Меню

Поиск эффективных мероприятий по укреплению здоровья

Доклад на тему: «Поиск эффективных мероприятий по укреплению здоровья дошкольника»
материал (младшая группа) на тему

Здоровье нужно всем. Здоровье детей – это будущее нашей страны. В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. Сохранить и улучшить здоровье – огромная каждодневная работа, начиная с рождения. Проанализировав состояние здоровья детей, приходящих в наш детский сад, отметила, что большинство детей появляются с частыми простудными заболеваниями. Наш детский сад расположен в зоне ЧАЭС, пришедшие дети имеют вторую группу здоровья. Укрепление здоровья детей должно осуществляться совместными усилиями семьи и детского сада. При этом ведущая роль принадлежит дошкольному учреждению, где ребёнок проводит большую часть своего активного времени. Следовательно, укрепление здоровья детей в дошкольном учреждении – первостепенная задача педагога. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? С древних времён было замечено, что закаливание способствует укреплению здоровья. Поэтому закаливающие мероприятия должны составлять основу воспитательно – оздоровительного процесса, цель которых – снизить заболеваемость детей.

Закаливание – одно из эффективных средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Закаливать свой организм необходимо каждому. Начинать закаливание лучше с раннего возраста. Основными природными факторами закаливания являются воздух, солнце и вода. Достаточное пребывания ребёнка на свежем воздухе; регулярное проветривание помещения; одежда, позволяющая свободно двигаться без перегревания – все эти факторы постоянно и естественно оказывают закаливающие влияние на организм. В работу по закаливанию детей входят:

  1. Соблюдение санитарно – гигиенического режима;
  2. Утренняя гимнастика в проветренном помещении;
  3. Гимнастика в постели после дневного сна;
  4. Хождение босиком по ребристой доске;
  5. Умывание прохладной водой;
  6. Прогулка на свежем воздухе;
  7. Подвижные игры;
  8. Совместные развлечения родителей и детей;
  9. Оптимальное чередование различных видов деятельности.

Утренняя гимнастика. Основная задача утренней гимнастики – укрепление и оздоровление организма ребёнка. Движения, которые даются в утренней гимнастике, усиливают все психологические прессы: дыхание, кровообращение, обмен веществ, помогают развитию правильной осанки.

Кроме оздоровительного значения утренняя гимнастика имеет и воспитательное значение. С помощью утренней гимнастики дети приучаются к режиму.

Путём ежедневных упражнений у детей улучшаются основные движения: бег, ходьба, прыжки. Дети приобретают и закрепляют навыки размещения в пространстве – построение в колонны на определённом расстоянии друг от друга при помощи глазомера, а не вытянутых рук. У детей воспитывается выдержка, организованность, дисциплинированность. Утренняя гимнастика способствует развитию внимания у детей. Без внимания нельзя добиться хорошего качества выполнения движений. У детей развивается память, умение делать упражнения по показу, по слову. Ежедневно проводимая утренняя гимнастика организует детей на дальнейшую деятельность.

Чтобы ребёнок получил заряд бодрости, хорошего настроения и чувствовал себя после зарядки комфортно, педагоги проводят её как можно интереснее, используя художественное слово, различные предметы (кубики, платочки, флажки, мячи, султанчики). В конце зарядки проводят подвижную игру.

Гимнастика в постели. После дневного сна педагоги проводят закаливающую зарядку в постели. Гимнастику начинают проводить с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Она включает такие элементы, как потягивание, поочерёдное поднимание и опускание рук, ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, элементы дыхательной гимнастики. Главное правило это исключение резких движений, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели 2 – 3 минуты. После того, как дети проснутся, проводится ходьба босиком по ребристой доске. Такие упражнения нравятся детям.

Водные процедуры. Водные процедуры имеют более интенсивный закаливающий эффект. Умывание – самый доступный в быту вид закаливания водой. Детям младшего возраста рекомендуется ежедневно умывать не только лицо, но и руки до локтя.

Дети любят играть с водой; такие занятия улучшают настроение, вызывают у них радостные эмоции.

Прогулка. Подвижные игры. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. В соответствии с СанПиН ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 – 4,5 ч. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15 0 С и скорости ветра более 7 м/с. Продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 0 С и скорости ветра более 15 м/с. Для детей до 4 лет, а для детей 5 – 7 лет при температуре ниже – 20 0 С и скорости ветра более 15 м/с. Прогулку организовывают так, чтобы она была интересной для детей. Нельзя допускать, чтобы зимой руки и ноги у детей были мокрыми. Известно, что кисти и стопы содержат множество терморецепторов, непосредственно связанных со слизистой дыхательных путей, поэтому при охлаждении возможно быстрое проявление рефлекторного влияния на слизистую в виде кашля, насморка, чихания и т.д. Прогулка включает подвижную игру с повышением двигательным режимом, в котором преобладают упражнения циклического характера (оздоровительный бег, прыжки, игры с мячом). Во время прогулки проводится 2 -3 игры.

Читайте также:  Лифт университет холистического здоровья

Работа с родителями. В своей работе педагоги особое внимание уделяют взаимодействию с родителями, так как считают, сто в центре работы по сохранению и укреплению здоровья детей должна также находится семья. Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей включает:

проведение родительских собраний;

— консультации для родителей;

— педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам закаливания.

Оптимальное чередование различных видов деятельности. При проведении занятий, применяем здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья малышей. На занятиях дети ходят, стоят, сидят на стуле, на полу, ищут предметы, тянутся за ними. Комплекс физических минуток, проводимых во время занятий, носит игровой и творческий характер, включая в себя: элементы дыхательной гимнастики, упражнения для глаз, упражнения для спины, шеи, рук, ног. Физкультминутки подбирают в соответствии с темой занятий, они не являются какой – то отдельной частью занятий. В ДОУ нет спортивного зала, образовательная деятельность проводится на спортивной площадке или в группе. Для физического развития детей в группе имеется спортивный инвентарь и оборудование для физической активности: мячи (резиновые, набивные); обручи разного размера; игрушки, которые можно катать; гимнастическая лесенка. Весь спортивный инвентарь и оборудование доступно детям.

Результатом нашей работы являются показатели: уменьшение количества дней по болезни ОРВИ, уменьшение числа дней, пропущенных в среднем одним ребёнком по болезни.

Источник

Педсовет «Поиск эффективных мероприятий по укреплению здоровья дошкольников»

Оксана Скворцова
Педсовет «Поиск эффективных мероприятий по укреплению здоровья дошкольников»

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.

Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста.

Социальная компетентность ребенка дошкольного возраста в области сформированности представлений и навыков здоровогообраза жизни включает:

• осознанное выполнение действий, связанных с самообслуживанием и режимным процессом, а также гигиенических процедур;

• умение регулировать двигательную активность;

• овладение двигательными действиями;

• освоение представлений о здоровье и здоровом образе жизни, социальная позиция ребенка по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих.

Читайте также:  Препараты для женского здоровья гинекология

На ребенка негативно сказывается перегрузка: непосредственно образовательная деятельность, а также кружки, недооценка игры, сокращение времени отведённого на прогулки, несоблюдение режима в семье.

Дошкольники зачастую получают избыточную информацию, которая не востребована, не всегда доступна; в таких случаях ребенок, как правило, пассивен, ему неинтересно, а накопленные отрицательные эмоции наносят вред здоровью.

Учитывая, что эмоционально-волевая сфера дошкольников находится в стадии формирования, можно активно влиять на процесс повышения у них мотивации к здоровому образу жизни. Следовательно, очень важно научить ребенка заботиться о своем здоровье, формируя привычки, связанные со здоровым образом жизни.Безусловно оправданным с этой позиции является такое педагогическое кредо: «Минимум лекарств, минимум физиотерапии, максимум движений, воздуха, воды!»

Формирование у детей мотивации к здоровью и включение в физкультурно-оздоровительную деятельность на всех этапах образовательного процесса способствуют воспитанию положительной ориентации по отношению к здоровью, улучшению взаимопонимания между детьми и между детьми и взрослыми, снижает конфликтность, агрессивность, чувство изолированности, что положительно сказывается на психоэмоциональном состоянии, а значит, и на состоянии здоровья в целом.

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

• приобщение детей к физической культуре;

• использование развивающих форм оздоровительной работы.

Формы организации здоровьесберегающей работы:

самостоятельная деятельность детей

утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)

двигательно-оздоровительные физкультминутки

физические упражнения после дневного сна

спортивные праздники и развлечения

оздоровительные процедуры в водной среде.

Совместные досуги с родителями.

Особое внимание уделяется проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

медико-профилактические (проветривание групповых комнат, влажная уборка, кварцевание групп, применение спрея «Дыши»);

физкультурно-оздоровительные;

технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Технологии здоровьесбережения и здоровье обогащения педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Технологии валеологического просвещения родителей – задача данных технологий — обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.

Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности педагог, сотрудничая с семьей, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.

Воспитатель должен стать для детей носителем культурных ценностей, образцом для подражания. Он создает психологическую атмосферу в группе, задает настрой в течение всего дня. Насколько комфортно чувствует себя воспитатель, настолько комфортно и детям. Преобладание тех или иных эмоций в жизни человека ведет его к здоровью или болезни. От самочувствия воспитателя напрямую зависит здоровье детей, которые находятся рядом с ним.

Основная цель, которую ДОЛЖЕН ставить перед собой коллектив ДОУ — это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение двигательного статуса детей с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

В процессе нашей деятельности воспитатели должны решить следующие задачи:

• обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса;

• формировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах;

• реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;

• формировать основы безопасности жизнедеятельности;

• оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

Читайте также:  Вопросы по теме здоровье для школьников

Наиболее эффективнымиформами взаимодействия являются:

• гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами;

• занятия, прогулки, походы;

• совместные досуги с родителями и младшими школьниками;

• спортивные праздники и развлечения;

Медицинская сестра и воспитатели должны вести с семьями скрупулезную работу по повышению их гигиенической и педагогической культуры с тем, чтобы и дома, и в детском саду требования к воспитанию и оздоровлению дошкольников были согласованными.

Правильное питание – залог здоровья.

Преимущества питания ребенка в детском саду:

1. В отличие от многих семей в детском саду строго придерживаются регулярности в режиме питания, что способствует формированию правильного поведения ребенка в отношении пищи и обеспечивает более здоровую деятельность желудочно-кишечного тракта.

2. Прием пищи в коллективе способствует также нормализации отношения ребенка к пище (оптимизация времени приема пищи, коррекция сниженного аппетита).

3. В детском саду ребенок практически постоянно занят общением с ровесниками и воспитателем, что исключает интерес к дополнительным «перекусываниям» и повышает его интерес к основным приемам пищи. Фрукты и ягоды предлагаются на второй завтрак и полдник.

4. Разнообразие питания обеспечивается не за счет расширения ассортимента продуктов (риск аллергических реакций, пищевых расстройств, а за счет регулярной смены блюд из основных продуктов (крупы, овощей, мяса и. т. д.). Это обогащает вкусовое восприятие ребенка.

5. Если родители сумеют постоянно совмещать домашний режим питания и режим дня детского сада, то ребенок будет лучше подготовлен к последующей школьной жизни.

Из всего сказанного мной хочется сделать вывод о том, что все составляющие, безусловно, очень важны в формировании иммунитета и здоровья ребенка. Именно в детстве мы закладываем главную составляющую здоровья. На мой взгляд, наша работа с детьми и работа родителей поможет ребенку в дальнейшей жизни преодолеть все преграды, связанные со здоровьем.

«Поиск эффективных игровых технологий для развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 34» — комбинированного вида городского округа город Стерлитамак.

Взаимодействие с семьями воспитанников по физическому развитию и укреплению здоровья детей Семья – очень важное, очень ответственное дело человека, семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья, является.

Аналитическая справка о работе по сохранению и укреплению здоровья воспитанников ФИО педагога работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящие дети, амблиопия, косоглазие). Педагог внедряет в воспитательный.

Консультация для родителей «Самомассаж-еще один шаг к укреплению здоровья» На ушной раковине «обозначил» свое присутствие весь организм. У ослабленных детей воспаление среднего уха, или отит, не столь уж редкое.

Организация работы воспитателя по сохранению и укреплению здоровья детей Автор: воспитатель Образцова И. А. воспитатель Озёрина Е. Ю. «Дети — это цветы жизни» говорим мы, но вот все ли задумывались, что нужно для.

Перспективный план мероприятий по укреплению социального статуса семьи и семейных ценностей в средней группе Перспективный план мероприятий, посвященный укреплению социального статуса семьи и семейных ценностей в средней группе на 2015-2016 учебный.

Проект по укреплению и сохранению здоровья детей. «Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил и не свод требований к режиму, питанию, труду.

Программа по сохранению и Укреплению здоровья детей дошкольного возраста «Лесенка здоровья» ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ. Наименование программы Программа по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста «Лесенка здоровья», 2015.

Развлечение по укреплению психологического здоровья «Цветные клоуны» Ход развлечения: — Ребята, нам пришло приглашение в цирк. Кто самый весёлый цирке? Конечно, клоуны. — А вы хотите превратиться в клоунов?.

Работа с родителями по укреплению здоровья детей Работа с родителями по укреплению здоровья детей. Народная мудрость гласит: «Здоровье – всему голова». Трудно с этим не согласиться. Здоровье.

Источник

Adblock
detector