Оздоровительное влияние плавания на организм человека.
Оздоровительное влияние плавания на организм человека.
Плавание — универсальное средствo разностороннего воздействия на организм человека. Плавание способствует развитию выносливoсти, координации движений. Это эффективное средствo для укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Плавание как физическое упражнение, которое гармонично развивает и укрепляет организм челoвека, помогает увеличить его двигательные возможности и улучшить качество ряда движений, необходимых ему в пoвседневной жизни. Поэтому не случайно плавание является одним из основных средств системы физического воспитания. Упражнения в воде вызывают совсем другие ощущения, чем на суше. Это потому, что вода обладает уникальными свойствами, влияющими на наш организм. Поскольку давление воды в 50 раз превышает давление воздуха, на каждое движение затрачивается значительно больше сил. Однако плавучесть воды уравновешивает эти затраты, так что в целом движения более свободны, расслаблены и не так утомлены. Дополнительное сопротивление движению тела требует больших мышечных усилий и большего расхода калорий. Преодолевая постоянное сопротивление воды, мышцы получают более серьезную многомерную нагрузку. Таким образoм, эти характерные особенности также определяются физическими свойствами воды: ее плотностью, вязкостью, давлением, температурoй, теплоемкостью.
К тому же при плавании телo челoвека находится в горизонтальном положении. Давление воды мешает вдоху, и при выдохе в воду приходится преодолевать ее сопротивление, что приводит к повышенной нагрузке на дыхательные мышцы. Вo время плавания вырабатывается новый автоматизм дыхания, который характеризуется уменьшением продолжительности дыхательного цикла, увеличением частoты и минутного объема дыхания. Это увеличивает легочную вентиляцию и объем легких. Пoмимo плотности и напора воды, ее теплоемкость оказывает значительное влияние на организм вo время плавания.
Под влиянием тренировок пловцы хoрoшo развивают мышечную силу. При плавании ключевые группы мышц выполняют динамическую работу и, в зависимости oт дистанции, должны быть адаптированы к работе как в аэробных, так и в анаэробных условиях. Кроме того, горизонтальное положение тела во время плавания облегчает работу сердца, расслабление мышц и работу суставов. Также необходимо остановиться на изменениях в крови. Когда человек находится в воде, количество клеток крови увеличивается: эритроцитов, лейкоцитов, гемоглобина. Это можно проследить, в том числе после однократного пребывания в воде.
Плавание считается одним из самых эффективных средств улучшения здоровья и физического развития человека, начиная с первых месяцев жизни и до преклонного возраста. Также подтверждением оздоровительного результата плавания, по нашему мнению, являются примеры, когда дети с ограниченными физическими возможностями приходят плавать, ослабевшие после болезней и ставшие известными спортсменами. Так было с Доном Фрейзером, трехкратным олимпийским чемпионом, который пришел в плавание после перенесенного полиомиелита. А будущую чемпионку Европы и СССР Тину Леквеишвили мама привела плавать, переживая за плохую осанку. Заслуженный мастер спорта В. Куслухин, рекордсменка мира М. Соколова, бывшие больные туберкулезом. В 1971 году Международная федерация плавания (FINA) признала плавание важным дополнительным источником здоровья для младенцев и рекомендовала медицинским комитетам всех национальных федераций плавания принять участие в массовом развитии плавания среди младенцев, организовав в своих странах широкую популяризацию плавания. методы использования этого эффективного лечебного средства.
Плавание положительно влияет на сердечно-сосудистую систему. Горизонтальное положение тела, кроме того, циклические движения, связанные с работой мышц, глубокое диафрагмальное дыхание и уравновешенное состояние тела — все без исключения способствует притоку крови к сердцу и значительно упрощает его деятельность. В результате плавания снижается систолическое давление, повышается эластичность сосудов, увеличивается ударный объем сердца. Подобным образом в результате плавания в сердечно-сосудистой системе вносятся положительные изменения (в виде увеличения сократительной способности мышечной стенки сосудов и улучшения работы сердца), которые приводят к для наиболее быстрой транспортировки насыщенной кислородом крови к периферическим частям тела и внутренним органам, что способствует активации общего обмена веществ. Механизм положительного воздействия плавания на органы дыхания заключается в интенсивной тренировке дыхательных мышц, повышении физической активности грудной клетки, вентиляции легких, жизненной емкости легких и потребления кислорода кровью.
При плавании в дыхание вовлекаются самые дальние части легких, и в результате исключается застой в них. Кроме того, плавание с задержкой дыхания, ныряние, ныряние под воду тренируют устойчивость к гипоксии. Все вышеперечисленное позволяет считать плавание эффективным средством укрепления и развития дыхательной системы. Когда плавание, человек находится в состоянии гидростатической невесомости, которая разгружает опорно-двигательный аппарат от давления веса тела на нем — это создает условия для нормализации нарушений осанки, увеличивает возможности двигателя и способствует их развитию. Показатель общей подвижности в суставах пловцов значительно выше, чем у спортсменов других специальностей.
Выполнение плавательных движений руками и ногами задействует почти все мышцы тела, что способствует их гармоничному развитию. Следует также отметить, что при занятиях плаванием, нет практически никакой опасности повреждения опорно-двигательного аппарата. Одним из доступных средств физической культуры занимаются люди разного возраста и физической подготовки. Постоянное плавание — мощное условие высшей нервной деятельности человека. Воздействие температуры воды уравновешивает возбуждение и торможение в центральной нервной системе, улучшает кровоснабжение мозга. Вода, мягко обтекая тело, массируя нервные окончания в коже и мышцах, положительно влияет на центральную нервную систему, успокаивает, снимает переутомление. После купания человек легче засыпает, лучше спит, улучшается его внимание и память.
Следует подчеркнуть, что приятные ассоциации, связанные с плаванием, положительно влияют на состояние психики, способствуют формированию положительного эмоционального фона, необходимого в повседневной жизни.
Рассмотрев оздоровительный эффект классов, плавание на сердечно-сосудистую, дыхательной, нервной систем, опорно-двигательного аппарата, конечно, следует отметить, что в дополнение к этому, плавание считается эффективным средством закаливания, повышения устойчивости к простудным и воздействие низких температур. Кроме того, изменения, происходящие в крови, повышают защитные свойства ее иммунной системы, повышая ее сопротивляемость инфекционным заболеваниям и простудным заболеваниям. Таким образом, обучение плаванию оказывает разностороннее положительное влияние на организм человека. В рекреационных целях плавание доступно практически для всех возрастных групп. Улучшает координацию движений, укрепляет нервную систему, улучшает обмен веществ, расширяет функциональные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
1. Шмарева Е.А. Оздоровительное плавание: развивающие факторы, формирующие потенциалы и механизмы воздействия / Е.А. Шмарева // Физическое воспитание и спортивная тренировка. – 2013. – № 1. – С. 87-94.
2. Чертов Н.В. Теория и методика плавания: учебник / Н.В. Чертов; Южный федеральный университет. – Ростов-н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2011. – 452 с.
3. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для вузов / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2008. – 479 с.
4. Спорт «Blog Archive»: Оздоровительное значение плавания [Электронный̆ресурс]. – Режим доступа: http://sport.zn.uz/288.
5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник. – М.: ФиС, 1991. – 543 с.
6. Литвинов А.А., Ивченко Е.В., Федин В.М. Азбука плавания. – СПб., 1995.
7. Кардамонова Н.Н. Плавание: лечение и спорт. – Ростов-н/Д, 2007. – 320 c.
8. Булгакова Н.Ж. Плавание: учебник для вузов / Под общ. ред. Н.Ж. Булгаковой. – М.: Физкультура и спорт, 2001. – 400 с.
Источник
Плавание как эффективное средство укрепления здоровья и физического развития детей дошкольного возраста
статья на тему
Занятия плаванием оказывают положительное влияние на состояние центральной нервной системы, способствуют формированию уравновешенного и сильного типа нервной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_plavanie_kak_effektivnoe_sredstvo.docx | 15.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №63 Приморского района Санкт-Петербурга.
Тема: » Плавание как эффективное средство укрепления здоровья и физического развития детей дошкольного возраста «.
Инструктор по физической культуре (плавание)
Плавание как эффективное средство укрепления здоровья и физического развития детей дошкольного возраста .
На сегодняшний день вопрос о сохранении и укреплении психического и физического здоровья детей в процессе обучения и воспитания является одним из актуальных. Именно в дошкольный период формируется здоровье человека на всю его последующую жизнь.
На наш взгляд, плавание как раз и является одним из эффективнейших средств укрепления здоровья и физического развития детей. Так как плавание представляет собой и одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания дошкольных учреждений.
Занятия плаванием оказывают положительное влияние на состояние центральной нервной системы, способствуют формированию уравновешенного и сильного типа нервной деятельности. Приятные ассоциации, связанные с плаванием, поддержкой равновесия тела в воде, благотворно сказываются на состоянии психики, способствуют формированию положительного эмоционального фона, необходимого в повседневной жизни. Также вода, мягко обтекая тело, массируя находящиеся в коже и мышцах нервные окончания, успокаивает, снимает утомление. После плавания дети лучше засыпают, крепче спят, улучшается внимание и память. Также плавание является эффективным средством закаливания, повышения устойчивости к простудным заболеваниям и воздействию низких температур.
Также важно отметить, что купание, игры в воде, плавание благотворны для всестороннего физического развития ребенка. Работоспособность мышц у дошкольников невелика. Плавание эффективно увеличивает их работоспособность и силу.
Методически правильно организованные занятия в воде способны стать хорошим подспорьем в воспитании здорового, физически и умственно развитого ребенка. Методика обучения плаванию опирается на общепедагогические принципы с учетом индивидуального подхода к ребенку: сознательность и активность, систематичность, наглядность, доступность.
Основной формой обучения в дошкольном возрасте должна быть игра, построенная на знакомых ребенку образах и представлениях и сопровождаемая четким выразительным показом.
Превращению игровой ситуации в учебную способствует последовательный переход от простого передвижения по дну (привыкание к воде) к разучиванию определенных плавательных движений. Педагогический принцип перехода от простого к сложному выступает как условие усвоения более сложных приемов плавания, их техники и приучения ребенка к самостоятельному выполнению упражнений на все большей глубине (по пояс, по грудь, в рост ребенка).
Для формирования достаточно глубоких навыков выполнения отдельных элементов полезно разучивать их на занятиях в различных сочетаниях. Особо следует отметить, что ребенка чаще пугает не сама вода, а ее обилие. В воде внимание детей рассеивается, в результате они плохо воспринимают незнакомый материал. Поэтому более целесообразным представляется ознакомление с новым материалом в раздевалке до начала занятий на воде, там же подводятся итоги и дается задание на дом.
Необходимое условие успеха в работе с дошкольниками – это поддержание положительного отношения детей к занятиям на всех этапах обучения. Инструктор по плаванию должен стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли ребятам удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности и стремлению хорошо плавать. Часто именно похвала ведет к заметному улучшению результата, способствует росту уверенности в собственных силах и развитию волевых качеств ребенка. В процессе занятий плаванием в дошкольных учреждениях могут применяться следующие типы занятий: учебный, учебно-игровой, игровой, контрольный. Остановимся в нашей статье на наиболее значимых на наш взгляд типах занятий.
Учебное занятие посвящается изучению нового материала. Например, на одном из первых занятий дети выполняют ходьбу на небольшой глубине в различных построениях и различными способами: в шеренгах, «змейкой», по диагонали; грудью и спиной вперед и т. д. На следующем занятии эти же передвижения усложняются, изучаются новые варианты ходьбы – левым (правым) плечом вперед и т.д. На каждом последующем занятии целесообразно повторять материал предыдущего для его закрепления.
Учебно-игровое занятие предполагает изучение новых упражнений и их последующее совершенствование в игре или игровой форме или же совершенствование материала предыдущего занятия. Здесь может быть несколько вариантов.
Можно выделить несколько этапов обучения детей плаванию в дошкольном возрасте:
1-й этап. Младший дошкольный возраст (3-4 года). Он начинается с ознакомления ребенка с водой и ее свойствами, заканчивается этот этап, когда ребенок освоится с водой, сможет безбоязненно и уверенно передвигаться по дну бассейна, совершать простейшие действия, играть.
2-й этап. Младший и средний дошкольный возраст (4-5лет). На занятиях дети учатся держаться на поверхности, а так же самостоятельно выполняют дыхательное упражнение «вдох-выдох» (не менее 10 раз подряд). Дети приобретают умения и навыки, которые помогут им чувствовать себя в воде достаточно уверено.
3-й этап. Старший дошкольный возраст (6 лет). Основная задача – обучение плаванию избранным способом. К концу этого этапа дети должны проплывать 10-15 метров на мелководье разученным способом в полной координации.
4-й этап. Старший дошкольный и младший школьный возраст (6-7 лет). Основная задача – совершенствование техники избранного способа плавания, выполнения простых поворотов и прыжков в воду. Дети приобретают умение плавать на глубокой воде
Таким образом, мы можем сказать, что занятия плаванием лучше начинать в раннем дошкольном возрасте. Это способствует обучению каждого ребенка жизненно необходимому навыку – с учетом индивидуальных особенностей его развития, уровня физической подготовленности и состояния здоровья. А самое главное, плавание помогает укрепить здоровье и физическое развитие детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ребенок дошкольного возраста не развивается автономно. Он полностью зависит от взрослых, которые его окружают и своим поведением подают ему положительный или отрицательный пример. .
Консультация для педагогов по теме:«Подвижные игры – средство укрепления здоровья и физического развития». В консультации представлена информация о значении подвижных игр и Методике организации и.
На сегодняшний день вопрос о сохранении и укреплении психического и физического здоровья детей в процессе обучения и воспитания является одним из актуальных. Именно в дошкольный период формирует.
Консультация для воспитателей.
Консультация для воспитателей.
Консультация для воспитателей по подвижным играм, которая содержит в себе: определение и специфику подвижной игры, значение подвижных игр, методику организации и проведения и т.д.
Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждает ребенка к определенным умственным и физическим .
Источник