Меню

Подросток с ограниченными возможностями здоровья

ОВЗ I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII видов и их расшифровка

Расшифровка категорий ОВЗ в образовании

Педагогическая расшифровка видов ОВЗ изложена в Федеральном Законе об образовании РФ. Он описывает специфику категорий «особых» школьников и специальные условия для получения образования каждой из них. Особенности развития диагностируются ППМК. К ним относятся нарушения зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития (ЗПР), нарушения интеллектуального развития, расстройство поведения и общения, в том числе РАС и СДВГ, комплексные нарушения развития.

При их подтверждении ППМК рекомендует конкретные специальные условия обучения ребенка.

Расшифровка категорий ОВЗ в медицине

Медицинская расшифровка категорий ОВЗ дана в «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков. МКФ-ДП» Всемирной организации здравоохранения. Нарушениями она называет проблемы при развитии физиологических и (или) психологических функций организма (умственные,сенсорные, речевые) и его структур (нервная, пищеварительная, эндокринная, сердечно-сосудистая, иммунная, дыхательная системы), их существенные отклонения и утрату. К формам нарушений относятся также задержки и отставание в процессе развития детей и подростков.

МКФ-ДП определяет 5 уровней нарушений в процентном соотношении (от 0-4 % – при отсутствии или незначительных нарушениях, до 96-100% – при абсолютных) и 4 уровня задержек, учитывая, что задержки могут исчезнуть. Нарушения и задержки регистрируются по кодам, присвоенным функциям и структурам организма, способностям к обучению и применению знаний на практике, социальным отношениям и влиянию окружающей среды. Классификация опубликована на сайте ВОЗ.

Сводная таблица «Классификация детей с ОВЗ» сайта rosuchebnik.ru дает более подробное описание особенностей всех категорий ОВЗ.

ОВЗ по ФГОС

Виды ОВЗ по ФГОС определены в соответствии с вариантами адаптированных основных образовательных программ (АООП) для «особых» учеников.

глухие, 4 варианта АООП НОО

слабослышащие, 3 варианта

слепые, 4 варианта

слабовидящие, 3 варианта

с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), 4 варианта

с задержкой психического развития (ЗПР), 3 варианта

с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), 3 варианта

с расстройствами аутического спектра (РАС), 4 варианта

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 варианта(3)

ФГОС рекомендует обучать таких детей в инклюзивных школах и Центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС). Центры ППМС чаще всего организуются на базе коррекционных школ и постепенно приходят им на замену. Вместе с тем, коррекционные школы 8 видов продолжают выполнять свою миссию. Познакомимся с категориями их воспитанников.(2)

I категория. Неслышащие, глухие дети без речи

Дети с глубоким стойким двусторонним нарушением слуха: рано потерявшие слух, родившиеся со слуховыми нарушениями или потерявшие слух до периода развития речи. Они не воспринимают речь и не могут самостоятельно ею овладеть. Чтобы разговаривать, им необходимо специальное обучение. Такие дети воспринимают мир зрением и осязанием. Их мыслительные процессы основаны не на речи, а на образах и действиях. Поэтому им трудно определять причины и следствия, свойства и отношения. Их внимание и память характеризуются неустойчивостью и низким объемом из-за утомляемости.

В обучении речи главную роль играет специальная акустическая и сурдоаппаратура. И хотя речь остается неразвитой, преобладают слова, обозначающие предметы и очень мало слов, описывающих качества и движение, они все же могут говорить. Пусть и допуская ошибки в звуках, заменяя слова похожими по звучанию.

Между собой дети общаются жестами и пытаются перенести такое общение в мир слышащих, имитируя жестикуляцией и мимикой разные объекты и их признаки. Иногда это воспринимается как агрессия, и идет такой же агрессивный ответ. Это одна из причин, почему дети с глухотой обладают низкой самооценкой.

II категория. Слабослышащие дети

Дети с частичной потерей слуха, тугоухостью и различной степенью недоразвития речи. Дети, сохранившие остаточный слух и самостоятельную речь . Они продолжают накапливать словарный запас.

Развитие их психических и познавательных процессов зависит от того, насколько рано они потеряли слух. Сохраненный низкий уровень слухового восприятия создает иллюзию, что на него можно опереться, но полученная информация очень искажается.

Читайте также:  Здоровье как медицинская категория

Главная задача при их обучении — развивать зрительное восприятие и учить концентрироваться на губах говорящего, параллельно обучая чтению. Как следствие, повысится устойчивость внимания и начнет развиваться наглядная память.

В отличие от глухих детей, слабослышащие имеют высокую и даже завышенную самооценку, поскольку любое малейшее их достижение воспринимается окружающими взрослыми как невероятный успех.

III и IV категории. Нарушения зрения (рассматриваются вместе)

Дети незрячие, в том числе слепорожденные и ослепшие до 3-х лет, слабовидящие и поздноослепшие, с косоглазием и амблиопией.

Слепые дети воспринимают окружающий мир исключительно слухом и осязанием, имеют повышенную вибрационную чувствительность. Сохранившие остаточное зрение через смутные и искаженные образы. Такой способ познания обедняет мыслительные процессы, мешает их целостности. Дети с трудом определяют расстояние, местоположение не только объектов, но и собственное. В итоге не имеют четких уверенных суждений.

Обучение данной категории основано на создании у них полисенсорного опыта: отсутствующий анализатор заменяется активизацией других. В первую очередь, с помощью речи. Но нужно учитывать, что слабовидящие дети приобретают речевые навыки позже своих здоровых сверстников, их лексика бедна и произносимые слова не всегда совпадают с реальными образами. Любое вербальное описание для них требует осязательного исследования.

Учеба развивает их неустойчивое внимание, не имеющее целевой направленности. Повышается его объем, концентрированность и произвольность. То же и с памятью, в первую очередь, словесно-логической.

Слепые и слабовидящие дети бывают конфликтны, несдержанны, не имеют целей. Но общение, совместные учебные и трудовые дела с видящими ровесникам развивают у них самостоятельность и конкурентоспособность.

V категория. Тяжелая речевая патология

Дети немые, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия. При алалии сохраняется нормальный слух и интеллект, но из-за органических поражений речевых областей головного мозга нарушается развитие речи. Появляются аграмматизмы, трудности при чтении и письме, снижается словарный запас.

Афазия характеризуется разрушением уже сформировавшейся речи, когда поражен двигательный или речевой центр головного мозга. В первом случае речь полностью отсутствует или сохраняется в виде отдельных фраз и слов с дефектами произношения. Во втором — нарушается дифференцированное восприятие звуков и слов. Ребенок перестает понимать, что ему говорят, но нормально воспринимает неречевые звуки.

Дизартрия и ринолалия — это нарушение произношения. При дизартрии – из-за недостаточного развития речевого аппарата, при ринолалии – из-за анатомических дефектов строения органов артикуляции. В результате страдают все психические процессы, за исключением логической, смысловой и зрительной памяти.

Обучение проходит через развитие моторики с помощью гимнастики, ритмики, музыки. В результате восстанавливается устойчивый познавательный интерес и адекватная самооценка.

Источник

Основы работы с подростком, имеющим ОВЗ

Работа с подростком достаточно сложный процесс…

…а если он имеет еще и ОВЗ, тогда его окружение должно быть особенно внимательным. В подростковом возрасте ограниченные возможности здоровья могут стать стартовой площадкой, для понимания себя и принятия таким, какой есть. Но неправильно поставленная работа с таким человеком может стать и основой для его углубленного психического отклонения, выращенного на фоне основного заболевания и отношения с окружающими.

Развитие личности подростка с ограниченными возможностями

Личность, осознанность, понимание себя у подростка с ОВЗ должно быть уже заложенным ранее, даже если его ограниченные возможности здоровья приобретенное и возникло недавно. Основная задача окружающих его родных людей и педагогов – оказывать правильное влияние, подталкивать, подсказывать, помогать прийти к нужным мыслям и давать рекомендации по жизнестойкости. Обычное взросление проходит в возрасте от 12 до 17 лет, основной период в который закладываются отношение к окружающему миру, оно основывается на многих аспектах:

  • взаимоотношения в семье;
  • отношения с ровесниками;
  • наличие в семье других детей;
  • успехи и поражения в учебе и любых делах;
  • программа развития, выбранная родителями и педагогами;
  • особенности здоровья и развития;
  • психологическое окружение;

Этот список можно продолжать бесконечно, практически любой случай и ситуация могут лечь в основу отношения подростка к окружающему миру, поэтому важно следить за тем чтобы он правильно воспринимал то, что происходит вокруг него. При этом особенности здоровья и развития никогда не стоят на первом месте и их нельзя туда ставить. Чем меньше будет акцентироваться внимание на особенности ребенка, тем легче ему будет общаться с окружением.

Читайте также:  Малюгина 98 72 кдц здоровье режим работы

Особенности создания программы психологической реабилитации для подростка с ОВЗ

Педагогическая психология рассматривает детей с ОВЗ как отдельную категорию. Для них разрабатывается отдельная программа развития, не только учебная, социальная, но и для коррекции эмоционального состояния подростка. От нее отталкиваются не только преподаватели, но и родители. Поэтому вся семья проходит консультации у профессиональных психологов, как вместе с ребенком, так и без него. Главная задача окружения создать правильную психологическую обстановку для подростка с ОВЗ.

Работа в таком случае включает в себя несколько этапов:

  • диагностика;
  • получение характеристик от людей, работающих с ребенком;
  • анализ прогресса;
  • разработка новой программы на определенный срок;
  • консультация семьи и пациента;
  • выдача рекомендаций для профессиональных педагогов, работающих с подростком.

Программа коррекции, обучения и реабилитации включает в себя в большей степени индивидуальный план, помогающий ребенку добиться успеха в социализации, коммуникации, а потом уже развитии и учебе. На основе рекомендация профессиональных психологов и медиков, разрабатывается учебный план, включающий в себя как образование, так и коррекцию психического и эмоционального развития.

Психологические аспекты расстановки жизненных приоритетов подростка с ОВЗ

Мотивация и правильная расстановка жизненных приоритетов подростка с ОВЗ имеет первостепенное значение. Только в таком случае из детей с ограниченными возможностями здоровья можно вырастить полноценных членов общества. Не настолько важен уровень интеллектуального развития, если человек может полноценно сосуществовать с окружающим его обществом.

Поэтому задача родителей, врачей и педагогов правильно сформировать жизненные приоритеты подростка:

  • доброту;
  • понимание окружения;
  • патриотизм;
  • стремление к развитию;
  • принятие себя;
  • желание занять свое место в обществе.

К сожалению, толерантность общества недостаточно развита, поэтому как подростку, так и его семье еще придется столкнуться с неприятием общества, границами и барьерами, которые придется преодолевать. Основная цель преподавателей и семьи, правильно мотивировать ребенка и научить адекватно, оценивать действия окружающих его людей.

Основные проблемы психологического развития ребенка с ОВЗ в подростковом периоде

Ребенок с ОВЗ сталкивается с препятствиями на всех этапах своей жизни и если с его физическими и физиологическими недостатками можно справиться, то психологическое развитие полностью зависит от окружения.

Основной кризис ребенка с ОВЗ начинается в периоде с 7 до 16-17 лет. То есть, когда он должен оторваться от семьи и учиться в коллективе. Когда родители выбирают дистанционное образование, ограничивая ребенка от общения с социумом, это не может дать ему правильное социальное развитие. Поэтому наилучшей в ситуации с ограниченными возможностями является интегрированное обучение. Оно возможно в специальном учебном заведении, при тяжелой форме заболевания, либо в обычной школе с помощью инклюзивной интеграции.

Проблема психологического восприятия в пубертатном периоде, начинается примерно с 12 лет, когда подросток, начинает осознавать свои:

  • сексуальность;
  • положение в обществе;
  • отношение окружающих;
  • социальные ограничения;
  • отставание в развитии;
  • особенности из-за заболевания.

Даже ребенок без генетических, физиологических и психических отклонений в этот период сравним с костром на лесной опушке, способным перерасти в пожар при едином порыве ветра, а подросток с проблемами, изначально делающими его особенным, тем более.

Основные принципы построения программы реабилитации подростка с ОВЗ

Построение программы реабилитации проводится с помощью специалистов нескольких направлений психологов, медиков, педагогов. Они должны в индивидуальном порядке, отталкиваясь от особенностей определенного человека, составить программу реабилитации и развития для подростка с ОВЗ.

Читайте также:  Духовно нравственное здоровье младшего школьника

Основные принципы построения программы:

  • определение персональных потребностей;
  • формирование задач на определенный период;
  • подбор методик, для работы с ребенком;
  • подбор специалистов для реализации программы;
  • консультирование семьи и работающих с ребенком специалистов;
  • разработка и утверждение плана действий на определенный период;
  • промежуточная коррекция программы.

Единой методики построения программы реабилитации и развития не существует, так как статус ОВЗ включает в себя заболевания разных типов. Программа должна учесть медицинскую реабилитацию, психологическую помощь, развитие и социализацию ребенка.

Разработка и выполнение программы делится на несколько этапов

Обязательные этапы разработки и прохождения реабилитационной программы для подростка с ОВЗ

Этап Что делают специалисты Что требуется от семьи подростка
базовая диагностика собирают полную информацию о пациенте пройти медицинскую комиссию;

обязательно пообщаться с психологом консилиум на консилиуме принимается решение о том, какие задачи ставятся перед ребенком педагогами дожидаться решения консультация профильные специалисты должны предоставить полную информацию по разработанному плану всем, кто будет задействован в его выполнении все члены семьи иногда с пациентом, иногда без него, должны прислушаться к рекомендациям, посетить консультации и лекции, если это потребуется коррекционная работа все задействованные в плане специалисты, действуют строго по разработанной программе дети придерживаться поставленных задач;

родители контролируют восприятие ребенка, в случае затруднений обязательно консультируются с профильным специалистом промежуточная и окончательная диагностика проверка прохождения программы, коррекция на промежуточных этапах даже в случае полноценного освоения поставленных задач, родители обязательно должны приводить пациента на консультации со специалистами выдача заключения по окончанию программы, составляется полный анализ ее прохождения, выдаются рекомендации для разработки и прохождения следующей программы. полученные рекомендации следует изучить и направить к специалисту занимающимся разработкой следующей индивидуальной программы, если не наступило выздоровление

Применение ПАВ при работе с подростками с ОВЗ

В подростковый период, ребенок сталкивается с физиологическим взрослением, связанным с изменением гормонального фона. Профильные врачи, а также психологи в это время должны контролировать состояние пациента. В некоторых случаях родителям рекомендуется ПАВ терапия – дополнительный прием препаратов, моделирующих психику подростка.

Если врачи считают такое воздействие целесообразным, нельзя от него отказываться, но при этом надо убедиться в том, что оно действительно нужно. Для этого стоит проконсультироваться у нескольких специалистов данного направления. Всегда надо помнить о том, что окончательное решение о приеме препаратов, виде лечения и прохождению программ до совершеннолетия принимают родители. Специалисты могут только рекомендовать их.

Работа педагога с ребенком с ОВЗ

Задачи педагогов, в подростковом периоде, не только повышение уровня знаний. В подростковом периоде, каждому ребенку они обязаны помочь определиться в жизненными приоритетами. Мотивировать к саморазвитию и помочь с профориентацией, чтобы в дальнейшем направить развитие и сознание подростка в нужную сторону. Кроме того, он должен регулировать его восприятие и отношения с окружающими его одноклассниками, так как правильный психологический фон – половина успеха.

План реабилитации, развития и образования должен разрабатываться комплексно

План развития детей с ОВЗ в любом возрасте должен составляться комплексно с учетом множества факторов. Только таким образом можно будет добиться гармоничной реабилитации. Он должен учитывать множество факторов, которые смогут сбалансировать в плане только несколько профильных специалистов, которые соединят воедино:

  • терапию для лечения или поддержки при хроническом заболевании;
  • образовательную программу для интеллектуального развития;
  • психологическую программу для социальной и психологической адаптации.

При его создании и реализации задействуется множество людей, которые помогают семье и пациенту, правильно использовать время до окончания учебного заведения и достойно войти во взрослую жизнь.

Источник

Adblock
detector