, задымления, высоты, водных преград, химически опасных веществ. А так же создание трудных ситуаций по спасению пострадавших (манекенов) из-под завалов при наличии загораний, тушение загораний на манекенах. Тренировки по решению задач с применением видеокомпьютерных имитаторов ситуаций аварии на химически и радиационно-опасных объектах, принятие решений в условиях неопределённости, дефицита времени, внезапного изменения обстановки. Для психологической закалки спасатели посещают морг, просматривают фильмы по подготовке врачей-травматологов.
При воспитании психологической устойчивости главные усилия должны быть направлены на то, чтобы любые неожиданности для спасателей стали привычными. Чтобы неожиданность стало правилом, сюрприз – закономерностью, а внезапное изменение ситуации – обычным делом.
Психологическая подготовка спасателя – это своего рода прививка от страха
Все упражнения, все тренировки должны работать на одну цель: убедить, что ты сильнее собственного страха. Возможности человека беспредельны, если он победит страх.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Источник