Меню

Поход как часть здоровья

Доклад на тему: «Туристические походы как форма активного отдыха, укрепления здоровья.
статья по физкультуре (9 класс) на тему

В материале повествуется об оздоровительной ценности туристических походов

Скачать:

Вложение Размер
9kl._turisticheskie_pohody_kak_forma_aktivnogo_otdyha.docx 204.85 КБ

Предварительный просмотр:

Туристические походы как форма активного отдыха, укрепления здоровья.

Походы являются эффективным средством активного отдыха, после рабочего восстановления и укрепления здоровья.

Оздоровительная ценность пеших туристических походов выходного дня определяется, прежде всего, сочетанием физических упражнений с пребыванием в естественных условиях. Пребывание на свежем воздухе в окружение красивых природных ландшафтов, активная мышечная деятельность эффективно стимулирует восстановительные процессы в организме, повышают настроение, способствуют приливу бодрости и сил.

Проведенные исследования говорят, что туристические походы оказывают на здоровье человека благоприятное воздействие, а именно:

  • Улучшение функционирования всех основных органов и систем организма;
  • Совершенствование функций внешнего и внутреннего дыхания:увеличение силы и мощности дыхательных мышц, жизненной ёмкости и максимальной вентиляции легких, создающих благоприятное условия для выполнения мышечной работы;
  • Возрастание мощности сердечной мышцы.

Продолжительная ходьба приводит к существенному увеличению объема циркулирующей крови, что способствует повышению эффективности многих ее функций.

У регулярно занимающихся пешим туризмом отмечается существенное увеличение количества эритроцитов и гемоглобина, благодаря чему кровь может принимать больше кислорода из воздуха.

При регулярных пеших походах, в организме усиливается образование митохондрий – главных энергетических станций организма, увеличиваются их размеры и количество. Это очень важно для обеспечения работоспособности и сопротивляемости организма вредным факторам.

Тренировка на выносливость улучшает функции эндокринной системы организма, занимающей важное место в общей адаптации и мобилизации энергетических и пластических ресурсов организма.

Положительный эффект пеших походов заключается также в тонизировании деятельности центральной нервной системы за счет нервных импульсов, которые возникают под влиянием умеренных мышечных сокращений.

Импульсы, идущие из мышц в центральную нервную систему, поддерживают тонус центров головного мозга, нормализуют соотношение процессов возбуждения и торможения. Кроме того, улучшаются окислительно-восстановительные процессы, снабжение кровью головного мозга, снимается утомление, быстрее восстанавливается затраченная во время работы энергия.

Пешие путешествия с переноской небольших грузов, в процессе которых практически участвуют в работе все основные мышечные группы, эффективно способствуют формированию гармонического телосложения и осанки, особенно в студенческом возрасте (до 25 лет), когда организм находится в процессе роста, обладает большой пластичностью и легко поддается преобразовательным воздействиям.

В процессе регулярных занятий пешим туризмом мышцы туриста становятся сильными, работоспособными и в то же время не гипертрофированными.

Важное значение во время пеших туристических путешествий имеет тесное общение путешественника с природой и непосредственное воздействие на организм природных факторов: воздуха, умеренной солнечной радиации, холодных воздействий, атмосферного давления, оздоравливающих факторов лесов и др.

Нахождение в лиственном лесу благотворно влияет на сердечно-сосудистую систему, пребывание в хвойном лесу очень полезно для профилактики инфекционных заболеваний, так как продуцируемые хвойными деревьями фитонциды убивают болезнетворные микроорганизмы. Особенно убийственны они для палочки Коха, вызывающей заболевание туберкулёзом.

Путешествия в горах эффективно способствуют повышению резистентности организма, его сопротивляемости воздействию самых различных неблагоприятных факторов среды.

Укрепляют здоровье и запахи трав, солнце, чистый воздух, особенно горный, пребывание у водоемов, в горах, где много отрицательно заряженных ионов, стимулирующих нервную и сердечно-сосудистую системы.

Длительное пребывание на открытом воздухе, особенно в походах с ночлегом под открытым небом и в палатках, способствует закаливанию организма.

Походы выходного дня, помимо оздоровительного, имею большое прикладное занчение. Прежде всего, они, при правильной организации подготовки к ним и их проведению, способствуют успешному формированию многих личностных качеств и навыков, необходимых для активной жизнедеятельности и высокопродуктивной работы в современных социально-экономических условиях.

Это интегральные качества личности:

  • Выносливость – способность длительное время выполнять самую разнообразную работу, не снижая её эффективности;
  • Уравновешенность (ровный темп в работе, ровный характер и настроение, спокойствие в обращении с людьми, сдержанность, выдержка и т.п.);
  • Активность (инициативность, энергичность, предприимчивость и т.п.)
  • Коммуникативность (контактность, общительность коллективизм,умение ладить с людьми).
  • Общая и силовая выносливость;
  • Ловкость.
  • Наблюдательность;
  • Объем, распределение, переключение, концентрация, устойчивость внимания;
  • Способность быстро проанализировать информацию, выбрать правильное решение и быстро его реализовать;
  • Оперативная и долговременная память
  • Эмоциональная устойчивость
  • Целеустремленность;
  • Дисциплинированность;
  • Инициативность;
  • Настойчивость;
  • Выдержка и самообладание;
  • Стойкость – способность выдерживать в процессе выполнения заданий большие трудности

Поскольку туристическая деятельность проводится большей частью в коллективе, когда одни зависит от другого, то в обязательном порядке требуется тактичность, внимательное отношение друг к другу, умение ставить интересы коллектива выше собственных. Все это предоставляет большие возможности для воспитания и самовоспитания моральных качеств: преданности коллективу, сознания общественного долга, коллективизма и товарищеской взаимопомощи, честности и правдивости, гуманного отношения к людям и др.

Большая ценность походов состоит также в том, что они способствуют удовлетворению естественных потребностей юношей к двигательной физической активности, тяге к новым, разнообразным романтическим ощущениям, стремлению к открытиям и самоутверждению, приносят радость неформального общения, позволяют студентам лучше раскрыть свои личностные качества, получить мощный заряд положительных стимулирующих эмоций.

Правильно организованные походы вносят важный вклад в общеобразовательную и прикладную подготовку их участников.

Во время своих путешествий, как по своей стране, так и в других странах, участники походов знакомятся со страной и её людьми, их жизнью, трудом, национальной культурой. Они расширяют свои знания в области ботаники, мира животных, геологии, географии, метеорологии, астрономии, сельского и лесного хозяйства, истории, культуры, искусства. Они также учатся пользоваться картой, компасом, адекватно реагировать на нестандартные условия, оказывать первую медицинскую помощь.

Туристические путешествия оказывают большую помощь в изучении истории и формировании мировоззрения, ведут к уважению и активной защите природных богатств.

Прикладное значение туристических походов выражается также в том, что они помогают активно формировать жизненно важные навыки:

  • Активного отдыха
  • Грамотных системных занятий физическими упражнениями, поддержания своей физической формы;
  • Рациональной ходьбы
  • Переноски небольших грузов
  • Жизнеобеспечения в нестандартных и экстремальных условиях природной среды

Из всего выше сказанного, очевидна полезность и необходимость организации и проведения туристических пеших походов, особенно для лиц находящихся ещё в стадии формирования индивида и личности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Туризм — самая массовая форма активного отдыха и оздоровления, одно из самых важных средств воспитания подрастающего поколения.Примечательно, что сама история зарождения туризма связана с детьми, со ш.

В нашей стране физическому воспитанию подрастающего поколения придается большое значение. Занятия физической культурой включены в учебные планы дошкольных учреждений, школ, училищ, высших учебных заве.

Общеизвестно, что туризм несет в себе огромный социально-культурный потенциал и является, прежде всего, важным элементом не только физической, но и экологической, нравственной, эстетической и др.

В данной статье кратко обозначена роль туризма и краеведения в познавательном развитии обучающихся; представлены формы и методы туристско-краеведческой деятельности, которые используются в развитии по.

В статье рассматривается поход как основная форма активного отдыха детей. Поход как средство физического, эстетического, трудового, морально-нравственного, патриотического воспитания подрастающего пок.

Адаптивная физкультура – это не просто комплекс физических упражнений, это целая система мероприятий, направленная на коррекцию физических и психических нарушений у детей с ограниченными возможн.

Источник

Наш туристический поход нам здоровье принесет
статья (старшая группа) по теме

Скачать:

Вложение Размер
nash_turisticheskiy_pokhod_nam_zdorove_prineset.docx 21.57 КБ

Предварительный просмотр:

«Наш туристический поход нам здоровье принесет!»

Надели кеды, взяли рюкзаки,

В глазах огонь и на щеках румянец!

Куда спешите вы, озорники?

«Идём в поход!» — ребята прокричали.

Удивительный мир природы… Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. В сердце каждого из нас с детства остаются нежные и щемящие воспоминания: узкая тропинка в лесу, пронизанном особым светом, наполненном звуками и запахами; тихий пруд с зелеными берегами и голубым отражением небес; золотистое поле пшеницы в знойный летний день; крошечный кузовок, доверху наполненный земляникой. Эти памятные картины согревают сердце во взрослой суетной жизни, соединяя тонкими невидимыми нитями с детством, где было так много света и красоты.

А если ничего этого не было и вы никогда не бродили по шелковым травам, не видели разноцветья лугов, не смотрелись в лесные озера — зеркала, не слышали соловьиных трелей, потому что детство было отгорожено от живой природы безразличным отношением к ней взрослых, дефицитом жизненного пространства, забором и строгим распорядком дня в дошкольном учреждении? К сожалению, обеднение природной среды не лучший признак нашей сегодняшней жизни.

Человек — часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной. Благодаря природе развивающийся организм постепенно накапливает здоровье и силы. Мир природы и мир движений, объединяясь, становятся мощным средством разностороннего развития ребенка в условиях психологического комфорта.

Уникальность детского туризма заключается в том, что им можно заниматься в любое время года. Летний сезон справедливо рассматривается как наиболее благоприятный для укрепления здоровья и физического развития детей. Красота природы в период ее расцвета, чистый свежий воздух, наполненный ароматами растений, река, солнце — все это оказывает благотворное влияние на нервную систему детей, укрепляет их организм.

В то же время лето таит и некоторые опасности для здоровья детей — опасность перегрева, снижения аппетита и общей расслабленности в жаркие дни, солнечного ожога, нервного перевозбуждения, утомления от излишних движений, неблагоприятного воздействия воды на детский организм при неумеренном пользовании ею.

Задача нашего детского сада — использовать благоприятные для укрепления здоровья и физического развития детей условия летнего времени и предохранить их от возможных опасностей. Эта задача успешно решается только совместными, дружными усилиями педагогического, медицинского и обслуживающего персонала и его своевременной подготовкой к летней оздоровительной работе.

Из всех форм организации физического воспитания в дошкольном учреждении именно прогулки — походы позволяют наиболее объективно спрогнозировать постепенное увеличение физических нагрузок. Следует учесть, что физическое напряжение во время похода определяется не только расстоянием и продолжительностью пути. Большое значение имеет состояние дороги, темп и качество ходьбы, включение таких интенсивных движений, как бег, прыжки, частота и продолжительность отдыха. Поэтому один и тот же маршрут может обеспечить разный уровень нагрузки.

Старшие дошкольники – самый любопытный и пытливый народ. Им все занятно в этом мире, высок их познавательный интерес, желание научиться новому, им пока еще интересно быть рядом со взрослыми. Важно не упустить этот период, позволяющий заложить основы здорового образа жизни и нравственных начал. В процессе подготовки к пешему походу дети в непосредственно образовательной и совместной деятельности со взрослыми познают основы краеведения, начала экологической культуры. Старшие дошкольники овладевают специальными терминами: турист, палатка, рюкзак, спальный мешок, компас, маршрут, карта и т. д. Экспериментально – исследовательская деятельность помогает установить закономерности в явлениях окружающего мира, дошкольники узнают об особенностях своей малой родины.

Поход с детьми на природу требует тщательной подготовки, соблюдения техники безопасности. Прежде всего, проверяется запрограммированный маршрут. Инструктор по физкультуре накануне похода обследует дорогу, места стоянок и игр, измеряет расстояние, определяет время движения. Важно предусмотреть все мелочи, найти удачное сочетание различного рода физических нагрузок с отдыхом; продумать, какие движения целесообразнее использовать на тех или иных участках дороги с учетом естественных препятствий.

Разнообразие движений, используемых ребенком в своей деятельности, является важным показателем не только его двигательного, но и общего развития. Поэтому во время прогулок-походов предоставляем детям возможность полной свободы движений. Уж если им посчастливилось оказаться в лесу, то пусть они взбираются на деревья, проверяя свою ловкость, крепость рук; состязаются в быстроте, силе, выносливости; достают высоко расположенную ветку, подпрыгнув с места или с разбега; перепрыгивают через канавку; бросают шишки, желуди в дерево, пень или как можно дальше. От нас требуется лишь одно — надежная страховка.

Перед выходом на прогулку говорим детям: «Отправляемся в поход, сколько нас открытий ждет! Девиз нашего похода: «Кто в походе не бывал – лета не видал!». Главное в походе держаться всем вместе, «Все за одного – один за всех», «Птица сильна крыльями, а человек дружбой».

С походной песней группа выходит с территории детского сада. Встречающееся препятствие, канаву, ребята преодолевают, проходя по доске. Инструктор по физкультуре оценивает их действие, поощряет тех, кто помогает товарищу. Впереди автодорога. Дети закрепляют правила перехода. Пройдя 1 км, дети подходят к оврагу. Инструктор обращает внимание на красоту окружающей природы, рассматривают разные травы, цветы, уточняют их название: одуванчик, чистотел, крапива, земляника. Воспитатели объясняют детям, что эти растения лекарственные, рвать их без надобности нельзя. Они напоминают, что при сборе лекарственных растений, нельзя вырывать их с корнем, нельзя ломать ветки, рассказывают детям, как правильно высушивать и использовать растения. Встречающиеся по пути лекарственные и ядовитые растения дети сравнивают с карточками – иллюстрациями. Главное, затронуть душу ребёнка, вызвав у него восхищение многообразием и красотой природы.

Спустившись на поляну, ребята складывают рюкзаки в условное место. Все отдыхают, пьют компот, сок, едят фрукты, обмениваются впечатлениями.

Незабываемые ощущения вызывает ходьба по высокой траве. Разные способы ходьбы (скользящим шагом, крадучись, кружась на месте и др.) приводят к разным звуковым эффектам, что усиливает интерес детей к их повторению. С удовольствием дети выполняют имитационные движения. Дети подражают движениям птиц, которых они видят, ветру, изображают дерево, зверей, спрыгивают с пенечков, бросают шишки в различные цели. Мы проводим подвижные игры с использованием природных условий, элементы дыхательной гимнастики «Вдыхаем ароматы цветов» и др.

Кто-то играет в футбол, кто-то просто сидит и общается с друзьями. А часть ребят решила совершить прогулку по берегу речки. Сколько тут интересного! Дети просто засыпали нас вопросами. Особый интерес вызвало полусгнившее дерево, рассыпавшееся на тонкие пластинки, а также деревцо, кора которого была обглодана неизвестным животным. Вот так простая прогулка и попытка ответить на непонятные вопросы может являться стимулом к познанию мира. А вот переход через речку по самодельному мостику из веток и автошин был для детей маленьким приключением.

Затем мы предлагаем детям отправиться на поиски таинственного секрета (конфеты).

Перед уходом со стоянки дети вместе с воспитателем собирают материал для гербария, осторожно складывают в полиэтиленовые мешочки. Инструктор говорит детям, что это подарки, который будет напоминать о походе. В заключении, мы запускаем в небо воздушного змея. Обратный путь преодолевается короткой дорогой.

Подведение итогов мы проводим в форме устных высказываний каждого участника похода о его результатах, о тех или иных случаях, о товарищах.

На одно и то же место мы ходим в поход не один раз. В повторных походах уточняются, закрепляются и расширяются представления детей о том, что они видели ранее; дети имеют также возможность сравнить, сопоставить, сделать с помощью воспитателя выводы, заключения, наблюдая знакомый уже предмет в другое время дня или в новой ситуации.

Мы считаем, что дать ребятам возможность освоить все премудрости пешеходного туризма — значит дать им путевку в большой туризм, на всю жизнь привить им страсть к путешествиям, к познанию, к самосовершенствованию. Необходима оценка результативности каждой прогулки-похода — это поможет увидеть все плюсы и минусы организации путешествий в природу в целом и способствовать их совершенствованию. Что принять за критерии оценки? Настроение и самочувствие детей, а также то, с какими впечатлениями дети вернулись из похода. Если они обсуждают увиденное, рассказывают о нем, сохраняют принесенные дары, значит, поход был удачным.

Мы стараемся делать так, чтобы эти воспоминания были очень яркие и позитивные, что бы опыт, полученный в походе похода, пригождался не только в лесу или на даче, но и в «Большой жизни». Ведь умение налаживать контакт, оказывать поддержку, принимать помощь, быть «здесь и сейчас», не оставаться равнодушным к окружающему миру, эффективно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию, принимать решения, быть нужным и важным — все эти умения и навыки нужны и важны туристу, но и в повседневной жизни они важны не меньше.

«Институтом усовершенствования» называют туризм, потому что он дает человеку знания, развивает ловкость, находчивость, выносливость, дарит здоровье и дружбу, воспитывает чувство ответственности за охрану природы и окружающего мира.

Следует отметить, что полноценное общение с природой, насыщенное познавательным интересом и приятными переживаниями, вызывает у ребёнка общее состояние гармонии, душевного равновесия. А это — ничто иное, как психическое здоровье, который укрепляет организм в целом и является основой физического здоровья.

  1. Бочарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста: Пособие для родителей и воспитателей.- М.:АРКТИ, 2003.– 96 с.
  2. Бочарова. Н.И. Туристические прогулки в детском саду, — Москва, 2004.
  3. Земскова – Названова Л. Люби и знай родной свой край: занятия по краеведению с малышами. – М., 2006.
  4. Китаева О.И. Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам здоровьесбережения. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/604649/.
  5. Куликов В. Словарь юного туриста. – М.,2006.
  6. Остапец А. Педагогика массовых туристко – краеведческих форм работы с детьми. – М., 1999.
  7. Палазоло В. Лучшие игры на воздухе. – М., 2006.

Данные об авторах:

Солина Татьяна Алексеевна, инструктор по физической культуре высшей квалификационной категории МБДОУ «ЦРР – Д/с № 50 «Непоседа» г.Новочебоксарск, Чувашская Республика.

Яковлева Елена Юрьевна, старший воспитатель первой квалификационной категории, МБДОУ «ЦРР – Д/с № 50 «Непоседа» г. Новочебоксарск, Чувашская Республика.

Источник

Читайте также:  Чем полезен кагор для здоровья женщины
Adblock
detector