Гиппократ о здоровье: цитаты, которые нужно знать каждому
Древнегреческий врач много веков назад высказал мысли и идеи, которые точно будут вам полезны.
Кто из нас не знает, что все врачи, завершив образование, дают клятву Гиппократа? И только после этого отправляются лечить пациентов. Чем же так отличился древнегреческий врач и философ, что его имя на тысячелетия осталось в медицине?
Портрет Гиппократа из коллекции Национальной галереи Марке (Италия, Урбино)
Фото Heritage Images / Hulton Fine Art Collection / Getty Images
Начнем с того, что Гиппократ положил начало клинической медицине как таковой. Все эти представления о вмешательстве богов в жизнь человека как раз тогда начали уступать место медицине как науке, согласно которой любая болезнь имеет свои природные причины.
А теперь считайте, за что еще мы благодарны Гиппократу. Он ввел представление о целостности организма. Первым обосновал необходимость собирать анамнез и проводить консилиумы. Создал учение о темпераментах и зависимости поведения человека от того, как соотносятся жизненные «соки», циркулирующие в его организме. Разработал теорию о стадиях заболеваний. Ввел новые методы обследования пациентов — пальпацию и аускультацию (прослушивание звуков внутри тела человека для постановки диагноза).
В ученых трудах Гиппократа есть мудрые мысли, которые стоит, как минимум, прочитать каждому. А лучше — взять на вооружение ради собственного здоровья. Мы выбрали для вас самые важные высказывания.
Веселые люди быстрее выздоравливают и дольше живут.
Движение — кладовая жизни.
Здоровый нищий счастливее больного короля.
Наши пищевые вещества должны быть лечебным средством, а наши лечебные средства должны быть пищевыми веществами.
Короткую жизнь мы не получаем, а делаем ее такою; не бедны мы жизнью, а пользуемся ею расточительно. Жизнь длинна, если ею умело пользоваться.
Праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность и нездоровье, напротив того, устремление ума к чему-либо приносит с собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни.
Чего не лечат лекарства, излечивает железо. Чего не врачует железо, исцеляет огонь. Чего не исцеляет огонь, то следует считать неизлечимым.
Некоторые больные, несмотря на сознание обреченности, выздоравливают только потому, что уверены в мастерстве врача.
Во всякой болезни не терять присутствия духа и сохранять вкус к еде — хороший признак; противоположное — дурной.
Действия диетических средств продолжительны, действия лекарств — скоропреходящи.
Ни насышение, ни голод и ничто другое не хорошо, если преступить меру природы.
Сон и бессонница, то и другое сверх меры проявляющееся, — дурной знак.
Беспричинная усталость предвещает болезнь.
Если сон облегчает страдания, болезнь не смертельна.
Противоположное излечивается противоположным.
Часто лучшее лекарство — обойтись без него.
Лечит болезнь врач, но излечивает природа.
Старинный барельеф: Гиппократ осматривает пациента
Фото Hulton Archive / Getty Images
Часть болезней происходит только от образа жизни.
Если больной сохраняет присутствие духа и аппетит — это самый лучший признак возможного выздоровления.
Полезнее избирать и питье, и пищу менее качественные, но более приятные, чем лучшие по качеству, но неприятные.
Привыкшие нести обычные труды, даже люди слабые или старые, переносят эти труды легче, чем крепкие и молодые, но без привычки.
Мужчина становится злым в двух случаях: когда голоден и когда унижен, а женщина лишь в одном — когда не имеет любви.
Тому, кто не хочет изменить свою жизнь, помочь невозможно.
Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.
Как суконщики чистят сукна, выбивая их от пыли, так гимнастика очищает организм.
Душа человека развивается до самой смерти.
Если тяжелобольной человек не чувствует страданий, он болен душевно.
Болезнь всегда происходит либо от излишка, либо от недостатка, то есть от нарушения равновесия.
Исцеление — это дело времени, но иногда это также дело возможности.
Когда несколько врачей осматривают больного, то им не следует высказывать свои мнения о течении болезни при больном, а тем более ссориться, опровергать мнение друг друга и осмеивать своих коллег.
Что же касается болезней, то возьми на вооружение следующее правило: помоги или, по крайней мере, не навреди.
Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно. Поэтому не только сам врач должен употреблять в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник
Тема 2. История учения о здоровье
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАНЯТИЯ:
В ходе занятия студент должен
· основные определения «здоровья» наиболее выдающихся ученых в различные социально-экономические формации человечества,
· эволюцию взглядов на характеристику уровня здоровья, факторов, влияющих на него,
· понятие «болезни» и ее причин,
· возможности сохранения и укрепления здоровья.
· ключевые позиции становления научного мировоззрения о здоровье, здоровом образе жизни как основном факторе сохранения здоровья людей.
· оценивать значение научных трудов наиболее выдающихся ученых в расширении знаний о здоровье человека и становлении профилактического направления медицины.
В ходе самостоятельной работы студент должен обратить внимание на особенности подходов к оценке состояния здоровья в различные социально-экономические формации.
2. ВРЕМЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ – 2 часа
3. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: специализированные учебные классы «Основы формирования здоровья», детская поликлиника №1 Государственного Бюджетного Учреждения Здравоохранения Тверской области «Городская Клиническая Больница № 6».
4. ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ: Занятие – 3 академич. часа
1. Проверка посещаемости — 2 мин.
2. Теоретическая часть: собеседование по теме занятия, корректировка знаний — 43 мин.
3. Перерыв – 10 мин
4. Текущий тестовый контроль знаний студентов, корректировка знаний — 30 мин.
5. Самостоятельная работа студентов по презентации «Понятие здоровья в историческом аспекте» -15 мин.
6. Перерыв – 10 мин.
7. Защита рефератов и их обсуждение -40 мин.
8. Подведение итогов занятия и задание к следующему занятию – 5 мин.
5.МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:
Вопросы для самоподготовки:
1. Понятие здоровья и методы его сохранения, характерные в эпоху первобытнообщинного строя и рабовладельческого общества.
2. Представления Гиппократа о здоровье. Учение о темпераментах.
3. Здоровье в трудах древнеримских (Сенеки, Цельса, Темисона Тральского, Сорана Эфесского и др.) и древнегреческих ученых (Демокрита и др).
4. Подходы к профилактике болезней в древнеиранской, древнеиндийской и древнекитайской медицине.
5. Представления Галена о здоровье и болезни.
6. Классификация состояний организма, предложенная Авиценной.
7. Представления Парацельса о здоровье и болезни.
8. Приоритет профилактического направления медицины в трудах ученых XIX –XX веков.
История учения о здоровье. Понятие (категория) «здоровье» в различные социально-экономические формации в истории человечества. Эволюция взглядов на определение и характеристику уровня здоровья, факторов, влияющих на него, понятие «болезни» и ее причин. Вклад наиболее выдающихся ученых в формирование профилактического направления медицины.
Долгую историю развития человеческого общества всегда сопровождала проблема охраны здоровья и борьбы с болезнями.
Отношение человека к своему здоровью обычно определялось способностью к сохранению жизни, к выполнению своего биологического и социального предназначения. Разумеется, такое отношение соответствовало уровню знаний об особенностях анатомии и физиологии человека, о факторах, вызывающих нарушения нормального функционирования организма. Следует отметить, что научным исследованиям в области проблем здоровья было уделено в тысячи раз меньше внимания, чем проблемам болезни.
В истории развития концепции здоровья можно выделить античный период, период средних веков, новое время, новейшее, а также современность.
В дородовом периоде, когда человек был беззащитен перед силами природы, своё физическое состояние он связывал с мистическими представлениями, которые в первобытнообщинном строе уже обожествлялись в амулетах, а сами меры по охране здоровья существовали в виде религиозных обрядов.
Однако человек наблюдал за своей жизнью и делал выводы, отмечал причинно-следственные связи между здоровьем, образом его жизни, факторами риска, целебными и оздоровительными свойствами различных средств. Уже тогда была отмечена зависимость состояния человека от физической работы, которую ему приходилось выполнять для сохранения жизни – своей, его семьи, общины, к которой он принадлежал.
В это время лечебная медицина вряд ли имела большое значение, так как без достаточных знаний о причинах и механизмах нарушений и заболеваний человек больше полагался на возможности самого организма, чем на собственное вмешательство в течение заболевания.
В рабовладельческом обществе началась систематизация знаний, касающихся здоровья человека. Усилия предпринимались для создания оздоровительных систем, примером чему, в частности, являются дошедшие до нас руководства по здоровью: китайское “Конг-фу”. Эти системы имеют основной идеей не лечение болезней, но формирование, сохранение и укрепление здоровья, а при его нарушении — использование резервных возможностей организма для восстановления здоровья.
Отношение к здоровью принципиально стало меняться в рабовладельческих сообществах по мере имущественного и социального расслоения людей. Рабовладельцы, предаваясь лени, излишествам и комфорту, всё меньше уделяли внимания своему здоровью и всё больше уповали на врачей. Так, медицина теряла своё оздоровительное и профилактическое значение и всё больше специализировались на лечении болезней.
Если проанализировать взгляды на здоровье человека ученых различных эпох, то многие из них соотносили «здоровье» с такими понятиями, как «гармония», «равновесное состояние». Так, еще издревле было известно, что здоровье человека обусловлено внутренней гармонией его организма. Так, древнегреческий врач и реформатор античной медицины Гиппократ (ок. 460 — ок. 370 до н.э.) считал, что за здоровье отвечают смешанные в правильных пропорциях четыре жидкости (сока): кровь, слизь, черная и желтая желчь. «Жди беды, если нарушатся пропорции»: предостерегал Гиппократ. «В устройстве человеческого тела всякое нарушение порядка ведет к расстройству равновесия, опрокидывающего незримую гармонию» писал он. Каждому из четырех соков, согласно Гиппократа, соответствует определенный темперамент: крови — сангвинический, слизи — флегматический, желтой желчи — холерический, черной желчи — меланхолический. В работах Гиппократа так же приводятся наблюдения над распространением болезней в зависимости от времени года, ветра и воды. Гиппократ делит причины болезней на два класса: общие (вредные влияния со стороны климата, почвы, наследственности) и личные (условия жизни и труда, питания, возраст и т.д.). Нормальное влияние на организм указанных условий, по его мнению, вызывает и правильное смешение соков – здоровье.
В тоже время, представители методической школы древнего Рима Темисон Тралльский, Соран Эфесский и др. считали, что жизнедеятельность человека обеспечивается не только соотношением жидкостей — соков (гуморальное учение), но и твердых частиц (солидарное учение). Соединения жидких и твердых частиц создают состояния напряжения и расслабления, правильное соотношение которых обуславливает здоровье. Этим самым врачи методической школы ввели в медицину идею тонуса (равновесного состояния напряжения и расслабления), при повышении или снижении которого возникает болезнь.
Из тех времен исходят убеждения врачей, что здоровье — это не только отсутствие болезней, т.к. нет людей хотя бы не предрасположенных к болезни.
Не потеряли до сих пор своей актуальности вывод древнеримского философа Сенеки (ок.4 до н.э. -65 н.э.): умение продлить жизнь — в умении не сокращать ее, а также классический принцип римского поэта-сатирика Ювенала (ок.60-ок.127): «здоровый разум в здоровом теле — великое благо». Древнегреческий философ Демокрит (ок.470 или 460 до н.э.) полагал, что основной фактор сохранения здоровья — рациональный образ жизни (диетика). Еще в I веке до нашей эры римский врач Цельс делил лечение на три способа: травами, хирургическим путем и образом жизни. Однако на последний способ лечения лишь в самые последние годы стали обращать внимание.
Со времен древнеримского врача Галена(ок.130 — ок.200)врачами было введено понятие «третье состояние», когда человек находится в промежуточном состоянии между здоровьем и болезнью. По Галену, существуют три состояния человеческого тела: «Здоровье — состояние, при котором тело человека полностью здорово; болезнь — противоположное состояние; третье состояние — ни здоровье, ни болезнь». Гален впервые ввел в медицину понятие о действии болезнетворной причины, назвав ее patos, что в современном понимании означает патология, а состояние организма, вызванное данной причиной, он назвал nomos, т.е. болезнь.
Главная заслуга Галена состояла в разработке аспектов анатомии и физиологии, посредством которых он заложил прочное основание для развития учения о патологии и имел такое могущественное влияние на последующее время, что до Парацельса считался неоспоримым авторитетом для всех медицинских школ. Теоретическая медицина вплоть до эпохи Возрождения практически не развивалась. Пневматическая теория и гуморальное учение в физиологии и патологии оставались практически незыблемыми, если не считать ртутно-серной теории, возникшей в Китае (как аналогия начал «ян» и «инь»), развитой арабскими алхимиками и послужившей в дальнейшем основой для спагирической теории Парацельса.
В то время основой всякого знания являлось учение древнееческого философа и ученого Аристотеля (384-322 до н.э.), односторонне воспринятое и поставленное на службу богословию.
Достижения древних египтян, греков и римлян в области медицины явились фундаментом для формирования цивилизации в Европе, но сами они черпали эти знания на Востоке: в Индии, Китае, Средней Азии. Так, например, система Йога, являющаяся бесценным сокровищем философии индийского народа, акцентирует свое внимание на здоровье и профилактике болезней на протяжении почти пяти тысяч лет, что позволило ей раскрыть беспредельные возможности гармоничного развития человека. Древневосточные целители придавали особое значение саморегуляции организма, как в здоровье, так и в болезни. Одним из важнейших условий выживания они считали способность сопротивляться болезни, преодолевать ее. Древневосточные целители безошибочно оценивали как силу болезнетворного фактора, так и силу защитных механизмов, предсказывая исход болезни и время этого исхода. Они видели, как в один день одной и той же болезнью заболевали двое, но один выздоравливал быстрее другого или один погибал, а другой — выживал. Определяя и оценивая индивидуальность человека, они и к болезни каждого подходили индивидуально.
Древние иранцы создали одну из первых натурфилософских систем: они создали представление о зависимости существования человека от четырех стихий — солнца, земли, воды и воздуха и четырех влаг организма — алой, черной, белой крови и желчи. Причем соки организма, то находятся в состоянии борьбы, то поддерживают друг друга, что дает начало здоровью или болезни. Иранцы выдвинули учение о свете, который они подразделяли на видимый и невидимый. Видимый свет ощутим, он исходит в природе от солнца и огня. Однако, как они считали, более важную роль играет невидимый свет. Он не ощутим, исходит от растений и животных и дает тепло организму. Если организм обладает способностью получать достаточное количество такого света, то в нем образуется тепло и человек становится добрым, т.е. уравновешенным, здоровым. Если же человек поглощает мало света, то он нездоров. Медицина в Иране определялась как искусство сохранять тело в здоровом состоянии, поэтому важное место отводилось предупреждению болезней: «вырви недуг прежде, чем он коснется тебя». Далее следовали многочисленные рациональные предписания, как правило, гигиенического характера.
Похожая трактовка здоровья отмечается и в документах древнеиндийской медицины: болезнь объяснялась неравномерным соединением пяти (по другим данным, трех) соков человеческого тела (в соответствии с пятью стихиями мира — земля, вода, огонь, воздух и эфир). Гармоническое сочетание их считалось условием, без которого не бывает здоровья. Среди причин, порождающих болезни, важное значение придавалось погрешностям в пище, пристрастию к вину, физическому перенапряжению, голоду, изменению климата, возрасту. В юридических памятниках Древней Индии имеются положения, которые могут рассматриваться как меры по охране народного здоровья. Так, по законам не разрешалось продавать беременную рабыню, резко осуждалось злоупотребление наркотиками и пьянство.
Теоретические изыскания, направленные на познание сущности здоровья и болезни, проводились еще врачами древнего Китая. Древнекитайские врачи также исходили из натурфилософских представлений: возникновение болезней они связывали с нарушением соотношений активного (ян) и пассивного (инь) начал, которые в организме находятся в постоянной борьбе. С действием ян связывалась гиперфункция, с действием инь — гипофункция отдельных органов или организма в целом. Когда эти начала уравновешены, то человек здоров. При этом признавалась возможность влияния на борьбу ян и инь различных факторов окружающей среды, условий и образа жизни, питания и др.
Таким образом, в античный период здоровье рассматривалось, прежде всего, как гармония, идеал красоты и нравственности.
Своеобразным связующим звеном между античностью и средневековьем является Абу Али Ибн Сина (Авиценна). По его мнению, медицина познает «состояние тела человека, поскольку оно здорово или утратит здоровье». Более тысячи лет назад Авиценна предложил классификацию состояний организма, в которой из 6 классов только 2 относились к болезни, а 4 отражали разные уровни здоровья:
I — тело здоровое до предела;
II — здоровое, но не до предела;
III — не больное и не здоровое;
IV — легко воспринимающее нездоровье;
V — плохо воспринимающее нездоровье;
VI — больное до предела.
Радикальным пересмотром всей средневековой схоластической медицины была вся деятельность Парацельса (1493-1541), который выступил решительным новатором и яростным противником прежней медицины, в ознаменование чего он даже сжег публично сочинения Галена и Авиценны. Хотя теоретические построения Парацельса, главным образом, исходили из старых традиций алхимии, он первый сумел взглянуть на процессы, совершающиеся в живом организме, как на процессы химические. При этом он учил, что в составе живого тела участвуют те же «элементы», которые входят в состав всех тел природы, а именно — ртуть, сера, соль. В здоровом теле эти элементы находятся в известном равновесии. Если же один из них преобладает над другими или находится не в достаточном количестве, то возникают различные заболевания. Парацельс прямо указывал, что пищеварение — это химический процесс, а остатки пищевых продуктов, не усвоенные при пищеварении, могут стать ядами и вызвать болезнь. Парацельс сблизил химию и врачебную науку: поэтому его учение называется ятрохимией. «Химия — один из столпов, на которые должна опираться врачебная наука. Задача химии …. в том, чтобы готовить лекарства», говорил Парацельс. Он выделял четыре главные группы причин болезней (entia): 1) ens astrale -космические и атмосферические влияния; 2) ens naturale — причины, лежащие в анатомо-физиологических свойствах организма; они разделяются на две главные группы: ens veneni — ядовитые вещества в пище и питье и ens seminis — наследственные аномалии; 3) ens spirituale -психические влияния и 4) ens Deale — Божье попущение. Таким образом, в средние века появились градации степеней здоровья, ведущей концепцией было определение здоровья как способности безупречного функционирования органов.
В последующие периоды развития цивилизации медицина уделяла всё меньше внимания здоровью человека, концентрируя его преимущественно на лечении болезней. Правда, такие выдающиеся умы, как Френсис Бекон, М.В.Ломоносов, М.Я. Мудров в своих работах неоднократно подчёркивали, что приоритет в отношении к здоровью должен быть отдан именно здоровью и профилактике болезней. В период XVIII-XIX веков ведущей концепцией было признание здоровья как состояния, качественно отличного от болезни, к сохранению которого должна стремиться медицина.
В новейшее время в истории нашей страны, по-видимому, заслуживает упоминания ориентация на профилактику инфекционных заболеваний, связанная с деятельностью наркома здравоохранения Н.А. Семашко. Организованные под его руководствам противоэпидемические мероприятия способствовали резкому возрастанию средней продолжительности жизни граждан страны за счёт устранения массовых инфекционных заболеваний, дававших высокую смертность, а именно чумы, холеры, оспы и др.
В последние десятилетия ситуация, однако, изменилась. Рост благосостояния людей, разработка высокоэффективных промышленных технологий, нарушенная экология привели к тому, что образ жизни современного человека всё в большей степени стал провоцировать гиподинамию, переедание, психическое перенапряжение и т.д. Это выдвинуло на одно из первых мест в причинах смертности заболевания, связанные именно с образом жизни человека.
Проблемы поиска новых подходов к оценке уровня здоровья, изучения факторов, влияющих на его формирование, и разработка здоровьесберегающих техологий стали особенно актуальными.
Следует отметить научные изыскания советского патолога И.В.Давыдовского, который в 50—60-е годы прошлого столетия разработал теоретические основы медицины будущего, исходя из представлений о здоровье как о приспособительных возможностях организма, и определил болезнь как результат снижения резервов, истощение защитных сил.
Важный вклад в понимание сущности здоровья и болезни был сделан известным канадским патофизиологом Гансом Селье (1976). Его учение о стрессе создало важные предпосылки для выделения в реакциях организма на разнообразные воздействия неспецифического компонента, обусловленного мобилизацией функциональных резервов. Согласно Г. Селье, истощение функциональных резервов ведет к поломке адаптационных (т.е. приспособительных) механизмов с последующим развитием болезни.
В тоже время при обилии информации о природе, течении и исходе болезней клиническая медицина до сих пор не располагает достаточными сведениями, позволяющими корректно охарактеризовать здоровье индивида. Существует значительное число определений понятия «здоровье». В большинстве случаев они имеют философский характер и исходят из того, что здоровье является конкретным, качественно специфичным состоянием человеческого организма, которое обеспечивает достижение им своего функционального оптимума.
Многие ученые (Амосов Н.М., 1987; Воронцов И.М., 1990; Гарбузов В.И., 1995; Царегородцев Г.И.,1973) пришли к мнению, что здоровье зависит от возраста, пола, индивидуальных и типологических особенностей человека. Для каждого человека существует много вариантов здоровья. В связи с этим можно говорить об определенном диапазоне здоровья, охватывающим все проявления нормальной жизнедеятельности организма. Иными словами, это диапазон от «абсолютного здоровья» до появления признаков болезни.
Впервые попытку сформировать современное представление о состоянии здоровья и механизмы здоровья сделали в 60х годах ХХ века патологи С.М. Павленко и С.Ф. Олейник. Они обосновали направление, получившее название «санология» — учение о противодействии организма болезни, в основе которого лежит саногенез. Они также предложили термины «предболезнь» и «оздоровление». И.И.Брехману, росcийскому ученому-фармакологу, принадлежит идея «валеологии» как науки о здоровье, направленной на формирование здорового человека и коррекцию здоровья до времени возникновения болезни.
Таким образом, всю историю развития человеческого общества всегда сопровождала проблема изучения здоровья, методов и способов его оценки.
6.ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ
Тесты и контрольные вопросы заключительного уровня:
1.По мнению Гиппократа, здоровье человека зависит от:
А) смешанных в правильных пропорциях жидкостей организма
Б) смешанных в правильных пропорциях твердых частиц
В) смешанных в правильных пропорциях химических элементов в организме
Г) смешанных в правильных пропорциях жидкостей организма и твердых частиц
2.Какой темперамент соответствует каждому из четырех соков, согласно Гиппократа:
Источник