Меню

Плавание для укрепления здоровья ребенка

Плавание в бассейне для детей — чем полезно и с какого возраста можно?

Доказано, что систематические занятия плаванием с раннего возраста отлично закаливают ребенка, делают его менее подверженным заболеваниям, стимулируют правильное физическое развитие.

Первые результаты заметны уже спустя несколько недель, а преимущество занятий в бассейне очевидно – это можно делать вне зависимости от сезона.

Что дает ребенку регулярное плавание?

Некоторые положительные эффекты очевидны, о других родители даже не догадываются. Например, занятия плаванием предупреждают развитие плоскостопия при предрасположенности к нему.

Польза от плавания:

  • улучшение аппетита, сна и обменных процессов в организме
  • профилактика острых респираторных, простудных заболеваний
  • укрепление иммунитета и общее закаливание
  • формирование осанки, укрепление мышц и связок
  • активное развитие физических способностей, выносливости, координации, силы
  • наличие положительных эмоций

Противопоказания:

  • вирусные, кишечные, кожные инфекции
  • аллергические кожные проявления
  • пневмония, лихорадочные состояния
  • острые воспаления, гнойные процессы
  • судорожный синдром, эпилепсия
  • тяжелые пороки сердца, острая недостаточность печени или почек

Плавание в бассейне позволяет укрепить нервную систему, пригасить повышенную возбудимость, положительно воздействует на сосуды и сердце малыша. Несомненная польза упражнений в воде для опорно-двигательной системы подтверждена положительной динамикой у детей, страдающих ДЦП.

Кроме того, ваш ребенок быстро научится плавать, и вам не придется переживать за него в процессе купания на открытых водоемах.

Кому и с какого возраста можно начинать занятия?

Если у ребенка нет противопоказаний к плаванию, оздоровительные занятия можно проводить с самого раннего возраста. Поэтому на первые занятия можно приводить любого здорового грудничка.

Некоторые врожденные аномалии организма могут также стать противопоказанием к плаванию, но встречаются они чрезвычайно редко. Гораздо больше существует показаний к началу занятий. Помимо общего оздоровления плавание резко стимулирует не только физическое, но и умственное развитие малыша, делает его более коммуникабельным.

В некоторых случаях, например, при восстановлении после травм или реабилитации после ряда заболеваний, врачи настоятельно рекомендуют регулярное плавание.

Плавание для детей до 1 года

Родители быстро убеждаются, что груднички практически не болеют, отлично спят и прекрасно кушают, как только начинают активно заниматься плаванием. Физические нагрузки нужны для ребенка каждый день, а для проблемного малыша в большинстве случаев просто обязательны. Это не только специальный массаж, снимающий дисплазию суставов, но и специальные упражнения в бассейне.

Крайне важны занятия плаванием для малышей с диагнозом:

  • мышечный гипер- или гипотонус;
  • наличие кривошеи;
  • недоразвитие опорно-двигательного аппарата;
  • избыточный вес или гипотрофия;
  • недоношенность, рахит;
  • церебральный паралич (ДЦП);
  • синдром повышенной возбудимости, миатонический или гипертензионный синдромы.

В большинстве случаев ранние занятия плаванием позволяют минимизировать проблемы со здоровьем у ребенка либо полностью избавиться от них. Единственное отличие грудничкового плавания от обычного в том, что навык самостоятельного плавания не является основной целью занятий. Главное, что это эффективный способ закаливания, укрепления иммунитета и здоровья, исправления выявленных отклонений и стимулирование правильного развития.

Плавательные рефлексы у грудничков имеются, их нужно просто развивать. Чтобы навык закрепился на всю жизнь, регулярные занятия необходимы минимум до 3-х лет. Разумеется, должен быть подготовлен специальный бассейн для грудничков с чистой водой оптимальной температуры, должна обеспечиваться дезинфекция воды и обеззараживание воздуха.

Порядок проведения занятия

Малыши с удовольствием будут плавать в любое время. Поэтому расписание по дням и время посещения бассейна подбирают взрослые. Каждое занятие должно длиться порядка 30 минут, включать в себя предварительный разогрев ребенка. Дети не должны быть уставшими, перекормленными или голодными, перевозбужденными.

Тренировочное занятие делится на три этапа. Это подготовка, основная и заключительная части.

Подготовка

Длится до 15% общего времени занятия. Подготовка состоит из разогрева, постепенного входа ребенка в воду и адаптации малыша в бассейне. Для этого используется ряд приемов: качания, проводки, полоскания и пр.

Основная тренировка

Длится 80% всего времени и включает комплекс упражнений, которые развивают навыки ныряния и плавания, являются общеукрепляющими или специальными (для малышей с отклонениями в развитии). Упражнения проводятся в игровой форме, вначале принудительно, руками тренера. После усвоения ребенком основных навыков большую часть упражнений он начинает выполнять самостоятельно.

Читайте также:  Желаю печени здоровья как правильно

Завершение тренировки

Занимает около 5% общего времени занятия. Малыша постепенно успокаивают, делают с ним любимые упражнения для поднятия настроения и выводят из воды.

Обязательно нужно следить, чтобы малыш не устал, не испугался бассейна. Лучше раньше прервать тренировку или заменить упражнения игрой. Наверстать пропущенное можно будет позже, главное – чтобы малыш получал удовольствие и с радостью приходил в бассейн.

Совместное плавание в бассейне с родителями

Самым маленьким наиболее комфортно, когда занятия проводятся с мамой или папой. Некоторые малыши начинают ходить в бассейн в 4-6 месяцев, когда тесное общение с посторонним человеком, которым для него вначале является инструктор, может стать стрессом. Совместное плавание такой стресс снимает, что особенно важно при первом знакомстве с «большой» водой.

Впечатления от бассейна и готовность к занятиям очень зависят от настроя родителей, которые спокойны, являются для малыша надежной опорой и подбадривают его. После первого успешного контакта с водой страхи (если они были) у ребенка быстро пропадают, он активно включается в новую игру и начинает получать удовольствие.

При занятиях с грудничками нельзя ставить обязательной целью учебу его плаванию. Ребенок естественно чувствует себя в водной среде, ведь совсем недавно он находился в утробе. Часто малыши плавают вертикально, но переучивать их сразу не стоит, на этом этапе важны не спортивные результаты и правильные движения, а здоровье, закаливание водой, развивающие или лечебные упражнения.

Ребенок научится держаться на воде, адаптируется в бассейне – это главное. Совместное плавание в бассейне под контролем грамотного инструктора позволит и родителям усвоить нужные упражнения, чтобы проводить их самостоятельно. Постепенно эти упражнения будут усложняться, доставляя удовольствие обоим и принося заметную пользу. Стоит знать, что плавательные навыки у грудничков постепенно теряются. Закрепить их можно только регулярными посещениями бассейна.

Как научить ребенка плавать?

Начальные навыки специалисты рекомендуют развивать у малышей возрастом от года-полутора лет, в зависимости от их физического состояния. Вначале упражнения выполняются в игровой форме. Ребенок учится держаться на поверхности, нырять, открывать глаза под водой, доставать предметы, проплывать несколько метров самостоятельно.

Обучение плаванию и правильным стилям рекомендуется начинать после 3-х лет. Именно в этот период активно формируется опорно-двигательная система. Необходимо придерживаться нескольких обязательных правил.

Никаких вспомогательных средств, кроме плавательной доски. Нарукавники, жилеты, плавательные круги, ласты и прочее только мешают обучению и закрепляют вредные навыки. Это мешает держаться на воде самостоятельно.

Правильный подбор бассейна. На первых занятиях нужно, чтобы бассейн был неглубоким, с уровнем воды до середины груди. Небольшая ширина позволит выполнять упражнение «скольжение» без опаски – а это основное упражнение при обучении. Учиться сразу на глубокой воде неправильно.

Выполнять эффективные упражнения. Главные навыки начинающего пловца – лежание на поверхности воды, освоение плавучести. Для этого идеально подходят следующие упражнения: «звездочка» (горизонтальное положение с раскинутыми в стороны конечностями), «стрелочка» (скольжение по поверхности), «поплавок» (вис на поверхности, обхватив колени руками). Эти упражнения позволяют прочувствовать плавучесть, разгружают мышцы.

Навык правильного дыхания. В процессе плавания выполняется быстрое вдыхание ртом с постепенным выдыханием через нос в воду. Постепенно ребенок научится выдыхать исключительно в воде, не задерживать дыхание. Правильно поставленное дыхание пригодится не только в бассейне. В дальнейшем можно будет бегать без устали, легко преодолевать лестницы, не запыхавшись.

Выполнять правильную последовательность упражнений от простых до усложненных. Вначале закрепляется навык скольжения, затем – работа ног, рук, дыхание. И только после их закрепления переходят к осваиванию отдельных стилей. Автоматизм и правильность движений отрабатывают на суше, и только затем в воде.

Некоторые родители отмечают, что после начала занятий в бассейне у некоторых детей возникают простуды. Это свидетельствует о несоблюдении еще одного правила – правильного ухода из бассейна. Ребенок должен быть полностью высушен, одет по погоде, защищен от сквозняков, особенно в холодный сезон.

Читайте также:  Гель для здоровья суставов сустафаст

Источник

Роль плавания в укреплении здоровья детей дошкольного возраста

Анастасия Петрова
Роль плавания в укреплении здоровья детей дошкольного возраста

Здоровый образ жизни играет огромную роль для человека, ведь здоровье — это неотъемлемая часть всей его жизни. В настоящее время проблема воспитания культуры здоровья является актуальной, особенно для детей дошкольного возраста. За последнее время в дошкольных организациях сильно возросло количество часто болеющих детей простудными заболеваниями, детей с нарушением осанки, опорно-двигательного аппарата. Таким образом, здоровьесбережение выходит на первый план в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

Одним из важных направлений укрепления здоровья дошколят можно считать занятия в бассейне.

Плавание – это способ передвижения в воде, циклическое движение, оказывающее всестороннее воздействие на организм ребенка.

При плавании развиваются все группы мышц,совершенствуются физические качества: выносливость, сила, быстрота, подвижность в суставах, координация движений, осанка.

Позвоночник у ребенка отличается мягкостью, эластичностью. Он очень податлив, легко образуются неправильные изгибы, которые могут закрепиться и образовать деформацию, поэтому плавание позволяет:

— значительно уменьшить вес тела;

— снизить ассиметричную работу паравертебральных мышц за счет их расслабления в теплой воде, что создает благоприятные условия для выполнения движений;

— снизить давление на эпифизарные зоны роста тела позвонков;

— улучшить кровоснабжение костных структур и мягких тканей.

Плавание также является эффективным укрепляющим и корректирующим средством для опорно-двигательного аппарата. Непрерывная работа ног с постоянным преодолением сопротивления воды тренирует мышцы и связки голеностопного сустава, помогает формированию и укреплению детской стопы, что очень важно для профилактики плоскостопия у ребят.

Занятия по плаванию благоприятно влияет и на сердечно-сосудистую систему организма. Горизонтальное положение тела при плавании создает облегченные условия для работы сердца, повышается эластичность сосудов, увеличивается ударный объем сердца. Физические упражнения вызывают увеличение в крови детей гормона роста. Это способствует росту тела в длину, увеличению мышечной массы.

При плавании вдох и выдох затруднены, так как при вдохе приходиться преодолевать давление воды на тело, а при выдохе – сопротивление воды. Поэтому дыхательные мышцы со временем укрепляются и развиваются. В результате увеличивается жизненная емкость легких и объем грудной клетки. Плавание на задержке дыхания, погружения под воду, ныряние на дальность с доставанием тонущих предметов со дна бассейна, тренирует устойчивость к гипоксии, умение переносить недостаток кислорода.

Водная среда оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему ребенка, повышая эмоциональную устойчивость.

Занятия плаванием в детском саду с детьми дошкольного возраста доставляют детям огромное удовольствие. Ещё – это хороший отдых, снятие напряжения и развлечение.

Дети, посещающие бассейн, постепенно преодолевают страх перед водой и с каждым занятием становятся уверенными в себе, поэтому занятия несут и коррекционно-развивающую функцию.

С малых лет жизни ребенка все доктора рекомендуют проводить воздушные и водные закаливания. Именно закаливанию принадлежит особая роль в укреплении здоровья. А плавание является прекрасным средством повышения стойкости организма к воздействию низких температур, и другим изменениям внешней среды. У детей повышаются защитные свойства иммунной системы крови – увеличивается сопротивляемость к инфекционным и простудным заболеваниям.

Важное значение в обучении плаванию детей, начиная с дошкольного возраста, имеет игра.

Игра – это естественная потребность ребенка. Подвижные игры при обучении плаванию являются одним из основных средств, прекрасным стимулятором их познавательной и двигательной активности. Игра успешно решает учебные задачи.

Использование элементов игры позволяет сохранять эту радость на протяжении всего занятия. Играя, даже самые робкие дети быстро привыкают к воде, лучше усваивают правильное дыхание, положение тела в воде и основные движения. Увлекаясь игрой, дети свободно, без напряжения выполняют нужные движения. Успешно нам в этом помогают игры на развитие умения продвигаться в воде в разных направлениях и разными способами, такие как «Крокодилы на охоте», «Лягушки», «Воробышки в воде», «Карусели», «Бегом за мячом», «Фонтаны», «Полей из ведёрка на себя», «Поймай воду», «Искупай носик» и т. д.

Читайте также:  Заворотнюк анастасия новости сегодня состояние здоровья год рождения

На занятиях плаванием в детском саду ребята знакомятся с различными техниками плавания. Каждый дошкольник выбирает свой способ передвижения в водной среде. Кому-то по душе кроль, кому-то брасс, а кто-то уверено плывёт способом дельфин.

При обучении детей плаванию большое значение занимает оснащение бассейна. В нашем детском саду предметно-развивающая среда в бассейне представлена многообразием инвентаря и наличием нестандартного оборудования (лодочки, ласты для рук и ног, палка для катания детей, погремушки из пластиковых бутылок, заполненные гремящими предметами, доски из пенопласта, доски из пластиковых бутылок, тонущие резиновые кольца яркого цвета и т. д.)

На протяжении всего занятия обязательно чередуется нагрузка и отдых у детей, чтобы они, не уставая, легче усваивали информацию. Упражнения и задания носят закрепляющий момент и всегда опережают имеющийся у детей в данный момент уровень плавательных умений и навыков.

Как показывает практика, хорошие результаты у детей даёт предварительный показ упражнения на суше и выполнение его вместе с педагогом. С большим интересом дошкольники выполняют упражнения в соревновательной форме,это выполнение упражнения на оценку: «Кто лучше?», «Кто дальше?», «Кто точнее?». Необходимо отметить, что при использовании данного приема дети должны знать итоговый результат, иначе такая форма занятий теряет смысл.

Занятия плаванием имеют ещё огромное воспитательное значение для дошкольников. Именно оно развивает дисциплинированность, уравновешенность у детей, учит помогать друг другу.

Таким образом, как показывает практика, дети дошкольного возраста, регулярно посещающие занятия в бассейне, болеют реже. У них быстрее обогащаются двигательные навыки, формируются первоначальные навыки плавания. А ведь умение плавать, приобретённое в детстве, сохраняется на всю оставшуюся жизнь.

Консультация для родителей «Как научить детей правильному поведению в укреплении здоровья» Родители должны с ранних лет ребенка заботиться о его физическом и психическом здоровье ребенка. Многое в этом зависит от образа жизни семьи,.

Консультация «Роль утренней зарядки в укреплении здоровья детей» СОВЕТУЕТ ИНСТРУКТОР ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Роль утренней зарядки в укреплении здоровья детей» Для растущего организма ребенка особенно.

К вопросу о сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста в процессе обучения математике в детском саду В современных условиях совершенствования системы образования особое внимание уделяется проблеме сохранения и укрепления здоровья человека.

Консультация для родителей «Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни» Что же такое, здоровый образ жизни? Это соблюдение режима, труда, отдыха, сна на основе требований суточного биоритма; двигательная активность,.

Оздоровительное значение плавания и его влияние на состояние здоровья и физическое развитие детей Оздоровительное значение плавания и его влияние на состояние здоровья и физическое развитие детей Плавание – широко распространенный, популярный,.

План по самообразованию на тему «Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья детей дошкольного возраста» План работы по самообразованию на тему: «Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья детей дошкольного возраста» Актуальность:.

Роль игр драматизации в развитии детей дошкольного возраста Опыт работы педагога МБДОУ «Детский сад №338 комбинированного вида» Ново- Савиновского района города Казани Миркашевой Ляйсан Рашитовны.

Роль конструирования в развитии детей дошкольного возраста Игровая деятельность — ведущий вид деятельности для ребенка от трех до шести лет. занятий ребенка, является Одним из наиболее любимым занятием.

Консультация «Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщение их к здоровому образу жизни» Роль семьи в деле воспитания положительного отношения к физии- ческой культуре очень велика. Правильное физическое воспитание детей предполагает.

Источник

Adblock
detector