Здоровьесберегающие технологии «Плавание — это здоровье»
Рената Галиева
Здоровьесберегающие технологии «Плавание — это здоровье»
Значение плавания в сохранении и укреплении здоровья дошкольников
Плавание — это маленькая жизнь и даже больше.
Плавание как возможность передвижения в воде человек использует с давних времен. Благоприятное воздействие плавания на организм человека было замечено и стало использоваться в оздоровительных целях, так как плавание является одним из богатейших источников здоровья детей. Чем раньше приучить ребенка к воде и научить его плавать, тем полнее будет положительное воздействие плавания на развитие всего детского организма.
Основная цель занятий в бассейне – обучение плаванию; закаливание и укрепление детского организма; формирование у каждого ребенка осознанного отношения к занятиям физическими упражнениями; создание основы для разностороннего физического развития (развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем.)
В соответствии с данной целью решаются следующие задачи:
— обучить навыку плавания;
— формировать бережное отношение к своему здоровью и навыки личной гигиены;
— формировать навык безопасного поведения на воде.
— развивать физические качества.
Плавание, игры и развлечения на воде — один из самых полезных видов физических упражнений. Движения в воде ребенок совершает при помощи крупных мышечных групп рук, ног и туловища. На фоне их интенсивной деятельности в движение вовлекаются и слаборазвитые мелкие группы мышц.
При плавании органы кровообращения ребенка находятся в облегченных условиях деятельности благодаря положению тела пловца; близкому к горизонтальному, работе крупных мышечных групп по большим дугам, механическому воздействию давления воды на поверхность тела, помогающему оттоку крови от периферии и облегчающему передвижение ее к сердцу. Правильный ритм работы мышц и дыхательных органов также оказывает благоприятное влияние на деятельность сердечно-сосудистой системы.
При плавании подъемная сила воды, поддерживающая ребенка на поверхности, как бы облегчает тело, поэтому снижается давление на опорный аппарат скелета, особенно на позвоночник.
Таким образом, плавание является эффективным средством укрепления скелета, активно используется как корригирующее (исправляющее дефекты) средство. Мягкие ритмичные движения ног при плавании обеспечивают большую и разностороннюю нагрузку на нижние конечности. Тем самым создаются очень благоприятные условия для постепенного формирования и укрепления твердой опоры нижних конечностей и тазового пояса. В процессе плавания развивается координация, ритмичность движений, необходимая для любой двигательной деятельности и всех жизненных проявлений детского организма. Свойства воды оказывают на здоровье ребенка термическое (закаливающее, гигиеническое и механическое воздействие. Механическое воздействие воды можно отметить в следующем: при передвижении ребенка по поверхности воды он получает легкий, приятный и полезный массаж, что благоприятно влияет на периферическую нервную систему и укрепляет кожный покров тела, а также облегчает периферическое кровообращение, т. е. деятельность сердца. Давление воды на область грудной клетки способствует увеличению глубины выдоха, за которым обычно следует и более глубокий вдох. А глубокое дыхание является мощным профилактическим средством, предупреждающим заболевание дыхательных путей.
Здоровый ребенок, как правило, жизнерадостный, активный, любознательный, выносливый, с достаточно высоким уровнем физического и умственного развития
Здоровье дошкольника и здоровьесберегающие технологии «Я НЕ БОЮСЬ ЕЩЁ И ЕЩЁ РАЗ ПОВТОРЯТЬ: ЗАБОТА О ЗДОРОВЬЕ – ВАЖНЕЙШИЙ ТРУД ВОСПИТАТЕЛЯ, ОТ ЖИЗНЕРАДОСТНОСТИ, БОДРОСТИ ДЕТЕЙ ЗАВИСИТ ИХ ДУХОВНАЯ.
Конспект ООД по физическому развитию на воздухе в старшей логопедической группе «Спорт — это жизнь, это здоровье!» Задачи: — развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, внимание, настойчивость в достижении цели; — воспитывать дружеские.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Мастер-класс Тема: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Педагог: Минина Валентина Анатольевна Место проведения: аудитория Целевая аудитория:.
Проект на тему: «Физкультура и здоровье. Здоровьесберегающие технологии» «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье,.
Здоровьесберегающие технологии в ДУ «Реализация личностно-ориентированного подхода в специально организованной форме образовательного процесса для детей дошкольного возраста.
Здоровьесберегающие технологии Здоровье-сберегающие технологии. Воспитатель МДОУ детский сад «Колокольчик» п. Первомайский Дускалиева Динара Куатовна Проблема ухудшения.
Здоровьесберегающие технологии. Босохождение Укрепление и стимулирование здоровья детей является одним из приоритетных направлений деятельности воспитателя с детьми. Важную роль в укреплении.
Здоровьесберегающие технологии дома Формы и методы оздоровления детей. 1. Обеспечение здорового ритма жизни -щадящий режим (адаптационный период); -гибкий режим; -организация.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья детей, поэтому встает вопрос о превентивной работе, о формировании.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.
Источник
Здоровьесберегающие технологии во время НОД по плаванию
статья по физкультуре на тему
Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» появилось в педагогике относительно недавно, в последние несколько лет, и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. А это не совсем правильно.
Качественные приемы и методы, направленные на оздоровление ребенка, которые грамотно встроены в образовательную систему дошкольного учреждения, будут более эффективными, чем хаотичный, случайный набор различных методик по укреплению здоровья детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_zanyatiyah_po_plavaniyu.docx | 16.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей инструктора по плаванию.
Здоровьесберегающие технологии на занятиях по плаванию
для детей дошкольного возраста.
Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» появилось в педагогике относительно недавно, в последние несколько лет, и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. А это не совсем правильно.
Качественные приемы и методы, направленные на оздоровление ребенка, которые грамотно встроены в образовательную систему дошкольного учреждения, будут более эффективными, чем хаотичный, случайный набор различных методик по укреплению здоровья детей дошкольного возраста.
Что же такое здоровьесберегающие технологии ?
Это системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящих ущерб здоровью ребенка, а так же качественная характеристика педагогических технологий по критерию воздействия на здоровье детей.
Какую цель преследуют здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании? Данные технологии направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – сохранение и поддержание здоровья детей в рамках педагогического процесса в детском саду.
Внедрение в ДОУ здоровьесберегающих технологий позволяет использовать плавание для закаливания, сохранения и укрепления здоровья детей. Плавание влияет не только на физическое, но и на умственное формирование ребенка, стимулирует его нервно — психическое (психомоторное) развитие. Активное движение укрепляет мышцы, сердечно – сосудистую систему, дыхательный аппарат.
Бассейн полезен всем: «вялые» здесь становятся бодрее, слишком «резвые» – спокойнее, у детей повышается эмоциональный тонус. Сегодня, уверены врачи, противопоказаний для посещения ребенком бассейна не существует. Исключения составляет лишь отиты (воспаление уха) и кожные болезни. И напротив, медицине известны заболевания, при которых занятия в воде могут оказаться незаменимыми. Среди них ДЦП, ортопедические патологии (врожденный вывих бедра, врожденная косолапость и др.), функциональные сердечные изменения, ожирение и т. д.
Плавание – лучшее лекарство для часто болеющих детей.
Дошкольники, посещающие бассейн меньше болеют, легче переносят зимние морозы и погодные изменения. Плавание развивает координацию и точность движений, гибкость, выносливость.
В нашем детском саду до и после занятий проводятся следующие оздоровительные мероприятия:
— хождение по специальным коврикам в бассейне.
«Самая лучшая обувь — это отсутствие обуви». Стопа — это особая часть тела, на ней находится огромное количество нервных окончаний. Мощный закаливающий эффект хождения по коврикам объясняется тем, что стопы рефлекторно связаны с гландами. Охлаждая стопы, мы тем самым закаливаем горло.
Цель — предупредить и лечить отек слизистой оболочки носоглотки, нормализовать дыхание, повысить иммунитет, предотвратить простудные заболевания, воздействуя на активные точки лица;
— массаж стоп ног.
Цель — воздействовать на биологически активные центры, находящиеся на ногах, прочистить энергетические каналы ног;
— массаж кистей рук.
Цель — возбудить мышцы руки, прочистить энергетические каналы, оказать благотворное воздействие на внутренние органы, выходящие на биоактивные точки пальцев: сердце, печень, легкие, кишечник;
— гимнастика для глаз.
Цель — активизировать кровообращение в области глаз и мозга, укрепить глазные мышцы;
— дыхательные упражнения с озвученным выдохом.
Цель — избавиться от насморка, простуд, расстройства сна и пищеварения.
«Тренироваться, но не перенапрягаться, закаляться, но не переохлаждаться».
И здесь уместно отметить, что в закаливании самое главное – температурный перепад. Чтобы его компенсировать, организм « запускает» механизм закаливания, поэтому в бассейне соблюдается температурный режим. Температура воздуха в бассейне — 32°с., в раздевалке 25°с., а вода в чаше 30 – 32° с.,
Закаливание необходимо всем детям. У них активная терморегуляция, они комфортно чувствуют себя и в облегченной одежде.
Каждый человек должен уметь плавать. И чем раньше он научится, тем лучше.
Купание, игры в воде, плавание благоприятны для всестороннего физического развития ребенка. Работоспособность мышц у дошкольников невелика, они довольно быстро утомляются при статических нагрузках. Детям более свойственна динамика. Во время плавания чередуется напряжение и расслабление разных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу.
В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на еще не окрепший и податливый детский позвоночник, который в этом случае правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. В то же время активное движение ног в воде укрепляет стопы ребенка и предупреждает развитие плоскостопия.
Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких.
Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется также нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.
Одновременно с обучением плаванию детям прививаются умения и навыки самообслуживания, что очень важно для их всестороннего развития.
Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности. Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся входить в воду, боятся глубины. Психологами установлено, что главная опасность на воде — не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Именно поэтому первые шаги обучения плаванию направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство. Занятия плаванием развивают такие черты личности как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность.
Очень большую роль в обучении детей плаванию играют разнообразные игры в воде.
Игры используются с самых первых занятий для освоения детей с водой. Игры помогают овладеть всеми подготовительными к плаванию действиями.
Игры и развлечения в воде способствуют воспитанию у детей смелости, решительности, решительности в своих силах, инициативности.
При обучении дошкольников плаванию используют самые разнообразные формы — игровые упражнения, игры-забавы, сюжетные и бессюжетные, игры с элементами соревнования, эстафеты.
Выбирая игры и методические приемы, нужно учитывать возраст, количество детей в группе, физическую подготовленность и степень владения каждым навыком предлагаемых движений. Движения должны быть очень простые, доступные или уже известные детям.
Источник
Технология здоровьесбережения на занятиях плаванием
Марина Кубанкова
Технология здоровьесбережения на занятиях плаванием
Технология здоровьесбережения на занятиях плаванием.
Общепринято, что здоровье – одна из главных ценностей человека. Однако в последние годы медицинская статистика свидетельствует о том, что количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается и в школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников.Причины хорошо известны: нарушение экологии, снижение двигательной активности, несбалансированное питание, психологическое перенапряжение, отсутствие личной заинтересованности в сохранении здоровья. Часть факторов может быть устранена только при участии государства, семьи.
Вырастить здорового человека – задача трудная и ответственная. Всем известно, что именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит становление всех жизненно важных систем и психических функций организма, развиваются его адаптивные механизмы, мелкая и крупная моторика, повышается устойчивость к воздействиям внешних факторов, формируются основные физические качества, выносливость и работоспособность, приобретаются культурно – гигиенические навыки, нарабатываются приемы самообслуживания. Но многое зависит и от того, как организовано оздоровление детей в дошкольном учреждении.
В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Именно поэтому я стараюсь комплексно решать задачи физического, интеллектуального и эмоционально – личностного развития ребенка, активно внедряя в воспитательно – образовательный процесс такие технологии, применение которых помогло бы улучшить их психоэмоциональное и физическое состояние, раскрыть и повысить потенциальные интеллектуальные и творческие способности.
Я ставлю перед собой задачу, чтобы каждая оздоровительная направленность, используемая в комплексе здоровьесберегающей деятельности, в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.
Плавание в Прогимназии вводится в режим детей, начиная с 3-х летнего возраста. Это один из самых простых способов сделать ребенка закаленным, здоровым и физически развитым. Плавание влияет не только на физическое, но и на умственное формирование ребенка, стимулирует его нервно-психическое (психомоторное) развитие. Активное движение укрепляет опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы.
Использование бассейна способствует повышению двигательной активности детей, разнообразию закаливающих процедур, усилению оздоровительной направленности, снимает нервное напряжение и укрепляет общий тонус организма.
С целью оптимизации физкультурно-оздоровительной работы, обеспечения достижения всех выше перечисленных эффектов, я систематизировала используемые здоровьесберегающие технологии. Они представлены в следующей таблице.
Компоненты здоровьесберегающей технологии, используемые при организации плавания в МОУ Прогимназии № 48
Содержание здоровьесберегающей технологии Процесс реализации
Обеспечение температурного режима Контроль:
температура воды от +30 до +32,
температура воздуха от +29 до +30
Обеспечение режима влажности Контроль:
-работа вентиляции бассейна
(влажность воздуха в бассейне 50%-60%)
-на кожные и грибковые заболевания
-на вирусные и простудные заболевания Проводится медицинской сестрой перед занятием плаванием.
Гигиенический душ. Проводится до входа в бассейн под контролем медицинской сестры.
После выхода из бассейна — ополаскивание.
-смена температуры воды и воздуха
Контрастные водные и воздушные ванны.
В бассейне дети ходят босиком по ПВХ дорожкам, по массажной дорожке.
Выходя из душа, дети проходят по солевой дорожке.
10% раствор поваренной соли температуры +10°+18°С 1 кг соли на 10 л. воды; 0,5 кг на 5 л. воды.
Солевой раствор раздражает рецепторы, вызывая расширение периферических сосудов стоп. При этом увеличивается прилив крови к нижним конечностям и стопам, длительное время сохраняется тепло.
-чай с фруктовым сиропом
После занятий плаванием, когда дети высушились и оделись, они пьют фиточай.
Фиточай восполняет водный баланс, является дополнительным источником витаминов и минеральных веществ.
-эстафеты и соревнования
Проводятся в конце каждого занятия плаванием.
Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка. Используются элементы спортивных игр.
Проводятся по плану в соответствии с возрастом ребенка.
Создают положительный эмоциональный настрой и проводятся по плану.
-игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы
-упражнения на релаксацию Элементы психогимнастики включены в каждое занятие по плаванию в соответствии с возрастом детей.
Упражнения в вводной части занятия.
Игры в заключительной части занятия.
Упражнения на релаксацию после интенсивной нагрузки и в заключительной части занятия.
Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы.
Упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.
Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы.
Упражнение «Велосипед» включено во все занятия по плаванию в водной части.
Игры с снудлами и надувными палками включены в заключительную часть занятия по плану.
Гидроаэробика с использованием нудлов и надувных палок в соответствии с планированием.
-музсопровождение ритмических моментов (гидроаэробика)
-музоформление фона занятий
-музоформление праздников Музыка подбирается в соответствии с темой занятия, создает положительный эмоциональный настрой.
Используется во время гидроаэробики, праздников, занятий для упражнений на релаксацию, игр для младшей группы по плану в соответствии с возрастом детей.
Упражнения на дыхание:
Плавание:
-задержка дыхания Контроль вентиляции помещений бассейна.
Перед занятием плаванием проводится проветривание помещения бассейна.
Медсестра дает детям инструкции об обязательной гигиене полости носа во время гигиенического душа.
Упражнение «Выдох в воду» — обязательное для всех возрастов, на каждом занятии в водной части.
Плавание с различными видами дыхания по плану занятий.
Работа с родителями:
-уголки здоровья, стенды
-открытые занятия
— родительские собрания Форма проведения зависит от поставленной задачи.
Время проведения указано в годовом плане, циклограмме работы инструктора по плаванию и медсестры бассейна.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности:
-транспортировка и буксировка
-перенос груза над водой
-плавание в одежде
-плавание с препятствиями
Безопасность и правила поведения на воде.
Систематическое включение в занятия по плаванию теории и практики по формированию основ жизнедеятельности.
Спады в воду проводятся в водной части занятия во всех возрастных группах.
Плавание с препятствиями и ныряние проводится в основной части занятия, начиная со старшего дошкольного возраста.
Транспортировка, буксировка, перенос груза, плавание в одежде вводится в занятия по плаванию с младшего школьного возраста.
Теоретическая часть занятий проводится в виде бесед, инструкций по безопасности, викторин, тестов в соответствии с годовым планированием и возрастом детей.
Таким образом, использование бассейна в оздоровительной работе является мощным фактором, при котором появляется возможность сочетать подачу учебного материала с использованием здоровьесберегающей технологии.
«Психологическое сопровождение здоровьесбережения в ДОУ» Актуальность Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это этап приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления.
Консультация для родителей «Влияние занятий плаванием для детей дошкольного возраста» Плавание – способ передвижения в воде, циклическое движение, оказывающее всестороннее воздействие на организм ребенка. При плавании развиваются.
Конспект НОД с элементами здоровьесбережения «Прогулка в лес» (средняя группа) Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно – эстетическое развитие.
Консультация для педагогов «Что такое педагогическая технология», «Что такое здоровьесберегающая технология» Педагогической технологией – называют направление педагогики, цель которого – повышение эффективности образовательного процесса, гарантированное.
Консультация для родителей «Положительное влияние занятий плаванием на физическое здоровье детей» «Положительное Влияние занятий плаванием на сердечно-сосудистую, дыхательную системы и опорно-двигательный аппарат». Положительное влияние.
Консультация для родителей: «Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста, в процессе занятий плаванием» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «РУСАЛОЧКА». Консультация для родителей: «Формирование правильной.
Памятка «Использование здоровьесбережения в работе ДОУ» Памятка для воспитателей ДОУ. Здоровьесбережение – что это такое? И что такое здоровьесберегающие технологии? В первую очередь нужно знать.
Педсовет «Внедрение современных технологий по физическому развитию на занятиях физкультурой и плаванием» (из опыта работы) МБДОУ Ц. Р. Р. -д/с «Ласточка» с. Павловка Оренбургский р-н Пед. совет тема: «Внедрение современных технологий по физическому развитию.
Проблемно-игровая технология: технология организации деятельности со специальными полифункциональными материалами МАДОУ Каскаринский детский сад «Золотой петушок» Проблемно-игровая технология: технология организации деятельности со специальными.
Технология пластического интонирования на музыкальных занятиях в ДОУ. Технология пластического интонирования на музыкальных занятиях в ДОУ. 1 слайд. Существует много направлений в муз. -ритмическом воспитании.
Источник