Психологическая программа формирования здорового образа жизни «Мое здоровье»
рабочая программа
Цель программы: выработка у обучающихся, родителей, педагогов навыков здорового образа жизни и формирования устойчивого нравственно-психологического неприятия употребления психоактивных веществ, алкоголя, курения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа ЗОЖ, профилактика, здоровый образ жизни | 2.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская Программа «Твоё здоровье» посвящена разработке подходов к формированию здорового образа жизни у подрастающего поколения (временной интервал 5- 9 класс). Она интересна и нужна подростка.
Создание условий для формирования у учащихся здорового образа жизни, заботливого отношения к своему здоровью как главной жизненной ценности.
Мероприятие о здоровом образе жизни.
Данный урок обществознания интегрирован с уроком ОБЖ в 6 классе. Здесь объединены две темы «Наш образ жизни.» (Обществовеческое) и «Основы здорового образа жизни» (тема по ОБЖ). Это позволяет посмотре.
Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, т.
формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни.
Пропаганда здорового образа жизни. Профилактика вредных привычек у подростков.
Источник
Направления работы психолога по пропаганде здорового образа жизни и формированию личностных качеств учащихся
Просмотр содержимого документа
«Направления работы психолога по пропаганде здорового образа жизни и формированию личностных качеств учащихся»
Направления работы психолога по пропаганде здорового образа
жизни и формированию личностных качеств учащихся
из опыта работы Вострухиной Л.Ю.
ОСНОВНОЙ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, утвержденная приказом Минобразования России от 28.02.2000 № 619.
Главная цель функционирования психологической службы образования – обеспечение психологического здоровья учащихся.(первичная профилактика ) Исходя из этого, психологу нужно уметь «подобрать ключик» к любому ученику но, сделать это совсем не просто, поскольку ребенок способен «раскрыться» только тому человеку (специалисту), которому доверяет. Мы, взрослые, не устаем повторять, что «дети – наше будущее», и строим будущее наших детей так, как это хочется нам, не поинтересовавшись, каким хочет видеть это будущее сам ребенок. Переступив порог школы, первоклассник смотрит на мир широко раскрытыми глазами с радостью и одновременно с тревогой. В школе он узнает много интересного и полезного – он уже ученик! Все действительно хорошо, если все получается. А если нет? «Почему у него получается правильно решать задачи, а у меня нет?» — спрашивает он у взрослых. И здесь очень важно объяснить, что неудача – путь к успеху, что надо преодолеть трудности, чтобы познать истину, тогда и результат будет хорошим. Всё очень просто и, одновременно, очень сложно.
Уместны, на мой взгляд, слова Л. Толстого: «Люди, как реки: вода во всех одинаковая, и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то холодная, то мутная, то теплая…», – так и люди. Каждый человек уникален, что не вызывает сомнения, однако умение предъявить себя миру является проблемой для многих и это далеко не редкость. В таких случаях психолог должен дойти до сердца каждого воспитанника, помочь ему не потеряться в толпе, сделать все возможное, чтобы возникающие проблемы решались успешно и не вызывали серьезных последствий. И пусть сегодня ученик неуспешен в каком-либо виде деятельности, но ведь это только сегодня, а потом обязательно наступит завтра и, если надо, то и послезавтра, но в любом случае, в конце туннеля обязательно появится свет, только к этому нужно стремиться и двигаться вперед, не сворачивая с намеченного пути.
Деятельность психолога предполагает работу со всеми участниками педагогического процесса – учениками, учителями, родителями, должна проводиться последовательно, в доступной для восприятия форме и быть достаточно разнообразной.
8 слайд Работа включает: семинары – практикумы, выступления на педсоветах, родительских собраниях, МО; индивидуальные и групповые консультации учеников, учителей, родителей; проведение факультативов, работу «клубов по интересам», участие в школьных мероприятиях, выступления в СМИ; подготовку рекомендаций, информационных стендов и буклетов и т.д.
В последнее время много внимания уделяется здоровьесберегающим технологиям, но, к сожалению, здоровье наших детей от этого не улучшается, что подтверждено статистикой. Основной причиной являются: снижение уровня жизни , плохая экология. Низкая культура родителей ,а также увеличение нагрузок на учащихся . В результате чего нервная система ученика не справляется с нагрузкой и дает сбои и, как результат, – тики, заикание, нежелание и неумение говорить с собеседником в спокойном тоне, конфликтность и даже агрессия. Результаты исследования показали, что учащиеся недостаточно внимания уделяют физкультуре и спорту, хотя стремление к этому есть, но для этого, со слов учеников, «необходимо воспитывать силу воли и желание этим заниматься».
Задачи, которые стоят перед школой и заключаются в следующем:
– повышение качества обучения на основе приоритетности личностно-ориентированного подхода к учащимся; организация факультативов по предметам учебного плана для расширения и углубления знаний учащихся;
– создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся по формированию мотивации к здоровому образу жизни на основе внедрения здоровьесберегающих технологий, повышение роли физкультурно-оздоровительной работы, направленной на увеличение двигательной активности учащихся на уроках и в свободное от учебы время;
– формирование активной жизненной позиции учащихся через воздействие педагогического коллектива, семьи и общественных организаций по созданию условий для саморазвития и самосовершенствования учащихся;
Психологом были обозначены факторы, которые негативно влияют на здоровье учащихся и на которые необходимо обратить внимание всему педагогическому коллективу в последующей работе. К ним мы можем отнести:
– перегрузку и несовершенство учебных программ;
– недостаточное развитие у учащихся личностных качеств (толерантность, доброжелательность, сдержанность и т.д.);
– недостаточные знания учащихся, учителей и родителей о своем здоровье;
– низкий уровень мотивации к ведению здорового образа жизни;
– использование преимущественно обучающих технологий в ущерб воспитательным, из-за перегрузки учебных программ;
– изношенность учебных пособий и оборудования, необходимых для оснащения педагогического процесса;
Виды профилактики
•Первичная (комплекс мероприятий, предупреждающих приобщение к употреблению наркотиков);
•Вторичная (комплекс мероприятий, предупреждающих формирование болезни и осложнений, связанных с употреблением наркотиков у «эпизодических» потребителей, не обнаруживших признаков болезни);
•Третичная (реабилитация) (комплекс мероприятий, направленных на предотвращение срывов рецидивов заболевания)
Приоритетные направления
деятельности школы
в области первичной профилактики
•Устранение неблагоприятных условий школьного окружения (дискриминация и подавление детей, негативные ожидания, аддиктивное окружение, оценочные отношения со стороны педагогов, давление обязательств и т.д.);
•Создание благоприятных и безопасных условий для развития ребенка (уважение к праву голоса и естественным потребностям ребенка, безусловное принятие его самого, условия для самореализации, удовлетворения интересов, сотрудничество со взрослыми, создание и укрепление школьных традиций, создание безопасных зон отдыха и т.п.);
•Укрепление самооценки ребенка через позитивное подкрепление;
•Формирование осознанного отношения к ценности здоровья;
•Культивирование духовных ценностей и нравственных идеалов;
•Укрепление социальной компетентности учащихся (тренинги навыков, помогающих преодолевать стрессы, конфликты, эмоциональные трудности, кризисы; находить место в группе сверстников; реализовывать свое право голоса; принимать самостоятельные решения, нести ответственность за свое поведение и т.д.);
•Воспитание у учащихся критичного, основанного на правдивой информации, отношения к удовольствиям, средствам зависимости и потребительскому стилю жизни;
•Реализация детьми права голоса через школьные органы самоуправления;
•Помощь семье в укреплении ее воспитательной функции.
Типы профилактики
•Общесоциальная (неспецифическая) профилактика (благоустройство подъездов, затрудняющее доступ к потенциальным местам употребления наркотиков, организация досуга подростков, создающая альтернативу приему наркотиков, организация занятости подростков в свободное время).
(специализированные информационные кампании в средствах массовой информации, уроки, психологические тренинги и тематические занятия, выпуск специальной литературы, терапевтические программы для потребителей наркотиков. Программы снижения вреда).
В школе реализуется программа «Это мой выбор» которая охватывает 6-8 классы В зависимости от возраста и индивидуальных возможностей учащихся, информация, получаемая ими, претерпевает изменения и варьируется.
Тематическое планирование занятий с элементами тренинга
Источник
План работы психолога по формированию навыков здорового образа жизни и безопасного ответственного поведения учащихся на 2020-2021 учебный год
специалист в области арт-терапии
директор КГУ «Камышинский комплекс
«Общеобразовательная средняя школа – детский сад»
отдела образования Шемонаихинского района»
_____________ Какаулина Л.Н.
План
работы психолога по формированию навыков здорового образа жизни и безопасного ответственного поведения учащихся
на 2020-2021 учебный год
Цель : создание условий для сохранения здоровья учащихся, формирования основ здорового образа жизни, безопасного ответственного поведения учащихся, обеспечение сохранности нравственных ценностей и культуры взаимоотношений.
Задачи: активизировать работу по профилактике употребления алкоголя, курения, других психоактивных веществ, преодолению кризисных ситуаций, развитию умений и способов управления своим эмоциональным состоянием;
содействовать приобретению учащимися знаний, развитию умений и навыков здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, нравственного, безопасного и ответственного поведения;
формировать у подрастающего поколения ответственное отношение к своему здоровью, поддерживать стремление молодежи вести активный здоровый образ жизни.
Организация консультативной помощи классным руководителям в работе с детьми с девиантным поведением
Психологическая помощь родителям в форме лекций, индивидуальных консультаций по темам:
«Возрастная психология ребенка»,
«Особенности воспитания различных категорий школьников»,
«Основные критерии нервно- психологического развития ребенка»
«Адаптация ребенка к условиям школьной жизни»
кл. руководители, психолог,
Проведение анкетирования учащихся
«Выявление пагубных явлений в молодёжной среде»
кл. руководители, психолог,
Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися «Здоровье нации – за молодежью»
кл. руководители, психолог
Размещение информации на сайте школы по формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек
зав. по ВР , кл. руководители, психолог
Подготовка информационных стендов по антиалкогольной и антинаркотической тематике, а также раздаточного материала
зам. по ВР, психолог
«Мобильный телефон»За и Против»;
«Правила здорового образа жизни»;
Индивидуальные консультации специалистов социально-психологической службы родителям по возникшим проблемам по профилактике злоупотребления табакокурения и алкоголизма, наркомании и токсикомании
зам. по ВР , кл. руководители, психолог,
Просмотр лекционного фильма: « Последствия сексуальной революции» 8-11 класс
зам. по ВР, психолог,
Разработка памяток для педагогов на тему профилактика употребления ПАВ несовершеннолетними
зам. по ВР, психолог,
Родительское собрание: « Роль семьи в формировании здорового образа жизни»
зам. по ВР, психолог,
Индивидуальные и групповые психолого-педагогические
консультации с учащимися «Телефон доверия»
Классные часы:
«Вредные привычки – разрушители здоровья» (1-4кл.),
«Умей сказать – нет!» (5кл.),
«Трагедия молодого поколения»(6кл.), «Невидимая смерть»(7кл.),
«Ты сильный и смелый» (8кл.),
«Нет наркотикам!»(9кл.);
зам. по ВР, психолог,
Видеолекторий по проблеме профилактики наркомании, ЗППП, негативных привычек (8-11 кл.)
зам. по ВР, психолог,
Педагог-психолог: _____________ Сырбова Н.А.
Источник
Занятие психолога «Мы за здоровый образ жизни»
специалист в области арт-терапии
Занятие с учащимися по профилактике употребления ПАВ
Тема: «Мы за здоровый образ жизни»
Актуальность: данное занятие посвящено обсуждению проблемы употребления ПАВ и вредных привычек в аспекте осуществления жизненного выбора и его влияния на будущее учащихся. При этом придаётся значение нравственного характера выбора в аспекте формирования будущего. Формирование временной перспективы является актуальной задачей юношеского возраста, поэтому изучение данной темы может помочь учащимся оценить события своей жизни, осознать необходимость оказания самостоятельного влияния на её ход.
Цель: отработка учащимися навыка преодоления препятствий на пути к достижению цели в процессе их жизненного пути
— развитие умения анализировать свои личные качества
— развитие ценности жизни и интереса к жизни у учащихся
Возраст учащихся : 14-15 лет (8-9 класс)
Форма проведения : занятие с элементами тренинга
Методы : тренинговое упражнение, беседа, убеждение, коллективное мнение
Средства организации занятия : компьютер, видеоролики.
Продолжительность занятия : 40 минут
Материал : конспект занятия, мел, листы бумаги формата А4 на каждого участника с изображением деревьев для определения целей и с кроссвордом по вредным привычкам, ручка, ватман, фломастеры, яблоки вырезанные из цветной бумаги, макет дерева жизни из ватмана.
1. Ритуал приветствия
Цель: создание позитивного эмоционального настроя на занятие
Психолог. Начать наше занятие мне хотелось бы с загадки. Что ничего не стоит, но многое даёт? Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при этом тех, кто её дарит. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Вы часто дарите её друг другу.
Подарите друг другу улыбку. Теперь с помощью хорошего настроения вы, конечно же, справитесь со всеми заданиями.
Посмотрите видеоролик и определите тему, о которой мы будем сегодня говорить. https://www.youtube.com/watch?v=b-09nVEAREk
Почему именно эту тему необходимо обсудить?
Да действительно жизнь человека зависит от внешних факторов и поиска пути разрешения ситуации, поиска выхода из неё.
Психолог : мы с вами продолжаем говорить на тему ЗОЖ. Сегодня я вам предлагаю тренинговое упражнение «Дерево жизни», выполнив его мы сможем ещё раз убедиться в том, что у человека есть выбор в зависимости от которого меняется его жизнь. В жизни каждого из вас есть цель, к которой он стремиться. Что такое цель? Цель это то, что каждый из нас хочет получить. Но бывает и по-разному.
Перед вами 2 шаблона дерева. Давайте рассмотрим данные ситуации и смоделируем жизнь каждого из этих деревьев.
Цель в жизни достигнута Отсутствие жизненных целей
Я не зря спросила про цель. Что помогает достичь поставленной цели?
Ответы детей являются корнями первого дерева. (обсуждение)
Умение отказаться от вредных привычек
Занятие любимым делом
Спорт и здоровый образ жизни
Если представить, что это человек, то его жизнь будет насыщенной, наполненной смыслом, как красивое пышное дерево, которое растёт, развивается и цветёт. Его корни питают его и дают возможность достичь поставленной цели.
А что мешает человеку достичь цели?
Ответы детей являются конями второго дерева (обсуждение)
Бывают периоды, когда не хочется ничего делать. Это нормально, значит, что организм устал и ему необходим отдых. Но, если лень становится постоянным спутником, то человек испытывает негативные эмоции, возникает чувство вины, иногда гнева на самого себя. Могут развиться страх и невроз.
Вредные привычки влияют на психику и здоровье человека в целом.
Что может являться вредной привычкой?
Неуправляемое тяготение к совершению покупок.
Слабоалкогольный напиток из хмеля.
Вдыхание токсичного дыма.
Органическое соединение поддерживающие горение.
Поглощение избыточного количества еды.
Программируемая электронная машина.
Сильнодействующий нейротоксин. Раньше применялся как инсектицид, то есть химический препарат для уничтожения вредных насекомых.
Речь, наполненная неприличными выражениями, бранью.
Психоактивное вещество, снижающие физическую и умственную активность, употребление которого приводит к необратимым поседствиям.
Абсолютное отсутствие готовности чем-либо заниматься.
Какое последствие имеет употребление данных веществ и вредные привычки? (обсуждение)
Наиболее опасное влияние на здоровье оказывает употребление табака, алкоголя, наркотиков.
Под воздействием табакокурения, алкоголя, наркотиков поражаются внутренние органы (сердце, легкие, желудок, сосуды, головной мозг). Снижается работоспособность человека, ослабевает зрение, слух, память. Меняется и поведение людей: они становятся неуправляемыми и способны совершать поступки, опасные для собственной жизни и жизни окружающих. Также определённый вред здоровью и формированию личности человека наносит и стремление часто играть в компьютерные игры, общение on-line. Жизнь таких людей становится однообразной, они перестают стремиться к цели, их не интересует окружающий мир, они многого могут не успеть узнать в жизни. Вредными эти привычки называются еще и потому, что от них очень трудно отказаться, т.к. они вызывают зависимость (болезнь). Последствия, которые наступают в результате их ограничения, настолько болезненны, что человек не может справиться с ним сам.
Это безусловно зависимость. Она влияет не только на ухудшение здоровья человека, но и вызывает неспособность достижения поставленной цели. А точнее бесцельную жизнь и деградацию личности.
Итак, какой же вывод мы можем сделать из вышесказанного?
Вывод: человек живёт в среде, где он может подчиняться внешним факторам или искать пути разрешения ситуации, искать выходы. В любом случае в жизни человек всегда делает выбор. Он основывается на ценностях, потребностях человека, его интересах.
Какой бы девиз в жизни вы выбрали для себя после нашего занятия?
-Мы за здоровый образ жизни.
Я предлагаю вам вместе создать макет дерева жизни (на доске макет дерева), если мы выбираем здоровый образ жизни, то наше дерево будет расти развиваться, цвести и давать плоды. У вас на столах есть плоды и фломастеры напишите на яблоках, что вам поможет реализовать свой девиз по жизни «Мы за здоровый образ жизни». (дети вешают яблоки с надписями на дерево)
Закончить наше занятие я хочу ещё одним роликом. https://www.youtube.com/watch?v=ReKAOpP3ZIU
Психолог: Человек всегда делает выбор сам, какой дорогой ему пойти по жизни. Мне очень бы хотелось, чтобы в своей жизни вы сделали правильный выбор, который позволит вам сохранить своё здоровье и достичь тех целей, которые вы для себя определили.
Источник