Почему говорят «будь здоров», когда человек чихает
Всем известно, что когда чихает человек нужно сказать «Будь здоров». А почему мы так говорим? Откуда произошло подобное пожелание? Почему мы вообще что-то говорим? Почему говорят «будь здоров», когда человек чихает?
Мы же ничего не говорим, когда человек кашляет или, к примеру, зевает….
Так вот. Не во всех странах, как оказалось обращают внимание на то, что человек чихнул. К примеру в Южной Корее, не говорят вообще ничего, как и мы, когда человек кашляет. А в англоязычных странах говорят «Благослови тебя бог»
В Латинской Америке используется «Правило трех чихов» . После первого говорят – salud (“здоровье”), после второго – dinero (“деньги”) после третьего- amor (“любовь”).
В Турции реакция на чихание выходит за рамки простого призыва к здоровью. После первого чиха, говорят- (”жить долго”). После второго, (“Жить здорово”). Еще интереснее, что в Турции существует и правило ответа на пожелание. Тому, кто чихнул, говорят: “живи долго”, а в ответ надо сказать: “и я надеюсь, что вы это увидите”. Немного язвительно, конечно)
Но вернемся в Россию. Откуда взялось пожелание здоровья, на человеческий чих.
Как у любого суеверия, есть несколько вариантов происхождения слов «Будь здоров», когда человек чихает
Вариант первый. Библейский
Когда Бог создал человека, он вдохнул в него жизнь. Когда он решил сделать Адама смертным: тот чихнул и тем самым выдохнул её из себя. Считается, что впоследствии люди чихали только один раз в своей жизни – перед смертью.
Вариант второй. Летописный
Согласно летописям Новгорода, считалось, что когда чихает ребенок, то его хотят похитить злые духи (наподобие черта). И родители должны сказать ангелу-хранителю своего ребенка, когда тот чихнул: «Будь здоров ангел-хранитель». Чтобы ангел спас их чадо.
Вариант третий. Отголоски чумы
Есть, также, мнение, что данный обычай основан со времен эпидемии чумы. Афинская эпидемия чумы 14 века, которая разрасталась семимильными шагами, человеку, который чихал, было принято говорить «Пусть благословит тебя Бог!», как бы прося Всевышнего избавить его от болезни. Фраза, впоследствии «конвертировалась» и упростилась до «Будь здоров!»
Согласно этикету, говорить фразу «Будь здоров» незнакомому человеку или человеку в помещении где много других людей совсем не нужно. Это может выглядеть некрасиво и поставит чихнувшего человека в неловкое положение. Поскольку все обратят на него свое внимание. Правильно будет промолчать, а не указывать всем громко, что кто-то чихнул.
Но, если вы видите, что человек «ждет» , что вы ему скажете “будьте здоровы”, то сказать эту фразу все-таки стоит.
Источник
«Будьте здоровы» говорить не следует — Этикет
«Б удьте здоровы»: как часто вы произносите эту фразу кому-то, кто чихает около вас?
Конечно, желая здоровья человеку, который чихнул, вы хотите показать свою воспитанность.
Но имейте в виду, когда вы произносите эту фразу в культурном обществе, она выдаёт отсутствие у вас таковой.
Что делать, когда вы чихаете?
Если сдержать желание чихнуть не представляется возможным, то по правилам этикета сделать это нужно максимально тихо.
При чихании, воспитанный человек использует носовой платок или, по крайней мере, прикрывается рукой чтобы не обращать на себя внимание окружающих.
Чихая в общественном месте, культурный человек обязательно извинится, стараясь не обращать внимания на происходящее.
Как поступить в такой ситуации?
По правилам этикета запрещается говорить «Будьте здоровы» любому человеку, чихающему в общественном месте.
Воспитанный человек с никогда не отреагирует ни на какие физиологические проявления организма, в том числе чихание.
Произнося, фразу «Будьте здоровы» вы смущаете человека, который чихнул. Лучше просто промолчать.
Это правило обязательно нужно соблюдать в общественных местах, например, в супермаркете, автобусе, метро, больнице, во время лекции.
Во время деловых совещаний, фраза «Будьте здоровы» также неуместна, поскольку она отвлекает внимание собравшихся от обсуждаемого вопроса.
Исключение из этого правила может быть ситуация, когда в команде сложилась дружеская, даже семейная атмосфера.
Исключением может быть случай, когда чихнул ваш родственник или близкий друг – тогда вы в праве пожелать им здоровья.
Источник
От знака любви до изгнания духов: лингвист объяснила традицию желать здоровья при чихе
Карантин изменил многие социокультурные традиции, принятые в обществе. Теперь избегать рукопожатия в момент приветствия знакомого на улице не считается дурным тоном, а воспринимается с благодарностью. Об истории и возможной эволюции традиций, связанных с пожеланием здоровья, рассказала кандидат филологических наук Екатерина Щеглова в комментарии изданию «Слово и Дело».
Для начала, стоит разобраться, почему же люди желают друг другу здоровья только в случае реакции на определенное проявление отклонения от нормы – конкретно при чихании. Некоторые источники указывают на то, что традиция происходит из древних суеверий: если природа кашля была нашим предкам понятна, то в процессе чихания, по их мнению, душа человека могла покинуть его тело. По словам Екатерины Щегловой, преподавателя кафедры медиалингвистики в СПбГУ, однозначную трактовку выражение «будь здоров» получило только в XIX веке.
«Да, версия правильная. Это пожелание сохранить дух или душу», — объясняет лингвист. — «Это отмечено в книге выдающегося фразеолога В. М. Мокиненко «Загадки русской фразеологии». А вот описание в словаре Михельсона: «Будьте здоровы! Чихнувшему здравствуй. Исполнение желаний!».
По словам Екатерины, у каждого народа была разная трактовка этого феномена. Обычай обращаться с этой фразой к чихающему обсуждалась и объяснялась неоднократно древними и новейшими исследователями. Евреи, к примеру, в ответ на чихание отвечали словами «Ahunovar и Aschimvuhù!», чтобы изгнать злых духов.
Источник фото: — Бодлианская библиотека Оксфорда — bodleian.ox.ac.uk —
По одной из версий, обычай был основан на легенде, что существовало острое инфекционное вирусное заболевание инфлуэнца (о ней упоминается в записях XV века), при котором чихание у больного свидетельствовало о его выздоровлении. По другой версии, в Италии при папе Пелагии и до 590 года свирепствовала болезнь, в процессе которой чихание и зевота заканчивались летальным исходом (отсюда пошел обычай крестить рот при зевании). Тогда папа Григорий Великий учредил молитвы против этого заболевания, после чего чихающему начали говорить «Да благословит тебя Господь!». Однако лингвист уточняет, что обычай появился гораздо раньше, так как описан у древних писателей: Геродоа, Аристотеля, Плутарха, Гомера и других.
«Чихание считалось то дурным, то хорошим предзнаменованием, а потому вызывало то пожелание помощи свыше, то радостный привет», — объясняет Екатерина Щеглова. — Многие воспринимали эту реакцию организма в качестве признака здоровья, некоторые врачи даже считали ее первым признаком жизни у новорожденных».
Римляне каким-то образом смогли даже романтизировать чихание. Они верили, что бог любви Амур чихает при рождении хорошенькой девушки, поэтому в Древнем Риме был распространен комплимент, который влюбленный юноша дарил своей возлюбленной: «Амур чихнул на тебя».
Источник фото: — wikipedia.org — Лисипп / CC BY 2.5 —
«В мифологии также описан обычай желать здоровья», — рассказывает лингвист. — «Титан Прометей, приготовившись оживить статую человека, открыл перед ее носом трубочку с похищенным у Юпитера огнем. Статуя чихнула и пробудилась. «На здоровье!» — сказал Прометей, и с тех пор все потомство человеческое стало соблюдать этот обряд».
Екатерина упомянула и другую категорию ученых, которые находили объяснение в Священном Писании: так как Господь создал человека их праха земного и вдул в лицо его дыхание жизни, то дыхание тем же путем выходит из него при наступлении смерти. Это может осуществиться при извержении воздуха из рта и носа с внезапным усиленным напряжением.
Источник: freepik.com — Designed by Freepik
Раввины объясняют, что когда праотец человечества Адам за непослушание сделался смертным, то по велению божьему все его потомки чихали только один раз в жизни, что приводило к ее окончанию. По легенде, это происходило до Иакова, который умолял Господа о прощении и, чихнув, остался жить. С тех пор однако не переставали молиться о здравии чихающих, но чихание стало знаком здоровья – знаком добрым.
В Священном Писании также упоминается глава, в которой погибший сын сонамитянки, воскреснув, чихнул семь раз. После молитвы согрелось тело ребенка, чихнул он раз семь и открылись глаза его.
Итак, происхождение выражения «будь здоров» описывается множеством легенд и обрядов. Сможет ли эта традиция трансформироваться, распространившись еще и на реакцию на кашель? Ведь на сегодняшний день, с развитием медицины и появлением новых болезней, связанных с дыхательной системой, не так просто определить его природу. Не говоря уже о том, как стремятся пожелать здоровья людям, которые могут или уже заразились новой бушующей в мире коронавирусной инфекцией. Существует версия, что одной из причин возникновения традиции послужил вирус, распространившийся в XV веке.
«Сценарий возможный, но, на мой взгляд, маловероятный», — считает преподаватель СПбГУ. — «Слишком глубокие сакральные корни имеет выражение, так быстро ситуация не изменится. А пожелать здоровья можно разными способами».
Источник
Почему при чихании обычно говорят: «Будь здоров»?
«Чихание» стоит на повестке дня, как явление, широко распространенное в период сезонного гриппа, а теперь и коронавируса. Почему мы желаем здоровья чихающему? Ответ дадут культурологи и психологи, которые провели исследование — отношение к «чиханию» в древние времена.
Обычно каждый раз, когда кто-то из наших близких чихает, мы говорим «будь здоров» («υγεία», «εις υγείαν», или «γείτσες»). Это древняя привычка, однако еще Плиний мучился над вопросом: «Почему мы желаем здоровья тому, кто чихает?».
«Гитон, не будучи в состоянии дольше сдерживаться, трижды подряд чихнул так, что кровать затряслась. Эвмолп, оглянувшись на шум, пожелал Гитону долго здравствовать», – пишет Петроний в «Сатириконе».
Плиний Старший, перечисляя римские суеверия, недоуменно спрашивал: «Почему мы желаем здоровья тому, кто чихнул (sternuentis salutamus)?».
Этому вопросу уделяют внимание: евреи, которые в ответ на чихание говорят «Товим хаим», что означает «добрая жизнь» (чтобы подчеркнуть, что чихание перестало быть знаком приближающейся смерти, как издревна считалось); мусульмане, которые говорят «Слава Аллаху»; индийцы, которые используют фразу «Жизнь с тобой».
В античной и средневековой Европе непреднамеренное чиханье воспринималось прежде всего, как симптом эпидемических и смертельно опасных заболеваний. По сообщению Фукидида, чиханье было страшным предвестием афинской чумы. Римляне желали чихнувшему здоровья, дабы его чиханье не стало плохим знаком («Absit omen!»).
В средневековой Европе здравицу сменило упоминание Бога. Чихнувшему говорилось: «Бог в помощь», то же говорил и сам чихнувший. Возникновение последнего обычая церковная традиция связывает со святым Григорием — с историей его чудесного исцеления во время моровой язвы, когда чиханье означало верную смерть» .
В Древней Греции Аристотель давал объяснение чиханию совсем иным образом. Он учил, что голова — это колыбель нервов и чувств, место души и образ божества. Те, кто придерживался того же мнения, думали, что «чих» — это непроизвольный выход «духа»/мыслей, которые накопились в их головах!
В «Одиссее» Гомер приписывает чихание причине победы Одиссея и Телемаха над женихами Пенелопы.
Одиссей под видом нищего чужеземца тайно возвращается на Итаку, в свой дом, разоряемый женихами Пенелопы. И пока та сетует на них, обещая, что вот, мол, вернется Одиссей и за все им отомстит, Телемах (сын Одиссея) громко чихает. На что Пенелопа говорит: «…Слово мое зачихнул Телемах; я теперь несомненно знаю, что злые мои женихи неизбежно погибнут».
В античные времена чиханию придавали особое значение. Считалось, что если человек, изрекая что-то, чихнет, то его слова непременно сбудутся, ведь чихание – божественное знамение. Древние верили, что нос – тропа, ведущая к душе, а дыхание – проявление божественного присутствия. Чихание же не что иное, как мощный вдох и выдох.
Ксенофонт в «Анабасис», (кн. III, гл. 2) повествует, что один из воинов «вовремя» чихнул, когда оратор говорил о»спасении». Сразу же войско настроилось оптимистично, потому что «чихание» воспринимали как отличное предзнаменование.
«Если мы решимся с оружием в руках отплатить им за содеянное… то с помощью богов перед нами откроются широкие и светлые возможности спасения».– Битый час полководец Ксенофонт (V век до н. э.) пытался поднять боевой дух греческого войска, вышедшего в поход против персов.
Увещевания были бы напрасны, не чихни один из воинов как раз в тот момент, когда оратор дошел до слов о спасении. И тогда все войско прославило богов и было готово исполнить команду полководца, а сам Ксенофонт изрек: «В то время как мы говорили о спасении, появилось знамение Зевса-Спасителя».
Так или иначе, в современном мире чихание больше не расценивается, как «приближение смерти», а является простой физиологией. При том, что нейрофизиологический механизм чихания до сих пор остается непознанным. Известно только, что в нем участвуют легкие, трахея, глотка и мышцы сердца, активизация которых – ответ на раздражение носоглотки (вызванное, чем угодно!).
Поэтому совсем не обязательно после каждого чиха предаваться грустным мыслям и бренности существования. Лучше думать о добром знаке свыше, оказывать чиханию «почетную встречу» и доверять «правдивости слов» чихнувшего, в глубине души соглашаясь с Пенелопой и Ксенофонтом.
И в ответ на чихание произносить безо всякой задней мысли: «Будьте здоровы!».
Источник