Под здоровьем понимают состояние организма при котором
Глава 1. Здоровье и болезнь
Общая нозология — учение о болезни (от греч, nosos — болезнь). Это одна из наиболее древних проблем медицины.
Болезнь и здоровье представляют собой две основные формы жизненного процесса. Состояния здоровья и болезни могут много раз переходить друг в друга на протяжении индивидуальной жизни животного или человека. Еще Аристотель считал здоровье и болезнь двумя качественно отличными категориями.
§ 1. Здоровье
Для понимания сущности болезни важно определить, что такое нормальная, здоровая жизнь (норма или здоровье), за пределами которой возникает болезнь. В практической медицине очень часто пользуются выражениями «нормальная температура», «нормальная электрокардиограмма», «нормальный рост и масса (вес)», «нормальный состав крови» и т. п. В данном случае имеется в виду норма как среднее из данных измерений у большого числа здоровых людей (статистическая норма). Часто указываются при этом пределы возможных колебаний. Однако норма не только и не просто средняя арифметическая из ряда измерений. Под нормой или здоровьем понимают такую форму жизнедеятельности организма человека и животного, которая обеспечивает ему наиболее совершенную, оптимальную деятельность и адекватные условия существования в среде. Например, в условиях пониженного парциального давления кислорода на горных высотах нормальным следует считать увеличенное количество эритроцитов в крови против такового на уровне моря.
Из преамбулы устава ВОЗ: «Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».
Для человека как существа социального норма или здоровье — это существование, допускающее наиболее полноценное участие в различных видах общественной и трудовой деятельности. К. Маркс много писал о здоровье рабочих (Маркс К. Капитал. Т. 1. — В кн.: Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с. 242.). В своих высказываниях о рабочей силе в смысле трудоспособности и здоровья К. Маркс определял ее «как совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека» (Маркс К. Капитал. Т. 1. — В кн.: Маркс и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23. с. 178.).
Это определение К. Маркса имеет, с нашей точки зрения, такoе же большое значение, как и его определение болезни, которое было высказано им, как известно, по поводу стесненной жизни журналистов в капиталистическом обществе. К. Маркс писал: «Что такое болезнь как не стесненная в своей свободе жизнь?» (Маркс К. Дебаты о свободе печати и об опубликовании протоколов сословного собрания. — В кн.: Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 1, с. 64.).
Оба определения К. Маркса имеют основополагающее значение в понимании проблемы здоровья и болезни. Творческое развитие высказываний К. Маркса лежит в основе современного понимания сущности здоровья и болезни человека (Г. И. Царегородпев, А. И. Изуткин, А. Д. Степанов, В. П. Петленко и др.). В противоположность этим определениям в медицине буржуазных стран существует много определений нормы и здоровья, главным образом субъективно-идеалистического толка. К таковым относится, например, определение нормы как «масштаба оценки». Это значит, что в зависимости от масштаба, взятого произвольно субъектом (человеком) за «норму», можно принять любую количественную или качественную характеристику изучаемого предмета. Субъективно-идеалистическое понимание нормы приводит к релятивизму, к стиранию граней между здоровьем и болезнью, к признанию расовой неполноценности и пр. Эта философия лежала в основе многих варварских законов и мероприятий, применяемых расистами.
§ 2. Болезнь
Болезнь — это жизнь поврежденного организма при участии процессов компенсации нарушенных функций. Болезнь снижает трудоспособность человека. Она является для организма качественно новым процессом. Возможными исходами болезни являются выздоровление или смерть.
Дать совершенное определение понятия «болезнь» настолько же трудно, насколько легко найти недостатки среди любых попыток выразить это определение кратко и всеобъемлюще. Не случайно Ф. Энгельс считал, что определения не имеют вообще большого значения для науки и призывал к изучению сути определяемого предмета.
Так как болезнь представляет собой прежде всего жизненный процесс, то естественно, что все признаки жизни имеются и при болезни. В больном организме наблюдаются в различных формах обмен веществ и энергии. Больной организм обладает реактивностью, приспособляемостью к существованию в окружающей среде; в больном организме происходят в различных формах процессы роста и размножения клеток и т. д. Однако все эти важнейшие признаки жизни в больном организме всегда в той или иной степени изменены количественно. Они исчезают только после смерти.
В больном организме, как и в здоровом, осуществляется деятельность всех органов и систем. Больной организм, как и здоровый, дышит, у него функционируют сердце, желудочно-кишечный тракт и другие органы. Однако при каждом заболевании имеется большее или меньшее нарушение приспособительной способности организма. На этом основании большинство патологов и клиницистов определяют болезнь как нарушение способности организма к существованию в окружающей среде. Например, при многих болезнях человек делается физически более слабым, мышцы его быстрее утомляются. Обычно тяжелобольной лежит. Попытки такого больного встать с постели могут иногда привести к смерти (например, при тяжелых болезнях сердца, кровеносных сосудов и других органов). В больном организме резко нарушаются функции нервной системы — основного аппарата приспособления организма к окружающей среде. Прежде всего в нервной системе нарушаются тормозные процессы. Расстройство процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга обычно делает больного раздражительным (угнетение процессов торможения). Это тоже резко снижает его приспособительные возможности.
Болезнь представляет собой такую форму жизненного процесса, при которой жизнь животного или человека становится неадекватной условиям окружающей его среды (а для человека — и социальной среды). Болезнь представляет собой таким образом, несовершенную жизнедеятельность. Болезнь не является обязательной формой жизнедеятельности каждого живого существа. При адекватных условиях среды и здоровой наследственности индивидуальная жизнь может пройти без болезней. Однако процесс завершения жизни и перехода к смерти — умирание — всегда представляет болезнь большей или меньшей длительности. Даже мгновенная смерть от остановки сердца представляет кратковременное, но тяжелое расстройство сердечной деятельности.
У больного человека всегда более или менее понижена трудоспособность. Можно возразить, что иногда под влиянием болезни (гипертиреоз, невротическое состояние и др.) трудоспособность временно повышается. Однако исследование у таких больных трудоспособности на более длительном отрезке времени всегда обнаруживает снижение ее по сравнению со здоровыми людьми.
Признаки болезни (общая семиотика). Наука, изучающая признаки или симптомы (от греч. symptoma — признак), болезни, называется семиотикой (от греч. semeiotikos — на основании признаков).
Одним из наиболее частых признаков болезни является боль. Само название «болезнь» происходит от слова «боль». Однако не все болезни сопровождаются болью. Безболезненно развиваются, например, многие опухоли, лейкозы. Тем не менее боль является одним из важнейших признаков заболевания. Боль — сигнал о неблагополучии в организме, который передается из того или иного пораженного участка тела к высшим центрам головного мозга.
Кроме боли, существует много других признаков болезни. Наиболее заметными и просто определяемыми симптомами болезни являются также слабость, лихорадка, припухлость и покраснение пораженного органа. Существуют признаки болезни, которые мало заметны и выявляются с трудом. Группы признаков более или менее постоянные и характерные для отдельных болезней, называют синдромами.
Развитие медицинской науки и лабораторно-инструментальных методов исследования привело к накоплению и систематизации огромного количества симптомов и синдромов для каждого вида болезни. Например, чтобы отличить один вид врожденного порока сердца у человека от другого, известно до 200 отдельных отличительных (дифференциальных) признаков. Для их анализа и систематизации в настоящее время успешно используются электронно-вычислительные машины.
§ 3. Общие принципы классификации болезней
Известно много классификаций болезней, основанных на различных принципах. По причинному принципу болезни делят на наследственные, инфекционные (бактериальные, паразитарные, вирусные), на интоксикации, травмы, кинетозы, выделяют лучевую, лекарственную болезнь и т. д.
По особенностям патогенеза выделяют болезни обмена веществ, аллергические болезни, опухоли, отечную болезнь, шок, коллапс и др. По органному принципу различают болезни сердца и сосудов, легких, почек, печени и т. д.
Болезни классифицируют и по возрастному принципу. Различают болезни новорожденных, детские болезни, болезни старческого возраста. Специальным разделом медицины являются женские болезни (гинекология).
Согласно принятой в СССР статистической классификации, болезни подразделяют следующим образом:
Статистическая классификация болезней
Источник
Тесты по теме «Здоровье и здоровый образ жизни» (8-9 класс)
специалист в области арт-терапии
Тесты по теме «Здоровье и здоровый образ жизни» № 1
1. Под здоровьем понимают такое состояние человека, при котором…
а) его органы и системы работают эффективно и экономно;
б) функции организма быстро восстанавливаются после физических и психических нагрузок;
в) легко переносятся неблагоприятные климатические условия;
г) все выше перечисленное.
2. Соблюдение режима дня способствует укреплению здоровья, потому что…
а) позволяет избегать неоправданных физических напряжений;
б) обеспечивает ритмичность работы организма;
в) позволяет правильно планировать дела в течение дня;
г) изменяется величина нагрузки на центральную нервную систему.
3. Под закаливанием понимается…
а) приспособление организма к воздействиям внешней среды;
б) использование солнца, воздуха и воды;
в) купание в проруби и обтирание снегом;
г) прогулки на свежем воздухе в морозную погоду.
4. Как лучше всего спать, чтобы не было искривления позвоночника?
а) на мягком матрасе.
б) на матрасе и высокой подушке.
в) на жестком матрасе и небольшой подушке.
5. Личная гигиена включает в себя?
а) умываться каждый день, ухаживать за телом и полостью рта, делать утреннюю гимнастику.
б) организацию рационального суточного режима, закаливание организма, занятия физической культурой, утреннюю гимнастику; уход за телом и полостью рта.
в) водные процедуры, домашние дела, прогулки на свежем воздухе.
6. Чем характеризуется утомление…
а) отказом от работы;
б) временным снижением работоспособности организма;
в) повышенной ЧСС;
г) недостаточным уровнем здоровья.
7. С какой температуры воды начинают закаливание организма способом «обливание»?
8. В какое время суток следует принимать солнечные ванны?
а) утром до 11 часов;
б) с 12 до 16 часов дня;
в) до 12 или после 16 часов дня;
г) в любое время дня при соблюдении необходимых мер предосторожности.
9. Слагаемые здорового образа жизни: ______________________________________________
10. Виды закаливаний: ____________________________________________________________
Тесты по теме «Здоровье и здоровый образ жизни» № 2
1. Выбери правильную последовательность водных процедур при закаливании организма .
а) прохладный душ; обливание; обтирание;
б) обтирание; обливание; прохладный душ;
в) обтирание, прохладный душ; обливание;
г) прохладный душ; обтирание, обливание.
2. При какой температуре воздуха зимой разрешаются занятия физической культурой на улице?
б) от –0° до –20° С, без ветра;
в) от –0° до –20° С, средняя скорость ветра;
г) от –0° до –20° С, высокая скорость ветра.
3. Почему так важно соблюдать режим дня?
а) придает жизни четкий ритм, помогает выработать силу воли, настойчивость, аккуратность.
б) организует рационального режима питания.
в) высвобождения времени на отдых и снятие нервных напряжений.
4. Как называется состояние, когда отсутствуют болезни и физические недостатки?
в) физическое развитие
г) здоровый образ жизни
5. Какие слагаемые входят в здоровый образ жизни?
а) рациональное питание;
б) личная и общественная гигиена;
в) закаливание организма и оптимальный двигательный режим;
г) игра в компьютерные игры.
6. В закаливании используется правило «трёх П». Что это значит?
а) полезно, постоянно, прекрасно;
б) постоянно, постепенно, переносимо;
в) повторимо, постепенно, правильно;
г) просто, переносимо, понемногу.
7. Что необходимо учитывать при выборе спортивной одежды для занятий физическими упражнениями?
а) технику безопасности на занятиях;
б) погодные условия;
в) развитие физических качеств;
8. Какие гигиенические факторы используются в качестве средств физического воспитания?
б) проветривание и влажная уборка в спортивном зале;
в) соблюдение режима питания;
9. Какое физкультурно-оздоровительное мероприятие проводятся в режиме дня школьника?
б) спортивный досуг
г) все перечисленные
10. Виды закаливания водой: ______________________________________________________
Тесты по теме «Здоровье и здоровый образ жизни» № 3
1. Сколько часов необходимо спать в твоём возрасте для нормального физического развития и функционирования организма.
2.Что понимают под термином «средства физической культуры»?
б) санитарные нормы;
г) физические упражнения, силы природы.
3. В закаливании используется правило «трёх П». Что это значит?
а) полезно, постоянно, прекрасно;
б) постоянно, постепенно, переносимо;
в) повторимо, постепенно, правильно;
г) просто, переносимо, понемногу.
4. Под здоровьем понимают такое состояние человека, при котором…
а) его органы и системы работают эффективно и экономно;
б) функции организма быстро восстанавливаются после физических и психических нагрузок;
в) легко переносятся неблагоприятные климатические условия;
г) все выше перечисленное.
5. Выбери правильную последовательность водных процедур при закаливании организма .
а) прохладный душ; обливание; обтирание;
б) обтирание; обливание; прохладный душ;
в) обтирание, прохладный душ; обливание;
г) прохладный душ; обтирание, обливание.
6. При какой температуре воздуха зимой разрешаются занятия физической культурой на улице?
б) от –0° до –20° С, без ветра;
в) от –0° до –20° С, средняя скорость ветра;
г) от –0° до –20° С, высокая скорость ветра.
7. Почему так важно соблюдать режим дня?
а) придает жизни четкий ритм, помогает выработать силу воли, настойчивость, аккуратность.
б) организует рационального режима питания.
в) высвобождения времени на отдых и снятие нервных напряжений.
8. В какое время суток следует принимать солнечные ванны?
а) утром до 11 часов;
б) с 12 до 16 часов дня;
в) до 12 или после 16 часов дня;
г) в любое время дня при соблюдении необходимых мер предосторожности.
9. Вредные привычки: ___________________________________________________________
10. Что входит в режим дня: ______________________________________________________
Ответы тестов по теме «Здоровье и здоровый образ жизни» №1
9. Слагаемые здорового образа жизни: режим дня, гигиена тела, рациональное питание, закаливание, чередование труда и отдыха, организация режима двигательной активности, занятия физическими упражнениями и спортом.
10. Виды закаливаний: солнцем, воздухом, водой.
Ответы тестов по теме «Здоровье и здоровый образ жизни» №2
10. Виды закаливания водой: обтирание; обливание водой; контрастный душ; купание в открытых водоёмах.
Ответы тестов по теме «Здоровье и здоровый образ жизни» №3
9. Вредные привычки: курение; алкоголизм; наркомания.
10. Что входит в режим дня – правильное распределение времени на основные жизненные потребности человека: сон, бодрствование, деятельность (в том числе учебную), прием пищи.
Номер материала: ДБ-1206350
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Правительство РФ проработает вопрос обеспечения детей молоком в школах
Время чтения: 1 минута
Минздрав разрешит исследования «Спутника V» на детях с 12 лет
Время чтения: 1 минута
Низкие способности к самостоятельному выполнению заданий приводят к трудностям в обучении
Время чтения: 3 минуты
Вступил в силу закон о просветительской деятельности
Время чтения: 4 минуты
Просмотр телевизора ухудшает когнитивные функции
Время чтения: 3 минуты
Минпросвещения готовит программу модернизации педагогических вузов
Время чтения: 1 минута
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник