Меню

Показатели духовного здоровья человека

7 показателей хорошего духовного здоровья христианина

Вы думали когда-нибудь, как можно оценить духовное здоровье христианина? Какие признаки покажут, что духовная жизнь христианина находится в отличном состоянии? Во 2-ом Послании Коринфянам 13:5 написано: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть». Библия призывает нас испытывать свою веру и исследовать свое духовное состояние.

Когда человек заболевает физически, он приходит к доктору, который проверяет здоровье. Врач просматривает, прослушивает, меряет температуру, измеряет давление. Затем он посылает вас сдать разные анализы, сделать флюорографию. Очень важно, чтобы нам поставили правильный диагноз, и тогда можно будет увидеть, как болезнь можно вылечить. Чем раньше начать лечиться, тем легче победить болезнь, гораздо сложнее иметь дело с запущенными заболеваниями. Обычно люди и врачи очень серьезно относятся к своему физическому здоровью, потому, что от него может зависеть жизнь.

Духовное здоровье христианина

Насколько серьезно мы относимся к нашему духовному здоровью? Если я чувствую, что духовно заболеваю, стараюсь ли я как можно быстрее получить помощь? Пытаюсь ли я правильно поставить диагноз, и поскорее приступить к лечению? Интересно, что духовные болезни и грехи в Библии часто сравниваются с физическими болезнями. Но духовные болезни более опасны, так как могут привести к духовной смерти.

Мы посмотрим на семь показателей хорошего духовного здоровья христианина, чтобы нам было легче понимать, где мы находимся, и куда нам надо двигаться.

Растущая вера Божья

«Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, будет ему, что ни скажет. Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша» (Евангелие от Марка 11:23; 2Фессалоникийцам 1:3).

Мы поверили во Христа, стали Его учениками, мы видели много чудес в нашей жизни. Но чем дольше мы живем во Христе, мы проходим много испытаний, трудностей, мы сталкиваемся с нашими грехами и с грехами других людей. В нашу жизнь могут прийти разочарования, и наша вера может упасть.

В Евангелии от Матфея 14:26-31 написано: И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?» Часто наша жизнь похожа на христиан в лодке. Сначала мы тревожимся и боимся, но затем слышим ободряющий голос Иисуса, и успокаиваемся. У нас появляется невероятное желание верить, и сделать что-то невероятное для Бога. Мы начинаем делать великие вещи, но затем видим ветер, проблемы и трудности, наша вера падает, и мы начинаем тонуть. Но Иисус всегда дает нам Свою руку, и поддерживает. Иисус призывает нас, маловеров, никогда не сомневаться, и всегда смотреть на Него.

Возрастает ли сегодня моя вера? Вижу ли я чудеса Бога в своей жизни, и могу ли я поделиться с другими, как Бог проявляет Себя. Мне нравится, когда мы на наших небольших собраниях делимся хорошими новостями и чудесами Бога. Интересно, что есть люди, у которых всегда есть чем поделиться, но есть и те, которые никогда или очень редко чем-то делятся.

Если у нас есть вера, и еще она возрастает, мы увидим чудеса Бога несмотря ни на что. У нас всегда будет повод воздать Богу невероятную славу!

Умножающаяся любовь к Богу и людям

«И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. Потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами» (1 Послание Иоанна 4:16-17, 2Фессалоникийцам 1:3).

Мы познали любовь Бога, но продолжаем ли мы пребывать, чувствовать эту любовь, возрастаем ли мы в нашей любви и познании Бога? Если мы будем поступать как Христос, наша любовь достигнет совершенства, и мы с невероятной радостью будем ждать долгожданной встречи с нашим Отцом.

Также Бог хочет, чтобы мы любили наших братьев и сестер, и эта любовь становилась все сильнее и сильнее.

Могу ли я сегодня сказать, что я стал больше любить Бога и моих братьев, и еще продолжаю в этой любви расти?

Возрастающая радость спасения

«Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Псалом 50:12-14, Иоанна 15:11).

Когда Бог меня спас, простил и очистил, я чувствовал невероятную радость. Но со временем мне необходимо очищение, обновление, и действие Святого Духа в моем сердце. Бог хочет меня утвердить в уверенности моего спасения, чтобы моя радость была совершенна.

Иисус Христос учил: «Однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Евангелие от Луки 10:20). Самая большая радость идет от понимания того, что наши имена записаны на небесах.

Мы не умрем, но будем жить вечно с нашим любящим Отцом, и дорогими братьями и сестрами!

Успешный духовный рост

«И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва. И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Евангелие от Марка 4:26-29, Ефесянам 4:11-16).

Читайте также:  Несколько упражнений для здоровья

Проростают ли семена Слова Бога в моей жизни, продолжаю ли я возрастать духовно или я уже всего достиг и остановился? Бог подарил нам церковь и наставников, чтобы мы не оставались духовными младенцами, но становились совершенными духовно взрослыми людьми. Когда церковь взрослая, в ней будет много любви, и она будет расти и в количестве, и в качестве.

Меня вдохновляют слова апостола Павла, который уже находился в хорошей духовной «форме»: Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Послание Филиппийцам 3:12-14). Павел не останавливался, не жил прошлыми победами, но он стремился вперед, и всегда старался духовно расти.

Жажда Бога

«Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие! Слезы мои были для меня хлебом день и ночь, когда говорили мне всякий день: «где Бог твой?» Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной, чтобы видеть силу Твою и славу Твою. Как туком и елеем насыщается душа моя, и радостным гласом восхваляют Тебя уста мои, когда я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о Тебе в ночные стражи, ибо Ты помощь моя, и в тени крыл Твоих я возрадуюсь; к Тебе прилепилась душа моя; десница Твоя поддерживает меня» (Псалом 41:2-4, 62:2-9).

Есть ли у меня такая же жажда по Богу, как у Давида? Стремлюсь ли я находить время для молитвы и изучения Библии? Чувствую ли я духовный голод как и раньше, или я уже насытился: «Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас» (1 Послание Коринфянам 4:8).

Павел всегда имел духовный голод, он просто не мог жить, не познавая Христа: «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Послание Филиппийцам 3:8).

Наше общение с Богом – это то, ради чего стоит жизнь на земле и на небесах.

Торжество во Христе

«Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте. Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте, все правые сердцем. При звуке труб и рога торжествуйте пред Царем Господом. Да торжествуют святые во славе, да радуются на ложах своих. Но вы приступили к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» (2 Послание Коринфянам 2:14, Псалом 31:11, 97:6, 149:5, Евреям 12:23).

Апостол Павел использует образ пышной Римской церемонии, называемой Триумфом, когда победоносный начальник со своей армией проходил торжественным маршем по улицам Рима. Мы уже победили вместе с Христом, но как мы себя чувствуем, как победители, или как побежденные?

Могу ли я сказать, что я всегда торжествую во Христе, и Бог через меня распространяет познания о Себе на всяком месте. Веселюсь ли я и радуюсь о Господе? Чувствую ли я радость, что могу быть в торжествующем соборе, в церкви с братьями и сестрами, имена которых тоже записаны на небесах?

Торжество во Христе – это состояние, в котором Бог хочет, чтобы мы находились постоянно.

Постоянное духовное бодрствование

«Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет». (Евангелие от Марка 13:35-37, Матфея 24:42).

Иисус просил своих учеников, чтобы он не засыпали духовно, но всегда бодрствовали, и всегда готовы были к встрече с Христом.

В Евангелии от Луки 12:35-36 написано: «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему». Наши одежды всегда должны быть готовы, а наши светильники должны всегда гореть. Огонь и действие Святого Духа в наших жизнях должна проявляться не время от времени, а постоянно!

Когда у нас хорошие духовные «показатели», и мы будем духовно здоровы, мы сможем принести невероятную славу Богу. Наше духовное здоровье зависит не только от Бога, но и от нас: «Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Петра 1:10-11).

Даже если мы заболеваем, Бог всегда хочет нас вылечить: «Я обложу тебя пластырем и исцелю тебя от ран твоих» (Иеремия 30:17). Бог нас очень любит, и хочет нас видеть здоровыми и счастливыми!

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».

Источник

Духовное здоровье человека

Содержание понятия «здоровье». Исторические аспекты понятия «духовного здоровья» и его составляющие. Критерии духовного здоровья, его определяющие признаки. Факторы, способствующие духовному оздоровлению, инструменты. Всемирный день психического здоровья.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 17.05.2016
Размер файла 21,1 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Духовное здоровье человека

психический духовный здоровье

Одной из серьезных проблем современного общества является проблема духовного здоровья человека. Внимание, уделяемое этой проблеме, тем не менее, отнюдь не гарантирует ее успешного решения, поскольку мало признавать, что общество в целом и индивиды, его составляющие, нуждаются в духовном оздоровлении. Необходимо, по меньшей мере, разработать комплекс мер, способствующих этому процессу. Но прежде, чем это произойдет, следует сформулировать суть проблемы и выявить факторы, влияющие на ее решение. Только после этого можно будет наметить пути, ведущие к успеху. Однако трудности начинаются уже на этапе формулирования.

Читайте также:  Газета вестник здоровья контакты

Интересно отметить, что необходимость заботы о духовном здоровье человека и общества не вызывает сомнений даже у идейных антиподов. Возможно, корень проблемы именно здесь: все «доктора» ставят собственные, иногда взаимоисключающие «диагнозы».

В рамках данной работы попытаемся выявить факторы, влияющие на состояние духовного здоровья человека, а также оптимальные, на наш взгляд, пути решения проблемы оздоровления человека, а следовательно, и общества.

Для этого нам придется затронуть историю вопроса, и ознакомиться с наиболее распространенными точками зрения на него.

Глава 1. Содержание понятия

Психическое здоровье (духовное или душевное, иногда — ментальное здоровье) — согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Всемирная организация здравоохранения характеризует психическое здоровье, как состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для сообщества. Это основное понятие психического здоровья соответствует его широким и разнообразным интерпретациям в разных культурах.

Духовное здоровье человека определяется тем, какие духовные ценности человек чтит превыше всего. Существует несколько видов оздоровительной практики, и каждый человек, ознакомившись с ними, сможет понять, какой практики ему придерживаться. К ним относят:

1. П. К. Иванов определяет себя как язычника, не имеющего никакого отношения, например, к христианству. Его оздоровительные практики — это закаливание, вегетарианство, энергия природы;

2. Шри Матаджи определяет себя как представителя сахаджа йоги. Его оздоровительные практики — это медитация, раскрытие сахасрары и принятие тех энергий, которые ему пошлет Шри Матаджи;

3. Если человек считает себя православным, тогда его идеалом является Христос. Физическое здоровье его исходит из нравственной жизни. Тело для такого человека— храм, храм для души. Для него естественна любовь к телу-храму (тогда как в йоге, например, тело — тюрьма для души). Его оздоровительные практики исходят из того, чтобы в первую очередь не повредить душе, во вторую — соблюсти здоровым и красивым храм. Разумеется, красота храма не строится в ущерб тому, кто в ней живет, а наоборот.

Как видите, идеал у сознательного и последовательного человека определяет и линию поведения в формировании здоровья. Здесь очень важно отметить один принципиальный момент: в зависимости от того, какую точку зрения выберет человек, будет определяться его духовное здоровье. Особенно это касается «нашего» человека.

Исторические аспекты понятия «духовного здоровья»

Известно, что система моральных ценностей любого общества во многом обусловлена уровнем его развития, особенностями менталитета его индивидов, религиозными воззрениями и пр. Тем не менее, существуют и некие объективные ценности, которые имеют значение в любом обществе, на любом этапе его развития. По крайней мере, понятия, называющие эти ценности звучат одинаково или сходно. Проблемы начинаются, когда требуется раскрыть их содержание и объем. Провозглашение какого-либо понятия моральным критерием, а следовательно, критерием духовного здоровья отнюдь не гарантирует действительное его наличие. Трудно найти в жизни человечества эпоху, когда признаком духовного здоровья личности не считалось бы уважение к старшим, верность долгу, патриотизм, милосердие к ближнему. Однако все эти понятия наполнялись достаточно различным содержанием, иногда даже казуистически.

Например, инквизиция приговаривала еретиков к сожжению на костре исключительно «из милосердия»: ведь святые отцы не имели морального права проливать кровь ближнего, следовательно, плаха и топор исключались.

«При рыцарях не было концлагерей! И душегубок не было!» — восклицал А.И. Солженицын. Бесспорно, это так. Но были публичные казни, весьма мучительные, и служащие при этом развлечению толпы.

Каждая эпоха предоставляла немало возможностей для проявления того, что следует называть признаками духовного нездоровья человека. Но философы и богословы, поэты и художники мечтали об обратном.

К сожалению, эти мечты практически не привели к реальным результатам: к оздоровлению общества в целом.

Духовное здоровье человека не относятся к нулевым понятиям, обозначаемые ими предметы существуют в реальной действительности, даже если содержание этих понятий корректируется эпохой, определенным историческим периодом, в котором исследуется проблема духовного здоровья.

Глава 2. Духовное здоровье и его составляющие

Критерии духовного здоровья

Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие критерии психического здоровья:

· осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;

· чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;

· критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;

· соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;

· способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;

· способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы;

· способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

От чего зависит духовное здоровье

· умения строить свои взаимоотношения с другими людьми;

· способности анализировать обстановку, прогнозировать развитие различных ситуаций и в соответствии с этим строить модели своего поведения.

Факторы, способствующие духовному оздоровлению

Как и в случае с болезнями тела, духовное здоровье все-таки легче сберечь, чем вернуть. Профилактика имеет здесь такое же колоссальное значение, может быть, тем большее, чем труднее лечить пороки нравственные, нежели обычные заболевания.

Сбережение здоровья предполагает определенное самоограничение. То же можно сказать и о духовном здоровье: чтобы говорить о его наличии, следует обозначить границы, за пределами которых начинается патология.

Следовательно, о вседозволенности не может быть и речи. Индивид свободен только до тех пор, пока он не ограничивает свободу других и не мешает их самовыражению, которое в свою очередь ограничено теми же рамками.

Итак, духовная свобода — такое же необходимое условие для духовного здоровья, как и гигиена для физического — начинается с умения себя ограничить. Подобные ограничения можно отчасти регулировать правовым путем, как это и происходит на практике, однако человеческие взаимоотношения слишком сложны для прямолинейности правового регулирования. Нормы морали призваны справляться с этим лучше, нежели нормы юридические.

Читайте также:  Пьем три дня за ваше здоровье

Но требования соблюдения этих норм по-разному обеспечены. Исполнения моральных норм не обеспечено силой государственного принуждения.

Тогда главенствующим фактором становится общественное мнение. Обосновать действие этого фактора можно таким образом: общественное мнение есть абстракция, поскольку общество в целом не дает оценку определенных проступков. Но эту оценку дают близкие люди. «А друг или любимая — это не абстракция. Как лгать или кривить душой перед ними?»

Если в обществе существует определенная «аксиологическая система, принятая если не всеми его членами, то большинством. Иначе неизбежна оценка поступков своих людей по одной шкале, а посторонних — по другой», что, собственно, мы и наблюдаем зачастую на практике.

Выработка этой единой шкалы зависит от функционирования СМИ, от работы образовательных и культурных учреждений, от рекомендаций ученых, психологов и социологов. Немалую роль в этом должна играть религия, как проверенный веками институт морального воздействия.

Проблема духовного здоровья человека — это проблема будущего все страны.

Инструменты духовного здоровья

Среди множества инструментов, которые обеспечивают духовное развитие личности, можно выделить основные и второстепенные. Мы будем говорить о них в порядке их важности от самых главных к необязательным. Самым главным из них является, конечно, любовь. Она является основной движущей силой человека всегда и везде. Немаловажным инструментом стало и чтение духовной литературы и различных источников мудрости в области познания человека. С помощью медитаций можно достичь единения и гармонии трех составляющих тел человека: ментального, эмоционального и физического. Синтезировать чувства человека помогает пение: чакровое или мантр. Успокоение приносит чтение молитв, а духовные практики различного характера помогают повысить культуру мышления, контролировать эмоции и достичь гармонии микро- и макрокосма. Использование целительных практик помогает использовать и аккумулировать в себе жизненную энергию из внешних источников. Действенным инструментом является тантра. Это умение передавать чувства и любовь во всем единстве всех противоположностей. Духовному развитию помогает, естественно, и разного рода творческие занятия: музыкой, живописью, писательством и т.д. Не стоит сбрасывать со счетов и гармоничную музыку, которая настраивает человека на нужный лад, помогая раскрыться и выразить все эмоции. Таким образом, она оказывает лечебное действие. Оно заметно усиливается, если во время прослушивания музыки предаться танцам. Также очень важно следовать зову души во всех сферах жизни человека. Тогда это позволяет почувствовать себя творцом собственной судьбы. Это, конечно же, не все инструменты, которые приводят духовное развитие личности в действие, но во многом оказывают на этот процесс положительное влияние.

Глава 3. Всемирный день психического (духовного) здоровья

Всемирный день психического здоровья — памятная дата, 10 октября. Отмечается ежегодно с 1992 года. Установлен по инициативе Всемирной федерации психического здоровья при поддержке Всемирной организации здравоохранения. В России День психического здоровья отмечается с 2002 года, по инициативе академика РАМН Т. Б. Дмитриевой.

День психического здоровья входит в перечень всемирных и международных дней, отмечаемых ООН.

В 2007 году 10—11 октября в ООН прошёл также «День психологии» — несколько мероприятий, приуроченных к Всемирному дню психического здоровья. В мероприятиях участвовали Американская психологическая ассоциация (APA), Международная ассоциация аналитической психологии (IAAP) и другие. Целью Дня психологии был обмен мнениями между психологами, дипломатами, студентами.

C 2008 года в России проходит ежегодный конкурс «За подвижничество в области душевного здоровья». Конкурс призван привлечь внимание общественных непрофессиональных и профессиональных организаций к повышению психиатрического образования населения, к актуальным проблемам отечественной психиатрии, к укреплению психического здоровья населения, к привлечению внимания общественности, СМИ и властных структур к проблемам душевнобольных.

В заключение следует напомнить об историческом факте, иллюстрирующем всю важность понятия «духовное здоровье человека» для общественного прогресса. За все время нахождения у власти Гитлера, несмотря на заметные достижения в технической области, в Германии не было создано ни одного произведения искусства, чья жизнь оказалась бы дольше, нежели это правление. Да и технические новшества касались в основном вооружения, что не помешало гитлеровцам потерпеть сокрушительное поражение.

Почему же так произошло и «чудо-оружие» не реализовало свои потенциальные возможности? Только ли техническая оснащенность антигитлеровской коалиции стала решающим фактором победы?

Надо полагать, что никакие технические достижения не смогут заменить человеку то, ради чего он эти достижения использует и совершенствует — человечность. Человечность как синоним духовного здоровья.

1.Алексеев П.В., Панин А.В., Философия. М., Проспект, 2001 г.

2.Гуревич П.С., Философия культуры, М., Аспект Пресс, 1994 г.

3.Канке В.А., Основы философии, Логос, 2003 г.

4.Лихачев Д.С., Я живу с ощущением расставания, интервью, Комсомольская правда, 05.03.96 г.

5.Лосев А.Ф., Дерзание духа, М., Политиздат, 1988 г.

6.Мень А., Быть христианином, М., Проспект, 1994 г.

7.Проблема человека в западной философии, М., Прогресс, 1988 г.

8.Спиркин А.Г., Философия, М., Гардарика, 2003 г.

9.Столович Л.Н., Красота. Добро. Истина, М., Республика, 1994 г.

10.Хрестоматия по культуре речи, сост. Граудина Л.К., М., ИНФРА-М, 2002 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие и основные функции духовного производства, которое включает духовное общение, формирование духовных начал, проявление духовных потребностей. Институциональная структура духовного производства (учреждения науки, культуры, церкви). Роль идеологии.

контрольная работа [31,4 K], добавлен 23.12.2010

Сущность понятия «человек» в философии, его осмысление в ходе эволюции цивилизации. Образы человека как воплощение духовного опыта человечества. Развитие понятия о соотношении биологического и социального в человеке в различные исторические эпохи.

реферат [11,5 K], добавлен 13.06.2012

Духовный мир отдельной личности как индивидуальная форма проявления и функционирования духовной жизни общества. Сущность духовного мира человека. Процесс становления духовного мира личности. Духовность как нравственная ориентация воли и разума человека.

реферат [24,1 K], добавлен 26.07.2010

Исследование духовного мира человека. Изучение сознания как одной из форм проявления души и компонента духовного мира социума. Память как способность мозга запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию. Связь самосознания с феноменом рефлексии.

реферат [15,3 K], добавлен 29.10.2014

Антропология и ХХ век. Человек и общество. Единство биологического, социального и духовного в человеке. Духовность. Человеческое бытие. Творчество. Исследование человека в единстве многообразных сторон его сущности.

реферат [27,4 K], добавлен 02.03.2002

Сущность человека, проявляющая себя посредством способности творить, созидать, создавать. Настоящее существование человека, возможное лишь при творческом воссоздании им реальности. Факторы и понятия, лежащие в основе философского способа мышления.

статья [19,7 K], добавлен 17.05.2015

Развитие техники и изменение отношения человека к природе. Ответственность человека перед обществом, другими людьми, самим собой. Новые измерения ответственности: долг человечества перед будущими поколениями. Ответствен ли человек за свое здоровье.

контрольная работа [21,4 K], добавлен 02.03.2017

Источник

Adblock
detector