Меню

Поддержание состояния здоровья детей

Статья «Сохранение и укрепление здоровья детей через формирование осознанного отношения к своему здоровью»
статья

Одно из преоритетных направлений педагогической деятельности — сохранение и укрепление здоровья детей через формирование осознанного отношения к своему здоровью.

Скачать:

Вложение Размер
Методы и формы работы по сохранению здоровья детей 20.01 КБ

Предварительный просмотр:

Сохранение и укрепление здоровья детей через формирование осознанного отношения к своему здоровью

«Я не боюсь ещё раз повторить:
забота о здоровье ребёнка — это
важнейший труд воспитателя»
В.А.Сухомлинский.

Bсем известно, что детство это самый уникальный период в жизни человека, ведь именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности, закладываются основы мировоззрения, его отношения к окружающему миру. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В самом начале пути рядом с доверчивым и беззащитным малышом находятся самые главные люди в его жизни – это родители и педагоги. Благодаря их заботе, любви, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него появляется доверие к миру и окружающем его людям. Мы желаем нашим детям счастья. И все наши попытки уберечь их от бед и невзгод продиктованы этим.

Всё, что приобретено ребёнком в детстве, сохраняется на всю жизнь. В этот период у детей закладываются основные навыки по формированию здоровья, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствовании и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Поэтому одно из приоритетных направлений педагогической деятельности мы выбрали — сохранение и укрепление здоровья детей через формирование осознанного отношения к своему здоровью.

Работа начинается с создания предметно-развивающей среды. В группе имеется традиционный физкультурный инвентарь. А также изготовлено нестандартное спортивно-игровое оборудование: ребристые доски, массажные дорожки (со следами и пуговицами), кольцеброс, «скакалка — тяжеловес», «гусеница» и «мягкая мишень». Отдельно выделен «Уголок Здоровья», где находятся материалы оздоровительного характера (дидактические игры, массажёры и схемы проведения дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз), которые дети используют как с помощью взрослых, так и самостоятельно.

На территории участка и спортивной площадки детского сада предметно-развивающая среда организована с учётом необходимости сохранения и укрепления здоровья воспитанников и стимулирования двигательной активности детей.

Главную роль в сохранении и укреплении здоровья играет проведение с детьми специально организованных занятий.

Данный этап реализуется по формуле: сначала помоги ребенку осознать, зачем ему это делать, затем научи в увлекательной форме и только потом приучай выполнять эти действия ежедневно. Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется на основе представлений о самом себе и на своих физических и личностных возможностях.

Через активное участие в образовательном процессе дети лучше осознают связь между состоянием своего организма и их собственной заботой о нём.

Занятия по формированию у детей осознанного отношения к своему здоровью начинаются с младшей группы. На них закрепляем с детьми полученные знания через разнообразные виды деятельности: познавательные беседы, чтение художественной литературы, экспериментирование и опыты. При провидении итогового занятия в подготовительной группе «Мои защитники: кожа, ногти, волосы» дети превратились в учёных для проведения опытов в лаборатории.

Так же, на занятиях дети овладевают практическими приёмами оздоровления, такими как: дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, приёмы физиологического и психологического расслабления и точечного массажа. Воспитанники освоили приемы массажа «9 волшебных точек» по методике А.А.Уманской, которые повышают защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи и бронхов. Чтобы точечный массаж не выполнялся сухо, перед выполнением создается соответствующий эмоциональный настрой, предложив детям игры: «Заводим машину», «Буратино», «Солнечные зайчики».

В совместной деятельности, сюжетно-ролевых играх дети знакомятся с профессиями, которые помогают им быть здоровыми. Играя в сюжетно-ролевую игру «Больница», «Скорая помощь», «На приеме у доктора Айболита», у детей расширяются знания о работе врача.

Игровой подход в работе с детьми позволяет ненавязчиво формировать у них осознанное отношение к своему здоровью без лишних наставлений, длительных и утомительных тренировок.

Необходимо отметить, что работа с детьми не ограничивается учебным годом и не прекращается с наступлением летнего оздоровительного периода, так как в летний период расширяются возможности по оздоровлению. В течение всех летних месяцев активно проводится работа по закаливанию. Система закаливания разработана так, что ребёнок от щадящих процедур переходит к более жёстким, при постепенном расширении зоны воздействия и увеличении времени воздействия. Например, в младших группах дети начинают с босохождения и постепенно переходят к ходьбе по мокрым дорожкам, а в средней группе к контрастным ваннам. В старшей группе — от игр с водой к умыванию рук до локтя. Затем к обширному умыванию рук и груди и к растиранию мокрым полотенцем. От смены температурного режима во время сна — до сна без маек с доступом свежего воздуха, от полоскания полости рта — до полоскания горла солёной водой и отварами трав и рассасывания фитольдинок. В работе успешно реализуем одну из оздоровительных технологий — натурпатия, принцип которой заключается в следующем: в человеке от рождения заложены возможности самоизлечения. Поддержать эти усилия организма помогает прием фитонцидов (лука, чеснока) для повышения иммунитета и противовирусной защиты у детей. Традиционной формой натуропатии стала ароматизация помещений приемных чесночными букетиками в течение дня, употребление чесночно — луковых закусок, гренок и бутербродов перед обедом, ношение чесночных бус.

Таким образом, планомерная и систематическая работа по развитию представлений об организме человека, в которой ребёнок выступает исследователем, способствует формированию у детей осознанного отношения к своему здоровью, позволила научить детей:

  • понимать значение здорового образа жизни для личного здоровья;
  • осознавать особенности функционирования организма, правила охраны органов чувств и ухода за ними;
  • взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (жилище, улица) безопасна для жизни;
  • узнавать предметы, необходимые для поддержания здорового образа жизни; профессии, обеспечивающие здоровье человека; услуги, которые могут оказать специалисты, врачи;
  • обучаться выполнять приёмы самомассажа, различные гимнастики (пальчиковой, адаптационной, для глаз и т. д.). Усвоить, какие привычки и почему представляют вред для здоровья и как правильно вести себя в обществе в случае заболевания.

Для проведения оздоровительной работы и развития двигательных навыков каждого ребёнка очень важное значение имеет взаимодействие со специалистами детского сада. На медико-педагогическом консилиуме обсуждаются индивидуальные особенности, состояние здоровья детей, причины частых заболеваний ребенка. Так же ведется тетрадь взаимодействия со специалистами, в которой прописывается индивидуальные занятия с детьми. Эта работа помогает избирать педагогически грамотные методы и приемы.

Большую роль в сохранении и укреплении здоровья детей играют занятия физической культурой и плаванием. Выполняя физические упражнения, у детей развивается ловкость, гибкость и быстрота. Они на практике узнают о пользе физкультуры для их здоровья. Для закрепления полученных знаний проводятся спортивные праздники, например, «Дружно, весело играя, мы здоровья прибавляем!» и «Папа, мама, я — спортивная семья!».

Но ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа, не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с родителями в следующем направлении:

  • знакомство родителей с результатами диагностики физического и психического развития ребёнка, его актуальным уровнем и зоной его ближайшего развития;
  • проведение целенаправленной санпросвет работы в группе;
  • обучение родителей конкретным практическим приёмам и методам сохранения и укрепления здоровья.

С этой целью используются традиционные формы работы:

  • информация в родительских уголках с материалами на оздоровительную тематику;
  • коллективные, подгрупповые и индивидуальные консультации всеми специалистами, семинары-практикумы, совместные праздники, досуги, развлечения.

Также и нетрадиционные мероприятия:

  • тематические дни «День Здоровья», «Самый вкусный день в году» (с непосредственным участием родителей);
  • выпуск газеты для детей и родителей «Здоровей-ка».

В результате сотрудничества родителей и педагогов детского сада каждый ребенок имеет возможность сохранить и укрепить свое здоровье.

Источник

«Сохранение и укрепление здоровья детей»
статья

Здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете — отношение государства к проблемам здоровья.

Скачать:

Вложение Размер
dokladsohranenie_i_ukreplenie_zdorovya_detey.docx 23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение «Управление образования Администрации города Лабытнанги»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ВОЛШЕБНИЦА»

« Сохранение и укрепление здоровья детей в ДОУ»

Сохранение и укрепление здоровья детей в ДОУ

Воспитание здорового ребенка — одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения.

Здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете — отношение государства к проблемам здоровья.

В дошкольном образовательном учреждении первостепенной задачей является охрана и укрепление здоровья детей. Работа педагогов нацелена на поддержание у ребёнка бодрого, жизнерадостного настроения, профилактику негативных эмоций и нервных срывов; совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных нравственно – волевых качеств.

Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении осуществляется как на специальных физкультурных занятиях, так и в игровой деятельности и в повседневной жизни детей, в разнообразных формах организации двигательной деятельности.

В детском саду создаются благоприятные санитарно — гигиенические условия, соблюдается режим дня, обеспечивается заботливый уход за каждым ребёнком на основе личностно – ориентированного подхода; организуется полноценное питание, ежедневное пребывание на свежем воздухе; систематически во все времена года проводятся закаливающие мероприятия, утренняя гимнастика, при наличии соответствующих условий организуется обучение детей плаванию. Во всех возрастных группах большое внимание уделяется выработке у детей правильной осанки.

Не остаётся без внимания расширение индивидуального двигательного опыта ребёнка, последовательное обучение движениям и двигательным действиям: правильной, ритмичной, лёгкой ходьбе, бегу, умению прыгать с места и с разбега, разным видам метания, лазанья, движений с мячами. Дети обучаются чётко, ритмично, в определённом темпе выполнять различные физические упражнения по показу и на основе словесного описания, разученные движения выполняются под музыку.

Воспитатели воздают в дошкольном учреждении обстановку, способствующую формированию навыков личной гигиены. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения.

Систематически проводятся под руководством медицинского работника различные виды закаливающих процедур с учётом индивидуальных особенностей детей.

Ежедневно проводится утренняя гимнастика в проветренном помещении.

Во время организованной образовательной деятельности, требующей большой умственной нагрузки, и в промежутках между ними проводятся физкультминутки продолжительностью 1-3 минуты.

В дошкольном учреждении ведущая деятельность – игровая . В целях профилактики переутомления в дошкольном образовательном учреждении традиционные занятия заменены комплексными, которые проводятся в игровой форме.

Педагоги обеспечивают достаточную, соответствующую возрастным особенностям двигательную активность детей в течение всего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения.

Каждый месяц проводятся физкультурные досуги и праздники .

На современном этапе задача нашего общества – воспитание здоровых, гармонично развитых людей, обладающих высокой умственной и физической работоспособностью. Для успешного решения этой задачи важно, как говорится, «беречь здоровье смолоду». А значит, необходимо укреплять здоровье ребёнка с первых дней его жизни.

Эффективным средством укрепления здоровья, снижения заболеваемости и повышения уровня работоспособности детей является закаливание организма. Солнце, воздух и вода – факторы, при систематическом воздействии которых повышается устойчивость организма к меняющимся погодным условиям.

Закаливание – это не только обтирание или обливание, но и повседневные обычные процедуры, не требующие специальной организации, дополнительного времени: нахождение в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, умывание прохладной водой, сон при открытой форточке, окне, активные занятия физкультурой.

Воздух действует как комплексный раздражитель, усиливая процессы обмена веществ, увеличивая количество гемоглобина и эритроцитов, укрепляя нервную систему. Благоприятное его воздействие проявляется и в настроении ребёнка – он становится бодрым, жизнерадостным. Использовать свежий воздух в целях закаливания необходимо постоянно, в любое время года. Особенно благотворно влияет холодный зимний воздух в сочетании с активными физическими упражнениями и играми. Для правильного развития ребёнка важно, чтобы он находился на воздухе зимой 4-5 часов, а летом почти весь день. Организуя прогулки детей на воздухе, взрослые должны создавать условия для их активной деятельности.

Хорошее средство укрепления здоровья – закаливание водой.

Дети любят играть с нею; такие занятия улучшают настроение, вызывают у ребёнка радостные эмоции. Это надо использовать для оздоровления организма. Начинать водные процедуры лучше в тёплое время года. Умывать ребят прохладной водой. Вначале мыть руки до локтей, затем шею, лицо.

Одним из эффективных способов закаливания является контрастное обливание ног: сначала холодной водой – 24-25 градусов, затем тёплой – 36 градусов и вновь холодной. Наиболее сильным оздоравливающим и закаливающим средством является купание в водоёме. Для здорового ребёнка оно допустимо в возрасте от 2 лет при температуре воздуха 25 – 28 градусов и воды не менее 22 градусов.

Надо помнить, что закаливающий эффект применяемых воздействий зависит от систематичности, непрерывности использования, постепенно нарастающей интенсивности процедур, учёта индивидуальной чувствительности ребёнка.

Если меры по укреплению здоровья ребёнка, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и подвижными играми в семейных условиях, у него развиваются индивидуальные склонности и интересы. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Поэтому воспитателю необходимо совершенствовать методы педагогической пропаганды среди родителей, вовлекать их в активный педагогический процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по воспитанию детей.

Большое значение в процессе выработки хорошей осанки имеют строго соблюдаемый режим дня, размер мебели, поза детей во время организованной образовательной деятельности, труда и других видов самостоятельной деятельности.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков. Необходимость приступить после пробуждения к выполнению упражнений утренней гимнастики воспитывает волевые качества ребёнка: волю, настойчивость, дисциплинированность, упорство, самостоятельность.

Утренняя гимнастика ценна ещё и тем, что у детей вырабатывается привычка каждый день по утрам выполнять различные упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность и сохраняется у человека на всю жизнь.

После интенсивных двигательных нагрузок необходимы дыхательные упражнения для восстановления дыхания. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы слабые, поэтому дыхательные упражнения очень полезны. Они способствуют полноценному физическому развитию, являются профилактикой заболеваний дыхательной системы.

Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие ребёнка особенно зависит от его физического состояния и настроения.

Дошкольное воспитание играет значительную роль в создании условий для гармоничного развития человека, которое невозможно без физического воспитания.

C этой целью, чтобы занятия физической культурой были интересны детям, увлекательны, педагоги разрабатывают разнообразные элементы занимательного характера, направленные на активизацию двигательной активности детей, развитие ловкости и координации.

Великая ценность каждого человека – здоровье.

Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

Совместная деятельность педагогов – детей – родителей позволяет:

  • повысить эффективность работы по оздоровлению детей;
  • получить необходимые знания о физическом развитии ребёнка;
  • сформировать потребность в здоровом образе жизни в своей семье;
  • снизить «дефицит» положительных эмоций у детей, создать атмосферу праздника при совместной спортивной деятельности;
  • увидеть, узнать работу детского сада по физическому развитию детей;
  • обеспечить преемственность методов и приёмов воспитания детей в семье и в детском саду.

Многолетний опыт подобной работы показывает, что результат занятий физической культурой и спортом бывает высоким тогда, когда возникает взаимодействие между семьёй и детским садом.

Совместная работа способствует укреплению и сохранению здоровья ребёнка, развитию его силы и выносливости, физических способностей, повышению сопротивляемости его организма болезням.

Необходимо c раннего возраста обучать детей:

  • безопасности в домашних условиях;
  • умению и желанию быть опрятным, аккуратным;
  • знакомить с правилами общения с животными;
  • формировать навыки поведения на дороге;
  • воспитывать осторожность в общении;
  • закреплять правила поведения на воде, на льду;
  • развивать эстетический вкус.

Только профессиональная компетентность педагогов дошкольного образовательного учреждения, любовь к своей профессии и, конечно же, к детям, способствуют сохранению и укреплению здоровья детей. Дети – будущее нашего общества. И, следовательно, от нас зависит их благополучие.

Источник

Читайте также:  Сколько выплачивают военнослужащим при увольнении по здоровью
Adblock
detector