Показателем популяционного здоровья населения не является
Главным понятием экологии человека является здоровье . По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Следует различать здоровье конкретного человека и здоровье человеческой популяции (популяционное здоровье).
Здоровье конкретного человека формируется индивидуально в условиях общества на основе наследственных факторов и образа жизни, который ведет отдельный человек.
Здоровье человека — это функциональное состояние его организма, обеспечивающее продолжительность жизни, физическую и умственную работоспособность, самочувствие и способность воспроизводства здорового потомства.
Здоровье человеческой популяции (населения) — популяционное здоровье — понятие статистическое, характеризующееся комплексом показателей, среди которых особое значение имеют следующие:
Здоровье населения отражает систему материальных и духовных отношений, существующих в обществе, а потому зависит от условий труда, обучения и быта, качества окружающей среды, материальной обеспеченности, уровня развития здравоохранения и других факторов. Многообразные факторы, влияющие на здоровье людей (доля влияния указана в скобках), ученые объединяют в четыре группы:
Тысячи человек
Возрастно-половая структура населения России (на 1 января 1997 г.)
(по Российскому статистическому ежегоднику, 1997)
Чаще всего в научных исследованиях измеряют не количество здоровья, а величину его потери. И здоровье, в нашем бытовом понимании, определяется, по сути дела, как отсутствие болезни. В этом есть определенное нарушение очень важного методологического принципа познания окружающего мира, согласно которому нельзя доверять определениям, основанным на отрицании каких-либо явлений, качеств, свойств. В последние годы в науке появились интересные исследования, в которых определяется уровень здоровья, а не процент заболеваемости.
Ученые считают, что средняя видовая продолжительность жизни человека составляет 110-115 и даже 120-140 лет. Однако в действительности — в результате воздействия многих биологических и социально-экологических факторов — она значительно ниже, хотя и имеет тенденцию к повышению.
Существует много подтверждений тому, что в Древнем Риме и Древней Греции средняя продолжительность жизни составляла всего 25 лет. В средние века она поднялась примерно до 30 лет. В России на рубеже XIX и XX вв. она составляла 32 года. В наши дни по мере развития цивилизации средняя продолжительность жизни возрастает, прежде всего благодаря снижению младенческой и детской смертности.
Человеческий организм — это сложная, многокомпонентная, открытая для окружающей среды биологическая система. Без окружающей среды человек существовать не может: для построения и восполнения постоянно разрушающихся элементов организма, создания необходимых резервов нужны вода, химические элементы, питательные вещества, определенные параметры физических факторов, например, температуры, давления, радиационного фона и др. Изменения в окружающей среде требуют от биологических систем приспособлений, соответствующих воздействиям, так как без этого условия организм не способен выжить, воспроизвести полноценное потомство, сохранить и развить здоровье существующего и будущих поколений людей, сохранить генофонд, выполнить социально-трудовую деятельность при максимальной продолжительности активной жизни.
Человек живет в условиях постоянно меняющейся среды. Все проявления жизни обусловлены взаимодействием между внутренними силами организма и внешним влиянием окружающей среды.
Чтобы понять взаимодействие в системе «человек — окружающая среда», необходимо иметь представление о тех механизмах, которые обеспечивают его гармоническое единство с окружающей средой, и о возможностях их нарушения в условиях воздействия неблагоприятных экологических факторов.
Источник
Понятие о популяционном здоровье и основные подходы к его оценке
Освещение вопросов, связанных со здоровьем, происходит на различных уровнях: индивидуальном (здоровье отдельного человека – индивидуальное здоровье), родовом (проблемы здоровья семьи), популяционном (здоровье населения той или иной территории – популяционное здоровье).
Для оценки здоровья популяции наиболее приемлемыми являются следующие показатели: медико-демографические, заболеваемость и болезненность, инвалидность и инвалидизация населения.
Медико-демографические, в свою очередь, разделяются на показатели естественного движения населения: рождаемость, смертность, естественный прирост населения, среднюю продолжительность предстоящей жизни и др. и показатели механического движения населения (миграция населения).
Рождаемость и смертность населения исчисляются на основе регистрации каждого случая рождения и смерти в отделах записи актов гражданского состояния. Показатель рождаемости или смертности – число рождений или умерших в год, приходящихся на 1000 человек. Если смертность в старческом возрасте является следствием физиологического процесса старения, то смертность детей есть явление патологическое. Поэтому детская смертность является показателем социального неблагополучия, неблагополучия здоровья населения.
Естественный прирост населения – это разность между рождаемостью и смертностью из расчетов на 1000 человек населения. В настоящее время в странах Европы наблюдается снижение естественного прироста населения за счет снижения рождаемости.
Средняя продолжительность предстоящей жизни – число лет, которое в среднем предстоит прожить данному поколению родившихся, если предположить, что на протяжении их жизни смертность будет такой же , как в год их рождения. Исчисляется с помощью специальных статистических методик. В настоящее время высокими показателями считается 65…75 лет и более, 50…65 лет – средним, до 50 лет – низким.
Показатели механического движения населения отражают передвижение отдельных групп людей из одного района в другой или за пределы страны. В последнее время вследствие социально-экономической нестабильности в нашей стране миграционные процессы приобрели стихийный характер и стали все более распространенными.
Показатели заболеваемости имеют важнейшее значение в изучении состояния здоровья населения. Заболеваемость изучается на основании анализа медицинской документации: листков нетрудоспособности, карт больных, статистических талонов, свидетельств о смертности и др. Изучение заболеваемости включает в себя также количественную (уровень заболеваемости), качественную (структуру заболеваемости) и индивидуальную (кратность перенесенных за год заболеваний) оценку.
Различают: собственно заболеваемость — вновь возникшее заболевание в данном году; болезненность – распространенность заболевания, вновь возникшего в данном году или перешедшего из предыдущего на данный год.
Заболеваемость населения показывает уровень, частоту, распространенность всех болезней вместе взятых и каждой в отдельности среди населения в целом и его отдельных групп по возрасту, полу, профессии и т. д. Показатели заболеваемости определяются соответствующей цифрой на 1000, 10000 или 100000 человек населения. Виды заболеваемости следующие: общая и первичная заболеваемость, заболеваемость с временной утратой нетрудоспособности, инфекционная заболеваемость, детская заболеваемость и т.д.
Инвалидность – нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, врожденными дефектами, последствиями травм, приводящих к ограничению жизнедеятельности. Они выявляются путем регистрации данных медико-социальной экспертизы.
Источник
4. Показатели популяционного здоровья
Под термином «общественное (популяционное) здоровье» понимают состояние здоровья контингентов людей (организации, населенного пункта, региона, страны и т.п.). Для оценки популяционного здоровья используют медицинские и демографические показатели:
— ожидаемая продолжительность жизни,
— инвалидизация и др.
(эти показатели рассчитываются на 1000, 10000, 100000 населения)
— физическое развитие детей и подростков.
2. Основы микробиологии, эпидемиологии и иммунологии
5. Основные понятия эпидемиологии и микробиологии
Значимым фактором окружающей среды является микромир, представленный разнообразными микроорганизмами: бактерии, грибы, вирусы, простейшие (например, плазмодии, лямблии), лептоспиры и др. Некоторые микроорганизмы при взаимодействии с организмом человека вызывают заболевания, определяемые как инфекционные болезни.
Инфекционные болезни имеют ряд особенностей.
Причиной их возникновения является инфекционный агент — патогенный микроорганизм.
Заразительность — легко распространяются в человеческом сообществе.
Протекают циклично, т.е. проходят через определенные фазы: инкубационный период, период предвестников заболевания, период разгара заболевания, период выздоровления.
Имеют определенный механизм передачи, включающий путь передачи и факторы передачи.
Оставляют после себя невосприимчивость к повторному заболеванию — иммунитет.
Наука, изучающая процесс распространения инфекционных болезней в человеческом обществе,а также разрабатывающая меры профилактики и борьбы с ними, называется эпидемиологией.
Процесс распространения инфекционного заболевания называют эпидемическим процессом. В нем выделяют следующие звенья:
а) источник инфекции;
б) механизм передачи инфекции (пути и факторы передачи);
в) восприимчивый организм (коллектив).
Источником инфекции может быть больной человек или носитель болезнетворного микроорганизма. При ряде заболеваний источником инфекции могут быть животные: бешенство — волки, лисы, собаки, кошки; чума — суслики, пситтакоз, птичий грипп — птицы, и др.
Пути передачи возможны следующие:
а) воздушно-капельный/пылевой – например, грипп, ОРВИ, туберкулез, корь, ветряная оспа, коклюш; факторами передачи являются капельки слюны, слизи, выделяющиеся при чихании и кашле, пыль;
б) фекально-оральный – например, при дизентерии, вирусном гепатите А, брюшном тифе; факторы передачи — продукты питания ( часто молочные), вода, грязные руки;
в) контактный, в том числе гемоконтактный – например, при многих инфекциях, передающихся половым путем (ИППП), чесотке, когда инфекция передается при непосредственном контакте, либо факторами передачи могут быть предметы быта, ухода, игрушки, одежда;
г) трансмиссивный – т.е. в передаче инфекции участвуют кровососущие насекомые: малярия — комары, сыпной тиф — вши, клещевой энцефалит — клещи;
д) вертикальный (от матери к плоду).
Восприимчивый организм (коллектив) – третье звено эпидемической цепи. Известно, что инфекционное заболевание развивается не у каждого человека, получившего возбудитель, а только у восприимчивого, т.е. в том случае, когда победителем в процессе взаимодействия оказывается болезнетворный микроорганизм.
Источник
А ты знал, что это
нужно обязательно
подарить учителю?!
- 1. по статистическим талонам; по данным о причинах смерти; по историям болезни;
- 2. по листкам нетрудоспособности; по амбулаторным картам; по данным медицинских осмотров;
- 3. по данным обращаемости за медицинской помощью; по данным медицинских осмотров; по -данным о причинах смерти;
- 4. по данным переписи населения; по талонам на прием к врачу; по историям болезни;
- 5. по статистическим картам выбывших из стационара; по контрольным картам диспансерного наблюдения; по данным обращаемости за медицинской помощью.
- 1. удельный вес того или иного заболевания среди населения;
- 2. степень изменения уровня заболеваемости во времени;
- 3. исчерпанная заболеваемость населения;
- 4. распространенность заболеваний среди населения;
- 5. распространенность социально значимых заболеваний.
- 1. число заболеваний, выявленных впервые в данном году; среднегодовая численность населения;
- 2. число заболеваний, выявленных при медицинских осмотрах; число прошедших медицинский осмотр;
- 3. число всех заболеваний, выявленных в данном году; среднегодовая численность населения;
- 4. число всех заболеваний, выявленных в данном году; общее число заболеваний, зарегистрированных в предыдущем году;
- 5. число заболеваний, выявленных в предыдущем году; среднегодовая численность населения.
- 1. число всех выявленных заболеваний; число обратившихся за медицинской помощью;
- 2. число заболеваний, выявленных впервые в данном году; среднегодовая численность населения;
- 3. число заболеваний, выявленных при медицинских осмотрах; число лиц, прошедших медицинский осмотр;
- 4. число заболеваний, выявленных при медицинских осмотрах; среднегодовая численность населения;
- 5. число зарегистрированных случаев данного заболевания; общее число зарегистрированных заболеваний.
- 1. единая статистическая классификация болезней и случаев смерти;
- 2. международная номенклатура заболеваний;
- 3. международная классификация заболеваний и травм;
- 4. международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем;
- 5. статистическая классификация и номенклатура болезней и причин смерти.
- 1. амбулаторную карту;
- 2. статистический талон;
- 3. талон на прием к врачу;
- 4. извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом рака или другого злокачественного новообразования;
- 5. дневник работы врача поликлиники.
- 1. рождаемость, смертность и воспроизводство населения;
- 2. общую и повозрастную плодовитость;
- 3. географические особенности рождаемости и состава населения;
- 4. миграцию в различных регионах страны;
- 5. численность и состав населения по социальным и биологическим признакам.
- 1. рождаемость, смертность, естественный прирост населения, ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
- 2. естественный прирост, ожидаемая продолжительность жизни при рождении, заболеваемость, смертность;
- 3. рождаемость, браки, разводы, младенческая смертность, первичная заболеваемость;
- 4. рождаемость, смертность, первичная заболеваемость, общая заболеваемость;
- 5. брачная плодовитость, общая смертность, рождаемость, патологическая пораженность.
- 1. история родов (ф. 096/у);
- 2. статистическая карта выбывшего из стационара (ф. 066/у-02);
- 3. история развития новорожденного (ф. 097/у);
- 4. медицинское свидетельство о рождении (ф. 103/у-08);
- 5. индивидуальная карта беременной и родильницы (ф. 111/у).
- 1. число умерших от отдельных причин за год; общее число умерших за год;
- 2. общее число умерших в данном году; среднегодовая численность населения;
- 3. число умерших от определенной причины за год; среднегодовая численность населения;
- 4. число умерших от данного заболевания; число родившихся живыми в данном году;
- 5. число умерших от всех причин; общее число родившихся и умерших за год.
- 1. число умерших на 1-м месяце жизни в данном году; число родившихся живыми в данном году;
- 2. число умерших на 1-й неделе жизни в данном году; число родившихся живыми в данном году;
- 3. число умерших в возрасте до 1 года в данном году; число родившихся живыми в данном году; число родившихся живыми в предыдущем году;
- 4. -число родившихся живыми в данном году; число родившихся живыми и умершими в первые 6 дней; среднегодовая численность населения;
- 5. число умерших в возрасте до 1 года в данном году; среднегодовая численность населения.
- 1. число родившихся живыми; число родившихся мертвыми; число умерших на 1-й неделе жизни;
- 2. число родившихся живыми; число родившихся мертвыми; число умерших на 1-м месяце жизни;
- 3. число умерших на 1-й неделе жизни; общее число родившихся в данном году;
- 4. число родившихся живыми; число родившихся мертвыми; среднегодовая численность населения
- 5. число умерших до родов и в родах; число родившихся живыми в данном году; число родившихся живыми в предыдущем году.
- 1. число родившихся живыми в данном году; среднегодовая численность женщин в возрасте 15-49 лет;
- 2. число родившихся живыми и мертвыми в данном году у женщин в репродуктивном возрасте; среднегодовая численность населения;
- 3. численность женщин в возрасте 15-49 лет; среднегодовая численность населения;
- 4. число родившихся живыми и мертвыми в данном году; среднегодовая численность населения;
- 5. число родившихся живыми в данном году; число родившихся живыми в предыдущем году.
- 1. Наука об организационных, экономических и правовых проблемах медицины и здравоохранения
- 2. Общественная, научная и учебная дисциплина, изучающая комплекс социальных, экономических, организационных, правовых, социологических, психологических вопросов медицины, охраны и восстановления здоровья населения
- 3. Наука, изучающая комплекс социальных, правовых и организационных мероприятий, направленных на охрану здоровья населения.
- 1. Страховых медицинских организаций
- 2. Филиалов территориальных фондов ОМС
- 3. Органов управления здравоохранением
- 1. Наука о социологии здоровья
- 2. Система лечебно-профилактических мероприятий по охране здоровья
- 3. Наука о социальных проблемах медицины
- 4. Наука о закономерностях здоровья населения
- 5. Система социально-экономических мероприятий по охране здоровья
- 1. Экологические
- 2. Биологические
- 3. Образ жизни
- 4. Уровень организации медицинской помощи
- 5. Качество медицинской помощи
- 1. Здоровье индивидуума
- 2. Общественное здоровье и факторы, влияющие на него
- 3. Эпидемиология заболеваний
- 4. Здоровье работающего населения
- 5. Экономика здравоохранения
- 1. Страховых медицинских организаций
- 2. Филиалов территориальных фондов ОМС
- 3. Органов управления здравоохранением
- 1. Предупреждение воздействия факторов риска развития заболеваний
- 2. Предупреждение обострений заболевания
- 3. Предупреждение возникновения инвалидности
- 4. Все вышеперечисленное
- 5. Нет правильного ответа
- 1. а) Диплом об окончании высшего или среднего мед. (фарм.) учебного заведения
- 2. б) Сертификат специалиста
- 3. в) Лицензия
- 4. г) Свидетельство об окончании интернатуры
- 5. д) Свидетельство об окончании курсов профессиональной переподготовки
- 6. е) а, б, в
- 1. Проведения прививок
- 2. Мероприятий, предупреждающих развитие заболеваний
- 3. Выявления заболеваний
- 4. Повышения материального благосостояния
- 1. а) Прогнозирование
- 2. б) Учет
- 3. в) Контроль
- 4. г) Планирование
- 5. д) Регулирование
- 6. е) Верно а, г
- 7. ж) Верно б, г
- 1. не ранее 2 мес;
- 2. не ранее 14 мес;
- 3. не позднее 4 мес;
- 4. не позднее 2 мес;
- 5. не ранее 7 нед.
Gee Test
Система подготовки к тестам и средство для проверки своих знаний. Инструмент для тестирования студентов и школьников.
Источник