Меню

Плосковальгусные стопы группа здоровья у ребенка

Плоскостопие (плосковальгусная деформация стоп)

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Плосковальгусная деформация стоп сопровождается уплощением продольного свода, вальгусным положением заднего, абдукционно-пронационным положением переднего отдела.

Код по МКБ 10

  • М.21.0 Плосковальгусная деформация стоп.
  • М.21.4 Плоскостопие.
  • Q 66.5 Врождённое плоскостопие.

Код по МКБ-10

Эпидемиология плоскостопия

Плоскостопие — довольно распространенная деформация, составляющая, по данным различных авторов, от 31,8 до 70% всех деформаций стоп. Особенно велик процент плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7]

Причины плосковальгусной деформации стоп

Одной из причин возникновения плоских и плосковальгусных стоп в этом возрасте считается общая слабость сухожильно-мышечного аппарата нижних конечностей, а также диспластические изменения со стороны скелета стопы.

В формировании плоскостопия существует ряд теорий, объясняющих этиопатогенетические механизмы:

  • статико-механическая теория;
  • вестиментарная теория;
  • анатомическая теория;
  • теория конституциональной слабости соединительной ткани;
  • теория наследственной мышечной слабости.

Где болит?

Классификация плоскостопия

С этиологической точки зрения различают пять видов плоской стопы:

  • врождённая:
  • травматическая:
  • рахитическая;
  • паралитическая;
  • статическая.

Врождённое плоскостопие бывает различной степени тяжести (легкой, средней и тяжелой). Наиболее тяжелая степень врождённой плосковальгусной деформации стоп, так называемая стопа-качалка, встречается в 2,8-11,9% случаев и выявляется сразу же при рождении. Этиопатогенез данной деформации до настоящего времени окончательно не изучен. Наиболее вероятной причиной деформации считается порок развития зачатка, задержка его развития на определенном этапе эмбрионального формирования. Данная деформация расценивается как врожденное уродство.

Приобретенное плоскостопие бывает:

  • травматическим;
  • паралитическим;
  • статическим.

За последние годы взгляд на генез статического плоскостопия претерпел изменения и в настоящее время имеет более широкое толкование. Среди обследованных детей со статической плосковальгусной деформацией стоп диспластические изменения скелета стопы, сочетающиеся с неврологической симптоматикой или нарушениями метаболизма соединительной ткани, были выявлены у 78%.

Паралитическое плоскостопие является следствием паралича мышц, формирующих и поддерживающих свод стопы. Причиной травматического плоскостопия являются последствия травмы голеностопного сустава и стопы, а также повреждения мягких тканей и сухожильно-связочного аппарата.

Различают плоскостопие легкой, средней и тяжелой степени. В норме угол, образованный линиями, проведенными по нижнему контуру пяточной и первой плюсневой кости с вершиной в области ладьевидной кости, составляет 125°, высота продольного свода составляет 39-40 мм, угол наклона пяточной кости к плоскости опоры — 20-25°, вальгусное положение заднего отдела стопы — 5-7°. У детей дошкольного возраста высота продольного свода стопы в норме может колебаться от 19 до 24 мм.

При легкой степени плоскостопия отмечается снижение высоты продольного свода стопы до 15-20 мм, уменьшение угла высоты свода до 140°, угла наклона пяточной кости до 15°, вальгусное положение заднего отдела — до 10° и отведение переднего отдела стопы в пределах 8-10°.

Средняя степень плоскостопия характеризуется снижением свода стопы до 10 мм, уменьшением высоты свода до 150-160°, с углом наклона пяточной кости — до 10°, вальгусным положением заднего отдела и отведением переднего — до 15°.

Тяжелая степень плоскостопия сопровождается снижением свода стопы до 0-5 мм, уменьшением угла высоты свода стопы до 160-180°, углом наклона пяточной кости — 5-0°, вальгусным положением заднего отдела и отведением переднего — более 20°. При тяжелой степени деформация ригидная, коррекции не поддается, отмечается постоянный болевой синдром в области Шопарова сустава.

[8], [9], [10], [11], [12], [13], [14]

Что нужно обследовать?

К кому обратиться?

Консервативное лечение плоскостопия

Обычно жалобы родителей на плоскостопие у ребёнка появляются, когда ребенок начинает самостоятельно ходить. Необходимо различать физиологическое уплощение свода стоп ребенка, ещё не достигшего трёхлетнего возраста, и плоско-вальгусную деформацию, требующую наблюдения ортопеда.

Если ось пяточной кости располагается по средней линии, отмечается умеренное уплощение свода стоп при нагрузке у детей младшего возраста, можно ограничиться массажем мышц нижних конечностей и ношением обуви с жестким задником. Если у ребёнка имеется вальгусное отклонение заднего отдела и уплощение свода стоп, необходимо применять комплексное восстановительное лечение.

Лечение плосковальгусной деформации включает массаж внутренней группы мышц голеней и стоп, подошвенных мышц курсами по 15-20 сеансов 4 раза в год, тепловые процедуры (озокерит, парафин, грязевые аппликации), корригирующие упражнения, направленные на формирование свода стоп. Необходимо также ввести в режим дня ребенка упражнения, направленные на укрепление сводоподдерживающих мышц. Этого можно достичь, используя игровую лечебную гимнастику, которая заключается в катании цилиндрического предмета, хождении на носках и наружных отделах стоп, подъём по наклонной доске, кручение педалей велосипеда или велотренажера босиком и др. Хорошие результаты по укреплению мышечной системы достигаются при активных занятиях в бассейне с инструктором по обучению лечебному плаванию. При адекватной реакции ребенка в качестве вспомогательного средства рекомендуется использование электростимуляции сводоподдерживающих мышц стопы.

В тех случаях, когда стопы сохраняют вальгусное положение и без нагрузки, имеется напряжение сухожилий малоберцовой группы мышц и разгибателей стопы, рекомендуется проведение этапных гипсовых коррекций в положении приведения, варуса и супинации стопы в течение 1-2 мес, до выведения стопы в среднее положение. В дальнейшем на время сна, продолжается фиксация стоп гипсовыми лонгетами или туторами в течение 3-4 мес и снабжение больных ортопедической обувью.

Немаловажное значение имеет правильное применение специальных стелек и ортопедической обуви. У детей до трёхлетнего возраста применение ортопедической обуви не всегда целесообразно, так как она ограничивает движения в голеностопном суставе и рекомендуется только при коррекции деформации стоп у больных со средней и тяжелой степенью деформации. При легкой степени деформации пользуются обычной обувью с жестким задником и вкладной стелькой с супинатором под пяткой и выкладкой продольного свода стопы. У больных со средней и тяжелой степенью деформации ортопедическая обувь предусматривает жесткий наружный берц и бочок, супинатор под задний отдел и выкладку продольного свода. Необходимо помнить, что ношение ортопедической обуви требует проведения регулярных занятий по укреплению мышечного аппарата голени и стопы.

Лечение врожденной плосковальгусной деформации стоп тяжелой степени, так называемой стопы-качалки, следует начинать с первых дней жизни ребенка, когда сухожильно-связочный аппарат не ретрагирован и может поддаваться растяжению. Сложность коррекции заключается в том, что таранная кость, располагающаяся практически вертикально в вилке голеностопного сустава, жестко фиксирована. Этапные мануальные коррекции с фиксацией гипсовыми повязками необходимо проводить в специализированных ортопедических центрах.

Читайте также:  Здоровья детей четыре месяца

Смена гипсовых повязок с целью коррекции деформации производится 1 раз в 7 дней до полного исправления. Если деформация устранена, конечность фиксируется в эквино-варусном положении еще на 4-5 мес, и только потом ребенок переводится в специализированную ортопедическую обувь. На время сна ребенок снабжается съемным гипсовым лонгетом или тутором. Проводится длительное восстановительное лечение, направленное на коррекцию свода стопы, массаж сводоподдерживающих мышц, мышц нижних конечностей и туловища. Возможно использование электростимуляции и иглорефлексотерапии мышц стопы и голени.

Врожденная пяточно-вальгусная деформация стопы у детей считается наиболее легко поддающейся консервативному лечению. При данной патологии отмечается значительное напряжение передней большеберцовой мышцы и разгибателей стопы, вальгусное отклонение переднего отдела при резкой слабости трёхглавой мышцы голени. Деформация вызвана неправильным положением стоп в утробе матери. На это указывает пяточное положение стоп при рождении ребенка. Тыл стопы соприкасается с передней поверхностью голени и фиксирован в этом положении.

Консервативное лечение направлено на выведение стопы в положения эквинуса и варуса путем коррекции этапными гипсовыми повязками или же наложением гипсовой лонгеты в положении эквинусной и варусной деформации стопы и приведении переднего отдела. После выведения стопы в эквинусное положение под углом 100-110° продолжается восстановительное лечение: массаж мышц по задней и внутренней поверхности голени, парафиновые аппликации на область голеней и стоп, ЛФК, на время сна продолжается фиксация стопы гипсовым лонгетом под углом 100°. Дети пользуются обычной обувью. Необходимость оперативного лечения возникает редко и направлена на удлинение мышц разгибателей стопы и малоберцовой группы.

[15], [16], [17], [18], [19]

Оперативное лечение плоскостопия

Оперативное лечение для исправления деформации проводится редко. Процент оперированных больных по отношению к находившимся под наблюдением составляет не более 7%. При необходимости выполняется пластика сухожилий по внутренней поверхности стопы, дополненная внесуставным артродезом подтаран-ного сустава по Грайсу. У детей подросткового возраста при болевой контрактурной форме плоскостопия форма стопы формируется с помощью трехсуставного артродеза.

Оптимальный возраст для оперативного лечения тяжелой степени врожденной плосковалыусной деформации стоп в случае отсутствия успеха консервативного лечения — 5-6 мес. Выполняются удлинение сухожилий ретрагированных мышц, релиз суставов стопы по наружной, задней, внутренней и передней поверхностям, открытое вправление таранной кости в вилку голеностопного сустава, восстановление правильных соотношений в суставах среднего, переднего и заднего отделов стопы созданием дубликатуры сухожилия задней большеберцовой мышцы.

Источник

Детский травматолог-ортопед

Лучшая клиника города

От 23 700 рублей

У молодых родителей всегда много вопросов по поводу развития их ребенка. Мы задали самые часто встречающиеся вопросы травматологу-ортопеду «ЕвроМед клиники» Дмитрию Олеговичу Сагдееву.

— Маленького ребенка рекомендуют довольно часто показывать врачу-ортопеду: в месяц, в три месяца, в шесть месяцев, в год. С чем это связано, что именно оценивает ортопед?

— Ортопед смотрит, как развивается опорно-двигательная система ребенка в периоды его активного развития, чтобы вовремя заметить возможные отклонения в ее развитии и скорректировать их. На раннем сроке – в месяц — делаем УЗИ тазобедренных суставов, чтобы не пропустить какую-либо врожденную патологию. В три-четыре месяца УЗИ повторяем для контроля, чтобы увидеть динамику развития сустава.

По результатам ультразвукового исследования врач может заподозрить нарушения формирования и динамики развития тазобедренного сустава.

Врач ультразвуковой диагностики оценивает формирование сустав по специальной шкале (шкале Графа), и далее уже ортопед определяет, требуются ли коррекция лечебной гимнастикой, нужны ли какие-либо физиопроцедуры и т.д.

Чем раньше будут выявлены отклонения в развитии ребенка, тем эффективнее будет лечение.

Примерно в шесть месяцев ребенок начинает садиться, потом он будет вставать, пойдет, и важно знать, как у него сформирован тазобедренный сустав и, если есть нарушения, успеть исправить их до этого момента.

Дисплазия тазобедренного сустава — это нарушение формирования тазобедренного сустава, которое в тяжелых формах приводит к формированию подвывиха или вывиха головки бедренной кости.

— При обнаружении дисплазии тазобедренного сустава обычно назначают ношение ортопедических конструкций: подушки Фрейка, шины Виленского и т. п. Выглядят они довольно пугающе, и родители боятся, что ребенку будет в них некомфортно.

— Ребенок не будет испытывать дискомфорт. У него еще нет устойчивого понимания, в каком положении должны находиться его нижние конечности поэтому конструкция ему мешать не будет.

При этом, благодаря воздействию этих конструкций ноги ребенка расположены под определенным углом, и в этом положении головка бедренной кости центрируется во впадину, она находится в правильном положении, с нее снимается всякая деформирующая нагрузка, что позволяет суставу правильно развиваться. Если же этого не сделать, то на головку бедренной кости будет оказываться постоянная деформирующая нагрузка, что в конечном итоге повлечет за собой подвывих и вывих бедра. Это будет уже тяжелая степень дисплазии тазобедренного сустава.

— Помимо дисплазии, на УЗИ всегда смотрят формирование ядер окостенения в тазобедренном суставе. Почему нам так важно их правильное развитие?

— Головка бедра состоит из хрящевой ткани. Ядро окостенения находится внутри головки бедра и, постепенно увеличиваясь, оно как бы армирует ее изнутри и придает структуре стабильность при осевой нагрузке. При отсутствии ядра окостенения любая осевая нагрузка на бедро приводит к его деформации, вследствие чего может развиться подвывих и далее — вывих бедра. Соответственно, если ядро окостенения не развивается или развивается с задержкой, строго запрещены любые осевые нагрузки: стоять, а тем более – ходить нельзя.

— С замедленными темпами оссификации (окостенения, формирования костей) сидеть не запрещается, при условии, что нормально сформирована крыша вертлужной впадины, головка бедренной кости центрирована. Это определяется по УЗИ.

— Что влияет на формирование ядер окостенения, каким образом можно стимулировать их развитие?

— В первую очередь – активность. Поэтому мы рекомендуем заниматься с ребенком лечебной гимнастикой сразу с рождения. Маме нужно ежедневно делать с ребенком гимнастику. Причем важно, что это должна быть обычная нагрузка, так называемая статическая – когда ребенок лежит, а мама разводит его ручки и ножки. Категорически не рекомендую набирающую сейчас популярность «динамическую гимнастику» — комплекс упражнений, в котором ребенка крутят, вертят, раскачивают, вращают за руки и ноги и пр. Такие упражнения способствуют перенапряжению формирующегося мышечно-связочного аппарата ребенка, и создают высокий риск травмы: от растяжения до вывиха с разрывом связок сустава.

С 2,5 месяцев ребенку можно и даже нужно посещать бассейн. Индивидуальные занятия с тренером в воде очень полезны для развития опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, тренировки мышц, укрепления иммунитета.

Как вспомогательная процедура полезен массаж.

Читайте также:  Как отметить день психического здоровья

Также необходим витамин Д, он стимулирует развитие костной ткани. Витамин Д рекомендуется давать практически всем детям до двух лет, а некоторым – и позже. Этот вопрос решается совместно педиатром и ортопедом, врачи подбирают дозировку препарата и длительность его приема. В нашем регионе мало солнечного света, что провоцирует дефицит витамина Д практически у всех детей, что приводит к рахиту. В Сибири у большинства детей, не принимающих витамин Д, присутствуют в той или иной степени проявления рахита.

При наличии показаний врач может назначить физиолечение: магнитотерапию, электрофорез, аппликации с полиминеральными грязевыми салфетками. Это эффективные методики, проверенные временем.

— Врачи говорят, что ребенка нельзя сажать до того, как он сядет сам, ставить, стимулировать на раннее стояние, хождение. С чем это связано?

— Это связано с тем, что у маленького ребенка опорно-двигательная система еще незрелая, и она, и центральная нервная система не готовы к активным осевым нагрузкам. Если мы начинаем ребенка активно вертикализировать, стимулировать его на то, чтобы он сидел, стоял, это может привести к деформации позвоночника, нарушению формирования суставов. На старте они должны развиваться без осевых нагрузок, так заложено природой. Системы, и, в первую очередь, – центральная нервная система, должны созреть, чтобы сигнал от мозга от, так сказать, «центрального компьютера» на периферию доходил неискаженным и ответ, от периферии к центру, тоже был адекватным. Не надо торопиться. Когда эти структуры будут готовы, ребенок сам и сядет, и поползет, и встанет.

— Какие существуют возрастные нормы, когда ребенок садится, встает?

— Определенные нормы, действительно, есть, но не надо слишком акцентировать на них свое внимание. Каждый ребенок развивается по своей индивидуальной программе, не надо подгонять всех под один стандарт. Чтобы оценить его развитие, нужно учитывать множество разных обстоятельств, начиная от особенностей течения беременности и рождения ребенка. Сроки и нормы нужны, я думаю, больше врачам, чтобы адекватно оценить, правильно ли развивается ребенок или нет, и, если есть задержка, вовремя это увидеть и помочь малышу.

Садиться дети начинают примерно в полгода, ползать – в 7-8 месяцев. Классическое развитие: ребенок сначала сел, потом пополз, потом начинает вставать, передвигаться с опорой. Потом, когда почувствовал, что готов, отрывается от опоры и делает первые самостоятельные шаги. Это происходит тогда, когда созрел опорно-двигательный аппарат, адаптировались центральная нервная система, вестибулярный аппарат. И все эти системы научились корректно работать вместе.

Некоторые дети начинают ползать раньше, чем садиться, кто-то – встанет раньше, чем поползет. Бывает, что вообще не ползает ребенок, а сразу встал и пошел. Все это особенности индивидуального развития.

— Чем плохи такие приспособления, как ходунки, позволяющие ребенку «пойти» намного раньше, развлекающие его?

— Ходунки сбивают «программу» правильного взаимодействия между центральной нервной системы, вестибулярным аппаратом и опорно-двигательным аппаратом. В ходунках ребенок занимает неестественное положение, он же не делает в них полноценный шаг, а просто висит, отталкивается носочками и передвигается в пространстве. Его мозг и мышцы запоминают эту некорректную программу вертикального положения и передвижения, и впоследствии, когда ребенок пытается начать ходить уже без ходунков, у него срабатывают эти некорректные установки, включаются не те группы мышц, которые должны его удерживать в вертикальном положении, и ребенок падает. После ходунков ребенку очень сложно удерживать равновесие самостоятельно, впоследствии достаточно трудно это скорректировать.

— Еще одна проблема, связанная с тем, что ребенка начали ставить до того, как он был готов, — плоскостопие. Верно?

— Плоскостопие бывает врожденным и функциональным (приобретенным).

Если ребенка ставят слишком рано, у него может развиться неправильная установка стопы. И нередко в результате врачи ставят диагноз плоско-вальгусной деформации стоп. Эта плоско-вальгусная установка стоп обычно не патологическая. На осмотре доктор определяет, подвижная или ригидная (малоподвижная) стопа, и, если стопа подвижная, легко выводится в положение коррекции, тогда мы не говорим о деформации, это просто неправильная установка, которая корректируется лечебной гимнастикой, правильным распределением нагрузок.

Все эти установки, на которые жалуются мамы: загребание носками, кажущееся искривление конечностей, — это следствие перехода ребенка из горизонтального положения в вертикальное и приспособления его к прямохождению. Во время внутриутробного периода развития плод плотно «упакован» внутри матки: руки прижаты к телу, а ноги сложены довольно неестественным для человека образом – стопы повернуты внутрь, кости голени и бедра тоже скручены внутрь, а бедра в тазобедренных суставах, наоборот, максимально разворачиваются наружу. Когда малыш только учится стоять, неправильное положение стоп незаметно, поскольку, разворот его ножек в тазобедренных суставах и скручивание костей бедер и голеней произошло в противоположных направлениях – то есть они скомпенсировали друг друга, и стопы встают как бы прямо. Потом начинает изменяться соотношение в тазобедренном суставе – головка бедра центрируется, и это происходит немного быстрее, чем изменение ротации костей голеней. И в этот период родители замечают «косолапость» и начинают переживать. Но на самом деле, в большинстве случаев, это абсолютно нормальный этап развития, и паниковать, что ребенок как-то ходит неровно, не так ногу ставит, не нужно. Природа умна, она предусмотрела весь механизм развития нижних конечностей, и вмешиваться в этот процесс не стоит. Разумеется, если вас это беспокоит, то имеет смысл обратиться к врачу, чтобы он определил, эти изменения физиологичные или патологические. Если патология – лечим, если физиология – лечить не нужно.

Для профилактики неправильной установки стопы необходима пассивная лечебная гимнастика, выбор правильного ортопедического режима.

Маленький ребенок еще не может активно выполнять прямые пожелания родителей и заниматься гимнастикой сам, поэтому на этом этапе рекомендуется пассивное воздействие: хождение босиком по неровным поверхностям, по траве, по песку, по камешкам (разумеется, следим, чтобы ребенок не травмировался, чтобы поверхности были безопасные). По мере взросления ребенка (примерно после трех лет) переходим к активным занятиям лечебной физкультурой в игровой форме. Например, умываться бежим на пяточках, завтракать – на носочках, в спальню идем, как пингвинчик, мультики смотреть, как мишка. Старайтесь, чтобы ребенку было интересно этим заниматься, и тогда он привыкнет и с удовольствием будет выполнять упражнения сам.

Важен для правильной установки стопы и подбор обуви. Обувь должна быть легкая, с эластичной подошвой, супинатором — выложенным сводом. Если свод на подошве выложен, никаких дополнительных стелек не надо (если врач не прописал). Высота башмачка – до лодыжки (высокие берцы покупать не надо), чтобы голеностоп свободно работал, и могли правильно развиваться короткие мышцы голени – те самые, которые удерживают поперечный и продольный свод стопы.

Читайте также:  Здоровье усманова алишера усманова

Для ребенка, начинающего ходить, оптимально, чтобы в обуви были закрытые пяточка и носок – так защищаются пальцы ног от возможных травм, если ребенок запнется.

— Настоящее плоскостопие лечится иначе?

— Да, «настоящее» плоскостопие гимнастикой не вылечить. Если это врожденное плоскостопие, то оно лечится довольно сложно и многоэтапно. Существует множество хирургических методик, которые врач подбирает в зависимости от тяжести случая и его особенностей. Лечение начинается с этапных гипсовых повязок. Есть малоинвазивные оперативные пособия на сухожильно-связочном аппарате с последующим использованием специальных приспособлений – брейсов. Также есть различные оперативные пособия, связанные с вмешательством на суставах стопы, направленные на коррекцию соотношения костей стопы и устранением плоско-вальгусной деформации.

— Почему надо лечить плоскостопие и косолапость?

— Потому что эти нарушения ведут за собой деформацию всего скелета. Снизу вверх, как снежный ком, идут нарушения. Неправильная опора приводит к неправильной установке бедра, изменяется положение таза, страдают коленные суставы, получающие измененную нагрузку. Чтобы выровнять нагрузку на коленный сустав начинает ротироваться бедро, пытаясь вывести какое-то опорное положение. Бедро развернулось, начало вывихиваться из тазобедренного сустава. Чтобы ему не дать вывихнуться, наклонился таз. Наклонился таз – изменился угол наклона позвоночника. Соответственно, изогнулся позвоночник, чтобы голову оставить ровно. В результате: грубые нарушения походки и всего опорно-двигательного аппарата, сколиотические деформации со стороны позвоночника. Угрозы жизни эти состояния не представляют, но качество жизни у человека с ортопедическими проблемами очень сильно страдает.

— Еще один очень частый диагноз, который ставят новорожденным детям, — кривошея. Насколько это серьезная патология?

— Многим детям ставят диагноз «нейрогенная функциональная кривошея», часто ставят подвывих первого шейного позвонка (С1). Чаще всего, это функциональное нарушение, которое проходит самостоятельно при минимальном нашем вмешательстве, и оно не несет никакой угрозы здоровью ребенку.

Дети с функциональной кривошеей наблюдаются совместно неврологом и ортопедом, обычно корригирующей укладки, ортопедической подушки и мягкого фиксирующего воротничка бывает достаточно для того, чтобы эта ситуация разрешилась без всяких осложнений.

Функциональную кривошею важно отделить от врожденной мышечной кривошеи. При подозрении на последнюю в два месяца проводится УЗИ кивательных мышц шеи, что позволяет нам с большой дозой вероятности поставить правильный диагноз. Если при ультразвуковом исследовании выявлены какие-либо изменения в кивательной мышце, то мы начинаем проводить комплексное лечение, направленное на устранение кривошеи и восстановление функциональной способности кивательной мышцы. В лечение входит фиксация головы ортопедическим воротником, назначается курсами физиолечение, направленное на улучшение питания мышц и на восстановление их структуры. При безуспешном консервативном лечении, если деформация нарастает, то после года проводится оперативное лечение врожденной мышечной кривошеи.

При любых сомнениях, вопросах, волнениях, не бойтесь обращаться к врачу. Детский ортопед, невролог, педиатр – это специалисты, которые всегда готовы ответить на ваши вопросы и помочь вашему малышу расти здоровым.

Дополнительно

Подвывих в локтевом суставе

Очень частая травма у детей — подвывих головки лучевой кости в локтевом суставе. В локтевом суставе соединяются три кости: плечевая, локтевая и лучевая. Чтобы удерживать эти кости, существуют связки. У маленьких детей связки очень эластичные, рыхлые и легко могут соскользнуть по кости. С возрастом связки укрепляются, и подвивих уже не происходит так легко.

Эта травма случается, когда ребенка резко потянули за руку: папа покрутил, просто резко подняли ребенка за запястья (ребенка надо поднимать, поддерживая за подмышки) или даже бывает, что ведет родитель ребенка за руку, малыш поскользнулся, повис на руке – и происходит подвывих.

В момент травмы можно услышать, как щелкнул сустав. Обычно при травме ребенок испытывает кратковременную резкую боль, которая почти сразу проходит. Главным признаком травмы является то, что ребенок перестает сгибать руку в локте – дети держат травмированную руку полностью разогнутой.

Как можно быстрее после травмы ребенка надо показать врачу-травматологу, который вправит подвывих, вернет связку на место.

Когда надо обращаться к травматологу?

Дети часто падают, ударяются, травмируются тем или иным способом. Как определить, когда можно обойтись пластырем и йодом, а когда надо ехать в травмпункт?

  • Любую резаную, колотую рану надо показать доктору. Не стоит заливать рану зеленкой или йодом! Так вы добавите к порезу еще и химический ожог. Не надо прикладывать к открытой ране вату – ее волокна потом крайне сложно удалить из раны. Если место травмы сильно загрязнено – промойте чистой водой. Потом закройте рану чистой тканью (стерильным бинтом, носовым платком и пр.), наложите давящую повязку и, как можно скорее, отправляйтесь в травмпункт. Врач проведет первичную хирургическую обработку раны, тщательно очистит ее (самостоятельно вам вряд ли удастся это выполнить настолько качественно), восстановит целостность всех структур и наложит повязку.
  • Если на месте травмы появился заметный отек. Это может говорить о том, что это не просто ушиб, но и перелом, вывих или разрыв связок.
  • Если ребенок потерял сознание, даже кратковременно. Это может говорить о черепно-мозговой травме, которая может иметь серьезные последствия.
  • Если у ребенка после травмы была рвота. Рвота, тошнота, бледность также указывают на возможность черепно-мозговой травмы.
  • Если ребенок ударился головой. Последствия удара головой могут быть не заметны сразу, и при этом иметь очень серьезные последствия.
  • Если ребенок ударился животом. При ударе животом возможно повреждение внутренних органов и внутреннее кровотечение.
  • Если ребенок упал с высоты (со стула, стола и пр.), упал с велосипеда и т.п. Бывает, что внешне никак не проявляется, а повреждены внутренние органы.
  • Если ребенок беспокоится, ведет себя необычно.

Вообще – при любом сомнении лучше перестраховаться и показаться врачу. Травмы у детей – это такой вопрос, когда лучше, как говорится, перебдеть, чем недобдеть. Не надо стесняться, бояться, что вы отвлекаете врачей Скорой помощи или врачей травмпункта по пустякам. Здоровье вашего ребенка – это самое важное!

Осторожно: батут!

Батут – очень популярное у современных детей развлечение. К сожалению, это веселье может привести к серьезным проблемам. Самые частые травмы, которые дети и подростки получают на батутах — компрессионный перелом позвоночника. В последнее время случаев компрессионного перелома позвоночников стало очень много, в том числе — и у тех, кто профессионально занимается батутным спортом.

Безопасного способа нахождения на батутах нет. Ребенок, даже не упав, может сломать позвоночник, так как во время прыжков позвоночник получает очень большие осевые нагрузки. Особенно, конечно, это опасно для детей со слабым мышечным корсетом.

Источник

Adblock
detector