По мнению ученых семья наряду с другими функциями выполняет функцию поддержки физического здоровья
Последние материалы:
Последние тесты:
Тесты (часть C) ► Обществознание
Вопрос:
Одним из основополагающих принципов морали современного человека является патриотизм. Какой смысл ученые вкладывают в понятие «патриотизм» ? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о патриотизме.
Показать ответ..
Ответ:
Патриотизм — это нравственный принцип, характеризующий отношение человека к своему Отечеству.
— «Патриотизм означает любовь к Отечеству, его истории, народу, который создает культуру и язык своей страны»;
— «Патриотизм предполагает осознание человеком своего долга и обязанностей по отношению к Отечеству, конкретизируется в целой системе норм поведения».
Скрыть ответ..
Вопрос:
Источником (формой) права называют способ официального закрепления норм права. Укажите любые три источника (формы) права и проиллюстрируйте примером каждый из них.
Показать ответ..
Ответ:
1) правовой обычай (например. судебные поединки у варварских народов Европы или обычай кровной мести);
2) нормативно-правовой акт (например, конституция, указ главы государства, постановление правительства);
3) нормативный договор (например, международный договор о дружбе и сотрудничестве).
Скрыть ответ..
Вопрос:
Социологи страны Z в течение 15 лет изучали тенденции развития института брака. Были получены следующие статистические данные о количестве разводов на каждую 1000 зарегистрированных браков:
Используя данные графика, сделайте вывод о тенденциях развития института брака в стране Z. Привлекая обществоведческие знания и личный социальный опыт, выскажите три предположения о причинах подобной тенденции.
Показать ответ..
Ответ:
В стране Z в 1997-2012 гг. резко увеличилось число разводов, что свидетельствует о кризисе института брака.
— страна переживает экономический кризис;
— общество стало намного терпимее относиться к разводу как способу решения проблем семьи;
— у части населения вступление в брак не было осмысленным и продуманным шагом.
Скрыть ответ..
Вопрос:
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Политические режимы». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Показать ответ..
Ответ:
1) Понятие политического режима.
2) Принципы типологии политических режимов:
а) демократические и недемократические режимы;
б) демократические, авторитарные, тоталитарные режимы.
3) Признаки демократического режима:
а) соблюдение прав человека;
б) выборность органов власти;
в) подчинение меньшинства большинству и др.
4) Признаки авторитарного режима.
5) Признаки тоталитарного режима.
Скрыть ответ..
Вопрос:
Какой смысл ученые вкладывают в понятие «экономический цикл»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об экономическом цикле.
Показать ответ..
Ответ:
Экономический цикл — это регулярно повторяющиееся, периодическое колебательное движение экономической системы, проявляющееся в чередовании фаз подъема и спада уровней экономической активности.
— «Основа экономического цикла — неравномерность экономического роста, дисбаланс в развитии сфер хозяйства, отраслей, регионов»;
— «В рамках классического (среднесрочного) цикла выделяются фазы: кризис, депрессия, оживление и подъем».
Скрыть ответ..
Вопрос:
По мнению ученых, семья, наряду с другими функциями выполняет функцию поддержки физического здоровья родителей и детей. Назовите и проиллюстрируйте примерами три проявления этой функции.
Показать ответ..
Ответ:
1) отказ от вредных привычек (например, после рождения ребенка молодой отец бросил курить);
2) активный отдых (например, родители и дети зимой каждое воскресенье отправляются на каток);
3) усвоение гигиенических навыков (например, родители приучают детей чистить зубы два раза в день, мыть руки перед едой и т.п.);
4) проведение профилактических и оздоровительных мероприятий (например, осенью родители и дети приняли решение и сделали прививки от гриппа и т.п.).
Скрыть ответ..
Вопрос:
Социологи опросили граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Читаете ли вы регулярно какие-либо ежедневные газеты, и если да, сколько ежедневных газет вы регулярно читаете?»
Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в диаграмме.
Сформулируйте вывод о результатах опроса. Выскажите три предположения о причинах подобного отношения граждан к чтению газет.
Показать ответ..
Ответ:
Более половины опрошенных граждан не читают газет регулярно, приблизительно каждый четвертый читатет регулярно одну газету, и чуть более 10% опрошенных читают регулярно две и более газет.
— основную информацию о ситуации в стране и мире опрошенные граждане могут получать из электронных СМИ;
— большинство опрошенных граждан безразличны к информации о текущих событиях в стране и мире;
— газеты представляют одностороннюю информацию, которая может быть не интересной большинству опрошенных граждан.
Скрыть ответ..
Вопрос:
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Роль выборов в политическом процессе». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах
Показать ответ..
Ответ:
1) Демократический механизм принятия политических решений.
2) Избирательные права граждан:
а) активное избиратеьлное право;
б) пассивное избирательное право.
3) Демократическая процедура выборов.
4) Избирательные системы:
5) Представительные органы власти.
Скрыть ответ..
Вопрос:
Какой смысл ученые вкладывают в понятие «социальная стратификация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальной стратификации.
Показать ответ..
Ответ:
Социальная стратификация — это структурированное неравенство между различными социальными группами.
— «К критериям социальной стратификации традиционно относят: власть, доход и богатство, престиж профессии, уровень образования»;
— «Основа и сущность социальной стратификации в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности среди индивидов и социальных групп».
Скрыть ответ..
Вопрос:
Политические партии играют важную роль в общественной жизни демократического общества. Назовите любые три функции политической партии в политической системе общества и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером.
Показать ответ..
Ответ:
1) выражение властно значимых интересов отдельных социальных групп (парламенсткая фракция политической партии представляет интересы среднего класса, добиваясь принятия законодательства, регламентирующего деятельность среднего и малого бизнеса, и налоговых льгот для этих видов бизнеса);
2) разработка политических программ (политическая партия представила свою программу развития институтов гражданского общества);
3) политическая социализация граждан и привлечение их к участию в политической жизни (политическая партия провела серию массовых митингов в поддержку демократических реформ, привлекая молодежь к участию в них приглашением известных поп-исполнителей).
Скрыть ответ..
Вопрос:
Известный психолог, читая студентам лекцию о способностях человкека, сказал, что способности не могут возникнуть в отрыве от конкретной деятельности. Объясните этот тезис психолога. Предположите, отрицает ли данный тезис роль природных задатков в развитии способностей человека. Как современные ученые решают вопрос о роли природных и социальных факторов в развитии способностей человека?
Показать ответ..
Ответ:
Объяснение мысли психолога:
Способности обуславливают успешность человека в определенном виде деятельности, т.е. проявиться и развиться они могут только в деятельности.
Данный тезис не отрицает роль природных задатков в развитии способностей человека, но акцентирует внимание на социальных факторах развития способностей.
Ответ на вопрос:
Современные ученые полагают, что природные и социальные факторы взаимосвязаны — природные задатки являются основой развития способностей, но определяющими являются все же социальные факторы.
Скрыть ответ..
Вопрос:
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Право в системе социальных норм». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Показать ответ..
Ответ:
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Понятие права.
2) Признаки права:
а) устанавливается государством;
б) письменная форма;
в) обеспечивается механизмом юридической ответственности.
3) Отличия права от других видов социальных норм.
Источник
По мнению ученых семья наряду с другими функциями выполняет функцию поддержки физического здоровья
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«В индустриальном обществе семья перестала выполнять _______ (А) функцию. В результате отпала необходимость жёсткого _______ (Б) семейных отношений. Многие традиции и обычаи, поддерживающие жёсткую семейную конструкцию и имеющие _______ (В) обоснование, перестали быть необходимы.
Получила распространение_______ (Г) семья, т.е. семья, состоящая только из супругов и их детей. Следует отметить, что переход к такой семье многими воспринимался как катастрофа, как отход от _______ (Д) и падение нравов. В действительности семейные нравы как раз улучшились: к примеру, физическое воздействие на жён и детей, считавшееся нормальным в традиционной семье, стало уходить в прошлое.
В _______ (Е) обществе дети были нужны прежде всего как рабочие руки в хозяйстве. В индустриальном обществе, напротив, дети не только не способствовали увеличению семейного дохода, но стали требовать дополнительных средств на длительное обучение.»
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) моральный | 2) аграрное | 3) экономическая |
4) расширенная | 5) традиции | 6) нуклеарная |
7) духовный | 8) регулирование | 9) развитие |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
A | Б | В | Г | Д | Е |
Исходя из контекста, последовательность 381652 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.
Ответ: 3, 8, 1, 6, 5, 2.
Назовите три характерные черты семьи демократического (партнёрского, эгалитарного) типа и проиллюстрируйте каждую из них примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
В ответе могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие характерные черты семьи демократического (партнёрского, згалитарного) типа, например:
1) справедливое распределение домашних обязанностей (отсутсвие жесткого деления супружеских ролей на мужские и женские). (Например, в семье К. нет функционально чёткого разделения и закрепления мужских и женских обязанностей: и муж и жена работают и занимаются домашними делами, воспитывают детей);
2) совместное обсуждение проблем и принятие решений всеми членами семьи. (Например, Супруги К. на семейном совете приняли совместное решение, связанное с семейным бюджетом);
3) Экономическая независимость и самостоятельность супругов. (Например, оба супруга К. работают и получают заработную плату, жена экономически независима от мужа).
Назовите и проиллюстрируйте примерами три функции семьи. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
В правильном ответе могут быть названы функции и приведены соответствующие примеры:
1) экономическая (например, супруги Ивановы решили поместить часть сбережений в сберегательный банк для обеспечения стабильного дохода от банковского процента);
2) репродуктивная (например, в семье Сколовых родились близнецы);
3) рекреационная (например, супруги Кадовы с детьми любят проводить выходные на даче, проводя много времени на открытом воздухе).
Могут быть названы и проиллюстрированы другие функции, приведены другие примеры
В государстве Z происходит широкое внедрение инновационных технологий в различные области жизни, активно развиваются наукоёмкие и ресурсосберегающие производства, постоянно возрастает роль науки и образования в жизни общества.
В ходе социологических опросов было установлено, что в стране Z в период с 2015 по 2019 г. ежегодно на 15% росла доля учащихся школ, воспользовавшихся правом выбора наиболее удобной формы обучения в соответствии со своими целями и интересами. Школьники и их родители отмечают общую ориентированность системы образования на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, сохранение и укрепление здоровья учеников.
Социологические опросы показали, что в стране Z преобладают семьи демократического типа.
Государство Z включает в себя восемь территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью. Законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть.
К какому типу относится общество Z? Какую тенденцию развития образования иллюстрируют приведённые данные? Что характеризует семью демократического типа? (Приведите любые две характеристики.) Какой факт из условия задачи позволяет сделать вывод, что Z — унитарное государство?
1. К обществам постиндустриального / информационного типа.
2. Гуманизация образования.
3. Семью демократического типа характеризует:
— муж и жена обладают в семье равными статусами (являются равноправными партнёрами);
— все виды домашних работ выполняются супругами взаимозаменяемо (нет чёткого распределения домашних обязанностей по гендерному признаку);
— решения по семейным вопросам принимаются совместно.
4. Государство Z включает в себя восемь территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью.
Автор упоминает институт семьи. Используя текст, факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте выполнение семьёй любых трёх социальных функций.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Одной из важных черт социального института является его соответствие «социальной потребности». Люди, видимо, не могут существовать без коллективных объединений — общностей и обществ, которые сохраняются в течение длительного времени. Эта тенденция, наверное, обусловлена биологической зависимостью людей друг от друга, преимуществами сотрудничества и разделения труда в целях выживания по сравнению с усилиями отдельных индивидов, а также исключительной способностью людей взаимодействовать друг с другом на основе символической коммуникации. Но, несмотря на явные преимущества коллективной жизни по сравнению с индивидуальной, общества сохраняются не автоматически. Часть энергии общества должна быть направлена на самосохранение и самовоспроизводство. В связи с этим исследователи ввели понятие «социальных потребностей», или «социальных функций».
Практически все теоретики общественных наук стремились определить, что необходимо для поддержания жизнедеятельности общества. Карл Маркс считал, что основой общества является потребность в материальном обеспечении выживания, которую можно удовлетворить только посредством совместной деятельности людей; без этого общество не может существовать.
Другие теоретики общественных наук иначе рассматривают социальные потребности. Герберт Спенсер, сравнивавший общество с биологическим организмом, выделял потребность в «активной обороне» (речь идёт о военном деле) для борьбы с «окружающими врагами и грабителями», потребность в деятельности, поддерживающей «основные средства существования» (сельское хозяйство, производство одежды)‚ потребность в обмене (т.е. в рынках) и потребность в координации этих различных видов деятельности (т.е. в государстве).
Наконец, более современные исследователи составили следующий перечень основных элементов, необходимых для поддержания целостности общества:
1. Коммуникация между членами общества. В любом обществе имеется общий разговорный язык.
2. Производство товаров и услуг‚ необходимых для выживания членов общества.
3. Распределение этих товаров и услуг.
4. Защита членов общества от физической опасности (штормов, наводнений и холода), от других биологических организмов (например, насекомых-вредителей) и врагов.
5. Замена выбывающих членов общества путём биологического размножения и посредством усвоения индивидами определённой культуры в процессе социализации.
6. Контроль за поведением членов общества в целях создания условий для созидательной деятельности общества и урегулирования конфликтов между его членами.
Эти социальные потребности удовлетворяются не автоматически. Для их удовлетворения необходимы совместные усилия членов общества. Эти совместные усилия осуществляются институтами. Экономические институты, включающие рынки и такие производственные объединения, как фабрики, созданы для удовлетворения 2-й и 3-й потребностей. Семья и учебные институты связаны с организованной деятельностью ради удовлетворения пятой потребности. И наконец, правовые и правительственные институты (суды, полиция и тюрьмы) осуществляют контроль за поведением членов общества.
Источник