О чем нельзя просить Господа в молитве
Поклонение мощам святых весьма распространено в России. Бывает и так, что в отдаленные регионы страны привозят частицы мощей великих святых, и к ним выстраиваются огромные очереди – люди хотят не только почтить память подвижников, но и попросить их о выполнении каких-то своих, личных просьб. Но что именно можно просить у святых, а чего просить не стоит, а то и вовсе – категорически нельзя?
Живший в XIX веке Святитель Игнатий (Брянчанинов) указывал, что и Бога, и святых следует молить о том, что считаешь полезным в земной жизни, но исполнение этого следует вверять в руки Господа. То есть просить можно многое, но следует смиряться, предавая себя воле Божьей, если Бог не исполняет твои желания, ведь только Он знает, что именно лучше всего для совершенствования души человека.
Просите духовного
Священник Петр Савинов считает, что первое, о чем следует просить святых – это духовных вещей, Небесного, а не земного, и приводит в пример высказывание Спасителя, в котором Тот говорит: «Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и все это приложится вам». То есть прежде всего следует просить у Бога и у святых – это милости, прощения грехов, укрепления в вере.
Христианский писатель-аскет преподобный Исаак Сирин живший в Сирии в VII веке, напоминал о том же: «Царь Соломон просил у Бога мудрости – писал он, – а вместе с мудростью приобрел и царство».
При этом Петр Савинов считает, что не следует просить в молитвах земных вещей: домов или машин, – все это «навоз», который может только оскорбить слух «Царя Царствующих и Господа Господствующих».
«Бог и без нас знает, кому что полезно, – говорит иерей, – поэтому просить его о материальных благах – значит оскорблять Его».
Просите земного
Известный православный автор, иерей Валерий Николаевич Духанин, наоборот, считает, что нет ничего страшного или необычного в том, что люди просят у святых самых земных вещей – здоровья, благополучия близких, просят о том, чтобы им поступить в институт, сдать экзамен, купить для семьи дом или квартиру или хотят, чтобы их не выгнали с работы – это нормально. Хорошо уже то, что люди с этими просьбами идут в православные храмы, а не к колдунам и ведьмам.
При этом священник указывает, что из просьб следует исключать все то, что может принести другим людям зло. Нельзя просить Святых поспособствовать в наказании обидчика, не стоит просить проучить докучливых соседей, друзей, которые вас предали, или начальство, которое обошлось с вами несправедливо. Даже для обидчиков и врагов следует просить только здоровья и благополучия, того, чтобы Бог вразумил этих людей. Иначе можно накликать беду на собственную голову. Следует помнить, что Бог – это любовь, жизнь и мудрость.
Не стоит так же просить облегчения собственной участи, зато следует просить о даровании сил и терпения вынести все испытания, которые посылает нам Господь.
Например, если вам кажется, что у вас слишком строгий начальник или слишком легкомысленный муж, то прежде чем просить Бога о даровании вам нового начальника или о том, чтобы встретить другого мужчину следует вспомнить пословицу: «Берегите шефа, следующий может быть еще хуже». Бывает и так, что Бог слышит подобные просьбы и исполняет их для того, чтобы вразумить человека, чтобы тот осознал, насколько на самом деле дороги ему люди, которые его окружают, и что это окружение для него самого – самое лучшее, поскольку позволяет ему воспитать в себе необходимые для православного христианина качества: смирение, терпеливость и умение безропотно переносить жизненные невзгоды. Как долго следует молиться?
При просьбе к Богу о вещах духовных, например, о преодолении страсти пьянства или наркомании, молиться следует до тех пор, пока просьба не будет исполнена, пусть даже на это уйдет вся жизнь. Тут следует поступать, как поступала вдова из Священного Писания, которая надоедала своими просьбами коррумпированному судье, который, может, и не хотел выполнять ее просьбу, но исполнил ее, чтобы она ему более не досаждала.
Можно ли молиться о смерти другого человека?
Если вы хотите отомстить кому-то, то ответ однозначный — нет, нельзя.
В том случае, если человек очень страдает от болезни, но умереть не может, существует канон «На разлучение души от тела, внегда человек долго страждет и умереть не может», однако и там нет просьбы о смерти, но просьба об облегчении страдания человека и предавание его в руки Господа.
Впрочем, в молитве равноапостольным Святым Константину и Елене есть слова о даровании людям всяческих благ, которых они просят у Бога, среди которых есть и «старцам – долгожданного упокоения», однако эти слова, возможно, относятся к тому случаю, когда пожилой человек, уже не в силах нести тяготы земной жизни, сам обращается к Святым с желанием покинуть этот мир по воле Бога.
Можно и нельзя
Подытоживая написанное, можно сказать, что ни Бога, ни Святых не нужно просить о даровании вам роскоши или особых земных благ.
Бессмысленно и вредно просить о том, чтобы кто-то вас полюбил – Бог уважает свободу выбора и никогда не принудит другого человека к подобному.
Если вы хотите попросить решения личных проблем, стоит подумать о том, не навредит ли это другим людям. Нельзя просить о том, чтобы мужчина, в которого вы влюблены, ушел из семьи, пытаться свести счеты с врагами или оппонентами.
Нельзя просить «вернуть» причиненное вам зло обидчику. Фраза из Писания «Мне отмщение, Азъ воздамъ» говорит лишь о том, что Бог сам знает, кто из нас чего достоин.
Нельзя при почитании святых «держать за пазухой камень». Например, если вы просите, чтобы легкомысленный супруг вернулся в семью, а сами ему не верны, то вряд ли дождетесь отклика.
Ну и наконец, почитая святых, обращаясь к ним с просьбами, прикладываясь к мощам, необходимо помнить, что все они – только зеркала, которые отражают свет, исходящий от Бога. Все будет по Его воле.
Источник
О чём нельзя просить Всевышнего по мнению церкви
Людская доля такова, что чем сложнее нам жить, тем чаще мы обращаемся к Господу. Люди могут просить многого – здоровья, богатства или власти. Но что если далеко не все из таких вопросов разрешается задавать небесам. Священнослужители догадались, о чем, по их мнению, нельзя просить Господа.
«Бог ведь все слышит» – рассказывают священники. Однако почему тогда не все наши прихоти исполняются в реальность? А если читать отчаянные молитвы? На это служители Господа отвечают следующим образом: «Пути Господни неисповедимы». Поэтому людям до сих пор непонятно, по какой Премудрости выбирает Господь те или иные молитвы. Все, что остается верующим, так это сложить руки в молитве и верить в нее всеми силами.
Узнать о том, исполнил ли Бог наши мольбы, можно лишь по их исполнении. Даже если мы и не получили того, чего на самом деле просили, но обрели покой и умиротворение, это значит, что прошения принесли свои плоды.
О чем лучше не просить Бога в молитве?
Просить Господа можно о любой житейской вещице. Это ни в коем случае не грех. Простой человек может сложить руки и молиться о мерседесах с особняками. Однако если на этом автомобиле вы будете себя плохо вести – подрезать, грубить и пр., то не будет никакой пользы от Божественного подарка.
Про остальные вещи можно сказать то же самое. Верующий может попросить о доме, в котором будет счастливо жить его семья, однако, не может просить о доме, где его семья будет нести лишь беды. Утаить от Бога ничего не получится, ведь он знает наперед ход ваших мыслей, даже до того момента, как они появились.
Кому приходят мольбы, и что говорят священники
Просить о материальном можно и нужно. В молитвослове имеются молитвы на любой жизненный случай. Вообще, такие мольбы будут обращены к святым, что разбираются в данных вопросах. Священник Михаил Прокопенко рассказал, что слово «богатство» происходит от того, кто дает.
Это, разумеется, Бог. Самым важным моментом является то, как именно человек будет ими распоряжаться. Как уже упоминалось, на благие дела Господь всегда поможет, а на дурные…
Так что ничего плохого в мольбах о материальных дарах нет совсем. Никаких подводных камней или парадоксов в этом вопросе также нет.
Что освящать можно, а чего нельзя
Православные довольно часто обращаются к священнослужителям, дабы те освятили любую вещь из их имущества. Однако некоторые вещи освящать запрещено. Например, если вы просите священника освятить магазин секс-игрушек, то вряд ли он проведет ритуал, а такая просьба будет считаться оскорбительной. Любая вещь, которую люди используют во грех, не доходит до Господа.
Что касается алкоголя, то в этом случае есть ряд нюансов. Дело в том, что церковь не признает пьянство и чрезмерное употребление алкоголя. Однако полного запрета на это нет, так как в определенные дни это, наоборот, устанавливают правила. В связи с этим, запрета на освящение магазинов с алкоголем как такового нет.
Источник
Чего нельзя просить у Бога? 7 советов от священника
Чего нельзя просить у Бога очень часто? Мы в своих молитвах мучаемся, иногда даже сомневаемся, чего можем просить бога, а чего нельзя? Так вот, сегодня мы поговорим о том, о чем просить у Бога нельзя.
Рассказывает лектор, священник Максим Каскун
- Первое, самое важное, я считаю чего человек не должен просить у Бога — это греха и греховных дел от него исходящих. В пример можно привести очень часто встречающуюся картину, когда двое мужчин любят одну женщину, она выходит замуж за одного из них, а второй продолжает любить. И вот в данном случае, когда он мучается, он понимает что без нее не может жить, жизнь без неё не мила, он начинает от безумия и отчаяния просить Бога чтобы Господь даровал ее ему в жены, тем самым разрушил чужой брак. Такая ситуация безусловно есть патовая и человек не должен у Бога просить ничего, но смириться. Останется одна, ну пожалуйста, нет — значит нужно созидать что-то свое. Бог даст более лучше и это познается. Поэтому не будем просить греховного, будем просить своего, чтобы оно исполнилось в нашей жизни.
- Второе чего нельзя просить — это добродетель, особенно высоких, таких как смирение, любовь и так далее. Почему, потому что добродетель требуют духовной подготовки, духовного роста. Потому что человек не понесет смирение. Почему? Для того чтобы быть смиренным нужно уметь терпеть унижение. Унижение терпеть никто не хочет. Смиренными быть все хотят, даже подписываются — смиренный такой-то, но никакого унижения по отношению к себе терпеть не хотят и не могут. Поэтому человек который думает стяжать какие-то добродетели должен сначала понимать, что к ним нужно быть подготовленным. А если начнет просить у Бога, то ему будут посланы и скорби определенные и испытания для того, чтобы преподать эту добродетель и он может даже потерять веру и сломаться. Вот этого делать не в коем случае нельзя и просить этого не нужно.
- Третье — не нужно просить своих желаний! Когда нам чего-то хочется постоянно или мы на чем-то настаиваем — всего этого делать нельзя. Здесь нужно положиться на волю Божию, сказать богу если угодно — то угодно, потому что очень часто наша воля, наши желания — они не угодны Богу. Они может быть даже неплохие, но Богу не угодно, потому что у него особый промысел и попечение, иногда даже они для нас вредны или вредны для наших окружающих. Поэтому своих желаний каких-то особенных просить у Бога тоже нельзя, в особенности прихотей, потому что есть определенные глубокие вещи, например призвание — это все можно просить чтобы Бог прояснил ситуацию. А например просить: Господи помоги мне купить автомобиль — зачем это нужно, чтоб разжигать наши страсти какие-то, амбиции? Взять благословение — это можно пойти к батюшке и взять благословение — это будет хорошо.
- Четвертое — ни в коем случае нельзя просить себе наказание за какие-то проступки. Нужно каяться и просить у Бога прощения, потому что наказание как таковое мы же можем не понести. Поэтому если мы согрешаем или делаем что-то неправильно, по возможности исправим ситуацию и попросим у Бога и людей прощения. Ни в коем случае не будем просить себе наказание — это нельзя — это есть конечно же дерзость перед Богом.
- Пятое — ни в коем случае нельзя просить себе смерти — это малодушие. Тем более залезать в петлю или отравлять себя, потому что очень часто у людей складывается в жизни тупик и в определенных условиях человек не видит никакого выхода и думает, что только смерть может его избавить. Потому что другого статуса он не видит, другой жизни он не мыслит — это не верно. Если дошел до отчаяния, готов залезть в петлю, значит ты не на том пути стоишь. Открой глаза, посмотри вокруг — путей много, дверей а Богу много, все открыто, иди найди и живи. Не малодушествуй, не презирай тот дар, который Бог дал тебе, ту идею которую вложил в тебя. Потому что ты нужен другим людям. Если тебе закрыты двери здесь, значит тебя ждут в другом месте в тебе нуждаются. Ни в коем случае не отступать!
- Шестое — нельзя у Бога просить денег, богатства, словом всего того, что проповедуется сегодня на зомбоящике. Это преступление по сути, этого не нужно. Почему, потому что не деньги ни богатство не играют никакой роли в нашей жизни. Люди играют! Попросить у Бога помощи можно и нужно и бог подаст через людей, но просить денег просить, богатство, славы, успеха какого-то — это не нужно делать. Помощи божией просить надо. Чтоб послал кого-то Господь — тоже можно, а вот этого просить нельзя — это тоже есть грех и соблазн.
- Седьмое — нельзя просить настойчиво. Святой Праведный Кронштадский говорит так: если тебе что-то нужно, попроси Бога единожды с верой, только так, чтоб это было горячо и твоя молитва возлетит к Богу на его престол. И Богу в свое время будет угодно подать тебе тогда, когда будет ситуация подготовлена, не переживай. За то, если ты во второй и в третий раз уже просишь без веры — это уже делать не нужно. Попросить нужно только один раз, а настаивать не надо ни в коем случае, лучше положиться на волю Божию. Как сказал Господь Иисус Христос: ищите прежде царствия божия, все остальное приложится нам.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Источник
Нужно ли в болезни молиться об исцелении?
Сегодня Церковь вспоминает великомученика и целителя Пантелеимона. Его верующие часто просят ходатайствовать перед Богом об исцелении. Но есть ли смысл молиться о выздоровлении? Почему мы просим здоровья, если болезни нам посылает Бог? Может быть, нужно просто внутренне принять болезнь и довольствоваться «подручными средствами»: лекарствами, которые выписывает врач, и так далее? О том, нужно ли просить Бога, чтобы быстрее поправиться, размышляют священники.
Обращение к Отцу
Протоиерей Сергий Правдолюбов, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троице-Голенищеве (Москва):
Когда человеку, особенно маленькому, больно, он маме об этом говорит, жалуется, и мама принимает меры. Господь сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3)
Если больно — проси, и Бог уменьшит боль и побыстрее пришлет выздоровление, если это — в Его Божественных целях.
Почему бы нам не просить в болезни о помощи? Мы молимся «Отче наш», а отцы заботятся о своих детях, получают радость от общения с ними. Тем более — если речь о Божественном Отце.
Так что к Нему можно и нужно обращаться с просьбой о выздоровлении.
Болезнь как повод научиться молитве
Протоиерей Федор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке в Москве:
Протоиерей Феодор Бородин
В болезни молиться необходимо. Хотя есть примеры, когда многие святые просто принимали болезнь как испытание от Бога, воспринимали ее как некое искупление и не молились о выздоровлении.
Если человек не несет никакого подвига, то Господь компенсирует это, посылая телесные скорби. Видимо, так воспринимали болезнь те подвижники, которые принимали решение терпеть и не молиться об избавлении.
Но мы — не такие подвижники, и мы молимся, прося Господа о помощи. Тем более, Господь иногда и посылает эти болезни для того, чтобы мы обратились к Нему, научились молитве. Ведь мы знаем, что никогда человек так горячо не молится, как когда пришла какая-то беда: заболел кто-то из близких или заболел он сам.
Мы знаем много случаев, когда человек к вере пришел, научился молиться, полюбил Бога, именно столкнувшись с бедой.
Если человек заболел, или заболел кто-то из близких, нужно усилить молитву. Здесь нужно и к врачам обращаться, следовать их предписаниям, и просить о помощи Господа.
В книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, есть такие слова: «Сын мой! В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце… И дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо и он нужен» (Сир. 38: 9–12)
Наверное, каждый сталкивался с ситуацией, когда ему именно после молитвы приходило облегчение. У меня был случай, когда накануне Рождественского Сочельника я сильно заболел: температура под сорок и другие симптомы гриппа. Службу пришлось отменить. Но на следующее утро — служба Сочельника, а затем — Рождество. Как здесь отменишь? Стал просить Господа о помощи. На следующее утро — 36,6. Осталась слабость, но болезнь ушла. Наверное, это была лучшая подготовка к Литургии, и возможно, болезнь и нужна была, чтоб я так искренне и горячо помолился…
Так что молиться — нужно. Тем более, молитва — это, может быть, самое важное для нас, это общение с Тем, Кто является смыслом нашей жизни.
Нужно понять, что такое здоровье…
протоиерей Алексий Потокин
Помните, как Понтий Пилат спрашивал у Христа: «Что есть истина?» Это вопрос неверный, его надо задавать иначе: «Кто есть Истина?» Очень трудно человеку поверить, что Истина — живая, что истина может говорить, вступать в отношения, быть милостивой, быть верной, преданной. Она богатая, живая, и проявляется в каждый момент, несмотря на свои единые глубокие корни, необычайным количеством красок.
Так вот вопрос о болезнях, о том, для чего нам Бог посылает их так же неверен, как и вопрос Понтия Пилата. Когда мы молимся об усопшем человеке, мы говорим, что он уходит в страну, где нет ни болезней, ни печалей, ни воздыханий. У Бога нет болезней, а значит, Он ничего не насылает, никогда не мстит. Скажите, кто наслал подлость, хитрость и лукавство на Адама в тот момент, когда он должен был признаться в своей неправде, а вместо этого — стал сваливать вину на Бога и на супругу.
Мы говорим о здоровье, не понимая смысла этого слова. Здравие – это полнота возможностей человека. И все противоестественное неустройство, которое есть у нас и в нас, мы выбираем сами, по собственному желанию. Нам просто кажется, что это неустройство делает или может сделать нас счастливыми.
Ошибка человека – в понимании, что есть сокровище, способное принести блаженство. Почти каждый из нас думает, что станет счастливым, когда будет сыт, одет, обут, когда люди будут его слушаться, подчиняться и так далее. В этой ошибке виноват сам человек, он сам своей волей сделал выбор. Это и есть самая страшная смертельная болезнь, она называется грех.
В Евангелие, а вслед за ним вся наша вера свидетельствуют о сокрытом, невидимом, таинственном. Но люди, когда говорят о болезнях, часто имеют в виду именно узкую, глупую, с точки зрения веры, частность, когда под болезнью подразумевается только какая-нибудь язва, какой-нибудь гнойник, паралич и прочее.
Но Бог никогда не говорил только об этом внешнем, используя его образы для знакомства с Его Царствием. Он, как раз противопоставлял наше внешнее и внутреннее, объясняя, что сокрытое, духовное определяет состояние человека, и только в случае, когда от его избытка складывается видимая жизнь- можно говорить о ее честности, простоте и подлинности. И измена человека, в частности, состоит в том, что он придает значение только внешнему. Хотя тело человека может быть пышное, жизнь — насыщенной. Но если его душа бесчувственна, он живет без радости – это просто мертвец.
Наша болезнь, которая в нас постепенно развивается, называется смертью. Наши телесные болезни только проявление духовных. Что такое боль зуба? Нам нервы подают сигнал, что что-то не в порядке с корнями у этой кости, которая помогает жевать. Так и остальные проявления нашего телесного нездоровья — свидетели того, что мы глубоко больны душою, нервом , соединяющим с другими частями общего тела, глава которого Христос.
Когда Бог говорит о богатстве, Он меньше всего говорит о деньгах. Он говорит о талантах человека, помогающих ему может думать, понимать, дружить с другими людьми.
Или, например, что мы имеем в виду под понятием красота? В основном -телесную, внешнюю красоту. А ведь красота, которую имеет в виду Бог, совсем иная красота, — это, например, красота ума. Люди уже настолько стали грубы в своих органах восприятия , что они не чувствуют этого.
Есть еще красота отношений. Я могу быть вышколен, я могу быть вежлив, я могу быть воспитан, но если за этой внешностью поступков не лежит глубокой надежды, желания развития этих отношений, хранение их, благодарности – эти отношения пусты.
Человек, который обладает этой красотой ума и чувств, всеми своими талантами, которые в него вложены, — богат и здоров.
Здравие – это когда человек знает Бога и понимает, что Бог его знает. Когда человек знает всех людей, и все люди его знают. Если эта взаимность нарушается, —наступает одиночество, которое и есть смерть.
Грубое утверждение
Нам нужно вылезти из ямы, воскресить наши сердца. Да, люди больны. Но все признаки духовной и телесной болезни, которые у нас есть, не посланы Богом. Он сожалеет о них. Обратное утверждение – подлое и грубое.
Я Бога вижу иначе, иначе понимаю. Он согласился вместе с нами болеть, умирать, быть в одиночестве. Что такое смерть Бога? Он потерял отношения и с нами, и с Отцом, взойдя на крест. Не для того, чтобы что-то доказать, а чтобы нас не оставить. Понимаете? Поэтому, зачем Бог на Себя насылает болезнь? Он сказал: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Матф.25:40). Он полностью разделяет судьбу человека, все страдания, и, между прочим, все его радости. Он просто живет нами. Когда мы болеем — Он болеет. Просто люди грубы, они абсолютно одиноки, поэтому не чувствуют, что когда они страждут, то страдает и Бог. Его страдания – это суть наши страдания. Его смерть — наша смерть. Когда я умру, я умру от своей гадости, а Он умер, чтобы меня в этой гадости не оставить.
Ведь все Евангелие об этом – люди были больны: кто слеп, кто болен, кто страдал от проказы. Как Бог их исцелял? Он говорил: «Прощаются тебе грехи». Исцеление – это есть возвращение целостности, полноты совершенства, здравия, когда человек начинает обладать собою и всеми своими возможностями, то есть и Богом, и всеми оставшимися людьми.
Такая цель должна быть у человека. Каждый должен спросить себя: Чего я хочу? Смерти, одиночества, жизни для себя? Или той силы, которая есть у Бога. Ведь это удивительно — Он богат, а живет ради других. Он всемогущ, а от Себя отказывается. Он смирен сердцем, Он слушает нас, таких недалеких. Если этой я жизни хочу, то я хочу здравия.
А просто молиться о здоровье, чтобы вернуться к прежней бессмысленной жизни – для чего? Это как просить денег, чтобы пропить их.
Пришло человеку освобождение от каких-то недугов? Надо радоваться не этому, а тому, что ты прощен. То исцеление, которое приходит не от лекарства, а от Бога, всегда прощает грехи. Мы вступаем в единство с Ним, возможности Его – это мои возможности. Раз есть единство с Богом, я знаю, что со мной происходит, я знаю, что было, понимаю себя, понимаю других, мне нужны все люди. Вот, что такое здравие. Я славлю это здоровье, понимаю, что все не зря. Вот оно и получилось — православие. Я праведен и славлю эту жизнь.
До этого великого, может быть, человек не всегда догадается. Но даже если человек захочет маленького исцеления, Господь говорит: «Верный в малом и во многом верен» (Лк 16:10). Захочет человек восстановления хотя бы одних утраченных своих возможностей, которые он сам промотал, Бог его услышит и вручит все, полной мерой.
Мы привыкли жить под девизом «сделай себя сам», добиваться всего, либо —требовать. Люди сейчас даже не понимают, что такое просьба. Чем отличается требование от просьбы?
Просьба – это разрешение другому не выполнять то, о чем ты просишь, оставление его в свободе. Это есть взывание к другому, как любимый к любимому.
Просьба – это то, что навсегда (или то, что всегда), она не может быть окончена, она относится к вечности, к Царствию Небесному. Если я сегодня вас прошу, а завтра забыл — да, это измена, это предательство. Поэтому хотеть здоровья нужно всегда.
Именно об этом говорит притча о десяти прокаженных. Только один вернулся поблагодарить. У него наступило единство с Богом, он понял, что оказался нужен Христу. Как странно! Великому Учителю нужен, он, больной… Остальные получают облегчение, для того, чтобы опять крепко забыть про всех остальных и упиваться жизнью в свое удовольствие.
Так что дело в выборе человека. Хочу ли я такого здравия, о котором говорил Христос? Ведь Он не шутил над нами, когда говорил, что мы можем сделать больше Него. Он хотел нам вернуть достоинство, здоровье, всемогущество, всеблаженство. Но об этом люди даже не догадываются.
Захотеть главного
Мы говорим о вере. И в контексте это разговора вопрос о том, надо ли молиться в болезни кажется мне безжизненным и глупым. Давайте тогда говорить, в какую аптеку пойти, к какому святому обратиться. Между прочим, святой Пантелеимон был врачом до того, как встретился с Христом, а после этого у него жизнь изменилась. Люди на это не смотрят, не видят настоящего сокровища.
Когда я нахожу настоящее сокровище, то я бросаю имеющиеся фальшивые. Да, я за то, чтобы голодного накормить, тому, кто страждет, сделать укол, чтобы не болел, и так далее. Для чего? Для того чтобы была передышка у души – захотеть этого великого вечного и главного. Когда мне очень плохо физически, я кроме боли ничего не вижу, ничего не слышу душой и телом. Поэтому нужны врачи, для того чтобы дать возможность опять задуматься над жизнью, поиском сердца, покаянием опять иметь возможность вернуться в здравие. Поэтому облегчение от телесных страданий – это шанс человека за всем видимым увидеть невидимое. Если он хочет меньшего — это обычная суетливая пустая жизнь.
Христос говорил: «Кто не собирает со Мною, тот расточает» (Лк 11:23) Удивительно, что настоящая жизнь человеку приносит все больше и больше внутренних возможностей. Мы же привыкли к жизни, которая умаляется, истекает, истончается. Душа должна с этим не согласиться, она должна возмутиться. Смертью нужно возмущаться. Мы привыкли к ней, как к должному. Пожил человек, говорит: «Ну, хорошо, пожил, пора бы и умереть». Любая смерть – чудовищна. Протестовать, бунтовать против умирания и смерти – это нормальное здравие.
Поэтому здравие нужно, конечно, и в вере. А у нас здесь столько больного- мечтаний, неверного зрения, неверного слуха, столько глухоты и слепоты! Люди часто не замечают, что у всех нас паралич воли.
Некоторые люди понимают, что по настоящему «хорошо» и как нужно поступить благо. Но осуществить этого не могут как раз из-за своей парализованной воли. И об ее исцелении нужно просить Бога, как просил евангельский расслабленный у купели Милосердия.
Если ты научился просить, ты будешь слышать, как тебя просят. Не будешь попадаться на шантаж, когда требуют, когда добиваются, когда выманивают.
Каждый вопрос веры – колоссальный, определяющий. Если хоть один человек правильно попросит здоровья, и сможет принять потом это здоровье как милость, он получит гораздо больше – он спасется. Христос часто говорил, когда человек освобождался от болезни: «Вера твоя спасла тебя». Он никогда не обманывает, Он вечен, Он – Тот, Кто был, есть и будет, как были, есть и будут Его слова.
Но почему-то я убежден, что современным людям, тем, которые в храм ходят, это не интересно и этого не надо. Им нужно другое…
Здесь не поздно сказать: «Господи, исцели мою совесть». Ведь священникам не стыдно на каждой литургии говорить такие слова: «Лукавую совесть мою исцели». Совесть – это то, что различает , благодаря неотмирной вести из мира невидимого- истинное и лживое, светлое и темное, доброе и злое, вечное и преходящее. Я вижу, что моя совесть перепутала, что она больше заботится о себе, чем о другом.
Везде болезни. И люди привыкли к этой болезни. Они считают ее нормой. Но единственная норма для верующего – когда он чадо Божье, не наемник, не раб, не враг. Но этой нормы никто не хочет, никто не просит. Вместо этого: «Господи, дай мне глоточек воздуха, чтобы я еще немного побузил». Вот, что такое наша молитва о здравии.
Раньше было выражение «здравый рассудок», «здравый смысл», а сейчас этого уже нет, забыли. Повторяю, мы привыкли к болезни. И у нас есть наркотик как для тела, так и для души, заглушающие боль. Все время принимаются и совершаются подмены. Ищется и утверждается ложная, лукавая жизнь. Мы все живем в глубочайшем лицемерии. Не слышал ни разу на исповеди, чтобы человек попросил исцеление от лицемерия. Я сам раб своего лицемерия, из него выбраться не могу. Единственная возможность вылезти из этого описана в 50-м псалме, где мы просим: «Господи, я своим сердцем прожить не могу. Господи, мне нужно новое сердце, измени. Я бессилен, я пропал, мне нужен Спаситель».
А мы все о том, за что нам посылаются испытания… Скажите, пожалуйста, если нас не трогать, если нас не наказывать, но оставить без постоянного покрова Милости, что с нами будет? Да сгнием в ту же секунду. Богу не надо нас наказывать. Мы давно уже трупы. Он только жалеет нас.
У нас есть одна очень точная молитва, которая на духовном языке просит о здравии. Она есть в церковном каждодневном правиле, и звучит она так: «Господи, дай мне полюбить Тебя так, как я полюбил тот самый грех».
Будучи здоровыми, мы можем служить другим…
Священник Фома Диц, клирик храма Всемилостивого Спаса, бывшего Скорбященского монастыря
Мы молимся о здравии, потому что обладать здоровым телом – это благо. Будучи здоровыми, мы можем служить другим, творить добро. Мы ослабеваем, когда болеем, поэтому молим об исцелении от болезней. Неправильно думать, что здоровье нам не нужно, что оно не представляет собой благо.
Но с другой стороны, и болезнь – это тоже благо, большое благо, потому что дает смирение, ослабляет грехи. Болезнь смиряет гордость. Особенно, если человек не обладает добродетелями, не совершает добрых дел, своей болезнью он может умилостивить Бога, через крест болезни сглаживаются его грехи, недостаток добродетели.
Болезнь надо принять как крест, смириться с ней и надеяться на то, что Господь даст от нее исцеление. Болезнь может быть тела, а может быть и души. И то смирение, которое можно получить через болезнь, нужно стремиться сохранить и после выздоровления. Тогда это будет великое благо.
Господь испытывает нас через болезнь так же, как и через страдания, через старость, через смерть. И через болезнь, когда мы ослабеваем, мы получаем испытание по-настоящему оценить свои духовные силы. Болезнь нам открывает, достаточно ли мы укоренились в Боге, насколько мы еще зависим от окружающего мира, который проходит и который мы не возьмем с собою в Вечность. Болезнь – это проверка, насколько мы верим в Бога, доверяем Ему.
А если считать, что не надо молиться о здравии, то это было бы определенное презрение к своему телу. Мы своим телом прославляем Бога, поэтому должны заботиться о нем, сохранять его в силе.
Конечно, могут быть особые случаи, когда христиане не молятся о своем здоровье. Например, если человек носит свою болезнь как жертву. Блаженный Старец Паисий Святогорец молился, чтобы умереть от рака за другого человека, чтобы ему облегчить жизнь. И действительно заболел. Но это совершенно особый случай подвига святого человека.
– Бывают исцеления по молитве?
– Молитва к Богу – это просьба о милости. По молитве к святым бывают настоящие исцеления. Причем, от тяжких болезней.
– То есть возможно изменить волю Божию?
– В Библии описано об исцелении царя Езекии. «В те дни заболел Езекия смертельно, и пришел к нему Исаия, сын Амосов, пророк, и сказал, ему: так говорит Господь: «сделай, завещание для дома твоего, ибо умрешь ты и, не выздоровеешь». И отворотился Езекия лицом своим к стене, и молился Господу, говоря: «О, Господи! вспомни, что я ходил, пред лицом Твоим верно и с преданным Тебе сердцем, и делал угодное в очах Твоих». И заплакал Езекия сильно. Исаия еще не вышел из города, как было к нему слово Господне: Возвратись и скажи Езекии, владыке народа Моего: так говорит Господь… Я услышал молитву твою, увидел слезы твои. Вот, Я исцелю тебя…» (4 Цар. 20:1-5).
Молитва может изменить волю Божию. Вопрос о силе нашей молитвы. Тут можно взять пример из жизни святых, когда они меняли промысел Бога о людях. Например, старец Гавриил Тбилисский, святой ХХ-го века, и при жизни многих исцелил, и после смерти многим помог. Однажды он предупредил монахинь, что если они поедут на машине в поездку, их ждет смертельная опасность. Он обладал даром прозорливости и знал, что ждет монахинь. Они не послушали его предостережения и отправились в дорогу. Случилась авария, машина перевернулась и упала в пропасть глубиной16 метров. Но монахини чудом остались живы. И старец сказал: «Я молился все время! Чтобы вы не погибли». Вот какая у него была сила молитвы!
Подготовили Оксана Головко и Тамара Амелина
Поделитесь статьей, если она важна для других
Источник