Перспективный план работы кружка по ЗОЖ «Азбука здоровья» в средней группе
методическая разработка (средняя группа)
В своей группе я организовала кружок «Азбука здоровья», его я провожу один раз в неделю в вечерний отрезок времени, разработала программу своего кружка, соответственно возрасту своих детей. В этом кружке я продолжаю работу с детьми по укреплению знаний детей о своем здоровье и методах укрепления его.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План кружка «Азбука здоровья » для детей средней группы | 22.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы кружка по ЗОЖ
«Азбука здоровья» в средней группе
Октябрь 1 неделя.
Тема: « Здоровая пища » .
Цель: Рассказать детям о продуктах питания и об их значении для человека, познакомить с понятиями «питательные вещества», «правильное», или «здоровое питание». Развивать любознательность, умение выделять правила здорового питания. Воспитывать у детей отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Рассказ педагога о витаминах А, В, С, содержащихся в продуктах.
Работа с детьми : Встреча с доктором « Здоровая пища » . Физкультминутка. Загадки. Игра «Юный кулинар» . Дыхательная гимнастика «Остудим борщ» . Игра «Полезные и неполезные продукты» . Проговаривание детьми Золотых правил питания.
Октябрь 2 неделя. Тема: «Полезные и вредные привычки» .
Знакомство с понятием «привычки» (полезные и вредные) .
Цель: Формировать сознательный отказ от вредных привычек.
Знакомство со схемой «Скажи «нет» вредным привычкам». Рассказ педагога о полезных и вредных привычках.
Работа с детьми: : Игра «Собери рюкзак в поход» . Творческое задание «Нарисуй двух сестричек-привычек» .
Октябрь 3 неделя. Тема: «Путешествие в страну Неболейку» .
Цель: Учить самостоятельно, следить за своим здоровьем, знать простейшие приемы самооздоровления (массаж, закаливание). Закрепить знания о значении витаминов для здоровья человека. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.
Понятия « здоровье » , «болезнь» , «точечный массаж» .
Работа с детьми : Путешествие в страну «Неболейку» . Точечный массаж. Дидактическая игра «Полезно или нет» . Гимнастика для глаз «Поведи глазами влево…» . Знакомство с витаминами. Физкультминутка «Рано утром на зарядку» . Приготовление фруктового шашлычка.
Октябрь 4 неделя. Тема: «Внешнее строение тела человека» . Цель: Ввести понятие «тело человека», познакомить детей с внешним строением тела человека, учить различать и правильно называть отдельные части тела.
Понятия «тело человека» , «части тела» .
Работа с детьми : Ответы детей на вопросы о здоровье . Покажем части тела на куклах и на себе. Рисуем человека так, чтобы у него были все части тела, о которых узнали на занятии.
Ноябрь 1 неделя. Тема: «Голова и шея : функции и здоровьесбережение » .
Цель: Закрепить умения различать и показывать голову и шею; добиться усвоения и правильного произношения терминов «голова», «шея»; познакомить с их назначением в жизни человека; с правилами охраны их здоровья.
Термины «голова» , «шея» . Рассказ педагога о том, что голова и шея, важные части тела человека и их надо оберегать.
Работа с детьми : Покажем части тела на рисунке, относительно себя. Ответы детей на вопросы. Практическая деятельность.
Ноябрь 2 неделя Тема: «Глаза : функции
Цель: Познакомить с внешним строением глаза; добиться усвоения и правильного произношения терминов: глаз (глаза), веко (веки), ресницы, бровь (брови); познакомить с их значением в охране глаз; с правилами охраны их здоровья.
Термины «глаза» , «веки» , «ресницы» , «брови» .
Работа с детьми : Упражнение «Закрой глаза и назови предмет» . Беседа о здоровьесбережении глаз с примерами . Предложить отгадать загадки. Сделать рисунок глаза.
Ноябрь 3 неделя. Тема: «Руки человека» .
Цель: Закрепить умения различать правую и левую руки; добиться усвоения и правильного произношения терминов «руки (рука)», «мыло», «кисть», «ладонь», «пальцы»; познакомить с назначением рук в жизни человека, с правилами личной гигиены, связанными с руками.
Термины «рука» , «кисть» , «ладонь» , «пальцы» .
Работа с детьми : Рассматривание иллюстраций с различными действиями людей. Упражнение «Возьми карандаш левой (правой) рукой, поднимите левую (правую) руку». Выполнение практической работы в виде имитации мытья рук по правилам. Отгадывание загадки.
Ноябрь 4 неделя. Тема: «Ноги человека» .
Цель: Закрепить умения различать правую и левую ноги; добиться усвоения и правильного произношения терминов «ноги (нога)», «стопа», «пальцы»; познакомить с назначением ног в жизни человека, с правилами личной гигиены, связанными с ногами.
Термины «нога» , «стопа» , «пальцы» .
Практика : Отгадывание загадки. Беседа о ногах, их назначении. Формулировка правил по здоровьесбережению ног . Сделать вывод.
Декабрь 1 неделя. Тема: «Соблюдай правила гигиены» .
Цель: Формировать сознательное отношение к выполнению основных гигиенических навыков; закрепить практические умения мытья рук.
Понятие «правила гигиены» .
Работа с детьми : Беседа о купании и умывании. Эстафета «Предметы гигиены» . Практическая часть «Мытье рук» . Выполнение задания «Вспомнить животных и людей, героев сказок, книг, мультфильмов, которые любили соблюдать правила гигиены».
Декабрь 2 неделя. Тема: «Чистка зубов» .
Цель: Формировать сознательное отношение к выполнению основных гигиенических навыков; закрепить практические умения и навыки чистки зубов.
Понятие «чистка зубов» .
Работа с детьми : Беседа о чистке зубов. Игра «Помоги Хворайке» . Практическая часть «Чистка зубов» . Предложить детям нарисовать плакат «Берегите зубы!» Рассказ детей о правилах гигиены зубов.
Декабрь 3 неделя. Тема: «Соблюдай режим дня» .
Цель: Сформировать представление о режиме дня; убедить в необходимости соблюдать режим дня для сохранения и укрепления здоровья.
Теория : Понятие «режим дня» . Знакомство со схемой «Режим дня» .
Работа с детьми : Демонстрация схемы «Режим дня» . Дидактическое пособие «Режим дня» . Коллективная аппликация на тему.
Декабрь 4 неделя. Тема: «Очень, нужен людям сон» .
Цель: Развивать у детей интерес к своему здоровью; учить заботиться о себе; закреплять знания о том, что сон необходим человеку, запоминать правила поведения перед сном; развивать умения делать простейшие выводы.
Работа с детьми : Проблемная ситуация с куклой Аленкой и ее решение. Показ эмоционально-игровых действий. Пальчиковая игра «Этот пальчик хочет спать» . Чтение колыбельной песенки. Слушание тихой музыки.
Январь 2 неделя. Тема: «Следи за датчиком настроения» .
Цель: Сформировать представление о настроении и чувствах, их влиянии на состояние здоровья.
Теория : Понятия «настроение» , «чувства» . Знакомство с правилом «Следи за датчиком настроения» .
Работа с детьми : Работа с датчиком настроения. Физкультминутка. Рассказ о чувствах – любовь, ненависть, гнев и злоба, дружба, зависть, щедрость, страх. Демонстрация масок, изображающих эмоции. Ответы детей на вопросы.
Январь 3 неделя. Тема: «Что такое улыбка?»
Цель: Упражнять детей в умении проявлять и различать радость, удовольствие; учить определять состояние человека по лицу, голосу.
Понятия «улыбка» , «эмоции» .
Работа с детьми : Рассказ детей об игрушке, которую выбрали. Загадка о зайце. Просмотр спектакля «Потерянный смех» . Игра «Выложи на лице улыбку» из деталей мозаики.
Январь 4 неделя. Тема: «На зарядку – становись!»
Цель: Закрепить представления о пользе физических упражнений; формировать привычку к здоровому образу жизни.
Понятия «зарядка» , « здоровый образ жизни » , «Олимпийские игры» . Рассказ педагога о том, как в древности ценили физические упражнения и утреннюю зарядку (эскимосы, славяне, греки) .
Работа с детьми : Беседа с детьми об утренней зарядке, ее пользе для здоровья . Физкультминутка. Чтение стихотворения «Утренняя зарядка» .
Февраль 1 неделя. Тема: «Мы дружим с физкультурой» .
Цель: Продолжать формировать представление о необходимости заботиться, о своем здоровье.
Понятия «физкультура» , «спорт» .
Работа с детьми : Отгадывание загадки (спорт) . Рассматривание иллюстраций с изображением разных видов спорта. Уточнение их содержания и особенностей. Конкурс «Придумай новую подвижную игру» . Проигрывание новых подвижных игр.
Февраль 2 неделя. Тема: «Путешествие в страну здоровья » . Цель: Уточнить представление о том, что такое здоровье и как сберечь его; развивать понимание значения гигиенических процедур, правильного питания, закаливания, занятий физкультурой и спортом; обобщить представления о положительных нравственных качествах.
Понятия «гигиенические процедуры» , правильное питание», «закаливание» , «занятия физкультурой и спортом» .
Работа с детьми : Путешествие в страну Здоровье . Чтение стихотворения К. И. Чуковского «Барабек» . Знакомство с законами страны Здоровье . Физкультминутка. Заучивание детьми законов здоровья .
Февраль 3 неделя. Тема «Полезное и вредное» Цель: уточнить представления детей о полезных и вредных продуктах.
Понятия «полезные и вредные продукты»
Работа с детьми: Д/игра «назови правильно» Выполнить задание с детьми: наклеить полезные и вредные картинки с изображением продуктов на «Чудо дерево»
Февраль 4 неделя. Тема «Что мы знаем о еде»
Цель: познакомить детей с понятием «правильная еда»
Работа с детьми: Рассматривание картинок по теме, С/Р игра «Приготовь обед», д/игра « угадай по вкусу»
Март 1 неделя: тема: «Овощи и фрукты – полезные продукты»
Цель: закрепить знания детей об овощах и фруктах, их пользе.
Работа с детьми: Д\игра «Чудесный мешочек», предложить детям нарисовать фрукты и овощи, кто какие хочет.
Март 2 неделя. Тема: Беседа «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»
Цель : расширять знания о пользе витаминов, закрепить знания о полезных и вредных продуктах. Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.
Работа с детьми: Д/игра « Назови правильно», Д\игра «Составь по образцу»
Март 3 неделя. Тема: « Культурно-гигиенические навыки»
Цель: воспитание навыков культуры гигиены.
Работа с детьми: Чтение С.Беляевой «Юля –чистюля» Заучивание пальчиковой игры «Надо, надо, нам помыться», рассматривание картинок.
Март 4 неделя. Тема: «Как я буду заботиться о своем здоровье»
Работа с детьми: игра- занятие «Помоги Зайке сберечь здоровье»
Цель: Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья. На основе ситуационных моментов учить делать выводы о безопасности жизнедеятельности. Воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказывать помощь друг другу.
С/рол. игры «Поликлиника», «Больница»
Цель: расширить знания детей о профессиональных действиях медицинских работников, воспитывать уважение к их труду. Учить объединяться в игре, распределять роли.
Чтение К.Чуковский «Доктор Айболит»
Апрель 1 неделя. Тема: «Опасности вокруг нас»
Цель: Формирование знаний детей о здоровом образе жизни. Учить детей осторожному обращению с предметами, которые могут быть источниками опасности
Работа с детьми: Беседа «Опасные предметы вокруг нас», «Осторожно лекарства»
Д/игра «Опасно — безопасно», «Скорая помощь», «Я знаю, что можно, что нельзя»
Цель: Закрепить знания детей об опасных предметах и ситуациях, представляющих опасность.
Чтение «Кошкин дом» — Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо»;
Апрель 2 неделя. Тема: Лекарственные растения»
Цель: Рассказать детям о некоторых лекарственных растениях, растущих в природе.
Работа с детьми: рассматривание картинок, Д/игра «назови правильно», раскрашивание картинок с изображением лекарственных растений.
Апрель 3 неделя. Тема: «Солнце, воздух и вода мои лучшие друзья»
Цель: расширять и систематизировать знания детей о солнце, воздухе и воде, как полезных для здоровья и средствах закаливания.
Дидактическая игра : «Утро начинается», «Что такое хорошо, что такое плохо»
Рисование «Светит солнышко»
Цель: формировать умение детей передавать в рисунке образ солнышка
Чтение потешки «Солнышко ведрышко»
Апрель 4 неделя. Тема: «Лето красное – для здоровья время прекрасное » Цель: закрепить знания детей о летнем времени года.
Понятия «купание» , «солнечные ванны» , «закаливание» , «футбол» . Рассказ педагога о правилах купания, о играх с мячом.
Работа с детьми : Рассказ детей о том, как они проводят лето. Чтение стихотворения «На рыбалке» . Запоминание важных правил купания. Чтение стихотворений «У реки» , «Веселый футбол» . Вопросы к детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по развитию мелкой моторики на сентябрь-ноябрь, предназначен для работы с детьми средней группы, содержит постановку задач, названия занятий, игр, игровых ситуаций, пальчиковой гимн.
Перспективный план содержит перечень названий занятий, пальчиковых игр, игровых ситуаций, их целей и задач.
Детям очень нравится создавать своими руками интересные поделки, аппликации. Благодаря этому у них создаётся радостное настроение, появляются навыки работы с различными материалами, развивается .
Перспективно-тематический план кружка.
Одним из несомненных достоинств занятий по продуктивной деятельности с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрироват.
Источник
Программа кружка «Друзья ЗОЖ»
Разделы: Экология
Не случайно самой большой ценностью каждого человека считается его здоровье. К сожалению, существует слишком много объективных и субъективных причин, заставляющих забывать, что здоровье необходимо беречь и приумножать.
Фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, в период обучения в школе, поэтому необходимо именно в этом возрасте заложить основы здорового образа жизни. Необходимо научить ребят более полно раскрыть и использовать свой биологический потенциал в повседневной жизни. Именно такую цель я ставила перед собой, создавая программу кружка.
Занятия помогут ребятам сформировать понятие исключительной ценности здоровья, привить навыки здорового образа жизни, повысить интерес к предмету, расширить знания в сфере биолого-экологических наук, способствуют профессиональной ориентации и выбору будущей профессии.
Одной из целей предполагаемой программы является также подготовка и развитие практических умений учащихся в области экологии человека, оценки состояния здоровья, иммунитета, основных закономерностей функционирования организма. Отдельные темы используются в качестве тем для ученической исследовательской работы, а результаты соответствующих работ – как основа для докладов (выступлений) на семинарских занятиях.
На занятиях кружка ребята не только получают знания по отдельным темам, но и привлекаются к пропаганде навыков ЗОЖ среди учеников школы. Они участвуют в организации и проведении Дней Здоровья, спортивных соревнований, конкурсов рисунков, листовок, плакатов, фотографий, подготовке и проведении классных часов, викторин, социологических опросов и анкетировании учащихся школы.
Цель: сформировать у учащихся ценностное отношение к здоровью, навыки ЗОЖ, культуру здоровья
Задачи:
1 год обучения
- Расширить знания учащихся по экологии человека;
- Рассмотреть основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем, опорно-двигательной системы;
- Способствовать формированию навыков, необходимых для принятия разумных решений по поводу иммунитета, вредных привычек, питания;
- Обучить конструктивным способам выхода из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
- Научить применять коммуникативные и презентационные навыки;
- Сформировать навыки элементарной исследовательской деятельности, анкетирования, социологического опроса.
2 год обучения:
- Рассмотреть основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики некоторых видов заболеваний;
- Обучить способам выхода из стрессовых ситуаций;
- Способствовать формированию навыков учебно-исследовательской деятельности;
- Вооружить ребят знаниями, умениями и навыками, необходимыми для оказания первой медицинской помощи;
- Способствовать формированию навыков, необходимых для принятия разумных решений по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания.
Формы обучения: групповые, индивидуальные и коллективные.
Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставок, проведении экскурсий. Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий. Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития.
Девиз работы: «Узнал сам – научи других!»
Программа кружка «Друзья ЗОЖ» рассчитана на 2 года обучения и включает в себя 68 часов учебного времени (по 34 часа каждый год) из них: 15 часов лекций, 37 ч- практикумов и 16 ч – семинаров (конференция и «круглый стол»). Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал. Практические занятия проводятся в условиях кабинетов-лабораторий.
Учебно-тематический план
Раздел, тема | Теория | Практика | Итого |
1. Иммунитет на страже здоровья | 4 | 5 | 9 |
2. Вредные привычки | 3 | 3 | 6 |
3. Движение – жизнь | 4 | 6 | 10 |
4. Пища наша | 4 | 5 | 9 |
Итого | 15 | 19 | 34 |
Раздел, тема | Теория | Практика | Итого |
Экология города | 3 | 6 | 9 |
Береги зрение с молоду | 3 | 3 | 6 |
До приезда скорой помощи | 6 | 4 | 10 |
Жизнь без стресса | 4 | 5 | 9 |
Итого | 16 | 18 | 34 |
Содержание программы
1 год обучения
«Иммунитет на страже здоровья»
Работа по этой теме проводится в течение 1 четверти (9 часов)
Теоретические знания: иммунитет, виды иммунитета, значение и механизм иммунитета, онкологические заболевания, профилактика онкологических заболеваний, аллергия, аллергены, вирусы, ОРЗ, ОРВИ, грипп, причины и профилактика заболеваний.
Практикум: анкетирование, исследования, подготовка и проведение классных часов, оформление стенда «Осторожно – грипп!», сбор и обработка информации по теме, создание презентаций
Практическая работа:
- «Оценка состояние противоинфекционного иммунитета»
Темы работ:
- Исследовательские:
- Определение функционального состояния и адаптивных возможностей организма
- Влияние времени года на заболеваемость вирусными болезнями
- Прививка: «за» и «против» (опрос учащихся школы)
- Реферативные:
- Грипп.
- Профилактика вирусных болезней
- Лекарственные растения на страже иммунитета
- Творческие:
- Создание сценария классного часа по теме
«Вредные привычки»
Работа проводится во 2 четверти (6 часов)
Теоретические знания: вредные привычки человека, пагубные пристрастия, эйфория, наркогенные вещества. Табакокурение, алкоголизм, наркомания. Влияние вредных веществ на организм подростка.
Практикумы: анкетирование, исследования, подготовка и проведение классных часов, подготовка и проведение конкурса рисунков, плакатов, листовок, оформление стенда «Я выбираю здоровье!», создание презентаций, проведение акции «Листовка в подъезд».
Темы работ:
- Исследовательские:
- Анкетирование учащихся школы «Я и вредные привычки»
- Соцопрос «Почему я начинал курить?»
- Реферативные:
- История табакокурения
- Влияние никотина (алкоголя, наркотиков) на организм
- Как бросить курить?
- Творческие:
- Создание сценария классного часа
- Листовка «Брось курить!»
«Движение – жизнь»
Работа проводится в 3 четверти (10 часов)
Теоретические знания: опорно-двигательная система человека, условия ее формирования, болезни ОДС, меры профилактики искривления позвоночника и плоскостопия, анаболики, стероиды, гормоны. Влияние двигательной активности на организм, гиподинамия. Практикумы: анкетирование, опросы, исследования, оформление стенда «Движение – жизнь!», проведение конкурса фотографий «Спорт и моя семья», подготовка и проведение общешкольного Дня Здоровья, создание презентаций.
Практические работы:
- Действие нагрузки на работу сердца
- Рефлекторный приток крови к мышцам
- Определение правильности осанки, наличия плоскостопия
Темы работ:
- Исследовательские:
- Анкетирование «Спорт в моей жизни и жизни моей семьи»
- Оценка состояния физического здоровья.
- Оценка подготовленности организма к занятиям физической культурой.
- Оценка общего состояния здоровья с помощью теста МПК
- Определение состояния сердечно — сосудистой системы с помощью пробы Марина
- Реферативные:
- Польза движений в судьбах великих людей
- Влияние двигательной активности на организм
- Гиподинамия – болезнь века
- Правила тренировки
- Творческие:
- Разработка комплекса упражнений для различных групп учащихся.
«Пища наша»
Работа проводится в 4 четверти (9 часов)
Теоретические знания: питательные вещества, вкусовые компоненты, природные пищевые компоненты и вредные вещества пищи. Заболевания, вызываемые болезнетворными организмами. Рациональное питание. Культура питания. Диета.
Практикумы: анкетирование, исследования, подготовка и проведение общешкольного конкурса «Пир горой», оформление стенда «Есть, чтобы жить», сбор и обработка информации по теме, создание презентаций.
Практическая работа «О чем расскажет упаковка»
Темы работ:
- Исследовательские:
- Определение интенсивности обмена веществ в состоянии покоя и дозированной нагрузки
- Определение энергозатрат
- Соцопрос «Диета: «за» и «против»
- Анализ самонаблюдения «Мой режим питания»
- Реферативные:
- Блюда национальной кухни
- Диета и здоровье
- Режим питания моей семьи
- Вкусовые и пищевые добавки
- Творческие:
- Общешкольный конкурс «Пир горой»
2 год обучения
«Экология города»
1 четверть (9 часов)
Теоретические знания: Методы исследования. Экологические факторы. Загрязнение окружающей среды. Виды загрязнений и пути их распространения. Основные загрязнители. Запыленность, твердые атмосферные выпадения и пыль (взвешенные частицы); состав, свойства и экологическая опасность, влияние на организм. Естественные воды и их состав. Виды и характеристика загрязнений водных объектов: тепловое, загрязнение минеральными солями, взвешенными частицами, нефтепродуктами, бактериальное загрязнение. Понятие о качестве питьевой воды. Основные источники химического загрязнения воды (промышленные, автомобильные и др.) методы отбора проб воды. Почва и ее экологическое значение. Нарушения почв. Деградация почв. Компоненты и общие физические свойства почв. Химическое загрязнение почв. Влияние соединений свинца на организм.
Практикумы: анкетирование, исследования, подготовка и проведение конференции «Загрязнения микрорайона школы», оформление стенда «Город, в котором мы живем». Проведение фотоконкурса «Боль природы», создание презентаций. Написание статьи в газету.
Практические работы:
- Определение пылевого загрязнения территории города и микрорайона школы;
- Определение шумового загрязнения территории города и микрорайона школы;
- Определение наличия соединений свинца в воде в микрорайоне школы.
- Определение наличия соединений свинца в почве в микрорайоне школы
Темы работ:
- Исследовательские:
- Изучение воздействия хозяйственной деятельности человека на водные объекты.
- Определение количества загрязнителей, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта
- Учебно-исследовательские проекты (долгосрочные)
- Изучение воздействия хозяйственной деятельности человека на водные объекты.
- Экологическая характеристика родников
- Биоиндикация экологического состояния водоемов с помощью пресноводных моллюсков.
- Изучение водных беспозвоночных реки и оценка ее экологического состояния.
- Оценка экологического состояния леса по асимметрии листьев.
- Определение состояния древесных растений в разных зонах города
- Реферативные:
- Экологический мониторинг. Методы исследования
- Влияние пыли (свинца, шума) на организм человека
- Творческие:
- Написание заметки о проведенных исследованиях в газету «Приволжская новь»
«Береги зрение с молоду»
2 четверть (6 часов)
Теоретические знания: значение зрения. Строение органа зрения, зрительный анализатор. Слепое пятно, желтое пятно. Близорукость, дальнозоркость, конъюктивит, проникающее ранение глаза, катаракта, глаукома. Первая помощь при повреждении глаз. Фотоэпилепсия. Профилактика болезней органа зрения
Практикумы: анкетирование, опросы, исследования, подготовка и проведение конференции «Береги зрение с молоду», оформление стенда. Подготовка и проведение классных часов.
Практические работы:
- Сужение и расширение зрачка
- Принцип работы хрусталика
- Обнаружение «слепого пятна»
- Мигательный рефлекс
Темы работ:
- Исследовательские:
- Анкетирование учащихся
- Исследование «Уровень зрения учащихся нашей школы»
- Реферативные:
- Гигиена органов зрения
- Фотоэпилепсия. Что это такое?
- Режим работы на компьютере.
- Гимнастика для глаз на каждый день.
- Не верь своим глазам – иллюзия
«До приезда скорой помощи»
3 четверть (10 часов)
Теоретические знания: Травмы. Вывих, растяжение, перелом, шина. Кровотечение, жгут, закрутка, давящая повязка. Грипп, туберкулез, рак, отек, электротравма, обморок,
реанимация. Ожог, обморожение. Терморегуляция, тепловой и солнечный удар.
первая помощь при травмах, ожогах, обморожениях, тепловых и солнечных ударах, отравлении, кровотечении. Оформление стенда в кабинете биологии «Уголок безопасности». Конференция «Это должен знать каждый», игра «До приезда скорой помощи»
Темы работ:
- Исследовательские:
- Анкетирование учащихся школы «Умею ли я оказать первую помощь»
- Реферативные:
- Профессия – врач.
- МЧС на службе человека.
- Это должен знать каждый.
- Творческие:
- Оформление стенда «Уголок безопасности»
«Жизнь без стресса»
4 четверть (9 часов)
Теоретические знания: Стресс, поведение человека. Закономерности работы головного мозга, работоспособность, режим дня, учение о стрессе, устойчивость к факторам среды, эмоции. Конфликты, перенапряжение, нейтрализация эмоционального стресса, релаксация.
Практикумы: опросы, анкетирование, подготовка и проведение классных часов, оформление стенда «Осторожно – стресс!», сбор и обработка информации по теме, создание презентаций. Организация и проведение общешкольного Дня здоровья.
Темы работ:
- Исследовательские:
- Определение стрессоустойчивости организма;
- Анкетирование учащихся «Стресс и я»
- Реферативные:
- Стресс – проблема 21 века
- Пути выхода из стресса
- Жизнь без стресса
- Творческие:
- Участие в организации и проведении общешкольного Дня Здоровья
Методические рекомендации
Данный курс предполагает примерный объем знаний, умений и навыков, которым должны овладеть школьники в области эколого – биологических наук. Снижение интереса к предмету и обилие информации не воспитывает у школьников потребности к расширению и углублению своих знаний. На занятиях курса учителю представляется возможность выбрать свою методику из множества инновационных, по новому взглянуть на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру действенных знаний. Задача учителя состоит в том, чтобы научить ученика добывать знания самостоятельно. Обучение на курсе направлено на активную учебную деятельность. При организации и планировании занятий учитываются возрастные особенности детей: любознательность, наблюдательность; интерес к динамическим процессам; желание общаться с живыми объектами; предметно-образное мышление, быстрое овладение умениями и навыками; эмоциональная возбудимость. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов в ходе бесед, лекций. Основными формами занятий является исследовательские уроки, проблемно-лабораторные и практические занятия, рефераты, защита групповых проектов. Итогом проведения
лабораторных или практических работ являются отчеты с выводами, рисунками. На уроке закладываются опыты, исследования, за ходом которых наблюдают ответственные и о результатах докладывают на занятии. Знания учащихся проверяются с помощью тестовых работ, при этом требования к знаниям и умениям не должны быть завышены, так как чрезмерность требований порождает перегрузку и ведет к угасанию интереса.
Темы занятий даются приблизительные, так как всегда есть возможность заменить их на более востребованные в данный момент. Ребятам предоставляется широкая возможность выбора заданий по возможностям, желанию, способностям. Это и сообщения, и рефераты, рисунки, фотографии, и исследовательские работы. Для более подготовленных ребят есть возможность для проведения учебно-исследовательской работы. На занятиях курса учащиеся учатся говорить, отстаивать свою точку зрения, защищать творческие работы, отвечать на вопросы. Это очень важное умение, ведь многие стесняются выступать на публике, теряются, волнуются. Для желающих есть возможность выступать перед слушателями, проводить классные часы, организовывать и проводить спортивные соревнования. Таким образом, раскрываются все способности ребят.
Каждая теме рассчитана на одну учебную четверть. Работа учащихся происходит на занятиях и во внеурочное время.
Педагогические технологии, используемые в обучении.
- Личностно-ориентированные технологии, позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении.
- Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки.
- Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.
- Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов.
- Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков.
Прогнозируемые результаты.
Должны знать:
1 год обучения:
- Теоретический материал, предусмотренный программой курса по темам
- Методики проведения исследований по темам
- Основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем
- Особенности влияния вредных привычек на здоровье подростка
- Особенности строения, соединения костей, состав, их рост, отделы скелета, строение и виды мышц
- Особенности воздействия двигательной активности на организм человека
- Распространенные болезни пищеварительной системы и правила оказания помощи при отравлениях
- Основы рационального питания.
2 год обучения:
- Теоретический материал, предусмотренный программой курса по темам
- Правила оказания первой помощи, их физиологическое обоснование
- Структуру написания и оформления учебно-исследовательской работы
- Методику проведения исследований загрязнения окружающей среды
- Способы сохранения зрения, их физиологическое обоснование
Должны уметь:
1 год обучения:
- Принимать разумные решения по поводу иммунитета, вредных привычек, питания
- Находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет
- Применять коммуникативные и презентационные навыки
- Использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе
- Проводить анкетирования, социологические опросы
- Работать с различными источниками информации
2 год обучения:
- Оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах
- Находить выход из стрессовых ситуаций
- Принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания
- Общения со взрослыми людьми по поводу исследований
- Использовать навыки учебно-исследовательской деятельности
Критерии оценки знаний, умений и навыков.
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.
Формы контроля представлены в Приложении 2.
Формы подведения итогов реализации программы.
- Итоговые выставки творческих работ.
- Участие в районных и областных конкурсах исследовательских работ.
- Организация и участие в общешкольных мероприятиях.
- Папка подборок сценариев классных часов по темам курса.
- Презентация итогов работы на заседании городского научного общества.
Результаты работы по реализации программы представлены в Приложении 3.
Список литературы смотри в Приложении 4.
Источник