IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНТОВ
Особая социальная группа которую составляет студенческая молодежь объединена определенным возрастом и учебными, трудовыми обязательствами. Множество факторов влияет на формирование культуры здоровья у студента: социальные, психологические, образовательные и другие. Большое значение имеет желание человека самому сохранить свое здоровье, нести личную ответственность перед самим собой.
Понятие культуры здоровья включает в себя теорию и знание, которые благоприятствуют и позволяют сохранить здоровье, учитывая повседневную активную деятельность. Культура здоровья каждой отдельной личности отражает ее всестороннее развитие и гармоничность во взаимодействии с окружающим пространством, способность к самоконтролю, и активную позицию по отношению к здоровью и его сохранению.
Определяющим в воспитании культуры здоровья студентов должно являться формирование и закрепление мотиваций и убеждений, основанных на полученных знаниях, приобретение потребности заботится о своем здоровье. Интеграция подобной культуры в обыденную жизнь не только студентов, но и каждого человека приведет к общему улучшению здоровья общества, повышению уровня жизни.
В настоящее время ценностные ориентации, связанные с ведением здорового образа жизни и культурой здоровья не занимают подобающего места в жизни студента. Отсутствие соответствующей ориентации в повседневном поведении и привычках вызывает расхождение между образом жизни студента, вызванным сложившимися условиями труда и обучения, и общими требованиями, предъявляемыми нам жизнью для сохранения здоровья. Устранение возникающего разрыва можно решить проведением комплексных работ по привитию здорового образа жизни, первостепенными источниками формирования культуры здоровья является семья и различные общественные институты, важная роль отводится работниками образовательных учреждений и культуры. Следует учитывать и гендерные особенности применительно к развитию навыков укрепления и сохранения здоровья, физической культуре, здорового образа жизни в целом. По имеющимся статистическим данным оценивают себя здоровыми больше юноши, хотя девушки в большинстве своем более внимательно относятся к собственному здоровью.
Сохранению здоровья студентов может помочь создание определенных условий, таких как физическое воспитание, обучение самоконтролю, формирование интереса к ведению здорового образа жизни. Стоит заметить, что несмотря на авторитет семейного института, образовательной среды, общества сверстников и других факторов¸ в настоящее время большое влияние оказывают информационные ресурсы, такие как интернет, социальные сети, телевидение. Часто доверие к средствам массовой информации даже выше чем степень доверия к знаниям полученным в образовательных учреждениях.
Непременным условием укрепления и сохранения здоровья студенческой молодежи является высокий уровень ее культуры, которая является обязательной частью общего развития каждого человека. Отсюда возникает необходимость всех сфер нашего общества в направленности на формирование ценности здоровья личности, как внешнего, так и внутреннего, формирование культуры здоровья. В отношении молодежи и студентов это особенно актуально.
Синягина Н. Ю., Кузнецова И. В. Здоровье как образ жизни// Н. Ю. Синягина, И. В. Кузнецова//Здоровье всех от А до Я. 2007. №2. С.41-47.
Бондин В. И. Здоровьесберегающие технологии в системе высшего педагогического образования // Теория и практика физической культуры. 2004. № 10. С. 15-18.
Браун Дж.В., Русинова Н.Л., Панова Л.В. Гендерные неравенства в здоровье // Социол. исслед. 2007. № 6. С.114-122.
Буйнов Л. Г. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета / В. П. Соломин // Молодой ученый. 2013. № 6. с. 730–732.
Кожанов В. В. Саморазвитие культуры здоровья студента в процессе спортивно-ориентированного физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 2006. № 2. С. 12—14.
Источник
Показатель культуры здоровья студента
В современных социально-экономических условиях развития российского общества одним из приоритетных направлений государственной политики является здоровьесбережение населения страны, прежде всего подрастающего поколения, в т.ч. студенческой молодежи.
В рамках реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года № 2403-р об утверждении «Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» одной из основных задач является укрепление и сохранение здоровья студенчества как генофонда нации, от которого во многом зависит общественное здоровье (здоровье нации), жизнеспособность общества и государства.
Для современной студенческой молодежи проблема ухудшения состояния здоровья является наиболее актуальной. Только 20 % студентов по окончанию обучения относятся к здоровым, а у 80 % имеются значительные отклонения в состоянии здоровья. Здоровье студентов на 60–70 % зависит от их образа жизни и только здоровый образ жизни способствует его укреплению и сохранению. Здоровый образ жизни студентов включает биологически и социально целесообразные формы и способы жизнедеятельности, обеспечивающие укрепление и сохранение здоровья.
Одним из главных факторов, влияющих на ухудшение здоровья, является низкий уровень культуры здоровья студентов, стержнем которой является здоровый образ жизни. Низкий уровень культуры здоровья студентов, определенный, прежде всего, их необученностью нормам и навыкам здорового образа жизни, незнанием применения его элементов и, как следствие, неумение студентов эффективно самоуправлять своим здоровьем, в значительной мере обусловливает его ухудшение, а кроме этого, негативно влияет на эффективность учебной деятельности и предопределяет проблемы обучающихся в их будущей трудовой деятельности, связанные с их неспособностью эффективно укреплять и сохранять здоровье за счет собственных усилий.
С учетом проблем в состоянии здоровья современных студентов, формирование у них культуры здоровья является жизненной необходимостью как для здоровья самих студентов, так и для государства и общества: воспитание здорового подрастающего поколения – залог здоровья нации в целом. Поэтому важно формировать у обучающихся культуры здоровья и здорового образа жизни через целенаправленную работу, что требует включения новых подходов в содержании и организации учебно-воспитательного процесса на всех уровнях системы професиионального образования, в т.ч. использование учебно-методических пособий.
Для целенаправленного формирования культуры здоровья обучающихся в системе профессионального образования автором разработано настоящее учебно-методическое пособие «Культура здоровья студентов» по дополнительной учебной дисциплине «Культура здоровья студентов». Учебно-методическое пособие «Культура здоровья студентов» разработано с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта по формированию общих и профессиональных компетенций студентов системы профессионального образования.
Учебно-методическое пособие «Культура здоровья студентов» предназначено для обеспечения учебно-воспитательного процесса по формированию культуры здоровья в образовательных организациях системы профессионального образования.
Учебно-методическое пособие «Культура здоровья студентов» разработано на основе результатов диссертационного исследования И.В. Меньшова в процессе работы региональной инновационной площадки ГПОУ «Забайкальский горный колледж имени М.И. Агошкова».
Учебно-методическое пособие «Культура здоровья студентов» построено на современной методологии формирования культуры здоровья у студентов и основано на современных научно-практических подходах к формированию культуры здоровья обучающихся через повышение уровня здорового образа жизни на основе изучения и освоения его основных элементов (Н.П. Абаскалова, Н.М. Амосов, И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, Л.Б. Дыхан, М.Я. Виленский, В.Н. Ирхин, В.П. Казначеев, Н.С. Козлов, В.В. Колбанов, А.В. Лейфа, А.М. Митяева, В.И. Петрушин, Н.В. Петрушина, А.Г. Щедрина и др.). Культура здоровья студента – это личное и социальное качество обучающегося в организации своей жизнедеятельности на основе здорового образа жизни через соблюдение его элементов для укрепления и сохранения психического, физического и социального здоровья. Главным показателем культуры здоровья студента является реализуемое им на практике самоуправление процессом укрепления и сохранения здоровья. Культура здоровья студентов, основой которой является здоровый образ жизни, реализуется в повседневной жизнедеятельности через соблюдение элементов здорового образа жизни. К элементам здорового образа жизни относятся: режим учебы, труда и отдыха, закаливание, отсутствие вредных привычек, рациональное питание, личная гигиена, межличностное общение, психическая саморегуляция, двигательная активность.
Учебно-методическое пособие «Культура здоровья студентов» включает 3 раздела.
В первом разделе рассматриваются основные понятия: «культура здоровья студентов», «здоровье» и его виды (физическое, психическое, социальное), «здоровый образ жизни студентов», формирование здорового образа жизни, его элементов в историческом аспекте и отражение их в валеоафоризмах. Валеоафоризмы (valeo от лат. «быть здоровым», от греч. aphorismos – краткое выразительное изречение) – это афоризмы, максимы, изречения, пословицы, поговорки о здоровом образе жизни и его основных элементах, о здоровье, способах и средствах его укрепления, сохранения, восстановления для полноценной жизнедеятельности, высокой работоспособности, хорошего самочувствия, творческого, трудового и жизненного долголетия, а также о причинах его ухудшающих.
Во втором разделе рассматриваются элементы здорового образа жизни: режим учебы, труда и отдыха, закаливание, отсутствие вредных привычек, рациональное питание, личная гигиена, межличностное общение, психическая саморегуляция, двигательная активность.При изучении элементов здорового образа жизни используется решение валеозадач, проведение валеоупражнений, а также составление индивидуального плана оздоровительного занятия, суточного рациона и др. Элементы здорового образа жизни оказывают комплексное положительное влияние на укрепление и сохранение здоровья через влияние на основные системы организма, способствует наращиванию резервов здоровья, которые не включаются и не сохраняются сами по себе, а только на основе собственных усилий. Об этом каждый студент должен позаботиться только сам через применение в повседневной жизнедеятельности элементов здорового образа жизни. В учебно-методическом пособии использованы современные научные знания из различных наук (педагогики, психологии, валеологии, медицины, гигиены, биоритмологии и др.) и учебных дисциплин (истории, химии, биологии, физического воспитания и др.), позволяющие рассмотреть положительное комплексное влияние элементов здорового образа жизни на здоровье студентов на основе системного подхода.
В третьем разделе рассматриваются индивидуальная диагностическая карта самоконтроля здорового образа жизни, характеристики ее компонентов, составление и ее ведение.
Учебно-методическое пособие включает словарь основных терминов и определений и именой указатель авторов валеоафоризмов. Учебное пособие включает 245 страниц.
Учебно-методическое пособие «Культура здоровья студентов» предназначено для студентов всех специальностей и позволяет целенаправленно осуществлять формирование культуры здоровья студентов как специалистов, «инженеров» собственного здоровья для его укрепления и сохранения, что является основой успешности различных видов деятельности обучающихся, в т.ч. учебной, фундаментом эффективности их будущей трудовой деятельности и всей жизнедеятельности в целом.
Учебное пособие входит в авторскую трилогию И.В. Меньшова по формированию культуры здоровья подрастающего поколения, которая включает учебные пособия: «Восемь правил и восемь друзей здоровья» для дошкольников, «Валеомаршрут школьника» для школьников, «Культура здоровья студентов» для студенческой молодежи.
Рецензенты учебно-методического пособия «Культура здоровья студентов»: Н.П. Абаскалова, доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», заслуженный работник высшей школы РФ; Т.К. Клименко, доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет»; Т.И. Ефименко, заместитель директора по учебной работе ГПОУ «Забайкальский горный колледж имени М.И. Агошкова».
Источник
Показатель культуры здоровья студента
Значение физической культуры и спорта с каждым днем неуклонно возрастает. Занятия физической культурой и спортом готовят человека к жизни, закаляют тело и укрепляют здоровье, содействуют гармоничному физическому развитию человека, способствуют воспитанию необходимых черт личности, моральных и физических качеств, необходимых будущим специалистам в их профессиональной деятельности. Понятия «физкультура» и «спорт» по смыслу отличаются друг от друга, хотя мы очень часто пользуемся словосочетанием «физкультура и спорт», ставя эти два слова рядом. Физическая культура – это органическая составная часть общей культуры общества и личности, вид социальной деятельности людей, направленной на укрепление здоровья и развитие их физических способностей, на подготовку к жизненной практике. Общество признает такую деятельность полезной и необходимой для всех, создает условия для ее развития. Показателями состояния физической культуры в обществе и государстве являются: совокупность материальных и духовных ценностей, созданных для физического совершенствования членов общества; уровень здоровья и физического развития людей; степень использования физических упражнений в сфере воспитания, образования, в производстве и быту, для других целей общественной практики.
Понятие «физическая культура» является наиболее общим и наиболее широким. Оно вбирает в себя и такое частное, более узкое понятие, как «спорт». Спорт – это составная часть физической культуры, вид социальной деятельности людей, заключающийся в организованном сопоставлении их сил и физических способностей в борьбе за первенство или высокий спортивный результат. Распространенными производными от этих двух основных понятий являются: физкультурник – человек, систематически занимающийся доступными физическими упражнениями для укрепления своего здоровья, гармоничного физического развития и совершенствования; спортсмен – человек, систематически занимающийся специальными физическими упражнениями, соревновательной деятельностью и подготовкой к ней с целью достижения максимальных для себя или команды спортивных результатов. При оценки состояния здоровья студента, определение критериев, характеризующих и обусловливающих его, строятся с учетом так называемых «определяющих признаков здоровья», к которым относятся: отсутствие в момент обследования, какой бы то ни было болезни; гармоничное и соответствующее возрасту развитие (физическое и психическое); нормальный уровень функций систем организма; отсутствие наклонности к заболеваниям (уровень иммунитета).
Для градации здоровья студентов используют его качественную характеристику. Студентов на основании результатов медицинских осмотров распределяют по 5 группам здоровья:
1. Здоровые, нормально развивающиеся, без функциональных отклонений – это студенты, у которых отсутствуют хронические заболевания, небольшие или редко болевшие за период наблюдения и имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно – психическое развитие (здоровые, без отклонений).
2. Здоровые, при наличии функциональных или небольших морфологических отклонений – это студенты, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, а также часто (4 и более раз в год) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие. Уточнение состава этой группы особенно важно, так как функциональные отклонения в той или иной мере препятствуют таким студентам в осуществлении их социальных функций.
3. Больные в компенсирующем состоянии – объединяет тех, кто имеет хронические заболевания или врожденную патологию в состоянии компенсации с редкими и нетяжело протекающими обострениями хронического заболевания, без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия.
4. Больные в субкомпенсированном состоянии – к этой группе относятся студенты с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом реконвалесценции после острых заболеваний.
5. Больные в декомпенсированном состоянии – включаются больные с тяжелыми хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации и со значительно сниженными функциональными возможностями.
Студентов по группам здоровья распределяют медицинский персонал учреждения, но это должно учитываться и преподавателями, особенно проводящими целенаправленную работу по сохранению здоровья студентов, а также должен знать сам студент о своем здоровье и уровню выполнения любой нагрузки. Такой учет позволяет:
1. Получить статистические срезы показателей здоровья и численности соответствующих групп здоровья для оценки общей картины здоровья студентов данного образовательного учреждения, района или города с целью планирования оздоровительной работы.
2. Оценить эффективность лечебно-профилактической работы, проводимой в образовательном учреждении.
3. Выявить факторы риска, влияющие на коллективное здоровье студентов.
4. Определить потребность в специализированных мероприятиях и кадрах.
Источник