Направления психолого-педагогического сопровождения в сохранении и укреплении психического здоровья учащихся в рамках введения ФГОС
статья
Из опыта работы по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
napravleniya_psikhologo-pedagogicheskogo_soprovozhdeniya_v_sokhranenii_i_ukreplenii_psikhicheskogo_zdorovya_uchashchikhsya_v_ramkakh_vvedeniya_fgos.docx | 18.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Направления психолого-педагогического сопровождения в сохранении и укреплении психического здоровья учащихся в рамках введения ФГОС
(из опыта работы)
В условиях модернизации образования и перехода на новые ФГОС одной из основных задач в деятельности образовательных организаций является сохранение и укрепление психического здоровья школьников.
Психолого-педагогическое сопровождение в данном направлении в рамках введения ФГОС сейчас уже не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей работы, это целостная система деятельности психолога во взаимодействии с педагогами школы и другими специалистами.
В работе педагога-психолога по сохранению и укреплению психического здоровья школьников выделяют следующие направления:
- Психодиагностика
- Развивающая и психокоррекционная деятельность
- Психологическое консультирование
- Психологическое просвещение
Для того чтобы определить психолого-педагогический статус ребенка и отследить динамику его психического развития в процессе школьного обучения, с первого класса мы начинаем накапливать информацию о различных сторонах психической жизни ребенка и динамике развития. Это необходимо для создания условий успешного обучения и личностного роста каждого школьника. Для получения и анализа информации такого рода используются методы психологической диагностики. Диагностику можно проводить индивидуальную и групповую, с использованием компьютерных диагностик, которые дают наиболее точный результат и более подробную интерпритацию, намного облегчают обработку полученных в ходе обследования данных.
В ходе психологической диагностики мы выявляем особенности психического развития ребенка, сформированность определенных психологических особенностей, соответствие уровня развития ключевых компетенций, универсальных учебных действий, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.
На основе полученных результатов психологического обследования педагог-психолог составляет заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника, разрабатывает рекомендации, программу психокоррекционной работы с учащимися, попавшими по результатам диагностики в «группы риска», составляет план развития способностей или других психологических образований. Психодиагностика проводится ежегодно и позволяет, таким образом, систематически отслеживать уровень развития и психического состояния каждого школьника.
После того как проведена диагностика, начинается р азвивающая и психокоррекционная работа. Большое внимание уделяется созданию специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим психологические проблемы или проблемы в обучении например, в усвоении учебного материала, нарушении социально принятых форм поведения, в общении со взрослыми и сверстниками, психическом самочувствии и прочее. Для оказания психолого-педагогической помощи таким детям предусмотрена система действий и конкретных мероприятий, которые позволяют им преодолеть или компенсировать возникшие проблемы.
Развивающая и психокоррекционная работа проводится, как правило, психологом и педагогами во внеурочное время. Основная цель заключается в том, чтобы создать благоприятный психологический климат для учащихся. Данный вид деятельности включает в себя различные по форме развивающие занятия, в том числе в сенсорной комнате, тренинги, беседы, игры, уроки психологического здоровья.
В ходе таких развивающих и психокоррекционных занятий учащиеся имеют возможность лучше узнать друг друга, снять психическое напряжение и барьеры в общении. У ребят формируются коммуникативные действия, которые необходимы им для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества. Они усваивают школьные правила, у них формируется внутренняя позиция школьника, учебная мотивация, устойчивая самооценка.
Так как речь идет о начальной школе, то психологическое консультирование предусмотрено в основном для педагогов и родителей. Консультация помогает им в решении различных проблем, с которыми они сталкиваются при воспитании и обучении. В ходе консультации психолог помогает родителям и педагогам понять принципы развития и обучения детей, осознать индивидуальные особенности ребенка, помогает понять, что их отношение к ребёнку влияет как на становление его личности, так и на его психическое здоровье.
Психологическое просвещение направлено на приобщение педагогов и родителей к психологической культуре. Осуществляется в ходе проведения родительских собраний, групповых консультаций, семинаров и тренингов для педагогов. Одна из интереснейших и эффективных форм работы по психологическому просвещению родителей, которая действует в нашей школе, это семейная гостиная.
Психологическое просвещение проводится с целью формирования психолого-педагогической компетентности. Это знания о закономерностях формирования личности ребёнка, о психических особенностях детей, которые позволяют педагогам и родителям правильно организовать образовательный и воспитательный процесс, скорректировать некоторые особенности психики, изменять неправильные установки и формы поведения и способствовать сохранению и укреплению психического здоровья школьников.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение сегодня — это комплексная технология поддержки и помощи ребенку. Это технология, которая позволяет создать условия для успешного развития, обучения, воспитания и социализации школьников. Технология, благодаря которой, мы можем прогнозировать и предупреждать школьные проблемы и трудности, и первую очередь — сохранить и укрепить психическое здоровье школьников .
Источник
Профилактика психологического здоровья. 7–9-й классы
Классы: 7 , 8 , 9
Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития человека. Психологическое здоровье формируется при взаимодействии внешних и внутренних факторов.
Негативное влияние школы на здоровье учащихся — одна из важнейших психолого-медико-педагогических проблем. За время обучения число абсолютно здоровых детей значительно снижается, и вклад факторов школьной среды в эту неблагоприятную динамику имеет тенденцию к нарастанию.
Основной проблемой эмоциональной сферы является повышенная тревожность, страх самовыражения в ситуации проверки знаний. Определенная коррекция организации учебного процесса способна принести положительные результаты.
Психологическое здоровье можно описать как систему, включающую:
- абсолютное принятие себя при достаточном знании себя и принятие других людей;
- умение понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободного проявления чувств без причинения вреда другим, осознание причин и последствий как своего поведения, так и поведения окружающих.
- потребность в саморазвитии.
Психологическое здоровье формируется при взаимодействии внешних и внутренних факторов, причем не только внешние факторы преломляются через внутренние, но и внутренние факторы могут модифицировать внешние воздействия.
К высшему уровню психологического здоровья можно отнести людей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва для преодоления стрессовых ситуаций и активным отношением к деятельности. Они не нуждаются в психологической помощи. К среднему уровню (адаптивному) относятся люди, в целом адаптированные к социуму, но имеющие повышенную тревожность. Они должны быть отнесены к группе риска и включены в групповую работу профилактически-развивающей направленности. Низкий уровень (дезадаптивный) – люди, которые пытаются полностью соответствовать желаниям окружающих, стремятся приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или, наоборот, стремятся подчинить окружение своим потребностям. Эти люди нуждаются в индивидуальной психологической помощи.
Подростковый возраст (11-16 лет) – это важнейший период для становления самостоятельности. Подросток отличается от младшего школьника тем, что школа уже не влияет на его психологическое здоровье через реализацию или депривацию притязания на признание в учебной деятельности. Скорее школу можно рассматривать как место, где происходит один из важнейших психосоциальных конфликтов взросления.
Примерно к 14-15 годам у подростков должны сформироваться такие важные новообразования, как внутренняя позиция и способность к целеполаганию.
I. Групповая профилактика нарушений психологического здоровья
Цель:
- Обеспечить формирование психологического здоровья в соответствии с его трехкомпонентной структурой.
- Обеспечить выполнение возрастных задач развития.
Задачи:
- Формирование положительного самоотношения и принятия других.
- Обучение рефлексивным умениям.
- Формирование потребности в саморазвитии.
- Формирование к концу подросткового возраста основных новообразований: эго-идентичности, половой идентичности, личностного самоопределения.
1. Первичная диагностика
Цель: Определение уровня психологического здоровья
Исследование образа «Я»
Тест «Кто я?» М.Куна, Т.Макпартленда
Методика исследования самоотошения (МИС) В.В.Столина, С.Р.Пантилеева
«Личностный дифференциал» (Е.Ф.Бажин, А.М.Эткинд)
Опросник для определения общей самооценки Г.Н.Казанцевой
Методика Дембо-Рубинштейна
Исследование межличностных отношений
Тест Т.Лири
Социограмма
Графическая беседа «Мой круг общения»
Методика «Выбор»
Тест-опросник родительского отношения к детям (А.Я.Варга, В.В.Столин)
Метод «Незаконченные предложения»
Исследование мотивационной и эмоциональной сферы
Тест школьной тревожности Филипса
Анкета школьной мотивации Н.Г.Лускановой
Методика Баса-Дарки
Лист самооценивания психологического здоровья
Лист входного оценивания психологического здоровья ребенка педагогом
2. Групповые занятия
Основа групповых занятий – обучение учащихся способности к сохранению состояния психического благополучия во взаимодействии с внешним миром.
Методические средства: дискуссионные методы, ролевые игры, тренинг.
Формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.
Основные проблемы подросткового возраста
Проблема самопринятия. Эмоциональные проблемы подростков, типы реагирования. Проблема непонимания. Проблема доминирования. Я и мои привычки.
Общение с однополыми сверстниками
Дружба. Портрет идеального друга. Что мешает мне дружить? Как сохранить дружбу?
Общение со сверстниками противоположного пола.
Типичные трудности в общении и способы их разрешения. Влюбленность – прекрасное чувство. Любовь и как я ее понимаю. Я имею право на любовь.
Жесты. Особенности подростковых жестов. Умение правильно понять мимику другого. Движения тела как средства общения. Речь.
Я – могу. Я – нужен. Я – мечтаю. Я – это мои цели.
Общение со взрослыми.
Права и обязанности подростков во взаимоотношениях со взрослыми. Притязания подростка на признание взрослого. Проблемы с родителями.
Основные теории взросления.
Взросление и проблемы ролевого поведения. Виды ролей. Ролевые нарушения. Социальные, семейные, половые роли. Ролевые конфликты.
Формирование умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы.
Агрессия и агрессивность.
Различия между агрессией и агрессивностью. Виды агрессии. Как живется агрессивному человеку?
Чего боятся люди? Все ли люди боятся? Страх помогает или мешает? Как живется человеку, который всего боится? Как ему помочь?
Застенчивость и неуверенность в себе.
Какого человека мы называем застенчивым? Почему неуверенность мешает быть счастливым? Как стать уверенным.
Я имею право чувствовать.
Чувства бывают разные. «Запретные» чувства. Какие чувства мы скрываем. Как простить обиду.
Что такое конфликт? Способы поведения в конфликте.
Подросток и взрослый.
Поведение подростков и взрослых в конфликтах. Умение прощать друг друга.
Непокорность и непослушание.
Психологический портрет непослушного подростка: речь, внешний вид, поступки. Отражение непокорности и непослушания ребенка в литературе
Что такое стресс? Виды стресса. Последствия стресса. Стрессовые ситуации (дома, в школе, на улице и т.д.) Как справиться со стрессом?
Я и мой внутренний мир.
Каждый видит и чувствует мир по-своему. Любой внутренний мир ценен и уникален.
Формирование умения сделать выбор, принять за него ответственность.
Формирование потребности в самоизменении и личностном росте.
Что значит быть успешным? Умение преодолевать препятствия как составляющая успеха. Как стать успешным и счастливым?
Кто в ответе за мой внутренний мир.
Трудные ситуации могут научить меня. В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется.
3. Повторная диагностика
II. Индивидуальное консультирование
1. Индивидуальное консультирование подростков
Индивидуальное консультирование подростков основано на применении методов диагностической беседы, проективных техник («Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Семья животных», методика Гарднера, методика «Раннее воспоминание» и т.д.) и разговорной терапии с целью устранения нарушений психологического здоровья.
2. Консультирование педагогов
Недостатки восприятия могут быть причинами слабой успеваемости и нарушений в поведении. Конечно, необходимо развивать все каналы восприятия, но грамотное использование преобладающего сенсорного канала позволяет учителю эффективнее передавать ученикам наиболее сложную учебную информацию.
Существуют поведенческие признаки, на основе которых педагог путем наблюдения, не прибегая к психологическому исследованию, может сделать примерный вывод о том, какой канал восприятия развит у учащегося лучше. Визуал с трудом запоминает словесные инструкции (переспрашивает), но наблюдателен, имеет образную фантазию, организован, при разговоре подбородок держит вверх, голос может быть высоким. Аудиал легко повторяет услышанное, в учебной деятельности предпочитает счет и письмо, очень чувствителен к интонации, шевелит губами при чтении, проговаривая слова. Кинестетик лучше обучается, делая; долго не может избавиться от привычки водить при чтении пальцами по строчкам, при общении стоит близко, много жестикулирует, легко отвлекается, любит дискуссии.
Резкий тон замечания у одних не вызывает никакого психического напряжения, а других приводит в состояние заторможенности. Причина — в индивидуальных особенностях, обусловленных свойствами нервной системы. Учащихся со слабой нервной системой необходимо чаще поощрять, в том числе за старательность, независимо от результата, а в случае неудачи оценивать максимально деликатно, не предлагать часто и быстро меняющихся заданий; не требовать быстрого ответа на неожиданный вопрос; не спрашивать в начале урока; не требовать ответа по только что усвоенному материалу.
3. Консультирование родителей
В подростковом возрасте частично разрушается именно личностная целостность за счет быстрых качественных изменений в телесном облике, сексуального развития и т.п., поэтому особую остроту для подростков приобретает поддержка родителями подростка его временно ослабевающего «Я» через удовлетворение потребности в любви и принятии. Специфика консультирования родителей подростков обусловлена непониманием родителями изменений, происходящих в подростке.
Задачи:
- Переориентация родителей от отвержения изменений в подростке к полному безоценочному принятию этих изменений и созданию ему условий, в которых он сам может проявлять заботу, внимание к кому-либо.
- Показать родителям необходимость и возможность удовлетворения ими потребности в самораскрытии у их подростка, поскольку далеко не всегда она удовлетворяется должным образом в общении со сверстниками.
- Помочь родителям разобраться с правами и обязанностями подростка, направить их усилия на формирование самостоятельности подростков во всех основных жизненных сферах.
Источник