План урока для детей с ОВЗ
план-конспект занятия (младшая группа)
Подробный план урока для деток с ОВЗ. Может подойти для проведения занятий с младшими группами детей 5-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovz.docx | 16.9 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Тема : «Путешествие в мир театра».
Цель : Социальная интеграция, коррекция и развитие творческих способностей детей с ОВЗ через театрализованную деятельность
Задачи : — помочь развивать и корректировать эмоциональную сферу детей.
— помочь в овладении коммуникативными навыками.
— помочь овладением средствами образной выразительности.
Материалы и оборудование : предметные картинки со сказочными героями, ознакомительные карточки с видами театров, картинки разных цветов для активных игр, мягкий мячик небольшого размера.
Форма и методы проведения занятия : основной формой проведения занятия, является групповая работа.
Каждое занятие состоит из двух частей: теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы следующих видов: игровой, познавательной, художественного творчества, спортивно-оздоровительной.
Подробный план проведения занятия :
Педагог здоровается с детьми, говорит, что настало время занятия.
-Доброе утро, ребята. Прошу вас усаживаться на места, мы начинаем занятие.
Сообщение о теме занятия.
— Сегодня мы с вами познакомимся с театром. А вы знаете, что такое театр? Вы бывали в театре? На каких представлениях?
Дети отвечают на вопросы, ведется беседа и обсуждение того, что дети видели и знают.
— А вы знаете, какой бывает театр?
Если дети до этого рассказывали, о каких-то определенных видах театра (кукольный, ТЮЗ или драматический), то на примере этого задаются наводящие вопросы.
— Давайте посмотрим на картинки, которые я вам подготовила. На первой картинке какой изображен театр? А на второй? И т.д.
Дети отвечают, дополняют. Ведется ознакомительная беседа о каждом виде театра.
Педагог предлагает ребятам познакомиться в игровой форме.
— Ребята, какие вы молодцы, сколько всего вы знаете о театре. А теперь я вам предлагаю немного поиграть и познакомиться. У меня есть вот такой замечательный мячик. Он немного волшебный. Каждый, кто возьмет его в руки начинает говорить правду: как зовут человека и какое у него сегодня настроение.
Сейчас он у меня в руках: Меня зовут Анастасия Юрьевна, у меня замечательное настроение, потому , что я у в гостях у таких хороших ребят.
А теперь мячик переходит в руки следующему.
Мячик передается по кругу, и каждый ребенок называет свое имя и рассказывает о настроении. Он может ответить просто «Хорошо/Плохо», а может развернуто объяснить, почему так.
После знакомства переход к активным играм/ физкультминуткам.
Педагог предлагает перейти к активным играм.
-Вот мы с вами познакомились. Теперь предлагаю поиграть еще в одну игру.
У меня есть четыре круга разного цвета. Белый – мы водим с вами хоровод, красный – мы с вами садимся на корточки, желтый – мы замираем на месте, зеленый – мы с вами бегаем. Давайте вместе повторим, что мы делаем, когда….
Педагог показывает карточки, дети называют движения.
-Только нужно смотреть внимательно, о смене карточки вы узнаете, услышав слово « Карточка».
Во время игры, педагог показывает карточки в хаотичном порядке, предупреждая детей о смене карточки словом : «Карточка». Игра продолжается 4-5 минут. За это время дети успевают немного отвлечься, размяться, выпустить энергию.
После игры педагог предлагает детям присесть на места, отдышаться.
— Ребята, вы молодцы. Давайте немного отдышимся. Сделаем глубокий вдох и поднимем руки вверх, а теперь глубокий выдох и опускаем ручки вниз. Еще раз.
После дыхательной разминки, педагог предлагает детям сказку.
— Ребята, хочу вам предложить послушать сказку. Но сказку не простую. Буду рассказывать ее вам не я, а вы. И не просто рассказывать, но и показывать. У меня есть карточки с героями сказочными. Каждый из вас сможет побыть каким-нибудь сказочным зверем. Сегодня мы с вами познакомимся с вот таким замечательным круглым, желтым, вкусно пахнущим героем (педагог еще не показал карточку). Кто же это может быть?
Дети пытаются отгадать.
— Правильно. Это колобок! Начинаем сказку: Жили-были Дед со Старушкой (вызываются два ребенка, им выдаются карточки с героями). Говорит Дед Бабке ( педагог начинает с посылом, что бы ребенок с карточкой «ДЕД» продолжил. Если ребенок молчит, ничего страшного. Педагог продолжает ха него. Обычно на втором-третьем занятии дети втягиваются.): Испеки ты мне, Бабка, колобок.
А Бабка ему отвечает (педагог начинает с посылом, что бы ребенок с карточкой «Бабка» продолжил. Если ребенок молчит, ничего страшного. Педагог продолжает ха него. Обычно на втором-третьем занятии дети втягиваются): Где ж я тебе муки-то возьму?.
Таким образом, проигрывается вся сказка. На роли разных героев приглашаются разные детки. Если детей в группе не достаточно по количеству героев, можно вызвать повторно кого-либо. Дети любят добавлять какие-то моменты своими словами – это приветствуется. Некоторые, как показывает практика, вовсе не знают некоторых сказок. Но с удовольствием участвуют и уже на последующих занятиях активно принимают участие.
Каждое новое занятие повторяется предыдущая сказка и добавляется новая.
Педагог предлагает прощаться.
— Ребята, какие вы молодцы. Сколько всего интересного вы сегодня узнали, показали. Вы уже почти настоящие артисты. А знаете ли вы, как зрители благодарят, говорят спасибо артистам за выступление? Аплодируют им. Я предлагаю вам поаплодировать друг другу. (Аплодисменты) А как артисты благодарят зрителей, за то, что те пришли? Правильно, поклоном . (Поклон). На сегодня занятие наше подошло к концу, спасибо. До встречи.
Источник
план работы с детьми ОВЗ
учебно-методическое пособие
Уважаемые коллеги хочу поделиться с вами материалами для работы с детьми ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_s_detmi_ovz.rar | 73.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для педагогов, работающих с учащимися с ограниченными возможностями здоровья
Специальные подходы и приёмы обучения и воспитания детей с ОВЗ
Учёт работоспособности и особенностей психофизического развития обучающихся с ОВЗ:
- замедленность темпа обучения; упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика;
- рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала;
- детализация учебного материала и пошаговая тактика при изучении новой темы.
- сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий;
- предоставление дополнительного времени для завершения задания;
- максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика;
- дополнительные многократные упражнения для закрепления материала;
- планы – алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные);
- речевой образец;
- чередование легких и трудных заданий (вопросов) ;
- создание проблемных ситуаций;
- индивидуальная помощь в случаях затруднения;
- самостоятельная работа, работа в парах с взаимопроверкой и обсуждением выполнения задания;
- благоприятный психологический климат на уроке. Опора на эмоциональное восприятие.
- оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических).
- точность и краткость инструкций по выполнению задания.
Рекомендации к поурочному планированию:
× наметить план деятельности на уроке для каждого инклюзивного ребенка;
× включить в общий план для класса блоки заданий для детей с ЗПР;
× закреплять новый материал дифференцированно;
× давать разноуровневое домашнее задание
Планирование урока в инклюзивном классе должно включать в себя как общеобразовательные задачи (удовлетворение образовательных потребностей в рамках государственного стандарта), так и коррекционно-развивающие.
Как определить коррекционно-развивающую цель? Педагог, планируя занятие, должен задуматься:
по каким направлениям будет проходить коррекционная работа на занятии в связи с изучаемым материалом . Коррекционно-развивающая цель должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Эта цель должна быть предельно конкретной и направленной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке. Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер; включение заданий с опорой на несколько анализаторов
- Преодоление трудностей в развитии внимания, всех его видов и свойств и определение компенсаторных возможностей внимание.
- Коррекция трудностей словесно-логического мышления и мыслительных процессов анализа, синтеза, классификации, обобщения.
- Увеличение объема памяти и определение компенсаторных возможностей памяти.
- Развитие мелкой моторики, статики и динамики движений пальцев рук.
- Развитие и коррекция трудностей связной речи, включая монологическую и диалогическую речь, а также развитие словаря.
- Создание положительной мотивации на процесс обучения посредством похвалы, подбадривания, помощи, создания ситуаций успеха и конструктивной критики.
Коррекционно-развивающие цели могут быть сформулированы следующим образом:
- корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…;
- коррекция и развитие связной устной речи (через выполнение…;
- коррекция и развитие связной письменной речи
- коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) … на основе упражнений на отсроченное запоминание
- коррекция и развитие зрительных восприятий…;
- развитие слухового восприятия на основе упражнений ……..;
- коррекция и развитие тактильного восприятия…;
- коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…
- коррекция аналитико-синтетической деятельности учащихся на основе упражнений в составлении целого;
- коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы ;
- коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении;
- коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении;
- коррекция пространственной ориентировки;
- коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в анализе и синтезе;
- коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании;
- коррекция восприятия на основе упражнений в распознавании;
- коррекция мышления на основе упражнений в сравнении;
- коррекция и развитие двигательной, вербальной, словесно – логической памяти
Источник
Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий для детей с ОВЗ
Анжелика Мананникова
Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий для детей с ОВЗ
Коррекционно – развивающая работа проводится по двум блокам:
Содержание первого блока направлено на познавательное и речевое развитие в процессе ознакомления с окружающим миром. В этом блоке сформулированны цели и задачи занятий, представлено познавательное содержание, предложены игры и упражнения для развития высших психических функций.
Содержание второго блока направлено, с одной стороны, на формирование элементарных математических представлений и сенсорных эталонов, а с другой, призвано приобщить детей к материалу, который дает пищу воображению, затрагивает не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка.
2.2. Календарно – тематическое планирование
Месяц Тема Количество
Сентябрь Фрукты 1
Овощи, фрукты, ягоды 1
Золотая осень 1
Октябрь Игрушки 2
Дикие животные 1
Ноябрь Поздняя осень 1
Дикие животные: медведь – ёж, заяц – белка, лиса — волк 3
Зимующие птицы: сорока – воробей, ворона — синица 1
Зимние игры и забавы 1
Январь Зимние игры и забавы (продолжение) 1
Февраль Обувь 1
Домашние животные: корова, кошка – собака, лошадь — свинья 3
Март 8 Марта – мамин день. Весна 1
Апрель Профессии 1
Май Весенние работы в саду и огороде 1
Домашние птицы 1
2.3. Содержание коррекционно – развивающих занятий
Фрукты Найди фрукты. Какая картинка лишняя. Сложи картинку: яблоко. Сенсорные эталоны: фигура, круг. Один — много
Овощи Найди овощи. Зашумленные картинки: овощи. Нелепицы: во саду ли, в огороде. Сложи картинку: корзинка. Цвет: зеленый. Большой — маленький
Овощи, фрукты и ягоды Это ягоды. Сад – огород. Четвертый лишний. Число и цифра: 1, 2. Понятие «пара»
Золотая осень Осень в картинках. Сложи картинку: осень. Нелепицы. Найди предмет, который не похож на другие. Сосчитай и запомни. Логическая задача: грибы.
Игрушки Группы предметов: игрушки. Посмотри и запомни: игрушки. Что сначала, что потом: неваляшка. Найди матрешек одного цвета. Найди недостающую игрушку. Узнай игрушки на ощупь.
Игрушки (продолжение) Что сначала, что потом: пирамидка. Найди одинаковые игрушки. Правильное и неправильное обращение с игрушками. Логическая задача: игрушки. Работа с множествами: сравнение и уравнивание. Числовой ряд.
Я и моё тело Два предмета – одно слово. Что сначала, что потом: портрет. Чего один, чего два: пара. Вот ротик, вот носик. Добавь слово: глаза нужны, чтобы…». Понятия раньше – позже», «до – после». Пространственное положение: лево, право, посередине. Помоги Пятачку и Винни — Пуху.
Дикие животные Кто спрятался. Что сначала, что потом: заяц. Нелепицы: в лесу. Сенсорные эталоны: фигура овал. Величина: большой – маленький, побольше – поменьше, самый большой – самый маленький. Цвет: зеленый, красный, желтый
Поздняя осень Что изменилось. Четвертый — лишний: листочки. Найди одинаковые зонтики. Число и цифра 3. Числовой ряд от 1 до 3. Обратный счет. Прямой счет. Работа со множеством: сравни, уравни, выложи множество, которое равно образцу. Времена года: осень – зима.
Дикие животные: медведь – еж, заяц – белка, лиса – волк (продолжение) Назови детеныша. Где чей хвостик. Сложи картинку: лиса, блоки Дьенеша. Пространственное положение: лево – право, верх – низ. Правильно ли художник нарисовал животных. Узнай животных по голосам.
Дикие животные: медведь – еж, заяц – белка, лиса – волк (продолжение) Нелепицы: в лесу. Сенсорные эталоны: фигура круг – овал. Величина: высокий – низкий, выше – ниже. Самый низкий – самый высокий. Цвета: зеленый, красный, желтый, синий. Логические задачи: кто больше; звери. Нелепицы в зоопарке.
Зима Зима в картинках. Сложи картинку: зима. Запомни пары картинок. Варежки. Подбери пару: варежки. Число и цифра 4. Числовой ряд от 1 до 4. Обратный и порядковый счет. Работа со множествами: сравни, уравни, выложи множество, которое равно образцу.
Зимующие птицы: сорока – воробей, ворона — синица Найди зимующих птиц. Что изменилось. Кого не стало. Хлопни в ладоши, когда я назову зимующую птицу. Помоги птицам добраться до корма. Нелепицы: ворона. Время года: зима. Зима – осень. Последовательность, понятия раньше – позже, до – после. Пространственное положение: все. что изучили раньше, и впереди – сзади.
Новый год Фрагменты на картинке. Какой шар забыли положить. Сложи картинку: елочки. Помоги чебурашке. Разложи новогодние игрушки. Сенсорные эталоны: понятие угол. Фигура квадрат, сравнение круг – квадрат. Величина: длинный – короткий, длиннее – короче.
Зимние игры и забавы Запомни сюжетную картинку: зима. Найди отличия: снеговик. Нелепицы: зимняя прогулка. Подбери пару. Сложи картинку: снеговик, блоки Дьенеша. Число и цифра 5. Числовой ряд от 1 до 5. Обратный и порядковый счет.
Зимние игры и забавы (продолжение) Найди тень от снеговика. Сложи картинку: горка. Кубики Никитина. Работа со множествами: сравни. Уравни, выложи множество, которое равно образцу. Независимость числа предметов от их цвета. Времена года: построй последовательность «лето – осень – зима» в прямом и обратном порядке. Понятия раньше – позже, до – после.
Одежда Группы предметов: Одежда. Подбери пару: носки. Какой шарф, не такой как остальные. Нелепицы: одежда. Подбери подходящую заплатку. Сенсорные эталоны: закрепление пройденного материала.
Одежда (продолжение) Подбери пару: варежки. Найди недостающие колпачки. Четвертый – лишний. Пространственное положение: все, что изучали раньше, и «над – под». Раздели геометрические фигуры на части и преобразуй их в целое.
Обувь Группы предметов: обувь. Соедини пары. Где чьи тапочки. Четвертый — лишний. Число и цифра 6. Числовой ряд от 1 до 6. Обратный и порядковый счет.
Домашние животные: корова, кошка – собака, лошадь – свинья (продолжение) Сколько животных за забором? Количество лап. Где чей хвост. Назови детеныша. Кто не такой как остальные. Сложи картинку: свинья, блоки Дьенеша. Сенсорные эталоны: фигура треугольник и его свойства, сравни с другими геометрическими фигурами. Величина: широкий – узкий. Цвет: черный, белый, серый. Логическая задача: узнай животное, найди лишнее.
8 Марта — мамин день. Весна Зачеркни лишний цветок. Что сначала, что потом. Кто что подарит маме. Какой торт отличается от остальных. Сложи картинку: цветочек. Числа 7,8. Числовой ряд. Прямой и обратный счет
Моя семья Семья: кто кому приходится. Найди отличия: семья. Что неправильно на рисунках. Нелепицы: семейный обед. Найди 5 отличий. Найди трех близнецов. Покажи фрагменты изображения. Работа со множеством: образуй множество на 1 больше заданного, сравни, уравни.
Мебель Группы предметов: мебель. Часть – целое: шкаф. Четвертый лишний. Хлопни в ладоши. Когда я назову предмет мебели. Найди тени: мебель. Части суток: день – ночь, утро – вечер, установи последовательность. Пространственная ориентировка на плоскости: углы, края, центр.
Посуда Группы предметов: посуда. Зашумленные картинки: посуда. Сложи картинку: кружка. Подбери пару каждому предмету. Какую чашку забыли поставить. Для чего нужен этот предмет. Сенсорные эталоны: фигура прямоугольник и его свойства, сравни с другими геометрическими фигурами.
Профессии Найди отличия: художник. Что сначала, что потом: стрижка. Противоположности. Кому что нужно для профессии. Величина: толстый – тонкий. Цвет: оранжевый. Числа 8. 9. Числовой ряд. Различные виды счета: прямой, обратный, счет в пределе, досчет. Работа со множеством: образуй множество на 1 меньше заданного.
Наш город Нелепицы: город. Чего не хватает на рисунках. Найди 8 отличий. Логическая задача: город. Какой домик лишний. Сложи картинку: домик. Времена года: весна. Установи связи между временами года в прямой и обратной последовательности. Понятия: раньше – позже, до — после
Транспорт Найди транспорт. Найди два одинаковых кораблика. Предмет. Не похожий на другие. Зашумленные картинки: транспорт. Что сначала, что потом: машина, самолет. Найди отличия: паровозы. Пространственная координация: лево – право, ориентировка по отношению к другому объекту.
Весна Весна в картинках. Сложи картинку: весна. Найди лишний рисунок. Запомни пары картинок. Найди и сосчитай: цветы. Сенсорные эталоны: форма многоугольник и его свойства. Цвет: фиолетовый. Величина: закрепление изученных параметров и дифференцирование категорий величины.
Весенние работы в саду и огороде Нелепицы. Посади недостающие цветы. Что во что превратится. Найди дерево по описанию. Число 10. Числовой счет от 1 до 10. Разные виды счета: прямой, в пределе, обратный. Работа со множеством: образуй множество на 1 меньше заданного.
Домашние птицы Найди домашних птиц. Нелепицы: в деревне. Где чья мама. Отгадай загадку. Что сначала, что потом: цыпленок. Узнай животное, найди лишнее: петух. Сколько куриц за забором. Времена года: прямая и обратная последовательность, до, после. Лето.
Насекомые Это насекомые. Куда летят насекомые. Нарисуй недостающую фигуру. Найди трех одинаковых бабочек. Сложи картинку: бабочка, стрекоза, блоки Дьенеша. Пространственная координация: лево – право. Ориентировка по отношению к другому объекту. Сенсорные эталоны: закрепление. Голубой – цвет майского неба.
3. Организационный раздел
3.1. Организация и проведение коррекционно – развивающих занятий
Длительность занятий по ИОМ: один учебный год, всего 34 занятия.
Периодичность: один раз в неделю, в утреннее время.
Продолжительность занятия: 25 мин.
Этапы коррекционно — развивающей работы:
Месяц Этапы Цель Содержание работы
Сентябрь Начальный Сформировать предпосылки для успешного освоения ребенком ИОМ Провести диагностику, оценить актуальный уровень развития психических процессов ребенка, разработать ИОМ
Октябрь – январь Основной Корректировать задержку психического развития и освоение ИОМ Корректировать нарушения развития речи, внимания, памяти и мышления, эмоционально – волевой сферы личности, коммуникативной компетентности ребенка. Адаптировать содержание образовательной программы детского сада для возраста ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития
Февраль — май Основной Оценить актуальный уровень развития ребенка и эффективность коррекционно – развивающей работы по ИОМ Корректировать нарушения развития речи, внимания, памяти и мышления, эмоционально – волевой сферы личности, коммуникативной компетентности ребенка. Адаптировать содержание образовательной программы детского сада для возраста ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития
Июнь Завершающий Оценить эффективность коррекционно – развивающей работы по ИОМ Оценить эффективность коррекционно – развивающей работы по ИОМ на основе анализа динамики развития ребенка по результатам первичной, промежуточной и итоговой диагностики
Календарно-тематическое планирование «Час двигательного творчества» для детей 5–7 лет Цель: — формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни, используя здоровье сберегающие технологии Задачи: — организовать.
Календарно-тематическое планирование кружка «Веселая кисточка» для детей старшего дошкольного возраста Доброе время суток! Уважаемые коллеги и друзья предлагаю Вашему вниманию календарно-тематическое планирование моего кружка «Веселая кисточка».
Календарно-тематическое планирование по гражданско-патриотическому воспитанию в 4 классе-группе детей с ОВЗ Раздел I — Россия – Родина моя – 8 часов. 1. Тема: Россия – Родина моя. Цель: Воспитание любви к Родине, родному краю. Содержание: — Беседа.
Календарно-тематическое планирование по охране здоровья и физическому развитию на 2 четверть в 5 классе для детей с ОВЗ Раздел: «Что такое экологически чистые продукты»Тема занятия: Пирамида питания. Содержание деятельности: 1. Просмотр презентации «Пирамида.
Календарно-тематическое планирование по охране здоровья и физическому развитию на 3 четверть в 5 классе для детей с ОВЗ Раздел: «Красота и здоровье» Тема занятия: Движение частей тела. Содержание деятельности: 1. Ответы на вопросы «Что я знаю о себе». 2. Беседа.
Календарно-тематическое планирование по охране здоровья и физическому развитию в 5 классе для детей с ОВЗ на 1 четверть Раздел: «Режим дня и мое настроение»Тема занятия: Режим дня. Содержание деятельности: 1. Отгадывание загадки про часы. 2. Беседа о режиме.
Календарно-тематическое планирование по программе «Азбука патриота» для детей с ОВЗ 4 группы Раздел III — Русские народные праздники — 5 часов. 19 — 20. Тема: Русские народные праздники. Цель: Воспитание гражданско-патриотических.
Календарно-тематическое планирование по программе «Вдохновение» на декабрь для детей подготовительной группы Календарно — тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности по музыкальному развитию детей подготовительной группы.
Источник