Почему нужно есть много витаминов
С детских лет мы хорошо знаем о том, что витамины полезны, но не всегда знаем, почему они полезны, какие именно витамины полезны, и как действует каждый из витаминов.
Роль витаминов в жизни человека несложно понять даже исходя из самого названия, — первая часть слова «vita” переводится с латыни, как «жизнь”. Из названия следует, что витамины – это нечто необходимое для жизни.
Не велика ежедневная потребность человека в витаминах — всего-навсего 100—150 мг. Если на стол сразу поставить завтрак, обед и ужин для одного человека, то тесно будет тарелкам, салатницам и стаканам на этом столе, но если из всей этой пищи выделить витамины, то получится крупинка величиной с просяное зернышко.
Между тем, сколько неприятностей ждет нас, если этого зернышка не окажется в нашей пище…
Не получая витаминов, даже самый здоровый человек станет слабеть, у него начнут портиться зубы, ухудшится зрение, он всегда будет чувствовать себя усталым, начнет чаще болеть.
Немного истории
Важность некоторых видов еды для предотвращения определённых болезней была известна ещё в древности. Так, древние египтяне знали, что печень помогает от куриной слепоты. Ныне известно, что куриная слепота может вызываться недостатком витамина A. В 1330 году в Пекине Ху Сыхуэй опубликовал трёхтомный труд «Важные принципы пищи и напитков», систематизировавший знания о терапевтической роли питания и утверждавший необходимость для здоровья комбинировать разнообразные продукты.
В 1747 году шотландский врач Джеймс Линд (James Lind), пребывая в длительном плавании, провел своего рода эксперимент на больных матросах. Вводя в их рацион различные кислые продукты он открыл свойство цитрусовых предотвращать цингу. В 1753 году Линд опубликовал «Трактат о цинге», где предложил использовать лимоны и лайм для профилактики цинги. Однако эти взгляды получили признание не сразу. Тем не менее Джеймс Кук на практике доказал роль растительной пищи в предотвращении цинги, введя в корабельный рацион кислую капусту, солодовое сусло и подобие цитрусового сиропа. В результате он не потерял от цинги ни одного матроса — неслыханное достижение для того времени. В 1795 лимоны и другие цитрусовые стали стандартной добавкой к рациону британских моряков.
В последующие годы накапливались данные, свидетельствующие о существовании витаминов. Так, в 1889 году голландский врач Христиан Эйкман обнаружил, что куры при питании варёным белым рисом заболевают бери-бери, а при добавлении в пищу рисовых отрубей — излечиваются. Роль неочищенного риса в предотвращении бери-бери у людей открыта в 1905 году Уильямом Флетчером. В 1906 году Фредерик Хопкинс предположил, что помимо белков, жиров, углеводов и т. д. пища содержит ещё какие-то вещества, необходимые для человеческого организма, которые он назвал «accessory food factors».
Последний шаг был сделан в 1911 году польским учёным Казимиром Функом (Casimir Funk), работавшим в Лондоне. Он выделил кристаллический препарат, небольшое количество которого излечивало бери-бери. Препарат был назван «Витамайн» (Vitamine), от латинского vita — «жизнь» и английского amine — «амин», азотсодержащее соединение. Функ высказал предположение, что и другие болезни — цинга, пеллагра, рахит — тоже могут вызываться недостатком каких-то веществ.
Зачем нужны витамины?
Витамины участвуют практически во всех биохимических процессах нашего организма. Витамины являются катализаторами обменных процессов и часто выполняют регуляторную функцию в организме. Витамины практически не вырабатываются (не синтезируются) организмом, — они поступают в него с пищей, или в виде витаминных комплексов.
Витамины – это не лекарство, которое необходимо только во время болезни. Витамины нужны всегда, ежедневно. Без них не будут правильно использоваться организмом белки, жиры, углеводы и минеральные вещества, а также может нарушиться обмен веществ.
К сожалению, в наши дни, из-за резко возросшей экологической нагрузки на организм, а так же обеднения пищевого рациона в связи с химизацией сельского хозяйства и истощением почв, недостатком тех или иных витаминов страдает практически каждый человек. Поэтому для компенсации этих явлений и поддержания здоровья, человеку необходим дополнительный прием основных витаминов и микроэлементов.
Недостаточная обеспеченность витаминами, имеющая место для большинства «условно здоровых” людей”, серьезно усугубляется при любых заболеваниях, особенно при болезнях желудочно-кишечного тракта, печени, почек, при которых происходят нарушение всасывания, утилизации витаминов и микроэлементов. Лекарственная терапия, антибиотики, различные ограничения, диеты, хирургические вмешательства, стресс – все это приводит к углублению витаминного голода.
Особенно тяжело сказывается отсутствие витаминов на развитии детского организма, потому, что он растет, развивается и обмен веществ происходит в нем весьма энергично. Если ребенок получает необходимое количество витаминов, он легче переносит различные неблагоприятные условия внешней среды, менее восприимчив к инфекциям, реже болеет, а если и заболевает, то гораздо легче переносит данный процесс.
Человеку нужны все витамины без исключения и у каждого витамина есть свое прямое назначение.
Какие витамины нужны человеку?
Ученые выделяют 12 витаминов, жизненно необходимых человеку:
Витамин А, Витами ны группы В (B1, В2, В3(PP), В5, В6, В7(H), В9, В12), Витамин С, Витамин D и Витамин Е.
Что делать с нехваткой витаминов?
Все знают, что для того, что бы снизить нехватку витаминов нужно есть больше овощей, фруктов, свежей еды, пить натуральные соки и т.д. Но при этом не все знают, что многие витамины и минер алы имеются также в мясе животных и в рыбе. Так, например, жители Японии гораздо реже страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями и заболеваниями опорно-двигательной системы, благодаря регулярному употреблению в пищу рыбных блюд, которые богаты витаминами A, D, незаменимыми жирными кислотами, фосфором, кальцием и магнием. Поэтому важно регулярно есть не только мясо, но и рыбу (3-4 раза в неделю).
Также далеко не все знают, что многие витамины разрушаются при нагревании и при «помощи» консервантов, таких как: соль, сахар, уксус и др. Во всеми любимом варенье, компоте, в консервированных огурчиках и помидорчиках, витаминов нет, — так как если бы они там были — Ваши зимние заготовки бы испортилось. Про магазинные продукты вообще ничего говорить не хочется, т.к. в домашних заготовках, по-крайней мере, используются натуральные консерванты (сахар, соль, уксус), а не химические. Также помните, что многие витамины начинают разрушаться уже при температуре 60 градусов, поэтому если Вы что-то жарите или варите, то витаминов там практически не остается.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что с современной едой очень сложно получить все необходимые организму витамины, макро- и микроэлементы, а ведь мы еще не затронули тему истощения почв, химизации пищевой и сельской промышленностей. Учеными было подсчитано, что суточная доза всех необходимых питательных веществ содержится примерно в 50 кг современной еды, купленной в известном супер-маркете.
Как бороться с недостатком витаминов?
Люблю приводить такой пример из жизни:
В большинстве известнейших зоопарках мира очень серьезно следят за здоровьем животных, и в первую очередь это касается их питания. Во многих зоопарках животные питаются намного лучше, чем большинство из нас. Так вот, помимо того, что специалисты очень усердно следят за качеством питания животных, давая им только лучшую еду в нужных пропорциях, так они еще и каждый день добавляют в их рацион витаминно-минеральные комплексы в виде таблеток.
А Вы каждый день дополняете свой рацион витаминными комплексами? Или мы не животные — нам это не надо!?
Витаминные комплексы — поливитамины. Какие витамины лучше пить?
Все витаминные добавки к пище можно разделить на две основные группы: однокомпонентные и поливитамины.
Однокомпонентные добавки к пище содержат только один витамин, обычно они назначаются врачом при сильной нехватке конкретного витамина в организме. Например, витамина А, C, E или др.
Поливитаминные пищевые добавки содержат целый комплекс витаминов. Часто поливитаминные добавки обогащены еще микро- и макроэлементами (кальций, магний, йод и др.). Поливитамины предназначены для ежедневного дополнения своего рациона важнейшими, недостающими сегодня витаминами и минералами.
Стоит также отметить, что витамины и минералы должны поступать в организм в строго определенных пропорциях для максимальной взаимоусвояемости и эффекта. Также заметьте то, что гораздо лучше усваиваются натуральные витамины, нежели синтетические, которые преобладают на сегодняшнем рынке и которыми забиты все полки аптек.
Источник
Почему нужно есть много витаминов.
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс) на тему
Урок по окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_ok._miru_vitaminy.docx | 964.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Почему нужно есть много овощей и фруктов?»
О бразовательные : систематизировать и расширить знания об овощах и фруктах, их разнообразии; дать понятие о витаминах, раскрыть их значение для человека; актуализировать сведения о правилах гигиены, правильного питания.
Развивающие : развитие логического мышления, интереса познания окружающего мира, самостоятельности, навыков работы с информацией;
Воспитывающие : продолжить работу по воспитанию у учащихся стремления к здоровому образу жизни.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока : традиционный урок с игровыми элементами.
Планируемые предметные результаты: учащиеся усвоят, что овощей и фруктов надо есть как можно больше, потому что в них много витаминов; научатся приводить примеры овощей и фруктов; правила мытья фруктов и овощей перед едой.
Задачи урока:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ : ориентироваться на страницах учебника, понимать приведенные в нем знаки, в соответствии с вопросом строить ответ в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, производить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
РЕГУЛЯТИВНЫЕ: формировать у учащихся умения: принимать и сохранять учебную задачу, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
КОММУНИКАТИВНЫЕ: понимать, что у людей могут быть различные точки зрения, в том числе и несовпадающие с его собственной, строить понятные для партнера высказывания;
ЛИЧНОСТНЫЕ: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности и к учебному материалу; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: картинки фруктов и овощей, тарелки с очищенными фруктами и овощами, салфетки,
цветные карандаши, зубные щётки, стакан с водой, мыло.
- Проверка изученного материала. Актуализация знаний.
-Ребята, сегодня на урок Мудрая Черепаха принесла нам задание. Здесь сказано, что, если мы правильно отгадаем её задания, то сможем узнать, о чём будем говорить на уроке.
1. Если сегодня среда, то какой день будет завтра? (Четверг, пятница, суббота)
2. Динозавры жили: (в прошлом, живут сейчас, не жили совсем)
3. Птицы, которые улетают на юг называются: (прилетающими, улетающими, перелётными)
4. Какая из названных птиц зимует у нас? (ласточка, дятел, скворец)
5. В каком районе круглый год жарко? (Северный ледовитый океан, Африка, Антарктида)
6.Чем питаются белые медведи? ( пингвинами, рыбой, растениями)
( Учитель переворачивает карточки и дети читают тему урока ФРУКТЫ ОВОЩИ)
- Мотивация учебной деятельности. Постановка темы и целей урока.
Отгадывание загадок ( у каждого ребёнка есть картинка с овощами и фруктами. После того, как учитель прочитает загадку, ребёнок находит нужную картинку и вывешивает её на доску.)
1.На жарком солнышке подсох
и рвётся из стручков… горох.
2. Прежде, чем его мы съели,
все наплакаться успели. Лук.
3.Он круглый и красный, как свет светофора.
На грядке нет сочней … помидора.
4.Летом в огороде свежие, зелёные,
а зимою в банке – крепкие, солёные. Огурцы.
5.Жёлтый, круглый, ты откуда? Прямо с солнечного юга.
Сам на солнышко похож. Можешь съесть меня, но только –
раздели сперва на дольки. Апельсин.
6.Само с кулачок, красный, жёлтый бочок.
Тронешь пальцем – гладко, а откусишь – сладко. Яблоко.
7.Младший брат апельсина. Мандарин.
8.Маленькая печка с красными угольками. Гранат.
— Как же назвать все эти предметы двумя словами? (Овощи и фрукты)
— Назовите все растения, которые растут в огороде на грядках. (горох, лук, помидоры, огурцы)
— Где растёт всё остальное? ( На дереве или в саду)
Вывод на доске : овощи – в огороде, фрукты – в саду.
Проба на вкус овощей и фруктов .
— Откройте тарелки и попробуйте на вкус то, что лежит там, где написано «Овощи»
— Какой вкус у овощей? ( не сладкий или горький)
Попробуйте фрукты. Какой вкус у фруктов? ( сладкий, кислый)
Какой вывод мы можем сделать? (фрукты – сладкие, овощи – не сладкие)
Хотя морковь тоже сладковатая, но это – овощ т. к. растёт в огороде.
Работа в учебнике. (с. 104)
— Прочитайте название растений.
— Подчеркните название овощей – зелёным карандашом, а на звание фруктов – красным.
- Физминутка в виде проверки задания.
Учитель называет фрукты – встают девочки, овощи – встают мальчики.
6. Усвоение нового. Работа в парах.
— Какие из этих растений выращиваются в нашем крае?
— Какие привозят издалека?
(дыня, виноград, лимон, ананас, банан, апельсин)
Эти виды растений у нас не растут, так как они очень сильно любят тепло. А тепло бывает на юге.
- Самостоятельное творческое использование умений и навыков .
Работа в тетради.
Ребята, Черепаха хочет сварить борщ, а Муравьишка сладкий компот. Помогите им соединить стрелками из чего можно приготовить эти блюда.
Знакомство с братьями Витаминами.
— Ребята, кто из вас любит есть овощи и фрукты?
Попробуйте ответить на вопрос, почему нужно есть много овощей и фруктов?
Оказывается, в этих растениях живут очень маленькие и полезные для нашего организма вещества. Они такие маленькие, что мы их не видим. Но если я возьму свою «Волшебную» кисть и проведу по бумаге, то вы узнаете, что же это за вещества. ( учитель берёт кисть с краской и закрашивает рисунки, которые были прикреплены детьми при отгадывании загадок. Заранее учитель пишет парафином буквы на картинках. В итоге высвечивается слово
Чтение детьми текста о витаминах.
— Витамины, ребята, это вещества, необходимые для поддержания жизни. ВИТА обозначает ЖИЗНЬ.
— Давайте познакомимся с братьями Витаминами. Дети выходят к доске и читают стихи про витамины. ( каждому ребёнку раздают картинки со стихотворением о группе витамина)
Но так же витамины А содержатся в молоке, яичном желтке, печени, рыбьем жире и салате.
Витамин В необходим для профилактики некоторых нервных заболеваний. Он содержится в молоке, в свежих фруктах и овощах, а так же в крупах.
Этот витамин так же содержится в кабачках. При его отсутствии в организме, у людей расшатываются зубы, ослабевают кости. У человека развивается болезнь ЦИНГА.( слово на доску)
А ещё, ребята, есть витамин Д. Он важен для правильного развития костей и зубов у младенцев. Рахит
Жил один садовод, он развёл огород
Приготовил старательно грядки. (копают грядки)
Он принёс чемодан полный разных семян
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна, и взошли семена-
Садовод любовался на всходы.
Утром их поливал, на ночь их укрывал
И берёг от холодной погоды. (садятся за парты)
Но когда садовод нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
Никогда и нигде, ни в земле, ни в воде
Мы таких овощей не видали.
Показал садовод нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огурбузы росли, помидыни росли,
Редисвёкла, чеслук и репуста.
— Какие фрукты и овощи спрятались в названиях этих интересных слов у садовода?
— Что такое фрукты и овощи? Где они растут? Какие на вкус?
-Нужно ли есть фрукты и овощи? Почему?
— Что вам понравилось на уроке?
— Что измените в своей жизни?
11. Информация о домашнем задании.
— Какой информацией вы поделитесь с родителями?
— Поработай те в рабочей тетради и справьте ошибки, допущенные на уроке.
Беседа: Почему нужно мыть руки и чистить зубы?
Наш Муравьишка выкопал на огороде морковку и понёс её домой.
И вдруг на его пути вс третилась Злючка-Грязючка.
-Почему она обрадовалась?(увидела немытую морковь)
— Что нужно сделать, чтобы Злючка-Грязючка исчезла? (вымыть морковку).
Да, Муравьишка знает это правило. Давайте прочитаем его.
Но посмотрите, не исчезает Злючка-Грязючка!
— Что она нам говорит? (люблю ребят, которые не чистят зубы. Ребята, которые не моют руки – мои лучшие друзья!)
Ребята, а разве кто- то из вас не моет руки и не чистит зубы?
Давайте объясним Грязючке, почему нужно мыть руки и чистить зубы.
Кто знает, почему нужно чистить зубы?
Чтение текста, беседа по прочитанному.
— Что постоянно образуется на зубах? (налёт)
— Из чего он состоит? (Из микробов и остатков пищи)
— Что застревает между зубами? ( Частички пищи)
— Поэтому что нужно делать? ( Чистить зубы)
— Сколько раз в день нужно чистить зубы? (2)
Загадка. Как чистить зубы
Хвостик из кости, на спинке щетинки. (зубная щётка)
Зубная щётка должна быть у каждого человека.
— А как чистить зубы, посмотрите с 106.
— А ещё, ребята, не забывайте чистить язык. (дети показывают, как нужно чистить зубы)
Ребята, Злючка-Грязючка никак не хочет уходить. Она дала Муравьишке фотографии детей, у которых выпали зубы и говорит, что им больше не надо чистить зубы.
— А как думаете вы?
У кого из вас сейчас нет нескольких зубов? А почему?
Чтение текста на с. 106. Словарная работа.
Давайте прочитаем текст на с. 106.
Зубы нужно беречь. Для этого нужно выполнять несколько правил.
Чисть зубы 2 раза в день.
Правильно чисть зубы.
Не ешь много сладкого.
Полоскай рот после каждого приёма пищи.
Чаще ешь овощи и фрукты.
Посещай врача 2 раза в год.
Врач, который лечит зубы называется СТОМАТОЛОГ.
Стихи (рассказывают дети)
Как поел, почисти зубки!
Делай так 2 раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты
Очень важные продукты.
Чтобы зуб не беспокоил
Помни правило такое:
К стоматологу идём в год 2 раза на приём.
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет!
Гладко, душисто, моет руки чисто. (мыло)
Кто из вас выдувал мыльные пузыри? Они срывались с палочки и медленно плавали в воздухе и вскоре лопались.
Когда мы намыливаем руки, образуются точно такие же пузырьки. Все они создают слой пены. Эта пена отрывает от кожи грязные частички и уносит с собой.
Мыло делают из жира животных. Добавляют туда соду, душистые вещества, сок растений, красители. Затем заливают в формочки и сушат. Первое мыло появилось 1100 лет назад. Им пользовались только богатые люди. За год человек расходует 10 кг мыла.
12.Задание на дом:
— А для чего нужно мыло, вы прочитаете в учебнике и выполните задание в тетради на
Источник