Статья 22. Информация о состоянии здоровья
ГАРАНТ:
Статья 22 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2012 г.
Статья 22. Информация о состоянии здоровья
1. Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.
Информация об изменениях:
Часть 2 изменена с 11 августа 2020 г. — Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 271-ФЗ
2. Информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении. В отношении лиц, не достигших возраста, установленного в части 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, информация о состоянии здоровья предоставляется их законным представителям. В отношении лиц, достигших возраста, установленного частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, но не приобретших дееспособность в полном объеме, информация о состоянии здоровья предоставляется этим лицам, а также до достижения этими лицами совершеннолетия их законным представителям.
3. Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена пациенту против его воли. В случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину или его супругу (супруге), одному из близких родственников (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ в часть 4 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения
4. Пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов.
Информация об изменениях:
Часть 5 изменена с 1 января 2018 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 242-ФЗ
5. Пациент либо его законный представитель имеет право по запросу, направленному в том числе в электронной форме, получать отражающие состояние здоровья пациента медицинские документы (их копии) и выписки из них, в том числе в форме электронных документов. Порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 22 настоящего Федерального закона
Источник
Бесплатная медицинская помощь
Информация о состоянии здоровья
Статья 22. Информация о состоянии здоровья
1. Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.
2. Информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении. В отношении лиц, не достигших возраста, установленного в части 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, информация о состоянии здоровья предоставляется их законным представителям.
3. Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена пациенту против его воли. В случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину или его супругу (супруге), одному из близких родственников (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация.
4. Пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов.
(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
5. Пациент либо его законный представитель имеет право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов. Основания, порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Комментарии к статье 22. Информация о состоянии здоровья
1. Комментируемая статья определяет, что каждый имеет право получать информацию о состоянии своего здоровья, о результатах медицинского обследования, о наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.
Под медицинским вмешательством понимаются выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, которые имеют профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность и затрагивают физическое или психическое состояние человека.
Данную информацию гражданин может получить, в доступной для него форме, в медицинской организации, оказывающей ему медицинскую помощь.
Право гражданина на информацию о своем состоянии здоровья следует рассматривать как один из важных элементов права на здоровье. Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения. Естественно субъектом получения этой информации должен быть дееспособный пациент старше 15 лет. Информация о состоянии здоровья недееспособных пациентов и лиц, не достигших соответствующего возраста, передается их законным представителям. К таким законным представителям несовершеннолетнего или недееспособного гражданина относятся родители, усыновители, опекуны, попечители, а также должностные лица организаций, выполняющих функции опеки или попечительства. Медицинскими работниками должно реализовываться право на получение информации о своем ребенке младше 15 лет для обоих родителей.
Один из родителей ребенка не имеет права запретить передавать какую-либо информацию другому, в том случае, если он не лишен родительских прав.
Информация о состоянии здоровья предоставляется гражданину лично лечащим врачом, заведующим отделением лечебно-профилактического учреждения или другими специалистами, принимающими непосредственное участие в обследовании и лечении, а в отношении лиц, не достигших возраста 15 лет, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, — их законным представителям.
Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена гражданину против его воли. В случаях неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину и членам его семьи, если гражданин не запретил сообщать им об этом и (или) не назначил лицо, которому должна быть передана такая информация.
Гражданин имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов, получать копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья.
К медицинской документации относятся медицинская карта амбулаторного больного, которая заводится и хранится в регистратуре медицинской организации при оказании первичной медико-санитарной помощи. В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 22 ноября 2004 года N 255 «О Порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг» медицинская карта оформляется по форме N 025/у-04 или «История развития ребенка» (учетная форма N 112/у) с маркировкой литерой «Л». Кроме того, может заполняться «Талон амбулаторного пациента» (учетная форма N 025-12/у), с которым гражданин направляется на прием к участковому врачу, фельдшеру. При обследовании с участием необходимых специалистов, установлении клинического диагноза, определяется индивидуальный план лечебно-оздоровительных мероприятий и порядок диспансерного наблюдения, в соответствии с которым делается запись в «Контрольной карте диспансерного наблюдения» по форме N 030/у-04 и другие документы.
В случае обращения граждан за медицинской помощью и ее получении в лечебно-профилактических учреждениях является конфиденциальной. К данной информации относится факт обращения за медицинской помощью, в том числе пребывание пациента в медицинском учреждении, состояние его здоровья, диагноз его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении. Информация о состоянии здоровья должна со слов пациента заноситься в его медицинскую документацию. При амбулаторном лечении пациента информация о состоянии здоровья должна быть отражена в медицинской карте амбулаторного больного, а в случае лечения пациента в стационаре запись о состоянии здоровья осуществляется в медицинской карте стационарного больного. Распространение такой информации является нарушением закона и влечет ответственность виновных лиц за разглашение конфиденциальной информации. Разглашение информации, являющейся конфиденциальной, может иметь место и при потере медицинской карты. Однако данный факт должен быть доказан.
Таким образом, в соответствии с Законом врач, другие должностные лица лечебно-профилактического учреждения, сотрудники регистратуры и других подразделений медицинского учреждения не должны разглашать конфиденциальную информацию о состоянии здоровья третьими лицами, а также при ответах на письменные и устные обращения юридических и физических лиц по вопросам, касающимся данного пациента. В Российском законодательстве регламентированы условия, при которых передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим лицам возможна при наличии согласия пациента, в целях обследования, лечения пациента и для проведения научных исследований. Данная информация может предоставляться по запросам органов прокуратуры, следствия и суда.
2. Для лиц, не достигших возраста 15 лет, и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, информация о состоянии здоровья должна заноситься в соответствующие медицинские карты пациентов, и должны подписываться их законными представителями.
Права и обязанности могут осуществляться лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. В том случае, когда совершение действий представителя обусловлено предписанием закона, речь идет о законном представительстве.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 25 июня 2010 года N 480н установлен порядок предоставления сведений о состоянии здоровья детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно данному приказу сведения о таких детях вносятся в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Информация о состоянии здоровья, об установлении, изменении, уточнении диагноза детей, оставшихся без попечения родителей, сообщается руководителями образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, в которых находятся дети, в органы опеки и попечительства. Информация предоставляется в следующие сроки:
· на детей, оставшихся без попечения родителей, — в семидневный срок со дня, когда руководителям организаций стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью;
· на детей, оставшихся без попечения родителей, у которых изменились данные о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии, — в семидневный срок со дня, когда руководителям организаций стало известно об изменениях, но не реже одного раза в год на каждого ребенка.
Сведения о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятый пересмотр, принятой 43-й Всемирной ассамблеей здравоохранения.
3. Пациент либо его законный представитель вправе получать медицинские документы, их копии и выписки, в которых содержится информация о состоянии здоровья. Медицинскую документацию пациент или его законный представитель могут получить путем обращения к руководителю медицинской организации, медицинскому работнику на основании предоставления письменного заявления. Основания, порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время на законодательном уровне порядок и сроки представления медицинской документации не уточнены. Очевидно, выдача пациенту или его законному представителю медицинских документов, их копий и выписок из них фиксируется соответствующей записью в журнале выдаче медицинских документов.
В случае необходимости получения первичных медицинских документов и выноса ее за пределы медицинской организации, например, для получения консультации у других специалистов, выдача таких документов осуществляется на основании расписки пациента или его законного представителя. В расписке указываются цели выдачи медицинских документов (медицинской карты) и срок, в течение которого пациент или его законный представитель обязуется возвратить их в медицинскую организацию, где они хранятся.
Копии медицинских документов и выписки из медицинских документов оформляются путем проставления штампа медицинской организации, заверяются личной печатью врача, выдавшего копию или выписку из медицинской документации, и печатью медицинской организации.
Источник
Сведения о трудоспособности и о состоянии здоровья как персональные данные
Являются ли сведения, относящиеся к возможности выполнения трудовой функции работником (инвалидность, временная нетрудоспособность, беременность, соответствие параметров здоровья допустимым при решении вопроса о допуске к работе), к специальной категории персональных данных – сведениям о состоянии здоровья, или сведения о трудоспособности являются отдельной категорией персональных данных и не могут быть отнесены к сведениям о состоянии здоровья?
В настоящее время, при проведении проверок операторов, сотрудники Роскомнадзора исходят из следующей позиции: сведения, относящиеся к возможности выполнения трудовой функции работником, относятся к сведениям о состоянии здоровья. Данная позиция обладает следующей спецификой:
Существует иная точка зрения, согласно которой необходимо разделять понятия «сведения о состоянии здоровья» и «сведения о трудоспособности». Эта позиция подтверждается судебной практикой (см. дело Роскомнадзор против Центра занятости).
К сожалению, в принятом Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не дается определение понятия «сведения о состоянии здоровья». Тем не менее, в указанном акте закреплены следующие определения:
Официальная позиция Роскомнадзора
Указываемая в листке нетрудоспособности информация о субъекте персональных данных, касающаяся факта обращения за медицинской помощью, причин нетрудоспособности, а также иных данных, подлежащих указанию в листке нетрудоспособности (например: установление или изменение группы инвалидности), являются сведениями о состоянии здоровья субъекта персональных данных.
Данные о датах освобождения от работы не являются сведениями о состоянии здоровья субъекта персональных данных. Информация о причинах нетрудоспособности может являться сведениями о состоянии здоровья субъекта персональных данных с учетом характера и полноты информации, содержащейся в листке нетрудоспособности в каждом конкретном случае.
Судебная практика
Победы Роскомнадзора и Прокуратуры:
Победы операторов персональных данных:
Правовые основания обработки работодателями сведений, содержащихся в документах, подтверждающих временную нетрудоспособность гражданина (листках нетрудоспособности)
Правовые основания обработки работодателями сведений о результатах медицинских осмотров, диспансеризации
Правовые основания обработки работодателями сведений о инвалидности и сведений, содержащихся в медицинских заключениях
Образец медицинского заключения с указанными в нем сведениями о состоянии здоровья.
Правовые основания обработки работодателями сведений при санитарно-бытовом и лечебно-профилактическом обслуживание работников
Организация санитарно-бытового обслуживания работников регламентируется «СП 44.13330.2011. Свод правил. Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87» (утв. Приказом Минрегиона России от 27.12.2010 № 782) и включает в себя оборудование: — санитарно-бытовых помещений; — помещений для приема пищи; — помещений для оказания медицинской помощи; — комнат для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки.
Помимо этого работодатель должен создать санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи. Для комплектования аптечек работодатель может воспользоваться Приказом Минздравмедпрома РФ от 20.08.1996 № 325 «Об утверждении состава и рекомендаций по применению аптечки первой помощи (автомобильной)».
Работодатель обязан обеспечить за свой счет или на своем транспортном средстве перевозку в медицинские организации или к месту жительства работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по иным медицинским показаниям (ч. 2 ст. 223 ТК РФ ).
Обработка информации о листках нетрудоспособности в ИСПДн
Итак, нам видятся следующие основные пути решения этого вопроса:
I. Не признавать официально данные из больничного листка данными о состоянии здоровья. С учётом позиции Роскомнадзора, риски характеризуются, например, выигранными Роскомнадзором судебными делами.
II. Признать данные из больничного листка данными о состоянии здоровья и классифицировать систему «1С» как класс «К1». На наш взгляд, абсурдное и излишне дорогое, но полностью соответствующее букве закона решение.
III. Признать данные из больничного листка данными о состоянии здоровья и классифицировать систему «1С» как класс «Специальная, К2» или «Специальная, К3» по нашей методике определения класса на основании модели угроз. Риски существенно ниже, чем при варианте I, а стоимость защиты – примерно такая же.
Вариант III представляется наиболее сбалансированным и мы рекомендуем остановиться именно на нём.
Источник