Меню

Под инструментальным компонентом психологического здоровья личности понимают

Под инструментальным компонентом психологического здоровья личности понимают

Предлагая поуровневый подход к рассмотрению психического здоровья, Б.С. Братусь, между тем отмечает, что применение термина «уровень» является условным. В строгом значении об уровнях уместнее говорить при изменении какого-либо свойства, когда каждая новая ступень вбирает в себя пройденные уровни. В данном случае речь идет скорее о составляющих психического здоровья, существующих одновременно. Именно два уровня — личностно-смысловой и индивидуально-психологический Б.С. Братусь называет собственно психологическими уровнями [3].

Однако существует и другой подход, основанный не просто на необходимости поуровневого деления «психического здоровья», но на принципиальном разделении понятий психического и психологического здоровья. Б.С. Братусь, размышляя о тенденциях современного общества, признает, что для многих людей становится характерным именно такой диагноз: «психически здоров, но личностно болен» [3]. Очевидно, что такого же мнения придерживается И.В. Дубровина. Она одна из первых современных отечественных психологов предприняла попытку разграничить понятия психического и психологического здоровья. И.В. Дубровина пришла к выводу о необходимости введения в научный психологический лексикон нового термина — «психологическое здоровье». Определяя психическое здоровье в рамках традиционно сложившегося медицинского подхода и психотерапевтического направления, И.В. Дубровина объединяет остальные характеристики здоровой личности новым понятием «психологическое здоровье». Если термин «психическое здоровье» имеет отношение прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа [6]. В.И. Слободчиков и А.В. Шувалов в работе «Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей» отмечают, что до недавнего времени проблема психологического здоровья была на периферии терапии выраженных психических расстройств. В теоретическом аспекте психологическое здоровье не имело определенного научного содержания, а в практическом плане оставалось вне поля видения и позитивного вмешательства врачей и психологов [7]. Результаты исследования проблемы психологического здоровья детей в рамках антропологического подхода позволили авторам сделать вывод о том, что термин «психическое здоровье» чаще и по праву используется врачами в связи с отдельными психическими процессами и механизмами. Психическое здоровье традиционно интерпретируется как собственная жизнеспособность индивида, обеспеченная полноценным развитием и функционированием психического аппарата. Оно является предпосылкой здоровья психологического. Состояние психологического здоровья характеризует индивида как субъекта жизнедеятельности, распорядителя душевных сил и способностей. О состоянии психологического здоровья свидетельствует личностная устремленность человека. Такого же мнения придерживается В.Э. Пахальян, который отмечает, что психическое здоровье — это, прежде всего, баланс различных психических свойств и процессов. Тогда как психологическое здоровье — это состояние субъективного, внутреннего благополучия личности, обеспечивающее оптимальный выбор действий, поступков и поведения в ситуациях ее взаимодействия с окружающими объективными условиями, другими людьми и позволяющее ей свободно актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности [5].

О.В. Хухлаева в качестве «ключевого» слова для описания психологического здоровья использует слово «гармония», или «баланс». Это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и также гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом. При этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс. Соответственно, О.В. Хухлаева говорит о том, что психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи [8].

Н.В. Басалаева отмечает, что психическое здоровье традиционно интерпретируется как собственная жизнеспособность индивида, как жизненная сила, обеспеченная полноценным развитием, как умение приспосабливаться и расти в изменяющихся, не всегда благоприятных условиях, что является предпосылкой психологического здоровья [1].

Психологическое здоровье, в свою очередь, — основа жизнеспособности ребенка, которому необходимо решать важные задачи своей жизни: овладевать собственным поведением, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности, строить образ «Я» и образ мира. Показателями психологического здоровья подростка является стремление к самопониманию, самовыражению и самоутверждению [4].

О.В. Хухлаева описывает психологическое здоровье как систему, включающую аксиологический, инструментальный и потребностно-мотивационный компоненты.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями собственного «Я» человека и ценностями «Я» других людей. Ему соответствует как абсолютное принятие самого себя при достаточно полном знании себя, так и принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей и т. п. Безусловной предпосылкой этого является личностная целостность, а также умение принять свое «темное начало» и вступить с ним в диалог. Кроме того, необходимыми качествами являются умение разглядеть в каждом из окружающих «светлое начало», даже если оно не сразу заметно, по возможности взаимодействовать именно с этим «светлым началом» и дать право на существование «темному началу» в другом индивидууме так же, как и в себе.

Читайте также:  Группа здоровье не годных

Инструментальный компонент предполагает владение человеком рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Ему соответствует умение человека понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободного и открытого проявления чувств без причинения вреда другим, осознание причин и последствий как своего поведения, так и поведения окружающих.

Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, выступающей двигателем его развития. Он полностью принимает ответственность за свое развитие и становится «автором собственной биографии» [8].

По мнению О.В. Хухлаевой, программа групповых занятий для подростков должна, с одной стороны, обеспечить формирование психологического здоровья подростков в соответствии с его трёхкомпонентной структурой, с другой стороны, обеспечить выполнение возрастных задач развития. В работе с подростками можно рассматривать такие основные направления: аксиологическое, инструментальное, потребностно-мотивационное и развивающее. Аксиологическое направление предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки. Инструментальное направление требует формирования умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, т.е. формирование личностной рефлексии. Потребностно-мотивационное направление для подростков предполагает прежде всего умение сделать выбор, принять ответственность за свои выборы, а также формирование потребности в самоизменении и личностном росте. Развивающее направление будет отличаться своим наполнением для учеников разных классов [8].

Цель исследования

Целью исследования является развитие инструментального компонента психологического здоровья старших подростков.

Материал и методы исследования

Экспериментальная база исследования представлена средней общеобразовательной школой Красноярского края. Выборка — старшими подростками в количестве 25 человек в возрасте 14 лет.

Опираясь на теоретические положения о структурных составляющих психологического здоровья старших подростков, мы использовали следующий диагностический инструментарий: «Методика исследования самоотношения» (МИС) С.Р. Пантилеева, «Методика диагностики индивидуальной меры выраженности рефлексивности» А.В. Карпова и «Методика диагностики готовности к саморазвитию» А.М. Прихожан.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализируя результаты, полученные по методике самоотношения С.Р. Пантилеева, мы получили следующие данные в процентном выражении. Наиболее высокие результаты старшие подростки показали по шкалам «открытость», «саморуководство», «самопринятие» и «самопривязанность», из чего можно сделать вывод, что в целом для данной выборки подростков характерно чувство симпатии к себе, ощущение ценности собственной личности. Следует отметить, что по результатам диагностики по «Методике определения индивидуальной меры рефлексивности» А.В. Карпова большинство испытуемых (60 %) обладают средним уровнем развития рефлексии. Данный результат означает, что большинство продиагностированных подростков не испытывают явных проблем в оценке своих действий и поступков, а также действий и поступков других людей. В то же время у 40 % испытуемых отмечается низкий уровень развития рефлексии. Вероятно, что этим школьникам в меньшей степени свойственно задумываться над причинами своих действий и поступков других людей, над их последствиями. Они не всегда планируют свою деятельность, бывают импульсивны. У них возможно возникновение трудностей в общении с другими людьми. Таким образом, на основе показателя рефлексивности мы выделили уровни сформированности инструментального компонента психологического здоровья старших подростков: средний — у 60 % подростков, низкий — у 40 % подростков.

Анализируя готовность старших подростков к саморазвитию, мы отмечаем, что в группе испытуемых преобладает средний уровень данной готовности — у 40 % испытуемых. Тем не менее, у 30 % подростков отмечается высокий уровень готовности к саморазвитию, что свидетельствует о соответствии норме развития психологического здоровья подростков. Таким образом, по результатам, полученным в ходе диагностического исследования, нами были выделены две группы испытуемых: со средним уровнем развития рефлексии — 15 человек (60 %) и с низким уровнем развития рефлексии — 10 человек (40 % подростков). Подростки с несформированным инструментальным компонентом вошли в экспериментальную группу исследования.

Читайте также:  День здоровья внеклассное мероприятие для 5 класса

По результатам первичной диагностики мы выделили две группы подростков — контрольную группу (А) и экспериментальную группу (В). Группу В составили подростки с несформированным инструментальным компонентом. Количество испытуемых в контрольной группе — 15 человек, в экспериментальной группе — 10 человек. Учащиеся экспериментальной группы приняли участие в тренинге, целью которого явилось развитие компонентов психологического здоровья подростков посредством создания условий для их личностного роста [38]. В тренинге были использованы такие методы, как: игровые методы, методы арт-терапии, групповая дискуссия. После реализации системы тренинговых занятий мы провели повторную диагностику компонентов психологического здоровья старших подростков. Сравнивая результаты первичной и повторной диагностики в экспериментальной группе, мы наблюдаем рост показателей самоотношения подростков этой группы, что может свидетельствовать о развитии навыков рефлексии и понимания себя, принятие своей личности. Кроме того, уровень рефлексии в экспериментальной группе вырос на 40 %. Сопоставляя показатели первичной и повторной диагностики по «Методике диагностики готовности к саморазвитию» А.М. Прихожан, мы отмечаем, что средние показатели в контрольной группе по данной методике остались на прежнем уровне, а в экспериментальной группе средние показатели готовности к саморазвитию выросли на 10 %.

Заключение

Таким образом, сопоставив данные первичной и повторной диагностики, мы пришли к заключению, что тренинг личностного роста является наиболее эффективным методом развития психологического здоровья старших подростков с несформированным инструментальным компонентом, позволяющим в значительной степени повысить уровень развития рефлексии старших подростков.

Рецензенты:

Чижакова Г.И., д.п.н., профессор, профессор кафедры психологии и педагогики начального образования КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Москва;

Логинова И.О., д.псх.н., профессор, зав. каф. психологии и педагогики с курсом медицины, психологии, психотерапии и педагогики ПО, декан факультета клинической психологии ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, г.Красноярск.

Источник

Что такое психологическое здоровье и как его сохранить

Психологическое здоровье – это важная составляющая здоровья человека, которая определяет развитие его личности. От него зависит, будет ли человек работоспособен, успешен в отношениях и общении, физически здоров. Чем оно крепче у индивида, тем легче ему устроиться в социуме.

Что такое психологическое здоровье

В психологии определение психологического здоровья звучит как состояние человека, позволяющее ему успешно адаптироваться в изменяющихся условиях без последствий для целостности личности. Такой индивид способен быстро подстраиваться под новые факторы окружающей среды и социума, также может развиваться самостоятельно и вносить вклад в развитие общества.

Компоненты психологического здоровья

К компонентам психологического здоровья можно отнести следующие аспекты:

  1. Ценностный. Это компонент, предполагающий, что человек осознает: он – ценный и уникальный, и не только он, но и окружающие его люди. Он способен принять себя и окружающих такими, какие они есть.
  2. Инструментальный. Это способность человека рефлексировать, концентрироваться на собственных мыслях, оценивая свои действия и поступки, анализируя собственную деятельность.
  3. Потребностно-мотивационный. Это стремление человека к саморазвитию и личностному развитию, а также готовность брать на себя ответственность за собственную жизнь.
  4. Развивающий. Человек постоянно работает над собой, развивает свои психические и умственные процессы, социальные навыки, поддерживает свое психологическое и физическое здоровье.
  5. Социально-культурный. Это возможность индивида развиваться и действовать в сложившейся культурной и социальной ситуации, умение налаживать контакт с людьми и взаимодействовать.

Уровни психологического здоровья

И.В. Дубровина, сформулировавшая понятие психологического здоровья, выделяет три его уровня:

  1. Низкий. Это уровень, свойственный дезадаптивным личностям, которые имеют проблемы с приспособлением к социальной среде, их окружающей. При этом одни из таких людей стремятся включиться в общество путем пренебрежения собственными интересами, а другие пытаются подстроить всех окружающих под свои интересы, невзирая на их желания и мировоззрение.
  2. Средний. Это люди с неплохой адаптацией к обществу. У них есть определенные навыки общения и выстраивания отношений. При этом имеют повышенную тревожность, связанную с нахождением в социуме.
  3. Высокий. К этому уровню относятся люди с устойчивой адаптацией к социуму, с запасом ресурсов для адекватного восприятия и переживания стрессовых ситуаций, наличием позиции созидателя и творческого отношения к выполняемой деятельности.
Читайте также:  Определение населения по общественному здоровью

Факторы нарушения психологического здоровья

Факторы риска нарушения психологического здоровья можно разделить на две группы:

Первая – это внешние причины. К ним относятся негативные воздействия других людей на человека и напряженные отношения с обществом. В первую очередь это проблемы во взаимодействии с родителями: ребенок, растущий в постоянно негативно-напряженной обстановке может отставать в развитии от сверстников и постепенно приобретать личностные нарушения. Немного слабее на индивида действуют отрицательные отношения в школе, на работе, в компании приятелей.

Вторая группа факторов – внутренние причины. Это влияние некоторых нарушений психики на нормально развивающиеся процессы. Например, нестабильный эмоциональный фон может оказывать отрицательное воздействие на познавательную сферу, а проблемы с личностным развитием сказываются на общении.

Признаки

Главный критерий психологического здоровья личности– успешная адаптация к социуму. Такой человек ощущает себя позитивно, имеет высокий уровень развития рефлексии, успешно переживает кризисы разных возрастов, не испытывает безосновательных страхов. Он не боится брать на себя ответственность за свои поступки и жизнь в целом, не зависим от чужого мнения, свободно общается с окружающими и стремится к саморазвитию.

Также к признакам психологического здоровья относятся: активность, целенаправленность, успешность во взаимоотношениях с близкими людьми, умение спокойно разрешать конфликты и адекватно воспринимать происходящее вокруг.

Психологическое здоровье детей и подростков

Психика детей и подростков весьма нестабильна: в этом возрасте часты резкие перепады настроения, которые она не в силах контролировать. Важная задача взрослых для сохранения психологического здоровья детей и подростков – аккуратно сдерживать порывы, не позволяя наступать полной эйфории или депрессии. Для этого обычно достаточно иногда говорить с подростком по душам. Взрослые также должны способствовать укреплению психики путем прививания им полезных навыков, например: умения общаться, рефлексировать, ставить и достигать цели, с позитивом относиться к жизни.

Наличие проблем можно подозревать у ребенка с повышенной раздражительностью, плаксивостью, нарушениями сна и аппетита, отсутствием мотивации и трудностями с концентрацией внимания. В конечном итоге, нарушения психологического здоровья могут привести к серьезным последствиям: девиантному поведению, употреблению психоактивных веществ, бродяжничеству, правонарушениям и ранним беременностям.

Как сохранить психологическое здоровье: советы психолога

Основу психологического здоровья малыша и подростка должны постараться сохранить родители. Для этого необходимо создать в семье обстановку, которая будет способствовать личностному развитию ребенка, его позитивному мироощущению и получению навыков успешного взаимодействия с людьми.

Как сохранить психологическое здоровье взрослому? Для этого необходимо знать, какие факторы способствуют сохранению психологического здоровья. Среди них:

  • позитивное отношение к жизни;
  • окружение себя положительными людьми;
  • постановка целей и их достижение;
  • стремление к саморазвитию и развитие в себе желания двигаться вперед в своих начинаниях;
  • формирование у себя навыков адекватных взаимодействий с другими людьми, особенно в ситуациях конфликта;
  • избегание общения с токсичными людьми, которые видят мир только в темных цветах.

Профилактика

Профилактикой психологического здоровья лучше всего заниматься с рождения ребенка. Для этого необходимо создать такую обстановку, в которой малыш будет чувствовать себя свободным, нужным и любимым. При этом осознавать свои границы и границы других людей, знать правила общества и успешно их соблюдать. Чем старше становится ребенок, тем больше ему нужно предоставлять самостоятельности и ответственности и поощрять проявление этих качеств.

Взрослый человек также может укреплять свою психику с помощью рефлексии, общения с позитивными людьми, поиском любимой деятельности, определением своих целей и результатов. Хорошо, если человек умеет радоваться мелочам, не ждет масштабных подарков от судьбы и способен сам сделать свою жизнь такой, какой она ему нравится, при этом не вредит окружающим.

Заключение

Основной функцией психологического здоровья человека является адаптация к социуму. Оно влияет на все сферы его жизни: соматическое здоровье, общение с людьми, работоспособность и самоощущение. Для его сохранения важно учиться смотреть на мир с позитивом, критически относиться к чужим оценочным высказываниям в свой адрес и стараться двигаться вперед к намеченной цели. Чем более здоров человек психологически, тем он более успешен в жизни.

Источник

Adblock
detector