По мнению социологов семья наряду с другими функциями выполняет функцию поддержания здоровья
Последние материалы:
Последние тесты:
Тесты (часть C) ► Обществознание
Вопрос:
Одним из основополагающих принципов морали современного человека является патриотизм. Какой смысл ученые вкладывают в понятие «патриотизм» ? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о патриотизме.
Показать ответ..
Ответ:
Патриотизм — это нравственный принцип, характеризующий отношение человека к своему Отечеству.
— «Патриотизм означает любовь к Отечеству, его истории, народу, который создает культуру и язык своей страны»;
— «Патриотизм предполагает осознание человеком своего долга и обязанностей по отношению к Отечеству, конкретизируется в целой системе норм поведения».
Скрыть ответ..
Вопрос:
Источником (формой) права называют способ официального закрепления норм права. Укажите любые три источника (формы) права и проиллюстрируйте примером каждый из них.
Показать ответ..
Ответ:
1) правовой обычай (например. судебные поединки у варварских народов Европы или обычай кровной мести);
2) нормативно-правовой акт (например, конституция, указ главы государства, постановление правительства);
3) нормативный договор (например, международный договор о дружбе и сотрудничестве).
Скрыть ответ..
Вопрос:
Социологи страны Z в течение 15 лет изучали тенденции развития института брака. Были получены следующие статистические данные о количестве разводов на каждую 1000 зарегистрированных браков:
Используя данные графика, сделайте вывод о тенденциях развития института брака в стране Z. Привлекая обществоведческие знания и личный социальный опыт, выскажите три предположения о причинах подобной тенденции.
Показать ответ..
Ответ:
В стране Z в 1997-2012 гг. резко увеличилось число разводов, что свидетельствует о кризисе института брака.
— страна переживает экономический кризис;
— общество стало намного терпимее относиться к разводу как способу решения проблем семьи;
— у части населения вступление в брак не было осмысленным и продуманным шагом.
Скрыть ответ..
Вопрос:
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Политические режимы». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Показать ответ..
Ответ:
1) Понятие политического режима.
2) Принципы типологии политических режимов:
а) демократические и недемократические режимы;
б) демократические, авторитарные, тоталитарные режимы.
3) Признаки демократического режима:
а) соблюдение прав человека;
б) выборность органов власти;
в) подчинение меньшинства большинству и др.
4) Признаки авторитарного режима.
5) Признаки тоталитарного режима.
Скрыть ответ..
Вопрос:
Какой смысл ученые вкладывают в понятие «экономический цикл»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об экономическом цикле.
Показать ответ..
Ответ:
Экономический цикл — это регулярно повторяющиееся, периодическое колебательное движение экономической системы, проявляющееся в чередовании фаз подъема и спада уровней экономической активности.
— «Основа экономического цикла — неравномерность экономического роста, дисбаланс в развитии сфер хозяйства, отраслей, регионов»;
— «В рамках классического (среднесрочного) цикла выделяются фазы: кризис, депрессия, оживление и подъем».
Скрыть ответ..
Вопрос:
По мнению ученых, семья, наряду с другими функциями выполняет функцию поддержки физического здоровья родителей и детей. Назовите и проиллюстрируйте примерами три проявления этой функции.
Показать ответ..
Ответ:
1) отказ от вредных привычек (например, после рождения ребенка молодой отец бросил курить);
2) активный отдых (например, родители и дети зимой каждое воскресенье отправляются на каток);
3) усвоение гигиенических навыков (например, родители приучают детей чистить зубы два раза в день, мыть руки перед едой и т.п.);
4) проведение профилактических и оздоровительных мероприятий (например, осенью родители и дети приняли решение и сделали прививки от гриппа и т.п.).
Скрыть ответ..
Вопрос:
Социологи опросили граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Читаете ли вы регулярно какие-либо ежедневные газеты, и если да, сколько ежедневных газет вы регулярно читаете?»
Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в диаграмме.
Сформулируйте вывод о результатах опроса. Выскажите три предположения о причинах подобного отношения граждан к чтению газет.
Показать ответ..
Ответ:
Более половины опрошенных граждан не читают газет регулярно, приблизительно каждый четвертый читатет регулярно одну газету, и чуть более 10% опрошенных читают регулярно две и более газет.
— основную информацию о ситуации в стране и мире опрошенные граждане могут получать из электронных СМИ;
— большинство опрошенных граждан безразличны к информации о текущих событиях в стране и мире;
— газеты представляют одностороннюю информацию, которая может быть не интересной большинству опрошенных граждан.
Скрыть ответ..
Вопрос:
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Роль выборов в политическом процессе». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах
Показать ответ..
Ответ:
1) Демократический механизм принятия политических решений.
2) Избирательные права граждан:
а) активное избиратеьлное право;
б) пассивное избирательное право.
3) Демократическая процедура выборов.
4) Избирательные системы:
5) Представительные органы власти.
Скрыть ответ..
Вопрос:
Какой смысл ученые вкладывают в понятие «социальная стратификация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальной стратификации.
Показать ответ..
Ответ:
Социальная стратификация — это структурированное неравенство между различными социальными группами.
— «К критериям социальной стратификации традиционно относят: власть, доход и богатство, престиж профессии, уровень образования»;
— «Основа и сущность социальной стратификации в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности среди индивидов и социальных групп».
Скрыть ответ..
Вопрос:
Политические партии играют важную роль в общественной жизни демократического общества. Назовите любые три функции политической партии в политической системе общества и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером.
Показать ответ..
Ответ:
1) выражение властно значимых интересов отдельных социальных групп (парламенсткая фракция политической партии представляет интересы среднего класса, добиваясь принятия законодательства, регламентирующего деятельность среднего и малого бизнеса, и налоговых льгот для этих видов бизнеса);
2) разработка политических программ (политическая партия представила свою программу развития институтов гражданского общества);
3) политическая социализация граждан и привлечение их к участию в политической жизни (политическая партия провела серию массовых митингов в поддержку демократических реформ, привлекая молодежь к участию в них приглашением известных поп-исполнителей).
Скрыть ответ..
Вопрос:
Известный психолог, читая студентам лекцию о способностях человкека, сказал, что способности не могут возникнуть в отрыве от конкретной деятельности. Объясните этот тезис психолога. Предположите, отрицает ли данный тезис роль природных задатков в развитии способностей человека. Как современные ученые решают вопрос о роли природных и социальных факторов в развитии способностей человека?
Показать ответ..
Ответ:
Объяснение мысли психолога:
Способности обуславливают успешность человека в определенном виде деятельности, т.е. проявиться и развиться они могут только в деятельности.
Данный тезис не отрицает роль природных задатков в развитии способностей человека, но акцентирует внимание на социальных факторах развития способностей.
Ответ на вопрос:
Современные ученые полагают, что природные и социальные факторы взаимосвязаны — природные задатки являются основой развития способностей, но определяющими являются все же социальные факторы.
Скрыть ответ..
Вопрос:
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Право в системе социальных норм». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Показать ответ..
Ответ:
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Понятие права.
2) Признаки права:
а) устанавливается государством;
б) письменная форма;
в) обеспечивается механизмом юридической ответственности.
3) Отличия права от других видов социальных норм.
Источник
Часть С. Запишите развернутый ответ на вопрос
С5.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальных группах в обществе.
Смысл понятия: социальная группа – это любая совокупность людей, имеющих какой-либо общий социально значимый признак,
Информация о социальных группах в обществе:
— социальные группы подразделяются по численности, характеру взаимоотношений, способу организации, степени организованности, продолжительности существования, биосоциальным признакам (расовой принадлежности, полу, возрасту),
— по числу участников социальные группы делятся на большие и малые группы, по характеру взаимоотношений – формальные и неформальные группы,
— в группах человек реализует свою социальную (общественную) сущность.
Максимальный балл – 2.
С5.Назовите любые три причины объединения людей в социальные группы.
— группы удовлетворяют потребность человека в социальной принадлежности,
— в группе человек удовлетворяет тот или иной интерес,
— в группе человек осуществляет ту деятельность, которую не может осуществить в одиночку,
Максимальный балл – 2.
С5.Перечислите любые три черты, характеризующие образование как социальный институт.
Социальный институт – это устойчивая форма организации совместной деятельности, регулируемая нормами, традициями, обычаями и направленная на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.
— наличие ролевой системы (ученик, учитель),
— наличие совокупности учреждений (институт, школа),
— наличие регулирующих правил или норм (закон об образовании, устав школы),
— наличие важных общественных функций (социализация молодежи).
Максимальный балл – 2.
С5.Назовите любые три фактора социализации личности.
— семейные воспитательные традиции,
Максимальный балл – 2.
С5.Назовите три любые черты человека, предопределяющие его негативное отклоняющееся поведение.
Черты человека, предопределяющие негативное отклоняющееся поведение:
— ограниченность потребностей и интересов,
— искаженное представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо»,
— отсутствие чувства социальной ответственности,
— привычка к некритической оценке собственного поведения,
Максимальный балл – 2.
С6.Приведите любые три примера воздействия различных социальных институтов на процесс социализации личности.
— семья как социальный институт способствует усвоению принятых в обществе воззрений на добро и зло, справедливость и так далее,
— школа (образование) как социальный институт дает необходимые знания,
— средства массовой информации как социальный институт способствуют выработке отношения к ценностям, существующим в обществе.
Максимальный балл – 3.
С6.С опорой на обществоведческие знания и личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую позитивное отклоняющееся поведение. Приведите три примера формальных позитивных санкций, возможных в этом случае.
Модель ситуации: Сидоров, сотрудник отдела рекламы крупной фирмы, занимающейся продажей недвижимости, использовал нетрадиционный стиль одежды для привлечения клиентов, благодаря чему за короткий срок значительно увеличился объем продаж.
Положительные санкции: руководство фирмы одобрило его новаторство, и Сидорову выписали премию, или вручили грамоту, или предложили новую должность с перспективой карьерного роста.
Максимальный балл – 3.
С6.С помощью примеров проиллюстрируйте каждую из трех разновидностей социальных норм: традицию, обычай, церемонию.
— традиции – гостеприимство, регулярные встречи выпускников школы,
— обычай – празднование юбилея, празднование Нового года в ночь на 1 января,
— церемония – коронации, инаугурации.
Максимальный балл – 3.
С6.Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте каждую из них примером.
Ответ
Основными тенденциями в развитии межнациональных отношениях являются:
— интеграция, экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок (например, Европейское сообщество),
— стремление ряда народов сохранить или обрести национальную самостоятельность (например, корейское меньшинство в Японии),
— противостояние экономической, политической и культурной экспансии сверхдержав (движение антиглобалистов).
Максимальный балл – 3.
С6.По мнению ученых, семья наряду с другими функциями выполняет функцию поддержки физического здоровья родителей и детей. Назовите и проиллюстрируйте примерами три проявления этой функции.
Ответ
Проявлениями функции поддержки физического здоровья родителей и детей являются:
— отказ от вредных привычек (например, после рождения ребенка молодой отец бросил курить),
— активный отдых (например, родители и дети зимой каждое воскресенье отправляются на каток),
— усвоение гигиенических навыков (например, родители приучают детей чистить зубы два раза в день, мыть руки перед едой),
— проведение профилактических и оздоровительных мероприятий (например, осенью родители и дети приняли решение и сделали прививки от гриппа).
Максимальный балл – 3.
С7.Возникшая в глубокой древности семья первоначально сосредотачивала в себе все основные функции по обеспечению жизнедеятельности человека. Постепенно она стала разделять свои отдельные функции с другими институтами общества. Укажите три такие функции. Назовите социальные институты, которые стали их выполнять.
Ответ
Функцию социализации детей теперь осуществляет также и школа; хозяйственно-экономическая функция связана с институтом материального производства; социальный статус человеку могут обеспечить армия, церковь, средства массовой информации, профессия.
Источник