Сохранение психологического здоровья педагога
специалист в области арт-терапии
Сохранение психологического здоровья педагога
Психологическое здоровье – это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество. В этом позитивном смысле психологическое здоровье является основой благополучия человека и эффективного функционирования сообщества.
Психическое и физическое здоровье педагога представляет собой сложное структурное образование, оказывающее существенное влияние на эффективность его педагогической деятельности и общения, тем самым в значительной степени определяющее здоровье обучающихся.
Проведем небольшой тест. Ниже приведены два основных признака, по которым условно можно судить о состоянии психического здоровья. Попробуйте соотнести их с Вашей жизнью и профессиональной деятельностью.
1.Позитивное настроение, в котором находится человек, полное спокойствие, уверенность в своих силах, вдохновение
2.Высокий уровень саморегуляции, благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций,с связанных с переживанием тревоги, страха.
Если Вы чувствуете уверенность в своих силах, Вас вдохновляет Ваша деятельность, Вы спокойнее переносите ситуации стресса, Ваша психика здорова! Но если Вы часто испытываете неудовлетворенность, чувство тревоги и напряжения, часто сомневаетесь в своих действиях, то следует обратить внимание на потребности Вашего организма!
Профессия педагога считается одной из самых стрессогенных и энергозатратных. Нередко в этой сфере как механизм психологической защиты в ответ на психотравмирующие воздействия возникает синдром эмоционального выгорания. Синдром эмоционального выгорания — это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворенности исполнением работы.
Рассматривая поведенческие проявления, то есть симптомы выгорания, можно подчеркнуть очевидную связь этого феномена со стрессом. При эмоциональном сгорании налицо все три фазы стресса.
Во-первых, нервное напряжение, которое создают: отрицательная психоэмоциональная атмосфера, ощущение повышенной ответственности, трудные обучающиеся. Все это сопровождается следующими симптомами: переживания психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенности собой, «загнанности в клетку», тревоги и депрессии.
Во-вторых, сопротивление, во время которого человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. В данный период проявляются следующие симптомы: неадекватного избирательного эмоционального реагирования, эмоционально-нравственной дезориентации, расширения сферы экономии эмоций, выборочного выполнения профессиональных функций.
В-третьих, истощение, характеризующееся оскудением психических ресурсов, снижением эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. В этой фазе формируются следующие симптомы: эмоционального дефицита, эмоциональной и личностной отстраненности, психосоматических нарушений.
Таким образом, есть вероятность, что подверженный данному синдрому специалист окажется истощенным не только психически, но и физически. Работа для него станет бременем, которое он не в состоянии нести. Прогнозируются разного рода психосоматические отклонения.
Тем не менее, можно попытаться предпринять профилактические шаги, которые предотвратят, ослабят или исключат данный феномен. Большая роль в борьбе с синдромом эмоционального выгорания принадлежит самому работнику. Соблюдая перечисленные ниже рекомендации по профилактике стресса, Вы не только сможете предотвратить возникновение синдрома эмоционального выгорания, но и достичь снижения степени его выраженности.
1. Определите краткосрочные и долгосрочные цели. Достижение краткосрочных целей не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию.
2. Используйте «таймауты». Для обеспечения психического и физического благополучия очень важен отдых от работы. Иногда необходимо найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным.
3. Овладевайте умениями и навыками саморегуляции (обеспечение самоорганизации различных видов психической активности человека). Овладение такими психологическими умениями и навыками как релаксация, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию.
4. Занимайтесь профессиональным развитием и самосовершенствованием. Одним из способов предохранения от синдрома эмоционального выгорания является обмен профессиональной информацией с представителями других служб. Сотрудничество дает ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива. Для этого существуют различные курсы повышения квалификации, всевозможные профессиональные неформальные объединения, конференции, где встречаются люди с опытом, работающие в других системах, где можно поговорить, в том числе и на отвлеченные темы.
5. Избегайте ненужной конкуренции. В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большое стремление к «победе» создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, возникновению синдрома эмоционального выгорания.
6. Стремитесь эмоционально общаться. Когда педагог анализирует свои чувства и ощущения и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или этот процесс не так явно выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы сотрудники в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. Если работник делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут помочь найти разумное решение возникшей проблемы.
7. Поддерживайте хорошую спортивную форму. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь, Хронический стресс воздействует на человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение или чрезмерное повышение массы тела усугубляют проявление синдрома эмоционального выгорания.
Источник
Педагогический совет на тему «Психологическое здоровье педагога — залог успешной педагогической деятельности»
специалист в области арт-терапии
«Психологическое здоровье педагога –
залог успешной педагогической деятельности»
Познакомить с понятием психологическое здоровье;
Довести результаты состояния психологического здоровья коллектива (по данным предварительной диагностики);
Сформировать навыки собственного здоровье сбережения путем практического применения психотехник способствующих:
избавлению от негативных эмоций и снятию психического напряжения и усталости;
формированию позитивного восприятия окружающего мира.
Цель педсовета: формирование ответственности за психологическое здоровье как основу успешной профессиональной деятельности.
Диагностика коллектива по методикам:
Удовлетворенность образовательным процессом ( Анкета Н.В. Калининой М.И. Лукьяновой)
Особенности психологического здоровья педагогов (психологический портрет педагога, методика Г.В. Резапкиной)
Оформление результатов диагностики в виде слайдовой презентации.
Подготовка презентации по теоретическому материалу педсовета, подборка позитивных психологических мотиваторов.
Подготовка раздаточного материала – памятка-книжка «Афоризмы», закладка о воздействии цвета.
Блиц-анкета и ее результаты (имеется ли в перечисленных качествах, такие как психологически здоровый, спокойный, уравновешенный и т.д.)
Актуализация и обоснование темы педсовета.
Ознакомление с результатами диагностики по коллективу.
Обзор упражнений и техник.
Заключение в виде подборки мотиваторов.
В начале педсовета по кругу пускается листок для составления «Портрета идеального педагога», каждый пишет, каким он должен быть и заворачивает свою надпись сверху, таким образом, лист обходит всех и получается список характеристик и качеств. Данный «Портрет» можно повесить на видном месте на время педсовета, обращаясь к нему по ходу заседания, когда речь будет идти о необходимых здоровьесберегающих навыках.
Последнее время много пишут и говорят о сохранении и укреплении здоровья детей и подростков, но прочему-то забывают о здоровье педагогов, которые обучают и воспитывают детей.
Здоровый и эмоционально благополучный педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремиться к совершенствованию. Однако у некоторых современных педагогов в их профессиональной деятельности отмечается состояние эмоциональной напряженности, которое проявляется в снижении устойчивости психических функций и понижении работоспособности. В отдельных случаях эмоциональная напряжённость достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья, отравляя организм стрессовыми токсинами. Профессиональный долг обязывает педагога принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева и раздражения, регулировать свое состояние и поведение. Однако, практика показывает, что большинство педагогов не владеют навыками укрепления и сохранения своего психологического здоровья. Это проявляется в том, что педагог перестаёт «гореть» на работе, вроде бы всё делает, но без особого усердия, часто жалуется по разным причинам и заявляет об усталости: от работы, от домашних обязанностей, а не редко и от собственных детей.
Что же такое психологическое здоровье? Очень часто подменяют понятия «психическое здоровье» и «психологическое здоровье».
Психическое здоровье — психические особенности, позволяющие человеку быть адекватным и успешно адаптироваться к среде. Обычно сюда относят соответствие формируемых у человека субъективных образов объективной реальности, адекватность в восприятии себя, способность концентрировать внимание не предмете, способность к удержанию информации в памяти, критичность мышления. Противоположностью психическому здоровью являются — психические отклонения, психические расстройства и психические заболевания.
Однако психическое здоровье не гарантирует душевного здоровья. При сохранности психики, полной психической адекватности человек может быть болен душевно. Душа болит, жить не хочется. Может быть и наоборот: душевное здоровье, бодрость при некоторой психической неадекватности.
Таким образом, психологическое здоровье — это не только душевное, но еще и личностное здоровье. Это состояние, когда душевное здоровье сочетается с личностным, у человека все светло и классно и при этом он в состоянии личностного роста и готовности к такому росту. Психологическое здоровье описывает личность в целом, имеет отношение к эмоциональной, мотивационной, познавательной и волевой сферам, а так же проявлению человеческого духа.
Психологическое здоровье преподавателя и его профессиональная деятельность два взаимно обуславливающих явления. Состояние психологического здоровья педагога во многом определяют качество и эффективность профессиональной деятельности, её творческое начало и возможности дальнейшего образования самообразования человека. Профессиональная деятельность педагога, его взаимодействие с учащимися и родителями, профессиональное и межличностное взаимодействие с коллегами в образовательном учреждении, в свою очередь, влияет на состояние психологического здоровья педагога.
Перечислим некоторые проблемы, с которыми приходится встречаться педагогу ежедневно в профессиональной деятельности, влияющими на его психологическое здоровье :
1. Специфика педагогической работы заключается в том, что труд педагога, несмотря на то, что все привыкли воспринимать нашу работу как социальную, протекает индивидуально, как труд одиночки. Работая с ученическим коллективом один на один, педагог, как правило, находится в сильном психическом напряжении, так как он должен активно регулировать как свое поведение, так и поведение учащихся в различных ситуациях. Такая изначально повышенная нервно-психическая нагрузка способствует повышению вероятности дезадаптации интеллектуальной и эмоциональной сферы преподавателя.
2. Профессиональная деятельность педагога часто сопровождается конфликтными ситуациями — это конфликты, связанные с организацией труда учителей; конфликты, возникающие из-за стиля руководства; конфликты, обусловленные необъективностью оценки педагогами знаний учащихся, их поведения. Важно подчеркнуть, что, в отличие от конфликтных событий в среде взрослых, конфликтогенные события в образовательной действительности переживаются острее, поскольку затрагиваются и профессиональные и личностные интересы, как преподавателей, так и учащихся. А, следовательно, требуют от педагога напряжения всех его профессиональных сил и психологического здоровья.
3. Также нельзя с уверенностью сказать, что с каждым годом увеличивается духовно-нравственный потенциал детей и молодежи, растут их адаптационные ресурсы, укрепляются социальные ценности. Поэтому система современного образования и профессиональная деятельность учителя теперь призваны выполнять не только воспитательную и социальную функции, но все больше стремятся к выполнению здоровьесберегающей функции. Современное образовательное учреждение становится институтом здоровья человека, формирующим здоровый образ жизни личности. Именно с образованием связаны надежды на компенсацию дефектов семейного воспитания и неформального образования, осуществляемого посредством СМИ и Интернета, в решении проблем здоровьесбережения подрастающего поколения.
Кроме того, любой педагог на уроке ставит перед собой цели развития личности ученика, освоение им темы учебной программы и приобретение определённых учебных умений и навыков. От того, насколько педагогические цели реализуются, сам учитель воспринимает свою деятельность или как успешную, или не успешную. Успех, в свою очередь, способствует укреплению психологического здоровья педагога, а отрицательный результат приносит переживания, повышает тревожность и формирует неуверенность в своих силах.
Таким образом, успех педагогов в профессиональной деятельности предъявляет повышенные требования не только к их личностным качествам, но и к уровню их психологического здоровья.
В данном направлении проводиться масса исследований от того, в каком состоянии у преподавателей находиться это самое психологическое здоровье, обладают ли сами педагоги информацией о нем, осознают ли необходимость проявления собственной заботы о своем здоровье и какие составляющие все же влияют на формирование психологического здоровья преподавателя.
Все мы наверно слышали о синдроме профессионального выгорания, которому подвержены люди человекопомогающих профессии, к которым относится и работа преподавателя. Интересный факт был выявлен в результате исследования в Санкт-Петербурге , в котором приняло участие более 3100 преподавателей. Установлена, казалось бы, парадоксальная на первый взгляд, вещь. Не выявлена взаимосвязь трудового стажа и уровня профессионального здоровья работников образовательных учреждений. Бытующее мнение о том, что чем дольше педагог работает в образовательном учреждении, тем выше уровень его профессионального выгорания, не нашел подтверждения. Это свидетельствует в пользу того, что большой педагогический стаж не является обязательным фактором в возникновении синдрома профессионального выгорания, поэтому даже начинающий педагог должен обладать минимальным набором техник по поддержанию и укреплению своего психологического здоровья.
Профессия педагога, как известно, относится к профессиям типа “человек-человек”, что связано с высокими эмоциональными затратами. По сравнению с другими профессиональными группами среди педагогов наиболее высок риск возникновения невротических расстройств, накопления тяжелых форм неврозов, соматических проблем. Педагогическая деятельность насыщена разного рода напряженными ситуациями и различными факторами, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования. Особенности поведения и восприятия учителя во многом обусловлены состоянием его нервной системы. При информационных и эмоциональных перегрузках, характерных для работы в образовательном учреждении, возможны проблемы со здоровьем.
Проблема профессионального здоровья преподавателя в настоящее время настолько значима, что появляется необходимость создания нового направления психолого-медико-социальной профилактики и восстановления здоровья педагога. Часто педагог остается наедине со своими проблемами и растущим объемом отчетной документации. Различного рода перегрузки усугубляются ежедневной и ежечасной необходимостью сопереживания, сочувствия, ответственностью за жизнь и здоровье детей. Необходимость всё время сдерживать вспышки гнева, раздражения, тревоги, отчаяния повышает внутреннее эмоциональное напряжение, пагубно сказывается на здоровье. Такие заболевания, как гипертония, астма, язва желудка, становятся профессиональными заболеваниями преподавателей.
Следы нервных стрессовых переживаний педагога могут проявляться в негативном отношении к работе, постоянной усталости, рассеянности, снижении результатов труда, неудовлетворенности профессиональной деятельностью, что негативным образом сказывается на психологическом здоровье учащихся.
На основании проведенных анализов результатов анкетирования и тестирования специалистов социономических профессий был сформирован перечень качеств, характеризующих человека, обладающего крепким профессиональным здоровьем, высоким уровнем стрессоустойчивости:
1) Равновесие в эмоциональной сфере, оптимизм.
2) Общительность и чувство юмора.
3) Способность разумного снижения неопределенности.
4) Умение поощрять себя за достигнутые результаты, самоуважение.
5) Способность отказаться от решения задачи, если сейчас для этого нет сил; высокая приспособляемость к изменяющимся условиям работы.
6) Развитые волевые качества: целеустремленность, выносливость; внутренний локус контроля.
7) Наличие увлечения, хобби, способствующего полноценному переключению от работы.
8) Гармоничное сочетание в «жизненном круге человека» разнообразных сторон жизнедеятельности.
9) Способность проявлять творческий подход к выполнению функциональных обязанностей, нестандартность (оригинальность) мышления, поступков и решений, ведущих к успеху.
10) Способность восстанавливать равновесие, нарушаемое трудом, в самые кратчайшие сроки и в наиболее совершенной степени.
11) Позитивный взгляд на жизнь, базовое доверие миру.
12) Высокий уровень удовлетворенности работой и возможность контролировать процесс и условия труда.
13) Стремление к обретению смысла осуществляемой профессиональной деятельности.
Все эти качества можно еще объединить между собой и получаться 4 основных показателя психологического здоровья преподавателя:
Удовлетворенность педагога организацией образовательного процесса.
Информация о результатах диагностики в коллективе.
Слайд 1-5: диаграммы по критериям
Слайд 6: Общий результат о психологическом здоровье коллектива.
Слайд 7: мало кто из нас в действительности соотносит слово здоровье со своим психологическим состоянием, или с душевным равновесием, однако даже само понятие здоровье есть не что иное как физическое так и социальное, душевное благополучие.
Слайд 8: критерии психологического здоровья.
Слайд 9: каждый должен думать не только о материальной составляющей своей жизни, но и иметь необходимую информацию, как и в каких случаях он может сам себе помочь, позаботиться о своем здоровье.
Слайд 10: одним из самых доступных способов сохранения собственного душевного равновесия является саморегуляция. Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
Слайд 11: естественные способы саморегуляции
Слайд 12: иные способы самовоздействия.
Способы, связанные с управлением дыханием
Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга.
Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации.
Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.
2) Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением
Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.
Профессия педагога относится не только к разряду стрессогенных, но и к профессиям управленческого труда. Учитель вынужден в течение рабочего дня непрерывно воздействовать на учащихся: в чем-то их сдерживать, оценивать, контролировать. Такое интенсивное управление учебной ситуацией вызывает у учителя «стресс руководства» и, как следствие этого, перенапряжение, различные физические недомогания. Одной из наиболее частых в среде учителей является жалоба на головные боли, тяжесть в затылочной области головы.
Предлагаемое упражнение помогает снять неприятные соматические ощущения. Станьте прямо, свободно расправив плечи и откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально бросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.
У вас идет последний урок. Класс занят решением задачи. В классе тишина, и вы можете несколько минут уделить себе. Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости «вытекает» из кистей рук в землю, — вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так минуты 1,5—2, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь, пройдитесь по классу. Порадуйтесь интересным вопросам, которые задают дети, постарайтесь открыто и с полной готовностью идти им навстречу, отвечая обстоятельно и детально.
Упражнение снимает усталость, способствует установлению психического равновесия.
3) Способы, связанные с воздействием слова
Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма.
Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).
Цель упражнения : Научить переносить негативное эмоциональное состояние на рисунок.
Оборудование: цветные карандаши и чистый лист бумаги.
Инструкция: Представьте ситуацию стресса. Расслабленно, левой рукой нужно нарисовать абстрактный сюжет – линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как хочется, в полном соответствии с настроением. Затем надо попробовать «перенести» свое грустное настроение на бумагу, как бы материализуя его. Когда рисунок закончен, на другой стороне листа следует написать 5–7 слов, отражающих настроение. После этого нужно посмотреть на рисунок, как бы заново проживая свое состояние, перечитать слова и эмоционально, с удовольствием разорвать лист и выбросить. Условно эмоциональное состояние переносится на рисунок.
Хорошо снимает снимающее внутреннюю депрессию и плохое настроение, а так же помогает решению сложной проблемы, которая у вас возникла. Эта проблема может быть связана с вашей профессией, семейной жизнью, взаимоотношениями с друзьями. Возьмите любую из книг: «Русские пословицы» «Мысли великих людей» или «Афоризмы». Полистайте книгу, читайте фразы посла виц или афоризмов в течение 25—30 минут, пока не почувствуете внутреннего облегчения. Возможно, кроме психической релаксации, т или иная пословица натолкнет вас на правильно решение. Возможно также, успокоит тот факт, что не только у вас возникла проблема, над способами ее решения размышляли многие люди, в том числе и исторические личности.
4) Способы, связанные с использованием образов
Использование образов связано с активным воздействием на центральную нервную систему чувств и представлений. Множество наших позитивных ощущений, наблюдений, впечатлений мы не запоминаем, но если пробудить воспоминания и образы, с ними связанные, то можно пережить их вновь и даже усилить. И если словом мы воздействуем в основном на сознание, то образы, воображение открывают нам доступ к мощным подсознательным резервам психики.
Также для усиления эффекта упражнений релаксаций, дыхательных и образных можно рекомендовать использование цвета.
Выполняется индивидуально и способствует нейтрализации и подавлению отрицательных эмоций гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии. Данное упражнение рекомендуется практиковать перед работой в «трудном» классе, разговором с «трудным» учащимся или его родителями, перед любой психологически напряженной ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе.
К выполнению упражнения необходимо прибегать в начале возникновения эмоционального состояния, мешающего успешной работе, поскольку психотерапевтический результат достигается только в том случае, если учитель умеет вовремя заметить в самом себе нарастание психической напряженности. Если же по тем или иным причинам данный момент пропущен, то разбушевавшаяся эмоциональная «стихия» сметет все на своем пути и не даст возможности для выстраивания эффективного самоконтроля. Как следствие того, что педагог попал под зависимость от своих собственных эмоциональных состояний, он может прибегнуть к нежелательным, но широко распространенным в практике межличностных взаимодействий и педагогической деятельности способам «сбрасывания» отрицательно заряженной энергии на воспитанника или коллегу по работе. Наиболее часто «заземление» отрицательной энергии, к сожалению, происходит в семье учителя, где он ослабляет внутренний самоконтроль после работы (проявление раздражения, высказывание упреков, недовольства и проч.).
Суть упражнения состоит в следующем: учитель представляет внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающую отрицательную эмоцию и внутреннее напряжение, связанное с нею. При выполнении упражнения важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, как бы выталкивающего вниз нежелательную отрицательную эмоцию и энергию, которую она с собой несет. Но оно не рекомендуется людям, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Любое напряженное психическое состояние характеризуется суженностыо сознания и сверхконцентрацией человека на своих переживаниях. Ощутимое ослабление внутренней напряженности достигается в том случае, если человек сумел произвести действие децентризации , т. е. снятие центра ситуации с себя и перенос его на какой-либо предмет или внешние обстоятельства. По сути дела, при помощи децентризации осуществляется выбрасывание эмоционального отрицательного состояния вовне, во внешнюю среду, и тем самым избавление от него. Существует несколько форм децентризации. Для начала мы предлагаем простое игротехническое упражнение «Дерево», способствующее развитию внутренних средств ролевой децентраций.
Упражнение выполняется индивидуально и направлено на формирование внутренней стабильности, баланса нервно-психических процессов, освобождению от травмирующей ситуации.
По дороге домой, в городском транспорте, преподаватель стоит и представляет себя деревом, с каким он может себя наиболее легко отождествить. Необходимо детально проиграть в сознании образ этого дерева: его мощный или гибкий ствол, переплетающиеся ветви, колышущуюся на ветру листву, открытость кроны навстречу солнечным лучам и влаге дождя, циркуляцию питательных соков по стволу, корни, прочно вросшие в землю. Необходимо почувствовать как можно более реально питательные соки, которые корни вытягивают из земли. Земля — это символ жизни, корни — это символ стабильности, связи человека с реальностью. Представление утомленным учителем вросших в землю корней его дерева актуализирует внутренние взаимосвязи с реальностью, укрепляет уверенность в себе.
Техника расслабления «Синие вещи»
Техника помогает расслабиться, прийти в состояние уравновешенности. Развивает уравновешенность.
Примите удобную позу. Для этого можно сесть на стуле в «позу кучера», расставив ноги, опустив подбородок на грудь. Можно занять положение полулёжа в мягком кресле. Можно лечь на пол на спину.
Закройте глаза и попробуйте по очереди вспомнить разные синие вещи, с которыми вам приходилось иметь дело в жизни: синяя обложка у тетради, синий автомобиль, синее небо, синее платье. Старайтесь не представлять «синюю обложку вообще», «синий автомобиль вообще», «синее небо вообще», «синее платье вообще». Всё должно быть конкретным: «вот такая тетрадь была у меня в десятом классе», «вот такой автомобиль у моего приятеля», «вот такое небо было на той неделе, ближе к вечеру», «вот в таком платье была моя жена три дня назад».
Синий цвет расслабляет, приводит в состояние уравновешенности, настраивает на размышления. Вспомнив 20-30 разных синих вещей, вы заметите изменение своего состояния.
Саморегуляция эмоционального состояния, способствует профилактике эмоционального выгорания.
В завершении показ подборки позитивно настраивающих мотиваторов.
«Профессиональное здоровье педагогов» С.М.Шингаев
Программа психологического сопровождения педагогов «Здоровьесбережение» Авторский коллектив педагогов-психологов: Суродина О.В., Дегтярёва С.Б., Гаврилова В.Н.,Полякова С.В., Ульянова Н.Ю., Долгова Т.А., Архипова М.А., Панина О.В.
Источник