Меню

Почему важна культура здоровья

Формирование культуры здорового образа жизни

Когда человек приходит в этот мир, он, как правило, полностью здоров. Малыш растет и крепчает под внимательной заботой и опекой родителей. Если родители здравомыслящие, то они стараются закалять малыша, заботиться о его правильном физическом развитии. Тогда почему так мало здоровых людей в возрастной категории 18-30 лет? Оказывается, быть здоровым – это не удачное стечение обстоятельств, а результат стойкой жизненной позиции.

Что такое ЗОЖ?

Помимо того, что ЗОЖ – это аббревиатура здорового образа жизни, это еще и особый образ жизни. Это не просто пафосный статус, это система жизненных норм и правил, которая дарит своим последователям хорошее самочувствие, крепкое здоровье и привлекательный внешний вид. ЗОЖ не похож на недельные диеты – это особый стиль жизни, имеющий свои правила и особенности. Многие считают, что такая жизнь – удел только профессиональных спортсменов, танцовщиц, фитнес-моделей. Мало того, некоторые ее считают грустной и унылой, однообразной и серой. Но сейчас есть возможность с легкостью развеять все заблуждения.

Начнем с «трех китов», на которых и держится здоровый образ жизни:

  • Физическая активность;
  • Режим жизнедеятельности;
  • Система питания.

Кроме них еще и важно учитывать фактор вредных привычек – их не должно быть по определению. Каждый из этих компонентов является часть единого образа существования, исключение даже одного из них уже не дает возможности назвать такой образ жизни здоровым. Теперь по порядку о каждом из них.

Важность физической активности

Для примера, стоит обратить внимание на тех же детей – они не могут долго сидеть на месте, в них есть жажда движения. Со временем нормы поведения и гиперопека старших приучает молодой организм сидеть ровно и неподвижно во избежание травм и косых взглядов окружающих. И эта потребность в движении угасает, мышечный тонус слабеет и начинается развитие патологий осанки, сосудистые заболевания и прочие радости гиподинамии (недостатка движения). Поэтому большинство взрослых, принимая решение о сохранении своего здоровья, должны вновь воспитывать в себе потребность в движении. Почему же физическая активность настолько важна, что заложена самой природой? Ответ на этот вопрос заключается в следующем:

  • Регулярная двигательная активность улучшает кровообращение и улучшает работу сердечно-сосудистой системы;
  • Увеличивает насыщаемость крови кислородом;
  • Способствует выработке «гормонов счастья», что служит причиной хорошего настроения и профилактикой депрессий;
  • Поддерживает мышечный тонус и четкие очертания фигуры;
  • Повышает самооценку.

Помимо этого существует еще много положительных сторон, и у каждого они могут отличаться. Главное – это регулярность занятий, что и позволит не только получать от этого результат, но и сформировать ту заветную потребность в движении. Но на одном спорте далеко не уедешь.

Человек то, что он ест

Да, именно о питании пойдет речь далее. Здесь можно написать целую книгу, но это для заинтересованных. Хотя в общих чертах принципы питания в системе здоровой жизни таковы:

  • Баланс – соблюдение соотношения белков, жиров и углеводов. Для здорового человека, не преследующего стать чемпионом по бодибилдигу, он имеет пропорции приблизительно 30%-20%-50% соответственно. При этом общий объем калорий должен покрывать суточные энергозатраты организма. Так здоровый человек не станет анорексичным;
  • Чистота – соблюдение не только правил гигиены питания, но и проявления заботы об отсутствии в тарелке канцерогенов, ГМО (пока еще не доказана безопасность), трансжиров, нитратов и прочих «благ цивилизации», не присущих органичному питанию;
  • Дробность – кушать нужно не менее трех (плюс два перекуса) – пяти раз в день. Можно и чаще – каждые два часа – небольшими порциями. Это не позволит чересчур оголодать и переесть на почве этого, плюс ускорится метаболизм;
  • Сдержанность – разумное потребление пищи, в том числе лакомств, позволит не только получать гастрономическое удовольствие, но, в то же время, и не наносить ущерба здоровью.
Читайте также:  Препараты для здоровья спортсмена

Здесь, как и в спортивных занятиях, важен принцип регулярности – эти правила должны выполняться каждый день, а не раз в неделю с особой фанатичностью. Теперь, чтоб организовать хорошую скоординированность активности и питания, нужно построить режим.

Почему так важен режим?

Дело в том, что человеческий организм быстро привыкает к повторяющимся действиям, обстоятельствам и событиям. Поэтому те, кто регулярно встают в одно и то же время по будильнику, со временем начинают просыпаться и без его участия. Это правило работает почти для всех систем: к началу приема пищи желудок начинает выделять пищеварительные ферменты и соки, ко времени отхода ко сну – начинает расслабляться и позволяет быстро заснуть, к моменту тренировок – мобилизуется энергетический потенциал. Такая слаженная система работы не только упрощает жизнь, но и улучшает результат регулярных занятий и соблюдения питания. При составлении распорядка дня необходимо выделить достаточно времени на сон, активность, досуг. Стремление придерживаться его позволит быть более организованным и пунктуальным, даже можно обнаружить массу свободного времени, которое раньше уходило «в никуда» или просто на бесполезные занятия. Многие обыватели утверждают, что такая рутина – удел затворников и социопатов, но это вовсе не так.

Скучна ли жизнь «ЗОЖника»?

Именно так называют людей, ведущих здоровый образ жизни, и их жизнь нельзя назвать скучной или бледной. На самом деле при занятиях спортом можно найти много единомышленников. Общаться с ними можно не только в спортзале. Ведь есть еще кино, кафе (Да-да! Просто не надо заказывать там все самое жирное и калорийное, салаты тоже в меню имеются) и масса других мест совместного досуга. А можно еще устраивать товарищеские соревнования, игры, совместные пробежки и постановки личных рекордов. Для того, чтобы испытать радость общения совершенно необязательно торчать полночи в клубе с бокалом напитка сомнительной пользы, лучше выбирать круг общения сопоставимый с целями и жизненными ценностями.

Источник

КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. статья
статья на тему

Здоровье человека неотделимо от его жизнедеятельности и ценно тем, что составляет непременное условие эффективной деятельности, через которую достигается благополучие и счастье. В статье раскрываются такие понятия, как общественное и индивидуальное здоровье, духовное и физическое, социальное здоровье.

Скачать:

Вложение Размер
kultura_zdorovya_i_zdorovogo_obraza_zhizni.doc 42 КБ

Предварительный просмотр:

КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Золотых Любовь Вячеславовна

учитель начальных классов

Здоровье среди жизненных ценностей человека, несомненно, занимает важную составляющую счастья. Сегодня существует целый ряд определений здоровья человека, которые, как правило, содержат пять критериев: отсутствие болезни; нормальное функционирование организма в системе “человек – окружающая среда”; полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие; умение приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде; способность к полноценному выполнению основных социальных функций.

В обобщенном виде здоровье можно определить, как умение человека приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостоять внешним и внутренним отрицательным факторам, болезням и повреждениям, сохранить себя, расширить свои возможности для полноценной жизнедеятельности, т. е. обеспечивать свое благополучие. Смысл слова благополучие в “Словаре русского языка” (автор С.И. Ожегов) определяется как “спокойное и счастливое состояние”, а счастье – как “чувство и состояние полного высшего удовлетворения”. Исходя из этих понятий, сделаем вывод: здоровье человека неотделимо от его жизнедеятельности и ценно тем, что составляет непременное условие эффективной деятельности, через которую достигается благополучие и счастье.

Каждый заинтересован в своем благополучии и счастье, которые непосредственно связаны с постоянным сохранением и укреплением здоровья, следованием правилам здорового образа жизни. Достичь благополучия можно только через труд, направленный на расширение духовных, физических и социальных возможностей. Это, прежде всего постоянное повышение знаний об окружающем мире и роли человека в нем, совершенствование духовных и физических возможностей.

В этом положении нет чего-то нового и необычного. Подтверждением ему служат высказывания древнеримского политика и оратора Марка Туллия Цицерона (106–43 гг. до н. э.) В его трактате “Об обязанностях” говорится: “Обязанности мудрого – заботиться о своем имуществе, не совершая ничего противного обычаям, законам и установлениям; ведь мы хотим быть богаты не только ради себя, но и ради детей, родных и друзей, а особенно ради государства; ведь средства и достояние отдельных лиц составляют богатства гражданской общины”. Необходимо также подчеркнуть, что здоровье каждого человека является не только индивидуальной ценностью, но прежде всего общественной.

Общественное здоровье представляет собой социально-политическую и экономическую категории, которые характеризуют жизнеспособность всего общества как социального организма. Оно складывается в конечном итоге из здоровья всех его членов. Общественное здоровье и индивидуальное здоровье каждого человека неразрывно взаимосвязаны, и одно зависит от другого. Вот почему в нашей школе уже на протяжении долгого времени ведется работа по здоровьесбережению всего коллектива и каждого в частности. В школе ежемесячно организуются Дни здоровья, общешкольные и классные родительские собрания по данной проблеме, педагоги участвуют в массовых муниципальных спортивных мероприятиях. Семья Котеневых из 3 класса регулярно является призером муниципального конкурса «Самая спортивная мама». Но все это напрямую зависит от индивидуального здоровья каждого.

Индивидуальное здоровье – это здоровье человека в отдельности. Поэтому очень важно педагогу вести работу по формированию здорового образа жизни в классе. Для чего необходимо вовлекать в оздоровительную деятельность каждого ребенка, учитывая индивидуальные возможности. С этой целью как классный руководитель провожу беседы, классные часы. Один из интересных классных часов был посвящен здоровому питанию, где дети активно соревновались, дискутировали, рисовали. Важно отметить, что все мероприятия в начальной школе провожу с применением наглядности. Так среди дидактического материала созданы презентации: «Здоровое питание», «Закаливание младшего школьника», «Витамины» и т.д. Ученики активно участвуют в акции «Молоко и мед Белогорья – залог отличного здоровья». Все ребята из класса получают полноценное горячее питание, организация которого полностью зависит от классного руководителя.

Здоровье касается всех аспектов жизни человека, а не только его физической формы. Духовная и физическая составляющие – две неотъемлемые части человеческого здоровья. Духовное здоровье – это здоровье нашего разума, физическое – тела. Недаром мы говорим, повторяя слова поэта: “Душа обязана трудиться”. “Нужно приучить душу не поддаваться несчастьям и брать верх над ними, преподать ей правила добропорядочной жизни и добропорядочной веры, нужно как можно чаще тормошить ее и натаскивать в этой прекрасной науке”, – писал французский философ Мишель Монтень (1533–1592). Разум – это способность познавать окружающий мир и себя. С его помощью человек анализирует происходящие события и явления, прогнозирует наиболее вероятные события, оказывающие основное влияние на жизнь. Можно сказать, что разум – это модель (программа) поведения, направленная на решение поставленных задач, защиту своих интересов, жизни и здоровья в реальной окружающей среде. Чем выше интеллект, чем достоверней прогноз событий, чем точнее модель поведения, чем устойчивей психика, тем выше уровень духовного здоровья.

Так как духовное здоровье соотносится с разумом, интеллектом, эмоциями, то для его укрепления, как учитель начальных классов на всех уроках провожу динамические паузы, слежу за сменой видов деятельности во время урока, организую экскурсии. Например, ученики класса вместе с родителями побывали на экскурсии в Свято – Троицком Холковском мужском монастыре. Ребята посетили храм Донской иконы Божьей Матери. Поднялись по ступенькам к храму Святого равноапостольного князя Владимира. С высоты ребята увидели раздолье полей, лес, реку Оскол, степь и высокие холмы, напоминающие горы. Детей поразила красота этих мест, но более всего по-особому они ощутили тишину и душевный покой. Далее ребята спустились на глубину 13 метров в Свято-Троицкий пещерный храм. Увидели подземные переходы, кельи монахов, поставили свечи — прикоснулись к величайшей святыне. На память о поездке сфотографировались, испили воды из святого источника.

Социальное здоровье отражает связи внутри общества, материальное обеспечение, межличностные контакты. Каждый раз, набирая первый класс, уделяю большое внимание межличностным отношениям в классе. С этой целью провожу социометрическую диагностику и по результатам выстраиваю индивидуальный маршрут помощи детям. Здесь вовлекаю ребят в различные мероприятия, устраиваю посиделки, дни именинника, совместные развлечения с родителями. Как правило, все это способствует укреплению дружеских отношений в классе, дети учатся находить общий язык с родителями и педагогами. И все получают массу положительных эмоций.

Стоит отметить, что духовное здоровье обеспечивается системой мышления, познанием окружающего мира и ориентацией в нем. Достигается духовное здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, умением прогнозировать и моделировать события и составлять программу своих действий. В немалой степени духовное здоровье обеспечивается верой. Во что верить и как верить – это дело совести каждого.

Физическое здоровье – это способность тела реализовывать разработанную программу и иметь своего рода резервы на случай непредвиденных экстремальных и чрезвычайных ситуаций. Оно обеспечивается физической активностью, рациональным питанием, закаливанием организма и его очищением, рациональным сочетанием умственного и физического труда, умением правильно выбрать время и вид отдыха, исключением из употребления алкоголя, табака и наркотиков. Артур Шопенгауэр считал, что, прежде всего мы должны стараться сохранить хорошее здоровье. Он писал: “Средства к этому несложные: избегать всех эксцессов, излишних бурных и неприятных волнений, а также чересчур напряженного и продолжительного умственного труда, далее – усиленное движение на свежем воздухе в течение, по крайней мере, двух часов, частое купание в холодной воде и тому подобные гигиенические меры” (“Афоризмы житейской мудрости”).

В связи с этим, нельзя не отметить уроки физической культуры, где ребята играют в подвижные игры, соревнуются в эстафетах, выполняют ритмические упражнения и т.д. Здесь очень важно, чтобы каждый улыбался, наслаждался и сохранял желание заниматься спортом, что реализую через поощрения и награждения каждого ребенка.

Человек ответствен за свое здоровье и благополучие. Достижение хорошего уровня здоровья и благополучия – это непрерывный процесс, который подразумевает определенную жизненную позицию и поведение.

Духовное и физическое начала в человеке взаимозависимы, и каждый из нас отвечает за то, чтобы стать здоровым и телом, и душой. Академик Н.М. Амосов в книге “Раздумья о здоровье” отмечает: “В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности.

Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней”.

  1. С.И. Ожегов, Толковый словарь русского языка
  2. Марк Туллий Цицерон Книга 1 Философские трактаты «Об обязанностях»
  3. Мишель Монтень. Опыты, том 1
  4. Николай Михайлович Амосов. Моя система здоровья
  5. Амосов Н. Природа человека. – Киев, 1983.
  6. Н.М. Амосов «Раздумья о здоровье»
  7. Артур Шопенгауэр «Афоризмы житейской мудрости»

Источник

Adblock
detector