Меню

Плавание как эффективное средство укрепления здоровья

Плавание как средство укрепления здоровья
консультация по теме

Восемь аргументов о пользе плавания

Скачать:

Вложение Размер
populyarizatsiya_plavaniya.docx 19.27 КБ

Предварительный просмотр:

Плавание как средство укрепления здоровья

Плавание – один из самых «универсальных» видов спорта. Вовлекая в работу всю мышечную систему, плавание способствует гармоничному развитию организма. Занятия плаванием развивают у детей выносливость, силу, быстроту, более совершенную координацию движений.

Упражнения, которые юные пловцы выполняют на суше и в воде в процессе обучения, укрепляют мышцы рук, ног, туловища. Плавание – хорошее средство закаливания.

Полезные свойства воды и занятий плаванием можно перечислять до бесконечности:

Положительные эмоции детей во время купания; атлетическая фигура пловцов старшего возраста; низкий процент травматизма плавания, как вид спорта; плавание детей раннего возраста; лечебное плавание для детей с врожденными заболеваниями; безопасность жизни обученных детей при плавании в открытых водоемах.

8 аргументов о пользе плавания для детей

1. Плавание подходит для всех возрастов . Новорожденные благодаря плаванию легче адаптируются к окружающей действительности, трёхлетние улучшат осанку и вырастут крепкими, гармоничными, а те, кто постарше, привыкнут к железной дисциплине.

Раннее плавание – не просто ежедневная гигиеническая процедура, а средство развития малыша, способствующее овладению определенными навыками и формирующее чувство уверенности.

Водная среда для грудничка – знакомая стихия. Находясь в мамином животе в жидкой среде, малыш приобрел плавательный рефлекс, который сохраняется до трехмесячного возраста. Потому купание является приятным и полезным занятием для ребенка.

Исследования показали, что польза грудничкового плавания состоит в следующем:

  1. Хорошее физическое развитие: «плавающие» дети реже подвергаются простуде, раньше овладевают ползанием и самостоятельным хождением. Водные процедуры укрепляют иммунную систему, избавляют от повышенного/пониженного мышечного тонуса, являются профилактикой рахита;
  2. Совершенствование системы терморегуляции. Регулярные плавательные занятия вырабатывают способность поддерживать постоянную температуру тела, повышают восприимчивость к изменениям внешних условий, снижая риск болезней;
  3. Повышение гемоглобина крови за счет стимулирования выброса эритроцитов, спровоцированного затруднением дыхания и нехваткой кислорода во время плавания;
  4. Укрепление легких, сердца и сосудов, стимулирующее кровоток и нормализующее артериальное давление;
  5. Формирование правильной красивой осанки. Разгрузка позвоночника и суставов и эффективная работа всех мышечных групп в воде развивают крепкий мышечный корсет для позвоночника;
  6. Прочищение гайморовых пазух является хорошей профилактикой насморка, промывая носик и убивая вредные бактерии;
  7. Укрепление незрелой нервной системы. Водные процедуры успокаивают, улучшают сон, повышают выносливость, улучают аппетит;
  8. Тренировка правильного дыхания, способствующая развитию бронхолегочной системы и умению задерживать дыхание;
  9. Улучшение кровообращения сосудов головного мозга вследствие воздействия на кожу и мелкие кровеносные сосуды содействует раннему умственному развитию малыша;
  10. Мягкий массаж кожи;
  11. Социализация ребенка: исчезает боязнь воды, в том числе открытых водоемов, что повышает его безопасность;
  12. Совместное общение усиливает эмоциональную привязанность, устанавливает теплые доверительные отношения;
  13. Главное, что в процессе активного купания младенец радуется, улыбается, общается с родителями, издавая всевозможные звуки, а затем крепко и долго спит.

2. Плавание не выбирает — оно подходит всем . И девочкам, и мальчикам. В отличие от других видов спорта, как, например, хоккей или художественная гимнастика.

3. Дети-пловцы развиваются гармонично. У них нет плоскостопия, осанка — красивая, ровная. Улучшается координация движений, сила, выносливость. Дети-пловцы быстрее растут, у них увеличивается жизненная ёмкость лёгких, а сами лёгкие становятся мощнее. Мышцы — крепче.

4 . Дети-пловцы не умеют болеть. Здесь всё просто: плавание закаливает и укрепляет все системы организма: от нервной до сердечно-сосудистой. Систематические занятия плаванием повышают устойчивость организма к острым респираторным заболеваниям, которые если и возникают, то довольно редко. По статистике, дети, которые ходят в бассейн, простужаются в 5 раз реже.

Несомненно, важным является температурное воздействие водной средой. Постепенное понижение температуры в течение курса лечебного плавания служит закаливающим эффектом.

5. Плавание лечит. Историй, подтверждающих это, — тысячи, мы же расскажем о Джонни Вайсмюллере — это один из величайших пловцов в истории: он поставил 67 мировых рекордов, пять раз брал олимпийское золото; К тому, что в плавание он попал случайно — по рекомендации врача. Именно плавание помогло ему справиться с полиомиелитом, опасной и жуткой детской инфекцией, которая часто приводит к параличу.

Занятия по оздоровительному плаванию проводятся по назначению врача Оздоровительное плавание рекомендуется при заболеваниях внутренних органов, сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем, нарушении обмена веществ.

6. Плавание помогает при сложностях с нервной системой и психикой. И здесь мы расскажем о Майкле Фелпсе, легенде нашего времени. Это 19-кратный олимпийский чемпион, великий рекордсмен; о нём говорят, что другого такого пловца в истории не было. Мало кто знает, что в плавание он пошёл больным: ему поставили диагноз дефицита внимания и гиперактивности. Ему не удавалось на чём-то сосредоточиться, были проблемы и с координацией движений, и проблемы серьёзные. Стоит ли говорить, что всё это осталось в прошлом?

Плавание также продуктивно снимает стресс, расслабляет организм, снимает усталость, повышает эластичность кожных покровов.

Плавание, благотворно влияет на наше эмоциональное состояние.

7. Плавание исправляет осанку. Симметричные движения и горизонтальное положение, разгружающие позвоночник от давления веса, помогают предупредить и устранить нарушения осанки.

Лечебное плавание у детей и подростков со сколиотической болезнью включается в комплекс реабилитационных мероприятий наряду с лечебной гимнастикой, массажем и другими методами.

8. Плавание — жизненно важный навык. Это грустные цифры, но мы должны их привести: 750. Столько детей тонет каждый год в открытых водоёмах: в озёрах, в реках, в морях. Большинство из них не умеют плавать или едва держатся на воде.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Плавание – один из немногих видов спорта, который разносторонне и гармонически развивает все группы мышц ребенка, формирует правильную осанку. Непрерывные движения ногами в быстром темпе великолепно т.

На сегодняшний день вопрос о сохранении и укреплении психического и физического здоровья детей в процессе обучения и воспитания является одним из актуальных. Именно в дошкольный период формирует.

Консультация для родителей «Плавание- это способ укрепления здоровья&quot.

Занятия плаванием оказывают положительное влияние на состояние центральной нервной системы, способствуют формированию уравновешенного и сильного типа нервной деятельности.

Закаливание для дете — это важный компонент оздоровительной работы. Организм всегда нуждается в коррекции терморегуляционного аппарата.

Для поддержания здоровья и работоспособности человеку нужна пища, а для гармоничного развития необходимо здоровье. Все жизненные процессы в организме человека находятся в большой зависи.

. Посещение бассейна влияет не только на физические, но и на умственные данные ребенка, стимулируя его нервно-психическое (психомоторное) развитие. Активное движение возбуждает клетки коры головного м.

Источник

Плавание как средство закаливания и укрепления организма

Актуальность проблемы: Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой и одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений. Вместе с тем, данные свидетельствуют о низком проценте детей, умеющих плавать.

Несмотря на усилия ряда исследователей по поиску наиболее эффективных средств, целенаправленно воздействующих на формирование техники движений в процессе обучения плаванию, желаемый результат пока не достигнут: учебный процесс занимает длительные сроки, достаточно высок процент детей, не освоивших навык плавания. Это особенно актуально для детей дошкольного возраста, поскольку в данном периоде происходит наиболее интенсивное формирование знаний, умений, навыков. С этим возрастом связано глобальное психическое новообразование – произвольность психических процессов и поведения, проявляющаяся в способности управлять своей умственной и двигательной деятельностью.

Выполнение плавательных действий, связанных с перемещением тела человека в водной среде, создает определенные трудности для восприятия собственных движений и управления ими. Успешное овладение двигательным действием в значительной степени зависит от того, насколько развита у ученика способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, насколько адекватны его двигательные представления. Практика показывает, что в процессе обучения дети в большинстве случаев имеют неверные представления об изучаемом движении.

Скачать:

Вложение Размер
Объект исследования: Дети обучающиеся плаванию в 10-11 лет. 24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Институт дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО «НГПУ»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №38» города Набережные Челны

учебно-исследовательских и проектных работ

Предмет : физическая культура

Исследовательская работа на тему:

Плавание как средство закаливания и укрепления организма

МАОУ «СОШ №38», 11а класс, г. Набережные Челны

Кобзева Марсельеза Каримовна, учитель физической культуры

г. Набережные Челны,2018

Глава 1. Изучение научно-методическую литературу……………….3

Глава 2. Влияние обучения плаванию детей на закаливание и укрепление организма в целом…………………………………………………………4

Глава 3. Влияние плавания на сердечно-сосудистую систему…………5

Глава 4. Влияние плавания на дыхательную систему……………………6

Глава 5. Влияние плавания на нервную систему…………………………7

Плавание как средство закаливания и укрепления организма

Актуальность проблемы: Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой и одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений. Вместе с тем, данные свидетельствуют о низком проценте детей, умеющих плавать.

Несмотря на усилия ряда исследователей по поиску наиболее эффективных средств, целенаправленно воздействующих на формирование техники движений в процессе обучения плаванию, желаемый результат пока не достигнут: учебный процесс занимает длительные сроки, достаточно высок процент детей, не освоивших навык плавания. Это особенно актуально для детей дошкольного возраста, поскольку в данном периоде происходит наиболее интенсивное формирование знаний, умений, навыков. С этим возрастом связано глобальное психическое новообразование – произвольность психических процессов и поведения, проявляющаяся в способности управлять своей умственной и двигательной деятельностью.

Выполнение плавательных действий, связанных с перемещением тела человека в водной среде, создает определенные трудности для восприятия собственных движений и управления ими. Успешное овладение двигательным действием в значительной степени зависит от того, насколько развита у ученика способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, насколько адекватны его двигательные представления. Практика показывает, что в процессе обучения дети в большинстве случаев имеют неверные представления об изучаемом движении.

Я выдвинула гипотезу: занятия детей плаванием благотворно влияют не только на закаливание и укрепление организма, но и на всестороннее развитие физических качеств.

Объект исследования: Дети обучающиеся плаванию в 10-11 лет.

Предмет исследования: Плавание как одно из средств закаливания и укрепления организма.

Цель исследования: выявление укрепляющего и закаливающего действия, которое оказывается на занимающихся плаванием детей.

Изучить и проанализировать научно-методическую литературу.

Установить влияние обучения плаванию детей на закаливание и укрепление организма в целом.

Уникальность плавания как средства физического воспитания

Плавание – это средство физического воспитания, основу которого составляет удержание и перемещение человека в воде в необходимом направлении.

Плавание является средством массажа кожи и мышц, учащийся преодолевает значительные сопротивления воды, постоянно тренируя опорно-двигательный аппарат, т.е. осуществляется своеобразная гимнастика.

Плавание является уникальным видом физической активности. Специфические особенности воздействия плавания на детский организм связаны с активными движениями в водной среде. При этом организм человека подвергается двойному воздействию: с одной стороны – физических упражнений, с другой – уникальных свойств водной среды, в которой выполняются эти упражнения. Нельзя забывать, что вода имеет особое значение для человеческого организма, который на 80% состоит из воды (а клетки мозга на 90% состоят из воды), все жизненно важные процессы протекают в водной среде организма, а первые 9 месяцев развития человеческого организма происходят в водной среде.

Во время плавания очищаются потовые железы, что способствует активизации кожного дыхания и обильному притоку крови к периферическим органам.

Влияние плавания на сердечно-сосудистую систему

Горизонтальное положение во время плавания – это своеобразное состояние невесомости, которое активизирует кровоток, развивая и укрепляя сердечно-сосудистую систему.

Прежде всего, мышечная система ребенка развита слабо, ее масса составляет 22–24% массы тела (у взрослого-40%). По своему строению, составу и функциям мышцы детей отличаются от мышц взрослого человека. Мышцы ребенка содержат больше воды, в то же время в них меньше белковых и неорганических веществ, их механическая прочность ниже. Мышечные пучки еще плохо сформированы, недостаточно развит и иннервационный аппарат мышечной системы. Иннервация (от лат. in — в, внутри и nervus — нервы) — снабжение органов и тканей нервами, что обеспечивает их связь с центральной нервной системой (ЦНС).

У ребенка мышцы сокращаются медленнее, чем у взрослого, но сами сокращения происходят через меньшие промежутки. Они более эластичны и при сокращении в большей мере укорачиваются, а при растяжении – удлиняются. Этими особенностями мышечной системы ребенка объясняется тот факт, что дети быстро утомляются, но физическая утомляемость быстрее проходит. Отсюда понятна неприспособленность ребенка к длительным мышечным напряжениям, однообразным статическим нагрузкам.

Сердечно-сосудистая система хорошо приспособлена к потребностям растущего организма. Объем крови у ребенка (на 1 кг массы) относительно больше, чем у взрослого, но пути передвижения ее по сосудам короче и скорость кровообращения выше. Сосуды относительно широкие, и ток крови по ним от сердца не затруднен. Ток крови по направлению к сердцу облегчается большой подвижностью ребенка: мышцы во время движения проталкивают венозную кровь по сосудам. Но надо иметь в виду, что сердце ребенка быстро утомляется при напряжении, легко возбуждается и не сразу приспосабливается к изменившейся нагрузке, ритмичность его сокращений легко нарушается. Отсюда необходимость частого отдыха для детского организма. Эти особенности сердечно-сосудистой системы ребенка надо учитывать при выборе физических упражнений.

Так как физическую нагрузку на сердце во время плавания, возможно произвольно дозировать, плавание является одним из эффективных видов лечебной физической культуры, способствуя развитию и укреплению здоровья тех, у кого ослаблена сердечная деятельность.

Влияние плавания на дыхательную систему

У людей, систематически занимающихся плаванием, развиты дыхательная мускулатура и органы дыхания, наблюдается хорошая согласованность дыхания с движениями. При плавании человек дышит чистым, лишенным пыли и достаточно увлажненным воздухом. При вдохе во время плавания дыхательные мышцы несут дополнительную нагрузку в связи с необходимостью преодолевать сопротивление воды, необходимое усилие совершается и при выдохе в воду. Вследствие усиленной деятельности дыхательные мышцы укрепляются и развиваются, улучшается подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких. У пловцов она достигает 5000–7300 см3 и более.

В процессе плавания развивается, ритмичность движений, необходимая для любой двигательной деятельности и всех жизненных проявлений детского организма. Однако усвоение определенного ритма движений представляет для дошкольников довольно сложную задачу. Выработка навыков ритмических движений происходит в разнообразной организованной и самостоятельной деятельности детей. Но плавание особенно эффективно способствует развитию ритма движений у дошкольников, а тем самым и совершенствованию деятельности всех систем детского организма.

Систематические занятия плаванием, благоприятно отражаются на развитии органов дыхания школьников. Жизненная емкость легких возрастает.

Влияние плавания на нервную систему

Положительное влияние воды проявляется в ликвидации утомления при напряженной умственной работе школьников, повышении подвижности нервных процессов.

Раннее плавание является замечательным стимулом к активному развитию малыша, воздействует практически на все органы и системы детского организма. Это универсальное средство закаливания, физического развития, воспитания. Известно, что теплоемкость воды почти в 28 раз выше теплоемкости воздуха, организм человека теряет в воде в 30 раз больше тепла, чем на воздухе. Именно по этой причине водные процедуры являются весьма сильным закаливающим средством. Плавание повышает устойчивость организма к острым респираторным заболеваниям. Замечено, что если у «плавающих» малышей все же возникают ОРЗ, то они имеют более легкое течение, минимальную продолжительность и реже развиваются осложнения.

Правильное физическое воспитание ребенка немыслимо без закаливания его организма. Самые эффективные средства закаливания – воздух, солнце, вода. Наиболее действенным является закаливание водой. Его легко дифференцировать – по силе и продолжительности благодаря различным способам применения воды необходимой температуры – при обтирании, обливании, купании. Особенно эффективны купание, плавание, так как сочетают в себе воздействие на организм ребенка воды, воздуха, солнечных лучей и сопровождаются движением.

Чтобы достичь полезного эффекта для закаливания и укрепления детского организма, нужно соблюдать следующие правила:

1. Занятия должны проводиться регулярно, иначе достигнутый эффект закаливания будет снижаться;

2. Не допустим большой перепад температур, в результате которого есть большая вероятность простудиться;

3. Необходимо увеличивать занятие по времени в зависимости от приобретенных навыков.

За время тренировок я узнала основные способы плавания и научилась плавать кролем на груди, кролем на спине и брасом в полной координации и с соблюдением техники плавания. Кроме того освоила технику входа в воду прыжком с тумбочки. В этом году я меньше болела и уставала на уроках, а после тренировок чувствовала легкую усталость и вместе с тем легкость и радость от занятий спортом.

К средствам физического воспитания относятся гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. На физическое развитие человека оказывают также влияние разнообразные движения, входящие в различные виды деятельности (такие как, например труд и др.), безусловные рефлексы, массаж.

Из всех циклических видов спорта плавание отличается от других тем, что им можно заниматься чуть ли не с рождения. И в то же время многие дети более старшего возраста, подростки, юноши и даже взрослые в нашей стране или вообще не умеют плавать или передвигаются в воде неправильно, не испытывая достаточных нагрузок, а стало быть, плавают без особой пользы для здоровья.

Обучение плаванию способствует гармоничному развитию школьников и положительно влияет на развитие всех систем организма: улучшает дыхание, кровообращение, укрепляет опорно-двигательный аппарат, благотворно сказывается на деятельности центральной нервной системы.

Благодаря регулярным занятиям плаванием улучшаются основные физические качества школьника – скорость, выносливость, координация, сила.

Плавание может эффективно использоваться для предупреждения и даже лечения довольно распространенных среди современных детей и подростков нарушений осанки и сутулости. Так, при плавании брассом происходит выпрямление позвоночника. А у подростков, плавающих вольным стилем, обычно отмечаются высокие темпы роста.

Таким образом, можно утверждать, что гипотеза подтвердилась, и цель исследования была достигнута.

Хотелось бы, чтобы как можно больше детей стали заниматься таким полезным и красивым видом спорта.

1. Набатников М.Я. Плавание. – М. 1962

2. Макаренко Л.Т. Плавание – М.2002

3. Осокина Т.И. Как научить детей плавать – М. 1985

4 . Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам. Младший возраст: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 1999г.

Источник

Читайте также:  Реферат здоровье населения методы его изучения
Adblock
detector