Подготовка педагогов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Факультет информатики Шадринского государственного педагогического университета
Понятие об инклюзивном образовании
Уже очень давно изучается проблема инклюзивного образования, и с каждым годом она становится все более актуальной. Инклюзия становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Все имеют право на образование, не зависимо от расы, пола, национальности, возраста и состояния здоровья. В школах появляются специальные классы для детей с отклонениями в здоровье, а также в некоторых обычных классах могут обучаться 2-3 ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Для обучения таких детей учитель должен обладать набором особенных качеств и умений. Поэтому не мало важной частью является подготовка студентов педагогических вузов к работе с детьми с отклонениями, развитие качеств, взглядов и компетенций в данной сфере у будущего педагога.
Для начала разберемся с основными понятиями «инклюзия» и «инклюзивное образование».
Инклюзия – процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь. Инклюзия предполагает разработку и применение конкретных решений, которые позволят каждому человеку равноправно участвовать в общественной жизни [3].
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [2].
Личностные и профессиональные качества педагога
Личностные качества, отношение к окружающему миру и людям закладываются с детства родителями. Казалось бы, если человек с ранних лет жесток, не тактичен и совершенно не воспринимает окружающих его людей, то как из него может вырасти хороший человек. А если такой решит стать преподавателем, как же он будет обращаться с детьми, тем более с детьми инвалидами. Но не все так плохо, каждый студент является уже более или менее взрослым человеком, который может думать своей головой и понимать, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Возможно, перевоспитать такого человека будет почти невозможно, но развить в нем какие-либо новые качества и дать понять всю важность данной проблемы можно. Для подготовки будущих педагогов требуется в первую очередь преобразование ценностных приоритетов у студентов. Необходим более высокий уровень толерантности, эмоциональной стабильности, понимания.
Спектр профессионально-личностных характеристик будущего учителя включает гуманистическую направленность личности, ответственность, субъективность, автономность, креативность, рефлексивность [1].
Гуманистическая направленность личности состоит в заботе педагога о развитии каждого ученика, о профилактике конфликтных ситуаций. В инклюзивном образовании учитель несет ответственность за самочувствие ребенка в школе, за сохранение его психологического здоровья, за реализацию потенциальных возможностей.
Субъективность является особо важным качеством в инклюзивном образовании при выборе моделей поведения вопреки имеющимся традициям школы. Субъективность выступает как осознание будущим педагогом того, что он является основным организатором собственной профессиональной деятельности. При взаимодействии с детьми педагог должен быть готов к самоизменению, самокоррекции, а также к изменению педагогических условий.
Имеет большое значение и рефлексия. Она способствует преодолению стереотипов путем их анализа и осмысления.
Традиционной характеристикой педагога является его креативность. В данной профессии требуется оригинальность, неповторимость и гибкость.
Успех взаимодействия учителя и ученика предполагает отказ от оценочных клише. Эмпатия является одним из критериев успеха во взаимоотношениях с детьми, имеющими отклонения в здоровье.
С целью формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов в некоторых вузах включены курсы, обеспечивающие изучение психолого-педагогических особенностей различных категорий детей с нарушениями в развитии и формирование готовности к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Для работы с данной категорией детей нужны особые знания особенностей физического и психологического развития детей с ограниченными возможностями здоровья [3].
Особенности требований к профессионально-личностным качествам педагога, при работе с детьми, имеющими ограничения по здоровью
По мнению С.И. Сабельниковой [2], в рамках инклюзивного образования для личностной и профессиональной подготовки педагогического коллектива общеобразовательного учреждения необходимы:
1) знания педагогов о том, что такое инклюзивное образование, каковы его особенности и в чем его отличие от других форм образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
2) знание психологических, личностных и возрастных особенностей развития детей в условиях инклюзивного образования;
3) знание методов проектирования педагогического процесса для грамотного построения психологического и дидактического совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих особых образовательных потребностей;
4) умение грамотно взаимодействовать со всеми субъектами образовательного процесса
Работники образовательного учреждения, прежде всего, должны быть готовы к созданию благоприятной среды для обучения детей с ОВЗ в массовых школах, а также, быть готовым к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.
Выделим основные компетенции педагога [3].
Таким образом, данная проблема является очень важной, ведь выпускники вузов почти не готовы к работе в инклюзивной среде. Опираясь на различные опросы, можно отметить, что многих выпускников пугает работа в данной сфере, они не знают, как себя вести, многие испытывают негатив, тревогу и подозрительность. Уже с первого курса студенты педагогических вузов должны изучать предметы, которые помогут им понять специфику инклюзивного образования и узнать обо всех особенностях детей с ОВЗ. Должны преподаваться не только правила первой помощи в стандартных ситуациях, но и в ситуациях, когда пострадавшим может стать особенный ребенок, нужно особое медицинское направление подготовки. Также в курс педагогики, психологии и методики образования стоит включить больше информации об особенностях обучения детей с отклонениями в развитии, разбирать различные методы и ситуации не только на примере нормально развивающихся детей.
Источник
Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования.
статья на тему
В статье рассматриваются вопросы подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования
воспитатель МБДОУ д/с №3
На современном этапе развития общества, в связи с реформами в образовании остро встал вопрос о введении инклюзивного обучения. Это предполагает получение образования детьми со специальными потребностями и ограниченными возможностями здоровья в школах и детских садах общего типа – совместно с нормально развивающимися сверстниками.
Распространение в нашей стране процесса инклюзии детей с ограниченными возможностями психического и физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с Законом об образовании.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования содержание коррекционной работы и/ или инклюзивного образования включается в образовательную программу дошкольной организации. Данный раздел содержит специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.
В новых социальных условиях, работая по новым образовательным стандартам, педагогический состав учреждений должен овладеть необходимыми знаниями в области коррекционной и специальной педагогики.
Различные аспекты проблемы развития профессиональной компетенции и профессиональной готовности педагогов являлись предметом исследования как отечественных, так и зарубежных ученых.
Б. С. Гершунский, В. И. Журавлев, Э. Ф. Зеер, В. В. Краевский, М. Н. Скаткин считают, что для профессиональной подготовки педагога необходим не только запас знаний, но и научно-педагогическая составляющая.
Другой точки зрения придерживаются В. А. Адольф, Н. Ф. Ильина, О. Н. Никитина. Ученые рассматривают процесс подготовки педагога к работе в условиях инклюзивного образования с позиции развития личности самого педагога. Они исходят из того, что только в условиях интенсивно развивающей образовательной среды будет обеспечена самостоятельность и учебная активность, способность проектировать собственные образовательные пути.
По мнению В. А. Сластенина и Л. С. Подымова, подготовка педагога состоит из последовательных этапов:
- развития творческой индивидуальности;
- овладения основами методологии научного познания и педагогического исследования;
- освоения технологии инновационной деятельности, практической работы по введению новшества в педагогический процесс;
Подготовка педагогов к оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в данное время становится очень актуальной.
В своих работах С. И. Сабельникова отмечает, что для профессиональной и личностной подготовки педагогов необходимы следующие психолого-педагогические знания:
- представление и понимание того, что инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования;
- знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды;
- знание методов психологического и дидактического проектирования образовательного процесса для совместного обучения детей с нарушенным и нормальным развитием;
- умение реализовывать различные способы педагогического взаимодействия между всеми объектами образовательной среды (с детьми по отдельности и в группе, с родителями, коллегами-педагогами, специалистами, руководством).
Таким образом, подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования – это творческий процесс формирования и развития профессиональной компетентности педагогов, включающий мотивационный, гносеологический, проективный, перцептивно-рефлексивный и деятельностный компоненты.
Современная педагогика для определения готовности педагога вводит понятие профессиональной компетентности (А. К. Маркова, В. И. Кашницкий, Л. А. Петровская, В. А. Сластенин и др.), которое выражает единство теоретической и практической готовности педагогов к осуществлению педагогической деятельности и характеризует их профессионализм.
Исследователи, изучавшие природу компетентности, обращают внимание на ее многогранный и системный характер. Поэтому понятие « профессиональная компетентность педагога» в научных трудах трактуется по-разному.
В последние несколько лет особое внимание ученых обращено на субъективно-личностный аспект развития профессиональной активности и реализации инициативы педагогом как субъектом профессиональной педагогической деятельности.
Что касается специфики профессиональной компетенции педагогов, реализующих процесс инклюзивного обучения, то эта отдельная область еще недостаточно исследована.
Появились научные работы по формированию инклюзивной компетентности педагогов в процессе профессиональной подготовки. Так, И. Н. Хафизуллина понимает инклюзивную компетентность будущих педагогов как составляющую их профессиональной компетентности, включающую ключевые содержательные и функциональные компетентности.
Автор в структуру инклюзивной компетентности включает мотивационный, когнитивный, рефлексивный и операционный компоненты . Мотивационный компонент инклюзивной компетенции педагогов включает мотивационную компетентность, характеризующуюся глубокой личностной заинтересованностью, положительной направленностью на осуществление педагогической деятельности в условиях включения детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников, совокупностью мотивов (социальных, познавательных, профессиональных, личностного развития и самоутверждения, собственного благополучия и пр.). Мотивационная компетентность определяется как способность на основе совокупности ценностей, потребностей, мотивов, адекватных целям и задачам инклюзивного обучения, мотивировать себя на выполнение определенных профессиональных действий.
Когнитивный компонент инклюзивной компетенции педагогов включает когнитивную компетентность, которая определяется как способность педагогически мыслить на основе системы знаний , необходимых для осуществления инклюзивного обучения и опыта познавательной деятельности, способность воспринимать, перерабатывать в сознании, сохранять в памяти и воспроизводить в нужный момент информацию, важную для решения теоретических и практических задач инклюзивного обучения.
Рефлексивный компонент инклюзивной компетентности педагогов включает рефлексивную компетентность, проявляющуюся в способности анализа собственной учебной, квазипрофессиональной, профессиональной деятельности, связанной с осуществлением инклюзивного обучения, в ходе которого осуществляется сознательный контроль над результатами своих профессиональных действий, анализ реальных педагогических ситуаций .
Операционный компонент инклюзивной компетентности педагогов включает операционные компетентности, которые определяются как способность выполнения конкретных профессиональных задач (обучения, воспитания и развития ребенка) в педагогическом процессе и представляют собой освоенные способы и опыт педагогической деятельности, необходимые для успешного осуществления инклюзивного обучения, разрешения возникающих педагогических ситуаций, приёмов самостоятельного и мобильного решения педагогических задач, осуществления поисково-исследовательской деятельности.
В данном исследовании акцент сделан на подготовку будущего педагога, а профессиональные запросы педагога-практика, столкнувшегося с проблемами обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, остаются нерешенными.
Анализ форм организации, программных и методических материалов, предлагаемых разными вузами, свидетельствует, что не разработана профессиограмма педагога инклюзивного образования, не определены оптимальные формы и сроки подготовки педагогов к новым условиям профессиональной деятельности, ее содержание, учебно-методические материалы и др. Подготовка педагогов для реализации инклюзивного образования в основном направлена на формирование знаний об особенностях детей и подростков с нарушениями развития и учета их в педагогическом процессе. При этом значительно меньше внимания обращается на профессионально-личностную готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми ОВЗ включает профессионально-гумманистическую направленность личности, в том числе ее профессионально-ценностные ориентации, профессионально-личностные качества и умения.
Профессионально-гумманистическая направленность личности проявляется в осознании педагогом гуманистических ценностей профессиональной деятельности, удовлетворенности ею, целеустремленности в овладении профессиональным мастерством, действенности и активности личности в достижении гуманистических целей и задач воспитания и обучения детей.
Педагог, готовящийся работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен принять следующую систему профессионально-ценностных ориентаций: признание ценности личности человека независимо от степени тяжести его нарушения; направленность на развитие личности человека с нарушением в развитии в целом, а не только на получение образовательного результата; осознание своей ответственности как носителя культуры и ее транслятора для людей с нарушениями в развитии; понимание творческой сущности педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, требующей больших духовных и энергетических затрат и др.
Важная составляющая профессионально-личностной готовности педагога, работающего с лицами с ОВЗ, по мнению ученых, — готовность к оказанию помощи. Психологи считают, что готовность к помощи у разных людей не одинакова. Чем выше уровень эмпатии, ответственности, заботливости, тем выше уровень готовности к помощи. Готовность к помощи у человека развивается при соответствующих условиях.
Готовность к оказанию помощи – интегральное личностное качество, включающее милосердие , эмпатию, толерантность, оптимизм , высокий уровень самоконтроля и саморегуляции, доброжелательность, умение наблюдать, способность суммировать наблюдения и использовать увеличившийся объем информации о ребенке для оптимизации педагогической работы; перцептивные умения; креативность, творческий подход к решению проблем, задач педагогической работы и др. Педагог должен осознавать значимость этих качеств и стремиться их развивать.
Милосердие – одно из существенных выражений гуманности. В понятии милосердия соединились духовно-эмоциональный и конкретно-практический аспекты. В отличие от гуманности, которая рассматривается по отношению ко всему живому, людям, как нуждающимся в помощи, так и самодостаточным, милосердие употребляется по отношению к людям, нуждающимся в помощи, и отражает готовность помочь нуждающимся и саму помощь.
Эмпатия – важное профессиональное качество педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Она предполагает понимание ребенка, сочувствие ему, умение увидеть ситуацию его глазами, встать на его точку зрения. Эмпатия тесно связана с феноменом приятия, под которым подразумевается теплое эмоциональное отношение со стороны окружающих к ребенку с ограниченными возможностями здоровья.
Толерантность – включает терпимость, устойчивость к стрессу, неопределенности, конфликтам, поведенческим отклонениям, агрессивному поведению, к нарушению норм и границ. Педагогу в профессиональной деятельности часто приходится проявлять толерантное, спокойно-доброжелательное отношение к необычному внешнему виду воспитанников, к их неадекватному поведению, нечеткой речи, а порой отсутствию ее. Поэтому для такого педагога высокий уровень толерантности является одним из факторов, которые обеспечивают эффективность его деятельности.
Педагогический оптимизм по отношению к детям с ОВЗ предполагает уверенность в продвижении в развитии такого ребенка, вере в его потенциал. Наряду с этим следует опасаться предъявления завышенных требований к ребенку, ожидания от него более высоких результатов, чем те, на которые он способен.
Педагог, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен обладать высоким уровнем регуляции своей деятельности, контролировать себя в стрессовых ситуациях, быстро и уверенно реагировать на изменение обстоятельств и принимать решения. Ему необходимо иметь в своем арсенале умения, позволяющие справляться с негативными эмоциями, навыки релаксации, умение владеть собой, способность адаптироваться в трудных, неожиданных ситуациях. Самообладание педагога, его уравновешенность, эмоциональная устойчивость позволяют предупредить конфликтные ситуации в отношениях между детьми, между детьми и педагогом.
Важным требованием к педагогу, осуществляющему педагогическую деятельность с детьми с ОВЗ, является проявление им деликатности и тактичности, в том числе умение соблюдать конфиденциальность служебной информации и личных тайн воспитанника.
Таким образом, профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми с ОВЗ предполагает сформированность целого комплекса качеств, которые основываются на личностных ресурсах. Не каждый педагог, работающий в общеобразовательном учреждении с нормально развивающимися детьми, способен к работе с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья.
Ориентируясь на исследования ученых В. А. Козырева, С. А. Писаревой, А. П. Тряпицына, Е. В. Пискунова и др., по проблеме подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования, можно сформулировать группы профессиональных задач, отражающих компетентность педагогов в области инклюзивного образования:
- Видеть, понимать, знать психолого-педагогические закономерности и особенности возрастного и личностного развития детей с ОВЗ, находящихся в условиях инклюзивной образовательной среды.
- Уметь отбирать оптимальные способы организации инклюзивного образования, проектировать учебный процесс для совместного обучения детей с нарушенным и нормальным развитием.
- Реализовывать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами коррекционно-образовательного процесса.
- Создавать коррекционно-развивающую среду в условиях инклюзивного образовательного пространства и использовать ресурсы и возможности общеобразовательного учреждения для развития детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников.
- Проектировать и осуществлять профессиональное самообразование по вопросам обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ в условиях инклюзивной образовательной среды.
Исследования ученых, проведенные в ходе организации и реализации подготовки педагогов показали, что кроме специфического содержания необходимо подобрать технологии, ориентированные на творческое развитие профессиональной компетентности педагогов, включенных в процесс инклюзивного образования. Это обеспечит формирование профессиональной компетентности педагогов системы общего образования и позволит правильно и эффективно решать задачи, связанные с обучением детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в условиях учреждений общего типа.
- Алехина С. В., Алексеева М. Н., «Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании». М., 2011.
- Кузьмина О. С. «Актуальные вопросы подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования». Журнал «Вестник Омского университета», № 2, 2013.
Источник