План — программа по сохранению и укреплению здоровья детей в старшей группе
материал (старшая группа)
Формирование основ здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_zdorove.docx | 45.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 57 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
по сохранению и укреплению здоровья детей
в старшей группе
на 2018 — 2019 уч. год
воспитатель первой квалификационной категории
Карась Валентина Михайловна
Цель план — программы:
Формирование основ здорового образа жизни.
Задачи план — программы
1. Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие.
2. Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.
3. Воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры.
4. Развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость, выносливость) и умение рационально использовать их в различных условиях.
5. Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать новым видам движений, основанных на приобретённых в непосредственно образовательной деятельности и мотивациях физических упражнений.
6. Создать оптимальный режим дня, комфортное самочувствие, нервно – психическое и физическое развитие.
7. Обеспечить диагностику состояния здоровья и развития детей с учётом современных подходов.
Критерии оценки работы по программе :
- Снижение (или увеличение) уровня заболеваемости;
- Увеличение (или уменьшение) количества детодней;
- Наличие (отсутствие) в группах центров двигательной активности, оборудования с учетом всех санитарных норм и требований;
- Сформированность (не сформированность) у детей культурно-гигиенических навыков;
- Наличие (отсутствие) системы физкультурно-оздоровительной работы;
Для решения поставленных задач была разработана система физкультурно-оздоровительной работы с детьми, которая включает в себя:
- Работу по организации двигательного режима в ДОУ
- Оздоровительную работу с детьми
- Коррекционную работу
- Работу по созданию условий для формирования навыков здорового образа жизни
Проблема укрепления и сохранения здоровья детей возникает у родителей с момента рождения ребенка. Приходя в детский сад, часть детей уже имеет ряд хронических заболеваний, а к школе абсолютно здоровыми можно считать около 10% детей. Поэтому, проведение оздоровительной работы должно проходить в тесном сотрудничестве ДОУ и семьи.
Данное сотрудничество условно можно разделить на несколько этапов:
- ознакомительный — проводится изучение состояния здоровья ребенка;
- этап разработки принципов оздоровления детей, выбор методики просвещения родителей;
- этап совместной деятельности родителей и сотрудников детского сада;
- итоговый — подведение итогов, результатов совместной работы, диагностика.
- улучшение соматических показателей здоровья дошкольников;
- представление о состоянии организма, о способах сохранения и поддержания здоровья;
- уровень знаний по формированию здорового образа жизни;
- снижение уровня заболеваемости детей;
- увеличение количества дней, проведенных ребенком в детском саду;
- сформированность у детей культурно-гигиенических навыков, знаний о правильном питании, умений в организации самостоятельной двигательной деятельности (подвижные игры, упражнения, гимнастики и пр.)
- повышение активности родителей воспитанников, проявляющиеся в физкультурно-оздоровительных мероприятиях;
- развитие предметно-пространственной среды;
- осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья;
- повысилось качество воспитательно — образовательного процесса; вырос профессиональный уровень.
- достижение стабильных качественных показателей оздоровительной работы;
- создание системы мер, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья воспитанников;
- психологическая комфортность и безопасность условий пребывания детей дошкольного возраста в детском саду. Создание современной предметно-развивающей среды, обеспечивающей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей: оборудование центров двигательной активности детей в группе; соответствие физкультурного оборудования и инвентаря программным требованиям; гарантия безопасности занятий;
Беседа направлена на выяснение элементарных представлений детей о здоровье и здоровом образе жизни, понимания взаимосвязи между состоянием здоровья и образом жизни и строится на основе следующих вопросов:
- Как ты думаешь, что такое здоровье?
- От чего человек может заболеть?
- Где человек может заболеть — на улице или дома?
- От какой пищи человек будет здоров?
- Зачем детям нужно спать днем?
- Как люди лечат болезни?
- Как ты думаешь, природа помогает нам быть здоровыми? Как?
Диагностическое задание «Что делать, чтобы быть здоровым?»
Задание направлено на выявление представлений об укреплении здоровья и профилактике заболеваний.
Педагог предлагает ребенку поговорить с ним «по телефону». В ходе разговора педагог выясняет, здоров ли ребенок, какое у него настроение; выражает удовлетворение тем, что ребенок здоров, и говорит: «Мой знакомый мальчик Дима очень не любит болеть. Дима просил узнать у тебя, что надо делать, чтобы не заболеть». Выслушав ответ ребенка, педагог предлагает: «Нарисуй, пожалуйста, свой ответ. Мы положим твой рисунок в большой конверт и отошлем Диме». После выполнения задания педагог предлагает ребенку пояснить свой рисунок и фиксирует эти пояснения.
Диагностическое задание «Полезная покупка»
Задание направлено на выявление представлений о полезных для здоровья предметах.
В качестве «товаров» могут быть использованы: чеснок, лук, яблоко, зубная щетка, мыло, кукла, самолет, калейдоскоп. Педагог показывает на лежащие, на столе предметы и говорит ребенку: «Это магазин, в нем можно сделать разные покупки. Выбери, пожалуйста, и купи то, что полезно для здоровья». Педагог фиксирует в протоколе последовательность выбора ребенком предметов и его объяснения.
Проблемная ситуация «Место для отдыха»
Задание направлено на выявление представлений о влиянии окружающей среды на здоровье людей.
Ребенку предъявляют четыре картинки, на которых изображены:
- улица большого города, по которой едет транспорт;
- лесная поляна с ромашками;
- комната с сидящим перед телевизором мальчиком;
- предметы одежды, бытовой техники и косметики.
Педагог говорит: «В выходной день людям надо хорошо отдохнуть и набраться сил. Провести выходной можно по-разному: можно гулять по шумной улице, где едут машины; можно поехать с родителями в лес или в парк, где растут цветы, и дышать свежим воздухом; можно отправиться в большой магазин; можно остаться дома и долго смотреть телевизор. Как тебе нравится отдыхать? Выбери и покажи картинку».
Тест: «Полезная для здоровья покупка»
Задание направлено на выявление представлений о полезных для здоровья предметах.
Педагог говорит ребенку: «Представь, что мы с тобой пойдем в большой магазин, где можно купить игрушки, еду, одежду, книги, бытовую технику и многое другое. Нарисуй, пожалуйста, что полезное для здоровья ты выберешь и купишь в этом магазине». После выполнения задания педагог предлагает ребенку пояснить свой рисунок и фиксирует эти пояснения.
Игровая ситуация «Больница»
Ситуация специально организована для анализа отношения к роли больного.
Ребенку предлагают поиграть в «Больницу», выбрать для себя роль в этой игре, затем объяснить свой выбор.
Игровая ситуация «Телевизор дома»
Ситуация организована для выявления представлений о влиянии на здоровье просмотра телевизионных передач.
Во время подготовки атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Семья» неожиданно для ребенка педагог, исполняя роль представителя службы доставки товаров на дом, вносит коробку с «телевизором», устанавливает его. Во время «настройки» «телевизора» выясняет заинтересованность и предпочтения ребенка в просмотре телевизионных передач и рекламы, основания выбора передачи, длительность просмотра.
Наблюдения за детьми в режимные моменты и в свободном общении
а) на изучение потребностей детей в выполнении гигиенических и закаливающих мероприятий; включают наблюдения за мытьем рук, полосканием полости рта после еды, поведением во время утренней гимнастики, закаливающих мероприятий, прогулки, подготовки к дневному сну, свободной игровой деятельности;
б) на изучение психологического климата в группе через эмоциональное принятие или непринятие детьми педагогов.
Создание представлений о здоровом образе жизни.
Основная идея: здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:
1. Привитие стойких культурно – гигиенических навыков.
2. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
3. Формирование элементарных представлений об окружающей среде.
4. Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.
5. Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов.
6. Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.
7. Выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояние и ощущения.
Воспитание культурно – гигиенических навыков
Совершенствовать умение держать вилку большим и средним пальцем, придерживать сверху указательным пальцем, есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть. Закреплять умение намазывать ножом масло на хлеб, отрезать кусочек мяса, сосиски.
Беседа «Вспомним, как надо правильно кушать».
Чтение: Н. Литвинова «Королевство столовых приборов».
Совершенствовать умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно раскладывать и развешивать одежду на стуле перед сном, закреплять умение пользоваться различными видами застежек.
Беседа: «Каждой вещи – свое место».
Чтение: И. Бурсов «Галоши», С. Михалкова «Я сам».
Дидактическое упражнение «Кто правильно и быстро положит одежду»
Совершенствовать навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, мыть лицо, насухо вытирать полотенцем, своевременно пользоваться носовым платком.
Чтение: И. Ищук «Мои ладошки»
Дидактическое упражнение «Расскажи малышам , как надо умываться»
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати
Закреплять умение заправлять кровать: поправлять простыню, накрывать покрывалом.
Дидактическое упражнение: «Как надо заправлять кровать».
Закреплять умение есть второе блюдо. Совершенствовать умение пользоваться салфеткой по мере необходимости.
Беседа «Культура поведения во время еды»
Самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своем шкафу для одежды.
Беседа «Как мы наводим порядок в шкафу для одежды»
Совершенствовать умение быстро и правильно умываться, насухо вытираться полотенцем, взяв его из шкафчика и развернув его на ладошках.
Игра – драматизация по произведению А. Барто «Девочка – чумазая»
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати
Продолжать учить просушивать и чистить свою одежду.
Принимать участие в смене постельного белья: расстилать простыню, заправлять кровать.
Беседа «Как заботиться о своей одежде»
Чтение: Д. Крупская «Чистота»
Закреплять умение правильно пользоваться столовыми приборами, есть с закрытым ртом, пережевывать пищу бесшумно.
Беседа «Культура еды – серьезное дело»
Закреплять умение аккуратно складывать одежду перед сном, вывертывать рукава рубашки и платья, расправлять одежду, аккуратно ставить обувь.
Чтение: М. Зощенко «Глупая история»
Совершенствовать умение быстро и аккуратно умываться, соблюдать порядок в умывальной комнате.
Закреплять умение мыть руки после посещения туалета и по мере необходимости.
Чтение Е. Винокурова «Купание детей»
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати
Формировать привычку следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о неполадках в их внешнем виде, Принимать участие в смене постельного белья: заправлять кровать.
Беседа «Чистота – залог здоровья».
Дидактическое упражнение «Как помочь товарищу».
Совершенствовать умение быстро одеваться и раздеваться, аккуратно развешивать вещи в шкафу и складывать на стуле, помогать товарищам застегнуть пуговку, расправит воротник и т.п.
Чтение: Я. Акима «Неумейка»,
С. Михалкова «Все сам»
Закреплять и совершенствовать полученные навыки, воспитывать привычку следить за чистотой тела.
Чтение Т. Кожомбердиева «Все равно»
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати
Постоянно следить за своим внешним видом, устранять неполадки.
Полностью заправлять кровать после сна. Принимать участие в смене постельного белья.
Продуктивная деятельность: починка кукольного белья
Совершенствовать умение правильно пользоваться столовыми приборами во время еды, держать приборы над тарелкой, по окончании еды класть их на край тарелки, а не на стол
Чтение: О. Григорьев «Варенье». Сюжетно-ролевая игра «Кафе»
Основные движения в игре
«Ловишки», «Уголки», «Парный бег», «Мышеловка», «Бездомный заяц»
Игры с прыжками
«Классы», «Кто лучше прыгнет», «Удочка»
Игры с метанием и ловлей
«Охотники и зайцы», «Попади в обруч», «Школа мяча»
Игры с подлезанием и лазанием
«»Медведи и пчёлы», «Пожарные на ученье»
«Дорожка препятствий», «Эстафета парами», «Пронеси мяч, не задень кеглю»
Перспективное планирование занятий по здоровьесбережению
«Спорт – залог здоровья»
Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни. Показать важность и пользу занятий спортом для здоровья. Формировать потребность в движении, стойкую привычку к спорту, занятиям физической культурой.
Иллюстрации, отражающие различные виды спорта, рисунки с изображением детей, занимающихся различными видами спорта, на которых отсутствуют необходимые предметы; демонстрационные карточки с изображением этих предметов.
- Игровая ситуация
- Рассматривание альбома или иллюстраций с разными видами спорта.
- Физкультминутка на тематическом материале
- Дидактическое упражнение «Шифровки» (выкладывание из счетных палочек изображение любого вида спорта)
- Педагог предлагает ответить на вопрос: «Чем же полезны занятия спортом для здоровья?»
«Как воспитать здорового человека» В.Г. Алямовской
Папка-передвижка, посвященная физическому развитию детей в детском саду.
«Солнце, воздух и вода»
Обучить детей правилам приема воздушных, солнечных и водных ванн, сформировать представление о закаливании детей к холоду и теплу, познакомить с правилами и способами закаливания, обучить элементам пальцевого точечного массажа.
беседа «Учим свое тело», психогимнастика, дыхательные упражнения
Оформить папку — передвижку « Точечный массаж»
Дать некоторые представления о строении и значении зубов; формировать представления детей о значении здоровых зубов для здоровья организма.
- Рассказ, беседа
- Самообследование, эксперимент, практическая деятельность
- Игровая ситуация: выясняет чистят ли дети зубы, как регулярно они это делают?
- Появление больного зубика, беседа с ним, о причинах его заболевания
- Физкультминутка. Игра-тренинг.
- Логические заключения.
Ефименко Н.Н. — Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста
Кудрявцева В.Т. – Развивающая педагогика оздоровления
Папка-раскладушка: «Правильно ли вы чистите зубы?»; памятка «Признаки склонности к кариесу»;
«Как сохранить здоровые зубы без лекарств»
Познакомить детей с особенностями функционирования тела, строением организма. Углублять представления о себе, своих индивидуальных особенностях; формировать положительную оценку и образ себя.
Силуэт человека; изображения девочки и мальчика (на каждого ребенка); фотографии детей разного возраста и членов их семей; фломастеры, цветные карандаши.
1.Просмотр альбома с фотографиями.
3.Физкультминутка. Ведущий, в быстром темпе называет разные части тела и лица, дети показывают на себе.
4.Дидактическое упражнение «Создай свой портрет»
Ефименко Н.Н. — Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста
О.А. Щербакова – Игровые технологии в ДОУ
Беседовать с детьми о строении и функционировании человеческого тела.
«Витамины, полезные продукты и здоровый организм»
Рассказать о пользе витаминов и их значении для здоровья человека; объяснить их значение для здоровья человека. Помочь понять, что здоровье зависит от правильного питания: еда должна быть не только вкусной, но и полезной.
Карточки с буквами: А, В, С, Д;
Цветные иллюстрации или картинки с изображением продуктов питания;
Силуэтное изображение тела человека со схемой воздействия витаминов на различные части организма.
- Беседа.
- Рассмотреть схему «В каких продуктах больше всего витаминов».
- Физкультминутка. Воспитатель предлагает детям разложить продукты к соответствующему витамину.
- Работа со схемой «Влияние витаминов на организм человека»
- А — важен для зрения.
- В — способствует хорошей работе сердца.
- Д — делает наши руки и ноги крепкими.
- С — укрепляет весь организм, делает человека более здоровым.
А.А. Вахрушев «Здравствуй, мир!» конспект занятия
Консультация «Полезная пища»; «Оптимальное меню растущего организма»
«Что такое личная гигиена»
Уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур. Закрепить представление о правилах личной гигиены.
Иллюстративный материал, отражающий необходимость выполнения гигиенических процедур.
- Чтение стихотворения «Девочка чумазая» А.Л. Барто
- Беседа по содержанию произведения. Подвести детей к пониманию значения и необходимости гигиенических процедур.
- Физкультминутка.
- Дидактическое упражнение «Микроскоп»
- Попросить детей ответить на вопрос, для чего нужно соблюдать правила гигиены.
О.Н. Арсеневская – Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду
Систематически контролировать. Вести разъяснительные беседы о правилах личной гигиены.
«Что надо знать о насморке, профилактика»
Сформировать представления о насморке; разобрать причины заболевания; обучить предупреждению заболевания; обучить отвлекающим процедурам и гигиеническим мероприятиям.
Предметы для сюжетно-ролевой игры, кукла.
Беседа: «Я простуды не боюсь»;
занятие – практикум «Вылечим насморк у куклы»;
дидактическая игра: «Чего боится насморк?»
Бондаренко Т.М. – Физкультурно-оздоровительная работа с детьми
Вести разъяснительные беседы о профилактике, выполнять практические рекомендации с детьми в домашних условиях.
Рассказать о режиме дня и пользе его соблюдения.
Схема режима дня дошкольника; иллюстративный материал, отражающий правильный и неправильный режим дня.
- Беседа о том, что человеческий организм старается соблюдать свое внутреннее расписание, и очень важно этот порядок не нарушать.
- Физкультминутка. Игра-тренинг. Воспитатель называет какой-либо режимный момент или часть суток, а дети изображают, что они в это время делают.
- Дидактическое упражнение «Составь себе режим дня на выходной день». Дети раскладывают на столе цифровую цепочку; цифры обозначают соответствующую картинку, изображающую мальчика в разных режимных моментах.
Бондаренко Т.М. – Физкультурно-оздоровительная работа с детьми
Кудрявцева В.Т. – Развивающая педагогика оздоровления
Соблюдать формулу здоровья: сон-движение-отдых — питание.
«Прогулка для здоровья»
Формировать у детей представления о значении для здоровья человека места прогулки, организации двигательной подвижности во время прогулки, теплового режима.
Одежда для разных сезонов времени года.
Беседа Дидактическая игра: «Давайте оденемся на прогулку…»
Новикова И.М. «Формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников»
Предложить картотеку подвижных игр для детей. Рекомендации по организации отдыха детей на природе.
1. Пензулаева Л.И. «Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. Конспекты занятий». М.: Мозаика-Синтез, 2009
2. Новикова И.М. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 3-7 лет» М.: Мозаика-Синтез, 2009.
3. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. — М.: Линка-пресс, 1993
4. Фролов В. Г. «Физкультурные занятия на улице» — М.: Просвещение, 1983
5. Крылова Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. — М.: Школьная пресса, 2008
6. Анисимова М. В. Музыка здоровья: Программа музыкального здоровьесберегающего развития дошкольников. — М.: ТЦ «Сфера», 2014.
7. Сертакова Н. М. «Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй».- Санкт-Петербург, 2003
8. Печора К. Л. «Расти здоровым малыш».- М.: ББК, 1983
9. Никишина И. В. Мастер – класс для педагогов ДОУ. Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии. М.: «Планета», 2013;
10. Павлова М А. , Лысогорская М. В. «Здоровьесберегающая система в ДОУ»
11.Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез. 2010
12. Бондаренко Т.М. – Физкультурно-оздоровительная работа с детьми
13. Ефименко Н.Н. — Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста.
14. О.А. Щербакова – Игровые технологии в ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа создана с учетом возрастных , психологических особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста и направленна на обогащение и углубление представлений о сохранении и укреплении.
программа предназначена для детей дошкольного возраста.
Здоровье определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психическим и социальным б.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здо.
В программе обозначены цель, задачи, выделены основные направления работы с детьми с нарушением зрения и слепыми детьми по сохранению и укреплению здоровья детей.
Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повыш.
Актуальность программы Здоровье – необходимое условие для гармоничного развития личности. И если недостаток образования можн.
Источник
➤ Adblockdetector